61984

Наложение повязок на конечности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Применение теоретических знаний в практической деятельности умение накладывать повязки. В зависимости от цели накладывания повязок различают: защитные повязки защищающие раны от высыхания и механического раздражения...

Русский

2014-06-03

101.24 KB

19 чел.

Урок №

Класс 7 «В»

Тема: Наложение повязок на конечности.

Цель: сформулировать представление о правильном наложении повязок на конечности.

Задачи:

  1.  Образовательные:
  2.  Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП.
  3.  Применение теоретических знаний в практической деятельности (умение накладывать  повязки).
  4.  Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря сознания на  уроке , перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение, на улице - повреждение во время игры, удар мячом по  голове ).
  5.  Развивающие:
  6.  Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
  7.  Воспитывающие:
  8.  Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.
  9.  Воспитание общей культуры личности.
  10.  Воспитание чувства товарищества.

Формирование УИД: Привитие умений проведения анализа и оценки полученных результатов.

Предполагаемые результаты обучения:

1. Систематизация полученных знаний о принципах оказания первой помощи при травме, а именно: умение определить вид повреждения, выбрать необходимые средства для оказания первой помощи, оказание доврачебной помощи, осуществление транспортировки с учетом повреждения с элементами психологической поддержки.
    2. Обеспечение внутрипредметных связей (преемственность обучения).
    3. Умение сравнивать полученные результаты выполненной работы с решением, полученным при обсуждении, что позволяет достичь объективность оценки сформированным знаниям и умениям.

Материально-дидактическое обеспечение:

  1.  Учебная литература:
  2.  Методическое пособие к изучению темы «Основы хирургии».
  3.  Сыромятникова А.А., Брукман М.С. “Руководство к практическим занятиям по хирургии”: М.; Медицина 1987.
  4.  Григорян А.В. «Руководство к практическим занятиям по общей хирургии»: М.; Медицина 1976.
  5.  Поляков В.А. «Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях»: М.; Медицина 1990.
  6.  Оборудование:
  7.  компьютер;
  8.  мультимедийный проектор;
  9.  презентация;
  10.  видеофильм;
  11.  карточки с заданиями;
  12.  динамическая таблица.
  13.  Материалы:
  14.  бинты;
  15.  перевязочный материал;

План урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка ЗУН.
  3.  Целеполагание.
  4.  Изучение нового материала.
  5.  Закрепление (самостоятельная работа).
  6.  Итог урока. Рефлексия.
  7.  Домашнее задание.

Структура урока:

  1.  Организационный момент.

Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка присутствующих.

  1.  Проверка ЗУН: 

Повязка - специальное средство, предназначенное для закрепления перевязочного материала или компресса, создания давления на определённую часть тела, обездвиживание повреждённой части тела. Бывает укрепляющая, давящая, жесткая.

Десмургией называется раздел медицины, который изучает виды повязок, способы наложения и цели, с которыми они накладываются.

В зависимости от цели накладывания повязок, различают:

защитные повязки – защищающие раны от высыхания и механического раздражения;
давящие повязки – создающие постоянное давление на какой-либо участок тела (для остановки кровотечения);
иммобилизирующие повязки – обеспечивающие неподвижность поврежденной части тела;
повязки с вытяжением – для вытяжения какой-либо части тела;
коррегирующие повязки – исправляющие неправильное положение какой-либо части тела.

Различают (в зависимости от характера применяемого перевязочного материала) повязки мягкие и жесткие. К мягким повязкам относятся повязки, наложенные с помощью бинта, марли, эластичного, сетчато-трубчатого бинтов, хлопчатобумажной ткани. В жестких повязках используют твердый материал (дерево, металл) или материал, способный затвердевать: гипс, специальные пластмассы и др. Мягкие повязки крайне разнообразны. Наиболее часто повязки накладывают для удержания перевязочного материала (марли, ваты) и лекарственных веществ в ране, а также для проведения иммобилизации на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.

  1.  Целполагание:

  1.  Изучение нового материала.

Знакомство учащихся с методическим пособием
(Методическое пособие включает краткое изложение теоретического материала, рисунки с изображением различных видов повязок, алгоритм их выполнения, контрольные задания).

Методическое пособие

«ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ МЯГКИХ ПОВЯЗОК»

Содержание

1. Требования к выполнению работы
2. Теоретическое введение

Требования к выполнению работы

1. Самостоятельность при выполнении практических заданий
2. Соблюдение правил выполнения приемов бинтования
3. Использование современных перевязочных средств
4. Соблюдение алгоритма действий
5. Последовательность изложения выполненной работы с элементами демонстрации

Теоретическое введение

Правила бинтования

1. Больной должен находиться в удобном положении. 
2. Бинтуемая часть тела должна находиться в том положении, в котором она будет после бинтования.
3. Накладывающий повязку должен находиться лицом к больному, чтобы по выражению его лица видеть, не причиняет ли повязка боль.
4. Бинтовать начинают снизу вверх, при этом правая рука развертывает головку бинта, а левая – удерживает повязку и расправляет ходы бинта.
5. Бинт развертывают в одном направлении, причем каждый оборот бинта должен прекрывать предыдущий на половину или две трети его ширины.
6. Бинтование начинают с двух первых закрепляющих туров бинта.
7. Конец бинта укрепляют на здоровой стороне или в месте, где узел не будет беспокоить больного.

Типы бинтовых повязок

Круговая повязка – повязка, при которой все туры бинта ложатся на одно и то же место, полностью прикрывая друг друга. Чаще накладывается на лучезапястный сустав, нижнюю треть голени, живот, шею, лоб.

Спиральная повязка используется, если надо забинтовать значительную часть тела. При этом туры бинта идут несколько косо снизу вверх и каждый следующий тур закрывает 2/3 ширины предыдущего.

При бинтовании конечности неодинаковой толщины, например предплечья, целесообразно использовать прием, называемый – перегибом. Перегиб выполняют в нескольких турах и тем круче, чем резче выражено различие в диаметрах бинтуемой части.

Спиральная повязка на один палец применяется при травме одного пальца.

Алгоритм действий:

1. Наложить первые два круговых закрепляющих тура бинта на область лучезапястного сустава.
2. По тылу кисти провести бинт до конца пальца.
3. Закрыть спиральной восходящей повязкой весь палец до основания.
4. Вывести бинт через межпальцевый промежуток на тыл кисти.
5. Зафиксировать спиральной повязкой область лучезапястного сустава.
6. Закрепить повязку.

Восьмиобразная повязка – повязка, при которой туры бинта накладываются в виде восьмерки. Такая повязка накладывается на область голеностопного сустава, плечевого, кисть, затылочную область, промежность. Разновидностями восьмиобразной повязки являются колосовидная, сходящаяся, расходящаяся.

Восьмиобразная повязка на локтевой сустав применяется при травме локтевого сустава.

Алгоритм действий:

1. Руку несколько согнуть в локтевом суставе.
2. Наложить первые два круговых тура бинта на предплечье около сустава.
3. Третий тур бинта косо поднять на плечо и сделать один круговой тур вокруг плеча.
4. С плеча бинт опять косо вывести на предплечье и сделать один круговой тур вокруг предплечья (причем каждый п оследующий тур бинта должен заходить на предыдущий или на 1/3 или 2/3).
5. Бинт опять вывести на плечо.
6. Вновь повторить пункт 4, далее 5. (Обратите внимание, что на предплечье повязка будет восходящей, а на плечо – нисходящей).
7. Продолжать бинтование, пока Вы не подойдете к локтевому суставу и сделайте заключительные круговые туры непосредственно вокруг сустава.
8. Вывести бинт на плечо и закрепить повязку.

Повязка на один глаз применяется при травме глаза.

Алгоритм действий:

1. Наложить два первых круговых тура бинта через лобно-затылочные области;
2. Третий тур в затылочной области опустить ближе к шее и вывести под ухом на лицо через область глаза на лоб;
3. Четвертый тур – круговой закрепляющий;
4. Следующий тур вновь косой: с затылочной области бинт проводят под ухом на глаз, далее на лоб и.т.д.
5. Закрепляющий круговой тур; каждый косой тур постепенно смещать вверх и полностью закрыть область глаза;
6. Повязку закончить круговым туром.

5. Самостоятельная работа учащихся

Решение ситуационных задач (задания выполняются попарно)
Целевые обходы преподавателя:

- Контроль за своевременностью начала работы
- Контроль за соблюдением технологии выполнения
- Оказание индивидуальной помощи
- Коррекция учебных действий
- Оценка выполненных работ

Содержание практических заданий

Решение ситуационных задач с демонстрацией практических навыков

Задача 1. В результате неосторожного движения ножом, хозяйка получила травму одного пальца правой руки.

1. Назовите вид травмы.
2. В чем заключается первая помощь?
3. Выполните наложение соответствующей повязки.

Задача 2. При спуске с горы во время падения возникла травма в области лучезапястного сустава правой конечности.

1. Как помочь пострадавшему? 
2. Какую повязку Вы будете использовать?
3. Выполните наложение соответствующей повязки.

Задача 3. Во время игры ребенок нечаянно уколол острым концом палки левый глаз. Пострадавший плачет от боли.

1. Какую повязку следует наложить на время доставки ребенка в больницу?
2. Выполните наложение соответствующей повязки.

Пример решения задачи

Задача 1.

1. Вид травмы – рана.
2. Необходимо обработать края раны и кожу вокруг нее раствором йода или бриллиантовой зелени.
3. Наложить спиральную повязку на один палец


6. Рефлексия.

Материал для самоконтроля

Решите тест:

Задание 1: Вставьте пропущенное слово в определение:

1. Раздел медицины, изучающий виды повязок, способы наложения и цели, с которыми они накладываются, называется ________________
2. Повязка, обеспечивающая необходимую неподвижность поврежденной части тела, называется _______________
3. Перевязочный материал, специальным образом закрепленный на поверхности тела, называется _______________

Задание 2: Выберите правильный вариант ответа:

1. Повязку считают мягкой:
а) марлевую; 
б) гипсовую; 
в) шинную
2. Повязки накладывают с целью:
а) закрыть рану; 
б) остановить кровотечение; 
в) обеспечить неподвижность поврежденной части тела
3. Гипсовую повязку накладывают с целью:
а) предотвратить инфицирование раны; 
б) остановить кровотечение; 
в) создать неподвижность поврежденной части тела

Задание 3: Дополните предложение:

1. Повязки накладывают с целью …
2. Правило бинтования гласит, что бинтование всегда начинают с …

Обсуждение выполненной работы

Модель обсуждения выполненной работы

Действующее лицо

Характер действий

Основной докладчик

(учащийся, непосредственно оказывающий помощь пострадавшему)

Излагает последовательность выполняемых действий, подтверждающих правильность решения поставленной задачи, т. е. отвечает на такие вопросы как:

1. Название повязки

2. В каких случаях применяется?

3. Подробный алгоритм действий

Содокладчик

(учащийся, выполняющий роль пострадавшего)

Комментирует действия докладчика, указывает на допущенные ошибки и приводит аргументы, подтверждающие правильность выполнения, т. е. отвечает на такие вопросы как:

1. Является ли повязка защитной или иммобилизирующей?

2. Какое самочувствие пострадавшего после выполнения повязки?

3. Что подтверждает или отрицает правильность наложенной повязки?

Эксперт

(преподаватель)

Проводит сравнительный анализ выполненной работы с эталоном, используя модель мозгового штурма.

Например,

1. Какой материал или вид повязки может быть использован в конкретном случае?

2. В каком положении следует транспортировать пострадавшего с данным видом повреждения?

Ассистенты

(учащиеся)

Оказывают помощь в материально-техническом обеспечении.

Пример обсуждения представлен в табл. 3.

Действующее лицо

Характер действий

Основной докладчик

Демонстрирует “спиральную повязку на один палец”.

Повязка применяется при ране для ее закрытия и предотвращения дальнейшего инфицирования.

Алгоритм действий:

1. Сначала накладываются два первых круговых тура бинта на область лучезапястного сустава для закрепления;

2. По тылу кисти бинт проводится до конца поврежденного пальца;

3. Закрыть спиральной восходящей повязкой весь палец до основания;

4. Вывести бинт через межпальцевый промежуток на тыл кисти;

5. Зафиксировать круговой повязкой область лучезапястного сустава;

6. Закрепить повязку

Содокладчик

Подтверждает правильность наложения повязки:

“Считаю, что повязка является защитной, т. к. полностью закрывает рану и хорошо закреплена, самочувствие стабильное.

Основная цель достигнута: предотвращено инфицирование и осложнение раны, пострадавшего смело можно транспортировать в лечебное учреждение”.

Эксперт

Анализирует алгоритм наложения повязки и дает оценку выполненной работы:

- повязка наложена правильно с учетом всех правил бинтования

- достигнута цель действий – повязка закрыла рану и хорошо закреплена

Ассистенты

Готовят рабочее место, подручный или специальный материал, оказывают содействие при наложении сложных повязок, могут принимать участие в комментариях.

Самооценка выполненной работы

Эталон правильных ответов

№ Задания

Правильный ответ

Задание 1

 

1

Десмургия

2

Иммобилизирующая повязка

3

Повязка

Задание 2

 

1

2

2 а, б, в

3

Задание 3

 

1

Закрыть рану, остановить кровотечение, создать неподвижность поврежденной части тела

2

С двух первых закрепляющих туров бинта

Критерии оценки

Максимальное количество баллов – 1515 баллов – “5”; 14-12 баллов - “4”; 11-8 баллов – “3”; менее 8 баллов - “2”


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80967. Пізнавальні процеси у навчанні історії 41.83 KB
  Найважливішим серед пізнавальних процесів є сприйняття - наочно- образне, просторово-часове відбиття у свідомості людини предмета, ( явища, яке базується на різних відчуттях (колір, звуки, запахи, форма, обсяг та інші), розумінні предмета чи осмисленні його на основі попереднього досвіду (далекість, швидкість, напрямок руху, тривалість процесів й інші властивості).
80968. Визначте методику роботи з історичними картами на уроках історії в школі 33.82 KB
  Важливим джерелом інформації є історична карта яка відображає особливості розвитку людства в минулому. Робота з історичними картами є наочним методом. Настінна карта зазвичай відображає великі території містить відомості щодо тривалих історичних періодів й різних аспектів історичного процесу.
80969. Особливості пізнавального інтересу учнів до історії 35.74 KB
  Метою розвитку мотиваційної сфери учнів у навчанні історії виступає формування стійкого інтересу до предмета що передбачає активне емоційнопізнавальне ставлення школярів до досліджуваних історичних подій до зясування їхніх причин і наслідків а також до оволодіння вміннями необхідними для всебічного вивчення минулоі о і сучасності на основі різноманітних джерел. Отже одним із важливих завдань навчання в умовах цілісної методичної системи є підвищення рівня розвитку інтересу. У числі загальних зовнішніх причин падіння інтересу...
80970. Організація самостійної роботи учнів при вивченні теми: «Виникнення та розвиток Київської Русі » (7 клас) 39.16 KB
  Проблема диференційованого підходу до учнів у навчанні історії. Диференційоване навчання організація навчальновиховного процесу з урахуванням типових індивідуальних особливостей учнів. Складнішим і ефективнішим видом диференційованого навчання є здійснення його в умовах поділу класу на групи залежно від рівня навчальних можливостей учнів.
80971. Планування роботи із контурною картою при вивченні теми: «Великі географічні відкриття: зустріч цивілізацій» (8 клас) 37.85 KB
  Розглядаючи тему: Великі географічні відкриття доба відкриттів європейськими мореплавцями невідомих раніше морів та океанів островів і континентів здійснення першої навколосвітньої морської подорожі колонізації заморських територій кінець XVсеред. Нові географічні відкриття зумовлювалися насамперед бурхливим розвитком продуктивних сил прагненням європейців задовольнити зрослі потреби в дорогоцінних металах і прянощах відповідно пошуками морських шляхів до Китаю та Індії. Великі географічні відкриття стали можливими завдяки значному...
80972. Способи вивчення пізнавального інтересу учнів до історії 38.89 KB
  В учнівських диктантах було відтворено від 8 до 21 інформаційних одиниць. Діагностуючий диктант допомагає вчителю вчасно звернути увагу на труднощі в сприйнятті й осмисленні історичного матеріалу що є в учнів даного класу 9віку0. Якщо взяти за основу зміни особистісних особливостей учнів то в своїй роботі у напрямку посилення пізнавального інтересу учнів до історії перш за все беру до уваги що учні основної школи та старшої школи мають зовсім різну підготовки виходячи з їх віку.
80973. Дайте оцінку сучасним вимогам до уроків історії 39.52 KB
  Розуміння і виконання вчителем сучасних вимог до уроку які визначаються соціальним замовленням. Оптимального балансу в змісті уроку компонентів світової національної регіональної та локальної історії. Творчою емоційної атмосфери заснованої на інтерес учнів до змісту уроку та видами навчальної роботи...
80974. Визначення рівня розвитку пізнавальних здібностей школярів до вивчення історії 32.33 KB
  Наприклад: 1 Складіть максимальну кількість речень з одними і тими самими словами але різних за смислом: лицаріхрестоносці кривава битва князівські дружини діагностика вербальної уяви.Порівняйте два зображення на історичну тему і знайдіть відмінності діагностика довільної уваги. По деталі здогадайтеся що це за споруда і назвіть її діагностика образної уяви. На основі аналітичного опису намалюйте предмет про який іде мова діагностика репродуктивної та творчої уяви.
80975. Права та обов’язки вчителя історії 36.39 KB
  Мають право на: захист професійної честі гідності; участь в обговоренні та вирішенні питань організації навчальновиховного процесу; проведення науководослідної експериментальної пошукової роботи відповідно до діючих нормативних документів; вільний вибір форм методів засобів навчання виявлення педагогічної ініціативи; дострокову атестацію на отримання відповідної категорії і педагогічного звання; соціальне і матеріальне забезпечення відповідно до законодавства; підвищення кваліфікації перепідготовку вільний вибір змісту...