61985

Сталинградская битва

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Предполагалось сначала изморить противника оборонительными боями сорвать его летнее наступление и подготовить условия для последующего наступления Красной Армии. Положение войск Приморской армии с каждым днём становилось всё тяжелее.

Русский

2014-06-03

21.13 KB

0 чел.

Урок "Сталинградская битва"

Цель: рассмотреть основные направления удара немецко-фашистских войск летом 1942 года, уяснить суть происходившего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; продолжить формулировать навыки работы с документами на примере исторических источников, вскрыть истоки перелома; продолжить воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.

Оборудование: карта: Великая Отечественная война Советского Союза, схемы, документы, выставка художественной литературы; видеофильм; магнитофонная запись.

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя: Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъём вызванный победой под Москвой. На советско-германском фронте установилось относительное затишье. Но военные руководители понимали, что летом 1942 года противник предпримет активные наступательные действия.

-Расскажите о советских планах ведения военных действий в 1942 году?

1. Генеральный штаб во главе с Шапошниковым предложил на летнюю компанию 1942 года план глубокой обороны. Предполагалось сначала изморить противника оборонительными боями, сорвать его летнее наступление и подготовить условия для последующего наступления Красной Армии. Этот план был поддержан Жуковым.

2. Стратегический замысел Сталина.

-Итак, давайте перелистаем исторические события 1942 года:

1) 4 июля, после 250 дневной обороны, советские войска оставили г.Севастополь. 2 июня 1942 года начался третий штурм города, пять дней длилась небывалая по продолжительности артиллерийская и авиационная подготовка. Положение войск Приморской армии с каждым днём становилось всё тяжелее. Резервы были израсходованы. К середине июня бои достигли предельного напряжения. Силы защитников таяли. Подвоз снарядов к Севастополю из-за усиливающей блокады с моря был затруднён. 19 июня к Севастополю прорвался последний транспорт. В последние дни июня немцы усилили морскую блокаду. 30 июня командование Севастопольского гарнизона получило приказ Ставки - осталось до 3 июля. Но эвакуировать все войска не удалось. Оставшиеся на берегу, дрались до последнего патрона. Эвакуацией Севастополя закончилась его оборона.

2) Неудачное наступление нашей армии под Харьковом: войска попали в окружение.

Ещё более неудачно развернулись события на юго-западном направлении. Сталин одобрил замысел командующего юго-западным Тимошенко начать наступление в районе Харькова. Оно началось 12 мая. В начале наступление развивалось успешно, но уже через 5 дней обстановка изменилась. Крупная группировка противника нанесла фланговые удары по месту расположения советских войск. Около 20-ти наших дивизий попали в окружение. Наступление советских войск в районе Харькова закончилось тяжёлым поражением. По немецким данным в плену оказалось 240 тысяч советских солдат и офицеров. Десятки тысяч погибли.

3) Окружение под Ленинградом 2-й армии Волховского фронта. Всю зиму и весну 1942 года продолжались попытки прорвать блокаду Ленинграда силами 2-х фронтов - Ленинградского и Волховского и соединиться у посёлка Любань. Главная роль в этой операции отводилась 2-й ударной армии в составе Волхлвского фронта. Для наступательной операции не хватало сил. Требовалось хотя бы 15-20 суток, чтобы дать армии время на подготовку. Ставка разрешения на отсрочку не дала. Наступление началось, но 2-я ударная завязла в болотах. Реальной помощи Ставка не оказывала, ограничившись объединением 2-х фронтов в один - Ленинградский. В мае 1942 года противнику удалось затянуть мешок вокруг 2-й ударной армии. Вырваться из окружения смогли немногие. Ситуацию усугубила добровольная сдача в плен командующего армией генерала Власова. Его измена очень тяжело сказалась на судьбах многих бойцов и командиров 2-й ударной армии.

-Каковы причины поражений весны и лета 1942 года?

1) Единоличные решения Сталина.

2) Недостаточная подготовка и ошибки высшего командного состава, недооценка противника.

3) А также сказалась незавершённая перестройка экономики на военный лад, угнетённое психологическое состояние многих бойцов и командиров.

