61931

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательные актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»; способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе...

Русский

2014-06-03

32.73 KB

6 чел.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе» (урок закрепления)

Цели:

Образовательные

-актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»;

-способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе;

Развивающие

- способствовать увеличению словарного запаса детей;

- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, сопоставлять языковой материал

- способствовать формированию умения выражать свои мысли и чувства;

Воспитывающие

-способствовать воспитанию через тексты чувства красоты и ценности русского языка, желания его изучать;

-способствовать воспитанию усидчивости, трудолюбия;

-способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: схемы, учебник «русский язык 4кл.»

Ход урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность (ответы) детей

1.Орг. момент

2. Пальчиковая гимнастика

3.Минута

Чистописания

4.Словарно-орфографическая работа

5. Актуализация знаний

6.Целевая установка

7.Упражнения на применение знаний на практике.

8.Физкультминутка

9.Д/З

10.Подведение результатов

Здравствуйте ребята. Меня зовут Мария Георгиевна, сегодня урок у вас  проведу я.

Перед тем как начать работу разомнём свои руки и пальцы.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

Вы должны прописать букву «ц», сочетание «цл» и зашифрованное слово(цирк). Следите за тем, чтобы все элементы вы прописывали правильно .Обратите внимание на петельку у буквы «ц». Ее часто не доводят до конца.

 Учитель ходит по классу и контролирует деятельность детей.

Сейчас проведем словарную работу. Нужен 1 человек, который будет писать слова у доски, а остальные будут работать на местах.

Словарная работа пройдёт немного необычно. Для того чтобы написать словарное слово, вы должны будете его сначала угадать.

1.Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его - резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь? ...

Поставь ударение. Назови орфограмму.

2.Она бывает глубока.

Она бывает и мелка.

Однако, это не река.

Поставь ударение. Назови орфограмму

4.Что за чудо-агрегат. Может делать все подряд - Петь, играть, читать, считать, самым лучшим другом стать.

Поставь ударение. Назови орфограмму

5.Из него вода не пьется, потому что не вкусна – и горька, и солона.

Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает?

Поставь ударение. Назови орфограмму

6.На дороге лежит, под машиной бежит, пока молод — черный, теплый, размягченный, а как постареет — затвердеет и поседеет»

Поставь ударение. Назови орфограмму

7.За словом туда не полезут.

Поставь ударение. Назови орфограмму

8.Что за чудо, что за ящик?

Сам – певец и сам – рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

Поставь ударение. Назови орфограмму

9.Профессия человека разносящего письма и газеты.

Поставь ударение. Назови орфограмму

10.Следующий день, идущий после сегодня.

Поставь ударение. Назови орфограмму

11.Страна, держава.

Поставь ударение. Назови орфограмму

Почетный документ, который вручают за большие достижения.

12.Постановка в театре

Поставь ударение. Назови орфограмму.

Если ученик допускает ошибку, то учитель просит детей помочь.

Ребята, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? (Склонение имён прилагательных во множественном числе).

Для того, чтобы освежить свои знания, выполним след. упражнение.

Прочтите стихотворение: (висит на доске)

«По ста (воздушные) линиям

чертил я небо синее.

Катил путями (трудные),

машинами (попутные),

 ухабами (весенние),

дорогами (шоссейные),

плыл реками (огромные),

мостами и паромами.»

Найдите здесь имена прилагательные. Назовите их. Почему вы решили, что это прилагательные?

Так, кто может сказать, что такое имя прилагательное?

Дайте определение.

Несколько учеников дают определение, а другие помогают, исправляют, если нужно.

Найдите словосочетания, с которыми связано каждое прилагательное, поставьте эти прилагательные в нужной форме.

Например: По ста (воздушные) линиям --˃ по ста воздушным линиям--˃ по воздушным линиям.

Кто нашел первое словосочетание?

Запишите его. Определите число.

Как ты определил число?

Обозначьте окончание прилагательного.

Определите падеж прилагательного.

Как вы определили падеж?

Кто может рассказать правило о том, как определять падеж имён прил-ых.

Несколько учеников рассказывают правило.

Попробуйте определить род этого прилагательного.

Почему?

