61924

Методика повторения на уроках русского языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задача повторения систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков полученных школьниками ранее. При этом на базе повторения грамматики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации можно несколько расширить лексику учащихся исправить...

Русский

2014-06-03

17.18 KB

7 чел.

Методика повторения на уроках русского языка. 

Одна из задач школы – воспитать у учащихся интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельной оценке языковых фактов и ко вдумчивому обращению со всеми элементами языка. Особое внима-ние при этом уделяется повторению материала. Оно поможет научиться школьникам осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом. Повторение – не простое механическое закрепление, эффективность кото-рого определяется количеством и частотой подкрепления, а такого рода умственная деятельность, при которой происходит дальнейшее совершен-ствование умений и навыков на более высоком познавательном уровне, - отрабатываются логические операции, связанные с применением правил при их взаимодействии, складывается системное представление о пунктуации. 
Задача повторения – систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков, полученных школьниками ранее. 
Повторение позволяет укрепить и расширить орфографические и пунктуационные навыки учащихся. При этом на базе повторения грамма-тики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации, можно несколько расширить лексику учащихся, исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка. 
Под постоянным наблюдением учителя должна находиться работа по предупреждению самой распространённой ошибки школьников – ошибки в написании безударных гласных в корнях слов. С этой целью в уроки повторения включена система работы над безударными гласными корня: задания, связанные с нахождением данной орфограммы в различ-ных частях речи, упражнения на выявление уровня овладения семантичес-ким анализом корня как основным способом при выборе проверочных написаний, упражнения с использованием слов, в корнях которых допуска-ется наибольшее количество ошибок. Эта работа проводится не только при повторении орфографии, но и других разделах курса: лексики, словообра-ования, морфологии и т.д. – и будет продолжена при изучении последую-щих тем. Работа над безударными гласными корня включается в орфогра-фиические и синтаксические пятиминутки, словарные диктовки, объясни-тельные диктанты. Необходимо, чтобы школьники чётко усвоили требова-ние: прежде чем вставить (или объяснить) любую орфограмму в слово, необходимо определить это слово как часть речи, затем выяснить, в какой морфеме находится данная орфограмма, после чего применять правило написания. Такая ежедневная тренировка в определении частей речи и частей слова приводит к тому, что учащиеся распознают части речи «в лицо», безошибочно, овладевают умением свободно анализировать состав слова. При повторении пройденного по фонетике и графике главное внимание следует обратить на несовпадение звуков и букв на письме, а также на фонетические опознавательные признаки орфограмм – безудар-ность гласных, оглушение и озвончение согласных, шипящие согласные, стечение согласных. Особое внимание при повторении следует обратить на орфографию глагола, так как от успешности её усвоения во многом будет зависеть успех усвоения орфографии причастия. Важно, чтобы школьники понимали, что орфография и пунктуация тесно связаны со всеми сторонами языка, поэтому, чтобы правильно писать слова и предложения, надо хорошо знать не только орфографические и пунктуа-циионные правила, но и материал всех разделов науки о языке, изучаемых в школе, - фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтакси-са. Основные задачи повторения синтаксиса и пунктуации – отработка умения различать простые предложения с однородными членами, связан-ными союзом И, и сложные предложения с сочинительной связью (союзом И); определять основы предложений. С этой целью предлагаются синтак-сические пятиминутки, включённые практически в каждый урок. В основу обобщения и систематизации пройденного по пунктуации кладутся усло-вия выбора пунктограмм и функции знаков препинания. Такой подход к постановке знаков препинания обеспечит осознание учащимися связи пунктуации с синтаксисом. 
Постепенное нарастание трудностей при выполнении тренировоч-ных упражнений реализуются разными путями. 
1. Изучаемый материал вводится в круг ранее изученного. Чаще всего с этой целью используются построения, осложнённые пунктограммами, предназначенными для повторения, предложениями, в которых сосед-ствуют или совмещаются поля разных пунктограмм. Так, при изучении пунктуации предложений с однородными членами, в сложносочинён-ных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях повторяется постановка тире в неполных предложениях; при изучении предложений с прямой речью – пунктуация при обращениях. 