-После удачных операций германского командования главной задачей стал захват южных районов нашей страны.

Почему именно в южном направлении фашисты решают провести летнее наступление 1942 года?

(Эти районы богаты стратегическим сырьём, Кавказ - нефтью, Волга - транспортная артерия.)

-Итак, в конце июня 1942 года противник начал наступление на Волгу и Северный Кавказ.

Вновь зазвучали горькие сводки о том, что советские войска после тяжёлых и продолжительных боёв оставляли города.

Никогда в истории армия нашего государства не отступала так далеко в глубь страны. Следствием военных неудач Советской Армии стало резкое падение дисциплины. Командование издало знаменитый приказ №227от 28 июля под названием "Ни шагу назад" за подписью Сталина.

Работа с документом.

Вопросы к приказу и ответы на них.

Чем можно объяснить появление подобного приказа?

В чём вы видите его главный смысл?

Какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?

1. Следствием военных неудач Красной армии стало резкое падение порядка в войсках. Нарушение дисциплины и паника приняли огромные масштабы. Очень сильна была боязнь попасть в окружение.

2. Приказ вводил жёсткие наказания за отступление без распоряжения свыше. Цель приказа: ликвидировать отступательные настроения, восстановить железную дисциплину в войсках.

3. Приказ сыграл огромную роль. Он вносил уверенность, что соседние части не будут отступать. А значит, вероятность попасть в окружение была мала.

Все эти дисциплинарные меры были восприняты в войсках очень серьёзно. И с августа 1942 года дезертиров и паникёров сильно поубавилось. Как отмечали сами немцы, Советская армия стала сражаться лучше и злее. Приказ был издан в те дни, когда враг рвался к Сталинграду.)

Почему именно Сталинград привлекал гитлеровцев?

(Сталинград - это крупнейший промышленный центр нашей страны, где было много заводов, в том числе производящий тяжёлые танки. Сталинград - это крупнейший транспортный узел, именно через него почти вся кавказская нефть направлялась в центр страны. Город носил имя Сталина, поэтому немцы хотели стереть его с лица земли. Захват Сталинграда врагом значительно ослабил бы Советскую Армию и страну в целом.)

-Да ребята, вот поэтому битва за Сталинград стала решающей битвой второго года войны.

-Сталинград, Сталинград!

Вековая громада
Неизбывная гордость народа всего
Нам нельзя ни на час оставлять Сталинграда
Ни на миг невозможно оставить его!

Героическая битва под Сталинградом.

1) 17 июля - 18 ноября 1942 года - героическая оборона.

2) 19 ноября 1942 года - 2 февраля 1943 года - контрнаступление под Сталинградом.

Приведите примеры героической обороны Сталинграда советскими солдатами?

62-я армия генерала Чуйкова защищала центр города и все заводские районы. Чуйковцы сражались героически. Генерал разработал принципы городских боёв, старался довести их до сознания каждого солдата и офицера. Эти принципы сыграли огромную роль в судьбе города.

-А сейчас познакомьтесь с оценкой обороны Сталинграда, которую дал ей противник в лице солдат и офицеров германской армии:

"Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя миномёты, гранаты, пулемёты и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. "Линия фронта" проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идёт непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем, друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боёв. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами:".

(Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии).

Из воспоминаний немецкого генерала Г.Дёрра:

":За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за кучку развалин велась ожесточённая борьба, которая не имела себе равных даже в период Первой мировой с её гигантским расходом боеприпасов.

Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону".

-Враг рвался к Волге. Наступала минута, когда могло показаться, что защищать Сталинград больше невозможно. Севернее города фашисты прорвались к Волге ещё в августе, в сентябре они захватили южную часть города и тоже вышли к Волге. По всей полосе города немецкие войска вышли на западные его окраины.

- Открытые стальному ветру 
Дома разбитые стоят
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперёк России, 
И всю её прикрыл собой!

-Город горел, но борьба продолжалась. Гитлеровские командования, решив во чтобы то ни стало взять Сталинград в 1942 году отбросило к городу все свои резервы и ослабило фланги. Именно на этом наше командование строило свой расчёт - ударить по флангам, прорвать оборону и нанести удар противнику. План наступательной операции под Сталинградом назывался Уран.

