61982

А. Гайдар «Тимур и его команда»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара его повестью Тимур и его команда продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

Русский

2014-06-03

19.58 KB

11 чел.

Открытый урок

по литературному чтению в 4 «В» в рамках проведения декады литературного чтения.

Дата: 11 марта 2010 г.

Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда»

Цели:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара, его повестью «Тимур и его команда»,

- продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

- Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся.

- Воспитывать интерес к творчеству Гайдара и уважение к нему как к человеку.

Тип урока: урок ознакомления с новым произведением с использованием презентации о биографии А. П. Гайдара.

Оборудование: портреты Гайдара, выставка его книг, карточка со словом «команда», учебник, мультимедийный проектор.

План:

  1.  Организационный момент.

Сегодня мы продолжим путешествие по миру литературы, познакомимся с новым автором, его произведением, будем читать главы из этого произведения и рассуждать о прочитанном, будем учиться быть настоящими читателями.

Речевая разминка.

- Прочитайте глазами стихотворение поэта Лунина.

Я однажды видел сам:

Як летел по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы ловил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

- Скажите, что необычного встречается в этом стихотворении? (Ястреб не плавает в океане, Ягуар догоняет лани, Ясень не может ходить, Язь не может в лесу грибы ловить)

- Как вы думаете, где же поэт все это видел? (во сне)

- Давайте прочитаем это стихотворение хором тихо. Сделают это со мной ребята 1-го ряда.

- Со 2-м рядом мы прочитаем стихотворение громко.

- С 3-м рядом мы прочитаем его скороговоркой.

- Кто прочитает нам его серьезно?

- А теперь с радостной интонацией.

- Ну вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

  1.  Проверка домашнего задания.

Выступления учащихся (монтаж, коллективный рассказ о жизни Гайдара).

- Сам Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». А как думаете вы?

- Что особенно интересно было читать (слушать) о Гайдаре?

- Что из прослушанного вам кажется особенно важным для понимания книг писателя?

- Как вы открывали для себя Гайдара: с какими источниками работали, где брали материал для рассказа? Как его обрабатывали?

- Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он долго оттачивал каждую фразу, десятки раз повторял её вслух. А как работали вы? Готовили ли своё выступление? Произносили ли его вслух? Или ограничились лишь поиском и отбором материала? Понятно ли было из рассказов ребят, кто готовился? Кому и какие рекомендации вы бы дали?

Показ презентации.

III. Работа с текстом до чтения.

  1.  Беседа с учащимися.

- Как помогает подготовиться к чтению повести Гайдара рассказ Р. Фраермана? Какого повествования вы ждёте? (А не просто о чём?)

- Что значит слово «команда»? Видели ли мы пример команды в истории, рассказанной Р. Фраерманом?

  1.  Выступления учащихся, прочитавших книгу целиком.

«Почему я советую прочитать эту книгу А. Гайдара?»

IV. Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение глав 1 и 2.

- Оправдались ли ваши ожидания в том, каким будет повествование?

- Сумели ли вы получить удовольствие от чтения? Когда? Что рассмотрели в тексте?

  1.  Комментированное чтение.

Первая часть.

- О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом?

- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком? По какому поводу?

- С какой целью могли сидеть двое на трубе дома молочницы? Догадались ли вы, кто они?

- Что заставило Колю покинуть «пост» возле деда?

- С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста?

Вторая часть.

- Кто такие Ольга и Женя? Похожи ли сёстры?

Какая Ольга? (Обратить внимание на саму форму имени.)

Какая Женя?

- Кто старше? Почему вы так думаете?

- Прочитайте по ролям разговор сестёр.

- Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке?

Прочитайте выразительно эту сцену.

- Отчего девочке «стало не по себе?»

- Кто предупреждает Женю об опасности?

- Какая фраза звучит комично? («…Примчатся … люди, и они тебя поколотят»).

- Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его?

Рассказы ребят, прочитавших книгу, о знакомстве Тимура с Женей.

- Как Гайдар выделяет Тимура их его команды?

V. Работа с текстом после чтения.

1). Обобщающая беседа.

