6195

Спрос, предложение, определяющие их факторы. Рыночный механизм

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Спрос, предложение, определяющие их факторы. Рыночный механизм. Понятие спроса. Факторы, определяющие спрос. Эластичность спроса. Предложение и определяющие его факторы. Эластичность предложения. Рыночный механизм. Рыно...

Русский

2012-12-30

70 KB

21 чел.

Спрос, предложение, определяющие их факторы. Рыночный механизм.

  1.  Понятие спроса. Факторы, определяющие спрос.
  2.  Эластичность спроса.
  3.  Предложение и определяющие его факторы.
  4.  Эластичность предложения.
  5.  Рыночный механизм. Рыночное равновесие и условия его достижения.

В предыдущей теме уже давалось определение , как совокупности спроса и предложения.   Спрос и предложение представляют собой две стороны рынка. Рассмотрим  эти стороны рынка более подробно.

Спрос – платежеспособная потребность, вынесенная на рынок.

Величина спроса – количество единиц товара, которое может быть приобретено на рынке в определенный период времени при некотором уровне цены и при неизменных прочих факторах.

Главным фактором, определяющим спрос, является цена.

Закон спроса – при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется обратно пропорционально цене.

Функция спроса    Q = f(p)  

     

Цена (Price)                                                                     Рис.1. График спроса

                                                                                               (demand curve)

        

                                                               Q

                                         (количество товара, продаваемое за определенный период)

Исключения из закона спроса: 1) эффект Веблена (товары престижного спроса) и эффект Гиффена (низшие товары).

Товары престижного спроса – товары, которые приобретаются, несмотря на высокие цены, так как факт покупки позволяет продемонстрировать окружающим высокий уровень благосостояния и жизненный успех владельца такого товара.

 P                                                                                             Рис.2. График спроса

                                                                                                на престижные

                                                                                                товары

            Q0

P0         

P1

                 Q1

                                            Q

Товар Гиффена – низший товар (например, картофель), который занимает значительное место в структуре потребления  бедных семей. При росте цен на картофель семья вынуждена будет отказаться от покупки мяса и других качественных продуктов питания, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель.

Неценовые факторы, определяющие спрос:

1. Демографические (половозрастная структура, состав семьи и др.).

2. Социально-экономические (величина доходов потребителей, их распределение и др.).

3. Социально-психологические (вкусы и предпочтения потребителей, мода.), импульсивный спрос.

4. Реклама

5. Ожидания потребителей относительно будущих доходов, цен, наличия товаров на рынке.

6. Цены на сопряженные товары.

6.1. товары-заменители

6.2. дополняющие товары

7. Количество потребителей и частота покупок.

2.Эластичность – реакция спроса на изменение какого-либо фактора. Различают эластичность спроса по цене, по доходу, по затратам на рекламу и др. Реакция спроса на изменение этих факторов у различных товаров различна. Для ее измерения экономисты ввели специальное понятие «эластичность спроса», которое означает степень изменения величины спроса (в %) при изменении фактора (цены, дохода и др.) на 1%..

Важнейшим  примером служит  эластичность спроса от цены, которая отражает изменение требуемого количества товара  по отношению к изменению цены. Эластичность указывает нам, какое процентное изменение спроса  последует после однопроцентного изменения цены товара.

Рассмотрим  подробнее этот показатель. Обозначая количество и цену буквами  Q и P , мы записываем эластичность спроса от цены как

EP  =  ΔQ% , где  (1)

ΔP%

ΔQ – изменение величины спроса (%)

ΔP – изменение цены (%)

Эластичность спроса от цены обычно представляет собой отрицательную величину. Когда цена товара повышается, его требуемое количество, как правило, снижается, поэтому         отношение количества к цене, следовательно, Е  тоже число  отрицательное.

Уравнение (1) показывает, что эластичность спроса от цены равны изменению количества, вызванному  единичным изменением цены. (   Q/ P), помноженное на отношение  цены к количеству (P/Q).  Но по мере движения вниз по кривой спроса  Q /P  может меняться, а цена и количество меняются постоянно. Следовательно, эластичность  спроса от цены должна   измеряться  в отдельной точке кривой спроса  и будет в целом меняться по мере нашего движения по кривой.

Это легче всего увидеть  на примере линейной кривой спроса, то есть кривой

вида

Q= ab P,

Для этой кривой отношение  Q/  P является величиной постоянной и равной  -b ,  кривая ,однако , не имеет постоянного коэффициента эластичности. Как следует из рисунка 1, по мере  движения вниз по кривой величина отношения  P/Q  снижается, и, следовательно, значение эластичности тоже снижается.  В окрестности пересечения  кривой с осью  цен  Q  крайне мало,  а поэтому  резко возрастает значение   E = -b (P/Q).

