61926

Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии

Научная статья

Педагогика и дидактика

Кожура изюма является полупрозрачной мембраной пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Почему через некоторое время пространство заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным...

Русский

2014-06-03

82.1 KB

11 чел.

Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии в 7-м классе

Одной из важнейших задач современного обучения является формирование у учащихся умения разносторонне показать явление, понятие, рассматриваемые на уроках различных учебных дисциплин. Как правило, учащиеся не видят явление в целом, а расчленяют его на рассмотрение с точки зрения химии, физики, биологии отдельно. Например, учащимся МОУ СОШ № 99 г. Челябинска было предложено ответить на вопрос: “Что я знаю о веществе?”, но на уроках различных естественнонаучных дисциплин.

В результате проверки оказалось, что на уроках биологии ученики характеризовали вещество только с биологической точки зрения, на физике показывали только физические свойства вещества, на химии – химические.

Профессорским составом во главе с А.В. Усовой была предложена методика работы по формированию понятия “вещество”. Проведенный контрольный срез показал положительную динамику в формировании данного понятия. Но не только понятие “вещество” рассматривается на уроках различных дисциплин естественнонаучного цикла. Педагогами МОУ СОШ № 99 г. Челябинска было проведено ряд интегративных семинаров с учениками различных параллелей, на которых то или иное явление или понятие рассматривалось с точки зрения различных дисциплин естественнонаучного цикла. Нами были проведены следующие семинары: “Вода – необыкновенное вещество”, “Материя и формы движения материи”, “Диффузия”, “Гидросфера”. Проведение таких семинаров способствует формированию у учащихся единой картины мира.

Отрабатываются межпредметные связи и на уроках, например, мною было изучено содержание учебника биологии 7 класса. Выходные данные учебника: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.: ил. Целью изучения содержания учебника было познакомиться с вопросами, которые могут быть рассмотрены в качестве примеров на уроках физики, а также предоставить рекомендации по использованию знаний учащихся по физике на уроках биологии. Следует отметить, что ученики 7 класса изучают физику с пятого класса по программе опережающего курса физики Даммер М.Д.

Далее приводятся ряд тем по биологии 7 класса, в которых рассматриваются вопросы физики.

Глава 1: Простейшие.

При изучении данной главы учащиеся знакомятся с различными одноклеточными животными, каждая клетка – самостоятельный организм. Рассматривая питание простейших организмов, можно напомнить учащимся о явлении осмоса, который они изучали в 6 классе. Если ученики не изучали физику, можно дать перед изучением этой темы следующее домашнее задание: “Изюм представляет собой высушенный виноград. Кожура изюма является полупрозрачной мембраной, пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Положите несколько изюминок в блюдце и залейте их водой. Подержите их так несколько дней. Зарисуйте изюминки в первоначальном и конечном состояниях”. На уроках физики в 6 классе, при изучении осмоса, я предлагаю ученикам проделать аналогичные опыты с фасолью, горохом, различными крупами.

Глава 2: Многоклеточные животные.

Тема: “Тип губки”

В параграфе учебника рассказывается о защитных действиях, которые применяют губки (с. 23): “У губок хорошо развита пассивная защита, например выделение запаха, отпугивающего многих животных”. Вопрос: какое физическое явление в данном случае мы наблюдаем? Ответ: диффузия в жидкостях. Вопрос: Почему, проходя мимо школьной столовой, мы можем определить, что сегодня нам приготовили? Ответ: потому что частицы пищи, которые покинули ее в результате испарения, проникли в промежутки между частицами воздуха. Произошла диффузия в газах. О диффузии можно задать вопросы и при рассмотрении питания животных.

Тема: “Тип плоские черви”

На с. 34 дан рис. 22, на котором показаны различные приспособления для прикрепления к телу хозяина, расположенные на головном конце ленточных червей. При рассмотрении данного рисунка следует напомнить учащимся о силе трения и спросить о способах увеличения и уменьшения силы трения. Вопрос: Зачем делают протектор на автомобильных шинах? Ответ: Для увеличения силы трения. Вопрос: Почему быстрее развязывается шелковый шнурок, а не хлопчатобумажный или шерстяной? Ответ: У шелкового шнурка более гладкая поверхность и поэтому сила трения меньше, чем у хлопчатобумажного или шерстяного.

Тема: “Классы кольчецов”

В параграфе рассказывается, как ведут себя черви при неблагоприятных условиях: диапауза, анабиоз. Можно спросить учащихся о внутренней энергии и способах изменения внутренней энергии. Например, какое количество теплоты получило тело, если его внутренняя энергия увеличилась на 168 кДж?

