6192

Словообразовательные процессы

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Словообразовательные процессы Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность, изменения в развитии общества, науки, техники и Основное назначение лексической единицы - функция наименования, номинации. Каждое новое явление...

Русский

2012-12-30

49 KB

12 чел.

Словообразовательные процессы

Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность, изменения в развитии общества, науки, техники и т.п. Основное назначение лексической единицы – функция наименования, номинации. Каждое новое явление, открытие в науке, изобретение  машин, транспортных средств, лекарств, предметов домашнего обихода – всё это получает свои наименования, при этом либо создаются новые слова и словосочетания, либо используются прежние слова в новом значении.

Новые слова создаются не только под влиянием изменений в окружающей действительности (экстралингвистические факторы), зачастую они создаются под влиянием внутриязыковых факторов, как например служебные слова и частицы.

Изменения в лексике языка выражаются, кроме того, в старении и исчезновении слов, что также обусловливается экстралингвистическими и внутриязыковыми факторами.

Французский язык обладает сложной и многообразной системой словообразовательных средств. Для каждой части речи используются определённые, характерные только для неё способы словообразования. Новые лексические единицы создаются при помощи средств всех уровней  языка – фонетического, морфемного, лексико-семантического и синтаксического. Иногда используется несколько различных способов одновременно.

В зависимости от языкового уровня, к которому относятся словообразовательные средства, различаются 3 основных типа словообразования: фонетическое, морфологическое и семантическое. При фонетическом словообразовании новые слова создаются путём звукоподражания (напр.: coucou). Фонетическое словообразование также служит для создания междометий (pst, fi etc.). Морфологическое словообразование предполагает создание новых слов путём изменения формы уже существующих при помощи различных формальных средств по определённым словообразовательным моделям (cendrecendrier). При семантическом словообразовании форма слова не изменяется; изменяется лишь его значение или функция (voler – 1) летать; 2) красть).

Морфологическое словообразование

Морфологическое словообразование является наиболее важным, продуктивным и многообразным средством создания новых лексических единиц. Оно осуществляется с помощью имеющихся в языке морфем – корневых и аффиксальных, а также слов и устойчивых словосочетаний. Новые слова создаются путём изменения формы слов и словосочетаний в соответствии с определёнными словообразовательными моделями.

Понятие словообразовательной модели является основным в теории словообразования. Под этим термином понимается закономерное расположение элементов слова, которому соответствует обобщённое типовое лексическое значение. Словообразовательная модель может включать разнородные элементы – знаменательный и служебный. В производном слове chanteur знаменательным элементом является корневая морфема chant, которая выражает лексическое значение, служебным же элементом является суффикс –eur, выражающий грамматические категории рода и числа, а также обобщённое лексико-категориальное значение «производитель действия».

Морфологическое словообразование подразделяется на словообразование синтетическое и аналитическое. Синтетическое словообразование, более известное под названием «аффиксация», является наиболее распространённым и наиболее изученным. Оно заключается в присоединении к словообразующей основе, представленной чаще всего корневой морфемой, суффиксов или префиксов, в зависимости от чего различается суффиксация и префиксация.

Суффиксация

Слова, созданные по определённой суффиксальной модели, объединяются в суффиксальное поле на основе формальных и семантических признаков. Например, производные с суффиксом –ier образуют 3 поля:

  1.  прилагательные, производные от существительных: routeroutier, coutumecoutumier;
  2.  производные от существительных, обозначающие профессии: fermefermier, cloucloutier, couturecouturier;
  3.  производные  существительные, обозначающие разного рода сосуды, вместилища: encreencrier, cendrecendrier).

Суффиксальным способом образуются разные части речи: существительные (unifierunification); прилагательные (laverlavable); глаголы (groupegrouper); наречия (claireclairement).

Различные словообразовательные модели в различные периоды развития языка могут быть продуктивными или непродуктивными. При этом продуктивность может зависеть как от внутрилингвистических, так и от экстралингвистических факторов. В современном языке суффиксация очень продуктивна в научной и публицистической речи, где она выступает как важнейшее средство создания неологизмов. Особенно продуктивны модели с суффиксами –isme, -iste, -ique, -ation. В просторечии и арго продуктивными являются суффиксы –ard и –o. Для образования глаголов используется суффикс –er (filmer), а при помощи разновидностей этого суффикса –ailler,

-asser, -oter и др. образуются глаголы разговорно-обиходной, просторечной и арготической речи.

Префиксация. Префиксация является разновидностью синтетического (аффиксального) словообразования. При префиксации служебная морфема (префикс) находится в препозиции по отношению к основе. Это справедливо по отношению к разным частям речи: существительным (préhistoire), прилагательным (préromantique), глаголам (prévoir).

Аналитическое словообразование

Кроме синтетического (аффиксального) словообразования, различается также словообразование аналитическое. Оно принципиально не отличается от аффиксального, т.к. оба они предполагают создание новой лексической единицы путём присоединения служебного элемента (суффикса, префикса или частицы) к элементу лексическому, знаменательному. Различие заключается в структуре получаемых единиц: в одном случае это цельнооформленные синтетические слова, состоящие их морфем (ferme-ment, chant-eur); в другом – раздельнооформленные лексические единицы (avec fermeté; faire peur). При помощи аналитического словообразования создаются лексические единицы, относящиеся почти ко всем частям речи.

Продуктивность аналитического словообразования стимулируется общими аналитическими тенденциями французского языка, она является следствием действия закона асимметричности языкового знака (по структуре – словосочетания, по функции – слова).

