61945

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий; научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах; синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Русский

2014-06-03

17.03 KB

5 чел.

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия (урок 2).

Тип урока: комбинированный.

Задачи: - научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий;

- научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах;

- синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Оборудование: учебник С.И. Львовой, В.В. Львова.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания:

На дом было задано упр-е 594. По пунктам упражнения:

2) Проверка проводится в виде быстрого устного опроса;

3) На вопрос устно отвечает один из учеников;

4) Один из учеников проводит морфемный и морфологический разбор одного из наречий на доске.

2) Работа по различению наречий и кратких причастий:

Сравните:

Он говорил взволнованно. Море взволновано штормом.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений. (1 – «взволнованно» явл. обстоятельством, 2 – «взволновано» явл. сказуемым)

- На какие вопросы отвечают «взволнованно» и «взволновано», и что обозначают эти слова? (1 – «как?», обозначает признак действия; 2 – «каково?», обозначает признак предмета по действию)

- Также для проверки, является слово причастием или наречием, можно попробовать заменить его глаголом в прошедшем времени: море взволновал шторм => это причастие. В первом случае такая замена недопустима.

- Сколько н пишется в первом и во втором случае? (в первом – две, т.к. «взволнованно» образовано от причастия «взволнованный», в котором пишется –нн-, т.к. оно образовано от глагола совершенного вида; во втором – одна, т.к. в кратких причастиях всегда пишется одна буква –н-).

3) Работа по различению наречий и существительных:

1. Существительные с предлогом.

Сравните: Сначала мы не знали, что делать. С начала дня ему везло. С самого начала они были обречены на неудачу.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений (сначала – обстоятельство (когда?); с начала / с самого начала – обстоятельство (когда? с какого момента?)).

- Еще раз внимательно посмотрите на предложения. Чем еще различаются все три случая? (во втором случае есть зависимое слово «дня», с начала – чего? – дня; в третьем случае есть определение «самого», которое отделяет предлог от существительного; => 2 и 3 – существительные с предлогом, 1 – наречие).

Таким же способом можно отличить наречие от местоимений с предлогами (По этому мосту движение закрыто. Поэтому я и не пришел).

2. Существительное в косвенном падеже.

Сравните: Вслед за летом наступит осень. Летом мы будем отдыхать.

- Во-первых, в данных случаях части речи определяются постановкой вопроса (1 – вслед за чем?, 2 – когда?). Конечно, в первом случае можно задать и вопрос когда?, но благодаря вопросу за чем? можно определить, что это – существительное в косвенном падеже; в случае с наречием подстановка вопроса за чем? невозможна.

- Во-вторых, грамматические омонимы имеют различия в морфемном составе. Весной – наречие, => ой – суффикс; весной – существительное, => ой – окончание.

- По функциям в предложении эти случаи также никак не различаются.

4) Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении:

1. - Что такое местоименное наречие? (это такие слова, которые не называют предмет, а только указывают на него)

- Какие группы местоименных наречий вы знаете? (указательные – здесь, там, оттуда; неопределенные – где-то, кое-где; отрицательные – нигде, некуда; вопросительно-относительные – где, куда, когда, зачем, почему).

- Составьте предложения с вопросительно-относительными МН. Сделайте вывод о том, в каких предложениях они употребляются. (В вопросительных предложениях и в СПП, где они употребляются для связи частей СПП). Относительные наречия, выполняющие роль союза, являются союзными словами.

- МН в предложении являются обстоятельствами.

5) Закрепление пройденного материала:

Упр. 602.

6) Подведение итогов:

1. Постановка домашнего задания. Упр. 598, 600.

2. Оценивание ответов учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7120. Оборотные средства автомобильного транспорта 91.5 KB
  Тема 3. Оборотные средства автомобильного транспорта. 3.1. Экономическая сущность оборотных средств, их состав и структура. Наряду с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. ...
7121. Экономическая эффективность капитальных вложений (инвестиций) 140 KB
  Тема 4. Экономическая эффективность капитальных вложений (инвестиций). 4.1. Экономическое содержание инвестиций. Эффективная инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции, так и создание благоприятного инвестиционного клим...
7122. Себестоимость перевозок на автомобильном транспорте и в дорожном строительстве 188.5 KB
  Тема 5. Себестоимость перевозок на автомобильном транспорте и в дорожном строительстве 5.1 Издержки автомобильного транспорта и себестоимости перевозок Издержки производства определяются как затраты на изготовление продукции или выполнение каких-либ...
7123. Прибыль и рентабельность на автомобильном транспорте 110 KB
  Балансовая прибыль Внереализационные результаты Прибыль от погрузочно-разгрузочных работ Прочие прибыли Прибыль от экспедиционных операций Средняя доходная ставка Прибыль от перевозок Объём перевозок Себестоимость перевозок спользование...
7124. ОБЩИЕ ТЕОРЕМЫ ДИНАМИКИ ТОЧКИ 476 KB
  В первых четырёх лекциях, для исследования движения материальной точки, нами применялся математический аппарат дифференциальных уравнений, который позволяет проводить исследование движения точки во всех его деталях. Одна...
7125. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление 108.5 KB
  Лекция 1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление. Специфика культурологического знания. Возрастание роли культурологического знания и мышления в жизни общества и личности. Сущность культуры. Ку...
7126. Понятие о вариационных задачах механики 269 KB
  Понятие о вариационных задачах механики Принцип Гамильтона, рассмотренный выше, является одним из, так называемых, вариационных принципов механики. Эти принципы нашли широкое применение в математике, являясь основой вариационного исчисления. Так, на...
7127. Преимущества ВОЛС перед другими направляющими системами передачи 1.02 MB
  1. Преимущества ВОЛС перед другими направляющими системами передачи. Оптическое волокно в настоящее время считается самой совершенной физической средой для передачи информации, а также самой перспективной средой для передачи больших потоков информац...
7128. Параметры сигнала 451.5 KB
  Лекция №1 Тема: Параметры сигнала Сигналами называются физические процессы, параметры которых содержат информацию. При этом носителем информации является изменяющиеся во времени ток или напряжение. По своей природе все сигналы являются аналого...