61897

33 игры для развития глагольного словаря дошкольников

Книга

Педагогика и дидактика

Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок; Использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время); согласовывать глаголы с существительным и т.д.

Русский

2014-06-02

1005.17 KB

44 чел.

Чистякова И.А. Ч 68 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. — СПб.: КАРО, 2005. — 96 с: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).

15ВЫ 5-89815-608-9

В книге описаны 33 дидактические игры, способствующие как расширению глагольного словаря, так и формированию умений ребенка 5-6-летнего возраста строить предложения (простые и сложные).

В ходе игр малыши научатся:

  1.  Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при
    помощи приставок;
  2.  Использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и
    несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время);

- согласовывать глаголы с существительным и т.д.
Дидактические игры можно использовать как в ходе занятий в ДОУ,

Так и в ходе индивидуальных занятий со специалистом или с родителями. Книга предназначена воспитателям, логопедам и родителям.

УДК 376 ББК 74.3

5-89815-608-9

 О Чистякова И.А., 2005

© КАРО, 2005

Все права защищены


ИГРА1 «В МИРЕ ЗВУКОВ»

Цели

  1.  Закреплять конструкцию простого нераспространенного предложения.
  2.  Уточнять и пополнять предикативный словарь.
  3.  Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
  4.  Закреплять правильное звукопроизношение.

Оборудование :   

Игровое поле, на котором представлена картина лета (на фланелеграфе или магнитной доске) с объектами, издающими различные звуки.

Описание игры

Дети располагаются вокруг игрового поля, на котором из фрагментов составлена картина, изображающая лето.

Логопед предлагает детям рассмотреть картину и определить представленное на ней время года. Дети вспоминают, что бывает летом, и находят признаки лета на картине. Затем логопед просит малышей внимательно послушать и угадать, какой предмет издает тот или иной звук. Имитируется звучание ветра, пчелы, комара, лопнувшей велосипедной шины и т. д. Дети определяют по звуку действие. Например: Ш-Ш-Ш — Ветер шумит. 3-3-3 — Комар звенит. Ж-Ж-Ж — Жук жужжит и т. д.

Ребенок, правильно составивший предложение и образовавший глагол, забирает себе часть картины. В конце игры дети самостоятельно по памяти снова составляют картину.

14

 15


ИГРА 2 «ЧТО КАК ЗВУЧИТ?»

Цели

  1.  Уточнять и пополнять предикативный словарь.
  2.  Формировать навык грамотного построения простого нераспространенного предложения.
  3.  Развивать зрительное и слуховое внимание, па
    мять.
  4.  Закреплять правильное звукопроизношение.

Оборудование

Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска), составленное из отдельных картинок, изображающих предметы и явления, которые издают разнообразные звуки: тук-тук, гав-гав, тик-так, динь-дон, кря-кря, кваква, цок-цок, хлоп-хлоп и т. д.


Описание игры

Дети рассматривают игровое поле, а логопед предлагает им определить, откуда доносится звук тук-тук. Угадавший ребенок снимает с игрового поля подходящую картинку и отвечает: Девочка стучит в дверь: «тук-тук».

Выигрывает ребенок, собравший наибольшее количество картинок с игрового поля.

Затем дети по памяти восстанавливают целостную картину, называют действие и соотносят его со звуком: кап-кап — капает; динь-дон — звенит.

16

 17


19

ИГРАЗ «ЧТО ДЕЛАЮТ ПРЕДМЕТЫ?»

Цели

  1.  Знакомить детей со словами, обозначающими
    действия предметов.
  2.  Закреплять умение распознавать графические
    символы действий.
  3.  Закреплять в речи согласование существительных с глаголом.
  4.  Закреплять порядок следования слов в предложении по модели «предмет — действие»

Оборудование

  1.  Большое и малое игровые поля (фланелеграфы,
    различающиеся по цвету, или магнитные доски).
  2.  Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит,
    лежит и т. д.
  3.  Картинки с изображением предметов.

