61936

Народная праздничная одежда

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...

Русский

2014-06-03

19.59 KB

4 чел.

Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке в начальной школе по теме: "Народная праздничная одежда"

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма; формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

Развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству и бережному отношению к предметам старины.

Оборудование:

для учителя: иллюстрации с изображением интерьера русской избы, ярмарки, одежды, её элементов и примеры украшения костюма; репродукции картин русского художника Б.Кустодиева (“Ярмарка”, “Балаганы”).

Музыка (русские напевные мелодии).

Для учащихся: бумага, любые живописные материалы.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

4. Частушка – как жанр русского фольклора.

5. Выступление учащихся.

6. Практическая работа учащихся.

7. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока

Учитель: – Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.

3. Рассказ учителя и беседа с учениками

Учитель: – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.

В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.

А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.

Учитель: – Какие простые имена вы можете назвать?

Ответ: – Машенька, Дуняша, Аленушка…

Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды.

И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.

А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее.

По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

Вопрос: – Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм?

(Ответ:  – Сарафан, передник, пояс…).

Учитель:  – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.

Учитель: – А сейчас давайте подробнее рассмотрим – как выглядит русская народная одежда и познакомимся с девушками – мастерицами.

Нюрочка.

Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.

Это Настенька.

Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.

Дуняша.

Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.

Вот какие раньше были мастерицы!

4. Частушка –  как жанр русского фольклора

Учитель:  – Ученики вашего класса подготовили небольшое выступление, которое поднимет вам настроение перед практическим заданием. Они споют частушки.

Частушка, припевка, коротушка – жанр русского фольклора, сложившийся в 70-е XIX века. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, “сборные” хороводные песни, скоморшные прибаутки.

Частушкам свойственны злободневность тематики, неожиданные сравнения, рифма, напевно-речитативный тип мелодии. Частушки поются в сопровождении балалайки, жалейки, гармошки, под пляску.

Частушечные куплеты и в наше время горячо любимы и популярны. Веселые, задорные, легко запоминающиеся, содержащие юмористические сцены и комические ситуации, по-дружески сатирические, они всегда привлекают внимание, оживляют любые праздники и концерты.

Выступление учащихся:

Под музыку частушечных напевов.

1-й уч-к:

У тверских мужиков

Сапоги семи пудов.

На вечёрочку идут,

Сапоги с собой несут.

2-й уч-к:

У меня на голове

Красненький платочек.

Лапти новые сплела,

Юбочка в цветочек.

3-й уч-к:

Я скажу вам без обмана:

Лучше нету сарафана.

Мне сказала тетя Настя:

Сарафан приносит счастье.

4-й уч-к:

Я парнишка озорной,

Я в рубахе расписной,

Шляпу до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.

Все вместе:

Ой, ребята и подружки,

Мы пропели вам частушки,

Вместе с нами повторите,

Нам наряды распишите,

Чтобы были разные:

Синие и красные.

Не забудьте про зеленый,

Чтобы был наряд веселый!

5. Практическая работа учащихся

Учитель:  – Вам предстоит выполнить рисунок русского народного костюма – мужского или женского – по выбору.

Вспомните, что я вам сейчас рассказала и используйте это в своих работах.

6. Итог урока

Закрепление знаний:

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?

– Какой цвет особенно любили на Руси?

– Какими головными уборами украшали голову?

Отметить лучшие работы детей.

Используемая литература:

1. Альбомы по изобразительному искусству.

2. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М,:

3. Изобразительное искусство.-1991.

4. Русский костюм. Авт.-сост. Л. Полилина. – М,: Дрофа.-1997.

5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. – М.:Владос-1998.

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М,: Просвещение.-1974.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19708. Толстовство 30 KB
  Толстовство Толстовство группа синкретических сект христианского происхождения. Зародилась в конце 80х годов XIX в. в русской крестьянской среде под влиянием идей духоборчества и учений Л. Н. Толстого. Окончательно сформировалась в начале XX в. Толстовство возникло в Р
19709. Позднее творчество Толстого 49 KB
  Позднее творчество Толстого. К концу 70х началу 80х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патри
19710. Роман «Воскресенье»: проблематика, поэтика 38.5 KB
  Роман Воскресенье: проблематика поэтика. Роман Воскресение сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом А. Ф. Кони создавался в течение десяти лет. За это время Толстым был накоплен огромный материал связанный с деятельностью революционеров. В эти го
19711. Творческий путь Чехова 26 KB
  Творческий путь Чехова. Став студентом медицинского факультета Московского университета Чехов выступал под различными псевдонимами. Чехов уже с 1880 г. начал помещать рассказы фельетоны юморески мелочишки под псевдонимом Антоша Чехонте или его вариантами или сов...
19712. Жанр рассказа в творчестве Чехова 30.5 KB
  Жанр рассказа в творчестве Чехова. Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман ибо в нем достаточно материала для романа....
19713. Cвоеобразие Чеховских пьес 32 KB
  Cвоеобразие Чеховских пьес На первый взгляд драматургия Чехова представляет собою какойто исторический парадокс. Прежде всего в драматургии Чехова отсутствует сквозное действие ключевое событие организующее сюжетное единство классической драмы. Драма при э...
19714. Александр Борисович и Николай Семёнович Лесков 55.59 KB
  Александр Борисович История одного города. Роман. СЩ романист или нет Репутация представление о художественности поэтике писателя. СЩ очень хорошо описывает страшное. Описывает пороки личности и обществ жизни. СЩ: обстоятельства жизни делающие её не совсе
19715. Роман «Идиот» 81.92 KB
  Роман Идиот Написан полностью за границей один из самых амбициозных романов Дост. Роман о положительно прекрасном человеке о новом пришествии Христа Дост скм называет героя романа князь Христос. Дост кроме самого Христа вдохновлоялся картиной Гольбейна. Копия...
19716. Братья Карамазовы 79.39 KB
  Братья Карамазовы. Центральное место в романе отцеубийство избавленное от психологических обоснований. Иван настоящий убийца это убийство символическое ритуальное. Убийство отца демонический акт убийство бога в своей душе в своём воображении убийство для...