620

Особенности невербальных средств общения

Контрольная

Психология и эзотерика

Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации. Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации. Способствовать развитию педагогической интуиции.

Русский

2013-01-06

62.5 KB

39 чел.

Особенности невербальных средств общения

ЗАДАЧИ:

  1.  Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации.
  2.  Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации.
  3.  Способствовать развитию педагогической интуиции.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40 % информации передается с помощью вербалики.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет  доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения, хотя сам человек редко осознает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его речь.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или это «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы действительно имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.

Можно выделить 4 формы невербалики:

  •  проксемика;
  •  пара и экстралингвистика;
  •  визуальное общение;
  •  кинесика.

Остановимся подробнее на каждой из этих форм.

Проксемика – это пространственная и временная организация коммуникативного процесса. Человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную, соответствующую объективным и субъективным обстоятельствам дистанцию.

Выделяют 4 пространственные зоны:

  1.  Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон это самая главная, поскольку именно эту зону человек охранят так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находиться в тесном эмоциональном контакте с ним. Это могут быть дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.
  2.  Личная зона (от 46 до 1,2 метра) персональное расстояние при обыденном общение. На этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу.
  3.  Социальная зона (от 1,2 – 3,6 метров) на таком расстоянии  мы держимся с чужими людьми. Характерна для деловых, официальных отношений.
  4.  Общественная зона или публичное расстояние (более 3,6 метров) когда мы общаемся с большой группой людей. Это дистанция также позволяет воздержаться от общения или обменяться только несколькими словами без риска оказаться нетактичным.

Часто при работе с детьми мы прикасаемся к ним. Прикоснувшись к ребенку, мы подтверждаем ему свою любовь (а это для него главная ценность). Поэтому особенно важно бывает прикоснуться к малышу после того, как он получил от нас «выговор». Пусть он убедиться, что наше расположение потеряно не навсегда, и мы на него больше не сердимся.

Паралингвистика и экстралингвистика – это добавки к вербальной коммуникации.

Паралингвистика – это качество голоса, его диапазон, тональность.

  •  Высокий, пронзительный голос, напоминающий пилу, говорит о страхе, волнении.
  •  Низкий тон голоса, напоминающий гудение шмеля свидетельствует о том, что человек находится в состоянии покоя.
  •  Металлическое звучание – говорит об энергичности и твердости.
  •  Певучая речь, для которой характерно сильное подчеркивание гласных выдает темпераментность, чувственность человека.
  •  Речь, в которой гласные отступаю на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными  - преобладание разума и воли.
  •  Монотонный голос – скрытость, зажатость, робость.
  •  Высота, мелодичность голоса меняется в широких пределах – открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода.
  •  Падение тона к концу фразы – вероятно слабая воля, мягкость.
  •  Неритмичные колебания, когда есть неравномерное повышение или падение тона – неуравновешенность, отсутствие стабильности.
  •  Слишком громкий голос – проявление недостаточной критичности к себе, невладение своими эмоциями.
  •  Слишком тихий голос – неуверенность.
  •  Сильные изменения громкости – повышенная эмоциональность, сопереживание собеседнику, волнение.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и других выражений (например, покашливание, плач, смех) и темп речи.

Визуальное общение – «контакт глаз».

Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд – это первый шаг по дороге к собеседнику. Визуальный контакт зависит;

  1.  знакомые люди в общении находят способы не смотреть друг другу в глаза, в то время как люди, которые только что познакомились делают это постоянно, желая получить больше информации о новом человеке.
  2.  Чистота зрительных контактов определяется темой разговора. Нам легко смотреть в глаза говорящему при обсуждении приятной темы. Однако мы избегаем это делать, обсуждая неприятные или запутанные проблемы.
  3.  Те кто мыслит абстрактно, стремятся к большему количеству контактов глаз, в отличие от тех, кто мыслит конкретными понятиями и образами.
  4.  Визуальный контакт зависит от расстояния между собеседниками. Мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов. Когда он находится вблизи.
  5.  Взгляд может выражать наше отношение к собеседнику. Мы больше смотрим на близких и тех, кем восхищаемся.
  6.  Визуальный контакт помогает регулировать разговор. При завершении своей мысли говорящий. Как правило, смотрит прямо в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
  •  Слишком широко открытые глаза - «вытращенные» - бессознательное стремление получить максимум информации; при неожиданности, при вдруг возникшей наивной радости; испуге, ужасе; огромном любопытстве (пожирать глазами); полной беспомощности или неспособности понять; пришедшем вдруг понимании.
  •  Прищуренный взгляд – пристальное внимание, наблюдение.
  •  Прищуренный взгляд сбоку – коварство, хитрость.
  •  Суженный взгляд при наклоне головы в сторону – припоминание.
  •  Закрытые глаза – сосредоточенность на самом себе, тщательное обдумывание.
  •  Резкое усиленное неравномерное моргание при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях. Нервозности.
  •  Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе – зрачок увеличивается, при расслаблении – уменьшается.
  •  Пустой взгляд, отсутствие какого-либо движения глаз вообще – крайняя степень скуки. Полное безразличие.
  •  Уклоняющийся взгляд – неуверенность из – за робости, скромности, чувстве вины.
  •  Бегающий взгляд – обман.
  •  Взгляд вверх – воспоминание из памяти.
  •  Взгляд вниз концентрация на ощущениях.
  •  Взгляд влево – работает левое полушарие, логика.
  •  Взгляд вправо – работает правое полушарие – творчество, фантазия, игровое мышление.