- На какой необычный чердак попала Женя?

- Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду?

2). Творческий пересказ.

Тему выбирают учащиеся, рассказы от 1-го лица:

Коля Колокольчиков «Фу, пронесло!»,

Женя «Я – капитан» и др.

  1.  Домашнее задание.

Прочитайте 3-ю и 4-ю части текста.

Приложение №1

Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица многих людей. Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно; юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш – веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.

Родился Аркадий Петрович 9 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в училище, когда началась война его отца забрали в солдаты. Но Аркадий через месяц сбежал с дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Когда ему было четырнадцать лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и поэтому он смог обмануть комиссию и его приняли на курсы красных командиров.

В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитами. В декабре 1924 Гайдар ушел из армии после ранения и контузии. И он начал писать.

Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Аркадий Петрович не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24983. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца 42 KB
  Закон электромагнитной индукции. Опыты по электромагнитной индукции. Явление электромагнитной индукции было открыто Майклом Фарадеем в 1831 г. Магнитным потоком через замкнутый контур площадью S называют физическую величину равную произведению модуля вектора магнитной индукции В на площадь контура S и на косинус угла а между направлением вектора магнитной индукции и нормалью к площади контура.
24984. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле 27.5 KB
  Явление самоиндукции заключается в появлении ЭДС индукции в самом проводнике при изменении тока в нем. Примером явления самоиндукции является опыт с двумя лампочками подключенными параллельно через ключ к источнику тока одна из которых подключается через катушку рис. Это происходит потому что после замыкания ключа ток достигает максимального значения не сразу магнитное поле нарастающего тока породит в катушке индукционную ЭДС которая в соответствии с правилом Ленца будет мешать нарастанию тока. Для самоиндукции выполняется...
24985. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Частота и период колебаний 26 KB
  Электромагнитные колебания это колебания электрических и магнитных полей которые сопровождаются периодическим изменением заряда тока и напряжения. Простейшей системой где могут возникнуть и существовать электромагнитные колебания является колебательный контур. Таким образом в колебательном контуре будут происходить электромагнитные колебания изза превращения энергии электрического поля конденсатора Wэ = = CU2 2 в энергию магнитного поля катушки с током wm = LI2 2 и наоборот.
24986. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и примеры их практического использования 48 KB
  Свойства электромагнитных волн. Английский ученый Джеймс Максвелл на основании изучения экспериментальных работ Фарадея по электричеству высказал гипотезу о существовании в природе особых волн способных распространяться в вакууме. Эти волны Максвелл назвал электромагнитными волнами.
24987. Волновые свойства света. Электромагнитная теория света 38.5 KB
  Электромагнитная теория света План ответа 1. Законы преломления и отражения света. Наиболее наглядно волновые свойства света обнаруживаются в явлениях интерференции и дифракции.
24988. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Ядерная модель атома 23.5 KB
  Ядерная модель атома План ответа 1. Ядерная модель атома. Рассеяние αчастиц Резерфорд объяснил тем что положительный заряд не распределен равномерно в шаре радиусом 1010 м как предполагали ранее а сосредоточен в центральной части атома атомном ядре. Так ведут себя частицы имеющие одинаковый заряд следовательно существует центральная положительно заряженная часть атома в которой сосредоточена значительная масса атома.
24989. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами. Спектральный анализ 24.5 KB
  Спектр излучения или поглощения это набор волн определенных частот которые излучает или поглощает атом данного вещества. Сплошные спектры излучают все вещества находящиеся в твердом или жидком состоянии. Линейчатые спектры излучают все вещества в атомарном состоянии. Как у каждого человека свои личные отпечатки пальцев так и у атома данного вещества свой характерный только ему спектр.
24990. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и постоянная Планка. Применение фотоэффекта в технике 28.5 KB
  Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и постоянная Планка. Применение фотоэффекта в технике Плав ответа 1. Законы фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
24991. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция, условия ее осуществления. Термоядерные реакции 26 KB
  Энергия связи ядра атома. Состав ядра атома. Энергия связи атомного ядра.