6192

Словообразовательные процессы

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Словообразовательные процессы Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность, изменения в развитии общества, науки, техники и Основное назначение лексической единицы - функция наименования, номинации. Каждое новое явление...

Русский

2012-12-30

49 KB

10 чел.

Словообразовательные процессы

Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность, изменения в развитии общества, науки, техники и т.п. Основное назначение лексической единицы – функция наименования, номинации. Каждое новое явление, открытие в науке, изобретение  машин, транспортных средств, лекарств, предметов домашнего обихода – всё это получает свои наименования, при этом либо создаются новые слова и словосочетания, либо используются прежние слова в новом значении.

Новые слова создаются не только под влиянием изменений в окружающей действительности (экстралингвистические факторы), зачастую они создаются под влиянием внутриязыковых факторов, как например служебные слова и частицы.

Изменения в лексике языка выражаются, кроме того, в старении и исчезновении слов, что также обусловливается экстралингвистическими и внутриязыковыми факторами.

Французский язык обладает сложной и многообразной системой словообразовательных средств. Для каждой части речи используются определённые, характерные только для неё способы словообразования. Новые лексические единицы создаются при помощи средств всех уровней  языка – фонетического, морфемного, лексико-семантического и синтаксического. Иногда используется несколько различных способов одновременно.

В зависимости от языкового уровня, к которому относятся словообразовательные средства, различаются 3 основных типа словообразования: фонетическое, морфологическое и семантическое. При фонетическом словообразовании новые слова создаются путём звукоподражания (напр.: coucou). Фонетическое словообразование также служит для создания междометий (pst, fi etc.). Морфологическое словообразование предполагает создание новых слов путём изменения формы уже существующих при помощи различных формальных средств по определённым словообразовательным моделям (cendrecendrier). При семантическом словообразовании форма слова не изменяется; изменяется лишь его значение или функция (voler – 1) летать; 2) красть).

Морфологическое словообразование

Морфологическое словообразование является наиболее важным, продуктивным и многообразным средством создания новых лексических единиц. Оно осуществляется с помощью имеющихся в языке морфем – корневых и аффиксальных, а также слов и устойчивых словосочетаний. Новые слова создаются путём изменения формы слов и словосочетаний в соответствии с определёнными словообразовательными моделями.

Понятие словообразовательной модели является основным в теории словообразования. Под этим термином понимается закономерное расположение элементов слова, которому соответствует обобщённое типовое лексическое значение. Словообразовательная модель может включать разнородные элементы – знаменательный и служебный. В производном слове chanteur знаменательным элементом является корневая морфема chant, которая выражает лексическое значение, служебным же элементом является суффикс –eur, выражающий грамматические категории рода и числа, а также обобщённое лексико-категориальное значение «производитель действия».

Морфологическое словообразование подразделяется на словообразование синтетическое и аналитическое. Синтетическое словообразование, более известное под названием «аффиксация», является наиболее распространённым и наиболее изученным. Оно заключается в присоединении к словообразующей основе, представленной чаще всего корневой морфемой, суффиксов или префиксов, в зависимости от чего различается суффиксация и префиксация.

Суффиксация

Слова, созданные по определённой суффиксальной модели, объединяются в суффиксальное поле на основе формальных и семантических признаков. Например, производные с суффиксом –ier образуют 3 поля:

  1.  прилагательные, производные от существительных: routeroutier, coutumecoutumier;
  2.  производные от существительных, обозначающие профессии: fermefermier, cloucloutier, couturecouturier;
  3.  производные  существительные, обозначающие разного рода сосуды, вместилища: encreencrier, cendrecendrier).

Суффиксальным способом образуются разные части речи: существительные (unifierunification); прилагательные (laverlavable); глаголы (groupegrouper); наречия (claireclairement).

Различные словообразовательные модели в различные периоды развития языка могут быть продуктивными или непродуктивными. При этом продуктивность может зависеть как от внутрилингвистических, так и от экстралингвистических факторов. В современном языке суффиксация очень продуктивна в научной и публицистической речи, где она выступает как важнейшее средство создания неологизмов. Особенно продуктивны модели с суффиксами –isme, -iste, -ique, -ation. В просторечии и арго продуктивными являются суффиксы –ard и –o. Для образования глаголов используется суффикс –er (filmer), а при помощи разновидностей этого суффикса –ailler,

-asser, -oter и др. образуются глаголы разговорно-обиходной, просторечной и арготической речи.

Префиксация. Префиксация является разновидностью синтетического (аффиксального) словообразования. При префиксации служебная морфема (префикс) находится в препозиции по отношению к основе. Это справедливо по отношению к разным частям речи: существительным (préhistoire), прилагательным (préromantique), глаголам (prévoir).

Аналитическое словообразование

Кроме синтетического (аффиксального) словообразования, различается также словообразование аналитическое. Оно принципиально не отличается от аффиксального, т.к. оба они предполагают создание новой лексической единицы путём присоединения служебного элемента (суффикса, префикса или частицы) к элементу лексическому, знаменательному. Различие заключается в структуре получаемых единиц: в одном случае это цельнооформленные синтетические слова, состоящие их морфем (ferme-ment, chant-eur); в другом – раздельнооформленные лексические единицы (avec fermeté; faire peur). При помощи аналитического словообразования создаются лексические единицы, относящиеся почти ко всем частям речи.