2. Вводятся тексты для сопоставления с целью проведения пунктуационных аналогий, систематизации и обобщения материала, предупреждения смешения грамматических фактов, отрицательного взаимодействия навыков. 
3. При повторении необходимо широко использовать такие приёмы работы, которые основываются на сопоставлении и сравнении языковых явлений, активизируют мыслительную деятельность, позволяют не только «припоминать», но и обобщать изученное. 
4. При этом очень важно, чтобы работа по систематизации и обобщению теоретического материала и совершенствование навыков были тесно связаны. 
5. Важное место при обобщающем повторении займут все виды разбора, причём разбор будет выступать не только как один из приёмов обучения, но и как одна из целей повторения, так как уровень умений и навы-ков в разборе позволяет судить об осознанности знаний учащихся по русскому языку, о понимании ими языковых фактов и закономерностей. 
Пунктуационная тема завершается практическими заданиями. Общая цель их – пробудить интерес и внимание к языковым средствам, более точно выражающим мысль, в частности с помощью знаков препина-ния. Тексты упражнений даются с таким расчётом, чтобы школьник повторял как можно чаще всё, что усвоил раньше. Некоторые задания носят занимательный характер (возможно использование материалов по занимательной грамматике). Задания разнообразны по содержанию и по форме. Чаще всего конкретная их цель – анализ трудных случаев пунктуа-ции, мотивирование выбора пунктуационных вариантов или авторских знаков, систематизация и обобщение сведений по пунктуации. Вводятся задания, связанные с выяснением возможных пунктуационных ошибок и причин их появления. К подобным заданиям, чтобы предупредить разные толкования, следует обязательно давать разъяснения. Положительный эффект получаем рассмотрением материалов для обобщения и система-тизации сведений по пунктуации, а также обзора употребления знаков препинания (знаки препинания между членами и частями предложения, находящимися в сочинительной связи и соединёнными союзом и, употреб-ление точки с запятой, запятой, тире, двоеточия, скобок, сочетание знаков препинания, пунктуация в синонимических конструкциях). 
На уроках повторения особое значение приобретает мотивация учебной деятельности, которая, придавая новое звучание уже изученному материалу, повышает к нему интерес учащихся. Одним из ведущих мотивов учения является осмысление практической значимости получен-ных знаний. Речевые ситуации на уроках повторения дают возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт учащихся, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала. 
Желательно на уроках повторения использовать активные формы обучения, принцип игры в лото, вводить игровые или сказочные элементы, придающие внутреннюю динамику работе учащихся, сами уроки планиро-вать в нетрадиционной форме (уроки-путешествия, заочные экскурсии, соревнование лингвистических экипажей и т.д.). Ребятам нравятся такие формы работы, где у них появляется большое поле для проявления твор-ческой выдумки и фантазии. 
В заключение хочется подчеркнуть, что выработке осознанного и автоматизированного грамотного письма служит углубленное повторение, систематизация и обобщение важнейших сведений по словообразованию, морфологии и синтаксису; закрепление и более основательное усвоение орфографии и пунктуации, самостоятельная работа учащихся. 
Эти материалы могут быть использованы в процессе изучения отдельных тем, главное же их назначение – оказать помощь учителю в организации повторения, особенно во время подготовки учащихся к выпускным экзаменам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81436. Ингибиторы ферментов. Обратимое и необратимое ингибирование. Конкурентное ингибирование. Лекарственные препараты как ингибиторы ферментов 104.53 KB
  К ингибиторам следует относить вещества вызывающие снижение активности фермента. Следует отметить что все денатурирующие агенты также вызывают уменьшение скорости любой ферментативной реакции вследствие неспецифической денатурации белковой молекулы поэтому денатурирующие агенты к ингибиторам не относят. Ингибиторы способны взаимодействовать с ферментами с разной степенью прочности. Обратимое ингибирование Обратимые ингибиторы связываются с ферментом слабыми нековалентными связями и при определённых условиях легко отделяются от фермента.
81437. Регуляция действия ферментов: аллостерические ингибиторы и активаторы. Каталитический и регуляторный центры. Четвертичная структура аллостерических ферментов и кооперативные изменения конформации протомеров фермента 112.37 KB
