61989

Реформы Ивана ІV и Избранной рады

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Почему Царь отказывается от системы кормления в местном управлении Учебные тексты для работы 1й группы Слово митрополита Филиппа при торжественном возведении его в сан предстоятеля русской Церкви 25 июля 1566 г. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума...

Русский

2014-06-03

19.02 KB

1 чел.

Вопросы для группы: Реформы Ивана ІV  и Избранной рады.

1. Почему военная реформа была проведена одной из первых? На ваш взгляд, созданная войсковая система была надежной защитой для государства?

2. Назовите основные положения, закрепленные в Судебнике Ивана ІV. Сравните, как рассматривался крестьянский вопрос в Судебнике 1497 и 1550г.

3. С какой целью был принят Стоглав? Почему государственная власть  претендовала на церковные земли, почему ей не удалось ими завладеть?

4. Охарактеризуйте приказную систему управления государством.

5. Почему Царь отказывается от системы кормления в местном управлении?

    

 Учебные тексты для работы 1й группы

Слово митрополита Филиппа при торжественном возведении его в сан предстоятеля русской Церкви (25июля 1566г).

Как всегда бодрствует кормчий, так и царский многоочитый ум должен твердо содержать правила доброго закона, иссушая потоки беззакония, да не погрязнет в волнах неправды корабль всемерныя жизни. Принимай хотящих советовать тебе благое, а не домогающихся только ласкательств, ибо одни радеют воистину о пользе, другие же заботятся только об угождении власти. Паче всякой славы царствия земного украшает царя венец благочестия; славно показывать силу свою супостатам, покорным же - человеколюбие и, побеждая врагов силой оружия, невооруженною любовью быть побежденным от своих.

Так подобает тебе мудрствовать  и к той же истине руководить подчиненных тебе людей, не почитая ничего выше и богоугоднее сей царственной заботы.

Содержание и значение реформ Избранной рады.

Военная реформа.

Из отрядов пищальников летом 1550г. выделились стрельцы, которые должны были жить в Воробьевой слободе, в непосредственной близости от резиденции царя. Стрельцы набирались из городского населения. Для выплаты им денежного вознаграждения(по 4 руб. в год) был введен подворный налог- пищальные деньги.

Уложение о службе 156г. установило единый порядок военной службы для владельцев поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне и в полном вооружении; за лишних воинов полагалось денежное возмещение, за недодачу - штраф.

Судебник 1550г.

В июне 1550г был составлен новый Судебник, который заменил свод законов 1497г. Была уничтожена привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Детей боярских и выходцев из дворянского сословия законодатели запретили превращать в холопов. Затруднился переход от одного владельца к другому в Юрьев день - увеличивались размеры  взимаемого с крестьян пожилого. Новый свод законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники( выборные люди из посадских людей и черносошных крестьян).

Стоглав 1551г.

Избранная рада озаботилась и повышением авторитета Церкви. Многие священники были малограмотны, попы нередко приходили в храмы пьяными, во время службы бранились и даже дрались. Соответственно вели себя  и миряне - стояли в шапках, разговаривали, смеялись, ругались. В монастырях происходили попойки, богослужения совершались не регулярно.

Церковный собор 1551г. принял Стоглав - сборник решений, записанных в ста главах(статьях). Речь шла о регламентации церковной жизни - обрядовой практики, монастырского обихода. Стоглавый собор обязал духовных лиц заводить училища для обучения детей грамоте, письму, церковному пению. Священникам велено было  не лаяться, не сквернословить, не драться в храмах, не входить в них пьяными. Собор запретил еще сохранившиеся на Руси языческие обычаи, все забавы: гусли, карты. Преодолевая наследие эпохи раздробленности, церковный собор унифицировал церковные обряды, а местных святых свел в общерусский пантеон. Большинство монастырей были лишены права беспошлинной торговли и обязывались платить основные налоги. Но намерения царя отписать в казну земли монастырей на соборе одобрены не были.

Реформа центрального и местного управления.

В Москве в XVІ в. складывается  система приказов- отраслевых органов управления. Посольский приказ ведал внешними связями, Разрядный - дворянским войском, Поместный - землями служилых людей, Стрелецкий - стрелецким войском, Разбойный - уголовным судом, Челобитный приказ разбирал жалобы .

В середине 1550хгг. завершилась так называемая губная реформа ( губа- административная территория, округ). Постепенно власть наместников и волостелей (кормленщиков) сошла на нет. Их функции переходили к органам земского самоуправления - в лице излюбленных голов и их помощников (целовальников). Их выбирали из своей  среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.

