61931

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательные актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»; способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе...

Русский

2014-06-03

32.73 KB

6 чел.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе» (урок закрепления)

Цели:

Образовательные

-актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»;

-способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе;

Развивающие

- способствовать увеличению словарного запаса детей;

- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, сопоставлять языковой материал

- способствовать формированию умения выражать свои мысли и чувства;

Воспитывающие

-способствовать воспитанию через тексты чувства красоты и ценности русского языка, желания его изучать;

-способствовать воспитанию усидчивости, трудолюбия;

-способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: схемы, учебник «русский язык 4кл.»

Ход урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность (ответы) детей

1.Орг. момент

2. Пальчиковая гимнастика

3.Минута

Чистописания

4.Словарно-орфографическая работа

5. Актуализация знаний

6.Целевая установка

7.Упражнения на применение знаний на практике.

8.Физкультминутка

9.Д/З

10.Подведение результатов

Здравствуйте ребята. Меня зовут Мария Георгиевна, сегодня урок у вас  проведу я.

Перед тем как начать работу разомнём свои руки и пальцы.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

Вы должны прописать букву «ц», сочетание «цл» и зашифрованное слово(цирк). Следите за тем, чтобы все элементы вы прописывали правильно .Обратите внимание на петельку у буквы «ц». Ее часто не доводят до конца.

 Учитель ходит по классу и контролирует деятельность детей.

Сейчас проведем словарную работу. Нужен 1 человек, который будет писать слова у доски, а остальные будут работать на местах.

Словарная работа пройдёт немного необычно. Для того чтобы написать словарное слово, вы должны будете его сначала угадать.

1.Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его - резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь? ...

Поставь ударение. Назови орфограмму.

2.Она бывает глубока.

Она бывает и мелка.

Однако, это не река.

Поставь ударение. Назови орфограмму

4.Что за чудо-агрегат. Может делать все подряд - Петь, играть, читать, считать, самым лучшим другом стать.

Поставь ударение. Назови орфограмму

5.Из него вода не пьется, потому что не вкусна – и горька, и солона.

Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает?

Поставь ударение. Назови орфограмму

6.На дороге лежит, под машиной бежит, пока молод — черный, теплый, размягченный, а как постареет — затвердеет и поседеет»

Поставь ударение. Назови орфограмму

7.За словом туда не полезут.

Поставь ударение. Назови орфограмму

8.Что за чудо, что за ящик?

Сам – певец и сам – рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

Поставь ударение. Назови орфограмму

9.Профессия человека разносящего письма и газеты.

Поставь ударение. Назови орфограмму

10.Следующий день, идущий после сегодня.

Поставь ударение. Назови орфограмму

11.Страна, держава.

Поставь ударение. Назови орфограмму

Почетный документ, который вручают за большие достижения.

12.Постановка в театре

Поставь ударение. Назови орфограмму.

Если ученик допускает ошибку, то учитель просит детей помочь.

Ребята, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? (Склонение имён прилагательных во множественном числе).

Для того, чтобы освежить свои знания, выполним след. упражнение.

Прочтите стихотворение: (висит на доске)

«По ста (воздушные) линиям

чертил я небо синее.

Катил путями (трудные),

машинами (попутные),

 ухабами (весенние),

дорогами (шоссейные),

плыл реками (огромные),

мостами и паромами.»

Найдите здесь имена прилагательные. Назовите их. Почему вы решили, что это прилагательные?

Так, кто может сказать, что такое имя прилагательное?

Дайте определение.

Несколько учеников дают определение, а другие помогают, исправляют, если нужно.

Найдите словосочетания, с которыми связано каждое прилагательное, поставьте эти прилагательные в нужной форме.

Например: По ста (воздушные) линиям --˃ по ста воздушным линиям--˃ по воздушным линиям.

Кто нашел первое словосочетание?

Запишите его. Определите число.

Как ты определил число?

Обозначьте окончание прилагательного.

Определите падеж прилагательного.

Как вы определили падеж?

Кто может рассказать правило о том, как определять падеж имён прил-ых.

Несколько учеников рассказывают правило.

Попробуйте определить род этого прилагательного.

