61936

Народная праздничная одежда

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...

Русский

2014-06-03

19.59 KB

4 чел.

Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке в начальной школе по теме: "Народная праздничная одежда"

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма; формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

Развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству и бережному отношению к предметам старины.

Оборудование:

для учителя: иллюстрации с изображением интерьера русской избы, ярмарки, одежды, её элементов и примеры украшения костюма; репродукции картин русского художника Б.Кустодиева (“Ярмарка”, “Балаганы”).

Музыка (русские напевные мелодии).

Для учащихся: бумага, любые живописные материалы.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

4. Частушка – как жанр русского фольклора.

5. Выступление учащихся.

6. Практическая работа учащихся.

7. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока

Учитель: – Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.

3. Рассказ учителя и беседа с учениками

Учитель: – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.

В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.

А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.

Учитель: – Какие простые имена вы можете назвать?

Ответ: – Машенька, Дуняша, Аленушка…

Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды.

И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.

А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее.

По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

Вопрос: – Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм?

(Ответ:  – Сарафан, передник, пояс…).

Учитель:  – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.

Учитель: – А сейчас давайте подробнее рассмотрим – как выглядит русская народная одежда и познакомимся с девушками – мастерицами.

Нюрочка.

Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.

Это Настенька.

Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.

Дуняша.

Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.

Вот какие раньше были мастерицы!

4. Частушка –  как жанр русского фольклора

Учитель:  – Ученики вашего класса подготовили небольшое выступление, которое поднимет вам настроение перед практическим заданием. Они споют частушки.

Частушка, припевка, коротушка – жанр русского фольклора, сложившийся в 70-е XIX века. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, “сборные” хороводные песни, скоморшные прибаутки.

Частушкам свойственны злободневность тематики, неожиданные сравнения, рифма, напевно-речитативный тип мелодии. Частушки поются в сопровождении балалайки, жалейки, гармошки, под пляску.

Частушечные куплеты и в наше время горячо любимы и популярны. Веселые, задорные, легко запоминающиеся, содержащие юмористические сцены и комические ситуации, по-дружески сатирические, они всегда привлекают внимание, оживляют любые праздники и концерты.

Выступление учащихся:

Под музыку частушечных напевов.

1-й уч-к:

У тверских мужиков

Сапоги семи пудов.

На вечёрочку идут,

Сапоги с собой несут.

2-й уч-к:

У меня на голове

Красненький платочек.

Лапти новые сплела,

Юбочка в цветочек.

3-й уч-к:

Я скажу вам без обмана:

Лучше нету сарафана.

Мне сказала тетя Настя:

Сарафан приносит счастье.

4-й уч-к:

Я парнишка озорной,

Я в рубахе расписной,

Шляпу до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.

Все вместе:

Ой, ребята и подружки,

Мы пропели вам частушки,

Вместе с нами повторите,

Нам наряды распишите,

Чтобы были разные:

Синие и красные.

Не забудьте про зеленый,

Чтобы был наряд веселый!

5. Практическая работа учащихся

Учитель:  – Вам предстоит выполнить рисунок русского народного костюма – мужского или женского – по выбору.

Вспомните, что я вам сейчас рассказала и используйте это в своих работах.

6. Итог урока

Закрепление знаний:

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?

– Какой цвет особенно любили на Руси?

– Какими головными уборами украшали голову?

Отметить лучшие работы детей.

Используемая литература:

1. Альбомы по изобразительному искусству.

2. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М,:

3. Изобразительное искусство.-1991.

4. Русский костюм. Авт.-сост. Л. Полилина. – М,: Дрофа.-1997.

5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. – М.:Владос-1998.

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М,: Просвещение.-1974.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32809. Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм 14.27 KB
  Канта: субъективный идеализм и агностицизм. Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант 1724 – 1804 гг. Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов: Что я могу знатьЧто я должен делатьНа что я могу надеятьсяЧто есть человек. В творчестве Канта принято выделять 2 периода: 1 докритический до 70х гг.
32810. Философия Гегеля: абсолютный идеализм и диалектика 14.28 KB
  Диалектика в творчестве Гегеля – это теория развития всего сущего и метод познания действительности. В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней развиваясь от простого к сложному от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития – абсолютный дух. Причем философия означает завершение итог развития Абсолютной идеи: по определению Гегеля философия – это духовная квинтэссенция эпохи самосознание эпохи.
32811. Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства 15.47 KB
  Основным предметом философского анализа Фейербах считал проблему человека и рассматривал ее с материалистических позиций. Фейербах рассматривает человека как природное живое существо. Философ подчеркивал тесное единство человека и окружающей его природы. Посредством человека природа познает саму себя.
32812. Условия возникновения и основные положения маркистской философии 15.99 KB
  Возникновение марксизма явилось закономерным результатом общественноисторического прогресса а также развития научной и философской мысли. – это период развития капиталистических отношений в Западной Европе. В этих условиях Маркс и Энгельс пришли к выводу о необходимости научного исследования законов общественного развития и создания на их основе теории указывающей пути и средства освободительной борьбы обосновывающей неизбежность перехода от капитализма к новому этапу развития общества. Дарвина явилась естественнонаучным основанием идеи...
32813. Этапы развития русской философии, её основные черты 15.04 KB
  Этапы развития русской философии её основные черты. Основные этапы развития русской философии совпадают с этапами развития истории России. развитие русской философии неразрывно связано с социальнополитическими событиями с особенностями социальноисторического процесса в России. Этапы развития русской философии.
32814. П.Я. Чаадаев – первый русский философ. Западники и славянофилы. «Русская идея» 15.9 KB
  Русская идея. Основная идея гносеологии Чаадаева – объективная обусловленность сознания. Идея соборности является центральной в его учении и обозначал свободное объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу. Русская идея и ее современное звучание.
32815. Русская религиозная философия 2-й половины 19-20 веков. «философия всеединства» В.Соловьева 14.74 KB
  философия всеединства В. Центральной идеей русской религиозной философии выступает идея всеединства которая стала основанием для формирования целого философского направления – метафизики всеединства. философия всеединства оформилась в последней четверти ХIХ века Ее основоположником является В. Соловьев 1853 – 1900 который в своем философском труде Кризис западной философии против позитивистов наметил основную проблематику концепции всеединства.
32816. Философия русского космизма 14.01 KB
  Основные проблемы космизма: единство человека природы и космоса; место разума во Вселенной развитие космонавтики новая космическая этика и др. Философия общего дела представляет собой проект регуляции природы обращенный на преобразование мира. Регуляция природы мыслится им как принципиально новый сознательный этап развития мира и всего космоса. Проект регуляции природы для него есть только необходимое условие исполнения высшего нравственного долга победы над смертью.
32817. Материалистическая (революционно-демократическая) традиция русской философии 14.08 KB
  Ленина 1870 – 1924 гг. Ленин продолжает марксистскую традицию в философии развивает учение Маркса применительно к новому этапу научного и социальнополитического развития. Основной философский труд Ленина – Материализм и эмпириокритицизм. Ленин дал глубокий анализ новых достижений естествознания с позиций диалектического материализма и изложил основные принципы диалектикоматериалистической теории познания.