61897

33 игры для развития глагольного словаря дошкольников

Книга

Педагогика и дидактика

Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок; Использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время); согласовывать глаголы с существительным и т.д.

Русский

2014-06-02

1005.17 KB

57 чел.

Чистякова И.А. Ч 68 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. — СПб.: КАРО, 2005. — 96 с: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).

15ВЫ 5-89815-608-9

В книге описаны 33 дидактические игры, способствующие как расширению глагольного словаря, так и формированию умений ребенка 5-6-летнего возраста строить предложения (простые и сложные).

В ходе игр малыши научатся:

  1.  Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при
    помощи приставок;
  2.  Использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и
    несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время);

- согласовывать глаголы с существительным и т.д.
Дидактические игры можно использовать как в ходе занятий в ДОУ,

Так и в ходе индивидуальных занятий со специалистом или с родителями. Книга предназначена воспитателям, логопедам и родителям.

УДК 376 ББК 74.3

5-89815-608-9

 О Чистякова И.А., 2005

© КАРО, 2005

Все права защищены


ИГРА1 «В МИРЕ ЗВУКОВ»

Цели

  1.  Закреплять конструкцию простого нераспространенного предложения.
  2.  Уточнять и пополнять предикативный словарь.
  3.  Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
  4.  Закреплять правильное звукопроизношение.

Оборудование :   

Игровое поле, на котором представлена картина лета (на фланелеграфе или магнитной доске) с объектами, издающими различные звуки.

Описание игры

Дети располагаются вокруг игрового поля, на котором из фрагментов составлена картина, изображающая лето.

Логопед предлагает детям рассмотреть картину и определить представленное на ней время года. Дети вспоминают, что бывает летом, и находят признаки лета на картине. Затем логопед просит малышей внимательно послушать и угадать, какой предмет издает тот или иной звук. Имитируется звучание ветра, пчелы, комара, лопнувшей велосипедной шины и т. д. Дети определяют по звуку действие. Например: Ш-Ш-Ш — Ветер шумит. 3-3-3 — Комар звенит. Ж-Ж-Ж — Жук жужжит и т. д.

Ребенок, правильно составивший предложение и образовавший глагол, забирает себе часть картины. В конце игры дети самостоятельно по памяти снова составляют картину.

14

 15


ИГРА 2 «ЧТО КАК ЗВУЧИТ?»

Цели

  1.  Уточнять и пополнять предикативный словарь.
  2.  Формировать навык грамотного построения простого нераспространенного предложения.
  3.  Развивать зрительное и слуховое внимание, па
    мять.
  4.  Закреплять правильное звукопроизношение.

Оборудование

Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска), составленное из отдельных картинок, изображающих предметы и явления, которые издают разнообразные звуки: тук-тук, гав-гав, тик-так, динь-дон, кря-кря, кваква, цок-цок, хлоп-хлоп и т. д.


Описание игры

Дети рассматривают игровое поле, а логопед предлагает им определить, откуда доносится звук тук-тук. Угадавший ребенок снимает с игрового поля подходящую картинку и отвечает: Девочка стучит в дверь: «тук-тук».

Выигрывает ребенок, собравший наибольшее количество картинок с игрового поля.

Затем дети по памяти восстанавливают целостную картину, называют действие и соотносят его со звуком: кап-кап — капает; динь-дон — звенит.

16

 17


19

ИГРАЗ «ЧТО ДЕЛАЮТ ПРЕДМЕТЫ?»

Цели

  1.  Знакомить детей со словами, обозначающими
    действия предметов.
  2.  Закреплять умение распознавать графические
    символы действий.
  3.  Закреплять в речи согласование существительных с глаголом.
  4.  Закреплять порядок следования слов в предложении по модели «предмет — действие»

Оборудование

  1.  Большое и малое игровые поля (фланелеграфы,
    различающиеся по цвету, или магнитные доски).
  2.  Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит,
    лежит и т. д.
  3.  Картинки с изображением предметов.

 Описание игры    

Логопед объясняет детям, что они ежеминутно совершают действия. Что ты делаешь? — спрашивает логопед ребенка. Сижу, стою и т. д., — отвечают дети.

На большое игровое поле переносятся картинки-символы действий. Логопед поясняет, что каждый предмет в данный момент производит какое-нибудь действие. Вот книга. Что она делает? — Книга лежит. (На игровое поле наклеиваются изображение книги и символ соответствующего действия.) Другие предложения дети составляют по аналогии: Стол стоит. Часы идут и т. д.