(аналогичным образом разбирают следующие словосочетания)

Молодцы. А кто может сформулировать правило?

Учитель вывешивает  таблицу:

Имя прилагательное во множественном числе

Падеж – смотри существительное

Род – не изменяется

Я вижу, что вы разобрались в этой теме. А сегодня на уроке мы постараемся закрепить эти знания.

И для начала выполним упр. 72 на стр. 45

Прочитайте.

Синева моря, синее море, море синеет; холодная ночь, к ночи похолодало, холод ночи; желтизна леса, жёлтые листья, листья желтеют; белизна снега, белый снег, белеет снег; свежее утро, свежесть утра, в воздухе посвежело; богатая страна, богатство страны, страна богатеет.

(1 ученик зачитывает условие)

•   Выпишите словосочетания существительных с прилагательными. В скобках укажите род и число имён существительных. Обозначьте окончания имён прилагательных.

•   Просклоняйте словосочетание, в котором имя существительное и имя прилагательное употреблены в форме множественного числа.

Сначала выполним первую часть задания. Его вы выполните самостоятельно в тетрадях. На него вам даю 3 мин. А потом проверим, кто и как справился.

Зачитайте, что у вас получилось.

А сей час выполним вторую часть. Пусть 1 человек выйдет к доске и просклоняет это словосочетание

(1 человек выходит). Какое это словосочетание?

Почему ты так решил?

Запиши и просклоняй его на доске с комментариями, а остальные внимательна слушают и исправляют ошибки, если они будут. Если возникают проблемы, то можно пользоваться таблицей в учебнике или на доске.

И.  кто? что?

к а к [и е]?

Р. кого? чего?

к а к [их]?

Д.   кому? чему?

к а к [им]?

В.  кого? что?

к а к [ие]?

к а к[их]?

Т. кем? чем?

к а к [им и]?

П. о ком? о чём?

о как [их]?

Ученик записывает падеж, ставит вопрос и записывает требуемую форму. Определяет окончания.

Учитель и дети контролируют по ходу деятельности.

Можешь садиться.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем

Для того чтобы вы могли безошибочно употреблять окончания, выполним упр.73

Просмотрите его. Прочтём текст «цепочкой».

О чем идет речь в тексте?

Об игрушках из каких стран говорится?

Это упражнение выполните по вариантам.

1-ый вариант будет работать над первым абзацем, 2-ой над вторым и третьим, а третий вариант над третьим абзацем.

Зачитай, что нужно сделать. Кому не понятно, что нужно сделать? На это задание вам 4 мин.

Проверим, как вы справились.

Дети зачитывают по одному словосочетанию и комментируют его.

Чтобы вы могли уверенно применять свои знания на практике я подготовила вам еще одно задание.

На каждой парте лежат карточки.  Возьмите их. Прочтите, что там написано.  Ваша задача – в течение минуты придумать предложение так, чтобы это словосочетание стояло в форме множественного числа и того падежа, который указан на карточке и записать это предложение. Например. Если написано словосочетание «перелётная птица»., а рядом написано «Р.п., мн.ч»., то можно придумать следующее предложение: «Вчера утром я видел перелётных птиц». На это задание вам ровно 1 мин. Кто будет готов – сигнальте светофорами. Ведите себя тихо и не мешайте остальным.

Молодцы. Вы хорошо справились.

Давайте, повторим правило. Что называется именем прилагательным?

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Как определить падеж имени прил-го?

Теперь я могу быть уверена, что вы усвоили эту тему.

Откройте дневники и запишите Д\З. Стр. 48 упр. 75. Вам нужно его списать и вставить пропущенные буквы.

Есть вопросы по Д\З?

Сегодня я могу отметить следующих уч-ся…

Урок окончен. Можете быть свободны.

Автомобиль

Тарелка

Компьютер

Океан

Асфальт

Карман

Телевизор

Почтальон

Государство

Грамота

Спектакль

Они отвечают на вопросы какой? какая? какие?

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признаки предмета. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Путями трудными

Мн.ч.

Отвечает на вопрос какими? и относится к существительному во мн ч

Путями трудн[ыми]

Т.п.

По существительному

Род определить нельзя.

