620

Особенности невербальных средств общения

Контрольная

Психология и эзотерика

Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации. Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации. Способствовать развитию педагогической интуиции.

Русский

2013-01-06

62.5 KB

39 чел.

Особенности невербальных средств общения

ЗАДАЧИ:

  1.  Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации.
  2.  Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации.
  3.  Способствовать развитию педагогической интуиции.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40 % информации передается с помощью вербалики.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет  доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения, хотя сам человек редко осознает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его речь.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или это «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы действительно имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.

Можно выделить 4 формы невербалики:

  •  проксемика;
  •  пара и экстралингвистика;
  •  визуальное общение;
  •  кинесика.

Остановимся подробнее на каждой из этих форм.

Проксемика – это пространственная и временная организация коммуникативного процесса. Человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную, соответствующую объективным и субъективным обстоятельствам дистанцию.

Выделяют 4 пространственные зоны:

  1.  Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон это самая главная, поскольку именно эту зону человек охранят так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находиться в тесном эмоциональном контакте с ним. Это могут быть дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.
  2.  Личная зона (от 46 до 1,2 метра) персональное расстояние при обыденном общение. На этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу.
  3.  Социальная зона (от 1,2 – 3,6 метров) на таком расстоянии  мы держимся с чужими людьми. Характерна для деловых, официальных отношений.
  4.  Общественная зона или публичное расстояние (более 3,6 метров) когда мы общаемся с большой группой людей. Это дистанция также позволяет воздержаться от общения или обменяться только несколькими словами без риска оказаться нетактичным.

Часто при работе с детьми мы прикасаемся к ним. Прикоснувшись к ребенку, мы подтверждаем ему свою любовь (а это для него главная ценность). Поэтому особенно важно бывает прикоснуться к малышу после того, как он получил от нас «выговор». Пусть он убедиться, что наше расположение потеряно не навсегда, и мы на него больше не сердимся.

Паралингвистика и экстралингвистика – это добавки к вербальной коммуникации.

Паралингвистика – это качество голоса, его диапазон, тональность.

  •  Высокий, пронзительный голос, напоминающий пилу, говорит о страхе, волнении.
  •  Низкий тон голоса, напоминающий гудение шмеля свидетельствует о том, что человек находится в состоянии покоя.
  •  Металлическое звучание – говорит об энергичности и твердости.
  •  Певучая речь, для которой характерно сильное подчеркивание гласных выдает темпераментность, чувственность человека.
  •  Речь, в которой гласные отступаю на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными  - преобладание разума и воли.
  •  Монотонный голос – скрытость, зажатость, робость.
  •  Высота, мелодичность голоса меняется в широких пределах – открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода.
  •  Падение тона к концу фразы – вероятно слабая воля, мягкость.
  •  Неритмичные колебания, когда есть неравномерное повышение или падение тона – неуравновешенность, отсутствие стабильности.
  •  Слишком громкий голос – проявление недостаточной критичности к себе, невладение своими эмоциями.
  •  Слишком тихий голос – неуверенность.
  •  Сильные изменения громкости – повышенная эмоциональность, сопереживание собеседнику, волнение.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и других выражений (например, покашливание, плач, смех) и темп речи.

Визуальное общение – «контакт глаз».

Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд – это первый шаг по дороге к собеседнику. Визуальный контакт зависит;

  1.  знакомые люди в общении находят способы не смотреть друг другу в глаза, в то время как люди, которые только что познакомились делают это постоянно, желая получить больше информации о новом человеке.
  2.  Чистота зрительных контактов определяется темой разговора. Нам легко смотреть в глаза говорящему при обсуждении приятной темы. Однако мы избегаем это делать, обсуждая неприятные или запутанные проблемы.
  3.  Те кто мыслит абстрактно, стремятся к большему количеству контактов глаз, в отличие от тех, кто мыслит конкретными понятиями и образами.
  4.  Визуальный контакт зависит от расстояния между собеседниками. Мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов. Когда он находится вблизи.
  5.  Взгляд может выражать наше отношение к собеседнику. Мы больше смотрим на близких и тех, кем восхищаемся.
  6.  Визуальный контакт помогает регулировать разговор. При завершении своей мысли говорящий. Как правило, смотрит прямо в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
  •  Слишком широко открытые глаза - «вытращенные» - бессознательное стремление получить максимум информации; при неожиданности, при вдруг возникшей наивной радости; испуге, ужасе; огромном любопытстве (пожирать глазами); полной беспомощности или неспособности понять; пришедшем вдруг понимании.
  •  Прищуренный взгляд – пристальное внимание, наблюдение.
  •  Прищуренный взгляд сбоку – коварство, хитрость.
  •  Суженный взгляд при наклоне головы в сторону – припоминание.
  •  Закрытые глаза – сосредоточенность на самом себе, тщательное обдумывание.
  •  Резкое усиленное неравномерное моргание при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях. Нервозности.
  •  Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе – зрачок увеличивается, при расслаблении – уменьшается.
  •  Пустой взгляд, отсутствие какого-либо движения глаз вообще – крайняя степень скуки. Полное безразличие.
  •  Уклоняющийся взгляд – неуверенность из – за робости, скромности, чувстве вины.
  •  Бегающий взгляд – обман.
  •  Взгляд вверх – воспоминание из памяти.
  •  Взгляд вниз концентрация на ощущениях.
  •  Взгляд влево – работает левое полушарие, логика.
  •  Взгляд вправо – работает правое полушарие – творчество, фантазия, игровое мышление.

