61969
Диоксид кремния в природе и жизни человека
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Цели урока: рассмотреть строение физические и химические свойства диоксида кремния. Показать значение диоксида кремния в природе и жизни человека дать понятие о силикатной промышленности о производстве стекла и цемента показать применение этих материалов в народном хозяйстве.
Русский
2014-06-03
29.35 KB
2 чел.
Рассыльнова Ольга Николаевна, высшая квалификационная категория
Предмет: химия
Класс: 9.
Тема урока. Диоксид кремния в природе и жизни человека.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Цели урока: рассмотреть строение, физические и химические свойства диоксида кремния., показать значение диоксида кремния в природе и жизни человека, дать понятие о силикатной промышленности, о производстве стекла и цемента, показать применение этих материалов в народном хозяйстве.
Оборудование: коллекция «Стекло и изделия из стекла», образцы изделий из фарфора, керамики, фаянса, стекла и т.д. компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание химия 9 кл., презентация «Диоксид кремния в природе и жизни человека».
Продолжительность занятия: 45 мин.
Аннотация занятия: Урок «Диоксид кремния в природе и жизни человека» разработан по программе О.С.Габриеляна применительно к учебнику «Химия 9» автора О.С.Габриеляна и является продолжением ряда уроков по теме «Неметаллы». Объяснение нового материала проводит учитель с демонстрацией слайдов. Предлагает изучить свойство диоксида кремния, которое позволяет его использовать в силикатной промышленности. Контроль за усвоением знаний учащихся в течение урока осуществлялся с помощью фронтальной беседы и теста.
Литература:
Интернет ресурс другой источник информации
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ |
||||||||||||
|
Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Николаевна, я учитель химии средней общеобразовательной школы №2. Я рада приветствовать всех, кто пришел сегодня на открытый урок. Пусть этот урок откроет для каждого из вас что-то новое и интересное, а посвящен он главному соединению кремния. |
|||||||||||||
2. Актуализация знаний и умений учащихся |
Соединение кремния, о котором пойдет речь, упоминается в высказывании знаменитого отечественного ученого в области минералогии А.Е.Ферсмана: "Показывают самые разнообразные предметы: прозрачный шар, сверкающий на Солнце чистотой холодной ключевой воды, чистый песок на берегу моря, красиво ограненные груды горного хрусталя, окаменелое дерево, превращенное в камень, грубо обработанные наконечник стрелы древнего человека... все это одно и то же соединение...?" Как вы думаете, о каком соединении кремния идет речь? |
Оксид кремния (IV) |
||||||||||||
|
Из всех соединений кремния, диоксид кремния (пояснить происхождение названия вещества), имеет наибольшее применение в повседневной жизни и химической промышленности, поэтому мы уделим ему особое внимание, изучив его строение, свойства и применение. Тема нашего урока «Диоксид кремния в нашей жизни» На столах у вас лежит схема, которую мы будем заполнять в течении урока. |
|||||||||||||
|
В каком виде встречается диоксид кремния в природе? На этот вопрос мы получим ответ после просмотра видеофрагмента и запишем его в схему. Оксид кремния (VI) в природе встречается в свободном виде: кварц, песок; входит в состав минералов и горных пород (гранит, горный хрусталь, раух-топаз, сердолик, аметист). Эти полудрагоценные камни в основном состоят из диоксида кремния. Такое богатство цветов и оттенков создают примеси соединений различных элементов. Диоксид кремния также входит в состав растительного и животного мира. Его содержат стебли некоторых видов овощей и хлебных злаков. Этим объясняется повышенная прочность стеблей этих растений. Панцири инфузорий, тела губок, яйца и перья птиц, шерсть животных, волосы, стекловидное тело глаза также содержат диоксид кремния. А теперь рассмотрим свойства диоксида кремния. От чего зависят свойства веществ? Свойства любого вещества зависят от строения. Рассмотрим строение диоксидов кремния В структуре оксида кремния (IV) каждый атом Si связан с четырьмя атомами кислорода, а каждый атом кислорода с двумя атомами кремния. Таким образом, SiO2 имеет полимерное строение (SiO2)n с кристаллической решеткой атомного типа. -Si O Si O Si O O O -Si O Si O Si - Охарактеризуйте физические свойства диоксида кремния (это твердое, тугоплавкое вещество, не растворимое в воде). По химическим свойствам SiO2 кислотный оксид, при сплавлении взаимодействует с щелочью, оксидами