61924

Методика повторения на уроках русского языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задача повторения систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков полученных школьниками ранее. При этом на базе повторения грамматики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации можно несколько расширить лексику учащихся исправить...

Русский

2014-06-03

17.18 KB

12 чел.

Методика повторения на уроках русского языка. 

Одна из задач школы – воспитать у учащихся интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельной оценке языковых фактов и ко вдумчивому обращению со всеми элементами языка. Особое внима-ние при этом уделяется повторению материала. Оно поможет научиться школьникам осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом. Повторение – не простое механическое закрепление, эффективность кото-рого определяется количеством и частотой подкрепления, а такого рода умственная деятельность, при которой происходит дальнейшее совершен-ствование умений и навыков на более высоком познавательном уровне, - отрабатываются логические операции, связанные с применением правил при их взаимодействии, складывается системное представление о пунктуации. 
Задача повторения – систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков, полученных школьниками ранее. 
Повторение позволяет укрепить и расширить орфографические и пунктуационные навыки учащихся. При этом на базе повторения грамма-тики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации, можно несколько расширить лексику учащихся, исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка. 
Под постоянным наблюдением учителя должна находиться работа по предупреждению самой распространённой ошибки школьников – ошибки в написании безударных гласных в корнях слов. С этой целью в уроки повторения включена система работы над безударными гласными корня: задания, связанные с нахождением данной орфограммы в различ-ных частях речи, упражнения на выявление уровня овладения семантичес-ким анализом корня как основным способом при выборе проверочных написаний, упражнения с использованием слов, в корнях которых допуска-ется наибольшее количество ошибок. Эта работа проводится не только при повторении орфографии, но и других разделах курса: лексики, словообра-ования, морфологии и т.д. – и будет продолжена при изучении последую-щих тем. Работа над безударными гласными корня включается в орфогра-фиические и синтаксические пятиминутки, словарные диктовки, объясни-тельные диктанты. Необходимо, чтобы школьники чётко усвоили требова-ние: прежде чем вставить (или объяснить) любую орфограмму в слово, необходимо определить это слово как часть речи, затем выяснить, в какой морфеме находится данная орфограмма, после чего применять правило написания. Такая ежедневная тренировка в определении частей речи и частей слова приводит к тому, что учащиеся распознают части речи «в лицо», безошибочно, овладевают умением свободно анализировать состав слова. При повторении пройденного по фонетике и графике главное внимание следует обратить на несовпадение звуков и букв на письме, а также на фонетические опознавательные признаки орфограмм – безудар-ность гласных, оглушение и озвончение согласных, шипящие согласные, стечение согласных. Особое внимание при повторении следует обратить на орфографию глагола, так как от успешности её усвоения во многом будет зависеть успех усвоения орфографии причастия. Важно, чтобы школьники понимали, что орфография и пунктуация тесно связаны со всеми сторонами языка, поэтому, чтобы правильно писать слова и предложения, надо хорошо знать не только орфографические и пунктуа-циионные правила, но и материал всех разделов науки о языке, изучаемых в школе, - фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтакси-са. Основные задачи повторения синтаксиса и пунктуации – отработка умения различать простые предложения с однородными членами, связан-ными союзом И, и сложные предложения с сочинительной связью (союзом И); определять основы предложений. С этой целью предлагаются синтак-сические пятиминутки, включённые практически в каждый урок. В основу обобщения и систематизации пройденного по пунктуации кладутся усло-вия выбора пунктограмм и функции знаков препинания. Такой подход к постановке знаков препинания обеспечит осознание учащимися связи пунктуации с синтаксисом. 
Постепенное нарастание трудностей при выполнении тренировоч-ных упражнений реализуются разными путями. 
1. Изучаемый материал вводится в круг ранее изученного. Чаще всего с этой целью используются построения, осложнённые пунктограммами, предназначенными для повторения, предложениями, в которых сосед-ствуют или совмещаются поля разных пунктограмм. Так, при изучении пунктуации предложений с однородными членами, в сложносочинён-ных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях повторяется постановка тире в неполных предложениях; при изучении предложений с прямой речью – пунктуация при обращениях. 
2. Вводятся тексты для сопоставления с целью проведения пунктуационных аналогий, систематизации и обобщения материала, предупреждения смешения грамматических фактов, отрицательного взаимодействия навыков. 
3. При повторении необходимо широко использовать такие приёмы работы, которые основываются на сопоставлении и сравнении языковых явлений, активизируют мыслительную деятельность, позволяют не только «припоминать», но и обобщать изученное. 
4. При этом очень важно, чтобы работа по систематизации и обобщению теоретического материала и совершенствование навыков были тесно связаны. 
5. Важное место при обобщающем повторении займут все виды разбора, причём разбор будет выступать не только как один из приёмов обучения, но и как одна из целей повторения, так как уровень умений и навы-ков в разборе позволяет судить об осознанности знаний учащихся по русскому языку, о понимании ими языковых фактов и закономерностей. 
