61985

Сталинградская битва

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Предполагалось сначала изморить противника оборонительными боями сорвать его летнее наступление и подготовить условия для последующего наступления Красной Армии. Положение войск Приморской армии с каждым днём становилось всё тяжелее.

Русский

2014-06-03

21.13 KB

0 чел.

Урок "Сталинградская битва"

Цель: рассмотреть основные направления удара немецко-фашистских войск летом 1942 года, уяснить суть происходившего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; продолжить формулировать навыки работы с документами на примере исторических источников, вскрыть истоки перелома; продолжить воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.

Оборудование: карта: Великая Отечественная война Советского Союза, схемы, документы, выставка художественной литературы; видеофильм; магнитофонная запись.

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя: Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъём вызванный победой под Москвой. На советско-германском фронте установилось относительное затишье. Но военные руководители понимали, что летом 1942 года противник предпримет активные наступательные действия.

-Расскажите о советских планах ведения военных действий в 1942 году?

1. Генеральный штаб во главе с Шапошниковым предложил на летнюю компанию 1942 года план глубокой обороны. Предполагалось сначала изморить противника оборонительными боями, сорвать его летнее наступление и подготовить условия для последующего наступления Красной Армии. Этот план был поддержан Жуковым.

2. Стратегический замысел Сталина.

-Итак, давайте перелистаем исторические события 1942 года:

1) 4 июля, после 250 дневной обороны, советские войска оставили г.Севастополь. 2 июня 1942 года начался третий штурм города, пять дней длилась небывалая по продолжительности артиллерийская и авиационная подготовка. Положение войск Приморской армии с каждым днём становилось всё тяжелее. Резервы были израсходованы. К середине июня бои достигли предельного напряжения. Силы защитников таяли. Подвоз снарядов к Севастополю из-за усиливающей блокады с моря был затруднён. 19 июня к Севастополю прорвался последний транспорт. В последние дни июня немцы усилили морскую блокаду. 30 июня командование Севастопольского гарнизона получило приказ Ставки - осталось до 3 июля. Но эвакуировать все войска не удалось. Оставшиеся на берегу, дрались до последнего патрона. Эвакуацией Севастополя закончилась его оборона.

2) Неудачное наступление нашей армии под Харьковом: войска попали в окружение.

Ещё более неудачно развернулись события на юго-западном направлении. Сталин одобрил замысел командующего юго-западным Тимошенко начать наступление в районе Харькова. Оно началось 12 мая. В начале наступление развивалось успешно, но уже через 5 дней обстановка изменилась. Крупная группировка противника нанесла фланговые удары по месту расположения советских войск. Около 20-ти наших дивизий попали в окружение. Наступление советских войск в районе Харькова закончилось тяжёлым поражением. По немецким данным в плену оказалось 240 тысяч советских солдат и офицеров. Десятки тысяч погибли.

3) Окружение под Ленинградом 2-й армии Волховского фронта. Всю зиму и весну 1942 года продолжались попытки прорвать блокаду Ленинграда силами 2-х фронтов - Ленинградского и Волховского и соединиться у посёлка Любань. Главная роль в этой операции отводилась 2-й ударной армии в составе Волхлвского фронта. Для наступательной операции не хватало сил. Требовалось хотя бы 15-20 суток, чтобы дать армии время на подготовку. Ставка разрешения на отсрочку не дала. Наступление началось, но 2-я ударная завязла в болотах. Реальной помощи Ставка не оказывала, ограничившись объединением 2-х фронтов в один - Ленинградский. В мае 1942 года противнику удалось затянуть мешок вокруг 2-й ударной армии. Вырваться из окружения смогли немногие. Ситуацию усугубила добровольная сдача в плен командующего армией генерала Власова. Его измена очень тяжело сказалась на судьбах многих бойцов и командиров 2-й ударной армии.

-Каковы причины поражений весны и лета 1942 года?

1) Единоличные решения Сталина.

2) Недостаточная подготовка и ошибки высшего командного состава, недооценка противника.

3) А также сказалась незавершённая перестройка экономики на военный лад, угнетённое психологическое состояние многих бойцов и командиров.

-После удачных операций германского командования главной задачей стал захват южных районов нашей страны.

Почему именно в южном направлении фашисты решают провести летнее наступление 1942 года?

(Эти районы богаты стратегическим сырьём, Кавказ - нефтью, Волга - транспортная артерия.)

-Итак, в конце июня 1942 года противник начал наступление на Волгу и Северный Кавказ.

Вновь зазвучали горькие сводки о том, что советские войска после тяжёлых и продолжительных боёв оставляли города.

Никогда в истории армия нашего государства не отступала так далеко в глубь страны. Следствием военных неудач Советской Армии стало резкое падение дисциплины. Командование издало знаменитый приказ №227от 28 июля под названием "Ни шагу назад" за подписью Сталина.