Тема: “Тип Моллюски”

Рассматривая пищеварительную систему, кроме вопросов о диффузии можно спросить о силе трения, описывая ротовую полость моллюсков (с.46). На с. 48 говорится о хорошо развитых органах обоняния (диффузия), а также о том, что моллюски чувствительны к температуре окружающей среды. Вопрос: Как взаимосвязаны скорость движения частиц вещества и температура тела? Ответ: Прямая зависимость. Чем больше скорость движения частиц вещества, тем выше температура тела.

Глава 3: “Строение, индивидуальное развитие, эволюция”.

Тема: “Опорно-двигательная система”

В данной теме изучается скелет животных, и можно провести связь с темой по физике: “Простые механизмы. Рычаги”. Эта тема изучается в курсе физики также в 7 классе. В учебнике биологии за 7 класс на страницах 196, 197 и 198 даны рисунки скелетов рыбы, лягушки, птицы, кролика. У учащихся можно попросить найти рычаги в скелете, назвать у каждого рычага точку опоры, плечо силы. На этом же уроке можно рассказать об Архимеде – авторе ряда простых механизмов и легенду о том, как он предложил сдвинуть Землю.

“Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!” - такое восклицание - легенда приписывает Архимеду, гениальному механику древности, открывшему законы рычага.

Архимед знал, что нет такого груза, который нельзя было бы поднять самой слабой силой, если воспользоваться рычагом: стоит только приложить эту силу к очень длинному плечу рычага, а короткое плечо заставить действовать на груз….

Но если бы великий механик древности знал, как огромна масса земного шара, он, вероятно, воздержался бы от своего горделивого восклицания. …

… для “поднятия Земли” на 1 см потребуется тридцать тысяч биллионов лет! За всю свою долгую жизнь Архимед, напирая на рычаг, не “поднял бы Земли” даже на толщину тончайшего волоса.

Снова к рычагам на уроках биологии 7 класса возвращаются при изучении темы “Органы пищеварения”, а на странице 211 дается схема строения органов пищеварения птицы. Рассказывая о ротовом отверстии, можно обратить внимание на точку опоры и плечо силы, а также задать следующие вопросы:

  1.  Почему для резки бумаги и ткани применяются ножницы с короткими ручками и длинными лезвиями, а для резки листового металла – с длинными ручками и короткими лезвиями? Ответ: Для ответа на этот вопрос нужно воспользоваться правилом рычага: “Рычаг находится в равновесии, если приложенные к нему силы обратно пропорциональны их плечам”. Чтобы разрезать бумагу, не надо прикладывать большую силу, поэтому и лезвия длинные, а чтобы разрезать металл, нужно приложить большую силу, поэтому и лезвия короткие.
  2.  Как легче резать ножницами картон: помещая его ближе к концам ножниц или располагая ближе к их середине? Ответ: Лучше ближе к середине, в этом случае плечо силы становится меньше, а сила, действующая на картон, больше.

Рассматривая способы передвижения животных, можно вспомнить о силе трения и преложить представить детям, что было бы, если бы не было силы трения. Дети указывают, что при отсутствии трения гвозди и винты выскальзывали бы из стен, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты. Необходимо сказать о том, что трение способствует устойчивости. Плотники выравнивают пол так, чтобы столы и стулья оставались там, куда их поставили. Блюда, тарелки, стаканы, поставленные на стол, остаются неподвижными без особых забот с нашей стороны.

При описании движения головоногих моллюсков необходимо указать на схожесть их движения с ракетами. В 7 классе учащиеся еще не знают, какое движение мы называем реактивным, и будут изучать его на уроках физики 9 класса, но в плане ознакомления можно обратить на это внимание.

В теме: “Органы дыхания и газообмен” речь вновь идет о диффузии. С этим явлением учащиеся 7 класса уже познакомились на уроках физики и по обычной программе, поэтому им можно предложить ответить на следующие вопросы:

  1.  Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду? Ответ: Объясняется это тем, что частицы дыма проникают между частицами воздуха и дым перемешивается с воздухом, т.е. наблюдается явление диффузии.
  2.  Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно – синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным? Ответ: Частицы защитной жидкости проникают через промежутки между частицами воды, и жидкость перемешивается с водой, наблюдается явление диффузии.

