61989

Реформы Ивана ІV и Избранной рады

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Почему Царь отказывается от системы кормления в местном управлении Учебные тексты для работы 1й группы Слово митрополита Филиппа при торжественном возведении его в сан предстоятеля русской Церкви 25 июля 1566 г. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума...

Русский

2014-06-03

19.02 KB

1 чел.

Вопросы для группы: Реформы Ивана ІV  и Избранной рады.

1. Почему военная реформа была проведена одной из первых? На ваш взгляд, созданная войсковая система была надежной защитой для государства?

2. Назовите основные положения, закрепленные в Судебнике Ивана ІV. Сравните, как рассматривался крестьянский вопрос в Судебнике 1497 и 1550г.

3. С какой целью был принят Стоглав? Почему государственная власть  претендовала на церковные земли, почему ей не удалось ими завладеть?

4. Охарактеризуйте приказную систему управления государством.

5. Почему Царь отказывается от системы кормления в местном управлении?

    

 Учебные тексты для работы 1й группы

Слово митрополита Филиппа при торжественном возведении его в сан предстоятеля русской Церкви (25июля 1566г).

Как всегда бодрствует кормчий, так и царский многоочитый ум должен твердо содержать правила доброго закона, иссушая потоки беззакония, да не погрязнет в волнах неправды корабль всемерныя жизни. Принимай хотящих советовать тебе благое, а не домогающихся только ласкательств, ибо одни радеют воистину о пользе, другие же заботятся только об угождении власти. Паче всякой славы царствия земного украшает царя венец благочестия; славно показывать силу свою супостатам, покорным же - человеколюбие и, побеждая врагов силой оружия, невооруженною любовью быть побежденным от своих.

Так подобает тебе мудрствовать  и к той же истине руководить подчиненных тебе людей, не почитая ничего выше и богоугоднее сей царственной заботы.

Содержание и значение реформ Избранной рады.

Военная реформа.

Из отрядов пищальников летом 1550г. выделились стрельцы, которые должны были жить в Воробьевой слободе, в непосредственной близости от резиденции царя. Стрельцы набирались из городского населения. Для выплаты им денежного вознаграждения(по 4 руб. в год) был введен подворный налог- пищальные деньги.

Уложение о службе 156г. установило единый порядок военной службы для владельцев поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне и в полном вооружении; за лишних воинов полагалось денежное возмещение, за недодачу - штраф.

Судебник 1550г.

В июне 1550г был составлен новый Судебник, который заменил свод законов 1497г. Была уничтожена привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Детей боярских и выходцев из дворянского сословия законодатели запретили превращать в холопов. Затруднился переход от одного владельца к другому в Юрьев день - увеличивались размеры  взимаемого с крестьян пожилого. Новый свод законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники( выборные люди из посадских людей и черносошных крестьян).

Стоглав 1551г.

Избранная рада озаботилась и повышением авторитета Церкви. Многие священники были малограмотны, попы нередко приходили в храмы пьяными, во время службы бранились и даже дрались. Соответственно вели себя  и миряне - стояли в шапках, разговаривали, смеялись, ругались. В монастырях происходили попойки, богослужения совершались не регулярно.

Церковный собор 1551г. принял Стоглав - сборник решений, записанных в ста главах(статьях). Речь шла о регламентации церковной жизни - обрядовой практики, монастырского обихода. Стоглавый собор обязал духовных лиц заводить училища для обучения детей грамоте, письму, церковному пению. Священникам велено было  не лаяться, не сквернословить, не драться в храмах, не входить в них пьяными. Собор запретил еще сохранившиеся на Руси языческие обычаи, все забавы: гусли, карты. Преодолевая наследие эпохи раздробленности, церковный собор унифицировал церковные обряды, а местных святых свел в общерусский пантеон. Большинство монастырей были лишены права беспошлинной торговли и обязывались платить основные налоги. Но намерения царя отписать в казну земли монастырей на соборе одобрены не были.

Реформа центрального и местного управления.

В Москве в XVІ в. складывается  система приказов- отраслевых органов управления. Посольский приказ ведал внешними связями, Разрядный - дворянским войском, Поместный - землями служилых людей, Стрелецкий - стрелецким войском, Разбойный - уголовным судом, Челобитный приказ разбирал жалобы .

В середине 1550хгг. завершилась так называемая губная реформа ( губа- административная территория, округ). Постепенно власть наместников и волостелей (кормленщиков) сошла на нет. Их функции переходили к органам земского самоуправления - в лице излюбленных голов и их помощников (целовальников). Их выбирали из своей  среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.

