61945

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий; научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах; синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Русский

2014-06-03

17.03 KB

8 чел.

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия (урок 2).

Тип урока: комбинированный.

Задачи: - научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий;

- научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах;

- синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Оборудование: учебник С.И. Львовой, В.В. Львова.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания:

На дом было задано упр-е 594. По пунктам упражнения:

2) Проверка проводится в виде быстрого устного опроса;

3) На вопрос устно отвечает один из учеников;

4) Один из учеников проводит морфемный и морфологический разбор одного из наречий на доске.

2) Работа по различению наречий и кратких причастий:

Сравните:

Он говорил взволнованно. Море взволновано штормом.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений. (1 – «взволнованно» явл. обстоятельством, 2 – «взволновано» явл. сказуемым)

- На какие вопросы отвечают «взволнованно» и «взволновано», и что обозначают эти слова? (1 – «как?», обозначает признак действия; 2 – «каково?», обозначает признак предмета по действию)

- Также для проверки, является слово причастием или наречием, можно попробовать заменить его глаголом в прошедшем времени: море взволновал шторм => это причастие. В первом случае такая замена недопустима.

- Сколько н пишется в первом и во втором случае? (в первом – две, т.к. «взволнованно» образовано от причастия «взволнованный», в котором пишется –нн-, т.к. оно образовано от глагола совершенного вида; во втором – одна, т.к. в кратких причастиях всегда пишется одна буква –н-).

3) Работа по различению наречий и существительных:

1. Существительные с предлогом.

Сравните: Сначала мы не знали, что делать. С начала дня ему везло. С самого начала они были обречены на неудачу.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений (сначала – обстоятельство (когда?); с начала / с самого начала – обстоятельство (когда? с какого момента?)).

- Еще раз внимательно посмотрите на предложения. Чем еще различаются все три случая? (во втором случае есть зависимое слово «дня», с начала – чего? – дня; в третьем случае есть определение «самого», которое отделяет предлог от существительного; => 2 и 3 – существительные с предлогом, 1 – наречие).

Таким же способом можно отличить наречие от местоимений с предлогами (По этому мосту движение закрыто. Поэтому я и не пришел).

2. Существительное в косвенном падеже.

Сравните: Вслед за летом наступит осень. Летом мы будем отдыхать.

- Во-первых, в данных случаях части речи определяются постановкой вопроса (1 – вслед за чем?, 2 – когда?). Конечно, в первом случае можно задать и вопрос когда?, но благодаря вопросу за чем? можно определить, что это – существительное в косвенном падеже; в случае с наречием подстановка вопроса за чем? невозможна.

- Во-вторых, грамматические омонимы имеют различия в морфемном составе. Весной – наречие, => ой – суффикс; весной – существительное, => ой – окончание.

- По функциям в предложении эти случаи также никак не различаются.

4) Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении:

1. - Что такое местоименное наречие? (это такие слова, которые не называют предмет, а только указывают на него)

- Какие группы местоименных наречий вы знаете? (указательные – здесь, там, оттуда; неопределенные – где-то, кое-где; отрицательные – нигде, некуда; вопросительно-относительные – где, куда, когда, зачем, почему).

- Составьте предложения с вопросительно-относительными МН. Сделайте вывод о том, в каких предложениях они употребляются. (В вопросительных предложениях и в СПП, где они употребляются для связи частей СПП). Относительные наречия, выполняющие роль союза, являются союзными словами.

- МН в предложении являются обстоятельствами.

5) Закрепление пройденного материала:

Упр. 602.

6) Подведение итогов:

1. Постановка домашнего задания. Упр. 598, 600.

2. Оценивание ответов учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11208. ИНТОНАЦИЯ И ПРОСОДИЯ 96.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 11. ИНТОНАЦИЯ И ПРОСОДИЯ. Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустикофизиологического явления. Компоненты интонации: мелодика громкость темп качество голоса пауза. Методы записи интонации. Функции просодии. ...
11209. Региональная и социальная вариантология. Американский, австралийский и канадский варианты английского языка. 102 KB
  ЛЕКЦИЯ 13 Региональная и социальная вариантология. Американский австралийский и канадский варианты английского языка. Американский вариант английского языка. Американский вариант английского языка детально описывался многими учёными из разных стран. С точ
11210. Региональная и социальная вариантология. Британский вариант английского языка 151.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 12 Региональная и социальная вариантология. Британский вариант английского языка. Понятие национальный язык региональный стандарт национальная модификация языка. Билингвизм и диглоссия. Современные британские произносительные нормы. Географичес
11211. Фонетика и фонология изучаемого языка. Специфика структуры английского произношения 48 KB
  ЛЕКЦИЯ 2 Фонетика и фонология изучаемого языка. Специфика структуры английского произношения Литературное произношение. Понятие орфоэпии. Языковая фонетическая интерференция. Понятие фонетической базы Артикуляционная и просодическая база. Артикуля...
11212. Стилистическое использование интонации. Информационный стиль 186.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 15. Стилистическое использование интонации. Информационный стиль 1. Информативно описательные обучающие тексты. Письменная речь. Информативноописательный обучающий монолог. Информативноописательный обучающий монолог. Информативные диало...
11213. Стилистическое использование интонации. Академический стиль 135.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 16. Стилистическое использование интонации. Академический стиль. Фоностилисты описывают этот стиль одновременно как информативный и волеизъявительный. Он определяется целью коммуникации поскольку в задачи говорящего входит и привлечение внимания слуша...
11214. Структура слога 95.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 8 Структура слога. Проблема слога. Фонетические характеристики английского слога в английском языке. Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Теории слогообразования. Структура слога. Слогообразующие звуки в анг...
11215. Учение о фонеме. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами 120.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 5. Учение о фонеме. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. Генеративная фонология. Английская фонетическая школа. Московская фонологическая школа. Копенгагенский структурализм. Ленинградская фонетическая фонологическ
11216. Учение о фонеме. Основные направления в рамках учения о фонеме 100.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 4 Учение о фонеме. Основные направления в рамках учения о фонеме психологическое функциональное абстрактное физикалистское. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами пражский структурализм американский структурализм. Ос