61982

А. Гайдар «Тимур и его команда»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара его повестью Тимур и его команда продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

Русский

2014-06-03

19.58 KB

11 чел.

Открытый урок

по литературному чтению в 4 «В» в рамках проведения декады литературного чтения.

Дата: 11 марта 2010 г.

Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда»

Цели:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара, его повестью «Тимур и его команда»,

- продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

- Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся.

- Воспитывать интерес к творчеству Гайдара и уважение к нему как к человеку.

Тип урока: урок ознакомления с новым произведением с использованием презентации о биографии А. П. Гайдара.

Оборудование: портреты Гайдара, выставка его книг, карточка со словом «команда», учебник, мультимедийный проектор.

План:

  1.  Организационный момент.

Сегодня мы продолжим путешествие по миру литературы, познакомимся с новым автором, его произведением, будем читать главы из этого произведения и рассуждать о прочитанном, будем учиться быть настоящими читателями.

Речевая разминка.

- Прочитайте глазами стихотворение поэта Лунина.

Я однажды видел сам:

Як летел по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы ловил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

- Скажите, что необычного встречается в этом стихотворении? (Ястреб не плавает в океане, Ягуар догоняет лани, Ясень не может ходить, Язь не может в лесу грибы ловить)

- Как вы думаете, где же поэт все это видел? (во сне)

- Давайте прочитаем это стихотворение хором тихо. Сделают это со мной ребята 1-го ряда.

- Со 2-м рядом мы прочитаем стихотворение громко.

- С 3-м рядом мы прочитаем его скороговоркой.

- Кто прочитает нам его серьезно?

- А теперь с радостной интонацией.

- Ну вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

  1.  Проверка домашнего задания.

Выступления учащихся (монтаж, коллективный рассказ о жизни Гайдара).

- Сам Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». А как думаете вы?

- Что особенно интересно было читать (слушать) о Гайдаре?

- Что из прослушанного вам кажется особенно важным для понимания книг писателя?

- Как вы открывали для себя Гайдара: с какими источниками работали, где брали материал для рассказа? Как его обрабатывали?

- Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он долго оттачивал каждую фразу, десятки раз повторял её вслух. А как работали вы? Готовили ли своё выступление? Произносили ли его вслух? Или ограничились лишь поиском и отбором материала? Понятно ли было из рассказов ребят, кто готовился? Кому и какие рекомендации вы бы дали?

Показ презентации.

III. Работа с текстом до чтения.

  1.  Беседа с учащимися.

- Как помогает подготовиться к чтению повести Гайдара рассказ Р. Фраермана? Какого повествования вы ждёте? (А не просто о чём?)

- Что значит слово «команда»? Видели ли мы пример команды в истории, рассказанной Р. Фраерманом?

  1.  Выступления учащихся, прочитавших книгу целиком.

«Почему я советую прочитать эту книгу А. Гайдара?»

IV. Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение глав 1 и 2.

- Оправдались ли ваши ожидания в том, каким будет повествование?

- Сумели ли вы получить удовольствие от чтения? Когда? Что рассмотрели в тексте?

  1.  Комментированное чтение.

Первая часть.

- О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом?

- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком? По какому поводу?

- С какой целью могли сидеть двое на трубе дома молочницы? Догадались ли вы, кто они?

- Что заставило Колю покинуть «пост» возле деда?

- С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста?

Вторая часть.

- Кто такие Ольга и Женя? Похожи ли сёстры?

Какая Ольга? (Обратить внимание на саму форму имени.)

Какая Женя?

- Кто старше? Почему вы так думаете?

- Прочитайте по ролям разговор сестёр.

- Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке?

Прочитайте выразительно эту сцену.

- Отчего девочке «стало не по себе?»

- Кто предупреждает Женю об опасности?

- Какая фраза звучит комично? («…Примчатся … люди, и они тебя поколотят»).

- Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его?

Рассказы ребят, прочитавших книгу, о знакомстве Тимура с Женей.

- Как Гайдар выделяет Тимура их его команды?

V. Работа с текстом после чтения.

1). Обобщающая беседа.

- На какой необычный чердак попала Женя?

- Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду?

2). Творческий пересказ.

Тему выбирают учащиеся, рассказы от 1-го лица:

Коля Колокольчиков «Фу, пронесло!»,

Женя «Я – капитан» и др.

  1.  Домашнее задание.

Прочитайте 3-ю и 4-ю части текста.

Приложение №1

Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица многих людей. Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно; юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш – веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.

Родился Аркадий Петрович 9 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в училище, когда началась война его отца забрали в солдаты. Но Аркадий через месяц сбежал с дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Когда ему было четырнадцать лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и поэтому он смог обмануть комиссию и его приняли на курсы красных командиров.

В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитами. В декабре 1924 Гайдар ушел из армии после ранения и контузии. И он начал писать.

Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Аркадий Петрович не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77028. Источники административного права: понятие и виды. Кодификация и систематизация административного законодательства 27.38 KB
  Источники административного права: понятие и виды. Кодификация и систематизация административного законодательства. Источники административного права это внешние формы выражения административно-правовых норм которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты. Виды источников административного права: 1.