61939

Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока во время совершенствования ранее изученных упражнений и специальных двигательных навыков в основной части а также во время выполнения...

Русский

2014-06-03

14.77 KB

11 чел.

Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе.

Музыка является эффективным средством повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры. Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в тех работах, которые характеризуются повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.

Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания, выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока, во время совершенствования ранее изученных упражнений и специальных двигательных навыков в основной части, а также во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части урока.

В вводной части урока используем музыку врабатывания, задачи которой поднять настроение учащимся, опосредованно настроить их двигательный аппарат на ритм учебного процесса, внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекательности и комфорта, помочь более эффективному решению общих и специальных задач вводной части урока.

Музыкальную активизацию деятельности учащихся в основной части урока лучше всего применять в тех случаях, когда им дается задание выполнить какое-либо специальное упражнение, отдельный прием. Техническое действие или серию последовательных двигательных действий несколько десятков раз подряд или несколько минут, в запланированном педагогическом режиме и с определенной интенсивностью.

В зависимости от конкретных педагогических задач проводимого урокаэто могут быть ходьба, бег, прыжки, метания, общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, не опорные и опорные прыжки, лазание и перелазание. А также упражнения (без сопротивления соперника) в ведении, обводке, приеме, подаче, бросках  и ударных по мячу из раздела учебной программы «Спортивные игры»; совершенствование техники включенных в учебную программу лыжных ходов, поворотов, подъемов, спусков и т. д.

Главные задачи функциональной музыки, применяемые в основной части урока, - замедлить процесс развития пресыщения выполняемой работой, сделать ее эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся.

В заключительной части урока физической культуры учитель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности учащихся, а также создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной или иной деятельности. С этой целью обычно используются различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т.п.

Здесь можно использовать успокаивающую музыку, задача которой помочь снизить чрезмерно эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после азартных спортивных игр и разного рода других состязательных элементов, проводимых на излете основной части урока), снять утомление, содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока, а также освобождению центров двигательной деятельности организма занимающихся от большого, часто одностороннего напряжения.

Продолжительность звучания успокаивающей музыки колеблется от 3 до 5 минут, исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

Функциональная музыка – это весьма действенное средство повышения эффективности уроков физкультуры. Однако неправильное употребление этого средства не только снижает силу его полезного действия , но зачастую делает его бессмысленным и даже вредным.

Функциональную музыку можно использовать на уроках совершенствования пройденного материала, основной задачей которых является улучшение ранее изученных двигательных действий, умений и навыков.

Смешанные уроки более эффективны – в них сочетается изучение нового (где музыка нежелательна) и совершенствование пройденного материала (где музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом данных обстоятельств и планируется время ее использования на таких уроках.

В процессе проведения урока физической культуры наибольшую пользу функциональная музыка приносит при многократном выполнении простых или твердо заученных упражнений, не требующих от занимающихся высокой концентрации внимания, большой умственной сосредоточенности и ответственности.

Нужно правильно отобрать музыку. Чем больше используемая на уроке музыка нравится учащимся, тем сильнее проявляется ее положительное воздействие на психическое состояние и функциональную деятельность их организма, тем выше их рабочая активность и, следовательно, продуктивность всего урока в целом.

Таким образом, использование функциональной музыки на уроках физической культуры должен помочь учащимся заниматься спортом без принуждения, а как бы резвясь и забавляясь, легко преодолевать усталость, получать положительные эмоции. У них появляется желание проверить свою физическую силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, выдержку и упорство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79628. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В КОРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 145.5 KB
  На волне возросшего интереса к Корее появилось вместе с тем немало весьма поверхностных работ, в которых содержаться конъюнктурные оценки, и прослеживается позиция западных исследователей. В них обосновывалась неизбежность свертывания политических, экономических и военных отношений России...
79629. ГОСУДАРСТВО И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 84 KB
  Тем самым, идея местного самоуправления в зарубежных государствах, зародившись и развиваясь теоретически, практически смогла воплотиться лишь в период буржуазных революций. Возможным объяснением этого может явиться то, что « само становление же местного самоуправления было связано с процессами перехода...
79630. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 108.5 KB
  Принятие Федеральных законов О судебных приставах и Об исполнительном производстве предполагает необходимость существенного обновления нормативно-правовой базы исполнительного производства. Из статьи следует что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит...
79631. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ОПЫТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БОРЬБЫ С УКЛОНЕНИЯМИ ОТ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 131.5 KB
  В зависимости от типичных правовых систем мира сначала будет предпринята попытка рассмотреть наиболее показательный зарубежный опыт кратковременного пребывания осужденного к лишению свободы за пределами исправительного учреждения и отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора суда...
79632. ЗАКОННОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ СУДЕБНОГО ПРИГОВОРА 110.5 KB
  Цель уголовного процесса: установление истины по уголовному делу изобличение и наказание лица совершившего преступление и защита невиновного человека от необоснованного обвинения и осуждения достигается при постановлении судом правосудного приговора.
79633. ДОТАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И DONATIO PROPTER NUPTIAS В РИМСКОМ ПРАВЕ 76 KB
  Поимущественные отношения супругов в римском праве определялись не браком, а переходом женщины во власть мужа, эффект которого подобен усыновлению. Брак сам по себе никак не сказывается на имущественных правах сторон: женщина по прежнему остается под опекой и не терпит никаких дополнительных...
79634. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ 73.5 KB
  Имущество имеющееся у супругов состоит из имущества собственником которого является каждый из супругов личное имущество и имущества приобретенного во время брака совместное имущество супругов. Определяющим признаком правового режима является бездолевой характер поскольку доли супругов в их общем...
79635. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 92.5 KB
  В 2002 году на IV Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации была принята Декларация принципов деятельности контрольно-счетных органов России что заложило основу для объединения усилий всех органов государственной власти и органов местного самоуправления усилий...
79636. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ИПОТЕКИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 175 KB
  Договор о залоге недвижимого имущества договор об ипотеке это договор в котором одна сторона залогодержатель являющийся кредитором по обязательству обеспеченному ипотекой имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости...