61951

Нетрадиционные формы уроков истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

Лучшие учителя ищут разные способы оживления урока привлечения школьников к активной УПД. Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся: Проводится тщательная подготовка таких уроков...

Русский

2014-06-03

18.29 KB

16 чел.

Нетрадиционные формы уроков истории

Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая учителей и методистов. Снижение качества обучения в значительной степени объясняется качеством уроков: стандартностью, шаблонностью, однообразием, формализмом и скукой. Лучшие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной УПД.

Традиционный  урок характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учащихся, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Пед. словарь. – С.154).

Нетрадиционный урок – импровизированное  учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру и регламентацию. Главной целью выступает -  возбуждение и поддержание интереса учащихся к учению.

По мнению И.П. Подласова, нетрадиционные уроки  необычные по замыслу, организации, методике проведения (Современный словарь по пед. / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн., 2001. – С.821-822).

Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся:

  1.  Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение (замысел) урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия и раздаточные дидактические материалы.
  2.  Продумывается ход урока с учётом уровня и особенности как класса в целом, так и отдельных учащихся, получивших конкретные задания, последовательность действий и т.д.
  3.  Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в те или иные виды активной работы.

Возможные нетрадиционные формы уроков: устный журнал, заочное путешествие, игра, турнир, викторина, театрализованное представление, брейн-ринг,  эстафета, урок – портрет и т.д.

Из опыта работы учителя истории Осиповой Милани Яковлевны, МОУ СОШ №3 Г. Георгиевск, Ставропольский край

Урок - клуб путешественников проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географических открытий. Например, в VII классе на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркова, Б.П. Хабарова и С.И. Дежнева  в русскую историю.

Приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций. Эти учащиеся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе их руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Затем я проверяю выполнение задания, полученного в начале урока.

Урок-суд успешно применяю при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, бонапартизм, сталинизм. Для проведения такого урока создаю две группы учащихся: три судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты.

Различные виды деятельности, включенные в учебный процесс, обогащают урок, так как вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоении мира; трудовая - дает практически ценные умения; общественная деятельность формирует социально значимую мотивацию; игра повышает общий эмоциональный тонус. А театрализованная игра синтезирует в себе все эти виды деятельности.

Чтобы урок прошел интересней, использую фонограммы.

Семинарские занятия. Одной из эффективных форм обучения в старших классах являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

В течение первых месяцев работы в классе изучаю общее развитие и индивидуальные особенности учащихся. С учетом их подготовленности и межличностных отношений формируются группы. В каждой группе выбирается лидер.

Семинар "Защита проблемы (вопроса)". Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается также необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (количество вопросов должно превышать количество групп). Разбор конвертов представителями групп обычно занимает не более трех минут. Затем в течение пяти минут продумывают вопрос, подбирают необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа.

       Вместо традиционного повторительно - обобщающего урока провожу семинар "Круглый стол". Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форма деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами. Другие группы получают (в конверте) практические задания: составить кроссворд, лото, игру, написать критическую заметку, составить план и т.д. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах своей работы. В ходе семинаров предполагаю использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения.

Провела открытый урок "Быт и нравы дворян н крестьян пореформенной России". Класс разделила на четыре группы. Каждая группа получила задание.

1-группа должна охарактеризовать жизнь дворянства в пореформенной России (особенности быта, служебные обязанности, обычаи и т.п.).

2-я группа характеризует хозяйственную деятельность крестьян, выявляет новые черты в трудовой жизни крестьян.

3-я группа готовит ответы на вопросы: в чем состояло основное содержание крестьянского социального опыта? Каково значение крестьянской общины в пореформенное время?

4-я группа определяет, какие изменения произошли в духовной жизни крестьян в пореформенную эпоху.

Школьники работают с раздаточным материалом. Для анализа группам раздаю также тексты, содержащие сведения краеведческого характера. Ребята используют не только текстовой материал, но и иллюстрации, помогающие составить представление о внешнем облике крестьян и дворянства пореформенной России, о том, как выглядели их жилища, предметы домашнего обихода. Раздаю школьникам репродукции рисунков и живописных полотен второй половины XIX века.

В конце урока подводим итоги работы групп, совместными усилиями формируем выводы. На  доске составляется схема: Жизнь пореформенной деревни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28747. Великая Октябрьская Социалистическая Революция 17.81 KB
  16 октября 1917 г. В ходе революции к 25 октября 1917 г. Вечером 25 октября на 2ом Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов объявили что власть переходит ко 2ому Съезду Советов а на местах к Советам рабочих солдатских и крестьянских депутатов.
28748. ГРАЖДАНСКАЯ война И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ в России 15.75 KB
  После выхода России из 1й мировой войны германские и австровенгерские войска в феврале 1918 оккупировали часть Украины Белоруссии Прибалтики и юга России что привело к заключению в марте 1918 Брестского мира. После окончания советскопольской войны Красная Армия нанесла ряд ударов по войскам генерала П. Эмигрировало к концу Гражданской войны до 2 млн. предпосылки и причины гражданской войны в России то их можно свести к следующим: 1.
28749. Новая экономическая политика 21.12 KB
  По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13 а мелкой более чем на 44. Не отказываясь от конечной цели создания нерыночной системы экономики НЭПа большевики прибегли к использованию товарноденежных отношений при одновременном сохранении в руках государства командных высот: национализированной земли и недр крупной и большей части средней промышленности транспорта банковского дела монополии внешней торговли. система совершенствования сельскохозяйственного производства предшествовала...