620

Особенности невербальных средств общения

Контрольная

Психология и эзотерика

Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации. Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации. Способствовать развитию педагогической интуиции.

Русский

2013-01-06

62.5 KB

40 чел.

Особенности невербальных средств общения

ЗАДАЧИ:

  1.  Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации.
  2.  Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации.
  3.  Способствовать развитию педагогической интуиции.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40 % информации передается с помощью вербалики.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет  доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения, хотя сам человек редко осознает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его речь.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или это «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы действительно имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.

Можно выделить 4 формы невербалики:

  •  проксемика;
  •  пара и экстралингвистика;
  •  визуальное общение;
  •  кинесика.

Остановимся подробнее на каждой из этих форм.

Проксемика – это пространственная и временная организация коммуникативного процесса. Человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную, соответствующую объективным и субъективным обстоятельствам дистанцию.

Выделяют 4 пространственные зоны:

  1.  Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон это самая главная, поскольку именно эту зону человек охранят так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находиться в тесном эмоциональном контакте с ним. Это могут быть дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.
  2.  Личная зона (от 46 до 1,2 метра) персональное расстояние при обыденном общение. На этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу.
  3.  Социальная зона (от 1,2 – 3,6 метров) на таком расстоянии  мы держимся с чужими людьми. Характерна для деловых, официальных отношений.
  4.  Общественная зона или публичное расстояние (более 3,6 метров) когда мы общаемся с большой группой людей. Это дистанция также позволяет воздержаться от общения или обменяться только несколькими словами без риска оказаться нетактичным.

Часто при работе с детьми мы прикасаемся к ним. Прикоснувшись к ребенку, мы подтверждаем ему свою любовь (а это для него главная ценность). Поэтому особенно важно бывает прикоснуться к малышу после того, как он получил от нас «выговор». Пусть он убедиться, что наше расположение потеряно не навсегда, и мы на него больше не сердимся.

Паралингвистика и экстралингвистика – это добавки к вербальной коммуникации.

Паралингвистика – это качество голоса, его диапазон, тональность.

  •  Высокий, пронзительный голос, напоминающий пилу, говорит о страхе, волнении.
  •  Низкий тон голоса, напоминающий гудение шмеля свидетельствует о том, что человек находится в состоянии покоя.
  •  Металлическое звучание – говорит об энергичности и твердости.
  •  Певучая речь, для которой характерно сильное подчеркивание гласных выдает темпераментность, чувственность человека.
  •  Речь, в которой гласные отступаю на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными  - преобладание разума и воли.
  •  Монотонный голос – скрытость, зажатость, робость.
  •  Высота, мелодичность голоса меняется в широких пределах – открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода.
  •  Падение тона к концу фразы – вероятно слабая воля, мягкость.
  •  Неритмичные колебания, когда есть неравномерное повышение или падение тона – неуравновешенность, отсутствие стабильности.
  •  Слишком громкий голос – проявление недостаточной критичности к себе, невладение своими эмоциями.
  •  Слишком тихий голос – неуверенность.
  •  Сильные изменения громкости – повышенная эмоциональность, сопереживание собеседнику, волнение.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и других выражений (например, покашливание, плач, смех) и темп речи.

Визуальное общение – «контакт глаз».

Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд – это первый шаг по дороге к собеседнику. Визуальный контакт зависит;

  1.  знакомые люди в общении находят способы не смотреть друг другу в глаза, в то время как люди, которые только что познакомились делают это постоянно, желая получить больше информации о новом человеке.
  2.  Чистота зрительных контактов определяется темой разговора. Нам легко смотреть в глаза говорящему при обсуждении приятной темы. Однако мы избегаем это делать, обсуждая неприятные или запутанные проблемы.
  3.  Те кто мыслит абстрактно, стремятся к большему количеству контактов глаз, в отличие от тех, кто мыслит конкретными понятиями и образами.
  4.  Визуальный контакт зависит от расстояния между собеседниками. Мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов. Когда он находится вблизи.
  5.  Взгляд может выражать наше отношение к собеседнику. Мы больше смотрим на близких и тех, кем восхищаемся.
  6.  Визуальный контакт помогает регулировать разговор. При завершении своей мысли говорящий. Как правило, смотрит прямо в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
  •  Слишком широко открытые глаза - «вытращенные» - бессознательное стремление получить максимум информации; при неожиданности, при вдруг возникшей наивной радости; испуге, ужасе; огромном любопытстве (пожирать глазами); полной беспомощности или неспособности понять; пришедшем вдруг понимании.
  •  Прищуренный взгляд – пристальное внимание, наблюдение.
  •  Прищуренный взгляд сбоку – коварство, хитрость.
  •  Суженный взгляд при наклоне головы в сторону – припоминание.
  •  Закрытые глаза – сосредоточенность на самом себе, тщательное обдумывание.
  •  Резкое усиленное неравномерное моргание при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях. Нервозности.
  •  Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе – зрачок увеличивается, при расслаблении – уменьшается.
  •  Пустой взгляд, отсутствие какого-либо движения глаз вообще – крайняя степень скуки. Полное безразличие.
  •  Уклоняющийся взгляд – неуверенность из – за робости, скромности, чувстве вины.
  •  Бегающий взгляд – обман.
  •  Взгляд вверх – воспоминание из памяти.
  •  Взгляд вниз концентрация на ощущениях.
  •  Взгляд влево – работает левое полушарие, логика.
  •  Взгляд вправо – работает правое полушарие – творчество, фантазия, игровое мышление.

