61926

Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии

Научная статья

Педагогика и дидактика

Кожура изюма является полупрозрачной мембраной пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Почему через некоторое время пространство заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным...

Русский

2014-06-03

82.1 KB

11 чел.

Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии в 7-м классе

Одной из важнейших задач современного обучения является формирование у учащихся умения разносторонне показать явление, понятие, рассматриваемые на уроках различных учебных дисциплин. Как правило, учащиеся не видят явление в целом, а расчленяют его на рассмотрение с точки зрения химии, физики, биологии отдельно. Например, учащимся МОУ СОШ № 99 г. Челябинска было предложено ответить на вопрос: “Что я знаю о веществе?”, но на уроках различных естественнонаучных дисциплин.

В результате проверки оказалось, что на уроках биологии ученики характеризовали вещество только с биологической точки зрения, на физике показывали только физические свойства вещества, на химии – химические.

Профессорским составом во главе с А.В. Усовой была предложена методика работы по формированию понятия “вещество”. Проведенный контрольный срез показал положительную динамику в формировании данного понятия. Но не только понятие “вещество” рассматривается на уроках различных дисциплин естественнонаучного цикла. Педагогами МОУ СОШ № 99 г. Челябинска было проведено ряд интегративных семинаров с учениками различных параллелей, на которых то или иное явление или понятие рассматривалось с точки зрения различных дисциплин естественнонаучного цикла. Нами были проведены следующие семинары: “Вода – необыкновенное вещество”, “Материя и формы движения материи”, “Диффузия”, “Гидросфера”. Проведение таких семинаров способствует формированию у учащихся единой картины мира.

Отрабатываются межпредметные связи и на уроках, например, мною было изучено содержание учебника биологии 7 класса. Выходные данные учебника: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.: ил. Целью изучения содержания учебника было познакомиться с вопросами, которые могут быть рассмотрены в качестве примеров на уроках физики, а также предоставить рекомендации по использованию знаний учащихся по физике на уроках биологии. Следует отметить, что ученики 7 класса изучают физику с пятого класса по программе опережающего курса физики Даммер М.Д.

Далее приводятся ряд тем по биологии 7 класса, в которых рассматриваются вопросы физики.

Глава 1: Простейшие.

При изучении данной главы учащиеся знакомятся с различными одноклеточными животными, каждая клетка – самостоятельный организм. Рассматривая питание простейших организмов, можно напомнить учащимся о явлении осмоса, который они изучали в 6 классе. Если ученики не изучали физику, можно дать перед изучением этой темы следующее домашнее задание: “Изюм представляет собой высушенный виноград. Кожура изюма является полупрозрачной мембраной, пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Положите несколько изюминок в блюдце и залейте их водой. Подержите их так несколько дней. Зарисуйте изюминки в первоначальном и конечном состояниях”. На уроках физики в 6 классе, при изучении осмоса, я предлагаю ученикам проделать аналогичные опыты с фасолью, горохом, различными крупами.

Глава 2: Многоклеточные животные.

Тема: “Тип губки”

В параграфе учебника рассказывается о защитных действиях, которые применяют губки (с. 23): “У губок хорошо развита пассивная защита, например выделение запаха, отпугивающего многих животных”. Вопрос: какое физическое явление в данном случае мы наблюдаем? Ответ: диффузия в жидкостях. Вопрос: Почему, проходя мимо школьной столовой, мы можем определить, что сегодня нам приготовили? Ответ: потому что частицы пищи, которые покинули ее в результате испарения, проникли в промежутки между частицами воздуха. Произошла диффузия в газах. О диффузии можно задать вопросы и при рассмотрении питания животных.

Тема: “Тип плоские черви”

На с. 34 дан рис. 22, на котором показаны различные приспособления для прикрепления к телу хозяина, расположенные на головном конце ленточных червей. При рассмотрении данного рисунка следует напомнить учащимся о силе трения и спросить о способах увеличения и уменьшения силы трения. Вопрос: Зачем делают протектор на автомобильных шинах? Ответ: Для увеличения силы трения. Вопрос: Почему быстрее развязывается шелковый шнурок, а не хлопчатобумажный или шерстяной? Ответ: У шелкового шнурка более гладкая поверхность и поэтому сила трения меньше, чем у хлопчатобумажного или шерстяного.