18

 

 Логопед акцентирует внимание детей на вопросе что делает?, а в конце игры спрашивает у них, что обозначают такие слова, как книга, стол, часы, шкаф и т. д. Дети знают, что это предметы. Предмет на схеме обозначается символом П. Что делают предметы? Дети перечисляют слова — названия действий, а логопед поясняет, что они обозначаются символом


ИГРА 4 «КТО ЧТО ДЕЛАЛ, РАССКАЖИ...» .,1

Цели

  1.  Учить детей отвечать на вопросы: Кто (что) это?
    Что он(она) делает?
  2.  Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет — действие»
  3.  Закреплять навык  согласования существительного с глаголом.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

  1.  Три игровых поля, различающихся по цвету.
  2.  Картинки-символы с изображением действий: стоит, идет, сидит, лежит, бежит, прыгает, едет, летит и т. д.
  3.  Картинки с изображением одушевленных и не
    одушевленных предметов: девочки, собаки, самолета,
    машины, жука, черепахи, корабля и т. д.

Описание игры

■ На одном игровом поле — картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов, на другом — картинки-символы действий. Работа проводится на третьем игровом поле.

Детям предлагается выбрать предмет, правильно задать вопросы Кто (что) это?, Что он (она) делает? и определить максимально возможное количество действий для выбранного предмета при помощи картинок-символов с другого игрового поля. Например: Что это? — Это машина. Машина что делает? — Машина стоит, едет... и т. д.

20

 21


ИГРА 5 «НАЙДИ НУЖНЫЙ ПРЕДМЕТ»

Цели

  1.  Учить детей называть действие предмета.
  2.  Закреплять навык согласования существительного с глаголом.
  3.  Учить детей использовать полученные знания,
    быстро ориентироваться в изученном материале.
  4.  Закреплять категорию одушевленности существительного.

Оборудование   

  1.  Три игровых поля, различающихся по цвету.
  2.  Картинки-символы действий, картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов.
  3.  Схематические изображения одушевленного и
    неодушевленного предметов и действий.

Описание игры

На одном игровом поле — картинки-символы действий, на другом — картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов. На третьем игровом поле устанавливаются схемы: «одушевленный предмет — действие», «неодушевленный предмет — действие», между ними — картинка-символ действия (например: стоит). Ребенок подбирает к схеме предметы, которые могут совершать обозначенное символом действие, переносит их под соответствующую схему и составляет предложение: Бабушка стоит. Машина стоит и т. д. Если ребенок не смог подобрать картинки к двум схемам, он объясняет почему.

 ИГРА 6 «ЧТО ПРОИСХОДИТ?»

Цели     

  1.  Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным, изменяя их окончания.
  2.  Закреплять навык построения простого предложения.
  3.  Активизировать глагольный словарь.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

  1.  Картинки, вырезанные по контуру, с изображениями одного и нескольких предметов (стол — столы;
    медвежонок — медвежата; мяч — мячи; слон — слоны;
    куст — кусты; дождь — дожди; бык — быки; грач — грачи).
  2.  Картинки-символы действий: стоит, спит, лежит,
    трубит.

Описание игры

Логопед предлагает детям посмотреть, что происходит на игровом поле. Он наклеивает картинку с изображением стола и символ действия стоит, а затем составляет предложение Стол стоит. Рядом прикрепляется картинка, изображающая несколько столов, и символ действия стоит. Дети, опираясь на рисунки, составляют предложение Столы стоят. Далее дошкольники самостоятельно строят предложения по предлагаемым картинкам, изменяя окончания существительного и глагола.   


МИШКА СПИТ. — МИШКИ СПЯТ. МЯЧ ЛЕЖИТ. — МЯЧИ ЛЕЖАТ.

СЛОН ИГРАЕТ. — СЛОНЫ ИГРАЮТ.
А затем без опоры на символ действия:
КУСТ ЦВЕТЕТ. — КУСТЫ ...

 БЫК  ЖУЕТ. — БЫКИ ...

 дождь идет, дожди ...

 ПТИЧКА ПОЕТ. — ПТИЧКИ ....

24

В конце занятия дети «прочитывают» получившиеся предложения.

 25


27

ИГРА 7 «В ЗООПАРКЕ»

Цели

  1.  Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.
  2.  Активизировать глагольный словарь.
  3.  Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

  1.  Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска).
  2.  Картина «Зоопарк», составленная из отдельных,
    вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры

Логопед предлагает детям отправиться в «зоопарк» и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает. И т. д.

Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

26


ИГРА 8 «Я, ВЫ, ОНИ...»

Цели    

  1.  Совершенствовать умение изменять глагол по ли
    цам.
  2.  Закреплять навык изменять личные окончания
    глаголов (я пою, вы поете и т.д.)
  3.  Активизировать глагольный словарь.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование

  1.  Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска,
    пандус).
  2.  Картинки, изображающие цветок, рыбу, ужа,
    птицу, малыша, вырезанные по контуру.
  3.  Стихотворный текст к игре.