На уроках физики учащиеся изучают атмосферное давление и поэтому могут объяснить процесс дыхания, основываясь на перепадах давления в легких во время вдоха и выдоха. Можно предложить решить следующую задачу: “Ученик подсчитал, что за истекшие сутки масса воздуха, прошедшего через его легкие, составляет 15 кг. Какой объем при нормальном давлении и температуре занимает воздух, прошедший через легкие ученика?”.

Решение: V = m/p. Объем равен отношению массы тела к его плотности. Плотность воздуха 1,29 кг/м. Объем равен 11,6м3.

К явлению диффузии как физическому явлению следует обратиться и при изучении темы “Органы пищеварения". Обмен веществ и превращение энергии” и задать учащимся следующие вопросы:

  1.  На каком явлении основана засолка овощей? Ответ: на явлении диффузии. Частицы соли проникают между частицами овощей.
  2.  Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Ответ: Нет. В газах диффузия протекает быстрее, т.к. в газах расстояние между частицами на много больше, чем в жидкостях и твердых телах.

При изучении темы “Кровеносная система. Кровь” целесообразно напомнить ученикам о капиллярах, с этим явлением учащиеся уже познакомились на уроках физики. Поэтому им можно задать следующие вопросы:

  1.  Почему мокрые руки плохо вытираются шелковой тканью? Ответ: Потому что шелковая ткань не содержит капилляров, которые имеются, например, у бумаги или ваты.
  2.  На чем основаны такие способы регулировки водного режима почвы, как прикатка и боронование? Ответ: Капиллярные явления играют существенную роль в перемещении влаги в почве. В сухую погоду почва ссыхается, и в ней образуются трещины – капилляры. По ним вода поднимается из-под земли вверх и испаряется. Поверхность земли из-за этого высыхает еще больше. Для сохранения влаги внутри земли верхний слой почвы разрыхляют. При этом капилляры разрушаются, и вода остается в почве. И наоборот, когда почва слишком влажная, ее укатывают. Капилляры в ней делаются тоньше, и глубина, с которой поднимается по ним жидкость, увеличивается. Поднимаясь вверх, вода испаряется, и почва постепенно высыхает.

Из работы видно, что явление диффузии, трение, рычаги очень часто рассматриваются на уроках биологии. Мною на уроках физики, в качестве иллюстрации, приводятся примеры по биологии не только 7 класса, но и биологии 6 класса, что способствует формированию у ребенка единой картины мира. Аналогичная связь прослеживается на многих уроках предметов естественного цикла что, несомненно, повышает уровень знаний учащихся, их кругозор, они понимают и видят на примерах, что в природе всё взаимосвязано, что биологические процессы можно объяснить с физической точки зрения, а справедливость физических законов подтверждается биологическими процессами.

Реализация межпредметных связей в преподавании биологии как средство формирования научного мировоззрения

Цели занятия:

Образовательная:

  1.  расширить и углубить знания обучающихся об уровневой организации природы, строении, свойствах и биологической роли неорганических веществ;
  2.  продолжить совершенствование уменийвыделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоконтроль.

Развивающая: способствовать развитию речи через усложнение и обогащение словарного запаса; умений сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать.

Воспитывающая: способствовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости живой природы на микроуровне; сознательного отношения к умственному труду, умения осуществлять самоконтроль хода и результатов учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты труда; привлечению обучающихся к активной познавательной деятельности; воспитаниюсознательной дисциплины и норм поведения, культуры речи.

Тип занятия: урок изучения новых знаний.

Межпредметные связи: Биология человека (9 класс) – состав клетки; биология растений (6 класс) – состав семян; физика – физические свойства воды; химия – первоначальные химические понятия; органические и неорганические вещества, физические и химические свойства воды, диссоциация кислот, растворимые и нерастворимые вещества.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, диаграмма «Распределение элементов в земной коре и в живых организмах», рисунки 8.1.1.1. и 8.1.1.2. мультимедийного курса компании «Физикон» «Открытая биология», видеоролики «Великая тайна воды» (http://www.youtube.com/watch?v=PyvDzXB3m8E&feature=PlayList&p=C0B36056B53178A3&playnext=1&playnext_from=PL&index=17).

Методическая цель: реализация межпредметных связей.

Литература: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Общая биология, М.: Высшая школа, 2000 .

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний студентов и постановка цели занятия.