Почему?

(аналогичным образом разбирают следующие словосочетания)

Молодцы. А кто может сформулировать правило?

Учитель вывешивает  таблицу:

Имя прилагательное во множественном числе

Падеж – смотри существительное

Род – не изменяется

Я вижу, что вы разобрались в этой теме. А сегодня на уроке мы постараемся закрепить эти знания.

И для начала выполним упр. 72 на стр. 45

Прочитайте.

Синева моря, синее море, море синеет; холодная ночь, к ночи похолодало, холод ночи; желтизна леса, жёлтые листья, листья желтеют; белизна снега, белый снег, белеет снег; свежее утро, свежесть утра, в воздухе посвежело; богатая страна, богатство страны, страна богатеет.

(1 ученик зачитывает условие)

•   Выпишите словосочетания существительных с прилагательными. В скобках укажите род и число имён существительных. Обозначьте окончания имён прилагательных.

•   Просклоняйте словосочетание, в котором имя существительное и имя прилагательное употреблены в форме множественного числа.

Сначала выполним первую часть задания. Его вы выполните самостоятельно в тетрадях. На него вам даю 3 мин. А потом проверим, кто и как справился.

Зачитайте, что у вас получилось.

А сей час выполним вторую часть. Пусть 1 человек выйдет к доске и просклоняет это словосочетание

(1 человек выходит). Какое это словосочетание?

Почему ты так решил?

Запиши и просклоняй его на доске с комментариями, а остальные внимательна слушают и исправляют ошибки, если они будут. Если возникают проблемы, то можно пользоваться таблицей в учебнике или на доске.

И.  кто? что?

к а к [и е]?

Р. кого? чего?

к а к [их]?

Д.   кому? чему?

к а к [им]?

В.  кого? что?

к а к [ие]?

к а к[их]?

Т. кем? чем?

к а к [им и]?

П. о ком? о чём?

о как [их]?

Ученик записывает падеж, ставит вопрос и записывает требуемую форму. Определяет окончания.

Учитель и дети контролируют по ходу деятельности.

Можешь садиться.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем

Для того чтобы вы могли безошибочно употреблять окончания, выполним упр.73

Просмотрите его. Прочтём текст «цепочкой».

О чем идет речь в тексте?

Об игрушках из каких стран говорится?

Это упражнение выполните по вариантам.

1-ый вариант будет работать над первым абзацем, 2-ой над вторым и третьим, а третий вариант над третьим абзацем.

Зачитай, что нужно сделать. Кому не понятно, что нужно сделать? На это задание вам 4 мин.

Проверим, как вы справились.

Дети зачитывают по одному словосочетанию и комментируют его.

Чтобы вы могли уверенно применять свои знания на практике я подготовила вам еще одно задание.

На каждой парте лежат карточки.  Возьмите их. Прочтите, что там написано.  Ваша задача – в течение минуты придумать предложение так, чтобы это словосочетание стояло в форме множественного числа и того падежа, который указан на карточке и записать это предложение. Например. Если написано словосочетание «перелётная птица»., а рядом написано «Р.п., мн.ч»., то можно придумать следующее предложение: «Вчера утром я видел перелётных птиц». На это задание вам ровно 1 мин. Кто будет готов – сигнальте светофорами. Ведите себя тихо и не мешайте остальным.

Молодцы. Вы хорошо справились.

Давайте, повторим правило. Что называется именем прилагательным?

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Как определить падеж имени прил-го?

Теперь я могу быть уверена, что вы усвоили эту тему.

Откройте дневники и запишите Д\З. Стр. 48 упр. 75. Вам нужно его списать и вставить пропущенные буквы.

Есть вопросы по Д\З?

Сегодня я могу отметить следующих уч-ся…

Урок окончен. Можете быть свободны.

Автомобиль

Тарелка

Компьютер

Океан

Асфальт

Карман

Телевизор

Почтальон

Государство

Грамота

Спектакль

Они отвечают на вопросы какой? какая? какие?

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признаки предмета. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Путями трудными

Мн.ч.

Отвечает на вопрос какими? и относится к существительному во мн ч

Путями трудн[ыми]

Т.п.

По существительному

Род определить нельзя.

