6192

Словообразовательные процессы

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Словообразовательные процессы Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность, изменения в развитии общества, науки, техники и Основное назначение лексической единицы - функция наименования, номинации. Каждое новое явление...

Русский

2012-12-30

49 KB

11 чел.

Словообразовательные процессы

Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность, изменения в развитии общества, науки, техники и т.п. Основное назначение лексической единицы – функция наименования, номинации. Каждое новое явление, открытие в науке, изобретение  машин, транспортных средств, лекарств, предметов домашнего обихода – всё это получает свои наименования, при этом либо создаются новые слова и словосочетания, либо используются прежние слова в новом значении.

Новые слова создаются не только под влиянием изменений в окружающей действительности (экстралингвистические факторы), зачастую они создаются под влиянием внутриязыковых факторов, как например служебные слова и частицы.

Изменения в лексике языка выражаются, кроме того, в старении и исчезновении слов, что также обусловливается экстралингвистическими и внутриязыковыми факторами.

Французский язык обладает сложной и многообразной системой словообразовательных средств. Для каждой части речи используются определённые, характерные только для неё способы словообразования. Новые лексические единицы создаются при помощи средств всех уровней  языка – фонетического, морфемного, лексико-семантического и синтаксического. Иногда используется несколько различных способов одновременно.

В зависимости от языкового уровня, к которому относятся словообразовательные средства, различаются 3 основных типа словообразования: фонетическое, морфологическое и семантическое. При фонетическом словообразовании новые слова создаются путём звукоподражания (напр.: coucou). Фонетическое словообразование также служит для создания междометий (pst, fi etc.). Морфологическое словообразование предполагает создание новых слов путём изменения формы уже существующих при помощи различных формальных средств по определённым словообразовательным моделям (cendrecendrier). При семантическом словообразовании форма слова не изменяется; изменяется лишь его значение или функция (voler – 1) летать; 2) красть).

Морфологическое словообразование

Морфологическое словообразование является наиболее важным, продуктивным и многообразным средством создания новых лексических единиц. Оно осуществляется с помощью имеющихся в языке морфем – корневых и аффиксальных, а также слов и устойчивых словосочетаний. Новые слова создаются путём изменения формы слов и словосочетаний в соответствии с определёнными словообразовательными моделями.

Понятие словообразовательной модели является основным в теории словообразования. Под этим термином понимается закономерное расположение элементов слова, которому соответствует обобщённое типовое лексическое значение. Словообразовательная модель может включать разнородные элементы – знаменательный и служебный. В производном слове chanteur знаменательным элементом является корневая морфема chant, которая выражает лексическое значение, служебным же элементом является суффикс –eur, выражающий грамматические категории рода и числа, а также обобщённое лексико-категориальное значение «производитель действия».

Морфологическое словообразование подразделяется на словообразование синтетическое и аналитическое. Синтетическое словообразование, более известное под названием «аффиксация», является наиболее распространённым и наиболее изученным. Оно заключается в присоединении к словообразующей основе, представленной чаще всего корневой морфемой, суффиксов или префиксов, в зависимости от чего различается суффиксация и префиксация.

Суффиксация

Слова, созданные по определённой суффиксальной модели, объединяются в суффиксальное поле на основе формальных и семантических признаков. Например, производные с суффиксом –ier образуют 3 поля:

  1.  прилагательные, производные от существительных: routeroutier, coutumecoutumier;
  2.  производные от существительных, обозначающие профессии: fermefermier, cloucloutier, couturecouturier;
  3.  производные  существительные, обозначающие разного рода сосуды, вместилища: encreencrier, cendrecendrier).

Суффиксальным способом образуются разные части речи: существительные (unifierunification); прилагательные (laverlavable); глаголы (groupegrouper); наречия (claireclairement).

Различные словообразовательные модели в различные периоды развития языка могут быть продуктивными или непродуктивными. При этом продуктивность может зависеть как от внутрилингвистических, так и от экстралингвистических факторов. В современном языке суффиксация очень продуктивна в научной и публицистической речи, где она выступает как важнейшее средство создания неологизмов. Особенно продуктивны модели с суффиксами –isme, -iste, -ique, -ation. В просторечии и арго продуктивными являются суффиксы –ard и –o. Для образования глаголов используется суффикс –er (filmer), а при помощи разновидностей этого суффикса –ailler,

-asser, -oter и др. образуются глаголы разговорно-обиходной, просторечной и арготической речи.

