61938

Русская классическая музыка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Она ему так понравилась что он ее использовал в своем более крупном произведении который называется Концерт может кто-то скажет что такое концерт ответы детей Это произведение в котором солист и оркестр как бы соревнуются между собой.

Русский

2014-06-03

17.12 KB

2 чел.

           Тема: Русская классическая музыка.

                                    Симфония.

Цель: Побудить детей к исследовательской деятельности, эмоциональному восприятию музыки, умению рассуждать о прослушанном.

Задачи:

  1.  На основе песни «Наш край» и «Концерт», выявить общее и отличия.

Музыкальный материал: Чайковский симфония 4(финал),песня «Во поле береза».

Кабалевский концерт №3(закрепление) фрагмент.

Песня «Наш край»,  «Вербочки».

                                                  Ход урока

Учитель:

Тихо, тихо рядом сядем-

Входит музыка в нащ дом

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

И раздвинулись вдруг стены-

Вся земля видна вокруг

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Эта музыка торопит,

И ведет нас за собой.

Учитель:

-О чем это стихотворение?(ответы детей)

-Не зря я прочитала вам стихотворение, так как хочу перейти к песне Кабалевского.

(дети прослушивают фрагмент из песни «Наш край»)

-Ребята, о чем эта песня?

-Почему  она называется «Наш край»?

-Как воспевается наш край? Какими словами автор выражает свою любовь к краю?

- Ее сочинил Д.В.Кабалевский, она ему так понравилась, что он ее использовал в своем более крупном произведении, который называется «Концерт», может кто-то скажет, что такое концерт?

(ответы детей)

Это произведение, в котором солист и оркестр как бы соревнуются между собой.

Солист играет на фортепиано, тем самым соревнуясь с симфоническим оркестром.

-Слушая музыку, постарайтесь вслушаться и сравнить как она звучит в песне и как в концерт.

(ответы детей)

-Какую форму имеет песня? Из чего состоит?

- А можно ли сказать, что концерт состоит из куплетов? (нет, у концерта нет куплетов, он составляет единое целое, имеет определенную форму, но по звучанию мы можем определить его части).

(дети должны определить вступление, основную часть)

_где звучит мелодия? Во вступлении или в основной части?

- А схожи ли мелодии? Каков у них характер? Настроение?

( ответы детей)

- Скажите, она осталась песенной или приобрела черты танцевальности?

- У каких инструментов звучала мелодия?

-А есть ли эта мелодия у солиста фортепиано?

Скажите, где музыка была ярче? В симфонии или песни?

- А что вы можете сказать о вступлении?

Итак, что же мы с вами прослушали? Кто автор концерта? Какую мелодию он использовал в своем концерте?

-А каких вы композиторов еще знаете?

(ответы детей)

-А это что за композитор? (на доске портрет Чайковского П.И.)

-Ребята, а кто мне ответит, что такое симфонию?

- Слушая музыку, постарайтесь узнать знакомую вам песню, и проследить, как она звучит в симфонии?

- Что мы с вами прослушали?

-Какую мелодию использовали?

- Какая она по разновидности?

- Каков характер ее был в симфонии? Одинаково ли она исполнена? Каково в целом настроение?

-А по сравнению с песней? Отличается?

Песня напевная, хороводная ,а симфония более быстрая, динамичная, в целом создается ощущение тревоги, беспокойства.

- А е могли бы вы показать как девушки водили хороводы? Может кто-то хочет выйти к доске, поводить хоровод и исполнить отрывок из песни?

Итак, благодаря какой песне(«Во поле береза») и с помощью какого композитора (Чайковского) мы попали в какой жанр(симфонию)?

- А что же такое симфония?

-какие музыкальные жанры сегодня у нас прозвучали?