 Описание игры    

Логопед объясняет детям, что они ежеминутно совершают действия. Что ты делаешь? — спрашивает логопед ребенка. Сижу, стою и т. д., — отвечают дети.

На большое игровое поле переносятся картинки-символы действий. Логопед поясняет, что каждый предмет в данный момент производит какое-нибудь действие. Вот книга. Что она делает? — Книга лежит. (На игровое поле наклеиваются изображение книги и символ соответствующего действия.) Другие предложения дети составляют по аналогии: Стол стоит. Часы идут и т. д.

18

 

 Логопед акцентирует внимание детей на вопросе что делает?, а в конце игры спрашивает у них, что обозначают такие слова, как книга, стол, часы, шкаф и т. д. Дети знают, что это предметы. Предмет на схеме обозначается символом П. Что делают предметы? Дети перечисляют слова — названия действий, а логопед поясняет, что они обозначаются символом


ИГРА 4 «КТО ЧТО ДЕЛАЛ, РАССКАЖИ...» .,1

Цели

  1.  Учить детей отвечать на вопросы: Кто (что) это?
    Что он(она) делает?
  2.  Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет — действие»
  3.  Закреплять навык  согласования существительного с глаголом.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

  1.  Три игровых поля, различающихся по цвету.
  2.  Картинки-символы с изображением действий: стоит, идет, сидит, лежит, бежит, прыгает, едет, летит и т. д.
  3.  Картинки с изображением одушевленных и не
    одушевленных предметов: девочки, собаки, самолета,
    машины, жука, черепахи, корабля и т. д.

Описание игры

■ На одном игровом поле — картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов, на другом — картинки-символы действий. Работа проводится на третьем игровом поле.

Детям предлагается выбрать предмет, правильно задать вопросы Кто (что) это?, Что он (она) делает? и определить максимально возможное количество действий для выбранного предмета при помощи картинок-символов с другого игрового поля. Например: Что это? — Это машина. Машина что делает? — Машина стоит, едет... и т. д.

20

 21


ИГРА 5 «НАЙДИ НУЖНЫЙ ПРЕДМЕТ»

Цели

  1.  Учить детей называть действие предмета.
  2.  Закреплять навык согласования существительного с глаголом.
  3.  Учить детей использовать полученные знания,
    быстро ориентироваться в изученном материале.
  4.  Закреплять категорию одушевленности существительного.

Оборудование   

  1.  Три игровых поля, различающихся по цвету.
  2.  Картинки-символы действий, картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов.
  3.  Схематические изображения одушевленного и
    неодушевленного предметов и действий.

Описание игры

На одном игровом поле — картинки-символы действий, на другом — картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов. На третьем игровом поле устанавливаются схемы: «одушевленный предмет — действие», «неодушевленный предмет — действие», между ними — картинка-символ действия (например: стоит). Ребенок подбирает к схеме предметы, которые могут совершать обозначенное символом действие, переносит их под соответствующую схему и составляет предложение: Бабушка стоит. Машина стоит и т. д. Если ребенок не смог подобрать картинки к двум схемам, он объясняет почему.

 ИГРА 6 «ЧТО ПРОИСХОДИТ?»

Цели     

  1.  Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным, изменяя их окончания.
  2.  Закреплять навык построения простого предложения.
  3.  Активизировать глагольный словарь.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

  1.  Картинки, вырезанные по контуру, с изображениями одного и нескольких предметов (стол — столы;
    медвежонок — медвежата; мяч — мячи; слон — слоны;
    куст — кусты; дождь — дожди; бык — быки; грач — грачи).
  2.  Картинки-символы действий: стоит, спит, лежит,
    трубит.

Описание игры

Логопед предлагает детям посмотреть, что происходит на игровом поле. Он наклеивает картинку с изображением стола и символ действия стоит, а затем составляет предложение Стол стоит. Рядом прикрепляется картинка, изображающая несколько столов, и символ действия стоит. Дети, опираясь на рисунки, составляют предложение Столы стоят. Далее дошкольники самостоятельно строят предложения по предлагаемым картинкам, изменяя окончания существительного и глагола.   


