61887

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: рассмотреть задачи, принципы и механизмы ювенальной юстиции, а также перспективы внедрения ювенальных правоохранительных органов в современной Украине.

Русский

2014-06-23

572.23 KB

0 чел.

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ НА ТЕМУ:

«ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ»

Автор: Халупко М.Ф., учитель истории

Цель: рассмотреть задачи, принципы и механизмы ювенальной юстиции, а также перспективы внедрения ювенальных правоохранительных органов в современной Украине.

Рассматриваемые вопросы:

  1.  Ознакомление с историей, мировой практикой и системой ювенальной юстиции;
  2.  Обсуждение права детей подавать в суд на своих родителей;
  3.  Рассмотрение практики деятельности социальных служб;
  4.  Роль уполномоченного по правам человека в школе;
  5.  Нужно ли ювенальное правосудие в Украине?

ХОД УРОКА:

  1.  Начало урока – раскрытие первого вопроса, а также представление темы логично начать с напоминания учащимся о приоритетной задаче любого демократического государства – защиты прав человека, что нашло своё отображение и в международных правовых актах («Всеобщая Декларация прав человека», 1948 г.; «Европейская Конвенция о защите прав человека», 1950 и др.) и национальном законодательстве (ст. 3 Конституции Украины).

Далее следует акцентировать внимание учеников на особой значимости защиты прав несовершеннолетних («Декларация прав ребенка», 1959; Конвенция о правах ребенка, 1989).

В конце 19 нач. - 20 в.в. в юридической науке, а затем и в юридической практике появилось такое понятие как «ювенальная юстиция» (juvenalis – юный, justitic – правосудие). Первый суд над несовершеннолетним появился в Чикаго в 1899 г.. В России аналогичный суд был основан в 1910, а затем - в Москве, Харькове, Киеве, Одессе и др. государствах). В настоящее время во многих странах (Франция, Швеция, Дания, Голландия, Канада) существует разветвленная система органов ювенальной юстиции. Стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних заключены в так называемых «Пекинских правилах ООН», 1984 г.

В 1999 г. В РФ зарегистрирован проект ювенальной реформы. В Украине также идет активное обсуждение целесообразности внедрения и у нас органов ювенальной юстиции.

Постановка проблемы и вопросов данного урока.

Знакомим учащихся с системой ювенальной юстиции:

  1.  Центральное место – суды по делам несовершеннолетних;
  2.  Комиссии по делам несовершеннолетних;
  3.  Органы опеки и попечительства;
  4.  Уполномоченный по правам ребенка;
  5.  Детская милиция;
  6.  Ювенальная адвокатура;
  7.  Воспитательные учреждения для несовершеннолетних.

  1.  Вопросы учащимся:
  2.  Кто в наибольшей степени влияет на воспитание детей?
  3.  Какая организация одной из главных функций имеет воспитание детей?
  4.  Одним из важных принципов ювенальной системы является право детей подачи исков в суд против родителей. Каково Ваше отношение к такой практике?

На следующем этапе идет работа в группах по ролям.

Разрешить ситуацию:

Группа А – представляет интересы детей;

Группа Б – представляет интересы родителей;

Группа В – эксперты, которые в заключительном слове должны сделать вывод и определить, чья аргументация является более доказательной.

  1.  Одним из звеньев ювенальной системы являются различные социальные органы по защите прав ребенка, которые обладают широкими полномочиями по контролю, регулированию отношений в семье, вплоть до изъятия детей из семьи.

Предлагается ребятам просмотреть фрагмент из фильма «Стена» (отрывок «Нидерланды»). Затем следует общее обсуждение.

Возможны вопросы:

- почему фильм назван авторами «Стена»?

- что можно сказать об автономии, самоуправляемости семьи;

- о невмешательстве в личную жизнь;

- о реализации принципа «Мой дом – моя крепость»;

- об авторитете родителей и диктате социальных работников;

- о 5-ой Библейской заповеди «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12) и о нравственности действий государства в сфере семейных отношений;

- о лишении родительских прав Натальи Захаровой по отношению к трехлетней дочери на основании «удушающей материнской любви» и «подавлении детской индивидуальности» (похожая одежда).

  1.  Этап проходит в форме открытого обсуждения или работы в группах.

Вопросы:

  1.  Что будет с авторитетом учителя и дисциплиной?
  2.  Может ли привести это к сведению счетов, мести?
  3.  Может ли это привести к практике доносительства, сбору компромата?

  1.  Используется метод «Займи позицию» с последующей аргументацией своей точки зрения.

Домашнее задание: эссе на предложенные темы: «Положительные и отрицательные стороны ювенальной системы», «Целесообразность внедрения ювенальной системы в Украине».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29257. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 33.5 KB
  совокупность ролей которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты: экономическая культура военная культура культура торговли религиозная культура педагогическая культура и т. системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций культура труда и потребления культура быта культура языка культура научного мышления культура худож.
29258. Йохан Хейзинга (1872-1945) 46 KB
  Игра старше культуры игра предшествует культуре игра творит культуру таков лейтмотив концепции Хейзинги. Свой интерес к человеку играющему Хейзинга обосновывает следующим образом: люди оказались не столь разумными как наивно внушал светлый 18 век в своем почитании Разума. Человек играющий выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности как и человек созидающий и должен занять свое место рядом с Homo faber.
29259. Христианский тип культуры 31 KB
  Православие как культурноисторический феномен. В целом несмотря на большое влияние Византии русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия это проявилось и двоеверии – причудливом сплаве который образовало греческое православие и славянское язычество и в многоглавии первых русских соборов и в эпосе и в самом строе повседневной жизни оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Православие хочет быть полным откровением христианства. По своему внутреннему упованию православие...
29261. Элитарная и массовая культура 36.5 KB
  Когда уровень образования населения растет круг потребителей высокой культуры расширяется. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка высокой а популярная музыка массовой фильмы Феллини высокой а боевики массовой картины Пикассо высокой а лубок массовой. Однако существуют такие жанры литературы в частности фантастика детективы и комиксы которые всегда относят к популярной или массовой культуре но никогда к высокой. Органная месса Баха относится к высокой культуре но...
29262. Немецкий философ Карл Ясперс 40.5 KB
  Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом утверждая что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы а духовные. Марксом Ясперс отстаивает приоритет духовной составляющей в истории культуры а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство. Таким образом Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры. Рисуя схему мировой истории К.
29263. Ментальность как ядро культурно-исторического типа 31.5 KB
  Культурные картины мира. КАРТИНА МИРА система интуитивных представлений о реальности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Можно выделить универсальную картину мира свойственную всему человечеству.
29264. Межкультурные коммуникации 35.5 KB
  Необходимыми условиями и структурными компонентами социокультурной коммуникации является наличие общего языка у субъектов коммуникации каналов передачи информации правил осуществления коммуникации семиотических этических. Однако собственно коммуникативными являются лишь действия осуществляемые со специальной целью коммуникации т. По его мнению все участники коммуникации ориентируются на обобщенные интерсубъективно понятые нормы коммуникации что в совокупности с коммуникативной компетентностью и наличием рациональных мотивов делает...
29265. Конфуцианско-даосский тип культуры 36.5 KB
  Первая её основа учения Конфуция а вторая даосизм учение даосов а также буддизм но он отличается от индийского. Конфуцианство учение Конфуция китайского мудреца он жил в VIV веках до н. Конфуций создал учение об идеальном человеке учение о благородном муже он должен быть гуманным милосердным почтительным честным и т. Таким образом конфуцианство это скорее этическое учение чем религия но это учение и о государстве .