61888

Отряд хищные. Организация групповой деятельности учащихся на уроках биологии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных. Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.

Русский

2014-06-23

1.51 MB

6 чел.

Донецкая специализированная школа І-ІІІ ступеней

№ 115 с углубленным изучением иностранных языков

Донецкого городского совета Донецкой области

Из опыта работы учителя биологии

Лисовиной Л.А.

 Открытый урок

(8 класс)

по теме: «Хищные»,

который проводился на районном семинаре

учителей биологии по проблеме:

«Организация групповой деятельности учащихся

на уроках биологии»


ТЕМА УРОКА: ОТРЯД ХИЩНЫЕ

Цель: Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных.
Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.

Оборудование: таблицы: нервная система кровеносная эволюция у хордовых, внутреннее строение млекопитающих, рисунок: палец кошки с вытянутым и выпущенным когтем, кинофильм “Хищные”.

Ход урока: 1. Проверка домашнего задания:

I. Фронтальный опрос:

  1. Характерные признаки класса млекопитающих:
  2. вскармливание детенышей молоком;
  3. живородящие;
  4. волосяной покров;
  5. постоянная t тела;
  6. парные конечности под туловищем.
  7. Сравним отдельные системы органов млекопитающих с представителями других классов, чтобы приблизиться к изучаемой сегодня теме:
  8. сравним скелет собаки и птицы (кости воздухом, киль, вилочка., ребра из 2-х отделов, под углом сросшиеся позвонки крестца., кисть (часть костей срастается), череп. туловище (позвоночник и грудная клетка), конечности, пояса конечностей.
  9. кровеносную систему млекопитающих с пресмыкающимися (замкнутая. 2 круга, 4 камерное, не смешивается кровь; арт. и венозная замкнут. 2 круга, З камерное, неполная перегородка, смешивается кровь, холоднокров., обмен в-в медленный.)
  10. нервную систему млекопитающих с земноводными - головной мозг, спинной и нервы.з. — передний мозг — различимы полушария головного мозга. мл.- увеличен передний мозг, мозжечок серое вещество, кора полушарий.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА:

С помощью органов чувств животные воспринимают разнообразные раздражения из внешней среды (запахи, звуки).

Ответная реакция животного осуществляется при участии нервной системы. Такие реакции, рефлексы. Условные и безусловные.

Разнообразие безусловных рефлексов.

Рефлексы

Их проявление

Ориентировочный

Животные обнюхивают предметы, поворачивают голову, поводит ушами.

Оборонительный

пассивный — убегает; активный —кусается, царапается, лягается

Пищевой

поедание растений, преследование добычи, прятанье пищи прозапас

Инстинкт заботы

о вскармливании детенышей, защита о потомстве вылизывание

Строительный

постройка хаток, плотин

3. На закрепление тест контроль.

Iв. – насекомоядные  

II в. – рукокрылые 

II. Изучение нового материала.

Тип хордовые, класс млекопитающие, отряд хищные. Послушайте народную мудрость, пословицы, поговорки.

Каких хищных вы знаете?

Почему их так называют? — хищные.

Высшие млекопитающие делятся на отряды, которые объединяют животных, сходных по строению зубов, конечностей.

III. Новый материал.

  1.  питание животными кормами;
  2.  в зубном аппарате резцы, клыки, коренные зубы; среди коренных различают хищные зубы;
  3.  хорошо развиты полушария головного мозга с большим числом извилин;
  4.  сложное поведение ( могут выработать сложные формы охотничьего поведения ( загон, облава), чтобы перехитрить свою жертву.

IV. Сообщение детей о хищных:

  1.  

с картинками

кошачьи;

  1.  псовые;
  2.  медвежьи;
  3.  куньи.

V. Определим виды хищных животных по тетради.

VI. Закрепляем кроссворд по хищным.

VII. Загадки.

VIII. Отрывки фильма— 12 мин.

IX. Заполняем таблицу в тетради.

X. Задание на дом: п.64 сообщения; тетрадь.


Хищные — специализация охота на теплокровных животных: других млекопитающих и птиц. Хищные очень разнообразны: карлики – 200г (крошечная ласка), гиганты – 1т (белые медведи).

Большинство – стройные, высоконогие, с длинным хвостом, мелкие – куньи, без хвоста – медвежьи. Почти все хищники одеты в теплую одежду, пушистую шубу, окраска зверей разнообразна : пятнистые (ягуар, леопард), полосатые тигры и одноцветные. Особое строение ЗУБОВ:

Клыки – 1) позволяет умерщвлять крупную добычу;

2) вырывать из тела куски мяса.

Хищные– разрезать мясные волокна и жилы не хуже ножа.

– очень острые, с режущим краем;

– особые крупные зубы в середине челюсти.

По характеру размножения:

все хищные – птенцовые детеныши рождаются беспомощными, голыми, слепыми, первые две недели проводят у матери под боком.

