61982

А. Гайдар «Тимур и его команда»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара его повестью Тимур и его команда продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

Русский

2014-06-03

19.58 KB

11 чел.

Открытый урок

по литературному чтению в 4 «В» в рамках проведения декады литературного чтения.

Дата: 11 марта 2010 г.

Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда»

Цели:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара, его повестью «Тимур и его команда»,

- продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

- Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся.

- Воспитывать интерес к творчеству Гайдара и уважение к нему как к человеку.

Тип урока: урок ознакомления с новым произведением с использованием презентации о биографии А. П. Гайдара.

Оборудование: портреты Гайдара, выставка его книг, карточка со словом «команда», учебник, мультимедийный проектор.

План:

  1.  Организационный момент.

Сегодня мы продолжим путешествие по миру литературы, познакомимся с новым автором, его произведением, будем читать главы из этого произведения и рассуждать о прочитанном, будем учиться быть настоящими читателями.

Речевая разминка.

- Прочитайте глазами стихотворение поэта Лунина.

Я однажды видел сам:

Як летел по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы ловил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

- Скажите, что необычного встречается в этом стихотворении? (Ястреб не плавает в океане, Ягуар догоняет лани, Ясень не может ходить, Язь не может в лесу грибы ловить)

- Как вы думаете, где же поэт все это видел? (во сне)

- Давайте прочитаем это стихотворение хором тихо. Сделают это со мной ребята 1-го ряда.

- Со 2-м рядом мы прочитаем стихотворение громко.

- С 3-м рядом мы прочитаем его скороговоркой.

- Кто прочитает нам его серьезно?

- А теперь с радостной интонацией.

- Ну вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

  1.  Проверка домашнего задания.

Выступления учащихся (монтаж, коллективный рассказ о жизни Гайдара).

- Сам Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». А как думаете вы?

- Что особенно интересно было читать (слушать) о Гайдаре?

- Что из прослушанного вам кажется особенно важным для понимания книг писателя?

- Как вы открывали для себя Гайдара: с какими источниками работали, где брали материал для рассказа? Как его обрабатывали?

- Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он долго оттачивал каждую фразу, десятки раз повторял её вслух. А как работали вы? Готовили ли своё выступление? Произносили ли его вслух? Или ограничились лишь поиском и отбором материала? Понятно ли было из рассказов ребят, кто готовился? Кому и какие рекомендации вы бы дали?

Показ презентации.

III. Работа с текстом до чтения.

  1.  Беседа с учащимися.

- Как помогает подготовиться к чтению повести Гайдара рассказ Р. Фраермана? Какого повествования вы ждёте? (А не просто о чём?)

- Что значит слово «команда»? Видели ли мы пример команды в истории, рассказанной Р. Фраерманом?

  1.  Выступления учащихся, прочитавших книгу целиком.

«Почему я советую прочитать эту книгу А. Гайдара?»

IV. Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение глав 1 и 2.

- Оправдались ли ваши ожидания в том, каким будет повествование?

- Сумели ли вы получить удовольствие от чтения? Когда? Что рассмотрели в тексте?

  1.  Комментированное чтение.

Первая часть.

- О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом?

- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком? По какому поводу?

- С какой целью могли сидеть двое на трубе дома молочницы? Догадались ли вы, кто они?

- Что заставило Колю покинуть «пост» возле деда?

- С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста?

Вторая часть.

- Кто такие Ольга и Женя? Похожи ли сёстры?

Какая Ольга? (Обратить внимание на саму форму имени.)

Какая Женя?

- Кто старше? Почему вы так думаете?

- Прочитайте по ролям разговор сестёр.

- Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке?

Прочитайте выразительно эту сцену.

- Отчего девочке «стало не по себе?»

- Кто предупреждает Женю об опасности?

- Какая фраза звучит комично? («…Примчатся … люди, и они тебя поколотят»).

- Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его?

Рассказы ребят, прочитавших книгу, о знакомстве Тимура с Женей.

- Как Гайдар выделяет Тимура их его команды?

V. Работа с текстом после чтения.

1). Обобщающая беседа.

- На какой необычный чердак попала Женя?

- Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду?

2). Творческий пересказ.

Тему выбирают учащиеся, рассказы от 1-го лица:

Коля Колокольчиков «Фу, пронесло!»,

Женя «Я – капитан» и др.

  1.  Домашнее задание.

Прочитайте 3-ю и 4-ю части текста.

Приложение №1

Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица многих людей. Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно; юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш – веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.

Родился Аркадий Петрович 9 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в училище, когда началась война его отца забрали в солдаты. Но Аркадий через месяц сбежал с дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Когда ему было четырнадцать лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и поэтому он смог обмануть комиссию и его приняли на курсы красных командиров.

В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитами. В декабре 1924 Гайдар ушел из армии после ранения и контузии. И он начал писать.

Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Аркадий Петрович не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79380. Относительное позиционирование 85.5 KB
  Смещение в этом случае будет происходить не относительно «родительского» элемента (как при абсолютном позиционировании), а относительно самого блока в нормальном потоке. Это будет понятнее на примере. Пусть у нас есть html-страница с тремя div-ами...
79381. УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ПОНЯТИЕ ПРСТУПЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 16.78 KB
  Лишение свободы на определенный срок в возрасте до 16 лет на срок до 6 лет. Если за особо тяжкое преступления с санкцией до 10 лет несовершеннолетним назначается отбытие в воспитательных колониях. М.Б. наказание в виде лишения свободы и за небольшой и средней тяжести преступления, есл преступления совершены впервые.
79382. УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА ХУЛИГАНСТВО, ВАНДАЛИЗМ, НАДРУГАТЕЛЬСТВО, ЗА ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 19.16 KB
  Грубое нарушение общественного порядка: действия причинившие существенный ущерб личным или общественным интересам либо выразившееся в злостном нарушении общественной нравственности Примеры: срыв общественного мероприятия нарушение покоя и отдыха граждан в ночное время распитие спиртных...
79383. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 55 KB
  Способы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: подачей звуковых и или световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов директор школы зам. директора о необходимости эвакуации путях эвакуации направлении...
79385. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ГО. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. КЧС И ПБ 60 KB
  Определяет: задачи и правовые основы их осуществления; правовое регулирование в области гражданской обороны; принципы организации и ведения гражданской обороны; полномочия органов государственной власти Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации...
79386. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ И ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ 36 KB
  Световое излучение – поток лучистой энергии: ультрафиолетовые, инфракрасные видимые лучи. Вызывает ожоги, поражение органов зрения, возгорание горючих веществ. Время действия – 20 секунд. Защита: непрозрачные материалы, убежища, различные преграды.
79387. ХИМИЧЕСКОЕ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ) 41 KB
  Поражают нервную систему через органы дыхания и кожу, желудочно-кишечный тракт. Стойкость: летом – сутки; зимой – несколько недель и даже месяцев Признаки: слюнотечение, сужение зрачков (миоз), затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич.
79388. Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная 54.89 KB
  Уравнение состояния идеального газа. Средняя кинетическая энергия молекул идеального газа с помощью формулы Больцмана может быть выражена через температуру: Подставляя это выражение в основное уравнение молекулярно-кинетической теории...