Аббревиация

Аббревиация заключается в образовании сокращённых слов на базе существующих слов и словосочетаний. Создание сокращённых слов вызывается тенденцией к употреблению слов средней длины, поэтому сокращению подвергаются обычно длинные слова и многословные наименования. В подавляющем большинстве случаев сокращённые слова являются именами существительными. Различаются два типа аббревиации: образование сложносокращённых слов и усечение производящего слова.

Сложносокращённые слова делятся на 2 вида:

  1.  сложносокращённые слова, состоящие из алфавитных названий начальных букв слов. Они используются главным образом для наименования различного рода организаций: CGTConfédération Générale du travail; SNRSSociété Nationale de la Recherche Scientifique etc.
  2.  сложносокращённые слова, создаваемые путём соединения начальных звуков составляющих слов: ONUOrganisation des Nations Unies.

Аббревиация путём усечения производящей основы весьма характерна для разговорно-бытовой речи, а также для некоторых видов арго. Усечению подвергаются, как правило, длинные многосложные слова книжного происхождения, например:  automobileauto, métropolitainmétro, cinématographecinéma (ciné), photographiephoto, philosophiephilo, explication - expli etc.

Как видно из приведённых примеров, усечение производится без учёта членения слова на морфемы. Однако в словах, главным образом сложных, состоящих из элементов греческого происхождения, отбрасывается часть слова, следующая за гласной –о. Таким образом, многие усечённые слова оканчиваются на –о; эта гласная стала восприниматься как суффикс и добавляться к усечённым основам, никогда её не содержавшим: apéritifapéro, frigidairefrigo, dictionnairedico, musicienmusico etc.

Конверсия

Конверсия заключается в изменении лексико-грамматической категории слова, что приводит к изменению его словообразовательной парадигмы, функции в предложении и сочетаемости. Например, прилагательное malade может изменяться по степеням сравнения и выступать в роли определения, производное же от него существительное le malade характеризуется категориями рода, числа и определённости и выступает во всех функциях имени существительного. Различают 3 разновидности конверсии: 1) субстантивация; 2) адъективация; 3) адвербиализация.

Субстантивация является наиболее продуктивным видом конверсии. Исходными основами могут быть прилагательные: le calme, le beau, le malade;  инфинитивы глаголов: le pouvoir, le devoir, le devenir, l’être etc., глаголы в форме причастия настоящего времени: lassistant, le représentant; глаголы в форме причастия прошедшего времени: le passé, lentrée etc. Характерной для французского языка является субстантивация целых фрагментов фраз и словосочетаний: les quen dira-t-on, les on dit etc. Субстантивация прилагательных происходит часто в результате эллипсиса субстантивного члена словосочетания, например: société multunationale - la multunationale.

При адъективации создаются прилагательные либо от существительных (la rose-rose), либо от причастий (charmant, plaisant, fatigant etc.).

Адвербиализация заключается в использовании некоторых разрядов прилагательных, как правило, односложных, в роли наречий: aller droit, couper court, tailler fin etc.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53594. Здоровье и как его сохранить 67.5 KB
  Здоровье - это состояние полного физического психологического и социального благополучия а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Слайд 3 Основные составляющие современной концепции здоровья: Физическая включает в себя уровень роста и развитие органов и систем организма а также текущее состояние их функционирования; ...
53595. Анализ ликвидности и платежеспособности 32.5 KB
  Под ликвидностью актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена
53596. Введение в науку информатика 82 KB
  Термин информатика возник в 60е годы во Франции в связи с развитием компьютерной микропроцессорной техники для обозначения новой научной области занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informtique информатика образован от двух слов informtion информация и utomtique автоматика и означает информационная автоматика или автоматизированная переработка информации . Информатика это техническая наука систематизирующая приемы создания хранения обработки и...
53597. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ 70 KB
  План урока: Господская земля и крестьянские наделы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община.
53598. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ План – конспект урока по изобразительному искусству 38 KB
  Виды изобразительного искусства графика живопись скульптура. Виды декоративноприкладного искусства одежда бижутерия ткани обои керамика ковроткачество и т. Виды конструктивного искусства архитектура и дизайн. Отличительные особенности жанров изобразительного искусства пейзаж натюрморт портрет бытовой жанр исторический жанр анималистический жанр.
53599. Геоинформационные системы в интернете 43.5 KB
  Цели урока: Образовательная знакомство с новейшим классом информационных систем освоение приемов поиска и средств навигации в ГИС 2GIS Тюмень и освоение приемов работы с инструментами в программе Google планета Земля. Что такое геоинформационная система ГИС географическая информационная система это современная...
53600. Правописание буквосочетаний жи, ши 785.5 KB
  Цель: Уточнение представлений учащихся о звуках ж, ш, ц как твёрдых; ознакомление учащихся с особенностями написания сочетания жи ши; развитие умение правильно писать сочетания жи ши; развитие познавательной активность детей; речи учащихся наблюдательности внимания мышления умения работать с книгой. Шишка жёлудь цветок Мягкий или твёрдый согласный звук слышится вначале каждого из этих слов Работа с учебником. У доски работают два ученика. Работа с учебником.
53601. Модель оценки капитальных активов 31 KB
  Одним из ключевых положений портфельной теории является обоснование того, что с каждым рисковым активом связаны два типа рисков – диверсифицируемый и недиверсифицируемый
53602. Работа в сети Интернет. Электронная почта 60 KB
  Электронная почта Этапы работы Содержание этапа заполняется педагогом Оценка эксперта по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом 1. Методы: беседа Педагог здоровается отмечает отсутствующих в группе. Определение целей и задач которых педагог хочет достичь на данном этапе урока: повторение и закрепление теоретических знаний предыдущего занятия; закрепление практических навыков сохранения информации из интернета стимулирование обучающихся к быстрому выполнению работы воспитание эстетического...