61936

Народная праздничная одежда

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...

Русский

2014-06-03

19.59 KB

4 чел.

Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке в начальной школе по теме: "Народная праздничная одежда"

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма; формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

Развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству и бережному отношению к предметам старины.

Оборудование:

для учителя: иллюстрации с изображением интерьера русской избы, ярмарки, одежды, её элементов и примеры украшения костюма; репродукции картин русского художника Б.Кустодиева (“Ярмарка”, “Балаганы”).

Музыка (русские напевные мелодии).

Для учащихся: бумага, любые живописные материалы.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

4. Частушка – как жанр русского фольклора.

5. Выступление учащихся.

6. Практическая работа учащихся.

7. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока

Учитель: – Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.

3. Рассказ учителя и беседа с учениками

Учитель: – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.

В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.

А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.

Учитель: – Какие простые имена вы можете назвать?

Ответ: – Машенька, Дуняша, Аленушка…

Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды.

И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.

А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее.

По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

Вопрос: – Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм?

(Ответ:  – Сарафан, передник, пояс…).

Учитель:  – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.

Учитель: – А сейчас давайте подробнее рассмотрим – как выглядит русская народная одежда и познакомимся с девушками – мастерицами.

Нюрочка.

Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.

Это Настенька.

Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.

Дуняша.

Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.

Вот какие раньше были мастерицы!

4. Частушка –  как жанр русского фольклора

Учитель:  – Ученики вашего класса подготовили небольшое выступление, которое поднимет вам настроение перед практическим заданием. Они споют частушки.

Частушка, припевка, коротушка – жанр русского фольклора, сложившийся в 70-е XIX века. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, “сборные” хороводные песни, скоморшные прибаутки.

Частушкам свойственны злободневность тематики, неожиданные сравнения, рифма, напевно-речитативный тип мелодии. Частушки поются в сопровождении балалайки, жалейки, гармошки, под пляску.

Частушечные куплеты и в наше время горячо любимы и популярны. Веселые, задорные, легко запоминающиеся, содержащие юмористические сцены и комические ситуации, по-дружески сатирические, они всегда привлекают внимание, оживляют любые праздники и концерты.

Выступление учащихся:

Под музыку частушечных напевов.

1-й уч-к:

У тверских мужиков

Сапоги семи пудов.

На вечёрочку идут,

Сапоги с собой несут.

2-й уч-к:

У меня на голове

Красненький платочек.

Лапти новые сплела,

Юбочка в цветочек.

3-й уч-к:

Я скажу вам без обмана:

Лучше нету сарафана.

Мне сказала тетя Настя:

Сарафан приносит счастье.

4-й уч-к:

Я парнишка озорной,

Я в рубахе расписной,

Шляпу до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.

Все вместе:

Ой, ребята и подружки,

Мы пропели вам частушки,

Вместе с нами повторите,

Нам наряды распишите,

Чтобы были разные:

Синие и красные.

Не забудьте про зеленый,

Чтобы был наряд веселый!

5. Практическая работа учащихся

Учитель:  – Вам предстоит выполнить рисунок русского народного костюма – мужского или женского – по выбору.

Вспомните, что я вам сейчас рассказала и используйте это в своих работах.

6. Итог урока

Закрепление знаний:

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?

– Какой цвет особенно любили на Руси?

– Какими головными уборами украшали голову?

Отметить лучшие работы детей.

Используемая литература:

1. Альбомы по изобразительному искусству.

2. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М,:

3. Изобразительное искусство.-1991.

4. Русский костюм. Авт.-сост. Л. Полилина. – М,: Дрофа.-1997.

5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. – М.:Владос-1998.

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М,: Просвещение.-1974.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10502. Фізичні і хімічні явища. Хімічні реакції 74 KB
  Тема: Фізичні і хімічні явища. Хімічні реакції. Навчальна мета: сформувати поняття про фізичні та хімічні явища їх відмінності, розглянути зовнішні ефекти що супроводжують хімічні реакції визначити умови виникнення та перебігу хімічних реакцій, розкрити значення хім
10503. Кристалічні гратки. Атомні, молекулярні та йонні кристали 57 KB
  Тема: Кристалічні гратки. Атомні молекулярні та йонні кристали. Мета: визначити особливості будови твердих речовин та встановити залежність властивостей речовин від їхньої будови. Тип уроку: комбінований. Обладнання: періодична система хімічних елементів Д. І. Менде...
10504. Хімічний звязок та будова у неорганічних речовинах 100.5 KB
  Тема: Хімічний зв’язок та будова у неорганічних речовинах. Тип уроку: уроклекція. Навчальна мета: Узагальнити та систематизувати знання учнів про хімічний зв’язок, характеризувати взаємозв’язки між складом будовою і властивостями речовин, виробити вм...
10505. Хімічні властивості металів 68 KB
  Тема: Хімічні властивості металів. Навчальна мета: вивчити загальні хімічні властивості металів взаємодію їх з киснем галогенами сіркою кислотами солями розглянути хімічну активність металів та відповідно їх відновні властивості повторити окисно відновні реакці...
10506. Хімічні властивості алкенів: повне і часткове окиснення, приєднання Н2, Gal, НGal, полімеризація. Правило Марковнікова. Механізм реакції приєднання за подвійним зв’язком 38.5 KB
  Тема: Хімічні властивості алкенів: повне і часткове окиснення приєднання Н2 Gal НGal полімеризація. Правило Марковнікова. Механізм реакції приєднання за подвійним зв’язком. Навчальна мета: ознайомити з хімічними властивостями алкенів; розкрити механізм реакції приєднан...
10507. Хімічні властивості основ. Реакція нейтралізації 57.5 KB
  Тема: Хімічні властивості основ. Реакція нейтралізації. Навчальна мета: вивчити хімічні властивості основ лугів і нерозчинних у воді основ порівняти їх поглибити знання про індикатори і їх застосування визначити суть реакції нейтралізації. Виховна мета: виховуват...
10508. Хімічні властивості спиртів 48.5 KB
  Тема:Хімічні властивості спиртів. Навчальна мета: розглянути хімічні властивості спиртів визначити вплив функціональної групи спиртів на їхні хімічні властивості поглибити знання про хімічні властивості органічних речовин, порівняти властивості одноатомних і бага
10509. Основы работы с базой данных. Продолжение изучения теоретических основ PHP и MySQL 2.12 MB
  Основы работы с базой данных. Продолжение изучения теоретических основ PHP и MySQL. Раздел Введение Цель: Что такое База Данных БД. Как устроены базы данных и как они хранятся на сервере. Пример использования баз данных на реальном сайте. Какую...
10510. Краткий справочник по языку РНР 177 KB
  Краткий справочник по языку РНР Это приложение не имеет целью копировать Руководство по использованию РНР которое вы можете найти в Интернете по адресу: Руководство содержит предназначенные для пользователя комментарии и примеры программ. Приложение представляет с...