61951

Нетрадиционные формы уроков истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

Лучшие учителя ищут разные способы оживления урока привлечения школьников к активной УПД. Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся: Проводится тщательная подготовка таких уроков...

Русский

2014-06-03

18.29 KB

18 чел.

Нетрадиционные формы уроков истории

Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая учителей и методистов. Снижение качества обучения в значительной степени объясняется качеством уроков: стандартностью, шаблонностью, однообразием, формализмом и скукой. Лучшие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной УПД.

Традиционный  урок характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учащихся, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Пед. словарь. – С.154).

Нетрадиционный урок – импровизированное  учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру и регламентацию. Главной целью выступает -  возбуждение и поддержание интереса учащихся к учению.

По мнению И.П. Подласова, нетрадиционные уроки  необычные по замыслу, организации, методике проведения (Современный словарь по пед. / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн., 2001. – С.821-822).

Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий учителя и учащихся:

  1.  Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение (замысел) урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия и раздаточные дидактические материалы.
  2.  Продумывается ход урока с учётом уровня и особенности как класса в целом, так и отдельных учащихся, получивших конкретные задания, последовательность действий и т.д.
  3.  Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в те или иные виды активной работы.

Возможные нетрадиционные формы уроков: устный журнал, заочное путешествие, игра, турнир, викторина, театрализованное представление, брейн-ринг,  эстафета, урок – портрет и т.д.

Из опыта работы учителя истории Осиповой Милани Яковлевны, МОУ СОШ №3 Г. Георгиевск, Ставропольский край

Урок - клуб путешественников проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географических открытий. Например, в VII классе на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркова, Б.П. Хабарова и С.И. Дежнева  в русскую историю.

Приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций. Эти учащиеся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе их руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Затем я проверяю выполнение задания, полученного в начале урока.

Урок-суд успешно применяю при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, бонапартизм, сталинизм. Для проведения такого урока создаю две группы учащихся: три судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты.

Различные виды деятельности, включенные в учебный процесс, обогащают урок, так как вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоении мира; трудовая - дает практически ценные умения; общественная деятельность формирует социально значимую мотивацию; игра повышает общий эмоциональный тонус. А театрализованная игра синтезирует в себе все эти виды деятельности.

Чтобы урок прошел интересней, использую фонограммы.

Семинарские занятия. Одной из эффективных форм обучения в старших классах являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

В течение первых месяцев работы в классе изучаю общее развитие и индивидуальные особенности учащихся. С учетом их подготовленности и межличностных отношений формируются группы. В каждой группе выбирается лидер.

Семинар "Защита проблемы (вопроса)". Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается также необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (количество вопросов должно превышать количество групп). Разбор конвертов представителями групп обычно занимает не более трех минут. Затем в течение пяти минут продумывают вопрос, подбирают необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа.

       Вместо традиционного повторительно - обобщающего урока провожу семинар "Круглый стол". Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форма деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами. Другие группы получают (в конверте) практические задания: составить кроссворд, лото, игру, написать критическую заметку, составить план и т.д. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах своей работы. В ходе семинаров предполагаю использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения.

Провела открытый урок "Быт и нравы дворян н крестьян пореформенной России". Класс разделила на четыре группы. Каждая группа получила задание.

1-группа должна охарактеризовать жизнь дворянства в пореформенной России (особенности быта, служебные обязанности, обычаи и т.п.).

2-я группа характеризует хозяйственную деятельность крестьян, выявляет новые черты в трудовой жизни крестьян.

3-я группа готовит ответы на вопросы: в чем состояло основное содержание крестьянского социального опыта? Каково значение крестьянской общины в пореформенное время?

4-я группа определяет, какие изменения произошли в духовной жизни крестьян в пореформенную эпоху.

Школьники работают с раздаточным материалом. Для анализа группам раздаю также тексты, содержащие сведения краеведческого характера. Ребята используют не только текстовой материал, но и иллюстрации, помогающие составить представление о внешнем облике крестьян и дворянства пореформенной России, о том, как выглядели их жилища, предметы домашнего обихода. Раздаю школьникам репродукции рисунков и живописных полотен второй половины XIX века.

