61936

Народная праздничная одежда

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...

Русский

2014-06-03

19.59 KB

4 чел.

Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке в начальной школе по теме: "Народная праздничная одежда"

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма; формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

Развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству и бережному отношению к предметам старины.

Оборудование:

для учителя: иллюстрации с изображением интерьера русской избы, ярмарки, одежды, её элементов и примеры украшения костюма; репродукции картин русского художника Б.Кустодиева (“Ярмарка”, “Балаганы”).

Музыка (русские напевные мелодии).

Для учащихся: бумага, любые живописные материалы.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

4. Частушка – как жанр русского фольклора.

5. Выступление учащихся.

6. Практическая работа учащихся.

7. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока

Учитель: – Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.

3. Рассказ учителя и беседа с учениками

Учитель: – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.

В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.

А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.

Учитель: – Какие простые имена вы можете назвать?

Ответ: – Машенька, Дуняша, Аленушка…

Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды.

И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.

А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее.

По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

Вопрос: – Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм?

(Ответ:  – Сарафан, передник, пояс…).

Учитель:  – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.

Учитель: – А сейчас давайте подробнее рассмотрим – как выглядит русская народная одежда и познакомимся с девушками – мастерицами.

Нюрочка.

Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.

Это Настенька.

Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.

Дуняша.

Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.

Вот какие раньше были мастерицы!

4. Частушка –  как жанр русского фольклора

Учитель:  – Ученики вашего класса подготовили небольшое выступление, которое поднимет вам настроение перед практическим заданием. Они споют частушки.

Частушка, припевка, коротушка – жанр русского фольклора, сложившийся в 70-е XIX века. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, “сборные” хороводные песни, скоморшные прибаутки.

Частушкам свойственны злободневность тематики, неожиданные сравнения, рифма, напевно-речитативный тип мелодии. Частушки поются в сопровождении балалайки, жалейки, гармошки, под пляску.

Частушечные куплеты и в наше время горячо любимы и популярны. Веселые, задорные, легко запоминающиеся, содержащие юмористические сцены и комические ситуации, по-дружески сатирические, они всегда привлекают внимание, оживляют любые праздники и концерты.

Выступление учащихся:

Под музыку частушечных напевов.

1-й уч-к:

У тверских мужиков

Сапоги семи пудов.

На вечёрочку идут,

Сапоги с собой несут.

2-й уч-к:

У меня на голове

Красненький платочек.

Лапти новые сплела,

Юбочка в цветочек.

3-й уч-к:

Я скажу вам без обмана:

Лучше нету сарафана.

Мне сказала тетя Настя:

Сарафан приносит счастье.

4-й уч-к:

Я парнишка озорной,

Я в рубахе расписной,

Шляпу до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.

Все вместе:

Ой, ребята и подружки,

Мы пропели вам частушки,

Вместе с нами повторите,

Нам наряды распишите,

Чтобы были разные:

Синие и красные.

Не забудьте про зеленый,

Чтобы был наряд веселый!

5. Практическая работа учащихся

Учитель:  – Вам предстоит выполнить рисунок русского народного костюма – мужского или женского – по выбору.

Вспомните, что я вам сейчас рассказала и используйте это в своих работах.

6. Итог урока

Закрепление знаний:

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?

– Какой цвет особенно любили на Руси?

– Какими головными уборами украшали голову?

Отметить лучшие работы детей.

Используемая литература:

1. Альбомы по изобразительному искусству.

2. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М,:

3. Изобразительное искусство.-1991.

4. Русский костюм. Авт.-сост. Л. Полилина. – М,: Дрофа.-1997.

5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. – М.:Владос-1998.

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М,: Просвещение.-1974.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68517. Христианская философия 75 KB
  Но столетия такого философствования после Аристотеля постепенно показали, что как раз философия не в состоянии решить задачу воспитания человека к счастью, внутренней независимости и добродетели при помощи верного познания.
68519. Философия нового времени 148.5 KB
  Это удалось сделать только немецкому философу Иммануилу Канту. Иммануил Кант Иммануил Кант 1724-1804 немецкий философ. Основатель немецкой классической философии представителями которой кроме Канта являются Фихте Шеллинг Гегель Фейербах. Кант родился в городе Кенигсберге и всю жизнь не выезжал из него.
68520. Философия жизни 131 KB
  Философия жизни возникает в 60-70 годах XIX века, наибольшего развития достигает в первой четверти XX века. Затем ее идеи воспринимают экзистенциализм и персонализм. Согласно философии жизни, все существующее рассматривается как формы проявления жизни...
68521. Русская философия 346 KB
  Речь идет об учреждениях и традициях автоматических навыках и твердых правилах избавляющих индивидуумов каждый раз самостоятельно и заново а следовательно и своевольно решать возникающие в их жизни проблемы колеблясь в выборе между различными способами поведения.
68522. Понятие бытия. Бытие-в-мире и бытие мира, универсальный характер этих понятий. Проблема единства мира 170.5 KB
  Вещи и явления возникают длятся и исчезают во времени а также занимают ограниченное место в пространстве. имеющие предел ограничивающий их бытие во времени и в пространстве. И во времени оно тоже ограничено: в какой-то момент появилось и через какое-то время исчезнет например будет съедено или сгниет...
68523. Культура и цивилизация. Общее понятие культуры, антропологические предпосылки и основные определения культуры 169.5 KB
  Общее понятие культуры антропологические предпосылки и основные определения культуры Мы начнем с самого общего представления о культуре которое охватывает все что сюда входит; это будет следовательно самое абстрактное определение но зато самое исходное.
68524. Общее понятие ценности. Ценность и истина. Проблема ценности в истории философии 109 KB
  Отличие человека от других живых существ можно определять по многим признакам: прямоходящее существо обладающее сознанием; способное к чувству стыда; владеющее членораздельной речью; использующее символы; производящее орудия и т. Это и означает что человеческие действия всегда ориентированы на ценности.
68525. Философия в контексте культуры 351.5 KB
  Для одного человека это способ выразить себя. Мировоззрение это совокупность общих представлений человека о своем месте в мире и вытекающих из этого жизненных принципов и целей. Специфика философских проблем состоит в том что конкретные моменты взаимодействия человека с миром рассматриваются...