Кинесика – это жесты, мимика и пантомимика.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую мы можем с вами допустить – это стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других обстоятельств.

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны с вами учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Т.е. язык жестов тоже состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен слову, а слово может иметь несколько различных значений, поэтому полностью понять значение слова мы сможем только тогда, когда вставим его в предложение.

Кроме того, для правильной интерпретации телодвижений необходимо учитывать контекст:  например, в холодный зимний день вы видите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами и руками, опущенной головой. Это скорее всего будет означать. Что он замерз, однако, если человек будет сидеть в таком положении напротив нас при каком-то разговоре, то это следует трактовать как негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.

Ладонь.

Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов, является сигнал, передаваемый ладонью человека. Существует три основных жеста ладони:

  •  Открытая ладонь – искренность, честность, открытость, доверие.
  •  Положение ладони вниз – оттенок начальственности, воспринимается как приказ.
  •  Перстоуказующий жест – жест внешне похож на дубинку с помощью которой человека принуждают к подчинению.

Рукопожатие.

  •  Рука сверху, ладонь развернута вниз – властное рукопожатие, хозяин положения, желание главенствовать в процессе общения с этим человеком.
  •  Рука снизу, ладонь вверх – человек уступает инициативу, проявляет покорность.
  •  Равноправное рукопожатие.

Нейтрализация: обхватить руку человека за запястье и встряхнуть.