Пунктуационная тема завершается практическими заданиями. Общая цель их – пробудить интерес и внимание к языковым средствам, более точно выражающим мысль, в частности с помощью знаков препина-ния. Тексты упражнений даются с таким расчётом, чтобы школьник повторял как можно чаще всё, что усвоил раньше. Некоторые задания носят занимательный характер (возможно использование материалов по занимательной грамматике). Задания разнообразны по содержанию и по форме. Чаще всего конкретная их цель – анализ трудных случаев пунктуа-ции, мотивирование выбора пунктуационных вариантов или авторских знаков, систематизация и обобщение сведений по пунктуации. Вводятся задания, связанные с выяснением возможных пунктуационных ошибок и причин их появления. К подобным заданиям, чтобы предупредить разные толкования, следует обязательно давать разъяснения. Положительный эффект получаем рассмотрением материалов для обобщения и система-тизации сведений по пунктуации, а также обзора употребления знаков препинания (знаки препинания между членами и частями предложения, находящимися в сочинительной связи и соединёнными союзом и, употреб-ление точки с запятой, запятой, тире, двоеточия, скобок, сочетание знаков препинания, пунктуация в синонимических конструкциях). 
На уроках повторения особое значение приобретает мотивация учебной деятельности, которая, придавая новое звучание уже изученному материалу, повышает к нему интерес учащихся. Одним из ведущих мотивов учения является осмысление практической значимости получен-ных знаний. Речевые ситуации на уроках повторения дают возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт учащихся, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала. 
Желательно на уроках повторения использовать активные формы обучения, принцип игры в лото, вводить игровые или сказочные элементы, придающие внутреннюю динамику работе учащихся, сами уроки планиро-вать в нетрадиционной форме (уроки-путешествия, заочные экскурсии, соревнование лингвистических экипажей и т.д.). Ребятам нравятся такие формы работы, где у них появляется большое поле для проявления твор-ческой выдумки и фантазии. 
В заключение хочется подчеркнуть, что выработке осознанного и автоматизированного грамотного письма служит углубленное повторение, систематизация и обобщение важнейших сведений по словообразованию, морфологии и синтаксису; закрепление и более основательное усвоение орфографии и пунктуации, самостоятельная работа учащихся. 
Эти материалы могут быть использованы в процессе изучения отдельных тем, главное же их назначение – оказать помощь учителю в организации повторения, особенно во время подготовки учащихся к выпускным экзаменам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31115. Макроэкономическое равновесие. Модель совокупности спроса и совокупного предложения 398.4 KB
  Рыночная система будет находиться в состоянии равновесия если при действующем уровне цен в экономике величина предполагаемого объема производства в экономике равна величине совокупного спроса. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения таким образом определит равновесный реальный объем внутреннего производства и равновесный уровень цен в экономике. Макроэкономическое равновесие будет достигаться в точке Е при следующих его параметрах: РE равновесный уровень цен в экономике; QE равновесный объем производства в...
31116. Экономический выбор, экономические отношения. Граница производственных возможностей 278.68 KB
  Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов которая по мере развития общества не только сохраняется но и возрастает. Таким образом основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора. Проблема выбора находит отражение в трех основных вопросах: Что производить ⇒ какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени Как производить ⇒ при какой комбинации производственных ресурсов с...
31117. Основы рыночной экономики 41.78 KB
  Они же являются собственниками факторов производства. Его основные признаки: 1 экономическая свобода участников производственного процесса 2 наличие конкуренции как среди продавцов так и среди покупателей 3 максимизация частной выгоды дохода прибыли как цель экономической деятельности и 4 регулирование производства распределения обмена и потребления через механизм цен. Вместе с тем рыночный механизм не идеальный способ регулирования общественного производства. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием...
31118. Основы теории потребления 186.96 KB
  Хватит ли денег чтобы осуществить покупку Чтобы ответить на первый вопрос надо выяснить полезность вещи для потребителя чтобы ответить на второй исследовать цену чтобы решить третий вопрос определить доход потребителя. Эти три проблемы полезность цена и доход и составляют содержание теории поведения потребителя. Для обозначения того удовольствия или удовлетворения которое получают люди от потребления товаров или услуг экономисты используют термин полезность U utility. Кардиналисткая количественная полезность ...
31119. Предпринимательство. Экономическая природа предпринимательства 64.97 KB
  Экономическая природа предпринимательства Предпринимательство одна из важнейших составляющих современной экономики. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких...
31120. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 33.39 KB
  Равновесие фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов как количество участников наличие барьеров входа и выхода с этого рынка степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какомулибо из видов: полиполия совершенная конкуренция олигополия монополия или монопсония. concurenti от concurrere сталкиваться это тип...
31121. Рынки факторов производства и формирование доходов 256.46 KB
  Рынки факторов производства и формирование доходов. Рынки факторов производства и формирование доходов Спрос на факторы производства Рынки факторов производства это рынки труда капитала земли полезных ископаемых информации знаний интеллектуальных способностей предпринимательского таланта. Рынки факторов производства имеют свои особенности которые необходимо учитывать. Все факторы производства используемые в хозяйственной деятельности можно разделить на две группы: 1 материальные к которым относятся капитал и земля; 2 социальные...
31122. Антимонопольное регулирование 197.06 KB
  Представляет собой комплекс экономических административных и законодательных мер осуществляемых государством и направленных на то чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности противодействие монополизму и противодействие...
31123. Национальная экономика: цели и результаты развития 26.72 KB
  Кризисы сопровождаются безработицей расстройством денежной системы банкротствами ухудшением жизни населения. Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы финансы населения и финансы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80 90 формируется за счет налогов с предприятий и населения. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения направленных на формирование доходной части государственного бюджета повышение эффективности функционирования всей национальной...