61924

Методика повторения на уроках русского языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задача повторения систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков полученных школьниками ранее. При этом на базе повторения грамматики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации можно несколько расширить лексику учащихся исправить...

Русский

2014-06-03

17.18 KB

6 чел.

Методика повторения на уроках русского языка. 

Одна из задач школы – воспитать у учащихся интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельной оценке языковых фактов и ко вдумчивому обращению со всеми элементами языка. Особое внима-ние при этом уделяется повторению материала. Оно поможет научиться школьникам осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом. Повторение – не простое механическое закрепление, эффективность кото-рого определяется количеством и частотой подкрепления, а такого рода умственная деятельность, при которой происходит дальнейшее совершен-ствование умений и навыков на более высоком познавательном уровне, - отрабатываются логические операции, связанные с применением правил при их взаимодействии, складывается системное представление о пунктуации. 
Задача повторения – систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков, полученных школьниками ранее. 
Повторение позволяет укрепить и расширить орфографические и пунктуационные навыки учащихся. При этом на базе повторения грамма-тики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации, можно несколько расширить лексику учащихся, исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка. 
Под постоянным наблюдением учителя должна находиться работа по предупреждению самой распространённой ошибки школьников – ошибки в написании безударных гласных в корнях слов. С этой целью в уроки повторения включена система работы над безударными гласными корня: задания, связанные с нахождением данной орфограммы в различ-ных частях речи, упражнения на выявление уровня овладения семантичес-ким анализом корня как основным способом при выборе проверочных написаний, упражнения с использованием слов, в корнях которых допуска-ется наибольшее количество ошибок. Эта работа проводится не только при повторении орфографии, но и других разделах курса: лексики, словообра-ования, морфологии и т.д. – и будет продолжена при изучении последую-щих тем. Работа над безударными гласными корня включается в орфогра-фиические и синтаксические пятиминутки, словарные диктовки, объясни-тельные диктанты. Необходимо, чтобы школьники чётко усвоили требова-ние: прежде чем вставить (или объяснить) любую орфограмму в слово, необходимо определить это слово как часть речи, затем выяснить, в какой морфеме находится данная орфограмма, после чего применять правило написания. Такая ежедневная тренировка в определении частей речи и частей слова приводит к тому, что учащиеся распознают части речи «в лицо», безошибочно, овладевают умением свободно анализировать состав слова. При повторении пройденного по фонетике и графике главное внимание следует обратить на несовпадение звуков и букв на письме, а также на фонетические опознавательные признаки орфограмм – безудар-ность гласных, оглушение и озвончение согласных, шипящие согласные, стечение согласных. Особое внимание при повторении следует обратить на орфографию глагола, так как от успешности её усвоения во многом будет зависеть успех усвоения орфографии причастия. Важно, чтобы школьники понимали, что орфография и пунктуация тесно связаны со всеми сторонами языка, поэтому, чтобы правильно писать слова и предложения, надо хорошо знать не только орфографические и пунктуа-циионные правила, но и материал всех разделов науки о языке, изучаемых в школе, - фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтакси-са. Основные задачи повторения синтаксиса и пунктуации – отработка умения различать простые предложения с однородными членами, связан-ными союзом И, и сложные предложения с сочинительной связью (союзом И); определять основы предложений. С этой целью предлагаются синтак-сические пятиминутки, включённые практически в каждый урок. В основу обобщения и систематизации пройденного по пунктуации кладутся усло-вия выбора пунктограмм и функции знаков препинания. Такой подход к постановке знаков препинания обеспечит осознание учащимися связи пунктуации с синтаксисом. 