Продуктивность аналитического словообразования стимулируется общими аналитическими тенденциями французского языка, она является следствием действия закона асимметричности языкового знака (по структуре – словосочетания, по функции – слова).

Аббревиация

Аббревиация заключается в образовании сокращённых слов на базе существующих слов и словосочетаний. Создание сокращённых слов вызывается тенденцией к употреблению слов средней длины, поэтому сокращению подвергаются обычно длинные слова и многословные наименования. В подавляющем большинстве случаев сокращённые слова являются именами существительными. Различаются два типа аббревиации: образование сложносокращённых слов и усечение производящего слова.

Сложносокращённые слова делятся на 2 вида:

  1.  сложносокращённые слова, состоящие из алфавитных названий начальных букв слов. Они используются главным образом для наименования различного рода организаций: CGTConfédération Générale du travail; SNRSSociété Nationale de la Recherche Scientifique etc.
  2.  сложносокращённые слова, создаваемые путём соединения начальных звуков составляющих слов: ONUOrganisation des Nations Unies.

Аббревиация путём усечения производящей основы весьма характерна для разговорно-бытовой речи, а также для некоторых видов арго. Усечению подвергаются, как правило, длинные многосложные слова книжного происхождения, например:  automobileauto, métropolitainmétro, cinématographecinéma (ciné), photographiephoto, philosophiephilo, explication - expli etc.

Как видно из приведённых примеров, усечение производится без учёта членения слова на морфемы. Однако в словах, главным образом сложных, состоящих из элементов греческого происхождения, отбрасывается часть слова, следующая за гласной –о. Таким образом, многие усечённые слова оканчиваются на –о; эта гласная стала восприниматься как суффикс и добавляться к усечённым основам, никогда её не содержавшим: apéritifapéro, frigidairefrigo, dictionnairedico, musicienmusico etc.

Конверсия

Конверсия заключается в изменении лексико-грамматической категории слова, что приводит к изменению его словообразовательной парадигмы, функции в предложении и сочетаемости. Например, прилагательное malade может изменяться по степеням сравнения и выступать в роли определения, производное же от него существительное le malade характеризуется категориями рода, числа и определённости и выступает во всех функциях имени существительного. Различают 3 разновидности конверсии: 1) субстантивация; 2) адъективация; 3) адвербиализация.

Субстантивация является наиболее продуктивным видом конверсии. Исходными основами могут быть прилагательные: le calme, le beau, le malade;  инфинитивы глаголов: le pouvoir, le devoir, le devenir, l’être etc., глаголы в форме причастия настоящего времени: lassistant, le représentant; глаголы в форме причастия прошедшего времени: le passé, lentrée etc. Характерной для французского языка является субстантивация целых фрагментов фраз и словосочетаний: les quen dira-t-on, les on dit etc. Субстантивация прилагательных происходит часто в результате эллипсиса субстантивного члена словосочетания, например: société multunationale - la multunationale.

При адъективации создаются прилагательные либо от существительных (la rose-rose), либо от причастий (charmant, plaisant, fatigant etc.).

Адвербиализация заключается в использовании некоторых разрядов прилагательных, как правило, односложных, в роли наречий: aller droit, couper court, tailler fin etc.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2995. Анализ деятельности коммерческого банка по данным бухгалтерского баланса 826 KB
  Введение денежного обращения, кредитования и банковских расчетов в экономике необходимо располагать оперативной и достоверной информацией о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций. Разносторон...
2996. Анализ федеральной программы реформирования государственной службы 142 KB
  Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности. Вопросы управления государственной службой вк...
2997. Анализ внешней среды организации на примере ОАО Теплоизоляция 312 KB
  Объект исследования: предприятие ОАО Теплоизоляция Цель работы: дать анализ микро- и макроокружения ОАО Теплоизоляция и влияния внешней среды на организацию работы предприятия. Методы исследования: сравнение, сопоставление, анализа оценки и обоб...
2998. Установление буржуазной республики в Англии 17 века 67.5 KB
  Ситуация в Англии после первой гражданской войны. Пленением короля и падением последних роялистских опорных пунктов в Уэльсе в марте 1647 года закончилась первая гражданская война. Победа над королём вызвала рост авторитета армии Оливера Кромвеля, к...
2999. Акционерные общества и их роль в экономике 93 KB
  Приватизация в России проводилась как стратегическое преобразование, посредством которого «ничейную» якобы и потому малоэффективную собственность следовало передать действенным и эффективным собственникам, а те, обретя «чувство хозяи...
3000. Американский монетаризм, М. Фридмен и его концепция 60.5 KB
  Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в ...
3001. Основные понятия астрономии 109 KB
  Ответы к зачёту по астрономии. 1) Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение. 2) Вселенная – часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню разв...
3002. Разработка программы для решения неодномерных стационарных задач теплопроводности численным методом с использованием консервативно-разностной схемы 95 KB
  Базовый уровень подготовки инженера-энергетика в области информатики и вычислительной техники определяется необходимым набором знаний, умений и навыков в применении ЭВМ для решения различных технических задач. Специалисты этой категории, помимо умен...
3003. Повышение эффективности использования гусеничных сельско-хозяйственных тракторов тягового класса 3 путем их последова-тельного сочленения 231 KB
  Работа выполнена на кафедре Тракторы и автомобили Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Челябинский государственный агроинженерный университет. Научные руководители: доктор т...