61945

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий; научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах; синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Русский

2014-06-03

17.03 KB

8 чел.

Наречие в предложении. Синтаксическая роль наречия (урок 2).

Тип урока: комбинированный.

Задачи: - научиться отличать в предложении наречия от кратких причастий;

- научиться отличать в предложении наречия от существительных с предлогами и других существительных в косвенных падежах;

- синтаксическая роль местоименных наречий в предложении.

Оборудование: учебник С.И. Львовой, В.В. Львова.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания:

На дом было задано упр-е 594. По пунктам упражнения:

2) Проверка проводится в виде быстрого устного опроса;

3) На вопрос устно отвечает один из учеников;

4) Один из учеников проводит морфемный и морфологический разбор одного из наречий на доске.

2) Работа по различению наречий и кратких причастий:

Сравните:

Он говорил взволнованно. Море взволновано штормом.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений. (1 – «взволнованно» явл. обстоятельством, 2 – «взволновано» явл. сказуемым)

- На какие вопросы отвечают «взволнованно» и «взволновано», и что обозначают эти слова? (1 – «как?», обозначает признак действия; 2 – «каково?», обозначает признак предмета по действию)

- Также для проверки, является слово причастием или наречием, можно попробовать заменить его глаголом в прошедшем времени: море взволновал шторм => это причастие. В первом случае такая замена недопустима.

- Сколько н пишется в первом и во втором случае? (в первом – две, т.к. «взволнованно» образовано от причастия «взволнованный», в котором пишется –нн-, т.к. оно образовано от глагола совершенного вида; во втором – одна, т.к. в кратких причастиях всегда пишется одна буква –н-).

3) Работа по различению наречий и существительных:

1. Существительные с предлогом.

Сравните: Сначала мы не знали, что делать. С начала дня ему везло. С самого начала они были обречены на неудачу.

- Определите синтаксическую роль каждого из членов предложений (сначала – обстоятельство (когда?); с начала / с самого начала – обстоятельство (когда? с какого момента?)).

- Еще раз внимательно посмотрите на предложения. Чем еще различаются все три случая? (во втором случае есть зависимое слово «дня», с начала – чего? – дня; в третьем случае есть определение «самого», которое отделяет предлог от существительного; => 2 и 3 – существительные с предлогом, 1 – наречие).

Таким же способом можно отличить наречие от местоимений с предлогами (По этому мосту движение закрыто. Поэтому я и не пришел).

2. Существительное в косвенном падеже.

Сравните: Вслед за летом наступит осень. Летом мы будем отдыхать.

- Во-первых, в данных случаях части речи определяются постановкой вопроса (1 – вслед за чем?, 2 – когда?). Конечно, в первом случае можно задать и вопрос когда?, но благодаря вопросу за чем? можно определить, что это – существительное в косвенном падеже; в случае с наречием подстановка вопроса за чем? невозможна.

- Во-вторых, грамматические омонимы имеют различия в морфемном составе. Весной – наречие, => ой – суффикс; весной – существительное, => ой – окончание.

- По функциям в предложении эти случаи также никак не различаются.

4) Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении:

1. - Что такое местоименное наречие? (это такие слова, которые не называют предмет, а только указывают на него)

- Какие группы местоименных наречий вы знаете? (указательные – здесь, там, оттуда; неопределенные – где-то, кое-где; отрицательные – нигде, некуда; вопросительно-относительные – где, куда, когда, зачем, почему).

- Составьте предложения с вопросительно-относительными МН. Сделайте вывод о том, в каких предложениях они употребляются. (В вопросительных предложениях и в СПП, где они употребляются для связи частей СПП). Относительные наречия, выполняющие роль союза, являются союзными словами.

- МН в предложении являются обстоятельствами.

5) Закрепление пройденного материала:

Упр. 602.

6) Подведение итогов:

1. Постановка домашнего задания. Упр. 598, 600.

2. Оценивание ответов учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38108. Військовий підрозділ як мала соціальна група 222.5 KB
  Ознайомити курсантів студентів з поняттям про військовий підрозділ як малу соціальну групу; розвитком малої соціальної групи як колективу i його основними характеристиками. Розвиток малої соціальної групи як колективу i його основні характеристики. Прийняти рапорт чергового навчальної групи перевірити наявність курсантів на занятті їх зовнішній вигляд готовність до занять. Соцiальнi групи якi функцiонують у збройних силах пiдпорядкованi загальним закономiрностям розвитку груп і колективами стають лише тодi коли досягають певного рiвня...