61917

Метод проектов на уроках иностранного языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Как уже говорилось в основе проекта лежит какая-либо проблема. 4 Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей; 5 Использование исследовательских методов: определение проблемы вытекающих из нее задач исследования...

Русский

2014-06-03

23.64 KB

0 чел.

Метод проектов на уроках иностранного языка.

К методам и соответственно к технологиям личностно-ориентированного подхода относят обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Существует много определений педагогической технологии. В данном контексте рассмотрим технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности (диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями используемого метода) реализовать данный метод на практике.

Зачем нужен метод проектов в преподавании ИЯ и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

Прежде всего нужно сказать, что учитель ИЯ обучает детей способам речевой деятельности, а значит нужно говорить о коммуникативной компетенции, как одной из основных целей обучения ИЯ, отдавая отчет в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения во всех типах школ является не система языка, а лишь иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия.  Язык ----элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идет о необходимости  формирования страноведческой компетенции.

Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем,  чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал  в своей прямой функции---формирования и формулирования этих мыслей.

Чтобы учащиеся воспринимали язык  как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему следует обратиться к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

 

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.  К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе( не только в обучении ИЯ), причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Как легко заметить, метод проектов---суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время, в школах, в гимназиях. Но данный метод может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Вот основные требования к использованию метода проектов:

1)      наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы(задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в странах франкофонии;. Организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий и т.п.

2)      практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов( например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка, участка; планировка и обустройство квартиры и т.д.).

3)      самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4)      Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5)      Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т. п.

 

 

 

 

Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

1)      представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2)      выдвижение гипотез решения поставленной проблемы( мозговой штурм), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3)      обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах( в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

4)      работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5)      защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

6)      выявление новых проблем.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться  в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника ( человек и его окружение). Главное--это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Еще один важный вопрос---типология проектов.

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

1)      доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.

2)      предметно-содержательная область; монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3)      характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира)  внутренний, или региональный, и международный.

4)      Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

5)      Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

Рассмотрим некоторые из них.

 

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления ( совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации,  программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома.

 

Информационные  проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);  результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение в телеконференции и т.п.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты.

Результат деятельности участников проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.п.

 

По признаку предметно-содержательной области проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

Монопроекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное врeмя.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео и т.д.) или дать рекомендации школьникам, где можно найти его, например, в сетях, на компакт-дисках. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. Необязательно оценивать отметками. Можно использовать бальную систему или разнообразные формы поощрения: «Все правильно. Продолжайте» или «Надо бы подумать. Что-то не клеится».

 

 

Наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно они позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу--создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании ИЯ на практике.

Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся  в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на французском языке.

Специфика таких проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что, какую бы проблему мы ни взяли, все обсуждение будет проводиться на французском языке. Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Дети каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих партнеров. Рассказывают ли партнеры о своей школе, праздниках, традициях, обсуждают ли они роль молодежи в демократическом обществе или процедуру выборов в парламенты своих стран, они обязательно затрагивают проблемы особенностей своей культуры, своей страны.

Важно, чтобы выбираемая  для такого проекта проблема была одинаково интересна всем участникам проекта и значима для них. Не менее важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в нем. Так, в младших классах дети 8-9 лет могут совместно составлять интересные рассказы, решая какую-то незначительную для них проблему (например, положение ребенка в семье, где есть трое-четверо детей, фантастические или реалистические рассказы о животных--проблема добра). Учитель естественно должен подсказывать нужную лексику. Весь языковой материал проекта прорабатывается на уроке, если его проблема соответствует изучаемой теме.

Проект по теме  «Путешествия».

Ситуация: французские школьники пригласили наших ребят приехать к ним на празднование Рождества и попросили обсудить, каким  видом транспорта они воспользуются и какую культурную программу им хотелось бы иметь в Париже, желательно с обоснованием, поскольку ребят нужно встретить и заранее заказать экскурсии. Тип проекта определяется как практико-ориентированный. Будет ли это монопроект или межпредметный, заранее трудно определить, поскольку многое зависит от подготовленности и творчества детей. Может потребоваться информация исторического, географического плана.

Можно организовать  проект почти по любой теме устной речи и чтения или по отобранным проблемам, требующим знаний из других областей. Так по теме «Выбор профессии» можно поставить следующие проблемы для обсуждения:

___Знания делают жизнь интересной. Где и как  ты получаешь знания? Чем мы интересуемся? Можно ли самостоятельно обогащать свои знания?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33262. Сущность, задачи, особенности стратегического менеджмента 38.5 KB
  Методы стратегического менеджмента: метод системного подхода метод стратегической диагностики метод экспертных оценок метод стратегического анализа метод экономической и математической статистики Объект СМ фирма как открытая система Процесс стратегического планирования является инструментом который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации. Схема стратегического планирования состоит из этапов: Преднамеренная стратегия называемая...
33263. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ 76.5 KB
  СТЕПанализ Социодемографические воздействия Анализ социального окружения затрагивает вопросы связанные с пониманием роли общества и социальных перемен в жизни организации ее отрасли и рынков. Оно выступает в роли собственника или влияет на национализированные отрасли производства. Правительства некоторых стран контролируют ключевые стратегические отрасли причем способы контроля могут иметь эффект толчка резонанса в других экономических районах страны; международная политика. Анализ конкурентного окружения Отрасли и рынки Отрасли...
33264. Стратегия лидерства по издержкам 64.5 KB
  Существуют четыре широкие альтернативы: проникновение на рынок увеличение рыночной доли на старых рынках с помощью существующей продукции; освоение рынка внедрение на новые рынки и новые сегменты рынка с помощью существующей продукции; разработка продукта разработка новой продукции для обслуживания старых рынков; диверсификация разработка новых продуктов для обслуживания новых рынков. Продуты Существующие Новые...
33265. Основные положения по проектированию организационных структур управления 35 KB
  Заключается в разумной централизации функций работников в отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.
33266. Предмет науки управления (менеджмента) 41.5 KB
  Содержание функций управления. Менеджмент это процесс управления руководства отдельным работником рабочей группой коллективом для достижения цели организации. Менеджмент подразумевает определенную категорию людей получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством.
33267. Характеристика основных принципов управления организацией 58.5 KB
  творчества менеджеров основаны на определенных законах Законы управления Законы управления Содержание 1. Организация управления 4. Законы присущие всем сторонам управления 1.
33268. Эволюия основных подходов к менеджменту, характеристика школ 49 KB
  Эволюия основных подходов к менеджменту характеристика школ Основные положения школ менеджмента: Школа научного управления. Школа административного управления. Ее основные принципы: Развитие принципов управления. Описание функций управления.
33269. Характеристика современных концепций менеджмента (системный , ситуационный , количественные подходы). Сущность целевого и стратегического подхода в менеджменте 30.5 KB
  При ситуационном подходе возникшем в конце 60х годов не считается что концепции традиционной теории управления. школы человеческих отношений и школы науки управления неверны. Считая концепцию процесса управления применимой ко всем организациям сторонники ситуационного подхода нашего столетия признают что. хотя общий процесс одинаков специфические приемы которые должен использовать руководитель для эффективного управления могут значительно варьироваться.
33270. Классификация и общая характеристика управления методов управления персоналом 56.5 KB
  Классификация и общая характеристика управления методов управления персоналом Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов способов воздействия на сотрудников. Экономические методы Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных...