6195

Спрос, предложение, определяющие их факторы. Рыночный механизм

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Спрос, предложение, определяющие их факторы. Рыночный механизм. Понятие спроса. Факторы, определяющие спрос. Эластичность спроса. Предложение и определяющие его факторы. Эластичность предложения. Рыночный механизм. Рыно...

Русский

2012-12-30

70 KB

21 чел.

Спрос, предложение, определяющие их факторы. Рыночный механизм.

  1.  Понятие спроса. Факторы, определяющие спрос.
  2.  Эластичность спроса.
  3.  Предложение и определяющие его факторы.
  4.  Эластичность предложения.
  5.  Рыночный механизм. Рыночное равновесие и условия его достижения.

В предыдущей теме уже давалось определение , как совокупности спроса и предложения.   Спрос и предложение представляют собой две стороны рынка. Рассмотрим  эти стороны рынка более подробно.

Спрос – платежеспособная потребность, вынесенная на рынок.

Величина спроса – количество единиц товара, которое может быть приобретено на рынке в определенный период времени при некотором уровне цены и при неизменных прочих факторах.

Главным фактором, определяющим спрос, является цена.

Закон спроса – при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется обратно пропорционально цене.

Функция спроса    Q = f(p)  

     

Цена (Price)                                                                     Рис.1. График спроса

                                                                                               (demand curve)

        

                                                               Q

                                         (количество товара, продаваемое за определенный период)

Исключения из закона спроса: 1) эффект Веблена (товары престижного спроса) и эффект Гиффена (низшие товары).

Товары престижного спроса – товары, которые приобретаются, несмотря на высокие цены, так как факт покупки позволяет продемонстрировать окружающим высокий уровень благосостояния и жизненный успех владельца такого товара.

 P                                                                                             Рис.2. График спроса

                                                                                                на престижные

                                                                                                товары

            Q0

P0         

P1

                 Q1

                                            Q

Товар Гиффена – низший товар (например, картофель), который занимает значительное место в структуре потребления  бедных семей. При росте цен на картофель семья вынуждена будет отказаться от покупки мяса и других качественных продуктов питания, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель.

Неценовые факторы, определяющие спрос:

1. Демографические (половозрастная структура, состав семьи и др.).

2. Социально-экономические (величина доходов потребителей, их распределение и др.).

3. Социально-психологические (вкусы и предпочтения потребителей, мода.), импульсивный спрос.

4. Реклама

5. Ожидания потребителей относительно будущих доходов, цен, наличия товаров на рынке.

6. Цены на сопряженные товары.

6.1. товары-заменители

6.2. дополняющие товары

7. Количество потребителей и частота покупок.

2.Эластичность – реакция спроса на изменение какого-либо фактора. Различают эластичность спроса по цене, по доходу, по затратам на рекламу и др. Реакция спроса на изменение этих факторов у различных товаров различна. Для ее измерения экономисты ввели специальное понятие «эластичность спроса», которое означает степень изменения величины спроса (в %) при изменении фактора (цены, дохода и др.) на 1%..

Важнейшим  примером служит  эластичность спроса от цены, которая отражает изменение требуемого количества товара  по отношению к изменению цены. Эластичность указывает нам, какое процентное изменение спроса  последует после однопроцентного изменения цены товара.

Рассмотрим  подробнее этот показатель. Обозначая количество и цену буквами  Q и P , мы записываем эластичность спроса от цены как

EP  =  ΔQ% , где  (1)

ΔP%

ΔQ – изменение величины спроса (%)

ΔP – изменение цены (%)

Эластичность спроса от цены обычно представляет собой отрицательную величину. Когда цена товара повышается, его требуемое количество, как правило, снижается, поэтому         отношение количества к цене, следовательно, Е  тоже число  отрицательное.

Уравнение (1) показывает, что эластичность спроса от цены равны изменению количества, вызванному  единичным изменением цены. (   Q/ P), помноженное на отношение  цены к количеству (P/Q).  Но по мере движения вниз по кривой спроса  Q /P  может меняться, а цена и количество меняются постоянно. Следовательно, эластичность  спроса от цены должна   измеряться  в отдельной точке кривой спроса  и будет в целом меняться по мере нашего движения по кривой.

Это легче всего увидеть  на примере линейной кривой спроса, то есть кривой

вида

Q= ab P,

Для этой кривой отношение  Q/  P является величиной постоянной и равной  -b ,  кривая ,однако , не имеет постоянного коэффициента эластичности. Как следует из рисунка 1, по мере  движения вниз по кривой величина отношения  P/Q  снижается, и, следовательно, значение эластичности тоже снижается.  В окрестности пересечения  кривой с осью  цен  Q  крайне мало,  а поэтому  резко возрастает значение   E = -b (P/Q).

Когда  P=a/2b  и  Q= a/2,  E = -b (a/2b) (2/a)= -b /b = -1.