Тема: “Классы кольчецов”

В параграфе рассказывается, как ведут себя черви при неблагоприятных условиях: диапауза, анабиоз. Можно спросить учащихся о внутренней энергии и способах изменения внутренней энергии. Например, какое количество теплоты получило тело, если его внутренняя энергия увеличилась на 168 кДж?

Тема: “Тип Моллюски”

Рассматривая пищеварительную систему, кроме вопросов о диффузии можно спросить о силе трения, описывая ротовую полость моллюсков (с.46). На с. 48 говорится о хорошо развитых органах обоняния (диффузия), а также о том, что моллюски чувствительны к температуре окружающей среды. Вопрос: Как взаимосвязаны скорость движения частиц вещества и температура тела? Ответ: Прямая зависимость. Чем больше скорость движения частиц вещества, тем выше температура тела.

Глава 3: “Строение, индивидуальное развитие, эволюция”.

Тема: “Опорно-двигательная система”

В данной теме изучается скелет животных, и можно провести связь с темой по физике: “Простые механизмы. Рычаги”. Эта тема изучается в курсе физики также в 7 классе. В учебнике биологии за 7 класс на страницах 196, 197 и 198 даны рисунки скелетов рыбы, лягушки, птицы, кролика. У учащихся можно попросить найти рычаги в скелете, назвать у каждого рычага точку опоры, плечо силы. На этом же уроке можно рассказать об Архимеде – авторе ряда простых механизмов и легенду о том, как он предложил сдвинуть Землю.

“Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!” - такое восклицание - легенда приписывает Архимеду, гениальному механику древности, открывшему законы рычага.

Архимед знал, что нет такого груза, который нельзя было бы поднять самой слабой силой, если воспользоваться рычагом: стоит только приложить эту силу к очень длинному плечу рычага, а короткое плечо заставить действовать на груз….

Но если бы великий механик древности знал, как огромна масса земного шара, он, вероятно, воздержался бы от своего горделивого восклицания. …

… для “поднятия Земли” на 1 см потребуется тридцать тысяч биллионов лет! За всю свою долгую жизнь Архимед, напирая на рычаг, не “поднял бы Земли” даже на толщину тончайшего волоса.

Снова к рычагам на уроках биологии 7 класса возвращаются при изучении темы “Органы пищеварения”, а на странице 211 дается схема строения органов пищеварения птицы. Рассказывая о ротовом отверстии, можно обратить внимание на точку опоры и плечо силы, а также задать следующие вопросы:

  1.  Почему для резки бумаги и ткани применяются ножницы с короткими ручками и длинными лезвиями, а для резки листового металла – с длинными ручками и короткими лезвиями? Ответ: Для ответа на этот вопрос нужно воспользоваться правилом рычага: “Рычаг находится в равновесии, если приложенные к нему силы обратно пропорциональны их плечам”. Чтобы разрезать бумагу, не надо прикладывать большую силу, поэтому и лезвия длинные, а чтобы разрезать металл, нужно приложить большую силу, поэтому и лезвия короткие.
  2.  Как легче резать ножницами картон: помещая его ближе к концам ножниц или располагая ближе к их середине? Ответ: Лучше ближе к середине, в этом случае плечо силы становится меньше, а сила, действующая на картон, больше.

Рассматривая способы передвижения животных, можно вспомнить о силе трения и преложить представить детям, что было бы, если бы не было силы трения. Дети указывают, что при отсутствии трения гвозди и винты выскальзывали бы из стен, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты. Необходимо сказать о том, что трение способствует устойчивости. Плотники выравнивают пол так, чтобы столы и стулья оставались там, куда их поставили. Блюда, тарелки, стаканы, поставленные на стол, остаются неподвижными без особых забот с нашей стороны.

При описании движения головоногих моллюсков необходимо указать на схожесть их движения с ракетами. В 7 классе учащиеся еще не знают, какое движение мы называем реактивным, и будут изучать его на уроках физики 9 класса, но в плане ознакомления можно обратить на это внимание.