Работа с документом.

Вопросы к приказу и ответы на них.

Чем можно объяснить появление подобного приказа?

В чём вы видите его главный смысл?

Какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?

1. Следствием военных неудач Красной армии стало резкое падение порядка в войсках. Нарушение дисциплины и паника приняли огромные масштабы. Очень сильна была боязнь попасть в окружение.

2. Приказ вводил жёсткие наказания за отступление без распоряжения свыше. Цель приказа: ликвидировать отступательные настроения, восстановить железную дисциплину в войсках.

3. Приказ сыграл огромную роль. Он вносил уверенность, что соседние части не будут отступать. А значит, вероятность попасть в окружение была мала.

Все эти дисциплинарные меры были восприняты в войсках очень серьёзно. И с августа 1942 года дезертиров и паникёров сильно поубавилось. Как отмечали сами немцы, Советская армия стала сражаться лучше и злее. Приказ был издан в те дни, когда враг рвался к Сталинграду.)

Почему именно Сталинград привлекал гитлеровцев?

(Сталинград - это крупнейший промышленный центр нашей страны, где было много заводов, в том числе производящий тяжёлые танки. Сталинград - это крупнейший транспортный узел, именно через него почти вся кавказская нефть направлялась в центр страны. Город носил имя Сталина, поэтому немцы хотели стереть его с лица земли. Захват Сталинграда врагом значительно ослабил бы Советскую Армию и страну в целом.)

-Да ребята, вот поэтому битва за Сталинград стала решающей битвой второго года войны.

-Сталинград, Сталинград!

Вековая громада
Неизбывная гордость народа всего
Нам нельзя ни на час оставлять Сталинграда
Ни на миг невозможно оставить его!

Героическая битва под Сталинградом.

1) 17 июля - 18 ноября 1942 года - героическая оборона.

2) 19 ноября 1942 года - 2 февраля 1943 года - контрнаступление под Сталинградом.

Приведите примеры героической обороны Сталинграда советскими солдатами?

62-я армия генерала Чуйкова защищала центр города и все заводские районы. Чуйковцы сражались героически. Генерал разработал принципы городских боёв, старался довести их до сознания каждого солдата и офицера. Эти принципы сыграли огромную роль в судьбе города.

-А сейчас познакомьтесь с оценкой обороны Сталинграда, которую дал ей противник в лице солдат и офицеров германской армии:

"Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя миномёты, гранаты, пулемёты и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. "Линия фронта" проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идёт непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем, друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боёв. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами:".

(Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии).

Из воспоминаний немецкого генерала Г.Дёрра:

":За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за кучку развалин велась ожесточённая борьба, которая не имела себе равных даже в период Первой мировой с её гигантским расходом боеприпасов.

Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону".

-Враг рвался к Волге. Наступала минута, когда могло показаться, что защищать Сталинград больше невозможно. Севернее города фашисты прорвались к Волге ещё в августе, в сентябре они захватили южную часть города и тоже вышли к Волге. По всей полосе города немецкие войска вышли на западные его окраины.

- Открытые стальному ветру 
Дома разбитые стоят
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперёк России, 
И всю её прикрыл собой!

-Город горел, но борьба продолжалась. Гитлеровские командования, решив во чтобы то ни стало взять Сталинград в 1942 году отбросило к городу все свои резервы и ослабило фланги. Именно на этом наше командование строило свой расчёт - ударить по флангам, прорвать оборону и нанести удар противнику. План наступательной операции под Сталинградом назывался Уран.

Контрнаступление под Сталинградом. (работа по карте)

Вывод: победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её до полной победы.

От рождения земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля.
Всё пылало над Волгой-рекой.

-Конечно, наши писатели не могли остаться в стороне от событий на Волге. Очень много книг написано о Сталинградской битве. Их авторы прошли дорогами войны. Перед вами выставка книг писателей - очевидцев.

-Ребята, вы, наверное, согласитесь с тем, что никогда не изгладится из памяти людей Сталинградская битва. Земля не забудет своих героев, ушедших в бессмертие с кровавых полей сражений. В честь великого подвига героев на Мамаевом кургане зажжён Вечный огонь Славы.

Заочная экскурсия по Мамаеву кургану (просмотр видеофильма "Мамаев курган").

Итог урока.

