61946

Наречие в тексте. Функции наречий в тексте

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: научиться определять функции наречий в тексте; учиться работать с толковыми словарями словарями синонимов; повторить изобразительно-выразительные средства; расширять лексический запас учащихся.

Русский

2014-06-03

16.92 KB

3 чел.

Наречие в тексте. Функции наречий в тексте. (22.02)

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи: - научиться определять функции наречий в тексте;

- учиться работать с толковыми словарями, словарями синонимов;

- повторить изобразительно-выразительные средства;

- расширять лексический запас учащихся.

Оборудование: учебник, презентация, толковый словарь, словарь синонимов.

Ход урока:

1) Разбор ошибок из самостоятельной работы, проведенной на прошлом занятии:

Бесконечно далеко вглубь расстилались засеянные поля. Вглубь – обстоятельство, выраженное наречием. Обозначает признак действия, неизменяемая ч.р..

В далеком прошлом никто еще не знал, когда человек научится спускаться в глубь океанов. В глубь – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Имеет при себе зависимое слово «океанов».

Нищету свою и одиночество он носил просто и с достоинством. Просто – обстоятельство, выраженное наречием. Обозначает признак д-я, неизменяемая ч.р..

Давно уставший от ненавидимых им масок, он непрестанно мечтал отправиться туда, где все обыкновенно и очень просто. Обыкновенно, просто – сказуемое, выраженное кратким прилагательным. Обозначает признак предмета («все»). Изменяемая ч.р. (все обыкновенное и простое).

2) Объяснение нового материала:

(С показом слайдов презентации).

Наречия выполняют в тексте различные функции. Прежде всего, каждое наречие делает речь более конкретной, а смысл предложения – более точным. Наречия могут:

- выполнять изобразительную функцию;

- передавать настроение автора (оценочная функция);

- эмоционально окрашивать речь:

Торжествующе чирикали воробьи, приветствуя новый день;

- могут выступать средством связи предложений и микротем:

Весенний лес полон звуков. Откуда-то доносится кряканье уток. Где-то около берега квакают лягушки.

Большое число наречий в русском языке служит для передачи меры и степени проявления действий, признаков. Многие из слов этой части речи имеют яркую стилистическую окраску. Например:

- Нейтральное – очень

- Разговорное – изрядно, ужасно, безумно и др.

- Книжное – чрезмерно, восхитительно, поразительно, очаровательно, чрезвычайно, необыкновенно, неимоверно, безмерно и др.

Использование таких наречий-синонимов делает речь более образной и выразительной.

3) Первичное закрепление материала:

1. Упр. 607.

 1) Работа с толковым словарем.

Смаковать – есть или пить, наслаждаясь вкусом чего-нибудь, обнаруживая чувственное удовольствие.

Хоромина – большой жилой дом.

Стропила – ряд бревен, соединенных под углом верхними концами и упирающихся в стены здания нижними концами, которые образуют основу кровли.

Ходики – небольшие стенные механические часы с гирями.

Тасовать – мешать карты. Помещать то там, то тут; по разным местам.

 2) Работа с тропами и фигурами.

Чем различаются тропы и фигуры?

Тропы – слова и обороты речи в переносном, иносказательном значении.

Фигуры – обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности, выразительности высказывания.

Нахождение тропов и фигур в тексте.

 3) Подобрать ко всем наречиям синонимы.

2. Упр. 618.

 1) Работа с толковыми словарями.

Силок – приспособление в виде затягивающейся петли для ловли птиц и мелких животных.

 2) Что такое омонимы / омофоны / омографы? Привести примеры.

4) Подведение итогов:

1. Оценивание ответов учащихся.

2. Постановка домашнего задания. Упр. 613, 619.