61941

На пороге Экологической катастрофы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе; ознакомить с фактами уничтожения природы в России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность...

Русский

2014-06-03

31.88 KB

4 чел.

На пороге Экологической катастрофы

Классный час ,посвященный проблемам экологии.
Проводиться в форме устного журнала . Ключевые понятия: экологическая катастрофа, экологическая культура, экологическая грамотность.

Цели: расширить представление детей о взаимосвязях в природе ,о способах сохранения и оказания помощи природе ;ознакомить с фактами уничтожения природы в России ;способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств  личности, как экологическая культура, экологическая грамотность; пробуждать у детей  стремление к здоровому образу жизни ,желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Форма проведения устный журнал.
Ход классного часа
Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа- На пороге Экологической катастрофы. Катастрофа- это очень страшное слово . Как вы понимаете? Попробуйте найти синонимы для этого слова .(Непоправимая беда, крушение , авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие и др.)
Классный руководитель . Действительно, катастрофа-это и непоправимая беда, и трагедия, и авария , и крушение, и катаклизм . А экологическая катастрофа –это крушение жизни на земле .И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества.
Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека. Сегодня мы проведем его в форме устного журнала, который подготовила группа журналистов , репортёров из нашего класса.
передаю слово главному редактору(Посканному Егору).
 Посканный Егор(Ведущий 1).Здравствуйте, уважаемые слушатели. Предлагаем вашему вниманию устный выпуск экологического журнала “Эко”. В переводе на русский язык слово “Эко” обозначает “дом”,среда обитания. Проблемам окрущающей среды и посвящен наш журнал. В журнале есть такие раздела –рубрики: Новости, Репортаж, Фоторепортаж ,Экологический криминал ,Дискуссионный клуб и даже раздел На досуге. Познакомьтесь , пожалуйста , с содержанием сегодняшнего номера.(Читает с доски).Итак , открываем первую страницу журнала. Природа взывает о помощи –так называется редакционная статья ,которую подготовила(Радькович Алина).
Природа взывает о помощи.
Ведущий 2.Если бы Земля  могла говорить, она бы уже кричала :”Остановитесь, люди! Планета в опасности !”Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем ,среди которых:-загрязнение катастрофы;
-загрязнение вод мирового океана;
-загрязнение почв;
-парниковый эффект;
-радиоактивное загрязнение;
-истребление флоры и фауны.
Промышленность ,котельные, транспорты – три основных источника загрязнения атмосферы . Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире  уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами . Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их  соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества ,бытовой мусор. радиоактивное загрязнение –это заражение такими элементами , распад которых сопровождается излучением .Это излучение может продолжаться несколько лет ,проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации .И наконец , истребление флоры и фауны. Ученые считают ,что к середине следующего века может исчезнуть четверть , а тои пловина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека. Но наибольшую угрозу существованию земли несет современное ядерное оружие . Оно может уничтожать все живое на планете. В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ- повышение экологической культуры  каждого человека. Человек , обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью , а частичкой природной среды . Он понимает, что, помогая природе ,он помогает самому себе.
Ведущий 1.Тревожные факты-так мы назвали подборку экологических новостей, котрую подготовили .(Кацубова Алина и Воспуков Дмитрий).
Ведущий 3. Что называют  экологической катастрофой? Это крайне неблагоприятное  измение природной среды после стихийного бедствия или деятельности человека. Это большой экологический ущерб :гибель живых организмов , заражение воздуха, воды, почвы. Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству .Мы познакомим вас с тревожными фактами ,которые говорят о том ,что Россия уже сегодня стоит на пороге экологической катастрофы.
Ведущий 4.Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш ,Урал, Енисей , Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.
Ведущий 3.Водоемы России и Беларуси и питьевая вода некоторых городов загрязнены диоксинами –это вреднейшие для человека вещества .  По мнению некоторых ученых , от диоксинового загрязнения водоемов в нашей стране ежегодно погибает около 20 тыс. человек.
