61951

Нетрадиционные формы уроков истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

Лучшие учителя ищут разные способы оживления урока привлечения школьников к активной УПД. Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся: Проводится тщательная подготовка таких уроков...

Русский

2014-06-03

18.29 KB

16 чел.

Нетрадиционные формы уроков истории

Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая учителей и методистов. Снижение качества обучения в значительной степени объясняется качеством уроков: стандартностью, шаблонностью, однообразием, формализмом и скукой. Лучшие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной УПД.

Традиционный  урок характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учащихся, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Пед. словарь. – С.154).

Нетрадиционный урок – импровизированное  учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру и регламентацию. Главной целью выступает -  возбуждение и поддержание интереса учащихся к учению.

По мнению И.П. Подласова, нетрадиционные уроки  необычные по замыслу, организации, методике проведения (Современный словарь по пед. / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн., 2001. – С.821-822).

Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся:

  1.  Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение (замысел) урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия и раздаточные дидактические материалы.
  2.  Продумывается ход урока с учётом уровня и особенности как класса в целом, так и отдельных учащихся, получивших конкретные задания, последовательность действий и т.д.
  3.  Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в те или иные виды активной работы.

Возможные нетрадиционные формы уроков: устный журнал, заочное путешествие, игра, турнир, викторина, театрализованное представление, брейн-ринг,  эстафета, урок – портрет и т.д.

Из опыта работы учителя истории Осиповой Милани Яковлевны, МОУ СОШ №3 Г. Георгиевск, Ставропольский край

Урок - клуб путешественников проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географических открытий. Например, в VII классе на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркова, Б.П. Хабарова и С.И. Дежнева  в русскую историю.

Приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций. Эти учащиеся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе их руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Затем я проверяю выполнение задания, полученного в начале урока.

Урок-суд успешно применяю при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, бонапартизм, сталинизм. Для проведения такого урока создаю две группы учащихся: три судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты.

Различные виды деятельности, включенные в учебный процесс, обогащают урок, так как вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоении мира; трудовая - дает практически ценные умения; общественная деятельность формирует социально значимую мотивацию; игра повышает общий эмоциональный тонус. А театрализованная игра синтезирует в себе все эти виды деятельности.

Чтобы урок прошел интересней, использую фонограммы.

Семинарские занятия. Одной из эффективных форм обучения в старших классах являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

В течение первых месяцев работы в классе изучаю общее развитие и индивидуальные особенности учащихся. С учетом их подготовленности и межличностных отношений формируются группы. В каждой группе выбирается лидер.

Семинар "Защита проблемы (вопроса)". Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается также необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (количество вопросов должно превышать количество групп). Разбор конвертов представителями групп обычно занимает не более трех минут. Затем в течение пяти минут продумывают вопрос, подбирают необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа.

       Вместо традиционного повторительно - обобщающего урока провожу семинар "Круглый стол". Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форма деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами. Другие группы получают (в конверте) практические задания: составить кроссворд, лото, игру, написать критическую заметку, составить план и т.д. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах своей работы. В ходе семинаров предполагаю использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения.

Провела открытый урок "Быт и нравы дворян н крестьян пореформенной России". Класс разделила на четыре группы. Каждая группа получила задание.

1-группа должна охарактеризовать жизнь дворянства в пореформенной России (особенности быта, служебные обязанности, обычаи и т.п.).

2-я группа характеризует хозяйственную деятельность крестьян, выявляет новые черты в трудовой жизни крестьян.

3-я группа готовит ответы на вопросы: в чем состояло основное содержание крестьянского социального опыта? Каково значение крестьянской общины в пореформенное время?

4-я группа определяет, какие изменения произошли в духовной жизни крестьян в пореформенную эпоху.

Школьники работают с раздаточным материалом. Для анализа группам раздаю также тексты, содержащие сведения краеведческого характера. Ребята используют не только текстовой материал, но и иллюстрации, помогающие составить представление о внешнем облике крестьян и дворянства пореформенной России, о том, как выглядели их жилища, предметы домашнего обихода. Раздаю школьникам репродукции рисунков и живописных полотен второй половины XIX века.

В конце урока подводим итоги работы групп, совместными усилиями формируем выводы. На  доске составляется схема: Жизнь пореформенной деревни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10555. Педагогика семейного воспитания 170.5 KB
  Тема. Педагогика семейного воспитания. План. Семья социальный институт формирования личности. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Ошибки семейного воспитания. Литература Аллан Фромм Азбука для родителей Лениздат 1999. Бендж
10556. Организация работы социального педагога с семьей 130 KB
  Тема. Организация работы социального педагога с семьей. План. Социальный статус семьи. Организация социальнопедагогической помощи семье. Формы социальнопедагогической помощи семье. Литература Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М. 1989. ...
10557. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей 133 KB
  Тема. Социальнопедагогическая деятельность с детьми оставшимися без попечения родителей План. 1. Сущность причины пути решения проблем детей оставшихся без попечения родителей. Работа социального педагога с приемной семьей. 3. Работа социального педаг
10558. Улица как среда воспитания. Дети улицы 97.5 KB
  Тема. Улица как среда воспитания. Дети улицы План. Влияние улицы на ребенка. Организация социально-педагогической работы с детьми улицы. ЛИТЕРАТУРА. Семейный кодекс Российской Федерации Ст 11 13 18 20. Конвенция о правах ребенка // Справочник
10559. Особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 114 KB
  Тема. Особенности детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации 1. Сущность понятия трудные жизненные ситуации для детей их типология; 2. Приемные и замещающие семьи для детей находящихся в трудной жизненной ситуации; 3. Государственные и негосударственные учре...
10560. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях 142.5 KB
  Тема. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях План. 1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях. 2. Технология процесса исправления осужденных. 3. Принципы перевоспитания осужденных. 4. Основные направления средства методы и фо...
10561. Социально-педагогические возможности СМИ 141 KB
  Тема. Социальнопедагогические возможности СМИ План СМИ: виды и основные функции; Основные методы воздействия СМИ на личность и группу. СМИ функции СМИ теории влияния СМИ действенность влияния результаты влияния методы воздействия. ЛИТЕРАТУРА .
10562. Философия и жизненный мир человека 50.5 KB
  Философия и жизненный мир человека. Генезис философии социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Проблема определения философии. Образы философии в истории культуры. Философия как знание и понимание. 1. Генезис философии социа...
10563. Философия как социокультурный феномен 67.5 KB
  Философия как социокультурный феномен. Понятие мировоззрения его структура и основные функции. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Философия и основные формообразования культуры: наука искусство мораль религи...