Прил-ые во мн.ч. изменяются только по падежам.

Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам не изменяются.

Син[ее] море, холодн[ая] ночь, желт[ые] листья, бел[ый] снег.

Желтые листья

Оно относится к слову «листья». Которое стоит во мн.ч. и имеет окончание [ые]

О музее игрушки

О игрушках из арабских стран, из Франции, русские игрушки.

По ста (воздушные) линиям

чертил я небо синее.

Катил путями (трудные),

машинами (попутные),

ухабами (весенние),

дорогами (шоссейные),

плыл реками (огромные),

мостами и паромами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21452. Линейные неоднородные дифференциальные уравнения 256.5 KB
  Линейные неоднородные дифференциальные уравнения. Будем рассматривать линейные неоднородные уравнения вида 1 Это уравнение сохраняя прежние обозначения запишем в виде Если при в уравнении 1 все коэффициенты и правая часть fx непрерывны то оно имеет единственное решение удовлетворяющее условиям где любые действительные числа а любая точка интервала . Действительно правая часть уравнения 1 В окрестности рассматриваемых...
21453. Комплексные числа. Комплексные числа являются естественным обобщением понятия вещественных чисел 392 KB
  Комплексные числа. Комплексные числа являются естественным обобщением понятия вещественных чисел. При этом числа x и y называются вещественной и мнимой частями соответственного комплексного числа z. Два комплексных числа и считаются равными между собой тогда и только тогда когда равны их вещественные и мнимые части т.
21454. Линейные однородные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами 234 KB
  Линейные однородные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Оператор L можно представить в следующем виде 1б где корни характеристического уравнения 4 их кратности. При n=2 имеем причем где корни характеристического уравнения Далее Пусть теперь при некотором: где мы...
21455. Системы линейных дифференциальных уравнений 293 KB
  Системы линейных дифференциальных уравнений. Напомним что достаточными условиями существования и единственности решения системы обыкновенных дифференциальных уравнений 1 удовлетворяющего начальным условиям 2 являются: непрерывность всех функций в окрестности начальных значений; выполнение условия Липшица для всех...
21456. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами 282 KB
  Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Итак общее решение однородной системы 1 имеет вид 6 причем векторы 7 частные решения системы 1 которые могут быть получены следующим образом. Итак решения линейно...
21457. Матричная экспонента 394 KB
  а матрица j й столбец которой есть решение системы 1а с начальными условиями т. матрица имеет вид и удовлетворяет уравнению Тогда вектор t решение системы 1а с начальным условием может быть записан в виде т. Запишем теперь jе решение уравнения 1а удовлетворяющее начальному условию где диагональная матрица вектор столбец коэффициентов и положим где матрица коэффициентов . Теперь окончательно имеем...
21458. Спектральные приборы 519 KB
  различаются методами спектрометрии приёмниками излучения исследуемым рабочим диапазоном длин волн и др. Форма отверстия в равномерно освещенном экране 1 соответствует функции f описывающей исследуемый спектр распределение энергии излучения по длинам волн . группа 2 информация об исследуемом спектре получается путём одновременной регистрации без сканирования по  несколлькими приёмниками потоков излучения разных длин волн    .
21459. Управление света светом 870.5 KB
  ставит очень амбициозную задачу создание устройств выполняющих функции управления характеристиками оптического излучения с помощью другого оптического излучения. Предлагается воспользоваться свойствами поляризованного электромагнитного оптического излучения а именно использовать эффект оптического гашения который описан например в [3]. 1 Если четвертьволновую пластинку P1 установить так чтобы её быстрая ось была ориентирована под углом к оси OX то для излучения прошедшего через пластинку P1 получим = 1 = . 2 Согласно [4]...
21460. Применение лазерного излучения для управления движением атомами и ионами 789.5 KB
  Этот эффект называется охлаждением атомов давлением лазерного излучения. Методы позволяющие с помощью лазерного излучения охлаждать атомы основаны на эффекте вязкой жидкости оптическая патока в которой атомы медленно перемещаются. При охлаждении вещества его энергия и энтропия понижаются поэтому процесс охлаждения возможен если энергия и энтропия излучения после взаимодействия с веществом повышаются.