Домашнее задание: подготовить сообщение "Моя семья - в годы Великой Отечественной войны".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84272. Влияние химических факторов на микроорганизмы 35.5 KB
  Некоторые микроорганизмы образуя продукты обмена и выделяя их в среду способны изменять реакцию среды. Окислительновосстановительные условия среды. Степень аэробности среды насыщения среды кислородом может быть охарактеризована величиной окислительновосстановительного потенциала который выражают в единицах rН2.
84273. Взаимоотношения между микроорганизмами. Влияние антибиотиков на микроорганизмы 35.36 KB
  Примером метабиоза может служить порча сахаросодержащих субстратов плодовоягодных соков поврежденных плодов ягод когда на них сначала развиваются дрожжи превращающие сахар в спирт затем уксуснокислые бактерии превращающие спирт в уксусную кислоту и наконец мицелиальные грибы которые окисляют уксусную кислоту до углекислого газа и воды. В кефирном грибке например содержатся дрожжи и молочнокислые бактерии. Примером комменсалов могут служить бактерии нормальной микрофлоры тела человека. Молочнокислые бактерии например выделяя...
84274. Возможные пути регулирования жизнедеятельности микроорганизмов при хранении пищевых продуктов 33.45 KB
  Основными принципами хранения пищевых продуктов по Я. При хранении этих продуктов создаются условия препятствующие развитию микроорганизмов путем понижения температуры до 5 С и поддержания определенной влажности. К таким методам относятся использование низких температур охлаждение и замораживание удаление воды из продукта ниже предела необходимого для развития микробов сушка вяление добавление к продукту веществ соли сахара создающих высокое осмотическое давление повышение кислотности продукта путем добавления уксусной кислоты...
84275. Генетика как наука. Понятие о наследственности и изменчивости 34.37 KB
  В процессе жизни под влиянием факторов внешней среды свойства микроорганизмов могут изменяться. Приспособление микроорганизмов к новым условиям жизни называется адаптацией. Явления наследственности и изменчивости играют важную роль в жизни микроорганизмов для которых характерны интенсивный обмен веществ быстрое размножение и смена поколений чрезвычайно высокая способность приспосабливаться к новым условиям среды обитания. Поэтому существовали два противоположных мнения о наследственности и изменчивости микроорганизмов.
84276. Генотип и фенотип микроорганизмов 34.06 KB
  Гены подразделяются на структурные гены генырегуляторы и геныоператоры. Генырегуляторы контролируют синтез белковрепрессоров подавляющих функцию структурных генов а геныоператоры выполняют роль посредников между генами регуляторами и структурными генами. Гены обозначают строчными начальными буквами названия синтезируемого под их контролем соединения например his – гистидиновый ген rg – аргининовый ген lc и ml – гены контролирующие расщепление coответственно лактозы мальтозы.
84277. Формы изменчивости микроорганизмов 41.75 KB
  Фенотипические изменения При фенотипической изменчивости микробы образовавшиеся из одной материнской клетки могут различаться между собой по ферментативной активности морфологическим признакам потребности в источниках питания. Мутагенным действием обладают ультрафиолетовые рентгеновские и радиоактивные излучения которые вызывают повреждение генетического аппарата клетки. Бактериальные клетки в которых произошла мутация называют мутантами. Трансдукция – перенос генов фрагментов ДНК от донорской клетки бактерии к реципиентной...
84278. Практическое значение изменчивости микроорганизмов 31.56 KB
  Вследствие этого учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов является научной основой систематики микроорганизмов и их идентификации. Знания закономерностей модификационной и мутационной изменчивости позволяют проводить целенаправленную селекцию отбор из популяций микроорганизмов особей с нужными человеку свойствами. Селекцию микроорганизмов для выделения полезных мутантов осуществляют несколькими путями: благодаря поиску и отбору полезных форм микроорганизмов из природных источников; в результате адаптации микроорганизмов...
84279. Спиртовое брожение. Химизм, условия проведения процесса. Возбудители. Практическое использование спиртового брожения 34.17 KB
  Практическое использование спиртового брожения Спиртовое брожение – микробиологический процесс превращения углеводов в спирт и углекислый газ. Суммарное уравнение реакции: С6 H12 O6 → 2 СНзCH2 ОН 2 СО2 Е глюкоза этиловый спирт Как и любое брожение это сложный многоступенчатый процесс см. Дрожжи верхового брожения вызывают бурное и быстрое брожение при температуре 20–28 С.
84280. Химизм процесса. Характеристика молочнокислых бактерий. Практическое значение молочнокислого брожения 33.66 KB
  Суммарное уравнение процесса имеет вид: С6H12О6 СНзСНОНСООН СООНСН2СН2СООН СНзСООН глюкоза молочная кислота янтарная кислота уксусная кислота СНзСН2ОН C02Н2 Е этиловый спирт К гетероферментативным молочнокислым бактериям относятся бактерии рода Streptococcus: Streptococcus dicetilctis Streptococcus cetoinicus; бактерии рода Lctobcillus: Lctobcillus brevis Lctobcillus helveticus а также бактерии рода Leuconostoc: Leuconostoc mesenteroides Leuconostoc cremoris. Характеристика молочнокислых бактерий Все молочнокислые бактерии...