Описание игры

На игровом поле друг над другом наклеиваются картинки (цветок, рыба, уж, птица, малыш). (См. рис. на С. 30.) Логопед предлагает детям сочинить стихотворение и использовать в нем слова-названия действий. В ходе работы может получиться следующий текст.

ПРОШУРШАЛ ЦВЕТОК ЦВЕТОЧКАМ:    

—Я ЦВЕТУ, И ВЫ —

ПРОШЕПТАЛА РЫБКА РЫБКАМ:
— Я ПЛЫВУ, И ВЫ —

28

 УЖ ШИПЕЛ СВОИМ УЖАТАМ

Я ПОЛЗУ, И ВЫ
ПРОКРИЧАЛА ПТИЦА ПТИЦАМ

— я пою, и вы —

МАЛЫШАМ МАЛЫШ НАПОМНИЛ:

— Я РАСТУ, И ВЫ —

НУ, А МЫ ДОБАВИМ ТУТ:         

(Логопед показывает на ребенка, а затем на
нескольких детей)

ТЫ — ПЛЫВЕШЬ, ОНИ

ОН —         ОНИ —      МЫ    

ОНА—   ОНИ —  

I

Дети самостоятельно добавляют глагол и изменяют его окончание.

В конце игры логопед предлагает детям вспомнить, какие слова-названия действий встретились в стихотворении, и ответить на вопрос, как «разговаривали» цветок, рыба, уж, птица.

29


30

 \

 ИГРА 9 «КТО БОЛЬШЕ?»

Цели

  1.  Пополнять предикативный словарь.
  2.  Закреплять навыки согласования существительного с глаголом.
  3.  Совершенствовать навыки образования глагола
    от существительного.
  4.  Развивать зрительное и слуховое внимание, па
    мять.

Оборудование

1. Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска).

2. Контурные картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов.        

Описание игры   

Картинки размещаются на игровом поле, детям предлагается выбрать картинку и назвать как можно больше действий, которые способен произвести предмет, изображенный на ней. Например: Береза растет, зеленеет, шумит, качается, сохнет и т. д. Белка скачет, спит, запасается, грызет и т. д. Выигрывает ребенок, который собрал наибольшее количество фишек (фишка дается за каждое названное действие).

ИГРАЮ «ЧТО ДЕЙАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА?»

•    Цели

  1.  Учить детей отвечать на вопрос Что он (она) де
    лает?
  2.  Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет — действие»
  3.  Закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.

.

Оборудование

  1.  Большое и малое игровые поля (фланелеграфы,
    различающиеся по цвету, или магнитные доски).
  2.  Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит,
    лежит.
  3.  Две картинки с изображениями мальчика и де
    вочки.

Описание игры

На одном игровом поле — две картинки с изображениями мальчика и девочки, на другом — картинки-символы действий. Логопед предлагает детям ответить на вопрос Что делает девочка (мальчик)? при помощи картинок-символов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, переносит на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка стоит (сидит, прыгает, спит и т. д.).

32

 \

 

Примечание: Данный материал можно использовать для закрепления навыка согласования глагола с существительным во множественном числе. Детям предлагается ответить на вопрос Что делают дети?

В более поздний период, при закреплении категории времени глагола, задаются вопросы: Что сделал мальчик (девочка, дети)? Что будет делать мальчик (девочка)? Что будут делать дети?

33


ИГРА 11 «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?»

Цели

  1.  Расширять предикативный словарь.
  2.  Формировать умение соотносить предмет с действием.
  3.  Закреплять структуру простого предложения по
    модели «предмет — действие»
  4.  Развивать умение опираться на имеющиеся знания.

Оборудование       

  1.  Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска).
  2.  Контурные картинки с изображением животных,
    птиц, пресмыкающихся.

Описание игры

Логопед предлагает детям побывать в «зоопарке», увидеть разных животных и птиц, а затем спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур...

Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребенок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от

34

 

 звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит.) и возвращают животных в «зоопарк».

Примечание: После усвоения глаголов можно играть в эту игру, используя мяч. Логопед называет животное и кидает мяч ребенку, который, поймав мяч, прибавляет к названию животного название действия и возвращает мяч логопеду.

35


ИГРА 12 «СОЧИНИМ СТИХОТВОРЕНИЕ»

Цели

  1.  Пополнять и закреплять предикативный словарь.
  2.  Закреплять конструкцию простого предложения
    по модели «предмет — действие»
  3.  Закреплять согласование существительного с глаголом настоящего времени.
  4.  Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование

Предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.

г

Описание игры

Логопед предлагает детям сочинить стихотворение
о том, как подают голос животные (педагог называет
и показывает животное, а дети добавляют слово —
название действия).

