61982

А. Гайдар «Тимур и его команда»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара его повестью Тимур и его команда продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

Русский

2014-06-03

19.58 KB

11 чел.

Открытый урок

по литературному чтению в 4 «В» в рамках проведения декады литературного чтения.

Дата: 11 марта 2010 г.

Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда»

Цели:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара, его повестью «Тимур и его команда»,

- продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

- Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся.

- Воспитывать интерес к творчеству Гайдара и уважение к нему как к человеку.

Тип урока: урок ознакомления с новым произведением с использованием презентации о биографии А. П. Гайдара.

Оборудование: портреты Гайдара, выставка его книг, карточка со словом «команда», учебник, мультимедийный проектор.

План:

  1.  Организационный момент.

Сегодня мы продолжим путешествие по миру литературы, познакомимся с новым автором, его произведением, будем читать главы из этого произведения и рассуждать о прочитанном, будем учиться быть настоящими читателями.

Речевая разминка.

- Прочитайте глазами стихотворение поэта Лунина.

Я однажды видел сам:

Як летел по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы ловил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

- Скажите, что необычного встречается в этом стихотворении? (Ястреб не плавает в океане, Ягуар догоняет лани, Ясень не может ходить, Язь не может в лесу грибы ловить)

- Как вы думаете, где же поэт все это видел? (во сне)

- Давайте прочитаем это стихотворение хором тихо. Сделают это со мной ребята 1-го ряда.

- Со 2-м рядом мы прочитаем стихотворение громко.

- С 3-м рядом мы прочитаем его скороговоркой.

- Кто прочитает нам его серьезно?

- А теперь с радостной интонацией.

- Ну вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

  1.  Проверка домашнего задания.

Выступления учащихся (монтаж, коллективный рассказ о жизни Гайдара).

- Сам Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». А как думаете вы?

- Что особенно интересно было читать (слушать) о Гайдаре?

- Что из прослушанного вам кажется особенно важным для понимания книг писателя?

- Как вы открывали для себя Гайдара: с какими источниками работали, где брали материал для рассказа? Как его обрабатывали?

- Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он долго оттачивал каждую фразу, десятки раз повторял её вслух. А как работали вы? Готовили ли своё выступление? Произносили ли его вслух? Или ограничились лишь поиском и отбором материала? Понятно ли было из рассказов ребят, кто готовился? Кому и какие рекомендации вы бы дали?

Показ презентации.

III. Работа с текстом до чтения.

  1.  Беседа с учащимися.

- Как помогает подготовиться к чтению повести Гайдара рассказ Р. Фраермана? Какого повествования вы ждёте? (А не просто о чём?)

- Что значит слово «команда»? Видели ли мы пример команды в истории, рассказанной Р. Фраерманом?

  1.  Выступления учащихся, прочитавших книгу целиком.

«Почему я советую прочитать эту книгу А. Гайдара?»

IV. Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение глав 1 и 2.

- Оправдались ли ваши ожидания в том, каким будет повествование?

- Сумели ли вы получить удовольствие от чтения? Когда? Что рассмотрели в тексте?

  1.  Комментированное чтение.

Первая часть.

- О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом?

- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком? По какому поводу?

- С какой целью могли сидеть двое на трубе дома молочницы? Догадались ли вы, кто они?

- Что заставило Колю покинуть «пост» возле деда?

- С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста?

Вторая часть.

- Кто такие Ольга и Женя? Похожи ли сёстры?

Какая Ольга? (Обратить внимание на саму форму имени.)

Какая Женя?

- Кто старше? Почему вы так думаете?

- Прочитайте по ролям разговор сестёр.

- Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке?

Прочитайте выразительно эту сцену.

- Отчего девочке «стало не по себе?»

- Кто предупреждает Женю об опасности?

- Какая фраза звучит комично? («…Примчатся … люди, и они тебя поколотят»).

- Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его?

Рассказы ребят, прочитавших книгу, о знакомстве Тимура с Женей.

- Как Гайдар выделяет Тимура их его команды?

V. Работа с текстом после чтения.

1). Обобщающая беседа.

- На какой необычный чердак попала Женя?

- Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду?

2). Творческий пересказ.

Тему выбирают учащиеся, рассказы от 1-го лица:

Коля Колокольчиков «Фу, пронесло!»,

Женя «Я – капитан» и др.

  1.  Домашнее задание.

Прочитайте 3-ю и 4-ю части текста.

Приложение №1

Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица многих людей. Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно; юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш – веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.

Родился Аркадий Петрович 9 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в училище, когда началась война его отца забрали в солдаты. Но Аркадий через месяц сбежал с дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Когда ему было четырнадцать лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и поэтому он смог обмануть комиссию и его приняли на курсы красных командиров.

В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитами. В декабре 1924 Гайдар ушел из армии после ранения и контузии. И он начал писать.

Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Аркадий Петрович не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8524. Основи сімейного та житлового права України 143 KB
  Тема 8. Основи сімейного та житлового права України Мета заняття.Ознайомити студентів із основами сімейного законодавства, порядком укладання та розірвання шлюбу, особистими та майновими правами подружжя, взаємними правами та обов’язками ...
8525. Політичний режим. Політичний устрій 34.5 KB
  Тема уроку. Політичний режим. Політичний устрій. Мета уроку. Мета: Навчити ліцеїстів основних поняттям теорії держави та влади розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання: Дошка, пі...
8526. Україна у складі Росії та Австро-Угорщини. Економічне становище 28.54 KB
  Україна у складі Росії та Австро-Угорщини. Економічне становище. Мета уроку: Визначити особливості розвитку промисловості в Наддніпрянській та Західній Україні порівняти, як відбувався розвиток сільського господарства на українських землях у складі...
8527. Вступ. Зміст, завдання, структура курсу новітня історія України в 10 класі 49 KB
  Вступ. Зміст, завдання, структура курсу новітня історія України в 10 класі. Мета: Визначити, який період історії України вивчатиметься цього навчального року пояснити якою була територія і населення України на початку ХХ століття ознайомити учнів ...
8528. Цінності та перспективи християнської моралі 20.98 KB
  Тема уроку: Цінності та перспективи християнської моралі (11-кл.) Мета уроку: Н: Ознайомити учнів з основними поняттями мораль, християнська мораль, визначити їхню важливість та перспективи в сучасному світі Р: Сприяти розвитку пізнавального інтере...
8529. Державний лад. Форми правління. Урок 53.61 KB
  Тема уроку. Державний лад. Форми правління. Мета уроку: ознайомити учнів з основними аспектами питання про державний лад та форми правління розвивати в учнів здатність застосовувати отримані знання на практиці виховувати в ліцеїстів...
8530. Початок Української революції. Утворення Центральної Ради 58 KB
  Початок Української революції. Утворення Центральної Ради. Мета: зясувати причини, мету, програму діяльності Центральної ради, розглянути перший етап Української революції та його особливості, розвивати навички аналізу історичних фактів, вмін...
8532. Философия науки неопозитивизма: основные концепции 23.06 KB
  Философия науки неопозитивизма: основные концепции Третий этап позитивизма: неопозитивизм. (40-е гг. 20 в.) Основные представители: Шлик, Нейрат, Карнар, Айер. Главная задача философии неопозитивизма - это анализ языка науки, поэтому этот этап ...