С 1530хгг. власть  на местах постепенно переходила к выборным людям. Посадские жители (городские купцы и ремесленники) и крестьяне тех уездов, где было мало поместий и вотчин, избирали земских старост. В уездах с развитием землевладения дворяне избирали губных (окружных) старост, обязанных бороться с разбоями. Губными старостами рекомендовалось избирать тех, кто по возрасту или здоровью не годился для военной службы. Государство не имело возможности платить им жалование. Не удивительно, что к своим обязанностям многие из выборных относились спустя рукава. Реформа местного управления, начавшаяся еще при Е.Глинской, к 156г. вероятно, зашла достаточно далеко, поскольку в том году были отменены кормления. Бояре потеряли часть своих доходов, но получили некоторую компенсацию. Население областей с выборной администрацией теперь платило кормленчий налог. Из него служилым людям (дворянам, боярам)выдавалась «помога» для выхода на военную службу.

Вопросы для 2-ой группы. Опричнина

1. Каковы причины отказа от реформ?

2. Как произошел опричный переворот? Какова цель раздела страны на земщину и опричнину?

3. С какой целью царь совершает карательный поход на  Новгород?

4. Почему Иван ІV отменяет опричнину в 1572г?

5. Каковы последствия опричной политики? Можно ли считать опричнину основной причиной прикрепления крестьян к земле?

6. Существовала ли в XVΙ веке альтернатива опричнине?

 

Учебные тексты для работы 2й группы

 Смерть митрополита Филиппа.

Небольшая темная келья Отроча монастыря в Твери. Перед образом на коленях молится великий подвижник, смиренно склонив свою седую голову. Он молится за мир, за родину и за гонителя своего.  Еще несколько поклонов - и святитель встал.

- Вот и приблизился конец моего подвига, - тихо прошептал он.

Прошло быстро пронеслось перед его глазами. Вспомнился царский дворец, блеск, роскошь; он - сын знатного боярина Степана Колычева, друг молодого царя. Но жизнь во дворце не по душе ему, душа ищет молитвенного уединения.

С посохом в руках , в одежде простолюдина отправляется они златоглавого  Кремля на далекий север, в Соловецкий монастырь, где стал послушником. Многие годы тяжелой, почти невыносимой жизни, и он избирается игуменом.

Слух о его святой подвижнической жизни распространяется далеко по Руси , достигает и царя. Вспомнил Иван Васильевич грозный друга молодости и потребовал его  Москву. Где святитель был возведен в сан митрополита Московского.

Но не тот оказался теперь царь, каким оставил его Филипп. По обязанности архипастыря принялся святитель за увещания. Но не слушал царь обвинений в своей адрес. Осенью 1567г. новая волна казней и кровавых расправ побудила митрополита Филиппа воспользоваться древним правом печалования и выступить в защиту опальных людей. Весной следующего года, не стерпев очередного обличения, Иван Грозного решил расправиться со своими бывшим другом и устроил над ним « суд Собора2, который приговорил предстоятеля русской Церкви к пожизненному тюремному заключению…

Тесна келья, но гроб еще теснее. Гроб, в котором скоро придется лежать святителю.. В келью вошел  Малюта Скуратов- безжалостный палач, запачкавший свои руки и душу множеством козней и казней. Злобой сверкает его глаза, злобой искаженно лицо. Но не вздрогнул Филипп, хотя и предвидел цель его посещения.

-Владыка  святый, - приняв смиренный вид, заговорил палач, - преподай благословение царю на поход в Новгород.

- делай то, зачем послан, - ответил святитель и, встав на колени, стал произносить свою последнюю земную молитву.

Нетеперливо ждал Малюта окончания молитвы. Наконец не выдержал, бросился на святителя и задушил его подушкой.

 

Опричнина и ее последствия.

В воскресенье 3 декабря 1564г.из ворот Кремля выползал бесконечный поезд из карет, возков и саней - царь, сопровождаемый царицей Марией Темриковной, детьми, свитой и охраной, молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везли казну, одежды, драгоценности, иконы и кресты.

3 января 1565г. Иван прибыл в Александровскую слободу, к северу от Москвы. В столицу доставили два послания. Боярам, дворянам, приказным царь объяснил отъезд «их великим изменами» и полной невозможностью эти измены пресечь: каждая его попытка наказать виновных якобы оказывалась безрезультатной из-за вмешательства архиереев и бояр. Вот почему монарх покидает престол.

В грамоте горожанам царь уверял москвичей, что не гневаться на них, и во всех нестроениях обвинял бояр- изменников.

После переговоров с делегацией из Москвы, прибывшей в Александрову слободу, Иван Грозный пообещал вернуться на трон при исполнении трех условий:

- признание права казнить изменников по царскому усмотрению;

- введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности;

- выплата на первоначальное устройство этой опричнины (особого монаршего удела) огромной суммы денег - 100 тысяч рублей(деньги следовало собрать в земщине- на землях, не включенных в опричнину).