Когда  P=a/2b  и  Q= a/2,  E = -b (a/2b) (2/a)= -b /b = -1.

А в точке пересечения  кривой с осью количества  P=0 ,  поэтому  E = 0.

Так как мы  изображаем кривые спроса  (предложения) ,откладывая цену по  вертикальной оси , а количество по горизонтальной, то   Q/  P = (1/ тангенс угла наклона кривой). В итоге при любом сочетании цены и количества, чем круче наклон кривой, тем меньше  эластичность спроса.

Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

 Дуговая эластичность спроса определяется по формуле:

 Ep= - (Q1 – Q2)    x   (P2+ P1)

            (P2- P1)          (Q2+ Q1)                                                                                                                                                  

            

 В зависимости от значения Е все товары принято делить на три группы: с эластичным спросом, с неэластичным спросом и товары с единичной эластичностью спроса.

Если EP>1, то спрос на товар является эластичным. Ценовая эластичность спроса будет больше единицы, если рынок насыщен большим количеством товаров и услуг, способных удовлетворить одинаковые потребности, (т.е. аналогами) приверженность маркам невелика, потребители чувствительны к ценам. В этом случае повышение цены на товар ведет к сокращению спроса на него и росту спроса на его аналоги.

Если EP<1, то спрос на товар является неэластичным.

Чем настоятельнее потребность, тем меньше проявляется ценовая эластичность спроса на удовлетворяющие ее товары (лекарства, продукты первой необходимости и др.). Высокая приверженность марке – один из основных факторов снижения эластичности спроса на нее.

Если EP=1, то имеет место единичная эластичность спроса.

Следует различать спрос (количество покупаемой продукции) и выручку – стоимость реализованной продукции.

Эластичность спроса по доходу (income-elasticity of demand) – чувствительность величины спроса к изменению потребительского дохода.

          

Ei  =  ΔQ%

 ,                Δ I %       где  

Δ Q% -изменение величины спроса %

Δ I %       -   изменение дохода %

При E > +1, спрос на товар по доходу эластичен, т.е. спрос растет быстрее, чем доход (товары длительного пользования и высшей категории).

При E < +1, спрос на товар по доходу неэластичен, т.е. спрос растет медленнее, чем доход (продукты питания, жилье: закон Энгеля).

При E = 0, спрос совершенно неэластичен, т.е. не меняется при увеличении дохода (медикаменты, соль, спички).

При E < 0, спрос падает по мере увеличения дохода (товары низшей категории: картофель, секонд-хэнд), т.к. товары низшей категории заменяются более качественными товарами. Чем выше Er, тем выше степень чувствительности спроса к величине дохода.  

Проявление закона спроса для товаров низшей категории,

товаров первой необходимости, нормальных товаров

Товар низшей категории (inferior goods) – товары низкого качества, спрос на которые снижается при увеличении дохода.

                                                                                     Рис.3. График спроса

      Д (спрос)                                                                          на товары

                                                                                     низшей категории

                                    I (доход)

Товар первой необходимости (staple product) – товар, спрос на который существенно не изменяется при изменениях дохода (основные продукты питания).

   Д (спрос)                                                                          Рис.4. График спроса

                                                                                             на товары

                                                                                             первой необходимости

0                                          I (доход)

Нормальные товары (Normal goods) – товары, спрос на которые возрастает при росте доходов.

   Д (спрос)                                                                          Рис.5. График спроса

                                                                                             на нормальные товары

                                      

0                                             I (доход)

Перекрестная эластичность спроса (Eccross) – это чувствительность величины спроса одного товара на изменение цены другого товара.

Ec = % изменение количества Y

              % изменение цены X 

При положительном значении Ec товары X и Y являются друг для друга заменителями, при отрицательном Ec – они являются дополняющими друг друга товарами. Чем больше Ec, тем сильнее взаимоотношения между товарами заменителями, чем ближе Ec к нулю, тем более независимы товары друг от друга.

Предложение (supply) – это количество товара или услуги, которое производители готовы продать за определенный период по определенной цене.

Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

                                                                                     Рис.6. График предложения

цена (р)                                                             цена (р)

                                                             или:

          

           0                                          Q                            0                                          Q

Количество предлагаемых на рынке товаров за определенный период времени.

Факторы, определяющие предложение:

1. Цена предлагаемого на продажу товара

2. Цены на экономические ресурсы;

3. Технология производства;

4. Налоги и дотации;

5. Цены на другие товары;

6. Ожидания производителей;

7. Число продавцов на рынке.

4.Эластичность предложения

Эластичность предложения от цены это процентное изменение предлагаемого количества в результате однопроцентного увеличения цены.

