61936

Народная праздничная одежда

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...

Русский

2014-06-03

19.59 KB

4 чел.

Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке в начальной школе по теме: "Народная праздничная одежда"

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма; формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

Развивать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.

Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству и бережному отношению к предметам старины.

Оборудование:

для учителя: иллюстрации с изображением интерьера русской избы, ярмарки, одежды, её элементов и примеры украшения костюма; репродукции картин русского художника Б.Кустодиева (“Ярмарка”, “Балаганы”).

Музыка (русские напевные мелодии).

Для учащихся: бумага, любые живописные материалы.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

4. Частушка – как жанр русского фольклора.

5. Выступление учащихся.

6. Практическая работа учащихся.

7. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока

Учитель: – Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.

3. Рассказ учителя и беседа с учениками

Учитель: – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.

В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.

А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.

Учитель: – Какие простые имена вы можете назвать?

Ответ: – Машенька, Дуняша, Аленушка…

Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды.

И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.

А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее.

По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

Вопрос: – Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм?

(Ответ:  – Сарафан, передник, пояс…).

Учитель:  – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.

Учитель: – А сейчас давайте подробнее рассмотрим – как выглядит русская народная одежда и познакомимся с девушками – мастерицами.

Нюрочка.

Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.

Это Настенька.

Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.

Дуняша.

Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.

Вот какие раньше были мастерицы!

4. Частушка –  как жанр русского фольклора

Учитель:  – Ученики вашего класса подготовили небольшое выступление, которое поднимет вам настроение перед практическим заданием. Они споют частушки.

Частушка, припевка, коротушка – жанр русского фольклора, сложившийся в 70-е XIX века. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, “сборные” хороводные песни, скоморшные прибаутки.

Частушкам свойственны злободневность тематики, неожиданные сравнения, рифма, напевно-речитативный тип мелодии. Частушки поются в сопровождении балалайки, жалейки, гармошки, под пляску.

Частушечные куплеты и в наше время горячо любимы и популярны. Веселые, задорные, легко запоминающиеся, содержащие юмористические сцены и комические ситуации, по-дружески сатирические, они всегда привлекают внимание, оживляют любые праздники и концерты.

Выступление учащихся:

Под музыку частушечных напевов.

1-й уч-к:

У тверских мужиков

Сапоги семи пудов.

На вечёрочку идут,

Сапоги с собой несут.

2-й уч-к:

У меня на голове

Красненький платочек.

Лапти новые сплела,

Юбочка в цветочек.

3-й уч-к:

Я скажу вам без обмана:

Лучше нету сарафана.

Мне сказала тетя Настя:

Сарафан приносит счастье.

4-й уч-к:

Я парнишка озорной,

Я в рубахе расписной,

Шляпу до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.

Все вместе:

Ой, ребята и подружки,

Мы пропели вам частушки,

Вместе с нами повторите,

Нам наряды распишите,

Чтобы были разные:

Синие и красные.

Не забудьте про зеленый,

Чтобы был наряд веселый!

5. Практическая работа учащихся

Учитель:  – Вам предстоит выполнить рисунок русского народного костюма – мужского или женского – по выбору.

Вспомните, что я вам сейчас рассказала и используйте это в своих работах.

6. Итог урока

Закрепление знаний:

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?

– Какой цвет особенно любили на Руси?

– Какими головными уборами украшали голову?

Отметить лучшие работы детей.

Используемая литература:

1. Альбомы по изобразительному искусству.

2. Докучаева В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М,:

3. Изобразительное искусство.-1991.

4. Русский костюм. Авт.-сост. Л. Полилина. – М,: Дрофа.-1997.

5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. – М.:Владос-1998.

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М,: Просвещение.-1974.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48516. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 614.5 KB
  Размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины а за покушение трех четвертей максимального срока наказания предусмотренного соответствующей статьей Особенной части за оконченное преступление ч. Следовательно при определении опасного рецидива учитываются те же показатели что и при формировании понятия рецидива а также вид назначенного наказания категории преступлений и число ранее совершенных преступлений. Рецидив признается особо опасным при совершении лицом: а умышленного преступления за которое оно...
48517. Средневековая, религиозно-христианская философия 53.04 KB
  Особенно Платоновское учение о сверхъестественных сущностях Аристотелевская концепция Бога как перводвиготеля всего сущего учение о форме как организующей силе и Аристотелевская концепция Логоса стоическая теория судьбы с предопределенностью Бытия человека. Вера в существование реальности Бессмертия Бога и при определенных условиях вера в бессмертие человека. А поскольку человек неизбежно вступает в отношения с Богом то и познание человека его сущности и его души отыскание истинного пути человека к Богу также входит в предмет и...
48518. Финансовый учет. Конспект лекций 2.88 MB
  ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ Конспект лекции Утверждено на заседании кафедры БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Протокол № 13 от 20. Утверждено на заседании кафедры бухгалтерского учета. Финансовый учет. Излагаются основные вопросы учета денежных и расчетных операций предприятий; текущих и долгосрочных обязательств; собственного капитала и обеспечения обязательств; основных средств и нематериальных активов; инвестиций и прямых необоротных активов; запасов; труда и его оплаты; расходов основной деятельности и калькулирования себестоимости продукции; прочих...
48519. Органічні сполуки 291.2 KB
  Хімічні властивості: реакція горіння. CH4 O2 = CO2 H2O; при нагріванні метану до 1000С без доступу кисню відбувається реакція розкладу. CH4 = C H2; метан реагує з хлором відбувається реакція галогенування. реакція нітрування взаємодія з азотною кислотою.
48520. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 31 KB
  Основные понятия окружающей природной среды и экологии. Механизм природопользования и охраны окружающей природной среды. Понятие механизма природопользования и охраны окружающей природной среды. Структура механизма природопользования и охраны окружающей природной среды.
48521. Экономика недвижимости 737 KB
  Для эффективного ведения бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики недвижимости. Предметом экономики недвижимости как научной дисциплины является изучение теории и практики проведения операций с недвижимостью а также изучение организации и функционирования хозяйственного механизма в этой области деятельности. Учебная дисциплина Экономика недвижимости преследует следующие цели: 1.
48522. Стратегічний аналіз, його місце в управлінні економікою підприємства 479.5 KB
  Стратегічний аналіз його місце в управлінні економікою підприємства Зміст завдання і організація стратегічного аналізу Стратегічний аналіз це комплексне дослідження позитивних і негативних факторів які можуть вплинути на економічне становище підприємства в перспективі а також шляхів досягнення стратегічних цілей підприємства. За допомогою стратегічного аналізу готується комплексний стратегічний план розвитку підприємства здійснюється науково обґрунтована всебічна і своєчасна підтримка прийняття стратегічних управлінських рішень....
48523. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 1.02 MB
  Способы представления знаний Численность населения на земном шаре 30 октября 2011 г. По данным Xerox 46 специальных знаний компаний не использующих систем управления знаниями заключены в документации разного рода. Для любой организации желающей преуспеть в сегодняшней глобальной информационной экономике необходима интеллектуальная исчерпывающая и простая в использовании система для управления знаниями а также система доступа к знаниям и система приобретения новых знаний. Тематика управления и представления знаний получает...
48524. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК 163.5 KB
  Понятие финансового рынка и его структура Финансовый рынок это совокупность экономических отношений связанных с распределением финансовых ресурсов куплейпродажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Итак финансовый рынок это отношения между населением производителями и государством по поводу перераспределения свободных денежных средств на основе полной экономической самостоятельности механизма саморегуляции рыночной экономики внутрии межотраслевого движения финансовых ресурсов. Как экономическая категория...