61883

Классный час по теме «Формула выбора профессии». «Хочу-могу-надо»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом выборе профессии. Формула профессии Как же правильно выбрать профессию В математике все просто.

Русский

2014-06-02

76 KB

32 чел.

Классный час по теме «Формула выбора профессии»

«Хочу-могу-надо»

Воспитательный час

Махибороды Ирины Виталиевны

                    Истинное сокровище  для людей - умение трудиться.

                                          Эзоп

 Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

1.Вступление

Каждый человек в своей жизни делает два самых главных  выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии.

Вы хотите быть счастливыми?

Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог- именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

Ваши ассоциации слова “профессия” (успех, интерес, любимая работа, зарплата, труд…)

2. Формула профессии

Как же правильно выбрать профессию? В математике все просто.

 Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину. (пишет на доске а х в = s).

Как вы думаете из каких факторов складывается выбор профессии? Что необходимо учитывать при выборе профессии?

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа:

- могу - это все, что мне по силам, по способностям:

-надо - это все, что нужно для общества, страны.

Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

интересна и привлекательна для вас;

соответствует вашим способностям;

пользуется спросом на рынке труда.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. 

 

Как можно определить свои возможности, потенциал, способности, склонности? (при помощи диагностических методов). Поэтому на прошлом занятии при помощи тестирования мы определили ваши склонности и интересы по пяти типам профессий: человек-знак, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек                                                                                                                               Задание 1.                                                                                                                                Обсуждение «Могу».                                                                                                                                                                                                                    - Представьте, что вы – представители данных типов профессий. За 1 минуту, посовещавшись в группе: определить, назвать характерные черты вашего типа профессий, какие качества необходимы для этих профессий, что должен уметь специалист и назвать примеры профессий

- У нас получилась мини-профессиограмма по данной специальности, т. е. краткая характеристика профессии. К данной информации можно добавить ещё знание личных качеств, советы психолога.                                                                                                   Задание 2.

- А теперь попробуйте по готовой профессиограмме определить – о какой профессии идёт речь?                                                                                                                                              Задание 3.

Обсуждение «Хочу».                                                                                                                                                                                                                    Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утратят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п..?

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа- «Самые забытые профессии».

Третья группа- «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа- «Самые отважные профессии».

Пятая группа - Актуальные профессии на рынке труда г. Артемовска       

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессии:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий,  веб-дизайнер, журналист, программист,  автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Самые забытые: конюх, камердинер ,ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.п.

Профессии, которые всегда нужны:  врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, бухгалтер, слесарь- водопроводчик и т.п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк- подводник, летчик- испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т.п.

В Артемовске: торговый агент, водитель, техник-технолог, электрослесарь, продавец, слесарь-ремонтник, химик-аналитик, специалист государственной службы, инспектор, заместитель директора.

Задание 4.                                                                                                                                  Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас, окружает, – В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются. “Медиапленнер”, “криэйтор”, “бренд-менеджер” привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет, особенно у людей старшего поколения.                                       

Откуда появляются новые профессии и что же означают незнакомые названия?
С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производителя возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы он стал узнаваемым и раскупаемым. Появились специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке: супервайзеры, мерчендайзеры, промоутеры, менеджеры по рекламе.

На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России. Поэтому недавно появившиеся специалисты выходят на российский рынок с уже готовыми иноземными названиями. В современных экономических условиях у потребителя большой выбор. Чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии. Выступления учащихся о новых профессиях.

Задание 5.                                                                                                                                          Чей это выбор?Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» и получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?                                                                                                                               

Примерные ответы детей: 

- «Давят родители».

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Вы пересчитали самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.  

Стихийность выбора профессии приводит к неудовлетворённости человека своим существованием, работа становится непосильным бременем.

Я хочу предупредить вас о типичных ошибках при выборе профессии:

Выбор «за компанию», когда человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение со своим другом, подругой, одноклассниками. Но люди- то все разные. То, что подходит одному, другому не подходит. Через какое-то время человек осознаёт, что ошибся, но время уже упущено. И всё же никогда не поздно сделать свой выбор.

