61920

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вводная часть а Беседа Учитель: Рассмотрите работы представленные на слайде слайд 2. Это очень древний вид искусства интересный вид художественной деятельности когда из кусочков кожи ткани или бумаги вырезают фигурки а затем наклеивают на основу...

Русский

2014-06-03

39.37 KB

38 чел.

                                                                                                                      2 класс

Методическая разработка урока технологии

Тема урока:  Обрывная аппликация из бумаги на бумажной  основе.

Цель урока:  Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: обрыванием.

Задачи урока:

  1.  Образовательные:
  2.  Познакомить детей с историей возникновения аппликации, видами аппликации.
  3.  Познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием»; выполнить работу в технике обрывной аппликации.
  4.  Учить пользоваться учебным пособием.
  5.  Развивающие:
  6.   Продолжать расширять кругозор учащихся.
  7.  Развивать логическое мышление и способность действовать согласно алгоритму.
  8.  Развивать творческие способности, эстетический вкус.
  9.  Воспитывающие:
  10.  Побуждать учеников делать подарки своими руками и преподносить их не только на знаменательные даты, но и просто для того, чтобы выразить свои добрые чувства.
  11.  Применять здоровьесберегающие технологии.
  12.  Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Оборудование: презентация к уроку;  ТСО – магнитофон;  кассета с записью лёгкой музыки; художественное слово; образцы различных видов аппликации, готовый образец;  цветная бумага, простой карандаш, ластик, клей, тряпочка для рук, клеёнка.

Тип урока:  изучение нового материала

Ход урока:

  1.  Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок.

А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!

- Давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Будем клеить, мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи,

В порядке вещи содержи.

- Все готовы?  Молодцы!

   II. Вводная часть

а)  Беседа

Учитель: Рассмотрите работы, представленные на слайде (слайд 2).

Учитель: В какой технике выполнены эти работы?

-  (Это аппликации).

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация?

(высказывания детей)

б)  Работа с учебным материалом

Учитель: Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон  (3 слайд).  

При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон.  Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно, картин.

Учитель: Давайте обратимся к словарю  С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение этого слова.

Ученик (читает): «Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи».

в) Дополнительный материал  «Из истории аппликации» (4 слайд)

Учитель: Люди издавна использовали аппликацию. Она появилась как способ украшения одежды ( 4 слайд);

- обуви ( 5 слайд);

- домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища (6 слайд);

- аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, конскую сбрую ( 7 слайд);

- жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из бересты

(8 слайд);

- такие женские татарские сапоги украшали аппликацией из цветной кожи

( 9 слайд);

- это - нагрудный узор женского чувашского национального костюма: аппликация из ткани (10 слайд) 

- одежда мужская, х/б ткань, шёлк. Вышивка, аппликация. Удэгейцы;

- в недалёком прошлом в России была очень популярна аппликация, вырезанная из чёрной бумаги (11 слайд).

    III.    Подготовка к изучению нового материала

Учитель: Ребята, посмотрите на работы, размещённые на слайде. Одинаковый ли материал используется для выполнения аппликации?

(12,13 слайд)     

-  (Нет)

Учитель: Что использовали для выполнения работ?

- (Для выполнения работ использовали бумагу, ткань, фольгу, вату).

Учитель:  Как вы думаете, можно ли разделить аппликации на группы?

- Все аппликации можно разделить на группы в зависимости от техники, в которой выполнена та или иная работа и по содержанию.

- По содержанию  все аппликации можно разделить на:

1.  Предметные (14 слайд)

(листья, фрукты, овощи, грибы, цветы, насекомые, животные). Они наиболее просты по выполнению.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщённый, условный образ окружающих предметов.

2. Сюжетные: состоят из нескольких разных  фигур, часто в движении, служат для создания панно, картин (15 слайд).

                                                                  

 3. Орнаментальные: применяют для оформления альбомов, пригласительных билетов, украшения одежды ( 16слайд).