Беседа по вопросам и заданиям (работа с оглавлением учебника):

  1.  Какой раздел общей биологии мы изучили? (Раздел 1 «Многообразие живого мира»)
  2.  Изучение какого раздела начнем сегодня? (Раздел 2 «Учение о клетке»)
  3.  Содержание этого раздела распределено в три темы: «Химическая организация клетки», «Строение и функции клетки», «Обмен веществ и энергии клетки». На изучение каждой темы отводится по три занятия
  4.   Какую тему мы начнем изучать сегодня?

Обобщение беседы и постановка цели занятия преподавателем:

Сегодня на занятии мы продолжим изучение клеточного, молекулярного, атомного уровней организации природы, дадим общую характеристику химической организации клетки и более подробно изучим неорганические вещества клетки.

3. Изучение новых знаний.

3.1. Сравнение живой и неживой природы на атомном и молекулярном уровнях организации.

Вступительное слово преподавателя: Клеточный уровень организации природы включает в себя молекулярный уровень, т.е. молекулы химических веществ и атомный уровень, т.е. атомы химических элементов, из которых состоят молекулы химических веществ.

Вопрос: В чем заключается единство живой и неживой природы на атомном уровне организации? (Состоят из атомов одних и тех же элементов.)

Хотя химические элементы живой и неживой природы одинаковы, количественное содержание их атомов различно. Рассмотрим диаграммы (Приложение 1), иллюстрирующие распределение элементов в земной коре и живых организмах.

Задание: Проанализируйте содержание диаграмм и скажите, в чем отличие живой и неживой природы на атомном уровне организации? (В земной коре наиболее распространены атомы кислорода, кремния, алюминия, железа, кальция, натрия, в живых организмах в большем количестве встречаются атомы кислорода, углерода, водорода, азота.)

Химические элементы живой клетки по количественному содержанию атомов делят на группы.

Задание: Составьте схему «Химические элементы клетки», используя текст учебника на страницах 30-31.

Фронтальная проверка выполнения задания.

Задание: Из атомов химических элементов образуются молекулы химических веществ. Подумайте и скажите, в чем принципиальное отличие живой и неживой природы на молекулярном уровне? (B неживой природе могут образовываться молекулы неорганических веществ, а в живой – молекулы неорганических и молекулы органических веществ.)

Задание: Составьте в тетради схему « Химические вещества клетки».

Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с биологической ролью неорганических веществ.

3.2. Строение, свойства и биологическая роль воды.

Демонстрация видеоролика 1 «Великая тайна воды» о распространении и значении воды (Приложение 2).

Задание: Вспомнить из курса химии, записать на доске и объяснить молекулярную, электронную и структурную формулы воды.

Рис. Схематическое изображение молекул воды

Молекула воды необычна: угол между двумя связями О–Н равен 104°31', а сама молекула имеет большой дипольный момент в результате смещения общей электронной пары к кислороду как более электроотрицательному атому. Так как молекулы воды дипольны, между ними возникают силы электростатического (кулоновского) взаимодействия. Разноименно заряженные атомы разных молекул воды притягиваются и между ними устанавливается нековалентная связь, называемая водородной. При этом каждая молекула воды оказывается довольно прочно связанной с четырьмя соседними молекулами воды, образуются ассоциаты, состоящие как минимум из пяти молекул воды. Теоретически все молекулы воды могут объединиться в одну пространственную сетку, как бы в одну гигантскую макромолекулу, однако водородные связи при движении воды быстро рвутся и также быстро образуются новые. Поэтому между отдельными молекулами воды и ассоциатами существует равновесие.

Большой дипольный момент молекулы воды, водородные связи между молекулами воды обуславливают аномальные свойства воды и ее уникальную биологическую роль.

Задание: Вспомните из курса химии и физики свойства воды и назовите их.

Сообщения обучающихся о свойствах воды (по домашнему заданию, с представлением компьютерной презентации с использованием мультимедийного проектора - по желанию):

Сообщение 1: Образованием ассоциатов объясняются аномальные температуры кипения (100°С), плавления (0°С), высокая теплоемкость воды (удельная теплоемкость воды 4, 184 кДж /(кг* К)) и большая теплота испарения воды.Если бы молекулы воды не объединялись в ассоциаты, то температура кипения согласно положению гидрида кислорода в периодической системе должна быть - 80°С, а температура затвердевания – 100° С., т.е. нормальное состояние воды в условиях Земли было бы газообразным. Плотность при 20° С – 0,9982 г/ см. куб., при 4° С – 1 г/ см. куб., при кристаллизации плотность резко уменьшается - на 9%.