МИШКА СПИТ. — МИШКИ СПЯТ. МЯЧ ЛЕЖИТ. — МЯЧИ ЛЕЖАТ.

СЛОН ИГРАЕТ. — СЛОНЫ ИГРАЮТ.
А затем без опоры на символ действия:
КУСТ ЦВЕТЕТ. — КУСТЫ ...

 БЫК  ЖУЕТ. — БЫКИ ...

 дождь идет, дожди ...

 ПТИЧКА ПОЕТ. — ПТИЧКИ ....

24

В конце занятия дети «прочитывают» получившиеся предложения.

 25


27

ИГРА 7 «В ЗООПАРКЕ»

Цели

  1.  Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.
  2.  Активизировать глагольный словарь.
  3.  Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

  1.  Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска).
  2.  Картина «Зоопарк», составленная из отдельных,
    вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры

Логопед предлагает детям отправиться в «зоопарк» и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает. И т. д.

Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

26


ИГРА 8 «Я, ВЫ, ОНИ...»

Цели    

  1.  Совершенствовать умение изменять глагол по ли
    цам.
  2.  Закреплять навык изменять личные окончания
    глаголов (я пою, вы поете и т.д.)
  3.  Активизировать глагольный словарь.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

  1.  Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска,
    пандус).
  2.  Картинки, изображающие цветок, рыбу, ужа,
    птицу, малыша, вырезанные по контуру.
  3.  Стихотворный текст к игре.

Описание игры

На игровом поле друг над другом наклеиваются картинки (цветок, рыба, уж, птица, малыш). (См. рис. на С. 30.) Логопед предлагает детям сочинить стихотворение и использовать в нем слова-названия действий. В ходе работы может получиться следующий текст.

ПРОШУРШАЛ ЦВЕТОК ЦВЕТОЧКАМ:    

—Я ЦВЕТУ, И ВЫ —

ПРОШЕПТАЛА РЫБКА РЫБКАМ:
— Я ПЛЫВУ, И ВЫ —

28

 УЖ ШИПЕЛ СВОИМ УЖАТАМ

Я ПОЛЗУ, И ВЫ
ПРОКРИЧАЛА ПТИЦА ПТИЦАМ

— я пою, и вы —

МАЛЫШАМ МАЛЫШ НАПОМНИЛ:

— Я РАСТУ, И ВЫ —

НУ, А МЫ ДОБАВИМ ТУТ:         

(Логопед показывает на ребенка, а затем на
нескольких детей)

ТЫ — ПЛЫВЕШЬ, ОНИ

ОН —         ОНИ —      МЫ    

ОНА—   ОНИ —  

I

Дети самостоятельно добавляют глагол и изменяют его окончание.

В конце игры логопед предлагает детям вспомнить, какие слова-названия действий встретились в стихотворении, и ответить на вопрос, как «разговаривали» цветок, рыба, уж, птица.

29


30

 \

 ИГРА 9 «КТО БОЛЬШЕ?»

Цели

  1.  Пополнять предикативный словарь.
  2.  Закреплять навыки согласования существительного с глаголом.
  3.  Совершенствовать навыки образования глагола
    от существительного.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание, па
    мять.

Оборудование

1. Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска).

2. Контурные картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов.        

Описание игры   

Картинки размещаются на игровом поле, детям предлагается выбрать картинку и назвать как можно больше действий, которые способен произвести предмет, изображенный на ней. Например: Береза растет, зеленеет, шумит, качается, сохнет и т. д. Белка скачет, спит, запасается, грызет и т. д. Выигрывает ребенок, который собрал наибольшее количество фишек (фишка дается за каждое названное действие).

ИГРАЮ «ЧТО ДЕЙАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА?»