ведущий 4 .С 1960 по 1988 г. Аральское море уменьшилось вдвое .Бывшее дно моря превратилось в пустыню . С её поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли. Эта соль образует пылесолевые облака, которые влияют на таяние ледников Памира и Тянь-Шаня .
Ведущий 3. Деятельность человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. Исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года ,то  в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.
ведущий 4 .Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных ,  главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.
Ведущий 3 .За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.
Ведущий 4.Резко сократить рождаемость и ухудшается здоровье детей :только 15% детей рождается практически здоровыми, только 4% выпускников средней школы считаются здоровыми!
Ведущий 3. В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн тон промышленных стоков.
Ведущий 4.Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.
Ведущий 3. 70% жителей России –это горожане. Горожанин нашей страны производит ежегодно примерно 300 кг бытового мусора .  в итоге города обрастают свалками ,территория которых быстро расширяется.
Ведущий 4. Для сравнения: в США на одного жителя приходится 70 кг мусора в год, а в благополучной Швеции –в 3 раза меньше.
Ведущий 3.Граждане России Должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу ,защитить будущие поколение.
Доходы из отходов
Ведущий 1.Поблеме переработки мусора посвящен репортаж с мусорной свалки ,который подготовили (Кабанова Кристина и Малиновский Дмитрий ).Доходы из отходов –так назвали они свой репортаж.
Ведущий 5 .Мусорная свалка за нашим городом  когда-то представляла собой ужасное зрелище .Горы разнообразного мусора, над которым летают тучи ворон и голубей, страшная вонь, крысы, а на  фоне всего этого- жалкие лачуги из картона ,целлофана и автобильных шин и люди без определенного пола и возраста, которых привела сюда нужда.
Ведущий 6.Такую картину можно было видеть совсем недавно. Но вот возле свалки построили завод по переработке мусора, и картина изменилась. Чтобы ядовитые вещества не проникали в сточные воды и не травили природу ,дно котлована, куда свозят мусор ,устлано специальным материалом ,бентафиксом . Вот приезжает мусоровоз и сваливает мусор в бункер . Оттуда мусор попадает на конвейер и сортируется рабочими. Отходы ,которые невозможно переработать ,собирают в пакеты и вывозят. Всё остальное идет на переработку.
Ведущий 5.Металл отделяет магнитный сепаратор. Потом металлический лом прессуют и продают заводам . Полиэтиленовые бутылки бросают в машину ,наподобие мясорубки , и через секунду из этих бутылок получается фарш –гранулы. Из этих гранул можно опять делать бутылки, игрушки и даже одежду .Очень много на свалке автомобильных шин .Раньше их сжигали ,отравляя воздух ядовитым зловонным дымом. А теперь из этих шин производят самую настоящую нефть.
Ведущий 6. Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль.  На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен, делают строительные материалы ,получают удобрения ,сжиженный газ, метан  и даже бензин . Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. Мусор приносит золото-считают те, кто знает, что такое экологическая культура.
Экопрожектор.
Ведущий 1.(Шульга Анастасия и Кацубова Алина) провели экологический рейд по улице ,на которой расположена наша школа .Какие же факты высветил их Экопрожектор?
Ведущий7.Время проведения рейда-дата
Ведущий 8.Цель рейда-оценить уровень экологической культуры жителей нашего микрорайона.
Ведущий7.Перове , что бросается в глаза ,- большое количество стеклянных и полиэтиленовых бутылок на газонах и возле деревьев.
Ведущий 8.Второе- отсутствие урн и мусорных корзин на тротуарах.
Ведущий7.Третье-огромное количество мусора под окнами жилых домов. По замечанию дворников, многие  жители верхних этажей не выносят мусор, а просто выбрасывают его ночью из окон.
Ведущий 8.Четвертое-по всей улице кучи опавшей листвы . Её не вывозят , а сжигают на месте ,хотя это категорически запрещено санэпидстанцией.
Ведущий7.Пятое-почти все жители выгуливают собак на газонах.
Ведущий 8.шестое- большое количество бездомных кошек и собак во дворах.
Ведущий7.Седьмое-некоторые владельцы машин моют своих железных коней прямо на газонах.
Ведущий 8.Эти факты говорят о том ,что у многих жителей нашего микрорайона отсутствует экологическая культура.
Чудо по имени Природа.
Ведущий 1.Чтобы отвлечься от таких мрачных картин, которые мы увидели на нашей улице ,давайте окунемся в прекрасный мир Природы. В этом нам поможет фоторепортаж ,которые подготовил (Коновалов Павел).(Включается музыка, на экране компьютера сменяются слайды. Или ведущий-фоторедактор показывает фотографии ,картинки с изображением природы, комментирует изображения.)