Постепенное нарастание трудностей при выполнении тренировоч-ных упражнений реализуются разными путями. 
1. Изучаемый материал вводится в круг ранее изученного. Чаще всего с этой целью используются построения, осложнённые пунктограммами, предназначенными для повторения, предложениями, в которых сосед-ствуют или совмещаются поля разных пунктограмм. Так, при изучении пунктуации предложений с однородными членами, в сложносочинён-ных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях повторяется постановка тире в неполных предложениях; при изучении предложений с прямой речью – пунктуация при обращениях. 
2. Вводятся тексты для сопоставления с целью проведения пунктуационных аналогий, систематизации и обобщения материала, предупреждения смешения грамматических фактов, отрицательного взаимодействия навыков. 
3. При повторении необходимо широко использовать такие приёмы работы, которые основываются на сопоставлении и сравнении языковых явлений, активизируют мыслительную деятельность, позволяют не только «припоминать», но и обобщать изученное. 
4. При этом очень важно, чтобы работа по систематизации и обобщению теоретического материала и совершенствование навыков были тесно связаны. 
5. Важное место при обобщающем повторении займут все виды разбора, причём разбор будет выступать не только как один из приёмов обучения, но и как одна из целей повторения, так как уровень умений и навы-ков в разборе позволяет судить об осознанности знаний учащихся по русскому языку, о понимании ими языковых фактов и закономерностей. 
Пунктуационная тема завершается практическими заданиями. Общая цель их – пробудить интерес и внимание к языковым средствам, более точно выражающим мысль, в частности с помощью знаков препина-ния. Тексты упражнений даются с таким расчётом, чтобы школьник повторял как можно чаще всё, что усвоил раньше. Некоторые задания носят занимательный характер (возможно использование материалов по занимательной грамматике). Задания разнообразны по содержанию и по форме. Чаще всего конкретная их цель – анализ трудных случаев пунктуа-ции, мотивирование выбора пунктуационных вариантов или авторских знаков, систематизация и обобщение сведений по пунктуации. Вводятся задания, связанные с выяснением возможных пунктуационных ошибок и причин их появления. К подобным заданиям, чтобы предупредить разные толкования, следует обязательно давать разъяснения. Положительный эффект получаем рассмотрением материалов для обобщения и система-тизации сведений по пунктуации, а также обзора употребления знаков препинания (знаки препинания между членами и частями предложения, находящимися в сочинительной связи и соединёнными союзом и, употреб-ление точки с запятой, запятой, тире, двоеточия, скобок, сочетание знаков препинания, пунктуация в синонимических конструкциях). 
На уроках повторения особое значение приобретает мотивация учебной деятельности, которая, придавая новое звучание уже изученному материалу, повышает к нему интерес учащихся. Одним из ведущих мотивов учения является осмысление практической значимости получен-ных знаний. Речевые ситуации на уроках повторения дают возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт учащихся, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала. 
Желательно на уроках повторения использовать активные формы обучения, принцип игры в лото, вводить игровые или сказочные элементы, придающие внутреннюю динамику работе учащихся, сами уроки планиро-вать в нетрадиционной форме (уроки-путешествия, заочные экскурсии, соревнование лингвистических экипажей и т.д.). Ребятам нравятся такие формы работы, где у них появляется большое поле для проявления твор-ческой выдумки и фантазии. 
В заключение хочется подчеркнуть, что выработке осознанного и автоматизированного грамотного письма служит углубленное повторение, систематизация и обобщение важнейших сведений по словообразованию, морфологии и синтаксису; закрепление и более основательное усвоение орфографии и пунктуации, самостоятельная работа учащихся. 
Эти материалы могут быть использованы в процессе изучения отдельных тем, главное же их назначение – оказать помощь учителю в организации повторения, особенно во время подготовки учащихся к выпускным экзаменам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78402. Ремонт дизеля. Ремонт коленчатых валов 105.34 KB
