61931

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательные актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»; способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе...

Русский

2014-06-03

32.73 KB

6 чел.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе» (урок закрепления)

Цели:

Образовательные

-актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»;

-способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе;

Развивающие

- способствовать увеличению словарного запаса детей;

- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, сопоставлять языковой материал

- способствовать формированию умения выражать свои мысли и чувства;

Воспитывающие

-способствовать воспитанию через тексты чувства красоты и ценности русского языка, желания его изучать;

-способствовать воспитанию усидчивости, трудолюбия;

-способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: схемы, учебник «русский язык 4кл.»

Ход урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность (ответы) детей

1.Орг. момент

2. Пальчиковая гимнастика

3.Минута

Чистописания

4.Словарно-орфографическая работа

5. Актуализация знаний

6.Целевая установка

7.Упражнения на применение знаний на практике.

8.Физкультминутка

9.Д/З

10.Подведение результатов

Здравствуйте ребята. Меня зовут Мария Георгиевна, сегодня урок у вас  проведу я.

Перед тем как начать работу разомнём свои руки и пальцы.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

Вы должны прописать букву «ц», сочетание «цл» и зашифрованное слово(цирк). Следите за тем, чтобы все элементы вы прописывали правильно .Обратите внимание на петельку у буквы «ц». Ее часто не доводят до конца.

 Учитель ходит по классу и контролирует деятельность детей.

Сейчас проведем словарную работу. Нужен 1 человек, который будет писать слова у доски, а остальные будут работать на местах.

Словарная работа пройдёт немного необычно. Для того чтобы написать словарное слово, вы должны будете его сначала угадать.

1.Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его - резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь? ...

Поставь ударение. Назови орфограмму.

2.Она бывает глубока.

Она бывает и мелка.

Однако, это не река.

Поставь ударение. Назови орфограмму

4.Что за чудо-агрегат. Может делать все подряд - Петь, играть, читать, считать, самым лучшим другом стать.

Поставь ударение. Назови орфограмму

5.Из него вода не пьется, потому что не вкусна – и горька, и солона.

Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает?

Поставь ударение. Назови орфограмму

6.На дороге лежит, под машиной бежит, пока молод — черный, теплый, размягченный, а как постареет — затвердеет и поседеет»

Поставь ударение. Назови орфограмму

7.За словом туда не полезут.

Поставь ударение. Назови орфограмму

8.Что за чудо, что за ящик?

Сам – певец и сам – рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

Поставь ударение. Назови орфограмму

9.Профессия человека разносящего письма и газеты.

Поставь ударение. Назови орфограмму

10.Следующий день, идущий после сегодня.

Поставь ударение. Назови орфограмму

11.Страна, держава.

Поставь ударение. Назови орфограмму

Почетный документ, который вручают за большие достижения.

12.Постановка в театре

Поставь ударение. Назови орфограмму.

Если ученик допускает ошибку, то учитель просит детей помочь.

Ребята, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? (Склонение имён прилагательных во множественном числе).

Для того, чтобы освежить свои знания, выполним след. упражнение.

Прочтите стихотворение: (висит на доске)

«По ста (воздушные) линиям

чертил я небо синее.

Катил путями (трудные),

машинами (попутные),

 ухабами (весенние),

дорогами (шоссейные),

плыл реками (огромные),

мостами и паромами.»

Найдите здесь имена прилагательные. Назовите их. Почему вы решили, что это прилагательные?

Так, кто может сказать, что такое имя прилагательное?

Дайте определение.

Несколько учеников дают определение, а другие помогают, исправляют, если нужно.

Найдите словосочетания, с которыми связано каждое прилагательное, поставьте эти прилагательные в нужной форме.

Например: По ста (воздушные) линиям --˃ по ста воздушным линиям--˃ по воздушным линиям.

Кто нашел первое словосочетание?

Запишите его. Определите число.

Как ты определил число?

Обозначьте окончание прилагательного.

Определите падеж прилагательного.

Как вы определили падеж?

Кто может рассказать правило о том, как определять падеж имён прил-ых.

Несколько учеников рассказывают правило.

Попробуйте определить род этого прилагательного.

Почему?

(аналогичным образом разбирают следующие словосочетания)

Молодцы. А кто может сформулировать правило?

Учитель вывешивает  таблицу:

Имя прилагательное во множественном числе

Падеж – смотри существительное

Род – не изменяется

Я вижу, что вы разобрались в этой теме. А сегодня на уроке мы постараемся закрепить эти знания.

И для начала выполним упр. 72 на стр. 45

Прочитайте.

Синева моря, синее море, море синеет; холодная ночь, к ночи похолодало, холод ночи; желтизна леса, жёлтые листья, листья желтеют; белизна снега, белый снег, белеет снег; свежее утро, свежесть утра, в воздухе посвежело; богатая страна, богатство страны, страна богатеет.

(1 ученик зачитывает условие)

•   Выпишите словосочетания существительных с прилагательными. В скобках укажите род и число имён существительных. Обозначьте окончания имён прилагательных.

•   Просклоняйте словосочетание, в котором имя существительное и имя прилагательное употреблены в форме множественного числа.

Сначала выполним первую часть задания. Его вы выполните самостоятельно в тетрадях. На него вам даю 3 мин. А потом проверим, кто и как справился.

Зачитайте, что у вас получилось.

А сей час выполним вторую часть. Пусть 1 человек выйдет к доске и просклоняет это словосочетание

(1 человек выходит). Какое это словосочетание?

Почему ты так решил?