Еs = изменение величины предложения %

                 изменение цены %

Предложение медленнее, чем спрос адаптируется к изменению цены, т.к. оно связано с изменением производственного процесса: расширением производственных площадей, закупкой нового оборудования, подготовкой кадров. Для определения эластичности предложения главным является фактор времени. Экономисты выделяют три временных периода:

мгновенный (невозможны какие-либо изменения в объеме производства). Предложение абсолютно неэластично (фермер собрал 100 т пшеницы, при любой цене он не может предложить рынку больше).

краткосрочный (возможно увеличение производства на имеющихся площадях, но без введения новых мощностей). Имеет место средняя эластичность предложения.

долгосрочный (возможно расширение фирмой своих мощностей, приток в отрасль новых предприятий). Высокая эластичность предложения.

Теория эластичности находит свое применение в ценовой политике фирмы, в государственной налоговой политике.

  1.  Рыночный механизм и рыночное равновесие.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка : спроса, предложения, цены, конкуренции .

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Рынок сводит продавцов и покупателей, сталкивает спрос и предложение. В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. Равновесная цена  - цена, уравновешивающая  спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Равновесная цена и объем продаж устанавливается в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают: все покупатели, которые хотят приобрести товар по цене P, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене P, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов, и прочим), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие устанавливается в новой точке.

                                                                                    Рис.7. Равновесие на рынке

                                                                                      

                                                                                                 «Крест» Маршалла

  P                                                                          P

                                                                                        

  P                                                                          P                       

                       

                                         

  

   0                      Q                         Q                     0                      Q                        Q

P – равновесная цена (balancing price);

Q – равновесный объем продаж.

Равновесная цена выполняет следующие функции:

1. Информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики.

2. Нормирующую – она показывает потребителю, доступен ли ему товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном доходе. Производителю цена показывает, может ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы.

3. Стимулирующую – она вынуждает производителя менять технологию и ассортимент, чтобы окупить издержки и получить прибыль.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3237. Основы политологии как науки 66.19 KB
  Шпаргалка по политологии 1. Возникновение и развитие политической науки. 2. Функции и методы политологии 3. Роль политического образования в современном мире 4. Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни. 5. Политическая элита...
3238. Адміністративна відповідальність 625 KB
  Навчально-методичний посібник з курсу Адміністративна відповідальність містить загальні методичні вказівки, програму курсу та зміст дисципліни по модулях і темах, тематичний план, завдання для самостійної роботи та прак...
3239. Политические риски, которые учитываются в поцессе принятия управленческих решений международными компаниями в Украине 37.5 KB
  Политические риски, которые учитываются в поцессе принятия управленческих решений международными компаниями в Украине Политический риск (англ. Political risk) - экстраординарные действия иностранных государств и политические события за рубежом, кото...
3240. Определение стандартного теплового эффекта 54.5 KB
  В системе протекает экзотермическая реакция, энтропия системы при этом возрастает, а энергия Гиббса убывает, то это значит, что реакция в системе может протекать самопроизвольно при любых температурах.
3241. Выбор метода выхода на внешний рынок 211.5 KB
  Проблеме выбора метода выхода на мировые рынки последние 50 лет уделялось значительное внимание и зарубежными, и отечественными авторами. Одной из главных причин стали нарастающие темпы процессов глобализации и интернационализации. Усиливша...
3242. Учет векселей 355.5 KB
  Кризис финансовой системы ежегодно проявляется в каком-либо сегменте финансового рынка. Так 1993 г. характеризовался быстрым нарастанием неплатежей в сфере материального производства, это было приостановлено проведением взаимозачета долгов. ...
3243. Двухкаскадный усилитель звуковой частоты с несимметричным входом и выходом 175.5 KB
  Разрабатываемое устройство представляет собой двухкаскадный усилитель звуковой частоты с несимметричным входом и выходом. Усилитель может получить широкое распространение в аппаратуре связи как предварительный усилитель НЧ сигналов, в каналообразующей аппаратуре в индивидуальных преобразователях.
3244. Курс лекций по метрологии, стандартизации и серитификации 530 KB
  Метрология. Основные термины, применяемые в метрологии Метрология — наука о весах и мерах. Термин «метрология» произошел от греческого metron — мера и logos — учение, слово. Основные направления метрологии: общая теор...
3245. Технологическое обеспечение качества поверхности деталей машин методами ППД 29 KB
  Технологическое обеспечение качества поверхности деталей машин методами ППД Исходные данные: Заготовка сталь 40, d=100мм. Для ролика d=115мм; профильный радиус 5мм. Для шарика d=10мм; угол вдавливания Для алмаза радиус сферы 4мм; радиальное биение 0...