В теме: “Органы дыхания и газообмен” речь вновь идет о диффузии. С этим явлением учащиеся 7 класса уже познакомились на уроках физики и по обычной программе, поэтому им можно предложить ответить на следующие вопросы:

  1.  Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду? Ответ: Объясняется это тем, что частицы дыма проникают между частицами воздуха и дым перемешивается с воздухом, т.е. наблюдается явление диффузии.
  2.  Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно – синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным? Ответ: Частицы защитной жидкости проникают через промежутки между частицами воды, и жидкость перемешивается с водой, наблюдается явление диффузии.

На уроках физики учащиеся изучают атмосферное давление и поэтому могут объяснить процесс дыхания, основываясь на перепадах давления в легких во время вдоха и выдоха. Можно предложить решить следующую задачу: “Ученик подсчитал, что за истекшие сутки масса воздуха, прошедшего через его легкие, составляет 15 кг. Какой объем при нормальном давлении и температуре занимает воздух, прошедший через легкие ученика?”.

Решение: V = m/p. Объем равен отношению массы тела к его плотности. Плотность воздуха 1,29 кг/м. Объем равен 11,6м3.

К явлению диффузии как физическому явлению следует обратиться и при изучении темы “Органы пищеварения". Обмен веществ и превращение энергии” и задать учащимся следующие вопросы:

  1.  На каком явлении основана засолка овощей? Ответ: на явлении диффузии. Частицы соли проникают между частицами овощей.
  2.  Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Ответ: Нет. В газах диффузия протекает быстрее, т.к. в газах расстояние между частицами на много больше, чем в жидкостях и твердых телах.

При изучении темы “Кровеносная система. Кровь” целесообразно напомнить ученикам о капиллярах, с этим явлением учащиеся уже познакомились на уроках физики. Поэтому им можно задать следующие вопросы:

  1.  Почему мокрые руки плохо вытираются шелковой тканью? Ответ: Потому что шелковая ткань не содержит капилляров, которые имеются, например, у бумаги или ваты.
  2.  На чем основаны такие способы регулировки водного режима почвы, как прикатка и боронование? Ответ: Капиллярные явления играют существенную роль в перемещении влаги в почве. В сухую погоду почва ссыхается, и в ней образуются трещины – капилляры. По ним вода поднимается из-под земли вверх и испаряется. Поверхность земли из-за этого высыхает еще больше. Для сохранения влаги внутри земли верхний слой почвы разрыхляют. При этом капилляры разрушаются, и вода остается в почве. И наоборот, когда почва слишком влажная, ее укатывают. Капилляры в ней делаются тоньше, и глубина, с которой поднимается по ним жидкость, увеличивается. Поднимаясь вверх, вода испаряется, и почва постепенно высыхает.

Из работы видно, что явление диффузии, трение, рычаги очень часто рассматриваются на уроках биологии. Мною на уроках физики, в качестве иллюстрации, приводятся примеры по биологии не только 7 класса, но и биологии 6 класса, что способствует формированию у ребенка единой картины мира. Аналогичная связь прослеживается на многих уроках предметов естественного цикла что, несомненно, повышает уровень знаний учащихся, их кругозор, они понимают и видят на примерах, что в природе всё взаимосвязано, что биологические процессы можно объяснить с физической точки зрения, а справедливость физических законов подтверждается биологическими процессами.

Реализация межпредметных связей в преподавании биологии как средство формирования научного мировоззрения

Цели занятия:

Образовательная:

  1.  расширить и углубить знания обучающихся об уровневой организации природы, строении, свойствах и биологической роли неорганических веществ;
  2.  продолжить совершенствование уменийвыделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоконтроль.

Развивающая: способствовать развитию речи через усложнение и обогащение словарного запаса; умений сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать.

Воспитывающая: способствовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости живой природы на микроуровне; сознательного отношения к умственному труду, умения осуществлять самоконтроль хода и результатов учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты труда; привлечению обучающихся к активной познавательной деятельности; воспитаниюсознательной дисциплины и норм поведения, культуры речи.

Тип занятия: урок изучения новых знаний.

Межпредметные связи: Биология человека (9 класс) – состав клетки; биология растений (6 класс) – состав семян; физика – физические свойства воды; химия – первоначальные химические понятия; органические и неорганические вещества, физические и химические свойства воды, диссоциация кислот, растворимые и нерастворимые вещества.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, диаграмма «Распределение элементов в земной коре и в живых организмах», рисунки 8.1.1.1. и 8.1.1.2. мультимедийного курса компании «Физикон» «Открытая биология», видеоролики «Великая тайна воды» (http://www.youtube.com/watch?v=PyvDzXB3m8E&feature=PlayList&p=C0B36056B53178A3&playnext=1&playnext_from=PL&index=17).