УТКА ... КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА ... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ... МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ... ХРЮКАЕТ,  КОЗЛЕНОК ... МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ.

Примечание: Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.

36

 37


ИГРА 13 «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Цели

  1.  Расширять предикативный словарь.
  2.  Совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет.
  3.  Закреплять структуру простого предложения.
  4.  Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдательность.

Оборудование

  1.  Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска).
  2.  Стилизованное изображение леса, пруда; картинки с изображениями животных, насекомых, обитателей водоема.

Описание игры 'г

На игровом поле создается стилизованная картина леса и водоема. Здесь же размещаются контурные картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются «на прогулку в лес». Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползет и т. д.

После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут и т. д.), сопровождая свои действия словами.

38


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34606. Британия во второй мировой войне 31.5 KB
  Германия вела ожесточенные бомбардировки британских городов, был полностью разбомблен город Ковентри; Великобритании срочно пришлось налаживать эффективную противовоздушную оборону
34607. Великобритания после Второй мировой войны 33 KB
  Великобритания после Второй мировой войны Триумф и трагедия так охарактеризовал положение Великобритании У. Сразу после Второй Мировой Войны 26 июля 1945 года в Великобритании прошли парламентские выборы на которых одержала победу лейбористская партия Великобритании. Но в то время стране было нужно не это и народ выбрал более подходящую задачу задачу создания в Великобритании государства благоденствия выдвинутую лейбористами. Внешняя политика в послевоенное время: В области внешней политики у Великобритании было два основных...
34608. Ранние артефакты американской культуры. Теории миграции 13.28 KB
  не имели ясного представления о том когда люди впервые вступили на землю американского континента хотя и предполагали что это произошло сравнительно недавно. Получалось что первые американцы в действительности прибыли на эту землю тысячи лет назад. По одной из теорий первые люди появились в Америке 1015 тыс. Первые посещения Америки европейцами не оказали влияния на жизнь коренного населения.
34609. Культуры американских индейцев 14.62 KB
  1826 – вождь племени чероки Секвойя создал слоговую азбуку чероки. 1828 – начало издания газеты Чероки Феникс на языке чероки. Америки плетение ткачество вышивка изготовление украшений из перьев росписи: фантастические элементы геометрический орнамент военные и охотничьи сцены мифология: центральное место занимали мифы о происхождении огня людей и животных о каймане покровителе пищи и влаги добрых и злых духах растений богине с косами верховное женское божество нет имени она олицетворяет и землю и небо и жизнь и...
34610. Европейские морские экспедиции XV века. Христофор Колумб 15.04 KB
  Христофор Колумб Успехи португальцев вызвали интерес к морским экспедициям в соседней Испании. Исходя из представления о шарообразности Земли мореплаватель Христофор Колумб предлагал попытаться достичь Индии плывя на запад по Атлантическому океану. Испанское правительство выделило ему три каравеллы самая большая водоизмещением 280 т и в 1492 экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов открыв тем самым Америку. Колумб умер в 1506 будучи в полной уверенности что открыл новый путь в Индию.
34611. История Нью Йорка 34.5 KB
  История Нью Йорка Считается что первые люди появились на территории современного НьюЙорка более 11 тысяч лет назад. Тихий и размеренный этап истории НьюЙорка продолжался до 1524 года когда в гавань НьюЙорка прибыл Джованни Верразана.Таким образом город НьюЙорк получил свое современное название. После начала войны за независимость к НьюЙорку подошли 500 английских кораблей с 32тысячной армией под командованием генерала Уильяма Хоу.
34612. Пуритане в Америке 13.69 KB
  Пуритане надеялись построить в Новой Англии Град на холме идеальное общество. Пуритане считали что государство должно насаждать религиозную мораль. Хотя сами они искали религиозной свободы пуритане отличались крайней нетерпимостью в вопросах морали.
34613. Америка в XVIII веке: Просвещение, иммиграция, предпосылки Войны за независимость 16.84 KB
  Основным проводником просветительских идей в колониальной Америке XVIII в. в Америке возникают университеты. Предпосылки войны за независимость Война североамериканских колоний за независимость 1775 1783 явилась закономерным результатом тех сложных процессов которые происходили как в Америке так и в самой Англии. когда английский главнокомандующий в Америке генерал Гейдж распорядился захватить склад оружия устроенный патриотами недалеко от Бостона и арестовать лидеров заговорщиков.
34614. Война за независимость 24.47 KB
  Ход войны 17 апреля 1775 года произошло первое вооруженное столкновение между британскими войсками и американскими сепаратистами. Британские войска заперлись в Бостоне. Однако британские войска отразили вторжение. Британские войска перешли в наступление.