  •  Потирание ладоней – передача своих положительных ожиданий «Как здорово».
  •  Сцепленные пальцы рук – три положения: на уровне лица, сцепленные пальцы рук на столе или коленях, сцепленные пальцы рук перед собой при стоячем положении – разочарование, желание скрыть свое отрицательное положение.
  •  Закладывание рук за спину – уверенный в себе человек с чувством превосходства над другими. Рекомендуется принимать такую позу в особо стрессовых ситуациях, чтобы снять напряжение и почувствовать себя увереннее.
  •  Закладывание рук за спину с захватом запястья – человек расстроен и пытается взять себя в руки.
  •  Захватывание предплечья – человек проявляет большие усилия для самоконтроля. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки».
  •  Рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке - мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова, человек говорит неправду в момент речи. Если ваш собеседник прикрывает рот рукой в то время, когда говорите вы, а он слушает, это означает, что он чувствует, что вы говорите неправду.
  •  Прикосновение к носу – утонченный вариант предыдущего жеста.
  •  Потирание века пальцем. Этот жест вызван тем, что в мозгу человека появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которым он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку. Которому он говорит неправду..
  •  Почесывание и потирание уха – желание слушающего отгородиться от слов. Этот жест у взрослого является усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков..
  •  Почесывание шеи – я не уверен, что я с вами согласен.
  •  Пальцы во рту (ребенок сосет палец) – человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетении. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени, когда ребенок сосал грудь своей матери.
  •  Подпирание ладонью щеки или подбородка, постукивание пальцами по столу, топот ног по полу – скука.
  •  Скрещенные руки на груди – оборонительное негативное состояние.
  •  Скрещивание рук и усиленное сжатие пальцев в кулак – враждебная наступательная позиция.
  •  Кисти скрещенных рук на плечевой части груди- сдерживание негативных ощущений (в приемной у доктора).
  •  Одной рукой за локоть «частичный барьер» отсутствие уверенности в себе.
  •  Перекрещивание ног – негативное оборонительное отношение.
  •  Прикладывание рук к груди – жест честности и открытости.
  •  Стоять подбоченясь – демонстрация твердости, уверенности, превосходства.
  •  Опора руками нс стол – стремление к дополнительной поддержке при неуверенности.
  •  Руки в карманах – скрывание неуверенности, затруднений.
  •  Стирающие движения по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представления.
  •  Человек стоит на обеих ногах с равномерным распределением веса тела – уравновешенность, спокойствие, твердость.
  •  Вес тела на одной ноге, нога отставлена в сторону – интерес.
  •  Частая смена основной опорной ноги – недостаток твердости, дисциплинированности.
  •  Поднимание на носки – агрессивная позиция.
  •  Широко расставленные ноги – потребность в самоутверждении, высокой оценке.
  •  Носки ног завернуты вовнутрь – слабость духа.
  •  Склоненная набок голова – отказ от собственной активности, покорность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40716. Анализ кадрового потенциала организации 29 KB
  Анализ кадрового потенциала организации. Для комплексной оценки кадрового потенциала используются три группы взаимодополняющих оценок: стоимостные; количественные; качественные. Стоимостные оценки базируются на возникшей в 60е годы нашего столетия теории кадрового капитала одним из ярких представителей которой является американский ученый Р. Для всесторонней оценки кадрового потенциала на кризисном предприятии проводится так называемый кадровый аудит.
40717. Тенденции и перспективы развития венчурного бизнеса в России и за рубежом 62.5 KB
  Тенденции и перспективы развития венчурного бизнеса в России и за рубежом. Сущность венчурного финансирования заключается в финансировании предложений по развитию производственной коммерческой или иной деятельности необходимой региону и ориентированной на получение прибыли на основе существующих или вновь для этого создаваемых малых предприятий путем вложения определенной части финансовых или иных ресурсов их деятельности без гарантии возвратности с учетом возможности потери вложенных средств если финансируемый проект не принесет после...
40718. Научно-технический и инновационный потенциал организации :сущность, структура и основные показатели оценки 41.5 KB
  Научнотехнический потенциалстрана регион организация – общественная форма совокупности живого и общественного труда обеспечивающая производство новых знаний создание освоение нововведений в т. Межотраслевые технологические прогнозы кривые появления и развития новых технологий формирование компетенций поддерживающих прогрессивные технологии на уровне фирмы. Принципы финансирования незапланированных инициатив выявление новых идей сотрудников поощрение их нововведенческого поведения. Оценивать важность новых инициатив и их...
40719. Основные направления инновационной политики государства 53.5 KB
  Одним из важнейших показателей состояния и развития научной деятельности является численность исследователей техников и вспомогательного персонала занятых в инновационной сфере. Россия направляющая в научнотехническую сферу менее 1 ВВП все больше отстает от группы промышленно развитых и некоторых развивающихся стран. Недостаток капитала выступает сегодня в России в качестве одного из основных ограничителей научнотехнического развития. Устойчивой гарантией динамичного развития научнотехнической сферы в условиях рынка является только...
40720. Инновация: сущность, источники, жизненный цикл 31.5 KB
  Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла продолжительность каждой стадии внутри цикла особенности развития самого цикла разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить стержневую то есть базовую основу жизненного цикла с четко выделенными стадиями. Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции процедуры.
40721. Программно-целевой метод управления 28 KB
  Программноцелевой метод управления. Программноцелевой метод научнопрограммный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами. Программноцелевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей разработка адекватной исполняющей программы реализация управляющей программы. Ключевой идеей программноцелевого метода выступает матрица цель средство иерархическая структура строго сформулированных целей программных элементов каждый из которых служит...
40722. Инновационная стратегия фирмы 33.5 KB
  Инновационная стратегия фирмы. Обычно к таким стратегиям относят: 1. Стратегия непрерывного совершенствования кайзен продукции. Инновационная стратегия целенаправленная деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления.
40723. Прогрессивные формы организации инновационной деятельности :бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы 31 KB
  Инновационная деятельность это процесс направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработку иных научно технических достижений интеллектуального продукта. Отличительные черты: комплексность по научнопроизводственному циклу научные учреждения вузы промышленные предприятия компактность расположения ограниченность площади расположение в экологически чистых районах. Технополис – научнотехнический комплекс соединяющий научнотехническую деятельность с наукоемким производством с хорошо развитой...
40724. Экономическая безопасность государства и механизм ее реализации 43 KB
  Проблемы обеспечения экономической безопасности страны стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социальноэкономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны российского общества и каждого гражданина в отдельности. Например США разрабатывают доктрину концепцию и стратегию своей национальной безопасности где особое место уделено вопросам экономической...