61887

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: рассмотреть задачи, принципы и механизмы ювенальной юстиции, а также перспективы внедрения ювенальных правоохранительных органов в современной Украине.

Русский

2014-06-23

572.23 KB

0 чел.

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ НА ТЕМУ:

«ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ»

Автор: Халупко М.Ф., учитель истории

Цель: рассмотреть задачи, принципы и механизмы ювенальной юстиции, а также перспективы внедрения ювенальных правоохранительных органов в современной Украине.

Рассматриваемые вопросы:

  1.  Ознакомление с историей, мировой практикой и системой ювенальной юстиции;
  2.  Обсуждение права детей подавать в суд на своих родителей;
  3.  Рассмотрение практики деятельности социальных служб;
  4.  Роль уполномоченного по правам человека в школе;
  5.  Нужно ли ювенальное правосудие в Украине?

ХОД УРОКА:

  1.  Начало урока – раскрытие первого вопроса, а также представление темы логично начать с напоминания учащимся о приоритетной задаче любого демократического государства – защиты прав человека, что нашло своё отображение и в международных правовых актах («Всеобщая Декларация прав человека», 1948 г.; «Европейская Конвенция о защите прав человека», 1950 и др.) и национальном законодательстве (ст. 3 Конституции Украины).

Далее следует акцентировать внимание учеников на особой значимости защиты прав несовершеннолетних («Декларация прав ребенка», 1959; Конвенция о правах ребенка, 1989).

В конце 19 нач. - 20 в.в. в юридической науке, а затем и в юридической практике появилось такое понятие как «ювенальная юстиция» (juvenalis – юный, justitic – правосудие). Первый суд над несовершеннолетним появился в Чикаго в 1899 г.. В России аналогичный суд был основан в 1910, а затем - в Москве, Харькове, Киеве, Одессе и др. государствах). В настоящее время во многих странах (Франция, Швеция, Дания, Голландия, Канада) существует разветвленная система органов ювенальной юстиции. Стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних заключены в так называемых «Пекинских правилах ООН», 1984 г.

В 1999 г. В РФ зарегистрирован проект ювенальной реформы. В Украине также идет активное обсуждение целесообразности внедрения и у нас органов ювенальной юстиции.

Постановка проблемы и вопросов данного урока.

Знакомим учащихся с системой ювенальной юстиции:

  1.  Центральное место – суды по делам несовершеннолетних;
  2.  Комиссии по делам несовершеннолетних;
  3.  Органы опеки и попечительства;
  4.  Уполномоченный по правам ребенка;
  5.  Детская милиция;
  6.  Ювенальная адвокатура;
  7.  Воспитательные учреждения для несовершеннолетних.

  1.  Вопросы учащимся:
  2.  Кто в наибольшей степени влияет на воспитание детей?
  3.  Какая организация одной из главных функций имеет воспитание детей?
  4.  Одним из важных принципов ювенальной системы является право детей подачи исков в суд против родителей. Каково Ваше отношение к такой практике?

На следующем этапе идет работа в группах по ролям.

Разрешить ситуацию:

Группа А – представляет интересы детей;

Группа Б – представляет интересы родителей;

Группа В – эксперты, которые в заключительном слове должны сделать вывод и определить, чья аргументация является более доказательной.

  1.  Одним из звеньев ювенальной системы являются различные социальные органы по защите прав ребенка, которые обладают широкими полномочиями по контролю, регулированию отношений в семье, вплоть до изъятия детей из семьи.

Предлагается ребятам просмотреть фрагмент из фильма «Стена» (отрывок «Нидерланды»). Затем следует общее обсуждение.

Возможны вопросы:

- почему фильм назван авторами «Стена»?

- что можно сказать об автономии, самоуправляемости семьи;

- о невмешательстве в личную жизнь;

- о реализации принципа «Мой дом – моя крепость»;

- об авторитете родителей и диктате социальных работников;

- о 5-ой Библейской заповеди «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12) и о нравственности действий государства в сфере семейных отношений;

- о лишении родительских прав Натальи Захаровой по отношению к трехлетней дочери на основании «удушающей материнской любви» и «подавлении детской индивидуальности» (похожая одежда).

  1.  Этап проходит в форме открытого обсуждения или работы в группах.

Вопросы:

  1.  Что будет с авторитетом учителя и дисциплиной?
  2.  Может ли привести это к сведению счетов, мести?
  3.  Может ли это привести к практике доносительства, сбору компромата?

  1.  Используется метод «Займи позицию» с последующей аргументацией своей точки зрения.

Домашнее задание: эссе на предложенные темы: «Положительные и отрицательные стороны ювенальной системы», «Целесообразность внедрения ювенальной системы в Украине».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8272. Поняття і структура правової системи 38.5 KB
  Поняття і структура правової системи. Мета: Актуалізувати знання учнів зі питань поняття і структура правової системи , поглибити їх з урахуванням вікових та індивідуальних особливостей учнів розвивати вміння аналізувати зміст понять, висловлювати ...
8273. Вступ до Основ правознавства. Історичний аспект виникнення держави 57 KB
  Тема уроку: Вступ до Основ правознавства. Історичний аспект виникнення держави. Мета уроку: Ознайомлення учнів з основними аспектами теорії держави та права. Формування правових знань в учнів: загальне розуміння правових понять, термінів здатність ...
8274. Поняття і загальна характеристика права 59.5 KB
  Тема уроку. Поняття і загальна характеристика права. Мета: Актуалізувати знання учнів зі питань загальної характеристики соціальних норм, моралі, права, поглибити їх з урахуванням вікових та індивідуальних особливостей учнів розвивати вміння аналіз...
8280. Правовідносини. Види, зміст, об’єкти і суб’єкти правовідносин 47.5 KB
  Тема уроку. Правовідносини. Види, зміст, об’єкти і суб’єкти правовідносин. Мета: Актуалізувати знання ліцеїстів з питання правовідносини, поглибити їх з урахуванням вікових та індивідуальних особливостей учнів розвивати вміння аналізувати...