Сообщение 2: Удельная теплоемкость указывает, сколько тепловой энергии необходимо затратить для нагревания 1 кг вещества на один градус. Благодаря высокой теплоемкости воды и ее теплопроводности в клетках равномерно распределяется тепло и происходят минимальные температурные колебания, т. е. поддерживаются постоянные температурные условия для протекания биохимических процессов. При значительном выделении тепловой энергии в клетке, часть ее может использоваться для испарения воды, при этом происходит охлаждение, что также способствует поддержанию постоянных температурных условий внутри клетки.

Сообщение 3: Полярность молекул воды делает ее прекрасным растворителем для других полярных молекул. По отношению к воде молекулы или отдельные части молекул на гидрофильные, т.е. водорастворимые и гидрофобные, т.е. водонерастворимые. Молекулы некоторых веществ содержат как полярные (гидрофильные) так и неполярные (гидрофобные) группы. Такие соединения называются амфифильными. Растворение происходит благодаря гидратации и гидролизу.

Сообщение 4: Еще одно важное свойство воды – большое поверхностное натяжение, которое обусловлено взаимодействием между молекулами воды. Именно поверхностным натяжением объясняются капиллярные явления и передвижение воды по очень тонким каналам , например таким клеткам растений как сосуды и ситовидные трубки.

Сообщение 5: Вода служит не только средой для протекания химических реакций, но и участвует во многих из них.

А) в реакциях фотосинтеза является источником водорода для образования глюкозы.

Б) в реакциях гидролиза высокомолекулярных органических соединений.

Приводятся уравнения соответствующих реакций.

Задание: Соотнесите и запишите в тетрадь свойства воды и биологическую роль воды.

СВОЙСТВА

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Растворитель

 

Большая теплоемкость

 

Высокие температуры плавления и кипения

 

Большая теплота испарения

 

Поверхностное натяжение

 

Химический реагент

 

Биологическая роль воды:

Регулятор теплового баланса клетки (сохранение, распределение и отдача тепла)

Транспорт веществ

Возможность существования жизни

Среда для протекания химических реакций

Образование и расщепление органических веществ.

Демонстрация видеоролика «Великая тайна воды» о свойствах воды (Приложение 3)

3.3. Биологическая роль минеральных солей.

Неорганические вещества находятся в клетках в виде ионов. Основным катионом внутриклеточной среды является К, а внеклеточной – Nа; из анионов – внутри клетки – фосфат-анион, снаружи - хлорид и гидрокарбонат. Для всех живых клеток характерна разница концентраций основных неорганических ионов между внутриклеточным пространством и внеклеточной средой, которые разделены клеточной мембраной. Расчеты показывают, что градиент концентрации ионов по обе стороны мембраны создает в разных клетках потенциал порядка 60-80 мВ (милливольт). Внутренняя сторона клеточной мембраны относительно наружной заряжена отрицательно. Этот градиент существует только у живых клеток, после гибели их он исчезает.

Анионы фосфорной кислоты придают цитоплазме клетки буферные свойства, т. е. Способность поддерживать постоянную слабощелочную реакцию среды.

Задание: Запишите в тетрадь примеры биологической роли катионов, используя текст учебника на стр. 31, 32.

4. Закрепление и коррекция знаний и способов действий студентов.

Задание: Выполните компьютерный тест (cоставлен в программе HyperService).

Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке?

а) около 70
б) около 150
в) около 200

Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?

а) S, Na, Са, К 
б) О, Н, С, N 
в) Ni, Cu, J, Вг.

Функции воды в клетке:

а) передача наследственной информации
б) среда для химических реакций
в) источник энергии.

Неполярные вещества плохо растворяются в воде, так как:

а) их молекулы взаимодействуют с молекулами Н2О сильнее, чем молекулы воды между собой;
б) их молекулы взаимодействуют с молекулами воды слабее, чем молекулы воды между собой;
в) их молекулы взаимодействуют с той же силой, что и молекулы воды между собой.

К гидрофобным веществам относятся

а) соли 
б) сахара 
в) жиры

В состав гемоглобина входят ионы

а) Mg 
б) Fe 
в) Zn

Биоэлементами называют химические элементы:

а) входящие в состав живой и неживой природы;
б) входящие в состав неорганических молекул;
в) являющиеся главным компонентом всех органических соединений клетки.

В плазме крови...

а) высокая концентрация ионов Na+ и низкая К+;
б) низкая концентрация ионов Na
+ и высокая К+;
в) разницы в концентрации ионов Na
+ и К+ нет.

