61945

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий; научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах; синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Русский

2014-06-03

17.03 KB

9 чел.

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия (урок 2).

Тип урока: комбинированный.

Задачи: - научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий;

- научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах;

- синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Оборудование: учебник С.И. Львовой, В.В. Львова.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания:

На дом было задано упр-е 594. По пунктам упражнения:

2) Проверка проводится в виде быстрого устного опроса;

3) На вопрос устно отвечает один из учеников;

4) Один из учеников проводит морфемный и морфологический разбор одного из наречий на доске.

2) Работа по различению наречий и кратких причастий:

Сравните:

Он говорил взволнованно. Море взволновано штормом.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений. (1 – «взволнованно» явл. обстоятельством, 2 – «взволновано» явл. сказуемым)

- На какие вопросы отвечают «взволнованно» и «взволновано», и что обозначают эти слова? (1 – «как?», обозначает признак действия; 2 – «каково?», обозначает признак предмета по действию)

- Также для проверки, является слово причастием или наречием, можно попробовать заменить его глаголом в прошедшем времени: море взволновал шторм => это причастие. В первом случае такая замена недопустима.

- Сколько н пишется в первом и во втором случае? (в первом – две, т.к. «взволнованно» образовано от причастия «взволнованный», в котором пишется –нн-, т.к. оно образовано от глагола совершенного вида; во втором – одна, т.к. в кратких причастиях всегда пишется одна буква –н-).

3) Работа по различению наречий и существительных:

1. Существительные с предлогом.

Сравните: Сначала мы не знали, что делать. С начала дня ему везло. С самого начала они были обречены на неудачу.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений (сначала – обстоятельство (когда?); с начала / с самого начала – обстоятельство (когда? с какого момента?)).

- Еще раз внимательно посмотрите на предложения. Чем еще различаются все три случая? (во втором случае есть зависимое слово «дня», с начала – чего? – дня; в третьем случае есть определение «самого», которое отделяет предлог от существительного; => 2 и 3 – существительные с предлогом, 1 – наречие).

Таким же способом можно отличить наречие от местоимений с предлогами (По этому мосту движение закрыто. Поэтому я и не пришел).

2. Существительное в косвенном падеже.

Сравните: Вслед за летом наступит осень. Летом мы будем отдыхать.

- Во-первых, в данных случаях части речи определяются постановкой вопроса (1 – вслед за чем?, 2 – когда?). Конечно, в первом случае можно задать и вопрос когда?, но благодаря вопросу за чем? можно определить, что это – существительное в косвенном падеже; в случае с наречием подстановка вопроса за чем? невозможна.

- Во-вторых, грамматические омонимы имеют различия в морфемном составе. Весной – наречие, => ой – суффикс; весной – существительное, => ой – окончание.

- По функциям в предложении эти случаи также никак не различаются.

4) Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении:

1. - Что такое местоименное наречие? (это такие слова, которые не называют предмет, а только указывают на него)

- Какие группы местоименных наречий вы знаете? (указательные – здесь, там, оттуда; неопределенные – где-то, кое-где; отрицательные – нигде, некуда; вопросительно-относительные – где, куда, когда, зачем, почему).

- Составьте предложения с вопросительно-относительными МН. Сделайте вывод о том, в каких предложениях они употребляются. (В вопросительных предложениях и в СПП, где они употребляются для связи частей СПП). Относительные наречия, выполняющие роль союза, являются союзными словами.

- МН в предложении являются обстоятельствами.

5) Закрепление пройденного материала:

Упр. 602.

6) Подведение итогов:

1. Постановка домашнего задания. Упр. 598, 600.

2. Оценивание ответов учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79012. Идеалы и нормы науки. Мотивация научной деятельности 37 KB
  Историческая изменчивость идеалов и норм рождает потребность их разумного объяснения и применения. Внутренний мотив это познавательная потребность информация заключенная в объекте на который направлено внимание человека. Познавательная потребность характеризуется следующими основными критериями: интенсивное стремление субъекта к знанию и к познавательной деятельности на основании чего избирается его направленность; активный поиск ожидание информации; формулирование вопросов задач и проблемных ситуаций; ...
79014. Проблема классификации наук 54.5 KB
  Проблема классификации наук. Науки: гуманитарные естественные точные математические экономические макроэкономика логика психология. В конечном счете все проблемы по классификации наук проявляются как невозможность совершить упомянутую классификацию без нарушения логических правил: требования одного основания и правило запрещающее членам деления иметь общий элемент. проблемы в качестве своего источника имеют трудность отыскания такого единого основания деления которое было бы существенным признаком для любой науки Наука как целостное...
79015. Основные закономерности развития науки 37.5 KB
  Основные закономерности развития науки. Необходимо выделять внешнее и внутреннее развитие любой системы и рассматривать специфику того и другого видов развития в том числе и науки. Сам процесс развития науки также понимается далеко неоднозначно. cumultio увеличение накопление по сути дела сводит на нет и даже игнорирует качественные изменения которые происходят в структуре научного знания и вызываются изменением основных понятий и принципов науки особенно в ходе научных революций.
79016. Исторические типы рациональности: классическая, неклассическая, постклассическая науки 31.5 KB
  Исторические типы рациональности: классическая неклассическая постклассическая науки. Исторические типы научной рациональности. Три крупных стадии исторического развития науки каждую из которых открывает глобальная научная революция можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего а только ограничивало сферу его действия определяя его применимость только к определенным типам...
79017. Саморазвивающиеся синергетические системы и стратегия научного поиска 57 KB
  Саморазвивающиеся синергетические системы и стратегия научного поиска. Между тем подлинная самоорганизация по самому смыслу этого термина означает именно изменение прежней организации порядка или структуры и появление нового порядка и структуры в результате изменения взаимодействия между элементами системы. Точнее говоря причины такого изменения поведения элементов системы их самоорганизации следует искать в процессе взаимодействия элементов системы с внешней средой. Как признается он сам в то время он решал частную проблему и не...
79018. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 36 KB
  Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Научная картина мира основа рационалистического мировоззрения опирающаяся на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. В научной картине мира систематизируются научные знания полученные в различных дисциплинарных областях. Есть частная картина мира и общая картина мира.
79020. Проблема смысла и сущности техники 43 KB
  Проблема смысла и сущности техники. Сущность техники техника призвана усиливать органы и потенции человека в том числе и интеллектуальные. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т.