Контрнаступление под Сталинградом. (работа по карте)

Вывод: победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её до полной победы.

От рождения земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля.
Всё пылало над Волгой-рекой.

-Конечно, наши писатели не могли остаться в стороне от событий на Волге. Очень много книг написано о Сталинградской битве. Их авторы прошли дорогами войны. Перед вами выставка книг писателей - очевидцев.

-Ребята, вы, наверное, согласитесь с тем, что никогда не изгладится из памяти людей Сталинградская битва. Земля не забудет своих героев, ушедших в бессмертие с кровавых полей сражений. В честь великого подвига героев на Мамаевом кургане зажжён Вечный огонь Славы.

Заочная экскурсия по Мамаеву кургану (просмотр видеофильма "Мамаев курган").

Итог урока.

Домашнее задание: подготовить сообщение "Моя семья - в годы Великой Отечественной войны".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78750. Перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки 96.5 KB
  Напряжение физических и духовных сил во время войны рождало как примеры величайшего героизма и самопожертвования так и примеры низкого коварства и подлости. И бравый генерал лихо блиставший на учениях до войны бестолково и растерянно мечущийся на дороге войны загубив всю свою армию.
78751. Гра «Що? Де? Коли?» По життю і творчості Тараса Шевченка 170.5 KB
  Портрет Т.Г.Шевченка, виставка книжок; дзиґа, конверти із запитаннями, мультимедійна дошка. Гра проходить між командами, які формуються на основі класів. Попередньо капітани команд отримують домашнє завдання: розробити презентацію за одною із тем («Т.Шевченко - художник», «Т. Шевченко у Києві», «Значення творчості Т. Шевченка» тощо)
78752. Я люблю українську мову 74.5 KB
  Мета: узагальнити знання студентів з рідної мови; удосконалювати навики колективної роботи; розвивати творчі здібності, навики виразного читання, виробляти сталий інтерес до рідної мови, плекати почуття національної гідності, віри у творчі сили народу, формувати внутрішню потребу постійного удосконалення мовної культури.
78753. Літературна розважальна програма для учнів 10-х класів 35 KB
  Кожна пара повинна представити себе: від першої особи розповісти про тих літературних героїв імена яких вони носитимуть до кінця гри. Чи була ця пара щасливою чи хтось став на заваді цьому щастю. Кожна пара повинна написати про автора та твір героями якого вони є роки життя місце...
78754. Сценарій святкового заходу, присвяченого Т.Г. Шевченку 60 KB
  Мета: виховання любові до рідної мови, скарбів поетичного слова, України, вшанування пам’яті видатного художника слова, патріота України - Т.Г.Шевченка, формування культури мовлення через красу й багатство рідної мови, пропагування творчості обдарування рідного краю.
78755. ВОНИ ПЕРШИМИ РИНУЛИСЬ В БІЙ... 85 KB
  Мета: навчальна – закріпити знання студентів про чорнобильську трагедію, ознайомити з біографіями пожежників, ліквідаторів наслідків аварії на ЧАЕС, впроваджувати елементи екологічного виховання...
78756. Сражаюсь, верую, люблю! 100 KB
  На сцене в противоположних углах стоят стулья с участниками со стороны Э. Асадова и Б. Окуджавы, а так же два юноши и две девушки в стилизованых костюмах. На экране появляються первые слайды презентации Под музику «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» выходят ведущие вечера.
78757. Я люблю Україну 144 KB
  Мета: навчальна – поглибити знання учнів про Україну, її символи, традиції, впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна – розвивати українське мовлення учнів, культуру поведінки; уміння приймати рішення в нестандартних ситуаціях, колективну творчість...
78758. Сценарий выступления 11 класса на выпускном вечере 70.5 KB
  Есть за домами за лесами Маленькая страна. Маленькая страна Маленькая страна Каждый расскажет и покажет – Вот она вот она На сцену поднимается ещё одна выпускница девочки берутся за руки и вместе поют вторую часть припева.