Методическая цель: реализация межпредметных связей.

Литература: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Общая биология, М.: Высшая школа, 2000 .

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний студентов и постановка цели занятия.

Беседа по вопросам и заданиям (работа с оглавлением учебника):

  1.  Какой раздел общей биологии мы изучили? (Раздел 1 «Многообразие живого мира»)
  2.  Изучение какого раздела начнем сегодня? (Раздел 2 «Учение о клетке»)
  3.  Содержание этого раздела распределено в три темы: «Химическая организация клетки», «Строение и функции клетки», «Обмен веществ и энергии клетки». На изучение каждой темы отводится по три занятия
  4.   Какую тему мы начнем изучать сегодня?

Обобщение беседы и постановка цели занятия преподавателем:

Сегодня на занятии мы продолжим изучение клеточного, молекулярного, атомного уровней организации природы, дадим общую характеристику химической организации клетки и более подробно изучим неорганические вещества клетки.

3. Изучение новых знаний.

3.1. Сравнение живой и неживой природы на атомном и молекулярном уровнях организации.

Вступительное слово преподавателя: Клеточный уровень организации природы включает в себя молекулярный уровень, т.е. молекулы химических веществ и атомный уровень, т.е. атомы химических элементов, из которых состоят молекулы химических веществ.

Вопрос: В чем заключается единство живой и неживой природы на атомном уровне организации? (Состоят из атомов одних и тех же элементов.)

Хотя химические элементы живой и неживой природы одинаковы, количественное содержание их атомов различно. Рассмотрим диаграммы (Приложение 1), иллюстрирующие распределение элементов в земной коре и живых организмах.

Задание: Проанализируйте содержание диаграмм и скажите, в чем отличие живой и неживой природы на атомном уровне организации? (В земной коре наиболее распространены атомы кислорода, кремния, алюминия, железа, кальция, натрия, в живых организмах в большем количестве встречаются атомы кислорода, углерода, водорода, азота.)

Химические элементы живой клетки по количественному содержанию атомов делят на группы.

Задание: Составьте схему «Химические элементы клетки», используя текст учебника на страницах 30-31.

Фронтальная проверка выполнения задания.

Задание: Из атомов химических элементов образуются молекулы химических веществ. Подумайте и скажите, в чем принципиальное отличие живой и неживой природы на молекулярном уровне? (B неживой природе могут образовываться молекулы неорганических веществ, а в живой – молекулы неорганических и молекулы органических веществ.)

Задание: Составьте в тетради схему « Химические вещества клетки».

Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с биологической ролью неорганических веществ.

3.2. Строение, свойства и биологическая роль воды.

Демонстрация видеоролика 1 «Великая тайна воды» о распространении и значении воды (Приложение 2).

Задание: Вспомнить из курса химии, записать на доске и объяснить молекулярную, электронную и структурную формулы воды.

Рис. Схематическое изображение молекул воды

Молекула воды необычна: угол между двумя связями О–Н равен 104°31', а сама молекула имеет большой дипольный момент в результате смещения общей электронной пары к кислороду как более электроотрицательному атому. Так как молекулы воды дипольны, между ними возникают силы электростатического (кулоновского) взаимодействия. Разноименно заряженные атомы разных молекул воды притягиваются и между ними устанавливается нековалентная связь, называемая водородной. При этом каждая молекула воды оказывается довольно прочно связанной с четырьмя соседними молекулами воды, образуются ассоциаты, состоящие как минимум из пяти молекул воды. Теоретически все молекулы воды могут объединиться в одну пространственную сетку, как бы в одну гигантскую макромолекулу, однако водородные связи при движении воды быстро рвутся и также быстро образуются новые. Поэтому между отдельными молекулами воды и ассоциатами существует равновесие.

Большой дипольный момент молекулы воды, водородные связи между молекулами воды обуславливают аномальные свойства воды и ее уникальную биологическую роль.

Задание: Вспомните из курса химии и физики свойства воды и назовите их.