В годы опричнины Иван ΙV развернул в стране дотоле невиданный политический террор. Казнили не только бояр, находившихся в оппозиции центральной власти, но и всех подозреваемых в измене, членов их семей, конфисковывали их земли, имущество. Были убиты многие представители старинных княжеских и боярских родов Оболенских, Морозовых, Головиных, Шеиных. Опричники безнаказанно грабили население страны, разоряли города и села. В 1570г. при участии царя подвергся разграблению Новгород, где погибло около 15тысяч мирных жителей. Массовыми казнями в Москве был отмечен день 25 июня 1570г., когда на Красной площади в присутствии царя и его старшего сына Ивана лишили жизни более ста человек. Казни продолжались и в последующие дни.

В годы опричнины страна ( за исключением юго-западных и юго-восточных уездов) была разорена. В несколько раз сократилось число сел и деревень, значительно уменьшилось население. При этом налоговый гнет не был ослаблен. Массовым явлением стали побеги зависимых крестьян. В такой ситуации правительство использовало практику ограничения права земледельцев покидать поместья и вотчины, провозглашая заповедные лета.

В 1581г. Иван ΙV ввел запрет на выход крестьян в Юрьев день; в следующие годы этот запрет возобновлялся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29606. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума. Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов 13.38 KB
  Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. Деятельность СМК организуется и управляется специальными учреждениями редакциями теле и радиокомпаниями и др. СМК выступает в двуединой роли: как институт участвующий в процессе формирования целей развития общества обеспечивая его стабильность и как механизм их актуализации.
29607. Специфика функций СМК как следствие различных выразительных средств 14.88 KB
  Систематизация выразительных средств Выразительные средства СМК являются носителями информационного сообщения содержания. Количество выразительных средств применяемых на практике непрерывно возрастает. Выбор выразительных средств осуществляется с учетом цели сообщения то есть основное внимание уделяется содержанию послания однако его форма то есть средство выражения играет важную роль.
29608. Мифология в коммуникации. СМИ как субъект смыслопостроения 14.72 KB
  Карлова: Мы внутри мифа. 2 природы: иллюзорность для наблюдателя извне это мир абсурда и реальность для носителя мифа. У мифа есть жизненные этапы от рождения до смерти. открытие мифа 2.
29609. Внушение и манипуляция: технологии и методики применения в деятельности средств массовой информации 21.31 KB
  Внушение это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей основанный на некритическом и часто неосознанном восприятии информации. При внушении сначала происходит восприятие информации содержащей готовые выводы а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная аналитикосинтезирующая активность сознания либо отсутствует либо она значительно ослаблена а восприятие информации настроений чувств шаблонов поведения базируется на механизмах...
29610. Место архетипов, стереотипов, установок в механизме осуществления функций СМК 18.84 KB
  Стереотип относиться к докоммуникативной стадии. Стереотипустоявшееся отношение к происходящим событиям выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами Стереотип от греч. Стереотип нечто повторяемое в неизменном виде; шаблон действия поведения и пр.
29611. Политическая коммуникация 17.42 KB
  ; коммуникация с помощью организаций в частности политических партий которые служат связующим звеном между управляющими и управляемыми и групп давления; коммуникация с помощью неформальных контактов. Политическая реклама находится на стыке самых разнообразных дисциплин она вбирает в себя знания из сферы политических наук политологии политической философии социологии психологии и др. Пушкарева определяет четыре основных канала политической коммуникации: официальный который регулирует движение информационных потоков от...
29612. Средства массовой информации как основной вид массовой коммуникации. Понятие, сущность, структура СМИ. Тенденции развития 15.13 KB
  Понятие сущность структура СМИ. СМИ система творческих и технических структур взаимодействующих между собой и с другими социальными системами в целях формирования и передачи потока информации действующая в сфере массовой коммуникации актуализирующая и формирующая представления об окружающем мире в современном общественном сознании. Функции СМИ: информир воспитательная развлекательная интеграция общества и его саморегуляция Просветительская распростронение культуры обрзовывающая презентационная формирование общ мнения соц....
29613. Структурированное невключенное наблюдение в классическом социологическом исследовании. Документ наблюдения, способы обработки данных наблюдения 24 KB
  Документ наблюдения способы обработки данных наблюдения. Примером невключенного наблюдения могут служить описания лондонских трущоб данное Ф. Разработка программы невключенного структурированного наблюдения. Программа наблюдения представлена всеми основными структурными элементами программы социологического исследования.
29614. Способы повышения надежности данных наблюдения в классическом социологическом исследовании 53 KB
  Наблюдение это целенаправленное визуальное восприятие какойлибо социальной ситуации или события с обязательной фиксацией результатов этого наблюдения в определенных документах. Черты наблюдения как научного метода: Целенаправленность наблюдения как научного метода Знаем что наблюдаем зачем кого с какой целью какую гипотезу проверяем и т. Непосредственность восприятия Наблюдаемое действие происходит в момент наблюдения здесь и сейчас.