С 1530хгг. власть  на местах постепенно переходила к выборным людям. Посадские жители (городские купцы и ремесленники) и крестьяне тех уездов, где было мало поместий и вотчин, избирали земских старост. В уездах с развитием землевладения дворяне избирали губных (окружных) старост, обязанных бороться с разбоями. Губными старостами рекомендовалось избирать тех, кто по возрасту или здоровью не годился для военной службы. Государство не имело возможности платить им жалование. Не удивительно, что к своим обязанностям многие из выборных относились спустя рукава. Реформа местного управления, начавшаяся еще при Е.Глинской, к 156г. вероятно, зашла достаточно далеко, поскольку в том году были отменены кормления. Бояре потеряли часть своих доходов, но получили некоторую компенсацию. Население областей с выборной администрацией теперь платило кормленчий налог. Из него служилым людям (дворянам, боярам)выдавалась «помога» для выхода на военную службу.

Вопросы для 2-ой группы. Опричнина

1. Каковы причины отказа от реформ?

2. Как произошел опричный переворот? Какова цель раздела страны на земщину и опричнину?

3. С какой целью царь совершает карательный поход на  Новгород?

4. Почему Иван ІV отменяет опричнину в 1572г?

5. Каковы последствия опричной политики? Можно ли считать опричнину основной причиной прикрепления крестьян к земле?

6. Существовала ли в XVΙ веке альтернатива опричнине?

 

Учебные тексты для работы 2й группы

 Смерть митрополита Филиппа.

Небольшая темная келья Отроча монастыря в Твери. Перед образом на коленях молится великий подвижник, смиренно склонив свою седую голову. Он молится за мир, за родину и за гонителя своего.  Еще несколько поклонов - и святитель встал.

- Вот и приблизился конец моего подвига, - тихо прошептал он.

Прошло быстро пронеслось перед его глазами. Вспомнился царский дворец, блеск, роскошь; он - сын знатного боярина Степана Колычева, друг молодого царя. Но жизнь во дворце не по душе ему, душа ищет молитвенного уединения.

С посохом в руках , в одежде простолюдина отправляется они златоглавого  Кремля на далекий север, в Соловецкий монастырь, где стал послушником. Многие годы тяжелой, почти невыносимой жизни, и он избирается игуменом.

Слух о его святой подвижнической жизни распространяется далеко по Руси , достигает и царя. Вспомнил Иван Васильевич грозный друга молодости и потребовал его  Москву. Где святитель был возведен в сан митрополита Московского.

Но не тот оказался теперь царь, каким оставил его Филипп. По обязанности архипастыря принялся святитель за увещания. Но не слушал царь обвинений в своей адрес. Осенью 1567г. новая волна казней и кровавых расправ побудила митрополита Филиппа воспользоваться древним правом печалования и выступить в защиту опальных людей. Весной следующего года, не стерпев очередного обличения, Иван Грозного решил расправиться со своими бывшим другом и устроил над ним « суд Собора2, который приговорил предстоятеля русской Церкви к пожизненному тюремному заключению…

Тесна келья, но гроб еще теснее. Гроб, в котором скоро придется лежать святителю.. В келью вошел  Малюта Скуратов- безжалостный палач, запачкавший свои руки и душу множеством козней и казней. Злобой сверкает его глаза, злобой искаженно лицо. Но не вздрогнул Филипп, хотя и предвидел цель его посещения.

-Владыка  святый, - приняв смиренный вид, заговорил палач, - преподай благословение царю на поход в Новгород.

- делай то, зачем послан, - ответил святитель и, встав на колени, стал произносить свою последнюю земную молитву.

Нетеперливо ждал Малюта окончания молитвы. Наконец не выдержал, бросился на святителя и задушил его подушкой.

 

Опричнина и ее последствия.

В воскресенье 3 декабря 1564г.из ворот Кремля выползал бесконечный поезд из карет, возков и саней - царь, сопровождаемый царицей Марией Темриковной, детьми, свитой и охраной, молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везли казну, одежды, драгоценности, иконы и кресты.

3 января 1565г. Иван прибыл в Александровскую слободу, к северу от Москвы. В столицу доставили два послания. Боярам, дворянам, приказным царь объяснил отъезд «их великим изменами» и полной невозможностью эти измены пресечь: каждая его попытка наказать виновных якобы оказывалась безрезультатной из-за вмешательства архиереев и бояр. Вот почему монарх покидает престол.

В грамоте горожанам царь уверял москвичей, что не гневаться на них, и во всех нестроениях обвинял бояр- изменников.