4. Шрифтовые – это буквы, которые используют для заголовков стенгазет, написания лозунгов, плакатов ( 17 слайд).

5. Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приёма складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей (18 слайд).

6. Плоские: изображения предметов крепятся на плоскость всего фона

( 19 слайд).

7. Объёмная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма ( 20 слайд).

8. Резаная аппликация - выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой (21 слайд).

В зависимости от техники, в которой выполнена работа: (22 слайд)

- поделки выполнены из бумаги техникой “гармошка” (22 слайд);

- «Звезда» - выполнена в технике – «мозайки»  (23 слайд).

  1.  Постановка темы и цели урока.

Учитель: Отгадайте  загадку: Зелена, а не луг,

                                                  Бела, а не снег,

                                                  Кудрява, а без волос.    (Берёза)                                                      

-  В какой технике выполнена эта работа? (24 слайд) (высказывают мнения)

- Что интересного заметили?  (25 слайд)

Ученик: в 1 работе - края у деталей неровные, во 2 - при вырезании деталей  воспользовались ножницами.

Учитель: Вы уже знаете, что с помощью ножниц можно вырезать различные предметы, фигурки, формы, цветы и составить из них узоры.  А можно ли обойтись без них?

( учащиеся высказывают предположения)

Учитель: Оказывается, можно вместо ножниц использовать свои руки.

- Как же называется данный вид аппликации? (высказывания детей)

  1.  Работа по теме урока

1. На  уроке мы познакомимся  с интересным и необычным видом аппликации: «Обрывная аппликация» (26 слайд).

- Как получаются такие аппликации?

(Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать).

- Как  получить неровные края? 

(Такие края можно получить путём обрывания, то есть все детали аппликации мы будем вырывать из листа бумаги, а не вырезать ножницами).

 - Что придают аппликации такие неровные края?

( края выходят более живыми, работа кажется объёмной, пушистой, мягкой.)    

- Из каких ещё материалов можно выполнить данный вид аппликации?

(27 слайд)

Практическая часть: - У вас на столах лежат: ткань, фольга, картон. Попробуйте выполнить данный приём на этих материалах.

Сделайте вывод.

  2. Рассматривание образца (28 слайд).

Учитель:  Какие особенности в изготовлении этой аппликации вы отметили?

- Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги.

Учитель:  Как этого добиться?  Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии?  

- (При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон).

  3. «Давайте потренируемся» (29 слайд).

Учитель: Возьмите небольшой кусочек цветной бумаги и разорвите её в разных направлениях (вдоль и поперёк).  Что получилось?

- Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперёк – более «стихийный», с белым ореолом.

- Для каких частей  аппликации вам пригодится цветная бумага с белой полосой сбоку?  (Для дерева, листьев)

Учитель:   А можно ли обойтись без неё?

- Нет.

Учитель:  Молодцы, ребята!

Физкультминутка  «Берёзка»

Стройная берёзка,

Дивная, высокая.

(на счёт 1,2, поднимаясь на носочки, тянуть руки вверх).

Пусть дождём умоется

И зеленью покроется.

(Руки вытянуты вперёд, кисти  рук вращаются, изображая листья).

Коль на ветку тонкую

Ленту завязать,

(подвязывать воображаемые ленты)

То берёза ломкая

Счастье может дать.

(Хлопать в ладоши).

    VI.  Практическая работа

1.  Д/и «Снежный ком».  

Учитель:  А кто может объяснить название игры?

(Каждый ответ накладывается на другой, без одной – нет другой операции).

Учитель: Совершенно верно. Как маленький комочек снега превращается в большой снежный ком, так и ваша аппликация превращается в красивую законченную работу. (30 слайд)

- Внимательно посмотрите на аппликацию. В процессе игры нам нужно назвать последовательность выполнения работы.