Сообщения обучающихся о свойствах воды (по домашнему заданию, с представлением компьютерной презентации с использованием мультимедийного проектора - по желанию):

Сообщение 1: Образованием ассоциатов объясняются аномальные температуры кипения (100°С), плавления (0°С), высокая теплоемкость воды (удельная теплоемкость воды 4, 184 кДж /(кг* К)) и большая теплота испарения воды.Если бы молекулы воды не объединялись в ассоциаты, то температура кипения согласно положению гидрида кислорода в периодической системе должна быть - 80°С, а температура затвердевания – 100° С., т.е. нормальное состояние воды в условиях Земли было бы газообразным. Плотность при 20° С – 0,9982 г/ см. куб., при 4° С – 1 г/ см. куб., при кристаллизации плотность резко уменьшается - на 9%.

Сообщение 2: Удельная теплоемкость указывает, сколько тепловой энергии необходимо затратить для нагревания 1 кг вещества на один градус. Благодаря высокой теплоемкости воды и ее теплопроводности в клетках равномерно распределяется тепло и происходят минимальные температурные колебания, т. е. поддерживаются постоянные температурные условия для протекания биохимических процессов. При значительном выделении тепловой энергии в клетке, часть ее может использоваться для испарения воды, при этом происходит охлаждение, что также способствует поддержанию постоянных температурных условий внутри клетки.

Сообщение 3: Полярность молекул воды делает ее прекрасным растворителем для других полярных молекул. По отношению к воде молекулы или отдельные части молекул на гидрофильные, т.е. водорастворимые и гидрофобные, т.е. водонерастворимые. Молекулы некоторых веществ содержат как полярные (гидрофильные) так и неполярные (гидрофобные) группы. Такие соединения называются амфифильными. Растворение происходит благодаря гидратации и гидролизу.

Сообщение 4: Еще одно важное свойство воды – большое поверхностное натяжение, которое обусловлено взаимодействием между молекулами воды. Именно поверхностным натяжением объясняются капиллярные явления и передвижение воды по очень тонким каналам , например таким клеткам растений как сосуды и ситовидные трубки.

Сообщение 5: Вода служит не только средой для протекания химических реакций, но и участвует во многих из них.

А) в реакциях фотосинтеза является источником водорода для образования глюкозы.

Б) в реакциях гидролиза высокомолекулярных органических соединений.

Приводятся уравнения соответствующих реакций.

Задание: Соотнесите и запишите в тетрадь свойства воды и биологическую роль воды.

СВОЙСТВА

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Растворитель

 

Большая теплоемкость

 

Высокие температуры плавления и кипения

 

Большая теплота испарения

 

Поверхностное натяжение

 

Химический реагент

 

Биологическая роль воды:

Регулятор теплового баланса клетки (сохранение, распределение и отдача тепла)

Транспорт веществ

Возможность существования жизни

Среда для протекания химических реакций

Образование и расщепление органических веществ.

Демонстрация видеоролика «Великая тайна воды» о свойствах воды (Приложение 3)

3.3. Биологическая роль минеральных солей.

Неорганические вещества находятся в клетках в виде ионов. Основным катионом внутриклеточной среды является К, а внеклеточной – Nа; из анионов – внутри клетки – фосфат-анион, снаружи - хлорид и гидрокарбонат. Для всех живых клеток характерна разница концентраций основных неорганических ионов между внутриклеточным пространством и внеклеточной средой, которые разделены клеточной мембраной. Расчеты показывают, что градиент концентрации ионов по обе стороны мембраны создает в разных клетках потенциал порядка 60-80 мВ (милливольт). Внутренняя сторона клеточной мембраны относительно наружной заряжена отрицательно. Этот градиент существует только у живых клеток, после гибели их он исчезает.

Анионы фосфорной кислоты придают цитоплазме клетки буферные свойства, т. е. Способность поддерживать постоянную слабощелочную реакцию среды.

Задание: Запишите в тетрадь примеры биологической роли катионов, используя текст учебника на стр. 31, 32.

4. Закрепление и коррекция знаний и способов действий студентов.

Задание: Выполните компьютерный тест (cоставлен в программе HyperService).

Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке?

а) около 70
б) около 150
в) около 200

Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?

а) S, Na, Са, К 
б) О, Н, С, N 
в) Ni, Cu, J, Вг.

