61945

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий; научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах; синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Русский

2014-06-03

17.03 KB

8 чел.

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия (урок 2).

Тип урока: комбинированный.

Задачи: - научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий;

- научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах;

- синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Оборудование: учебник С.И. Львовой, В.В. Львова.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания:

На дом было задано упр-е 594. По пунктам упражнения:

2) Проверка проводится в виде быстрого устного опроса;

3) На вопрос устно отвечает один из учеников;

4) Один из учеников проводит морфемный и морфологический разбор одного из наречий на доске.

2) Работа по различению наречий и кратких причастий:

Сравните:

Он говорил взволнованно. Море взволновано штормом.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений. (1 – «взволнованно» явл. обстоятельством, 2 – «взволновано» явл. сказуемым)

- На какие вопросы отвечают «взволнованно» и «взволновано», и что обозначают эти слова? (1 – «как?», обозначает признак действия; 2 – «каково?», обозначает признак предмета по действию)

- Также для проверки, является слово причастием или наречием, можно попробовать заменить его глаголом в прошедшем времени: море взволновал шторм => это причастие. В первом случае такая замена недопустима.

- Сколько н пишется в первом и во втором случае? (в первом – две, т.к. «взволнованно» образовано от причастия «взволнованный», в котором пишется –нн-, т.к. оно образовано от глагола совершенного вида; во втором – одна, т.к. в кратких причастиях всегда пишется одна буква –н-).

3) Работа по различению наречий и существительных:

1. Существительные с предлогом.

Сравните: Сначала мы не знали, что делать. С начала дня ему везло. С самого начала они были обречены на неудачу.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений (сначала – обстоятельство (когда?); с начала / с самого начала – обстоятельство (когда? с какого момента?)).

- Еще раз внимательно посмотрите на предложения. Чем еще различаются все три случая? (во втором случае есть зависимое слово «дня», с начала – чего? – дня; в третьем случае есть определение «самого», которое отделяет предлог от существительного; => 2 и 3 – существительные с предлогом, 1 – наречие).

Таким же способом можно отличить наречие от местоимений с предлогами (По этому мосту движение закрыто. Поэтому я и не пришел).

2. Существительное в косвенном падеже.

Сравните: Вслед за летом наступит осень. Летом мы будем отдыхать.

- Во-первых, в данных случаях части речи определяются постановкой вопроса (1 – вслед за чем?, 2 – когда?). Конечно, в первом случае можно задать и вопрос когда?, но благодаря вопросу за чем? можно определить, что это – существительное в косвенном падеже; в случае с наречием подстановка вопроса за чем? невозможна.

- Во-вторых, грамматические омонимы имеют различия в морфемном составе. Весной – наречие, => ой – суффикс; весной – существительное, => ой – окончание.

- По функциям в предложении эти случаи также никак не различаются.

4) Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении:

1. - Что такое местоименное наречие? (это такие слова, которые не называют предмет, а только указывают на него)

- Какие группы местоименных наречий вы знаете? (указательные – здесь, там, оттуда; неопределенные – где-то, кое-где; отрицательные – нигде, некуда; вопросительно-относительные – где, куда, когда, зачем, почему).

- Составьте предложения с вопросительно-относительными МН. Сделайте вывод о том, в каких предложениях они употребляются. (В вопросительных предложениях и в СПП, где они употребляются для связи частей СПП). Относительные наречия, выполняющие роль союза, являются союзными словами.

- МН в предложении являются обстоятельствами.

5) Закрепление пройденного материала:

Упр. 602.

6) Подведение итогов:

1. Постановка домашнего задания. Упр. 598, 600.

2. Оценивание ответов учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76256. Общие понятия сервиса. Социально-культурный, технический и технологический сервис 57.47 KB
  Перевозка в настоящее время является основным звеном в получении прибыли железнодорожным транспортом а сервисные услуги до и после перевозки должны поддерживать безубыточную работу принося перевозчику дополнительные прибыли.
76257. Hydroelectric power water use 214.71 KB
  Hydroelectric power must be one of the oldest methods of producing power. No doubt, Jack the Caveman stuck some sturdy leaves on a pole and put it in a moving stream. The water would spin the pole that crushed grain to make their delicious...
76259. Роль радиотермометрии при хирургическом лечении непальпируемых новообразований молочной железы 116.5 KB
  Исследований направленных на определение эффективности радиотермометрии для выявления ранних так называемых малых раков не проводилось. Данное обстоятельство послужило причиной для более подробного изучения возможностей радиотермометрии в скрининге непальпируемых новообразований молочных...
76260. Биологическое оружие. Способы применения бактериальных и вирусных средств 166.07 KB
  Это научно-технологический комплекс включающий в себя средства производства хранения обслуживания и оперативной доставки биологического поражающего агента к месту применения. Поражающее действие биологического оружия основано в первую очередь на использовании...
76261. Особенности профессиональной деятельности в условиях реализации чрезвычайных ситуаций того или иного вида 42.24 KB
  Интерес к деятельности человека в экстремальных условиях связан с состоянием современной техносферы а также мощными катаклизмами природного характера. Деятельность человека в этих условиях сопряжена с опасностью для жизни высока их психологическая цена стоимость...
76262. Порядок маркировки шасси и двигателя автомобилей Зил-131, Урал-4320, Уаз-3151, Камаз 4310, МТЛБ, прицепы 2ПН4, 2ПН2 507.14 KB
  Шасси как составная часть транспортного средства маркируется на раме в задней части правого лонжерона на расстоянии 1000-1250 мм назад от оси балансирной тележки и 40-60 мм. вниз от верхней полки лонжерона. Маркировка содержит 14 знаков и производится ударным способом.
76263. Сучасний стан економічного розвитку України 31.87 KB
  З цієї причини вивченню фінансово-економічної кризи та напрямів розв’язання проблем які вона зумовила присвячено безліч публікацій як науковців так і фінансистів-практиків. Проте враховуючи що наслідки світової фінансової та економічноїкризи до цього часу не мінімізовані зазначена...
76264. Глобальный экологический кризис, его причины и проявления 28.73 KB
  Развитие человеческого общества невозможно без взаимодействия с окружающей средой без воздействия на природу без использования ее ресурсов. Возможно также существенное перераспределение водных ресурсов.