61888

Отряд хищные. Организация групповой деятельности учащихся на уроках биологии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных. Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.

Русский

2014-06-23

1.51 MB

6 чел.

Донецкая специализированная школа І-ІІІ ступеней

№ 115 с углубленным изучением иностранных языков

Донецкого городского совета Донецкой области

Из опыта работы учителя биологии

Лисовиной Л.А.

 Открытый урок

(8 класс)

по теме: «Хищные»,

который проводился на районном семинаре

учителей биологии по проблеме:

«Организация групповой деятельности учащихся

на уроках биологии»


ТЕМА УРОКА: ОТРЯД ХИЩНЫЕ

Цель: Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных.
Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.

Оборудование: таблицы: нервная система кровеносная эволюция у хордовых, внутреннее строение млекопитающих, рисунок: палец кошки с вытянутым и выпущенным когтем, кинофильм “Хищные”.

Ход урока: 1. Проверка домашнего задания:

I. Фронтальный опрос:

  1. Характерные признаки класса млекопитающих:
  2. вскармливание детенышей молоком;
  3. живородящие;
  4. волосяной покров;
  5. постоянная t тела;
  6. парные конечности под туловищем.
  7. Сравним отдельные системы органов млекопитающих с представителями других классов, чтобы приблизиться к изучаемой сегодня теме:
  8. сравним скелет собаки и птицы (кости воздухом, киль, вилочка., ребра из 2-х отделов, под углом сросшиеся позвонки крестца., кисть (часть костей срастается), череп. туловище (позвоночник и грудная клетка), конечности, пояса конечностей.
  9. кровеносную систему млекопитающих с пресмыкающимися (замкнутая. 2 круга, 4 камерное, не смешивается кровь; арт. и венозная замкнут. 2 круга, З камерное, неполная перегородка, смешивается кровь, холоднокров., обмен в-в медленный.)
  10. нервную систему млекопитающих с земноводными - головной мозг, спинной и нервы.з. — передний мозг — различимы полушария головного мозга. мл.- увеличен передний мозг, мозжечок серое вещество, кора полушарий.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА:

С помощью органов чувств животные воспринимают разнообразные раздражения из внешней среды (запахи, звуки).

Ответная реакция животного осуществляется при участии нервной системы. Такие реакции, рефлексы. Условные и безусловные.

Разнообразие безусловных рефлексов.

Рефлексы

Их проявление

Ориентировочный

Животные обнюхивают предметы, поворачивают голову, поводит ушами.

Оборонительный

пассивный — убегает; активный —кусается, царапается, лягается

Пищевой

поедание растений, преследование добычи, прятанье пищи прозапас

Инстинкт заботы

о вскармливании детенышей, защита о потомстве вылизывание

Строительный

постройка хаток, плотин

3. На закрепление тест контроль.

Iв. – насекомоядные  

II в. – рукокрылые 

II. Изучение нового материала.

Тип хордовые, класс млекопитающие, отряд хищные. Послушайте народную мудрость, пословицы, поговорки.

Каких хищных вы знаете?

Почему их так называют? — хищные.

Высшие млекопитающие делятся на отряды, которые объединяют животных, сходных по строению зубов, конечностей.

III. Новый материал.

  1.  питание животными кормами;
  2.  в зубном аппарате резцы, клыки, коренные зубы; среди коренных различают хищные зубы;
  3.  хорошо развиты полушария головного мозга с большим числом извилин;
  4.  сложное поведение ( могут выработать сложные формы охотничьего поведения ( загон, облава), чтобы перехитрить свою жертву.

IV. Сообщение детей о хищных:

  1.  

с картинками

кошачьи;

  1.  псовые;
  2.  медвежьи;
  3.  куньи.

V. Определим виды хищных животных по тетради.

VI. Закрепляем кроссворд по хищным.

VII. Загадки.

VIII. Отрывки фильма— 12 мин.

IX. Заполняем таблицу в тетради.

X. Задание на дом: п.64 сообщения; тетрадь.


Хищные — специализация охота на теплокровных животных: других млекопитающих и птиц. Хищные очень разнообразны: карлики – 200г (крошечная ласка), гиганты – 1т (белые медведи).

Большинство – стройные, высоконогие, с длинным хвостом, мелкие – куньи, без хвоста – медвежьи. Почти все хищники одеты в теплую одежду, пушистую шубу, окраска зверей разнообразна : пятнистые (ягуар, леопард), полосатые тигры и одноцветные. Особое строение ЗУБОВ:

Клыки – 1) позволяет умерщвлять крупную добычу;

2) вырывать из тела куски мяса.

Хищные– разрезать мясные волокна и жилы не хуже ножа.

– очень острые, с режущим краем;

– особые крупные зубы в середине челюсти.

По характеру размножения:

все хищные – птенцовые детеныши рождаются беспомощными, голыми, слепыми, первые две недели проводят у матери под боком.