Преступления против природы.
Ведущий 1.
В Рубрике Эколологический криминал вас ждет интервью с юристом.

Ведущий 9. Каждый человек имеет право на благоприятную окружащую среду. Об этом записано в Конституции Российской Федерации. Какие же наказания предусмотрены тем, кто нарушает это право? С этим вопрос мы обратились в специалисту в области экологического права, юристу(имя, фамилия)
Юрист. Тот, кто нарушает это право, несет ответственность : материальную, административную, дисциплинарную, или уголовную. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть целая глава, которая называется Экологическое преступление. В этой главе рассматриваются три вида экологический преступлений:1. Нарушение правил экологической безопасности – все , что связано с производством, хранением, переработкой вредных и отравляющих веществ.
2.Преступления против неживой природы- загрязнения атмосферы, вод, почвы.
3.Преступления простив живой природы- нарушение правил охоты, рыболовство, вырубка лесов, разрушение среды обитания животных.
Ведущий 9. А кто следит за соблюдением этих законов?
Юрист. За соблюдением этих законов следит экологическая милиция .Но ей должен помогать народ. В Европе каждый житель чувствует свою ответственность за состояние окружающей среды и сообщает обо всех преступлениях против природы, а у нас, в России , многие пока считают, что природа неисчерпаема.
Ведущий 9.Можете ли вы привести примеры наказаний за экологические преступления?
Юрист. И в России ,и за рубежом фирмы, которые нарушают экологические законы, платят крупные штрафы. Так, например, в 1989 г. Крупнейший штраф на сумму $125 млн заплатила компания Exxon.Ее супертанкер Valdez потерпел крушение у побережья Аляски ,в результате чего произошла утечка нефти. Это была крупнейшая на тот момент авария супертанкера. В результате было загрязнено около 1,6 тыс. км побережья Аляски ,уничтожено огромное количество животных, птиц и рыб. В Китае торговля мехами исчезающих животных карается длительным тюремным заключением . В Израиле за незаконную торговлю животными можно получить 3 года тюремного заключения. В России за незаконную добычу животных и растений также придется заплатить крупный штраф или лишиться свободы на длительный срок. В последнее время в России ужесточены наказания за экологические преступления.
Ведущий 9.Что могут сделать школьники для борьбы с экологическими преступлениями?
Юрист. Нужно осознать ,что экологические преступления направлены против нас, против нашего здоровья . И не стесняться сообщать обо всех случаях загрязнения или уничтожения природы. Но чтобы увидеть эти нарушения, нужна экологическая грамотность.
Ведущий 9. Мы благодарим нашего гостя и попрощаемся с ним до следующего выпуска журнала.
Как помочь природе?
Ведущий 1. А теперь приглашаем вас в наш дискуссионный клуб. Сегодня тут будет обсуждаться вопрос Как помочь природе? Я передаю слово ведущему клуба- классному руководителю Ткачёвой Светлане Валерьевне.
Классный руководитель. Ребята ,вы познакомились с некоторыми материалами  экологического журнала. Предлагаю вам обсудить три вопроса. Первый вопрос:” Человек –часть природы или её властелин?” Примеры детей:-Конечно, часть природы, он потребляет продукты природы, он влияет на природу, и природы влияет на него.

-Конечно, не властелин: природа может существовать без человека, а человека без природы не выживет.

-Человек- влестелин природы. Он покорил землю , воды, атмосферу и даже ксмос .

-Властелин – в природе нет ни одного живого существа, которое было бы сильнее человека.

-Конечно, не властелин –человек слаб, он может погибнуть от холода, голода, жажды.

Классный руководитель. Мы выслушали полярные точки зрения. Наверное, каждая точка зрения имеет право на существование . Человек , безусловно, часть природы. Конечно, он приспосабливает  природу к своим нуждам и приспосабливаются к природе сам. Об этом очень мудро сказал английский учёный Фрэнсис Бекон:”Природа покоряет лишьтому, кто сам ей подчиняется.” Теперь предлагаю вам обсудить ещё один вопрос :согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа? Если да, то может ли  человечество её предотвратить? Ответы детей.
Классный руководитель. В основном все –таки все согласились , что экологическая катастрофа –это не выдумка ученых, а реальная угроза человечеству . В чем же спасение? Некоторые ученые так отвечают на этот вопрос: Экологическая грамотность и экологическая культура. Как вы понимаете ,что это такое? Ответы детей.
Классный руководитель. Представители себе, что мы все уже экологически грамотные и культурные люди. Что мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую катастрофу? Ответы детей.
классный руководитель. Спасибо всем участникам дискуссии . Надеюсь, этот разговор заставит вас более серьезно и ответственно относиться к экологии.
На досуге.
Ведущий 1.Последняя страница нашего журнала –экологическая викторина. Ее проведут(Посканный Егор и Воспуков Дима).
Ведущий 10. Чтобы защищать природу, нужно ее знать. Проверим уровень ваших экологических знаний. Предлагаю вам разбиться на 3 команды (по рядам), которые мы назовем именам трех сибирских рек, нуждающихся в нашей защите.-Лена, Иртыш, Енисей.
Ведущий 11.Каждая команда по очереди должна ответить на вопросы , имеющие отношение к природе. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Подсчитывать правильные ответы нам поможет (Коновалов Павел).(выходит к доске)

Ведущий 10.Команда, которая набирает максимальное количество баллов , получает звание Знатоки экологии.