Кинесика – это жесты, мимика и пантомимика.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую мы можем с вами допустить – это стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других обстоятельств.

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны с вами учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Т.е. язык жестов тоже состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен слову, а слово может иметь несколько различных значений, поэтому полностью понять значение слова мы сможем только тогда, когда вставим его в предложение.

Кроме того, для правильной интерпретации телодвижений необходимо учитывать контекст:  например, в холодный зимний день вы видите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами и руками, опущенной головой. Это скорее всего будет означать. Что он замерз, однако, если человек будет сидеть в таком положении напротив нас при каком-то разговоре, то это следует трактовать как негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.

Ладонь.

Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов, является сигнал, передаваемый ладонью человека. Существует три основных жеста ладони:

  •  Открытая ладонь – искренность, честность, открытость, доверие.
  •  Положение ладони вниз – оттенок начальственности, воспринимается как приказ.
  •  Перстоуказующий жест – жест внешне похож на дубинку с помощью которой человека принуждают к подчинению.

Рукопожатие.

  •  Рука сверху, ладонь развернута вниз – властное рукопожатие, хозяин положения, желание главенствовать в процессе общения с этим человеком.
  •  Рука снизу, ладонь вверх – человек уступает инициативу, проявляет покорность.
  •  Равноправное рукопожатие.

Нейтрализация: обхватить руку человека за запястье и встряхнуть.