и карбонатами щелочных и щелочноземельных металлов: Запишите реакции взаимодействия оксида кремния (IV) с гидроксидом натрия, оксидом кальция и карбонатом калия. При обычных температурах он может взаимодействовать лишь с фтором, фтороводородом и плавиковой кислотой: SiO2 + 2 F2 => SiF4 + O2 SiO2 + 4 HF(г) => SiF4 + 2 H2O С плавиковой кислотой: SiO2 + 6HF(ж) → H2[SiF6](гексафторкремниевая кислота) + 2H2O (реакции лежат в основе процесса травления стекла). Запишите реакции в схему. Ребята, как вы думаете, такое широкое распространение диоксида кремния в природе нашло свое применение в жизни человека? Оксид кремния (IV) служит основой для производства стекла и цемента. Производством стекла и цемента занимается силикатная промышленность, которая занимает одно из ведущих мест в химической промышленности Саратовской области. ОАО “Саратовстекло” одно из крупнейших в Европе стекольных производств, существует с 1957 г. Предприятие выпускает стекло листовое толщиной от 2 до 10 мм, автомобильное стекло на уровне мировых стандартов, свыше двухсот наименований хрустальных изделий, разнообразный спектр зеркал различной конфигурации с нанесением декоративного рисунка, мебель из стекла, оригинальные светильники. Как получают на заводах Обыкновенное стекло (Na2O·СaO ·SiO2)? Из мела (CaCO3), из песка (SiO2) и соды (Na2CO3) Стекло давно в наш быт вошло. Давайте рассмотрим коллекцию «Стекло и изделия из стекла» В первой коробке находятся вещества которые входят в состав шихты. Это кварц, мел, полевой шпат, сода, магнезит, барит. А также материалы для глушения и окраски стекла. Во второй коробке представлены образцы стекла и изделия из стекловолокна. Запишите формулу стекла Первые изделия - бусы, сосуды неправильной формы были изготовлены еще в Древнем Египте рабами, которые лепили их с помощью палки и щипцов. А вот оконное стекло появилось в Европе только при Людовике XIV . Оно было в виде маленьких цветных стеклышек в свинцовых переплетах окон и дверей замков и дворцов. В домах бедняков оконные рамы были затянуты бычьими пузырями, промасленной бумагой или слюдой. Очень много для развития русского стеклоделия сделал М.В.Ломоносов. Он создал первую химическую лабораторию в России, в которой ставил эксперименты и изучал свойства веществ, в том числе и стекла. Проделав со стеклом четыре тысячи опытов, ученый нашел способы улучить его качество. Его перу принадлежит и большой труд, посвященный стеклу, и поэма о стекле. Ломоносов собственноручно выполнил мозаичную большую картину “Полтавская баталия”, на создание которой использовалась цветная мозаика. Размер картины 42м2. Над ней Ломоносов работал почти 5 лет. В одном из помещений Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук находится мозаичный портрет Петра I. Есть силикатные заводы, Где выпускается цемент, ОАО “Вольскцемент” Предприятие основано в 1897 г. благодаря богатейшим запасам уникального сырья ОАО “Вольскцемент” производит около 10 видов цемента. Еще XIX в цементники маркировали свою продукцию гербом России, как товар наивысшего качества. Качество вольского цемента отмечено наградами . 1995 г. - “Золотая звезда”- европейская награда за качество. 1998 и 2000 гг. - дипломом конкурса “100 лучших товаров России”. Волжский цемент прекрасно зарекомендовал себя в прошлом: Каскад волжских ГЭС, ВАЗ, КамАЗ, Московское метро. Крупнейшие проекты России: каскад ГЭС в Дагестане, мосты через Волгу в Саратове и Нижнем Новгороде, метро в Самаре и др. При добавления к цементу песка или щебня в качестве наполнителя получают бетон. Прочность бетона возрастает, если в него вводится железный каркас, - получают железобетон, из которого изготовляют стеновые панели, блоки перекрытий, мосты и т.д. Силикатная промышленность также выпускает керамику кирпич, фарфор, фаянс и изделия из них |
SiO2 - кварц, горный хрусталь, аметист, агат, яшма,опал, кремнозём (основная часть песка) Заполняют схему Заполняют схему это твердое, тугоплавкое вещество, не растворимое в воде). Записывают уравнения реакций SiO2 + 2NaOH → Na2SiO3 + H2O SiO2 + CaO → CaSiO3 SiO2 + K2CO3 → K2SiO3 + CO2↑ Записывают реакции в схему. Рассматривают коллекцию «Стекло» Записывают формулу стекла Na2O·СaO ·SiO2 Заполняют схему Записывают формулу цемента CaO ·AI2O3 ·2SiO2 |
||||||||||||
|