А в точке пересечения  кривой с осью количества  P=0 ,  поэтому  E = 0.

Так как мы  изображаем кривые спроса  (предложения) ,откладывая цену по  вертикальной оси , а количество по горизонтальной, то   Q/  P = (1/ тангенс угла наклона кривой). В итоге при любом сочетании цены и количества, чем круче наклон кривой, тем меньше  эластичность спроса.

Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

 Дуговая эластичность спроса определяется по формуле:

 Ep= - (Q1 – Q2)    x   (P2+ P1)

            (P2- P1)          (Q2+ Q1)                                                                                                                                                  

            

 В зависимости от значения Е все товары принято делить на три группы: с эластичным спросом, с неэластичным спросом и товары с единичной эластичностью спроса.

Если EP>1, то спрос на товар является эластичным. Ценовая эластичность спроса будет больше единицы, если рынок насыщен большим количеством товаров и услуг, способных удовлетворить одинаковые потребности, (т.е. аналогами) приверженность маркам невелика, потребители чувствительны к ценам. В этом случае повышение цены на товар ведет к сокращению спроса на него и росту спроса на его аналоги.

Если EP<1, то спрос на товар является неэластичным.

Чем настоятельнее потребность, тем меньше проявляется ценовая эластичность спроса на удовлетворяющие ее товары (лекарства, продукты первой необходимости и др.). Высокая приверженность марке – один из основных факторов снижения эластичности спроса на нее.

Если EP=1, то имеет место единичная эластичность спроса.

Следует различать спрос (количество покупаемой продукции) и выручку – стоимость реализованной продукции.

Эластичность спроса по доходу (income-elasticity of demand) – чувствительность величины спроса к изменению потребительского дохода.

          

Ei  =  ΔQ%

 ,                Δ I %       где  

Δ Q% -изменение величины спроса %

Δ I %       -   изменение дохода %

При E > +1, спрос на товар по доходу эластичен, т.е. спрос растет быстрее, чем доход (товары длительного пользования и высшей категории).

При E < +1, спрос на товар по доходу неэластичен, т.е. спрос растет медленнее, чем доход (продукты питания, жилье: закон Энгеля).

При E = 0, спрос совершенно неэластичен, т.е. не меняется при увеличении дохода (медикаменты, соль, спички).

При E < 0, спрос падает по мере увеличения дохода (товары низшей категории: картофель, секонд-хэнд), т.к. товары низшей категории заменяются более качественными товарами. Чем выше Er, тем выше степень чувствительности спроса к величине дохода.  

Проявление закона спроса для товаров низшей категории,

товаров первой необходимости, нормальных товаров

Товар низшей категории (inferior goods) – товары низкого качества, спрос на которые снижается при увеличении дохода.

                                                                                     Рис.3. График спроса

      Д (спрос)                                                                          на товары

                                                                                     низшей категории

                                    I (доход)

Товар первой необходимости (staple product) – товар, спрос на который существенно не изменяется при изменениях дохода (основные продукты питания).

   Д (спрос)                                                                          Рис.4. График спроса

                                                                                             на товары

                                                                                             первой необходимости

0                                          I (доход)

Нормальные товары (Normal goods) – товары, спрос на которые возрастает при росте доходов.

   Д (спрос)                                                                          Рис.5. График спроса

                                                                                             на нормальные товары

                                      

0                                             I (доход)

Перекрестная эластичность спроса (Eccross) – это чувствительность величины спроса одного товара на изменение цены другого товара.

Ec = % изменение количества Y

              % изменение цены X 

При положительном значении Ec товары X и Y являются друг для друга заменителями, при отрицательном Ec – они являются дополняющими друг друга товарами. Чем больше Ec, тем сильнее взаимоотношения между товарами заменителями, чем ближе Ec к нулю, тем более независимы товары друг от друга.

Предложение (supply) – это количество товара или услуги, которое производители готовы продать за определенный период по определенной цене.

Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

                                                                                     Рис.6. График предложения

цена (р)                                                             цена (р)

                                                             или:

          

           0                                          Q                            0                                          Q

Количество предлагаемых на рынке товаров за определенный период времени.

Факторы, определяющие предложение:

1. Цена предлагаемого на продажу товара

2. Цены на экономические ресурсы;

3. Технология производства;

4. Налоги и дотации;

5. Цены на другие товары;

6. Ожидания производителей;

7. Число продавцов на рынке.

4.Эластичность предложения

Эластичность предложения от цены это процентное изменение предлагаемого количества в результате однопроцентного увеличения цены.

Еs = изменение величины предложения %

                 изменение цены %

Предложение медленнее, чем спрос адаптируется к изменению цены, т.к. оно связано с изменением производственного процесса: расширением производственных площадей, закупкой нового оборудования, подготовкой кадров. Для определения эластичности предложения главным является фактор времени. Экономисты выделяют три временных периода:

мгновенный (невозможны какие-либо изменения в объеме производства). Предложение абсолютно неэластично (фермер собрал 100 т пшеницы, при любой цене он не может предложить рынку больше).