Неправильным будет выбор и в том случае, если человек отождествляет школьный учебный предмет с  будущей профессией. Если учащийся имеет хорошие оценки по литературе, это не означает, что он может стать хорошим журналистом.

Профессия выбирается из соображений престижности. Сейчас, как правило, это работа в бизнес – структурах. Не стоит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности, где всё  богато,  блистательно. …У любой монеты две стороны. Не забывайте об этом!

Задание 6.                                                                                                                               Ролевая игра .

Однако, чтобы тебе сопутствовала удачная карьера мало быть специалистом, надо уметь правильно себя вести в обществе.  

Представим,  что  вам  предложили  весьма  престижное и  доходное  место. Вам  назначено  собеседование  с  директором  фирмы. Внимательно  выслушайте  диалог  и  найдите ошибки  у  того,  кто пришел  на  собеседование.

                                Ролевая  игра « Устройство  на  работу»

Директор  фирмы: Что  вы  можете  рассказать  о себе?

Устраивающаяся  на  работу: мне  25 лет,  я дипломированный  специалист.  Имею  семью, детей. Но  иногда  болею.

Директор  фирмы: Почему  вы  хотите  работать  у нас?

Устраивающаяся  на работу: Знаете,  ваша  фирма  близко  от  дома и  здесь  больше  платят, а  вообще  я   умная,  и  думаю,  мои  знания вам  помогут.

Директор  фирмы: Почему вы  уходите  с прежнего места  работы

Устраивающаяся  на работу: Мой  прежний начальник  просто невыносим.  Часто ругал  меня  за  опоздания, а ведь я  живу  так далеко.  Кроме  того,  зарплата  была  низкой,  а  я  хочу  большего.

Директор  фирмы: Извините,  но  вы  нам  не подходите.

Устаивающаяся на работу: Почему?

 А  действительно почему? Я  попрошу  группы  высказать  свое  мнение  по этому  поводу.    

     -  о  семейном  положении можно  не рассказывать, если вас не  спрашивают; 

      -  не  надо  говорить «Близко  от  дома»,  лучше  продемонстрировать  знания о данной  фирме и  что  вы  можете  принести  ей успех, удачу.

      -  никогда не  хулите своего  начальника,  даже  если он был  последним чудовищем, согласно  КЗоТу,  за  опоздания,  как  правило  накладывают  дисциплинарные взыскания (а здесь начальник только  ругал);

      -  думаю,  фирма  правильно сделала,  отказав  в работе этой  девушке,  я     была  бы  недовольна  таким работником.

- чтобы  вас  приняли  на  работу, надо рассказать  о  ваших  серьезных достижениях  на протяжении ряда лет – получение  диплома, аттестация;                                                                                                                          Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если  у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

 Вспомните притчу о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. И на вопрос, чем они занимаются, были получены такие ответы:

  •  Везу проклятую тачку;
  •  Зарабатываю себе на хлеб;
  •  Строю прекрасный храм…

О чем это? Да, об отношении к труду, о мотивации, которая может перерасти в профессионализм, простое человеческое обаяние.                                                                                                                           Учитель:

В заключение хочется привести «джентельменский набор», необходимый для того, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда.

1) Диплом о профессиональном образовании. Причем, чем выше полученные во время учебы оценки, тем более привлекательно в глазах работодателя  выглядит обладатель диплома.

2) Владение компьютером. Знание компьютера не подразумевает достижения заоблачных высот программирования – достаточно просто уметь самостоятельно включить машину, найти там нужную программу, поработать в ней и, сохранив все на диске, выйти из системы

3) Знание иностранных языков.

4) Здоровый образ жизни, хорошая физическая форма. Сегодня в моде не кашляющие очкарики, а крепкие и энергичные парни и девушки.

5) Общая эрудиция, кругозор, начитанность.

6) Презентабельный внешний вид.

7) Ораторские способности, коммуникабельность, обаяние, сообразительность.

8) Наличие второй специальности; дополнительные профессиональные навыки. Лишних знаний и навыков не бывает!

