61888

Отряд хищные. Организация групповой деятельности учащихся на уроках биологии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных. Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.

Русский

2014-06-23

1.51 MB

6 чел.

Донецкая специализированная школа І-ІІІ ступеней

№ 115 с углубленным изучением иностранных языков

Донецкого городского совета Донецкой области

Из опыта работы учителя биологии

Лисовиной Л.А.

 Открытый урок

(8 класс)

по теме: «Хищные»,

который проводился на районном семинаре

учителей биологии по проблеме:

«Организация групповой деятельности учащихся

на уроках биологии»


ТЕМА УРОКА: ОТРЯД ХИЩНЫЕ

Цель: Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных.
Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.

Оборудование: таблицы: нервная система кровеносная эволюция у хордовых, внутреннее строение млекопитающих, рисунок: палец кошки с вытянутым и выпущенным когтем, кинофильм “Хищные”.

Ход урока: 1. Проверка домашнего задания:

I. Фронтальный опрос:

  1. Характерные признаки класса млекопитающих:
  2. вскармливание детенышей молоком;
  3. живородящие;
  4. волосяной покров;
  5. постоянная t тела;
  6. парные конечности под туловищем.
  7. Сравним отдельные системы органов млекопитающих с представителями других классов, чтобы приблизиться к изучаемой сегодня теме:
  8. сравним скелет собаки и птицы (кости воздухом, киль, вилочка., ребра из 2-х отделов, под углом сросшиеся позвонки крестца., кисть (часть костей срастается), череп. туловище (позвоночник и грудная клетка), конечности, пояса конечностей.
  9. кровеносную систему млекопитающих с пресмыкающимися (замкнутая. 2 круга, 4 камерное, не смешивается кровь; арт. и венозная замкнут. 2 круга, З камерное, неполная перегородка, смешивается кровь, холоднокров., обмен в-в медленный.)
  10. нервную систему млекопитающих с земноводными - головной мозг, спинной и нервы.з. — передний мозг — различимы полушария головного мозга. мл.- увеличен передний мозг, мозжечок серое вещество, кора полушарий.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА:

С помощью органов чувств животные воспринимают разнообразные раздражения из внешней среды (запахи, звуки).

Ответная реакция животного осуществляется при участии нервной системы. Такие реакции, рефлексы. Условные и безусловные.

Разнообразие безусловных рефлексов.

Рефлексы

Их проявление

Ориентировочный

Животные обнюхивают предметы, поворачивают голову, поводит ушами.

Оборонительный

пассивный — убегает; активный —кусается, царапается, лягается

Пищевой

поедание растений, преследование добычи, прятанье пищи прозапас

Инстинкт заботы

о вскармливании детенышей, защита о потомстве вылизывание

Строительный

постройка хаток, плотин

3. На закрепление тест контроль.

Iв. – насекомоядные  

II в. – рукокрылые 

II. Изучение нового материала.

Тип хордовые, класс млекопитающие, отряд хищные. Послушайте народную мудрость, пословицы, поговорки.

Каких хищных вы знаете?

Почему их так называют? — хищные.

Высшие млекопитающие делятся на отряды, которые объединяют животных, сходных по строению зубов, конечностей.

III. Новый материал.

  1.  питание животными кормами;
  2.  в зубном аппарате резцы, клыки, коренные зубы; среди коренных различают хищные зубы;
  3.  хорошо развиты полушария головного мозга с большим числом извилин;
  4.  сложное поведение ( могут выработать сложные формы охотничьего поведения ( загон, облава), чтобы перехитрить свою жертву.

IV. Сообщение детей о хищных:

  1.  

с картинками

кошачьи;

  1.  псовые;
  2.  медвежьи;
  3.  куньи.