Прил-ые во мн.ч. изменяются только по падежам.

Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам не изменяются.

Син[ее] море, холодн[ая] ночь, желт[ые] листья, бел[ый] снег.

Желтые листья

Оно относится к слову «листья». Которое стоит во мн.ч. и имеет окончание [ые]

О музее игрушки

О игрушках из арабских стран, из Франции, русские игрушки.

По ста (воздушные) линиям

чертил я небо синее.

Катил путями (трудные),

машинами (попутные),

ухабами (весенние),

дорогами (шоссейные),

плыл реками (огромные),

мостами и паромами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11805. Исследование инвертирующего операционного усилителя 196.5 KB
  Лабораторная работа №5 Исследование инвертирующего операционного усилителя Цель работы: Изучение основных параметров и характеристик операционного усилителя изучение и исследование инвертирующего каскада на операционном усилителе. Схема установки ...
11806. Изучение процесса вулканизации 481.5 KB
  Лабораторная работа № Изучение процесса вулканизации Цель работы Изучить процесс вулканизации определить температурный коэффициент вулканизации по физикомеханическим показателям и оптимальное время вулканизации. Теоретическая часть Вулканизация ...
11807. ВИЗНАЧЕННЯ ГРАНУЛОМЕТРИЧНОГО СКЛАДУ ГРУНТУ (ПОЛЬОВИЙ МЕТОД) 66.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА ВИЗНАЧЕННЯ ГРАНУЛОМЕТРИЧНОГО СКЛАДУ ГРУНТУ ПОЛЬОВИЙ МЕТОД Гранулометричним складом ґрунту називають відносну місткість в них частинок різної крупності. Гранулометричний склад ґрунту дозволяє визначати будівельні властивості ґрунту. Визначаю...
11808. Изготовление резиновой смеси 210 KB
  Лабораторная работа № Изготовление резиновой смеси Цели работы Изготовление резиновой смеси по имеющемуся рецепту. Теоретическая часть Изготовление резиновых смесей является одним из основных процессов резинового производства от качественного провед...
11809. Процесс каландрования резиновых смесей 384.5 KB
  Лабораторная работа № Процесс каландрования резиновых смесей Цели работы Определение влияния типа наполнителя и размера калибрующего зазора на усадку. Теоретическая часть Каландрование это процесс непрерывного формовании разогретой резиновой смеси
11810. ВИЗНАЧЕННЯ ТИПУ ГЛИНИСТОГО ГРУНТУ 236 KB
  ВИЗНАЧЕННЯ ТИПУ ГЛИНИСТОГО ГРУНТУ Глинисті ґрунти складаються з дуже маленьких часточок менше 0005 мм які зазвичай мають лускоподібну форму. На відміну від піщаних ґрунтів глини мають велику поверхню часточок які вбирають вологу. Глинисті ґрунти мають властивість
11811. ИССЛЕДОВАНИЕ КВАНТОВОЙ ПРИРОДЫ СВЕТА 142.5 KB
  Лабораторная работа 1 по курсу КСЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КВАНТОВОЙ ПРИРОДЫ СВЕТА Цель работы: Исследовать квантовые свойства света и построить график зависимости фототока от напряжения. Приборы и принадлежности: источник питания ИПС106 стенд с объектами исследования С3...
11812. Определение параметров солнечного ветра и его влияния на магнитосферу Земли 973.5 KB
  Лабораторная работа № 2 по курсу КСЕ Определение параметров солнечного ветра и его влияния на магнитосферу Земли Цель работы: ознакомиться со структурой межпланетного магнитного поля и геомагнитосферы; определить радиальную скорость распространения выб
11813. ВИЗНАЧЕННЯ КУТА ПРИРОДНЬОГО УХИЛУ ГРУНТУ 58 KB
  ВИЗНАЧЕННЯ КУТА ПРИРОДНЬОГО УХИЛУ ГРУНТУ Кутом природного ухилу α називають такий максимальний кут між горизонтом і поверхнею вільного ґрунту при якому ґрунт ще зберігає рівновагу. Зчеплення α для сухих ґрунтів в рихлому стані майже співпадає з кутом внутрішнього ...