Запиши и просклоняй его на доске с комментариями, а остальные внимательна слушают и исправляют ошибки, если они будут. Если возникают проблемы, то можно пользоваться таблицей в учебнике или на доске.

И.  кто? что?

к а к [и е]?

Р. кого? чего?

к а к [их]?

Д.   кому? чему?

к а к [им]?

В.  кого? что?

к а к [ие]?

к а к[их]?

Т. кем? чем?

к а к [им и]?

П. о ком? о чём?

о как [их]?

Ученик записывает падеж, ставит вопрос и записывает требуемую форму. Определяет окончания.

Учитель и дети контролируют по ходу деятельности.

Можешь садиться.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем

Для того чтобы вы могли безошибочно употреблять окончания, выполним упр.73

Просмотрите его. Прочтём текст «цепочкой».

О чем идет речь в тексте?

Об игрушках из каких стран говорится?

Это упражнение выполните по вариантам.

1-ый вариант будет работать над первым абзацем, 2-ой над вторым и третьим, а третий вариант над третьим абзацем.

Зачитай, что нужно сделать. Кому не понятно, что нужно сделать? На это задание вам 4 мин.

Проверим, как вы справились.

Дети зачитывают по одному словосочетанию и комментируют его.

Чтобы вы могли уверенно применять свои знания на практике я подготовила вам еще одно задание.

На каждой парте лежат карточки.  Возьмите их. Прочтите, что там написано.  Ваша задача – в течение минуты придумать предложение так, чтобы это словосочетание стояло в форме множественного числа и того падежа, который указан на карточке и записать это предложение. Например. Если написано словосочетание «перелётная птица»., а рядом написано «Р.п., мн.ч»., то можно придумать следующее предложение: «Вчера утром я видел перелётных птиц». На это задание вам ровно 1 мин. Кто будет готов – сигнальте светофорами. Ведите себя тихо и не мешайте остальным.

Молодцы. Вы хорошо справились.

Давайте, повторим правило. Что называется именем прилагательным?

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Как определить падеж имени прил-го?

Теперь я могу быть уверена, что вы усвоили эту тему.

Откройте дневники и запишите Д\З. Стр. 48 упр. 75. Вам нужно его списать и вставить пропущенные буквы.

Есть вопросы по Д\З?

Сегодня я могу отметить следующих уч-ся…

Урок окончен. Можете быть свободны.

Автомобиль

Тарелка

Компьютер

Океан

Асфальт

Карман

Телевизор

Почтальон

Государство

Грамота

Спектакль

Они отвечают на вопросы какой? какая? какие?

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признаки предмета. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Путями трудными

Мн.ч.

Отвечает на вопрос какими? и относится к существительному во мн ч

Путями трудн[ыми]

Т.п.

По существительному

Род определить нельзя.

Прил-ые во мн.ч. изменяются только по падежам.

Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам не изменяются.

Син[ее] море, холодн[ая] ночь, желт[ые] листья, бел[ый] снег.

Желтые листья

Оно относится к слову «листья». Которое стоит во мн.ч. и имеет окончание [ые]

О музее игрушки

О игрушках из арабских стран, из Франции, русские игрушки.

По ста (воздушные) линиям

чертил я небо синее.

Катил путями (трудные),

машинами (попутные),

ухабами (весенние),

дорогами (шоссейные),

плыл реками (огромные),

мостами и паромами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37326. Учет резервов и кассовых операций предприятий 141.43 KB
  В повседневной деятельности организаций может возникать необходимость создания резерва для покрытия предстоящих расходов и платежей. Он создается за счет внутренних ресурсов путем включения в затраты производства или в расходы на продажу в отчетном году.
37327. Якорно-швартовное устройство 4.35 MB
  Якорные цепи от якоря через бортовой клюз, стопор и кулачковый барабан якорной лебёдки проходят в палубный клюз и цепной ящик, где укладывается излишек цепи. Общую длину и калибр якорной цепи определяют также по характеристике якорного снабжения Nc
37328. Технологический процесс изготовления детали “Форсунка” 133.5 KB
  Применяемый на ОАО «КАДВИ» технологический процесс изготовления детали «Форсунка» является вполне современным. Весь технологический процесс механической обработки разработан исходя из получения заготовки методом литья, что определяет выбор технологических баз как для первой...
37329. Таможенная служба Российской Федерации 90 KB
  Большинство законодательных и нормативных актов регулирующих таможенное дело были унифицированы на практике применяются основы таможенных законодательств государств участников СНГ. Созданы представительства таможенной службы России при таможенных службах Белоруссии и Казахстана и Киргизской республикой. Отменены таможенные ограничения во взаимной торговле нет больше необходимости содержать таможенную инфраструктуру ненужными стали почти девять тысяч километров внутренних границ 16 таможен 50 таможенных постов 64 автомобильных и 28...
37331. Аналитическое и табличное представление булевой функции 315.5 KB
  Аналитическое и табличное представление булевой функции. Представление функции в ДНСФ. Минимизация функции по формулам склеивания. Минимизация функции методом Карно.
37332. КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 452 KB
  Как известно музыкальная культура школьника это интегративное свойство личности главнейшими показателями которого являются: музыкальная развитость любовь к музыкальному искусству эмоциональное к нему отношение потребность в различных образцах музыки музыкальная наблюдательность в значении которое придавал этому понятию Б. В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произ ведениями анализируют общий характер настроение музыки значение различных элементов музыкальной речи в их...
37334. Расчёт потребного количества оборудования 263.95 KB
  Степень занятости оборудования обработкой данной детали характеризуется коэффициентом занятости, на величину которого следует корректировать все расчеты для обеспечения их сопоставимости в базовом и проектируемом вариантах.