V. Определим виды хищных животных по тетради.

VI. Закрепляем кроссворд по хищным.

VII. Загадки.

VIII. Отрывки фильма— 12 мин.

IX. Заполняем таблицу в тетради.

X. Задание на дом: п.64 сообщения; тетрадь.


Хищные — специализация охота на теплокровных животных: других млекопитающих и птиц. Хищные очень разнообразны: карлики – 200г (крошечная ласка), гиганты – 1т (белые медведи).

Большинство – стройные, высоконогие, с длинным хвостом, мелкие – куньи, без хвоста – медвежьи. Почти все хищники одеты в теплую одежду, пушистую шубу, окраска зверей разнообразна : пятнистые (ягуар, леопард), полосатые тигры и одноцветные. Особое строение ЗУБОВ:

Клыки – 1) позволяет умерщвлять крупную добычу;

2) вырывать из тела куски мяса.

Хищные– разрезать мясные волокна и жилы не хуже ножа.

– очень острые, с режущим краем;

– особые крупные зубы в середине челюсти.

По характеру размножения:

все хищные – птенцовые детеныши рождаются беспомощными, голыми, слепыми, первые две недели проводят у матери под боком.

Волк (способ добывания корма, образование стай, забота о потомстве; значение волка в природе и практической роли человека) «Волка ноги кормят»

Кошка – кошачьи — хищные звери, имеют округлую голову, с большими глазами, хорошо видят днем и ночью, тонкий слух, корм добывают скрадыванием, подкарауливанием жертвы, тело – гибкое, ноги оканчиваются острыми втяжными когтями; они регулируют численность копытных, грызунов. Охраняются (амурский тигр, гепард, караком (степная рысь)).


СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ

Семейство кошачьих – хищники из хищников, манул (З кг), сервал, рысь, тигр, леопард, лев, ирбис, гепард.

Кошачьи – приземистые, короткомордые, тонкохвостые звери, имеют округлую голову с большими глазами, хорошо видят днем и ночью, обладают тонким слухом, тело гибкое, ноги оканчиваются острыми втянутыми когтями.

В отличии от волчьих они подкарауливают добычу, а не преследуют ее. Они как можно ближе подкрадываются к жертве и несколькими огромными прыжками настигают ее. Этот способ охоты называется скрадыванием. Это охотники – одиночки, у львов – коллективная охота.

Зубы с острыми, режущими вершинами. Зубная система плотоядного типа, клыки длинные, изогнутые и хищные зубы. Важную роль в поедании мяса играет шероховатый мускулистый язык, покрытый заостренными изогнутыми роговыми сосочками. Звери прекрасно лазают по деревьям, способны делать огромные прыжки, некоторые плавают. Все они пальцеходящие.


СЕМЕЙСТВО ПСОВЫХ: ВОЛК

–   один    из    самых    успешных    охотников    на    крупную    дичь, научившимся коллективным облавам и загонам

Летом каждая волчья семья живет обособленно, а на зиму несколько семей собираются в стаю. Во главе стоит матерый самец, ему помогает подруга, а более слабые занимают подчиненное положение. Члены стаи прекликаются между собой на самые разные голоса.

К псовым – гиеновая собака, красные волки, лисы, песец, шакал. Эти животные средних размеров, имеют длинные конечности с невтягиваемыми когтями, передвигаясь, опираясь на пальцы. Нюх собаки – удивительная вещь, а со зрением и осязанием у него плоховато.

Волк – типичный однолюб: члены семейной пары сохраняют друг другу верность всю жизнь. Хорошо приспособлен к активному добыванию животных, преследуя их.

Туловище у всех удлиненное на стройных, высоких ногах. Пальцы вооружены крепкими, но тупыми когтями, голова удлиненная с вытянутой мордой, крупными ушами. Хвост длинный, покрыт волосами. Волосяной покров густой, окраска шерсти разнообразная. Зубная система режущего типа: сильно развиты клыки и хищные зубы.

Внешний вид волка свидетельствует о его мощи и отличной приспособленности к неутомимому бегу, преследованию и нападению на своих жертв. Завыванием волки обмениваются информацией о присутствии добычи, появлении других волков, людей.