  Поскольку конечный продукт структурно отличается от субстрата он связывается с аллостерическим некаталитическим центром молекулы фермента вызывая ингибирование всей цепи синтетической реакции. Ферменты для которых и субстрат и модулятор представлены идентичными структурами носят название гомотропных в отличие от гетеротропных ферментов для которых модулятор имеет отличную от субстрата структуру. Взаимопревращение активного и неактивного аллостерических ферментов в упрощенной форме а также конформационные изменения наблюдаемые при...
81438. Регуляция активности ферментов путем фосфорилирования и дефосфорилирования. Участие ферментов в проведении гормонального сигнала 107.64 KB
  Участие ферментов в проведении гормонального сигнала. Оказалось что активность ряда ключевых ферментов обмена углеводов в частности фосфорилазы гликогенсинтазы и др. Уровень активности ключевых ферментов обмена углеводов и соответственно интенсивность и направленность самих процессов обмена определяются соотношением фосфорилированных и дефосфорилированных форм этих ферментов.
81439. Различия ферментного состава органов и тканей. Органоспецифические ферменты. Изменение ферментов в процессе развития 101.32 KB
  Однако в характере метаболизма химическом составе и строении различных тканей и различных организмов имеются и бесспорные различия. Различия в химическом составе органов и тканей тоже зависят от их ферментного состава в первую очередь от тех ферментов которые участвуют в процессах биосинтеза. Не исключено что и более очевидные различия касающиеся строения и формы тех или иных органов и тканей также имеют энзимологическую природу: Известно что строение и форма находятся под контролем генов; контроль осуществляется путем образования...
81440. Изменение активности ферментов при болезнях. Наследственные энзимопатии. Происхождение ферментов крови и значение их определения при болезнях 148.67 KB
  Происхождение ферментов крови и значение их определения при болезнях. В основе многих заболеваний лежат нарушения функционирования ферментов в клетке энзимопатии. Проявление альбинизма связано с недостаточностью фермента тирозингидроксилазы тирозиназы одного из ферментов катализирующего метаболический путь образования меланинов Накопление субстратовпредшественников.
81441. Применение ферментов для лечения болезней. Применение ферментов как аналитических реагентов при лабораторной диагностике (определении глюкозы, этанола, мочевой кислоты и т.д.). Иммобилизованные ферменты 119.31 KB
  Применение ферментов как аналитических реагентов при лабораторной диагностике определении глюкозы этанола мочевой кислоты и т. Один путь использование ферментов в качестве избирательных реагентов для открытия и количественного определения нормальных или аномальных химических веществ в сыворотке крови моче желудочном соке и др. например выявление при помощи ферментов глюкозы белка или других веществ в моче в норме не обнаруживаемых.
81442. Обмен веществ: питание, метаболизм и выделение продуктов метаболизма. Органические и минеральные компоненты пищи. Основные и минорные компоненты 112.57 KB
  Но она является незаменимым элементом в пище людей которые нуждаются во внешних источниках аскорбиновой кислоты известной как витамин C в контексте питания. гипервитаминоза. Дважды Нобелевскийлауреат Лайнус Полинг о витамине B3 известном также как ниацин и ниацинамид както сказал: Меня ошеломила его очень низкая токсичность при том что он оказывает такое значительное физиологическое влияние. Витамины биотин витамин B7 витамин H холин витамин Bp фолат фолиевая кислота витамин B9 витамин M ниацин витамин B3 витамин...
81443. Основные пищевые вещества: углеводы, жиры, белки, суточная потребность, переваривание; частичная взаимозаменяемость при питании 107.95 KB
  Углеводы выполняют структурную функцию то есть участвуют в построении различных клеточных структур выполняют пластическую функцию хранятся в виде запаса питательных веществ а также входят в состав сложных молекул. Углеводы являются основным энергетическим материалом. Углеводы участвуют в обеспечении осмотического давления и осморегуляции.
81444. Незаменимые компоненты основных пищевых веществ. Незаменимые аминокислоты; пищевая ценность различных пищевых белков. Линолевая кислота - незаменимая жирная кислота 109.43 KB
  Как было показано выше основным источником аминокислот для клеток организма являются белки пищи. Белки не являются незаменимыми пищевыми факторами они являются источниками содержащихся в них незаменимых аминокислот необходимых для нормального питания. Белки значительно различаются по аминокислотному составу. Растительные белки особенно пшеницы и других злаковых полностью не перевариваются так как защищены оболочкой состоящей из целлюлозы и других полисахаридов которые не гидролизуются пищеварительными ферментами.