(ученики  по очереди называют последовательность выполнения работы)

Алгоритм выполнения аппликации (31 слайд)

а)  выбрать подходящий фон;

б)  нарисовать ствол берёзы на белой бумаге;

в)  отобрать лишнюю бумагу по контурным линиям;

г) измерить и нарисовать на белой стороне чёрной бумаги чёрные продольные и поперечные полоски;

д)  нарисовать на белой стороне зелёной бумаги листья и оборвать лишнюю бумагу по контуру;

е)  разложить аппликацию на основе;

ж)  приклеить все части;

з)  нарисовать маркером ветви и почки берёзы.

Алгоритм изготовления грибов: (32 слайд)

-Нарисовать 5 овалов светло-коричневого цвета, причём каждый последующий меньше предыдущего, а 1-й овал – самый большой – жёлтого цвета;  

- оборвать лишнюю бумагу по контуру;

- взять за основу жёлтый овал и постепенно наклеивать на него, смещая влево (или вправо), остальные овалы по убыванию.

Учитель: Грибы на берёзе можно выполнить разными способами. Для этого воспользуйтесь инструкцией в учебнике на стр.19.

Описание инструкции: Дана выкройка одного гриба с поперечными полосками. По ней можно сделать пять других выкроек – каждая следующая меньше предыдущей.  Затем при наклеивании детали наслаиваются одна на другую. Этот способ — более трудоёмкий, но создаёт наибольший эффект объёмности.

Можно упростить операцию: сделать одну деталь коричневого цвета и выполнить на ней поперечные надрывы, а затем наклеить ее на деталь жёлтого цвета или подклеить снизу жёлтую полоску.

Учитель: Большой снежный ком у вас получился! Очень хорошо!

-Технология изготовления аппликации понятна?

2.  Релаксация  «Настройся на работу»

Учитель:  Внимание, внимание!  Необходимо принять рабочее настроение. Закройте глаза, представьте, что когда-то ваша парта была красивым, высоким деревом. Оно грелось на солнышке, а сейчас отдаёт вам свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией.

- Хорошо!

- А теперь откройте глаза, хлопните в ладоши и, если вы готовы к работе, скажите: «Готовы!»

(ученики  выполняют движение и говорят «Готовы!»)

Учитель: Вот теперь я вижу, что вы все готовы к работе.

- А так как мы будем работать, даже можно сказать творить руками, то давайте подготовим наши руки.

Физкультминутка для рук

Дружно пальчики сгибаем, 
Крепко кулачки сжимаем. 
Раз, два, три, четыре, пять – 
Начинаем разгибать. 
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.) 

3.  Правила техники безопасности

- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (работа с клеем)

- Можете приступать к работе.

- Чтобы вам было приятнее работать, я включу спокойную, тихую музыку.

4. Самостоятельная работа учащихся.

     VII.   Подведение итога, выставка работ (33 слайд)

Учитель:  Музыка остановилась, прошу вас закончить работу.

- Возьмите свои работы и покажите друг другу, соседу по ряду.

-  Какая красивая берёзовая роща у нас получилась!

- Как можно использовать эти работы?

Ученики:  подарить, сделать выставку.

Учитель: Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались и можете использовать свою работу в качестве подарка. Я уверена, кому бы вы ни преподнесли работу, тот человек обязательно порадуется, т.к. ваша работа выполнена аккуратно, красиво, а главное – своими руками, вы вложили в неё своё мастерство, старание, частичку хорошего настроения.

   VIII. «Проверь себя» -  вопросы для закрепления (34 слайд).

-  Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи (аппликация).

- Что означает с латинского слово «аппликация» (прикладывание).

- Определите вид аппликации: изображение предметов и их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объёма (объёмная).

- Какую новую технику работы с бумагой вы сегодня осваивали? (приём работы с бумагой – обрывание).

  IX. Рефлексия:  Продолжи фразу: (35 слайд)

-  Сегодня на уроке было интересно….

- Я понял, что …..

- Мне захотелось….

- Я научился…..