В молекуле воды связь:

а) ионная 
б) водородная 
в) ковалентная полярная.

На каком уровне организации не наблюдается различие между органическим и неорганическим миром?

а) атомном 
б) молекулярном 
в) клеточном.

Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к микроэлементам?

а) S, Na, Ca, К 
б) О, Н, С, N 
в) Ni, Cu, J, Вг.

Вода — основа жизни, так как

а) она может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.

Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильные 
б) гидрофобные 
в) амфифильные

Соединения фосфора входят в состав:

а) белков 
б) нуклеиновых кислот 
в) углеводов.

В состав хлорофилла входят ионы:

а) Fe2+ 
б) Mg
2+ 
в) Са
2+

Соли калия важны для организма, так как:

а) являются катализаторами биохимических реакций;
б) входят в состав гемоглобина;
в) участвуют в проведении нервных импульсов.

Угол между атомами водорода в молекуле воды составляет:

а) 90° 
б) 105° 
в) 120°

Между молекулами воды связь:

а) ионная 
б) водородная 
в) ковалентная полярная

5. Подведение итогов занятия.

Анализ степени успешности в овладении содержанием урока и способами деятельности.

Анализ недостатков, ошибок и их причин, поиск путей их преодоления.

6. Консультация по выполнению домашнего задания.

Записи в тетради, по учебнику – стр. 30 – 33.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17753. Конструкция и работа центробежных насосов 1.33 MB
  Лекция 9. Конструкция и работа центробежных насосов Усилия в центробежных насосах. При работе центробежных насосов на роторе возникают осевое и радиальное усилия. Причина возникновения осевого усилия объясняется на основании рис. 9.1. В соответствии с рисунком осевое у...
17754. Объёмные насосы 709 KB
  Лекция №10. Объёмные насосы Специфической особенностью всех объёмных насосов является то что их производительность в основном определяется величинами периодически замыкаемых в них объёмов и скоростью переноса этих объёмов со стороны всасывания на сторону нагнетани
17755. Действительная подача шестерённого насоса 1.66 MB
  Лекция 11. Объёмные насосы продолжение 10.3. Действительная подача шестерённого насоса. Действительная подача шестерённого насоса меньше теоретической на величину объёмных потерь . Объёмные потери определяются внутренними утечками в насосе и потерями связанны
17756. Регулирование производительности насосов 331 KB
  Лекция №12. Регулирование производительности насосов. При регулировании производительности насосов используют разные способы соединения насосов между собой и разные способы изменения параметров характеристик как насосов так и систем на которые они работают. Все эти ...
17757. Поршневые пусковые компрессоры 4.37 MB
  Лекция №13. Поршневые пусковые компрессоры. 13.1. Устройство и работа поршневых пусковых компрессоров. На рис. 13.1 представлена принципиальная схема одноступенчатого поршневого компрессора. Поршень движется в цилиндре возвратнопоступательно от верхней мёртвой точки ВМ...
17758. Расчёт многоступенчатого поршневого компрессора 730 KB
  Лекция №14. Расчёт многоступенчатого поршневого компрессора. 14.1 Коэффициент подачи компрессора. Все коэффициенты снижения производительности названные в предыдущей лекции могут быть вычислены на основании зависимостей установленных достаточно простым способом...
17759. Проектирование многоступенчатого поршневого компрессора 375.5 KB
  Лекция №16. Проектирование многоступенчатого поршневого компрессора. 16.1 Выбор числа ступеней. При выборе числа ступеней можно находить минимально возможное число ступеней zmin и оптимальное число ступеней zopt. Минимальное число ступеней устанавливается из условия вз...
17760. Дослідження забруднення повітряного середовища робочої зони 260.5 KB
  Лабораторна робота №9 Дослідження забруднення повітряного середовища робочої зони Вступ Лабораторна робота з дослідження забруднення повітряного середовища робочої зони комплексна. До її складу включені: 1. Лабораторна робота з дослідження запиленості по
17761. ПОЖЕЖНА БЕЗПЕКА. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ ПРОЦЕСІВ ГОРІННЯ ТА ВИБУХУ. 428 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 15 ПОЖЕЖНА БЕЗПЕКА Мета роботи допомогти студентам вивчити види пожежної техніки для захисту об'єктів та принципи їх вибору категорії виробництв за вибухопожежонебезпекою та знаки пожежної безпеки. ПОЖЕЖА це неконтрольоване горіння п...