Кинесика – это жесты, мимика и пантомимика.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую мы можем с вами допустить – это стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других обстоятельств.

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны с вами учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Т.е. язык жестов тоже состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен слову, а слово может иметь несколько различных значений, поэтому полностью понять значение слова мы сможем только тогда, когда вставим его в предложение.

Кроме того, для правильной интерпретации телодвижений необходимо учитывать контекст:  например, в холодный зимний день вы видите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами и руками, опущенной головой. Это скорее всего будет означать. Что он замерз, однако, если человек будет сидеть в таком положении напротив нас при каком-то разговоре, то это следует трактовать как негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.

Ладонь.

Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов, является сигнал, передаваемый ладонью человека. Существует три основных жеста ладони:

  •  Открытая ладонь – искренность, честность, открытость, доверие.
  •  Положение ладони вниз – оттенок начальственности, воспринимается как приказ.
  •  Перстоуказующий жест – жест внешне похож на дубинку с помощью которой человека принуждают к подчинению.

Рукопожатие.

  •  Рука сверху, ладонь развернута вниз – властное рукопожатие, хозяин положения, желание главенствовать в процессе общения с этим человеком.
  •  Рука снизу, ладонь вверх – человек уступает инициативу, проявляет покорность.
  •  Равноправное рукопожатие.

Нейтрализация: обхватить руку человека за запястье и встряхнуть.

  •  Потирание ладоней – передача своих положительных ожиданий «Как здорово».
  •  Сцепленные пальцы рук – три положения: на уровне лица, сцепленные пальцы рук на столе или коленях, сцепленные пальцы рук перед собой при стоячем положении – разочарование, желание скрыть свое отрицательное положение.
  •  Закладывание рук за спину – уверенный в себе человек с чувством превосходства над другими. Рекомендуется принимать такую позу в особо стрессовых ситуациях, чтобы снять напряжение и почувствовать себя увереннее.
  •  Закладывание рук за спину с захватом запястья – человек расстроен и пытается взять себя в руки.
  •  Захватывание предплечья – человек проявляет большие усилия для самоконтроля. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки».
  •  Рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке - мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова, человек говорит неправду в момент речи. Если ваш собеседник прикрывает рот рукой в то время, когда говорите вы, а он слушает, это означает, что он чувствует, что вы говорите неправду.
  •  Прикосновение к носу – утонченный вариант предыдущего жеста.
  •  Потирание века пальцем. Этот жест вызван тем, что в мозгу человека появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которым он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку. Которому он говорит неправду..
  •  Почесывание и потирание уха – желание слушающего отгородиться от слов. Этот жест у взрослого является усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков..
  •  Почесывание шеи – я не уверен, что я с вами согласен.
  •  Пальцы во рту (ребенок сосет палец) – человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетении. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени, когда ребенок сосал грудь своей матери.
  •  Подпирание ладонью щеки или подбородка, постукивание пальцами по столу, топот ног по полу – скука.
  •  Скрещенные руки на груди – оборонительное негативное состояние.
  •  Скрещивание рук и усиленное сжатие пальцев в кулак – враждебная наступательная позиция.
  •  Кисти скрещенных рук на плечевой части груди- сдерживание негативных ощущений (в приемной у доктора).
  •  Одной рукой за локоть «частичный барьер» отсутствие уверенности в себе.
  •  Перекрещивание ног – негативное оборонительное отношение.
  •  Прикладывание рук к груди – жест честности и открытости.
  •  Стоять подбоченясь – демонстрация твердости, уверенности, превосходства.
  •  Опора руками нс стол – стремление к дополнительной поддержке при неуверенности.
  •  Руки в карманах – скрывание неуверенности, затруднений.
  •  Стирающие движения по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представления.
  •  Человек стоит на обеих ногах с равномерным распределением веса тела – уравновешенность, спокойствие, твердость.
  •  Вес тела на одной ноге, нога отставлена в сторону – интерес.
  •  Частая смена основной опорной ноги – недостаток твердости, дисциплинированности.
  •  Поднимание на носки – агрессивная позиция.
  •  Широко расставленные ноги – потребность в самоутверждении, высокой оценке.
  •  Носки ног завернуты вовнутрь – слабость духа.
  •  Склоненная набок голова – отказ от собственной активности, покорность.