Если сегодняшний школьник обладает хотя бы 70% вышеперечисленных достоинств, его ожидает  блестящая профессиональная карьера.

Рефлексия

 А теперь давайте подведем итог нашей встречи

  •  И в качестве рефлексии мы

-узнали, что судьба не случайность, а предмет выбора;

-мы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;

     - мы удивлены, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде. Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это…профи…(ребята перечисляют слагаемые портрета профессионала)

Учитель: Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки.  Я надеюсь и верю в вас.


«Я хочу»

Я могу»

«Надо»

Профессия


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28868. Учения о государстве и праве елленистического и древнеримского периодов 62.5 KB
  Таким образом в понимании стоиками государства и права можно выделить следующие особенности: 1. В этом смысле закон рассматривается как закон природы источник справедливости и права. Для учения о праве характерно различение права и закона анализ форм права. В качестве основы права П.
28869. Государственно-правовые аспекты учений раннего христианства и средневековья 49.5 KB
  С политикоправовых позиций эти идеи не поддаются однозначной оценке поскольку отрицание государства в римском понимании и связынный с этим правовой нигилизм можно рассматривать как регресс по сравнению с развитой юридической мыслью с другой стороны в учении раннего христианства в первую очередь поддаавались критике те стороны общественной жизни которые требовали серьезного реформирования. В последствии в средневековье проблема взаимоотношения церкви и государства транформируется в основную идеологическую проблему. В последствии в Новое...
28870. Западноевропейская политико-правовая мысль конца 15 - 16 ст 47.5 KB
  Методологические особенности иследования общих проблем государства права и политики в эпоху Возрождения и реформации. Учение о государстве и политическом искусстве Николо Макиавелли. Основные положения учения о государстве Жана Бодена. Государственноправовой аспект богословскополитических доктрин Мартина Лютера и Жана Кальвина.
28871. Развитие учений о государстве и праве в Западной Европе конца 16 - 17 в.в. 69 KB
  Теория естественного права Гуго Гроция.открывает новую эпоху в историческом развитии европейского права. К социальноисторическим факторам оказавшим существенное влияние на формирование новоевропейского понимания проблем государства и права необходимо отнести следующие:  усиление экономического неравенства внутри стран Европы и между этими странами оказавшимися вовлеченными в сферу мирового разделения труда и соответственно связаная с этим необходимость государственноправового вмешательства в решение хозяйственноправовых проблем...
28872. Судебная реформа 1864 года 151 KB
  Основной задачей этой курсовой работы является изучение судебной реформы 1864 года которая считается самой буржуазной и последовательной реформой Х1Х века в России. В ходе реформы судопроизводства в России предполагались изменения в разных его областях: в организации судебной системы например введение суда присяжных в профессиональном статусе судей институт мировых судей пожизненное избрание в процедуре вынесения приговора двухэтапного формирования приговора присяжными и судей и т. Исторические предпосылки судебной реформы...
28873. Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги 87 KB
  Вместо множества судов существовавших для обслуживания различных сословий учреждались единые для всех сословий общегражданские суды. Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды судебные палаты и Правительствующий сенат. Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Замахнувшись на множественность судов создавшихся для обслуживания дворян купцов ремесленников крестьян и других сословий власти не решились полностью...
28874. Основные тенденции мирового развития в XVIIIв. 23.5 KB
  XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран выражающаяся в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа одно право для всех что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей Просветителей.
28875. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в. 37.5 KB
  Смутное время в России. На какоето время государство оказалось ничьим и это привело к кризису послужившему началом так называемого Смутного Времени. Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь чтобы не кормить ее и это увеличивает толпы бездомных и голодных. В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек который назвал себя царевичем Дмитрием сыном Ивана Грозного и заявил о своем намерении идти на Москву добывать себе прародительский престол.
28876. Внешняя политика России XVI–XVII веков. 28 KB
  Внешняя политика России XVIXVII веков. позволили России проводить активную внешнюю политику. предопределило включение в состав России всего Среднего Поволжья с его многонациональным населением. В1556 году русскими войсками была взята Астрахань и к России присоединились нижневолжские земли.