Волк (способ добывания корма, образование стай, забота о потомстве; значение волка в природе и практической роли человека) «Волка ноги кормят»

Кошка – кошачьи — хищные звери, имеют округлую голову, с большими глазами, хорошо видят днем и ночью, тонкий слух, корм добывают скрадыванием, подкарауливанием жертвы, тело – гибкое, ноги оканчиваются острыми втяжными когтями; они регулируют численность копытных, грызунов. Охраняются (амурский тигр, гепард, караком (степная рысь)).


СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ

Семейство кошачьих – хищники из хищников, манул (З кг), сервал, рысь, тигр, леопард, лев, ирбис, гепард.

Кошачьи – приземистые, короткомордые, тонкохвостые звери, имеют округлую голову с большими глазами, хорошо видят днем и ночью, обладают тонким слухом, тело гибкое, ноги оканчиваются острыми втянутыми когтями.

В отличии от волчьих они подкарауливают добычу, а не преследуют ее. Они как можно ближе подкрадываются к жертве и несколькими огромными прыжками настигают ее. Этот способ охоты называется скрадыванием. Это охотники – одиночки, у львов – коллективная охота.

Зубы с острыми, режущими вершинами. Зубная система плотоядного типа, клыки длинные, изогнутые и хищные зубы. Важную роль в поедании мяса играет шероховатый мускулистый язык, покрытый заостренными изогнутыми роговыми сосочками. Звери прекрасно лазают по деревьям, способны делать огромные прыжки, некоторые плавают. Все они пальцеходящие.


СЕМЕЙСТВО ПСОВЫХ: ВОЛК

–   один    из    самых    успешных    охотников    на    крупную    дичь, научившимся коллективным облавам и загонам

Летом каждая волчья семья живет обособленно, а на зиму несколько семей собираются в стаю. Во главе стоит матерый самец, ему помогает подруга, а более слабые занимают подчиненное положение. Члены стаи прекликаются между собой на самые разные голоса.

К псовым – гиеновая собака, красные волки, лисы, песец, шакал. Эти животные средних размеров, имеют длинные конечности с невтягиваемыми когтями, передвигаясь, опираясь на пальцы. Нюх собаки – удивительная вещь, а со зрением и осязанием у него плоховато.

Волк – типичный однолюб: члены семейной пары сохраняют друг другу верность всю жизнь. Хорошо приспособлен к активному добыванию животных, преследуя их.

Туловище у всех удлиненное на стройных, высоких ногах. Пальцы вооружены крепкими, но тупыми когтями, голова удлиненная с вытянутой мордой, крупными ушами. Хвост длинный, покрыт волосами. Волосяной покров густой, окраска шерсти разнообразная. Зубная система режущего типа: сильно развиты клыки и хищные зубы.

Внешний вид волка свидетельствует о его мощи и отличной приспособленности к неутомимому бегу, преследованию и нападению на своих жертв. Завыванием волки обмениваются информацией о присутствии добычи, появлении других волков, людей.


СЕМЕЙСТВО МЕДВЕЖЬИ

  1. Приметные благодаря своим размерам  малайский медведь – 50 белый – 1т.
  2. Бочкообразное бесхвостое тело на массивных ногах с голыми ступням длинными когтями, крупная лобастая голова с маленькими подслеповатыми глазками и большими подвижными губами, мохнатая шерсть – всем знакомый образ мишки.

Медведи лесные жители, хорошо лазают по деревьям, предпочитают; растительную пищу, плоды, сочные травы и листья, корешки. Поэтому коренные зубы утолщены для раздавливания волокнистых растений.

В северных краях медведи впадают в спячку, предварительно соорудив берлогу. Ближе к концу зимы медведица приносит 1–3 крохотных медвежат – 500 г. самка выкармливает своих детенышей в то время, ко сама не кормится. Запасенного  медведицей жира хватает и маме и на молоко для медвежат.

Медведь при движении опирается на всю ступню, их называют стопоходящими. В зимнем убежище он лежит, свернувшись калачик задние лапы он притягивает к брюху, а передними прикрывает нос, поэт и создается впечатление, что он якобы "сосет лапу".


СЕМЕЙСТВО КУНЬИ

ласка

Перевязка  

Хорек  

Соболь

Лесная куница

–   значительно разнообразнее других семейств отрядов хищных. Это хищник – норник. Маленькое вытянутое извилистое туловище с очень короткими лапами. Короткая, с едва выступающими ушками головка на длинной мощной шее — все приспособлено для того, чтобы с легкостью проникать в норы мышей, полевок, там их находить и умертвлять укусом в затылок свою жертву.

Хорьки, куницы, соболь, тайра, илька, росомаха, барсуки, скунсы, выдры, калан (морская выдра).