Функции воды в клетке:

а) передача наследственной информации
б) среда для химических реакций
в) источник энергии.

Неполярные вещества плохо растворяются в воде, так как:

а) их молекулы взаимодействуют с молекулами Н2О сильнее, чем молекулы воды между собой;
б) их молекулы взаимодействуют с молекулами воды слабее, чем молекулы воды между собой;
в) их молекулы взаимодействуют с той же силой, что и молекулы воды между собой.

К гидрофобным веществам относятся

а) соли 
б) сахара 
в) жиры

В состав гемоглобина входят ионы

а) Mg 
б) Fe 
в) Zn

Биоэлементами называют химические элементы:

а) входящие в состав живой и неживой природы;
б) входящие в состав неорганических молекул;
в) являющиеся главным компонентом всех органических соединений клетки.

В плазме крови...

а) высокая концентрация ионов Na+ и низкая К+;
б) низкая концентрация ионов Na
+ и высокая К+;
в) разницы в концентрации ионов Na
+ и К+ нет.

В молекуле воды связь:

а) ионная 
б) водородная 
в) ковалентная полярная.

На каком уровне организации не наблюдается различие между органическим и неорганическим миром?

а) атомном 
б) молекулярном 
в) клеточном.

Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к микроэлементам?

а) S, Na, Ca, К 
б) О, Н, С, N 
в) Ni, Cu, J, Вг.

Вода — основа жизни, так как

а) она может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.

Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильные 
б) гидрофобные 
в) амфифильные

Соединения фосфора входят в состав:

а) белков 
б) нуклеиновых кислот 
в) углеводов.

В состав хлорофилла входят ионы:

а) Fe2+ 
б) Mg
2+ 
в) Са
2+

Соли калия важны для организма, так как:

а) являются катализаторами биохимических реакций;
б) входят в состав гемоглобина;
в) участвуют в проведении нервных импульсов.

Угол между атомами водорода в молекуле воды составляет:

а) 90° 
б) 105° 
в) 120°

Между молекулами воды связь:

а) ионная 
б) водородная 
в) ковалентная полярная

5. Подведение итогов занятия.

Анализ степени успешности в овладении содержанием урока и способами деятельности.

Анализ недостатков, ошибок и их причин, поиск путей их преодоления.

6. Консультация по выполнению домашнего задания.

Записи в тетради, по учебнику – стр. 30 – 33.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55107. Обследование курящего человека: спирометрия, определение концентрации метгемоглобина, тест для определения котинина. Методические указания 144.5 KB
  1 группа - характеризующие легочные объемы дыхательный оббьем резервный объем вдоха резервный объем выдоха остаточный объем и емкости общая емкость емкость вдоха функциональная остаточная емкость. 3 группа - характеризующие состояние бронхиальной проходимости форсированная жизненная емкость легких максимальная объемная скорость дыхания во время вдоха и выдоха
55108. Общее учение о болезни 108.5 KB
  Цель: проверить и закрепить полученные знания о здоровье и болезни. Вопросы для самоподготовки: Определение понятия «здоровье» Критерии здоровья. Определение понятия «болезнь». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии.
55109. Исследование систем управления 88 KB
  Методологии и практическим навыкам исследования надо учить вкус к исследовательской деятельности надо прививать способности к исследовательской работе надо развивать уже в процессе подготовки специалистов.
55110. Коммерческие банки и их функции 19.57 KB
  В механизме функционирования кредитной системы огромная роль принадлежит коммерческим банкам. Они аккумулируют основную долю кредитных ресурсов, предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая выдачу ссуд, прием депозитов, расчеты, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и т.д
55111. История развития генетики как фундаментальной науки. Методы исследования генетики человека 40 KB
  Мать и отец пробанда здоровы. Четыре сестры матери пробанда здоровы мужья их здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери пробанда известно: в одной семье один больной брат две сестры и брат здоровы; в двух других семьях по одному больному брату и по одной здоровой...
55112. Банковский мультипликатор: сущность и механизм действия 18.77 KB
  Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому
55114. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ 217.5 KB
  Интерес представляет риторическое обучение в духовных академиях и старообрядческих общинах. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга хранятся многочисленные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с риторическими статьями и школьными речами.