61951

Нетрадиционные формы уроков истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

Лучшие учителя ищут разные способы оживления урока привлечения школьников к активной УПД. Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся: Проводится тщательная подготовка таких уроков...

Русский

2014-06-03

18.29 KB

15 чел.

Нетрадиционные формы уроков истории

Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая учителей и методистов. Снижение качества обучения в значительной степени объясняется качеством уроков: стандартностью, шаблонностью, однообразием, формализмом и скукой. Лучшие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной УПД.

Традиционный  урок характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учащихся, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Пед. словарь. – С.154).

Нетрадиционный урок – импровизированное  учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру и регламентацию. Главной целью выступает -  возбуждение и поддержание интереса учащихся к учению.

По мнению И.П. Подласова, нетрадиционные уроки  необычные по замыслу, организации, методике проведения (Современный словарь по пед. / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн., 2001. – С.821-822).

Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся:

  1.  Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение (замысел) урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия и раздаточные дидактические материалы.
  2.  Продумывается ход урока с учётом уровня и особенности как класса в целом, так и отдельных учащихся, получивших конкретные задания, последовательность действий и т.д.
  3.  Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в те или иные виды активной работы.

Возможные нетрадиционные формы уроков: устный журнал, заочное путешествие, игра, турнир, викторина, театрализованное представление, брейн-ринг,  эстафета, урок – портрет и т.д.

Из опыта работы учителя истории Осиповой Милани Яковлевны, МОУ СОШ №3 Г. Георгиевск, Ставропольский край

Урок - клуб путешественников проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географических открытий. Например, в VII классе на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркова, Б.П. Хабарова и С.И. Дежнева  в русскую историю.

Приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций. Эти учащиеся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе их руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Затем я проверяю выполнение задания, полученного в начале урока.

Урок-суд успешно применяю при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, бонапартизм, сталинизм. Для проведения такого урока создаю две группы учащихся: три судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты.

Различные виды деятельности, включенные в учебный процесс, обогащают урок, так как вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоении мира; трудовая - дает практически ценные умения; общественная деятельность формирует социально значимую мотивацию; игра повышает общий эмоциональный тонус. А театрализованная игра синтезирует в себе все эти виды деятельности.

Чтобы урок прошел интересней, использую фонограммы.

Семинарские занятия. Одной из эффективных форм обучения в старших классах являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

В течение первых месяцев работы в классе изучаю общее развитие и индивидуальные особенности учащихся. С учетом их подготовленности и межличностных отношений формируются группы. В каждой группе выбирается лидер.

Семинар "Защита проблемы (вопроса)". Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается также необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (количество вопросов должно превышать количество групп). Разбор конвертов представителями групп обычно занимает не более трех минут. Затем в течение пяти минут продумывают вопрос, подбирают необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа.

       Вместо традиционного повторительно - обобщающего урока провожу семинар "Круглый стол". Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форма деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами. Другие группы получают (в конверте) практические задания: составить кроссворд, лото, игру, написать критическую заметку, составить план и т.д. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах своей работы. В ходе семинаров предполагаю использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения.

Провела открытый урок "Быт и нравы дворян н крестьян пореформенной России". Класс разделила на четыре группы. Каждая группа получила задание.

1-группа должна охарактеризовать жизнь дворянства в пореформенной России (особенности быта, служебные обязанности, обычаи и т.п.).

2-я группа характеризует хозяйственную деятельность крестьян, выявляет новые черты в трудовой жизни крестьян.

3-я группа готовит ответы на вопросы: в чем состояло основное содержание крестьянского социального опыта? Каково значение крестьянской общины в пореформенное время?

4-я группа определяет, какие изменения произошли в духовной жизни крестьян в пореформенную эпоху.

Школьники работают с раздаточным материалом. Для анализа группам раздаю также тексты, содержащие сведения краеведческого характера. Ребята используют не только текстовой материал, но и иллюстрации, помогающие составить представление о внешнем облике крестьян и дворянства пореформенной России, о том, как выглядели их жилища, предметы домашнего обихода. Раздаю школьникам репродукции рисунков и живописных полотен второй половины XIX века.

В конце урока подводим итоги работы групп, совместными усилиями формируем выводы. На  доске составляется схема: Жизнь пореформенной деревни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6376. Дидактика вищої школи. Зміст освіти у ВНЗ 63.5 KB
  Дидактика вищої школи.Зміст освіти у ВНЗ План Сутність поняття дидактика вищої школи, іі мета, функції та завдання. Зміст освіти у вищій школі. Поняття про зміст освіти вищої школи та його проектування. Характеристика н...
6377. Графічна репрезентація даних статистичних досліджень 45.5 KB
  Тема 3. Графічна репрезентація даних статистичних досліджень. ПРИКЛАД 1. Спостерігали за 35 підлітками (а згодом - молодими людьми) у віці від 10 до 18 років, щороку фіксуючи, на скільки кожний з них виріс. Після цього визначили вік, протягом я...
6378. Захисник при перегляді судових рішень в порядку виключного провадження 77.5 KB
  Захисник при перегляді судових рішень в порядку виключного провадження План: Загальна характеристика та підстави перегляду судових рішень в порядкувиключного провадження. Поняття нововиявлених обставин та їххарактеристика. Захис...
6379. Бізнес-план в умовах ринкової системи господарювання 33.15 KB
  Бізнес-план в умовах ринкової системи господарювання Цілі: Особливості господарювання виноробних підприємств З'ясувати сутність і призначення бізнес-плану Визначити цілі розробки бізнес-плану Визначити види та о...
6380. Структура, послідовність розробки та оформлення бізнес-пл 25.77 KB
  Структура, послідовність розробки та оформлення бізнес-плану Цілі лекції: Ідентифікувати чинник, що впливають на зміст бізнес-плану. Визначити логіку опрацювання бізнес-плану. Засвоїти основні правила оформлення бізнес-плану. ...
6383. Продукт та ринок 101 KB
  Продукт та ринок З'ясувати цілі складання і визначити структуру розділу Галузь, підприємство та його продукція. Охарактеризувати зміст параграфів розділу Галузь, підприємство та його ...
6384. Маркетинг-план. Основні підрозділи маркетинг-плану 158.5 KB
  У попередньому розділі бізнес-плану був охарактеризований ринок майбутнього бізнесу і визначені його можливості. У маркетинг-плані необхідно висвітлити, як саме підприємство використовуватиме ці можливості...