  •  Потирание ладоней – передача своих положительных ожиданий «Как здорово».
  •  Сцепленные пальцы рук – три положения: на уровне лица, сцепленные пальцы рук на столе или коленях, сцепленные пальцы рук перед собой при стоячем положении – разочарование, желание скрыть свое отрицательное положение.
  •  Закладывание рук за спину – уверенный в себе человек с чувством превосходства над другими. Рекомендуется принимать такую позу в особо стрессовых ситуациях, чтобы снять напряжение и почувствовать себя увереннее.
  •  Закладывание рук за спину с захватом запястья – человек расстроен и пытается взять себя в руки.
  •  Захватывание предплечья – человек проявляет большие усилия для самоконтроля. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки».
  •  Рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке - мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова, человек говорит неправду в момент речи. Если ваш собеседник прикрывает рот рукой в то время, когда говорите вы, а он слушает, это означает, что он чувствует, что вы говорите неправду.
  •  Прикосновение к носу – утонченный вариант предыдущего жеста.
  •  Потирание века пальцем. Этот жест вызван тем, что в мозгу человека появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которым он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку. Которому он говорит неправду..
  •  Почесывание и потирание уха – желание слушающего отгородиться от слов. Этот жест у взрослого является усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков..
  •  Почесывание шеи – я не уверен, что я с вами согласен.
  •  Пальцы во рту (ребенок сосет палец) – человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетении. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени, когда ребенок сосал грудь своей матери.
  •  Подпирание ладонью щеки или подбородка, постукивание пальцами по столу, топот ног по полу – скука.
  •  Скрещенные руки на груди – оборонительное негативное состояние.
  •  Скрещивание рук и усиленное сжатие пальцев в кулак – враждебная наступательная позиция.
  •  Кисти скрещенных рук на плечевой части груди- сдерживание негативных ощущений (в приемной у доктора).
  •  Одной рукой за локоть «частичный барьер» отсутствие уверенности в себе.
  •  Перекрещивание ног – негативное оборонительное отношение.
  •  Прикладывание рук к груди – жест честности и открытости.
  •  Стоять подбоченясь – демонстрация твердости, уверенности, превосходства.
  •  Опора руками нс стол – стремление к дополнительной поддержке при неуверенности.
  •  Руки в карманах – скрывание неуверенности, затруднений.
  •  Стирающие движения по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представления.
  •  Человек стоит на обеих ногах с равномерным распределением веса тела – уравновешенность, спокойствие, твердость.
  •  Вес тела на одной ноге, нога отставлена в сторону – интерес.
  •  Частая смена основной опорной ноги – недостаток твердости, дисциплинированности.
  •  Поднимание на носки – агрессивная позиция.
  •  Широко расставленные ноги – потребность в самоутверждении, высокой оценке.
  •  Носки ног завернуты вовнутрь – слабость духа.
  •  Склоненная набок голова – отказ от собственной активности, покорность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53451. Інтерактивна гра. «Права людини» 37 KB
  Проблеми Як їх вирішити Членам команд пропонується проблема яку потрібно вирішити. Проблема перша Одна жінка зпоміж членів групи любить співати але на жаль вона співає безперестанку. Чи ви: а нічого не робите і дозволяєте їй співати коли б вона цього незабажала б вимагаєте щоб вона переставала співати коли хтось іде поруч із нею Проблема друга Кілька людей яких поранило при посадці затримують ваш рух і ви побоюєтесь що в такому темпі ви не встигнете добратися до буйка поки не...
53452. Процедура Bubble_sort и ее особенности 18.77 KB
  Сортировка простыми обменами, сортиро́вка пузырько́м (англ. bubble sort) — простой алгоритм сортировки. Для понимания и реализации этот алгоритм — простейший, но эффективен он лишь для небольших массивов.
53453. Оптимизация процедуры Quick_sort, особенности 22.82 KB
  Быстрая сортировка (англ. quicksort), часто называемая qsort по имени реализации в стандартной библиотеке языка Си — широко известный алгоритм сортировки, разработанный английским информатиком Чарльзом Хоаром во время его работы в МГУ в 1960 году.
53454. Кристаллическое строение вещества 711 KB
  Кристаллическая решётка — вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла. Решётка имеет сходство с канвой или сеткой, что даёт основание называть точки решётки узлами. Решёткой является совокупность точек, которые возникают из отдельной произвольно выбранной точки кристалла под действием группы трансляции
53455. Інтернет технологія Веб-квест 38.5 KB
  Webквестом називається спеціальним чином організований вид дослідницької діяльності для виконання якої учні здійснюють пошук інформації в мережі Інтернет за вказаними адресами. Щоб дана робота була максимально ефективною webквест спеціальним чином організована webсторінка повинен містити наступні частини: введення в якому описуються терміни проведення і задається початкова ситуація; цікаве завдання яке можна реально виконати; набір посилань на ресурси мережі необхідні для виконання завдання. Деякі але...
53456. Классный час «Безопасный интернет» 160.5 KB
  Ведущий1 С одной стороны Интернет прочно вошел в наш обиход и очень облегчает поиск любой информации. С другой стороны есть люди которые считают что Интернет бич нового тысячелетия. Давайте разберемся что же такое Интернет на самом деле.
53457. Суд над Інтернетом. Internet: глобальне добро або зло? 142 KB
  Вчитель виконує роль судді в диспуті сторін, який незалежно і аргументовано буде приймати, або відкидати доводи, що приводяться, і стежити за тим, щоб одні і ті ж аргументи не повторювалися в різному формулюванні, і за тим, щоб дискусія була в цивілізованих рамках.
53458. Інтернет: за і проти! 119.5 KB
  Обладнання: плакат Основні правила спілкування плакат №1 із зображенням комп’ютера плакат №2 із зображенням комп’ютера підключеного до мережі Інтернет; запис на дошці; малюнки учнів; пам’ятки картки зображення Золотої рибки ілюстрація мікрофон тощо. За часів сьогодення коли особливого значення набуває інформація вже ніхто не заперечує що комп’ютер увійшов до різних сфер сучасного життя і...
53459. The Internet and Social Networking Sites 115.5 KB
  A social network is a social structure made up of individuals (organizations) called “nodes”, which are tied (connected) by one or more specific types of interdependency, such as friendship, kinship, common interest, financial exchange, dislike, sexual relationships, or relationships of beliefs, knowledge or prestige.