Куньи отличаются хорошо развитым волосяным покровом, на севере он очень густой и пушистый. Окраска шерсти весьма разнообразная: однотонная, полосатая, пятнистая. Среди куньих имеются исключительно ценные пушные звери (горностай, соболь, норка).


ВОПРОСЫ ПО ОТРЯДУ ХИЩНЫХ

(по сообщениям)

СЕМЕЙСТВО   ПСОВЫХ.

  1. Кто стоит во главе стаи у волков?
  2.  
  3. Преследуют ли волки свою добычу?
  4.  
  5. Какие челюсти у волков?
  6.  
  7. Во что превратились по одному коренному зубу с каждой стороны челюсти?

СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ

  1. Как охотятся кошачьи?
  2. Какой предмет играет важную роль в поедании мяса?
  3. Принадлежит ли к кошачьим каракал?
  4. Какие представители кошачьих, название которых оканчивается на –д; –р, существуют?*

КУНЬИХ

  1. Какими бывают по размеру куньи?
  2. Есть ли среди куньих виды ценных пушных животных?
  3. Принадлежит ли к куньим соболь?
  4.  А принадлежит ли к куньим песец?*

СЕМЕЙСТВО МЕДВЕЖЬИХ.

  1. На что опираются медвежьи при ходьбе?
  2. Где живут медведи?
  3. Чем питаются медведи?
  4. Когда и сколько медвежат   приносит медведь?*


ОТРЯД ХИЩНЫЕ

1.    Представители  отряда Хищные питаются:

  1.  преимущественно животной пищей;
  2. растительной пищей;
  3.  
  4. растительной и животной пищей.

2.    У хищных отсутствуют

  1.  резцы;
  2.  ключицы;
  3.  
    лопатки;.

3.    Тигр относится к семейству

  1.  волчьих;
  2. куньих;
  3. кошачьих.

4.    Рысь обитает в

  1. Украине;
  2. Австралии;
  3. Северной Америке.

5.    Енотполоскун живет

  1. в норах;
  2. водоемах;
  3.  на деревьях.

6.    Втягиваемые когти у представителей:

  1.  волчьих;
  2. медвежьих;
  3.  
  4. куньих;
  5. кошачьих.


 



 

 

 

 

 


 


 

 

 

 


 

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82834. Особенности проведения ГИС в горизонтальных скважинах 59 KB
  Основные причины различия показаний методов ГИС в вертикальных и сильноискревленных стволах: Влияние пространственного взаиморасположения пласта и скважины Анизотропия свойств. В горизонтальных скважинах проникновения происходит в отдельных проницаемых пропластках непосредственно...
82835. Безработица. Причины образования, последствия 244 KB
  Актуальность темы заключается в том что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую но и на политическую ситуацию в стране.
82836. Генная инженерия 65.36 KB
  Цели создания ГМО продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН FO рассматривает использование методов генетической инженерии для создания трансгенных сортов растений либо других организмов как неотъемлемую часть сельскохозяйственной биотехнологии.
82837. Вооруженные силы РФ на современном этапе 162.5 KB
  Конфронтация между Востоком и Западом уступила место партнерству. Наметилась важная позитивная тенденция создания европейской системы коллективной безопасности. Произошли и другие положительные сдвиги.
82838. Функціоналізм в американській психології 112.5 KB
  На відміну від структуралізму, який виник в Європі та поширилася на Сполучені Штати, функціоналізм виник на американському грунті. Однією з передумов його виникнення була дарвінівська теорія еволюції, що опанувала розумами як у Європі, так і в Америці в кінці XIX ст.
82839. Вода в організмі людини: роль і вміст 61 KB
  Кожна жива клітка організму людини містить цілющий водний розчин різних живильних речовин. В цілому організм людини перебуває на 8650 з води 86 у новонародженого і 50 у старого. Значення води в житті людини визначається тими функціями і тією величезною часткою яку вона займає в загальній...
82840. Медицина в средние века 34.72 KB
  В течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой. Как доказательство, приводят совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода убийственных эпидемии чумы...
82841. Стан природи і настрій людини в поезіях Лесі Українки. Розповідь про життя і творчість поетеси. Вірш «Давня весна» 49 KB
  Розширити поглибити й узагальнити знання учнів про дитячі роки поетеси її творчість; викликати емоційне сприйняття; розкрити вплив природи на настрій і почуття поетеси удосконалювати вміння порівнювати; знаходити і пояснювати метафори; розвивати виразність читання; образне мислення уяву.
82842. Леся Українка (стаття). Леся Українка. Вірш «Мамо, іде вже зима» 71 KB
  Тип уроку: комбінований. Обладнання: портрет Лесі Українки виставка видань її книжок підручник картки із завданнями магнітофон проектор мультимедійна дошка презентація до уроку. До уроку додається слайдова презентація яка стимулює пізнавальну активність учнів.