Делается обобщение по всей схеме Выполнение тестовых заданий 1. Оксид кремния (IV) называют: а) алмаз; б) кварц; в) кокс; г) антрацит. 2. У оксида кремния (iv) кристаллическая решетка: а) атомная; б) ионная; в) молекулярная; г) металлическая. 3. Оксид кремния (IV) может реагировать со всеми веществами пары: а) вода, соляная кислота; б)оксид серы(IV) и оксид кальция; в) серная кислота, оксид углерода (iv); г) оксид и гидроксид натрия. 4. Из какого оксида невозможно получить кислоту, действую на него водой при обычных условиях: а) оксида серы (IV); б) оксид кремния (IV); в) оксид углерода (IV); г) оксид азота (IV). 5. Соединение какого элемента придают прочность крыльям бабочек, панцирям жуков, перьям птиц и гладкость костям человека: а) кальция; б) фосфора в) кремния; г) фтора 6. Какой из данных природных минералов не имеет в своем составе диоксид кремния: а) аметист; б) опал; в) малахит; г) яшма. Самопроверка |
Выполняют тест
|
||||||||||||
|
Урок я хочу закончить словами великого русского ученого М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Спасибо за внимание и плодотворную работу! Желаю дальнейших успехов! |
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
82444. | Феминизация лексических изменений в европейских языках | 31.66 KB | |
Под давлением некоторых организаций правительство Франции 23 февраля 2012 года приняло постановление об ограничении употребления слова mdemoiselle . В современной Франции обращение mdemoiselle воспринимается как комплименттак как подразумеваетчто женщина молода и свободна но существует также давняя театральная традиция обращаться к известным актрисам mdemoiselle . Представительницы феминисткой группы в сентябре 2011 года развернули активные кампании против слова mdemoiselle заявив что оно является оскорбительным и подразумевает... | |||
82445. | Место и роль гипер-гипонимических отношений в формировании языковой картины мира | 34.75 KB | |
Гиперонимы и гипонимы Синонимические ряды Большую роль в формировании ЯКМ играют гиперонимы и гипонимы. Гиперонимы слова с широким родовым значением например véhicule m транспортное средство передвижения Гипонимы слова с конкретным точечным значение например слово рука в русском языке это гипероним а во французском существуют гипонимы min f кисть руки brs m рука от плеча до кисти.Спортивные мероприятия ctivités sportives Существуют гипонимы которые передаются целым предложением. | |||
82446. | Способы передачи французских фразеологизмов на русский язык | 33.1 KB | |
Возможность полноценной передачи фразеологизмов зависит в основном от соотношений между их единицами во французском и русском языках. При этом существуют 3 способа передачи французских фразеологизмов на русский язык: Французский фразеологизм имеет в русском языке точное независящее от контекста полноценное соответствие. | |||
82447. | Связь языка и культуры, характер связи | 30.71 KB | |
Язык это явление культуры. Именно благодаря языку человек осознаёт себя как своё я выделяет себя из внешнего мира тем самым отличаясь от животных. Язык единственное средство связи между разными поколениями именно благодаря ему мы усваиваем культуру прошлых поколений. | |||
82448. | Отражение национально-культурного различия в фразеологизмах | 33.45 KB | |
Хотя французы и говорят что одежда не делает монаха они встречают незнакомца нередко именно по одёжке hbillé comme un mnnequin манекен; 3. Понастоящему образованным считается тот кто в совершенстве владеет родным языком prler comme un livre un orcle un nge 4. Неслучайно имеются фразеологизмы с опорным словом rire rire comme une bleine кит comme un gmin gosse ребенок ; 5. | |||
82449. | Вильгельм Гумбольдт о связи языка и культуры | 30.64 KB | |
Одним из первых учёных обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры был Вильгельм фон Гумбольдт17671835основатель учения о ЯКМ. Поражает его лингвистический кругозор: владел языками разных лингвистических семей венгерский санскрит китайский испанский французский языки американских индейцев. Высказал мнение что характер связи языка и мышления глубок и противоречив. | |||
82451. | Сепир и Уорф «Об отражении в языке национально-культурных особенностей его носителей» | 24.24 KB | |
Бенджамин ли Уорф 18971941 ученик Эдуарда Сэпира.ли Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение. ли Уорф изучал языки американских индейцев. | |||
82452. | Практическая значимость знания и владения межкультурной коммуникации | 32.55 KB | |
Но в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам а потому подождите пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку в Латинской Америке объятия. Во многих странах религия оказывает влияние на деловую жизнь в том числе на распорядок дня и рабочие месяцы и дни. В других странах они могут иметь совсем иное не всегда приличное значение. | |||