Префиксация. Префиксация является разновидностью синтетического (аффиксального) словообразования. При префиксации служебная морфема (префикс) находится в препозиции по отношению к основе. Это справедливо по отношению к разным частям речи: существительным (préhistoire), прилагательным (préromantique), глаголам (prévoir).

Аналитическое словообразование

Кроме синтетического (аффиксального) словообразования, различается также словообразование аналитическое. Оно принципиально не отличается от аффиксального, т.к. оба они предполагают создание новой лексической единицы путём присоединения служебного элемента (суффикса, префикса или частицы) к элементу лексическому, знаменательному. Различие заключается в структуре получаемых единиц: в одном случае это цельнооформленные синтетические слова, состоящие их морфем (ferme-ment, chant-eur); в другом – раздельнооформленные лексические единицы (avec fermeté; faire peur). При помощи аналитического словообразования создаются лексические единицы, относящиеся почти ко всем частям речи.

Продуктивность аналитического словообразования стимулируется общими аналитическими тенденциями французского языка, она является следствием действия закона асимметричности языкового знака (по структуре – словосочетания, по функции – слова).

Аббревиация

Аббревиация заключается в образовании сокращённых слов на базе существующих слов и словосочетаний. Создание сокращённых слов вызывается тенденцией к употреблению слов средней длины, поэтому сокращению подвергаются обычно длинные слова и многословные наименования. В подавляющем большинстве случаев сокращённые слова являются именами существительными. Различаются два типа аббревиации: образование сложносокращённых слов и усечение производящего слова.

Сложносокращённые слова делятся на 2 вида:

  1.  сложносокращённые слова, состоящие из алфавитных названий начальных букв слов. Они используются главным образом для наименования различного рода организаций: CGTConfédération Générale du travail; SNRSSociété Nationale de la Recherche Scientifique etc.
  2.  сложносокращённые слова, создаваемые путём соединения начальных звуков составляющих слов: ONUOrganisation des Nations Unies.

Аббревиация путём усечения производящей основы весьма характерна для разговорно-бытовой речи, а также для некоторых видов арго. Усечению подвергаются, как правило, длинные многосложные слова книжного происхождения, например:  automobileauto, métropolitainmétro, cinématographecinéma (ciné), photographiephoto, philosophiephilo, explication - expli etc.

Как видно из приведённых примеров, усечение производится без учёта членения слова на морфемы. Однако в словах, главным образом сложных, состоящих из элементов греческого происхождения, отбрасывается часть слова, следующая за гласной –о. Таким образом, многие усечённые слова оканчиваются на –о; эта гласная стала восприниматься как суффикс и добавляться к усечённым основам, никогда её не содержавшим: apéritifapéro, frigidairefrigo, dictionnairedico, musicienmusico etc.

Конверсия

Конверсия заключается в изменении лексико-грамматической категории слова, что приводит к изменению его словообразовательной парадигмы, функции в предложении и сочетаемости. Например, прилагательное malade может изменяться по степеням сравнения и выступать в роли определения, производное же от него существительное le malade характеризуется категориями рода, числа и определённости и выступает во всех функциях имени существительного. Различают 3 разновидности конверсии: 1) субстантивация; 2) адъективация; 3) адвербиализация.

Субстантивация является наиболее продуктивным видом конверсии. Исходными основами могут быть прилагательные: le calme, le beau, le malade;  инфинитивы глаголов: le pouvoir, le devoir, le devenir, l’être etc., глаголы в форме причастия настоящего времени: lassistant, le représentant; глаголы в форме причастия прошедшего времени: le passé, lentrée etc. Характерной для французского языка является субстантивация целых фрагментов фраз и словосочетаний: les quen dira-t-on, les on dit etc. Субстантивация прилагательных происходит часто в результате эллипсиса субстантивного члена словосочетания, например: société multunationale - la multunationale.

При адъективации создаются прилагательные либо от существительных (la rose-rose), либо от причастий (charmant, plaisant, fatigant etc.).