СЕМЕЙСТВО МЕДВЕЖЬИ

  1. Приметные благодаря своим размерам  малайский медведь – 50 белый – 1т.
  2. Бочкообразное бесхвостое тело на массивных ногах с голыми ступням длинными когтями, крупная лобастая голова с маленькими подслеповатыми глазками и большими подвижными губами, мохнатая шерсть – всем знакомый образ мишки.

Медведи лесные жители, хорошо лазают по деревьям, предпочитают; растительную пищу, плоды, сочные травы и листья, корешки. Поэтому коренные зубы утолщены для раздавливания волокнистых растений.

В северных краях медведи впадают в спячку, предварительно соорудив берлогу. Ближе к концу зимы медведица приносит 1–3 крохотных медвежат – 500 г. самка выкармливает своих детенышей в то время, ко сама не кормится. Запасенного  медведицей жира хватает и маме и на молоко для медвежат.

Медведь при движении опирается на всю ступню, их называют стопоходящими. В зимнем убежище он лежит, свернувшись калачик задние лапы он притягивает к брюху, а передними прикрывает нос, поэт и создается впечатление, что он якобы "сосет лапу".


СЕМЕЙСТВО КУНЬИ

ласка

Перевязка  

Хорек  

Соболь

Лесная куница

–   значительно разнообразнее других семейств отрядов хищных. Это хищник – норник. Маленькое вытянутое извилистое туловище с очень короткими лапами. Короткая, с едва выступающими ушками головка на длинной мощной шее — все приспособлено для того, чтобы с легкостью проникать в норы мышей, полевок, там их находить и умертвлять укусом в затылок свою жертву.

Хорьки, куницы, соболь, тайра, илька, росомаха, барсуки, скунсы, выдры, калан (морская выдра).

Куньи отличаются хорошо развитым волосяным покровом, на севере он очень густой и пушистый. Окраска шерсти весьма разнообразная: однотонная, полосатая, пятнистая. Среди куньих имеются исключительно ценные пушные звери (горностай, соболь, норка).


ВОПРОСЫ ПО ОТРЯДУ ХИЩНЫХ

(по сообщениям)

СЕМЕЙСТВО   ПСОВЫХ.

  1. Кто стоит во главе стаи у волков?
  2.  
  3. Преследуют ли волки свою добычу?
  4.  
  5. Какие челюсти у волков?
  6.  
  7. Во что превратились по одному коренному зубу с каждой стороны челюсти?

СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ

  1. Как охотятся кошачьи?
  2. Какой предмет играет важную роль в поедании мяса?
  3. Принадлежит ли к кошачьим каракал?
  4. Какие представители кошачьих, название которых оканчивается на –д; –р, существуют?*

КУНЬИХ

  1. Какими бывают по размеру куньи?
  2. Есть ли среди куньих виды ценных пушных животных?
  3. Принадлежит ли к куньим соболь?
  4.  А принадлежит ли к куньим песец?*

СЕМЕЙСТВО МЕДВЕЖЬИХ.

  1. На что опираются медвежьи при ходьбе?
  2. Где живут медведи?
  3. Чем питаются медведи?
  4. Когда и сколько медвежат   приносит медведь?*


ОТРЯД ХИЩНЫЕ

1.    Представители  отряда Хищные питаются:

  1.  преимущественно животной пищей;
  2. растительной пищей;
  3.  
  4. растительной и животной пищей.

2.    У хищных отсутствуют

  1.  резцы;
  2.  ключицы;
  3.  
    лопатки;.

3.    Тигр относится к семейству

  1.  волчьих;
  2. куньих;
  3. кошачьих.

4.    Рысь обитает в

  1. Украине;
  2. Австралии;
  3. Северной Америке.

5.    Енотполоскун живет

  1. в норах;
  2. водоемах;
  3.  на деревьях.