  Исправная работа коленчатого вала с подшипниками зависит от правильности укладки коленчатого вала состояния поверхности его шеек и вкладышей подачи смазки в нужном количестве и необходимого качества и других условий. Основными неисправностями коленчатых валов являются: излом вала по шейкам или щекам рис. трещины в шейках вала чаще по галтели задир шеек вала повышенная овальность коренных или шатунных шеек повреждения элементов соединения вала с антивибратором приводом насосов и распределительных валов изгиб вала. Причинами излома...
78403. КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ 59.58 KB
  Контроль состояния подшипников коленчатого вала осуществляют двумя методами: осмотром их состояния при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР; с помощью спектрального анализа масла. Увеличение содержания в масле свинца обнаруженное при спектральном анализе проб масла отбираемых на каждом текущем обслуживании ТО3 укажет на повышенный износ или выкрашивание баббита вкладышей коленчатого вала. На текущих ремонтах ТР2 производят внешний осмотр подшипников нижнего коленчатого вала с измерением щупом зазоров на масло и провисания...
78404. ЦИЛИНДРОВЫЕ КРЫШКИ И КЛАПАНЫ 61.76 KB
  При текущих ремонтах ТР2 и ТР3 крышки цилиндров снимают разбирают очищают от нагара и накипи и ремонтируют. Перед снятием крышки измеряют линейные размеры камеры сжатия с помощью приспособления рис 33 н зазор между крышкой и блоком по щупу у дизеля Д50 снимают форсунку н вместо нее устанавливают приспособление при положении поршня в нижней мертвой точке. Камеру сжатия регулируют толщиной прокладки между втулкой и крышкой цилиндра дизель 11Д45 или подрезкой торца крышки цилиндра дизель Д50.
78405. Неисправности насосов. Ремонт масляного насоса дизеля и его привода 138.18 KB
  В топливоподкачивающих насосах нарушается плотность сальникового уплотнения снижается подача из-за износа втулки вала возникают трещины в корпусе крышке и др. Ремонт масляного насоса дизеля и его привода Для снятия насоса с дизеля отсоединяют всасывающий и нагнетательный трубопроводы выпрессовывают конические штифты отворачивают гайки шпилек и снимают насос. Чтобы судить о степени износа зубьев зубчатых колес корпуса и подшипниковых планок перед разборкой насоса измеряют радиальный зазор между зубьями колес и корпусом насоса и осевой...
78406. Ремонт холодильников и теплообменников 176.34 KB
  Неисправностями секций холодильника являются течь по трубкам при обрыве и нарушении пайки загрязнение наружной и внутренней поверхностей секций. Течь трубок по месту пайки в коробку возникает при неправильном креплении секций колебании давлений и температуры воды и масла и размораживании секций зимой при резком открывании жалюзи. Снаружи секции покрываются пылью и грязью внутри масляных секций отлагаются механические частицы нагар и продукты окисления масла на водяных секциях накипь. Загрязнение секций ухудшает теплопередачу от трубок...
78408. Ремонт и зарядка аккумуляторной батареи 66.24 KB
  Неисправностями батареи являются: сульфитация и короткое замыкание пластин загрязнение электролита трещины в баках разрушение деревянных ящиков. Сульфитация пластин возникает в результате систематических недозаряда глубоких разрядов длительного пребывания батареи в разряженном состоянии применение электролита высокой плотности и загрязнения его вредными примесями. Загрязнение электролита примесями различных соединений металлов вследствие недостаточно чистых исходных материалов применяемых при приготовлении электролита или заливке...
78409. Ремонт электрических машин. Ремонт моторно-осевых подшипников 32.06 KB
  Буксы моторноосевых подшипников устанавливают болтами а скомплектованные вкладыши моторноосевых подшипников отправляют на мойку. Вкладыш моторноосевых подшипников клеймят и стягивают хомутами для сохранения парности обмывают в моечной машине и подают в специализированное ремонтное отделение. При ремонте моторноосевых подшипников тепловозов производят наплавку бронзовыми электродами ОЦС 4417 внутренней поверхности вкладышей и поверхности бортов а также электролитической меднение или наплавку наружной поверхности.