В конце урока подводим итоги работы групп, совместными усилиями формируем выводы. На  доске составляется схема: Жизнь пореформенной деревни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37675. ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОННЫХ ЛАМП 48.5 KB
  Важнейшей характеристикой диода является зависимость силы тока текущего через лампу анодного тока от разности потенциалов между катодом и анодом анодного напряжения. Анодный ток зависит от анодного напряжения и от температуры катода. При постоянной температуре катода анодный ток 1д возрастает с увеличением анодного напряжения IIа. Поскольку ме ханизм возникновения электрического тока в этом случае отличается от механизма возникновения тока в проводниках то зависимость анодного тока от анодного напряжения не описывается законом Ома.
37676. Морфологія і анатомія генеративних органів 257.5 KB
  Морфологія і анатомія бруньок винограду. Вивчити типи бруньок винограду їх утворення розвиток морфологічну та анатомічну будову пасинкової бруньки і зимуючого вічка. Морфологія і анатомія бруньок винограду. У більшості сортів європейськоазіатського винограду порослеві пагони і вовчки безплідні і відрізняються від звичайних пагонів більшою силою росту в довжину і в товщину рихлістю будови тканини слабким прикріпленням до багаторічної частини стебла.
37677. Закладання винограднику 91 KB
  Тема: Закладання винограднику. Організація території для закладання винограднику. Скласти плансхему організації території відведеної для закладання винограднику. Організація території для закладання винограднику.
37678. Щеплення здеревянілими чубуками 101 KB
  Мета заняття. Засвоїти техніку настільного щеплення здеревянілими чубуками па машинах УПВ, ПМ-450 та МП-7А. Ознайомитись з технікою щеплення вручну способом поліпшеної копуліровки та на штифт за допомогою спеціального секатора.
37679. Виведення основних форм кущів 825.5 KB
  У перший рік добиваються високої приживлюваності саджанців. 1 Виведення середньоштамбового двобічного кордону: 1 кущ у перший рік садіння; 2 кущ на другий рік; 3 кущ на третій рік; 4 кущ на четвертий рік; 5 кущ на пятий рік: а навесні; б влітку в восени. На другий рік вирощують пагони для майбутнього штамба. На третій рік формують штамб.
37680. Загальні відомості про виноград і будову його вегетативних органів 256 KB
  Класифікація винограду. Ознайомитись з екологогеографічними групами сортів європейськоазіатського винограду Vitis vinifer J. Класифікація винограду. У культурі винограду найбільше значення мають такі види роду Vitis J європейськоазіатський виноград Vitis vіпіfега J.
37681. Арифметичні команди восьмирозрядного мікропроцесора КР580ВМ80 (Intel 8080) 465 KB
  Арифметичні команди. Прапорці завжди встановлюються чи скидаються автоматично після виконання наступної команди яка впливає на прапорці в залежності від результату операції. Результати виконання арифметичних і логічних операцій над вмістом акумулятора регістрів загального призначення та комірок памяті впливають на прапорці наступним чином: Прапорець нуля встановлюється в 1 якщо в результаті виконання якоїнебудь команди отримано нульовий результат всі біти задіяного регістру чи комірки памяті встановлено в 0 і скидається в 0 в випадку...
37682. Логічні команди восьмирозрядного мікропроцесора КР580ВМ80 (Intel 8080) 394 KB
  До них відносяться команди І АБО ВИКЛЮЧНЕ АБО та ЗАПЕРЕЧЕННЯ ІНВЕРСІЯ а також команда ПОРІВНЯННЯ за допомогою якої здійснюються різноманітні перевірки. Окремо слід виділити команди простого та циклічного зсуву які використовуються для реалізації операцій МНОЖЕННЯ і ДІЛЕННЯ та деяких інших цілей. Власне логічні команди.