Волк (способ добывания корма, образование стай, забота о потомстве; значение волка в природе и практической роли человека) «Волка ноги кормят»

Кошка – кошачьи — хищные звери, имеют округлую голову, с большими глазами, хорошо видят днем и ночью, тонкий слух, корм добывают скрадыванием, подкарауливанием жертвы, тело – гибкое, ноги оканчиваются острыми втяжными когтями; они регулируют численность копытных, грызунов. Охраняются (амурский тигр, гепард, караком (степная рысь)).


СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ

Семейство кошачьих – хищники из хищников, манул (З кг), сервал, рысь, тигр, леопард, лев, ирбис, гепард.

Кошачьи – приземистые, короткомордые, тонкохвостые звери, имеют округлую голову с большими глазами, хорошо видят днем и ночью, обладают тонким слухом, тело гибкое, ноги оканчиваются острыми втянутыми когтями.

В отличии от волчьих они подкарауливают добычу, а не преследуют ее. Они как можно ближе подкрадываются к жертве и несколькими огромными прыжками настигают ее. Этот способ охоты называется скрадыванием. Это охотники – одиночки, у львов – коллективная охота.

Зубы с острыми, режущими вершинами. Зубная система плотоядного типа, клыки длинные, изогнутые и хищные зубы. Важную роль в поедании мяса играет шероховатый мускулистый язык, покрытый заостренными изогнутыми роговыми сосочками. Звери прекрасно лазают по деревьям, способны делать огромные прыжки, некоторые плавают. Все они пальцеходящие.


СЕМЕЙСТВО ПСОВЫХ: ВОЛК

–   один    из    самых    успешных    охотников    на    крупную    дичь, научившимся коллективным облавам и загонам

Летом каждая волчья семья живет обособленно, а на зиму несколько семей собираются в стаю. Во главе стоит матерый самец, ему помогает подруга, а более слабые занимают подчиненное положение. Члены стаи прекликаются между собой на самые разные голоса.

К псовым – гиеновая собака, красные волки, лисы, песец, шакал. Эти животные средних размеров, имеют длинные конечности с невтягиваемыми когтями, передвигаясь, опираясь на пальцы. Нюх собаки – удивительная вещь, а со зрением и осязанием у него плоховато.

Волк – типичный однолюб: члены семейной пары сохраняют друг другу верность всю жизнь. Хорошо приспособлен к активному добыванию животных, преследуя их.

Туловище у всех удлиненное на стройных, высоких ногах. Пальцы вооружены крепкими, но тупыми когтями, голова удлиненная с вытянутой мордой, крупными ушами. Хвост длинный, покрыт волосами. Волосяной покров густой, окраска шерсти разнообразная. Зубная система режущего типа: сильно развиты клыки и хищные зубы.

Внешний вид волка свидетельствует о его мощи и отличной приспособленности к неутомимому бегу, преследованию и нападению на своих жертв. Завыванием волки обмениваются информацией о присутствии добычи, появлении других волков, людей.


СЕМЕЙСТВО МЕДВЕЖЬИ

  1. Приметные благодаря своим размерам  малайский медведь – 50 белый – 1т.
  2. Бочкообразное бесхвостое тело на массивных ногах с голыми ступням длинными когтями, крупная лобастая голова с маленькими подслеповатыми глазками и большими подвижными губами, мохнатая шерсть – всем знакомый образ мишки.

Медведи лесные жители, хорошо лазают по деревьям, предпочитают; растительную пищу, плоды, сочные травы и листья, корешки. Поэтому коренные зубы утолщены для раздавливания волокнистых растений.

В северных краях медведи впадают в спячку, предварительно соорудив берлогу. Ближе к концу зимы медведица приносит 1–3 крохотных медвежат – 500 г. самка выкармливает своих детенышей в то время, ко сама не кормится. Запасенного  медведицей жира хватает и маме и на молоко для медвежат.

Медведь при движении опирается на всю ступню, их называют стопоходящими. В зимнем убежище он лежит, свернувшись калачик задние лапы он притягивает к брюху, а передними прикрывает нос, поэт и создается впечатление, что он якобы "сосет лапу".


СЕМЕЙСТВО КУНЬИ

ласка

Перевязка  

Хорек  

Соболь

Лесная куница

–   значительно разнообразнее других семейств отрядов хищных. Это хищник – норник. Маленькое вытянутое извилистое туловище с очень короткими лапами. Короткая, с едва выступающими ушками головка на длинной мощной шее — все приспособлено для того, чтобы с легкостью проникать в норы мышей, полевок, там их находить и умертвлять укусом в затылок свою жертву.

Хорьки, куницы, соболь, тайра, илька, росомаха, барсуки, скунсы, выдры, калан (морская выдра).

Куньи отличаются хорошо развитым волосяным покровом, на севере он очень густой и пушистый. Окраска шерсти весьма разнообразная: однотонная, полосатая, пятнистая. Среди куньих имеются исключительно ценные пушные звери (горностай, соболь, норка).