После переговоров с делегацией из Москвы, прибывшей в Александрову слободу, Иван Грозный пообещал вернуться на трон при исполнении трех условий:

- признание права казнить изменников по царскому усмотрению;

- введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности;

- выплата на первоначальное устройство этой опричнины (особого монаршего удела) огромной суммы денег - 100 тысяч рублей(деньги следовало собрать в земщине- на землях, не включенных в опричнину).

В годы опричнины Иван ΙV развернул в стране дотоле невиданный политический террор. Казнили не только бояр, находившихся в оппозиции центральной власти, но и всех подозреваемых в измене, членов их семей, конфисковывали их земли, имущество. Были убиты многие представители старинных княжеских и боярских родов Оболенских, Морозовых, Головиных, Шеиных. Опричники безнаказанно грабили население страны, разоряли города и села. В 1570г. при участии царя подвергся разграблению Новгород, где погибло около 15тысяч мирных жителей. Массовыми казнями в Москве был отмечен день 25 июня 1570г., когда на Красной площади в присутствии царя и его старшего сына Ивана лишили жизни более ста человек. Казни продолжались и в последующие дни.

В годы опричнины страна ( за исключением юго-западных и юго-восточных уездов) была разорена. В несколько раз сократилось число сел и деревень, значительно уменьшилось население. При этом налоговый гнет не был ослаблен. Массовым явлением стали побеги зависимых крестьян. В такой ситуации правительство использовало практику ограничения права земледельцев покидать поместья и вотчины, провозглашая заповедные лета.

В 1581г. Иван ΙV ввел запрет на выход крестьян в Юрьев день; в следующие годы этот запрет возобновлялся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44905. Основные принципы обучения РЯ в школе 16.17 KB
  Специальные: общеметодические и частнометодические: экстра-лингвистический сопоставление языка и реалий функциональный коммуникативный показ функций языковых единиц речи структурно-семантический изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения функциональносемантический межуровневых и внутриуровневых связях нормативностилистический обучение учащихся правильной и выразительной речи исторический учет исторических изменений языка. Эстетический отбор понятий направленных на раскрытие прекрасного в...
44906. Ударение и его типы. Интонация и её конструкции. Паузация и темп русской речи 27.5 KB
  Словесное ударение это более сильное произношение одного слога в слове служащее для фонетического объединения этого слова. В русском языке ударение зависит от силы выдоха поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения оно может падать на любой слог разноместное ударение: мама собака. Русское словесное ударение также является подвижным 2 так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена' сте'ны.
44907. Орфоэпические нормы 16.48 KB
  Иное произношение звуков воспринимается как неправильное приводит к нарушению законов фонетического языка. Современное русское произношение сложилось в ревой половине 18 века. К началу 19 века староманерное произношение как общественное стало национальной нормой. Произношение согласных.
44909. Комунікативні якості професійної мови 21.5 KB
  Комунікативні якості професійної мови. Професійна мова це функціональний різновид української літературної мови яким послуговуються представники певної галузі знань. З огляду на це можна виокремити низку характеристик які репрезентуватимуть професійний портрет фахівця: уміння формувати мету і завдання професійного спілкування; аналізувати предмет спілкування організовувати обговорення; керувати спілкуванням регламентуючи його; послуговуватися етикетними засобами для досягнення комунікативної мети; уміти проводити бесіду співбесіду...
44910. Условия и история становления PR в России и за рубежом 23.15 KB
  Публикации статей с целью воздействия на общ. срв д влияния на общ. Появление известного дядюшка Сэм общественно-политические плакаты с призывами к борьбе за независимость публикация статей для влияние на общ. Липсет политолог в новых политических стратегиях постоянно апеллировал к общественному мнению.
44911. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 14.08 KB
  Оценка деятельности как предварительная оценка так и заключительная необходима для руководителей предприятия и экономистов поскольку позволяет подвести итоги работы организации и определить ее будущие перспективы. Комплексная оценка эффективности предполагает изучение всех сторон хозяйственной деятельности предприятия снабжение производство продажа товаров и их потребление всех видов анализа деятельности предприятия. Цель комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия повышение эффективности его работы на основе...
44912. Эпоха Возрождения или Ренессанс 27.65 KB
  В своем основном педагогическом трактате О первоначальном воспитании детей а также в других трудах по вопросам воспитания О благовоспитанности детей Беседы Метод обучения Способ писать письма Роттердамский определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов а также принцип активности воспитанника врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд Школа Витторино да Фельтре Дом радости Создал светское учебное заведение нового типа дававшее...