Адвербиализация заключается в использовании некоторых разрядов прилагательных, как правило, односложных, в роли наречий: aller droit, couper court, tailler fin etc.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25145. Mожливості та межі наукового пізнання 32 KB
  Різні види пізнання порізному виконують цю роль. Тому основна задача наукового пізнання вияснити закони у відповідності з якими змінюються та розвиваються обєкти. Орієнтація науки на вивчення обєктів котрі можуть бути включені в діяльність чи актуально чи потенційно як можливі обєкти її майбутнього перетворення і їх дослідження як таких що підкоряються загальним законам розвитку та функціонування складає головну особливість наукового пізнання.
25146. Р. Дж. Колінгвуд Ідея історії 29 KB
  Колінгвуд Ідея історії Ідея Історії€ безперечно найвідоміша книга Колінгвуда. Колінгвуд вважає що 4 тисячі років тому попередники нашої цивілізації не володіли тим що ми називаємо ідеєю історії. Можна виокремити 4 основні характеристики історії критерії історичної свідомості історичності як такої за Колінгвудом: 1. науковий характер історії.
25147. Поняття та ідеї як форми мислення 27.5 KB
  Копніна при визначенні логіки наукового дослідження проведено визначення поняття та ідей як форм наукового дослідження. Поняття характеризується як структурно складене утворення основу якого складають предмет думки та ознаки що його приписуються. Складеність поняття виявляє можливість відокремлення ознак від одного предмету та встановлення їх відношення до іншого предмету. Оперування поняттями дозволяє через визначення ознак формувати уявлення про ідеальний предмет як носій даних ознак.
25148. Лінійні і циклічні моделі історії 27.5 KB
  Лінійні і циклічні моделі історії Будьяке дослідження історії передбачає вирішення проблем природи історичного процесу його структури рушійних сил напрямку розвитку. Спроби осмислення послідовності наступності конкретних історичних періодів дозволили створити деякі узагальнені структуровані цілісні образи історії. Лінійні моделі це образ історії як незворотньої послідовності подій; геометричним аналогом цієї моделі спрямованості історії є пряма. Найчастіше зустрічається прогресивна лінійна модель історії згідно з якою поступ прогрес...
25149. Аналітична філософія 23 KB
  У широкому сукупність напрямків що характеризуються підвищеною увагою до мови а саме застосуванням методів логічного та лінгвістичного аналізу мови для вирішення філософських проблем. Головні завдання: дослідження мови з метою виявлення структури думки досягнення прозорого співвідношення мови та реальності чітке розмежування значимих та пустих висловлювань осмислених та беззмістовних фраз тощо. Рассел зосередився на аналітичних можливостіх символічної логіки і дослідженню основ математикию Мур же займався аналізом філософських понять...
25150. Поняття проблеми в сучасній методології науки 29.5 KB
  Поняття проблеми в сучасній методології науки Чуйко В. Саме ситуація проблеми є умовою та джерелом самого пізнання оскільки саме пізнання провокується незнанням. Гносеологічне значення поняття проблеми в науці полягає в тому що через неї розгортається висхідне фундаментальне протиріччя процесу пізнання: протиставлення наявного вже досягнутого рівня пізнання і нового.
25151. Поняття трансцедентальної філософії у Канта 28.5 KB
  Виокремлює три здатності людської душі яким відповідають три його критики здатність пізнання критика чистого розуму здатність бажання критика практичного розуму здатність до почуття задоволення і незадоволення критика здатності до судження. В пізнанні не наше уявлення узгоджується з предметом а предмет узгоджується з нашим уявленням тобто людина сама конструює предмет свого пізнання. Трансцедентальне всяке пізнання яке займається не стільки предметами скільки видами нашего пізнання предметів оскільки це пізнання є можливим...
25152. Проблема інтерсуб’єктивності в сучасній філософії 27 KB
  Проблема інтерсубєктивності в сучасній філософії Інтерсубєктивність умова взаємодії та передачі знання; значимість пізнавального досвіду однієї людини для іншої. Інтерсубєктивність як спільний досвід.
25153. Структуралістська парадигма в сучасному пізнанні 29 KB
  уявлення про позасвідомий характер структури Струкутра інваріантно статичне ціле утворене взаємозвязком його елементів таким чином що кожний залежить від інших і може зявитися лише завдяки відношенням з іншими елементами. Для структури характерним є кінцева кількість складових і правил їх комбінування які піддатні систематизації і інвентаризації. Дихотомія структури і твору: структура мова знаходиться в конфлікті з твором мовленням який є продуктом індивідуального акту волі і розуму. Примат структури над елементами людина лише...