     X.  Домашнее задание  (36 слайд)

- Попробуй выполнить способом обрывания: цветы и укрась ими своё чудо-дерево;

море, когда на нём штиль, шторм, рябь.

     XI. Уборка рабочего места.

Учитель:  Аккуратно высыпать мусор с подносов в мусорное ведро. Оставшуюся бумагу сложить  аккуратно, клей закрыть, протереть клеёнку, сложить все принадлежности в папку для уроков технологии.

Учитель:  Молодцы!  Спасибо за урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40520. Мёртвый язык 203.5 KB
  Обычно такое происходит когда один язык полностью заменяется другим языком как например коптский язык был заменён арабским а множество исконных американских языков были вытеснены английским французским испанским и португальским языками. Точная смерть языка также наступает в том случае когда язык претерпевает эволюцию и развивается в другой язык или даже в группу языков. Примером такого языка служит латинский язык мёртвый язык который является предком современных романских языков.
40521. Морфологическая классификация языков мира 22.5 KB
  Морфологическая классификация языков мира. выделял два типа языков: флективные – корни изменяются нефлективные агглютинирующие – механически связаны части слова.: предложил ввести третий тип языков: аморфные – без грамматической структуры разделил флективные на синтетические и аналитические. фон Гумбольдт – Учение о внутренней форме языка: ввел четвертый тип языков: инкорпорирующие полисинтетические уточнил понятие флективный язык: Шлегели – менялась внутренняя флексия Гумбольдт – включил фузионные аффиксальные языки ...
40522. Основные стадии развития письма 27.5 KB
  Письмо –знаковая система фиксации речи передает информацию на расстоянии и времени. Первый этап развития начертательного письма – письмо рисунками. Плюсы: в современных культурах пиктография – вспомогательное средство общения : комиксы эмблемы на документах обучение детей помогает при международном общении при общении с неграмотными Идеография логография – письмо понятиями – отображение содержания с помощью символов. Древнеегипетское шумерское письмо.
40523. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные 20.5 KB
  Гласные и согласные. акустический Гласные состоят из тона согласные либо из шума либо из шума тона. артикуляторный 1 при образовании гласных напрягается весь речевой аппарат при образовании согласных напряжение локализовано 2 по силе выдыхаемой воздушной струи при образовании гласных голосовая струя слабее 3 Функционально различаются по роли в слоге гласные – слогообразующие согласные – примыкают к ним 4 По сочетаемости.
40524. ПРИНЦИПЫ ФОНЕМОЛОГИИ 77.5 KB
  В языке нет и не может быть элементов не выделенных в известном определенном отношении к его семантической стороне или лучше сказать к характерной для данного языка системе семасиологизации и в этом смысле всякое языковое явление как предмет лингвистики конечно значимо . Однако отношение звуковой стороны к семантической может быть двояким: внеконтекстовые единства звуковых признаков выделенные в отношении к системе индивидуальных значимостей [7] в языке и будут лингвистическим соответствием психофонетической фонемы иначе значимых ...
40525. Синонимия, ее виды, источники и роль в языке. Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия 21.5 KB
  Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия. Антонимия. Речевая антонимия контекстная.
40526. Стилистическое расслоение словарного состава я:зыка 20.5 KB
  Все слова языка можно разделить на: нейтральные межстилевые – в любом стиле литературного языка.
40527. Структура языка, его системность. Основные единицы языка, их функции 38.5 KB
  Уровень Единица Функция Пример Фонетикофонологический Фонема звук перцептивная восприятия Сигнификативная смыслоразличительная Том – дом Угол – уголь Морфемноморфологический Морфема Семасиологическая выражение значения Приставка с Суффикс щик Лексикосемантический Слово – лексема слово с точки зрения его значения Номинативная назывная Окно Синтаксический Предложение Коммуникативная Мама мыла раму Системность уровня Единицы внутри уровня взаимосвязаны изменение одной единицы приводит к перегруппировке всего уровня. –...