61939

Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока во время совершенствования ранее изученных упражнений и специальных двигательных навыков в основной части а также во время выполнения...

Русский

2014-06-03

14.77 KB

9 чел.

Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе.

Музыка является эффективным средством повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры. Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.

Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания, выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока, во время совершенствования ранее изученных упражнений и специальных двигательных навыков в основной части, а также во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части урока.

В вводной части урока используем музыку врабатывания, задачи которой поднять настроение учащимся, опосредованно настроить их двигательный аппарат на ритм учебного процесса, внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекательности и комфорта, помочь более эффективному решению общих и специальных задач вводной части урока.

Музыкальную активизацию деятельности учащихся в основной части урока лучше всего применять в тех случаях, когда им дается задание выполнить какое-либо специальное упражнение, отдельный прием. Техническое действие или серию последовательных двигательных действий несколько десятков раз подряд или несколько минут, в запланированном педагогическом режиме и с определенной интенсивностью.

В зависимости от конкретных педагогических задач проводимого урокаэто могут быть ходьба, бег, прыжки, метания, общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, не опорные и опорные прыжки, лазание и перелазание. А также упражнения (без сопротивления соперника) в ведении, обводке, приеме, подаче, бросках  и ударных по мячу из раздела учебной программы «Спортивные игры»; совершенствование техники включенных в учебную программу лыжных ходов, поворотов, подъемов, спусков и т. д.

Главные задачи функциональной музыки, применяемые в основной части урока, - замедлить процесс развития пресыщения выполняемой работой, сделать ее эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся.

В заключительной части урока физической культуры учитель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности учащихся, а также создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной или иной деятельности. С этой целью обычно используются различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т.п.

Здесь можно использовать успокаивающую музыку, задача которой помочь снизить чрезмерно эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после азартных спортивных игр и разного рода других состязательных элементов, проводимых на излете основной части урока), снять утомление, содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока, а также освобождению центров двигательной деятельности организма занимающихся от большого, часто одностороннего напряжения.

Продолжительность звучания успокаивающей музыки колеблется от 3 до 5 минут, исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

Функциональная музыка – это весьма действенное средство повышения эффективности уроков физкультуры. Однако неправильное употребление этого средства не только снижает силу его полезного действия , но зачастую делает его бессмысленным и даже вредным.

Функциональную музыку можно использовать на уроках совершенствования пройденного материала, основной задачей которых является улучшение ранее изученных двигательных действий, умений и навыков.

Смешанные уроки более эффективны – в них сочетается изучение нового (где музыка нежелательна) и совершенствование пройденного материала (где музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом данных обстоятельств и планируется время ее использования на таких уроках.

В процессе проведения урока физической культуры наибольшую пользу функциональная музыка приносит при многократном выполнении простых или твердо заученных упражнений, не требующих от занимающихся высокой концентрации внимания, большой умственной сосредоточенности и ответственности.

Нужно правильно отобрать музыку. Чем больше используемая на уроке музыка нравится учащимся, тем сильнее проявляется ее положительное воздействие на психическое состояние и функциональную деятельность их организма, тем выше их рабочая активность и, следовательно, продуктивность всего урока в целом.

Таким образом, использование функциональной музыки на уроках физической культуры должен помочь учащимся заниматься спортом без принуждения, а как бы резвясь и забавляясь, легко преодолевать усталость, получать положительные эмоции. У них появляется желание проверить свою физическую силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, выдержку и упорство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47075. Уборка винограда. Виды сбора. Механизация процессов уборки. Дайте технологическую характеристику различных типов виноградоуборочных машин 52.7 KB
  К игристым свойствам относят способность вина в течение продолжительного времени выделять большое количество мелких пузырьков диоксида углерода. Пенистые свойства характеризуют по продолжительности существования на поверхности вина или у стенок сосуда небольшого слоя мелкоячеистой плотной пены непрерывно возобновляемого за счет пузырьков СО2 выделяющихся из вина. Игристые и пенистые свойства вина взаимосвязаны и обусловлены рядом общих факторов. Они зависят от химического состава вина содержания в нем растворенной и связанной форм диоксида...
47077. Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса 53 KB
  В связи с тем что в настоящее время отменен региональный налог с продаж – к сфере книжного бизнеса относятся только следующие федеральные налоги: налог на добавленную стоимость НДС налог на прибыль организаций НПО единый социальный налог ЕСН а также налог на доходы физических лиц НДФЛ – последний мы не рассматриваем. Налогоплательщиками являются российские организации и иностранные организации осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и или получающие доходы от источников в РФ ст. К доходам для...
47078. Информационные издания 53 KB
  В зависимости от характера включаемой информации и целевого назначения ИИ подразделяются на: библиографические издания которые включают только библиографические сведения о документах а также в отдельных случаях краткую аннотацию – текущие рекомендательные ретроспективные библиографические указатели реферативные В реферативных изданиях наряду с библиографическими сведениями дается краткое изложение содержания документа – реферативные журналы реферативные сборники экспресс-информации и информационные листки обзорные Обзорное...
47079. Инвестиции и инвестиционная деятельность 53.22 KB
  Назовите величины связывающие уравнение линейной регрессии в данной модели: дисперсии случайных ошибок акций портфеля @доходности конкретной акции портфеля и доходности рыночного портфеля ожидаемой доходности портфеля и дисперсии портфеля доходности рыночного портфеля и дисперсию доходностей рыночного портфеля Если коэффициент корреляции равен 1 то: @значения переменных движутся в точно противоположных направлениях переменные никак не соотносятся друг с другом значения 2х переменных изменяются абсолютно синхронно Кривые безразличия...
47081. Натюрморт в зарубежной и русской живописи 54 KB
  и имевшие у современников ошеломляющий успех открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран. Радость и полнота восприятия жизни родоначальников жанра натюрморта продолжает восхищать почитателей искусства. Венецианов понимая значение натюрморта в учебном процессе настоятельно советовал своему бывшему ученику А. Графику натюрморта невозможно рассматривать без связей с живописью натюрморта.