краткосрочный (возможно увеличение производства на имеющихся площадях, но без введения новых мощностей). Имеет место средняя эластичность предложения.

долгосрочный (возможно расширение фирмой своих мощностей, приток в отрасль новых предприятий). Высокая эластичность предложения.

Теория эластичности находит свое применение в ценовой политике фирмы, в государственной налоговой политике.

  1.  Рыночный механизм и рыночное равновесие.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка : спроса, предложения, цены, конкуренции .

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Рынок сводит продавцов и покупателей, сталкивает спрос и предложение. В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. Равновесная цена  - цена, уравновешивающая  спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Равновесная цена и объем продаж устанавливается в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают: все покупатели, которые хотят приобрести товар по цене P, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене P, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов, и прочим), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие устанавливается в новой точке.

                                                                                    Рис.7. Равновесие на рынке

                                                                                      

                                                                                                 «Крест» Маршалла

  P                                                                          P

                                                                                        

  P                                                                          P                       

                       

                                         

  

   0                      Q                         Q                     0                      Q                        Q

P – равновесная цена (balancing price);

Q – равновесный объем продаж.

Равновесная цена выполняет следующие функции:

1. Информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики.

2. Нормирующую – она показывает потребителю, доступен ли ему товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном доходе. Производителю цена показывает, может ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы.

3. Стимулирующую – она вынуждает производителя менять технологию и ассортимент, чтобы окупить издержки и получить прибыль.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85193. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 29.96 KB
  Коренной перелом начатый под Сталинградом был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. в ходе Киевской наступательной операции 6 ноября столица Украины была освобождена. В ходе оборонительных боев к концу декабря 1943 г.
85194. Партизанское и подпольное движение в БССР 28.28 KB
  Один из первых партизанских отрядов был организован уже на пятый день войны в Пинске под командованием Коржа насчитывал 60 чел. Полесской области действовал отряд под командованием Бумажкова и Павловского. В июле 41 начал боевые действия отряд пол командованием Шмырёва в Вит.
85195. Освобождение Беларуси. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вклад белорусского парода в Победу над фашизмом 28.18 KB
  Начать операцию освобождения Украины и Беларуси. 23 сентября советские войска освободили первый районный центр Беларуси –г. Всего в Беларуси в результате осенне– зимнего наступления 1943-1944 гг.
85196. Система биполярного мира после Второй мировой войны 26.8 KB
  Основной причиной противостояния была борьба СССР и США за геополитическое превосходство прежде всего в Европе. Начало оформлению политики холодной войны положила доктрина Трумэна 1947 внешнеполитическая программа США которая высказывала просьбу выделить помощь 400 млн Греции и Турции обосновывая это тем что США должны оказывать поддержку свободным народом Предложения США критиковались правительством СССР которое считало что они фактически означают подчинение экономики западноевропейских стран экономике США и нарушают их...
85197. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х годах 28.42 KB
  Сталин обещал улучшить жизнь втрое поднять уровень пром. Основная цель 4ой пятилетки достигнуть довоенного уровня производства в пром. Развитие промышленности планировалосьза счёт с х и снижения общего уровня жизни населения. Уже в 49г промыш.
85198. Общественно-политическая жизнь БССР (1945 - 1985 гг.) 27.61 KB
  Хрущевская оттепель ХХ съезд КПСС 1956 с его разобличения культа личности вызвали глубокие изменения в общественнополитического сознания. После ХХ съезд КПСС в Беларуси началась реабилитация жертв сталинских репрессий. Октябрьский 1964 пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем партии Л. пленума ЦК КПСС который избрал Ю.
85199. Политика политической и экономической модернизации СССР и БССР в годы перестройки (вторая половина 1980-х гг.) 26.41 KB
  Требовалось реформирование политикоэкономической системы которая в основе своей сформировалась в СССР в 2030е гг. В июне 1987 Верховный Совет СССР принял Закон СССР О государственном предприятии а потом Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли ряд документов о радикальной экономической реформе.
85200. Духовная жизнь и культура Беларуси в 1945-1990 гг 27.2 KB
  Так же в первое послевоенное десятилетие были открыты новее вузы Бел. Значительные сдвиги произошли в развитии бел. Была издана История БССР в 5ти томах и Бел советская Энциклопедия в 12 томах.
85201. Изменения в социально-экономической и политической картине мира в конце XX - начале XXI в. Распад Восточного блока 27.13 KB
  Положив в основу общественного прогресса прежде всего эк. фактор и поставив человека в положение лишь средства для достижения своих целей, Советское гос-во все более отставало от передовых стран мира в научно-технолог. плане, в повышении производит-ти труда. В рез-те общество оказалось скованным жесткими предрассудками...