6.    Втягиваемые когти у представителей:

  1.  волчьих;
  2. медвежьих;
  3.  
  4. куньих;
  5. кошачьих.


 



 

 

 

 

 


 


 

 

 

 


 

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45757. Лейбниц. Об основных аксиомах познания 31 KB
  Если чтото отрицается как истинное то очевидно оно является ложным; а если чтото отрицается как ложное то оно является истинным. Подобным же образом если истинно то что нечто ложно или ложно то что нечто истинно то утверждение является ложным; а если истинно то что нечто истинно и лоншо то что нечто ложпо то оно является истинным. С другой стороны среди истинных предложений первыми являются те которые обычно называют тождественными как А есть Л Не А есть не А Если истинно предложение L то следовательно истинно...
45758. Лейбниц. Монадология 53.5 KB
  Согласно Лейбницу основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции или монады. Все монады просты и не содержат частей. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия какихлибо внешних причин кроме Бога. Монада способна к изменению своего состояния и все естественные изменения монады исходят из её внутреннего принципа.
45759. Джон Локк. Опыты о человеческом разумении 28 KB
  Опыты о человеческом разумении 4 книги Локк впервые дал систематическую теорию эмпиризма. Средоточие философии Локка его теория познания изложенная в Опыте о человеческом разумении Ее задача объяснить происхождение и основы человеческого познания и найти границы познавательной способности рассудка. Задачи философии Предмет философии по Локку исследование происхождения знания.
45760. Маклюэн. Понимание медиа 37.5 KB
  Понимание медиа. посвящённа осмыслению средств массовой коммуникации медиа. Средства массовой коммуникации медиа Маклюэн понимает чрезвычайно широко как расширение человека. По мнению Маклюэна глубочайшим заблуждением является убеждение в нейтральности медиа.
45761. Маркс К. К критике политической экономии 30.5 KB
  Маркс считает что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества реальный базис на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют опре формы общго сознания. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями внутри которых они до сих пор развивались. Ни одна общая формация не погибает раньше...
45762. Одномерный человек 41.5 KB
  В результате пролетариат перестал быть революционным классом интегрировавшись в привычную систему ценностей а общество утратило возможности развития. Общество стало бесклассовым но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество неототалитарная Система существующая за счет гипноза средств массовой информации которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Общество называется свободным имеется в виду либеральное общество в то время как на самом деле в...
45763. НИЦШЕ "АНТИХРИСТ. ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ" 36 KB
  ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ предпоследняя работа Ницше Der ntichrist ; первое издание в 1895 окончательная редакция 1956. Позиция Ницше была не совместима с традиционалистским атеизмом. Скорее позиция Ницше напоминает бунт преодоление а не голое и бесплодное отрицание. Священников Ницше именует ядовитыми пауками на древе жизни Церковь для Ницше смертельный враг всего благородного на земле она стремится растоптать всякое величие в человеке она выступает за все болезненное и слабое.
45764. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» 37 KB
  Следует отметить что уже в предисловии посвященном Рихарду Вагнеру Ницше заявляет важнейшую посылку своей работы серьезное отношение к эстетической проблематике к искусству говоря о том что противопоставление искусства серьезности существования грубое недоразумение и что его собственное убеждение это взгляд на искусство как на высшую задачу и собственно метафизическую деятельность в этой жизни. Рождение трагедии из духа музыки Die Geburt der Trgödie us dem Geiste der Musik эстетический трактат 1872 года в котором...
45765. Остин. Как производить действия при помощи слов 40 KB
  Остин требует соотносить философские понятия с понятиями обыденного языка с тем как то или иное слово употребляется в обыденной речи. Книга Как произошло слово самая знаменитая работа по философии обыденного языка . Теория речевых актов представлена в нем как только лингвистическая теория ни о какой философии обыденного языка там и речи нет. Введение перформатива позволяет Остину определить область действия правил логической семантики âутвержденийâ и очертить таким образом сферу употребления терминов обыденного языка определяемое их...