Ведущий 11.Внимание начинаем викторину.
Знаете ли вы флору и фауну:
След какого хищного зверя похож след человека?(медведя).
Какое ядовитое растение помогает при болезнях сердца? (Ландыш).
Из какого дерева делают лыжи?(Береза).
Какая лесная птица может подражать голосам других птиц?(Скворец).
Что птицам страшнее – голод или холод зимой?(Голод).
В пруду купался, а сух остался.(Гусь, утка).
У кого осенью детеныши родятся?( У зайцев).
Листья каких наших деревьев осенью краснеют?(Осини,рябины,клена).
Какая самая маленькая птица в России?(Королек).
Кит- рыба или зверь?(Зверь морской).
Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру?(Морской конёк).
Народный прогноз погоды:
Если дым из трубы поднимается столбом (будет мороз)
Если утром на траве роса (дождя не будет).
Если длинные сосульки(весна будет затяжной)
Если ночью иней(снега не будет).
Если птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне(лето будет холодным).
Если иней на деревьях(будет мороз).
Если рыба выскакивает из воды (будет дождь).
Если грачи рано прилетели(весна будет теплая).
Если зимой туман(будет оттепель)

Если с утра цветы одуванчика не раскрываются(будет дождь).

Если ласточки и стрижи летают низко над землей(будет дождь).

По материалам сегодняшнего классного часа:
Назовите три основных источника загрязнения атмосферы(Промышленность, котельные, транспорт).
Сколько видов животных может исчезнуть к концу нынешнего века, по прогнозам ученых?(От  четверти до половины).
Какое море на территории России уменьшилось вдвое?(Аральское)
Сколько птиц приходится на каждого жителя планеты?(25).
На сколько километров вокруг заражают почву промышленные предприятия?(от 5 до 25).
Сколько килограммов мусора в год производит средний российский горожанин(300кг.)
Что можно произвести из старых шин в результате переработки?(Нефть).
Что можно делать из старых полиэтиленовых бутылок после переработки?(Мебель, посуду, бутылки, игрушки, одежду).
Сколько животных может погибнуть в результате гибели одного вида растения?(До 35 видов).
Как назвать одним словом весь растительный мир Земли?(Флора).
Как назвать одним словом весь животный мир Земли?(Фауна.)

Ведущий 10. Как видим, в команде (название) собрались лучшие знатоки экологии. Поздравляем их с победой и закрываем наш журнал!
заключительное слова(классный руководитель).




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67951. Микробиологическая диагностика чумы и туляремии 89.5 KB
  Чума (от лат. pestis) - высококонтагиозная инфекционная болезнь, вызываемая Yersinia pestis, характеризующаяся тяжелой интоксикацией, высокой лихорадкой, поражением лимфатической системы, септицемией. Возбудитель чумы открыт в 1894г. А. Йерсеном и С. Китасато.
67952. Микробиологическая диагностика бруцеллеза и сибирской язвы 103 KB
  Цель: Изучение методов микробиологической диагностики терапии и профилактики бруцеллеза и сибирской язвы. Тема 5: Микробиологическая диагностика бруцеллеза и сибирской язвы. Возбудитель сибирской язвы Сибирская язва nthrx зоонозная инфекционная болезнь вызываемая Bcillus nthrcis...
67953. Джерела ключів асиметричних криптосистем та їх властивості 95.28 KB
  У стовпці 1 наведено число бітів ключа для блочного симетричного шифру. У стовпці 2 подано алгоритми симетричних криптографічних перетворень. У стовпці 3 поданий мінімальний розмір параметрів для крипто перетворень(стандартів0, що ґрунтуються на перетвореннях у кінцевих полях.
67955. Микробиологическая диагностика бордетеллиозов и клебсиеллезов 97 KB
  Коклюш - инфекционная болезнь, вызываемая Bordetella pertussis, характеризующаяся приступами спазматического кашля. Наблюдается преимущественно у детей дошкольного возраста. Возбудитель коклюша был открыт в 1906 г. Ж. Борде и О. Жангу. Таксономия. Возбудитель коклюша относится к отделу Gracilicutes, роду Bordetella.
67956. Микробиологическая диагностика сифилиса 81 KB
  Название «бледная» трепонема получила из-за низкой способности к окраске. Существуют другие патогенные трепонемы: Т. pertenue - возбудитель фрамбезии, Т. carateum - возбудитель пинты, Т. bejel - возбудитель хронического генерализованного спирохетоза (беджель). Указанные возбудители и вызываемые...
67959. Микробиологическая диагностика лептоспирозов и боррелиозов 87.5 KB
  Лептоспироз - инфекционное заболевание, вызываемое Leptospira interrogans, характеризующаяся поражением кровеносных капилляров, печени, почек, мышц, ЦНС, нередко сопровождающаяся желтухой. Возбудитель лептоспироза был выделен в 1914 г. Р. Инадо и И. Идо. Таксономия. Возбудитель лептоспироза...