•    Цели

  1.  Учить детей отвечать на вопрос Что он (она) де
    лает?
  2.  Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет — действие»
  3.  Закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.

.

Оборудование

  1.  Большое и малое игровые поля (фланелеграфы,
    различающиеся по цвету, или магнитные доски).
  2.  Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит,
    лежит.
  3.  Две картинки с изображениями мальчика и де
    вочки.

Описание игры

На одном игровом поле — две картинки с изображениями мальчика и девочки, на другом — картинки-символы действий. Логопед предлагает детям ответить на вопрос Что делает девочка (мальчик)? при помощи картинок-символов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, переносит на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка стоит (сидит, прыгает, спит и т. д.).

32

 \

 

Примечание: Данный материал можно использовать для закрепления навыка согласования глагола с существительным во множественном числе. Детям предлагается ответить на вопрос Что делают дети?

В более поздний период, при закреплении категории времени глагола, задаются вопросы: Что сделал мальчик (девочка, дети)? Что будет делать мальчик (девочка)? Что будут делать дети?

33


ИГРА 11 «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?»

Цели

  1.  Расширять предикативный словарь.
  2.  Формировать умение соотносить предмет с действием.
  3.  Закреплять структуру простого предложения по
    модели «предмет — действие»
  4.  Развивать умение опираться на имеющиеся знания.

Оборудование       

  1.  Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска).
  2.  Контурные картинки с изображением животных,
    птиц, пресмыкающихся.

Описание игры

Логопед предлагает детям побывать в «зоопарке», увидеть разных животных и птиц, а затем спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур...

Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребенок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от

34

 

 звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит.) и возвращают животных в «зоопарк».

Примечание: После усвоения глаголов можно играть в эту игру, используя мяч. Логопед называет животное и кидает мяч ребенку, который, поймав мяч, прибавляет к названию животного название действия и возвращает мяч логопеду.

35


ИГРА 12 «СОЧИНИМ СТИХОТВОРЕНИЕ»

Цели

  1.  Пополнять и закреплять предикативный словарь.
  2.  Закреплять конструкцию простого предложения
    по модели «предмет — действие»
  3.  Закреплять согласование существительного с глаголом настоящего времени.
  4.  Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование

Предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.

г

Описание игры

Логопед предлагает детям сочинить стихотворение
о том, как подают голос животные (педагог называет
и показывает животное, а дети добавляют слово —
название действия).

УТКА ... КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА ... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ... МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ... ХРЮКАЕТ,  КОЗЛЕНОК ... МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ.

Примечание: Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.

36

 37


ИГРА 13 «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Цели

  1.  Расширять предикативный словарь.
  2.  Совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет.
  3.  Закреплять структуру простого предложения.
  4.  Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдательность.

Оборудование

  1.  Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска).
  2.  Стилизованное изображение леса, пруда; картинки с изображениями животных, насекомых, обитателей водоема.

Описание игры 'г

На игровом поле создается стилизованная картина леса и водоема. Здесь же размещаются контурные картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются «на прогулку в лес». Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползет и т. д.

После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут и т. д.), сопровождая свои действия словами.

38


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20238. Поширення пружних хвиль у рідинах. Залежність швидкості поширення та коефіцієнта поглинання від термодинамічних параметрів 115.5 KB
  Щоб описати розповсюдження хвилі в середовищі необхідно записати хвильове рівняння. Для цього: 1 Записати рівняння руху частинки середовища – макроскопічно малого об’єму середовища лінійні розміри об’ємчику набагато менші довжини хвилі звука; 2 Записати реологічне рівняння для середовища. 3 Підставити реологічне рівняння в рівняння руху → хвильове рівняння для данного середовища. Реологічне рівняння – це рівняння яке пов’язує тензор напруг з тензором деформацій і тензором швидкості деформацій.
20239. Міжмолекулярна взаємодія в газах та рідинах 62.5 KB
  Вона базується на припущеннях: міжмолекулярна взаємодія є слабкою – розміри частинок набагато менше за відстань між ними; адіабатичне наближення – електростатичне поле сусідньої молекули збурює енергетичні стани лише електронів; наближення мультипольного розкладу – електричні заряди в молекулі по об’єму розповсюджені нерівномірно і можуть бути вільні заряди: монополі диполі квадруполі октуполі. Енергія міжмолекулярної взаємодії – це потенціальна енергія однієї молекули в електростатичному полі другої молекули. Маємо дві молекули А і В...
20240. Розсіяння нейтронів як джерело інформації про динаміку молекул 101 KB
  Розсіяння нейтронів як джерело інформації про динаміку молекул Існує загальний метод опису динаміки речовини – просторовочасові корелятивні функції. Одним із шляхів визначення корелятивних функцій є розсіяння нейтронів. Візьмемо двічі диференційний переріз розсіяння нейтронів – кількість нейтронів що вилетять із зразка під певним кутом в елемент тілесного кута і при цьому зміна енергії нейтронів потрапляє в інтервал від до де пр – пружне нп – непружне ког – когерентне нк – некогерентне. Наслідком цього є розбиття перерізу...
20241. Понятие, предмет, задачи дисциплины «охрана труда в отрасли» 108 KB
  Охрана труда как социально-экономический фактор и область науки. Этапы развития охраны труда. Понятие охраны труда в законодательстве Украины. Предмет, содержание и задачи дисциплины охраны труда в отрасли. Взаимодействие охраны труда с другими дисциплинами.
20242. Основи методу Монте-Карло 146.5 KB
  точки та розрахувати в кожному полож. точки її енергію з частинками системи. Будується ланцюг випадкових переміщень однієї точки. точки; 2 обрати модель потенціальної енергії; 3задати температуру та довжину кроку відображ.
20243. Полімерний стат. клубок 46.5 KB
  клубок Полімерні молекули – ланцюги з великої кількості ланок вони можуть відрізнятися сладом однакові ланки або різні степенем гнучкості числом гілок та заряджених груп. Найпростіша полімерна молекула – послідовність великої кількості атомних груп з`єднаних у ланцюг ковалентними хімічними зв`язками. N масі ланцюга. Полімерний ланцюг має N 1 N 102 104 Полімерні молекули поділяються на лінійні та тривимірні.
20244. Спектральний склад розсіяного світла в газах. Ефект Мандельштама-Брілюена 85 KB
  Спектральний склад розсіяного світла в газах. Розсіяння світла – це зміна якоїсь характеристики потоку оптичного випромінювання світла при його взаємодії з речовиною. Цими характеристиками можуть бути просторовий розподіл інтенсивності частотний спектр поляризація світла. Фізична причина розсіяння світла в чистій речовині полягає в тому що в силу статистичної природи теплового руху молекул середовища в ньому виникають флуктуації густини.
20245. Особливості реологічної неньютонівської рідини 90 KB
  Не ньютонівська течіяпри різних швидкостях течії рідина характеризується різними в‘язкостями. Для того щоб визначити поняття не ньютонівської рідини згадаємо що таке ньютонівська рідина. Бінгалівська рідина межа пластичностітобто в системі існує область де напруження не впливає на зсув характерною ознакою є те що течія починається коли дотичне напруження τ перевищує межу пластичності θ. ; немає зсуву шарів рідина рухається як жорсткий стержень.
20246. Взаємодія повільних нейтронів 57 KB
  Зіткнення нейтрона з ядром може відбуватись двома шляхами: або 1без утворення проміжного ядра коли нейтрон розсіюється безпосередньо силовим полем ядрапружне та непружне розсіяння 2або з утворенням проміжного збудженого ядра з наступним його розпадом по одному з можливи каналів: Авипромінювання γ – квантів процес радіаційного захвату нейтрона ядром Б випромінювання заряджених частинок В ділення ядра В області повільних нейтронів енергія 1еВ основні процеси пружне ядерне розсіяння радіаційний захват нейтрона ядрома бо...