ВОПРОСЫ ПО ОТРЯДУ ХИЩНЫХ

(по сообщениям)

СЕМЕЙСТВО   ПСОВЫХ.

  1. Кто стоит во главе стаи у волков?
  2.  
  3. Преследуют ли волки свою добычу?
  4.  
  5. Какие челюсти у волков?
  6.  
  7. Во что превратились по одному коренному зубу с каждой стороны челюсти?

СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ

  1. Как охотятся кошачьи?
  2. Какой предмет играет важную роль в поедании мяса?
  3. Принадлежит ли к кошачьим каракал?
  4. Какие представители кошачьих, название которых оканчивается на –д; –р, существуют?*

КУНЬИХ

  1. Какими бывают по размеру куньи?
  2. Есть ли среди куньих виды ценных пушных животных?
  3. Принадлежит ли к куньим соболь?
  4.  А принадлежит ли к куньим песец?*

СЕМЕЙСТВО МЕДВЕЖЬИХ.

  1. На что опираются медвежьи при ходьбе?
  2. Где живут медведи?
  3. Чем питаются медведи?
  4. Когда и сколько медвежат   приносит медведь?*


ОТРЯД ХИЩНЫЕ

1.    Представители  отряда Хищные питаются:

  1.  преимущественно животной пищей;
  2. растительной пищей;
  3.  
  4. растительной и животной пищей.

2.    У хищных отсутствуют

  1.  резцы;
  2.  ключицы;
  3.  
    лопатки;.

3.    Тигр относится к семейству

  1.  волчьих;
  2. куньих;
  3. кошачьих.

4.    Рысь обитает в

  1. Украине;
  2. Австралии;
  3. Северной Америке.

5.    Енотполоскун живет

  1. в норах;
  2. водоемах;
  3.  на деревьях.

6.    Втягиваемые когти у представителей:

  1.  волчьих;
  2. медвежьих;
  3.  
  4. куньих;
  5. кошачьих.


 



 

 

 

 

 


 


 

 

 

 


 

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52713. Організація надання першої медичної допомоги в бою. Реанімація потерпілих 223 KB
  Ознайомити учнів з особливостями розшуку поранених на полі бою; навчити проводити первинний огляд поранених надавати першу медичну допомогу; формувати практичні навички проведення підручних заходів реанімації потерпілих.Розшук поранених на полі бою.Збір виніс вивіз і евакуація поранених з поля бою.
52714. Розв’язування завдань з параметрами – напрямок розвитку творчого математичного мислення учнів 220 KB
  Декілька прикладів розвязування задач з параметрами. В якості змістовної основи для побудови системи вправ розвивального характеру можна запропонувати завдання з параметрами. Це дозволяє розглядати задачі з параметрами як змістовний матеріал для повноцінної математичної діяльності.
52716. СНІД – СТРАШНИЙ СУПУТНИК ЛЮДСТВА 76.5 KB
  Мета: формувати в учнів інтерес до існування глобальних проблем людства; формувати навички здорового способу життя; розвивати зацікавленість до творчо-пошукової роботи; виховувати почуття небайдужості, добра та співчуття.
52717. ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ ЗАСОБАМИ ІННОВАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ 48.5 KB
  Цілі та завдання технології: Формування пізнавального інтересу в учнів та розуміння мети вивчення даної теми; Розвиток внутрішньої мотивації до цілеспрямованого навчання; Підтримування пізнавальної активності учнів; Спонукання учнів до порівняння отриманої інформації з особистим досвідом і на її грунті формування аналітичного судження; Розвиток критичного способу мислення. ТЕХНОЛОГІЯ ІНТЕРАКТИВНОГО НАВЧАННЯ Наприкінці ХХ століття інтерактивні технології набули поширення в теорії та практиці американської...
52718. Обійняти безмежне. Презентація як метод навчання 85.5 KB
  А хто може зразу не замислюючись пояснити що ж це таке Де можна застосувати презентацію Чи можна самому навчитися створювати презентації Чи взагалі це так необхідно А може простіше працювати як раніше не застосовуючи новітніх технологій і компютерної техніки Для того щоб розібратись в усіх цих питаннях щоб зясувати всі можливі переваги і недоліки використання презентацій в роботі і написана ця робота. Презентація спосіб представлення інформації інформаційний або рекламний інструмент що дозволяє повідомити необхідну...
52720. Робота з обдарованими учнями в умовах спеціалізованого навчального закладу в контексті Національної стратегії розвитку освіти в Україні на період до 2021 року 164.5 KB
  Безперечно передбачає вона і вивченні потреб та забезпечення розвитку обдарованих дітей розроблення індивідуальних методик організації їх навчання та соціалізації проектування особистіснорозвивального середовища обдарованих дітей і молоді. Критерії обдарованості Обдарованими можна вважати дітей якщо вони: 1.Юркевич Обдарованими ми вважаємо наших дітей і підлітків рівень інтелекта яких і мотивація що склалася дозволяє їм досягти в майбутньому високих професійних і творчих досягнень.Шадриков Обдарованість завжди...