620

Особенности невербальных средств общения

Контрольная

Психология и эзотерика

Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации. Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации. Способствовать развитию педагогической интуиции.

Русский

2013-01-06

62.5 KB

41 чел.

Особенности невербальных средств общения

ЗАДАЧИ:

  1.  Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации.
  2.  Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации.
  3.  Способствовать развитию педагогической интуиции.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40 % информации передается с помощью вербалики.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет  доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения, хотя сам человек редко осознает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его речь.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или это «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы действительно имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.

Можно выделить 4 формы невербалики:

  •  проксемика;
  •  пара и экстралингвистика;
  •  визуальное общение;
  •  кинесика.

Остановимся подробнее на каждой из этих форм.

Проксемика – это пространственная и временная организация коммуникативного процесса. Человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную, соответствующую объективным и субъективным обстоятельствам дистанцию.

Выделяют 4 пространственные зоны:

  1.  Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон это самая главная, поскольку именно эту зону человек охранят так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находиться в тесном эмоциональном контакте с ним. Это могут быть дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.
  2.  Личная зона (от 46 до 1,2 метра) персональное расстояние при обыденном общение. На этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу.
  3.  Социальная зона (от 1,2 – 3,6 метров) на таком расстоянии  мы держимся с чужими людьми. Характерна для деловых, официальных отношений.
  4.  Общественная зона или публичное расстояние (более 3,6 метров) когда мы общаемся с большой группой людей. Это дистанция также позволяет воздержаться от общения или обменяться только несколькими словами без риска оказаться нетактичным.

Часто при работе с детьми мы прикасаемся к ним. Прикоснувшись к ребенку, мы подтверждаем ему свою любовь (а это для него главная ценность). Поэтому особенно важно бывает прикоснуться к малышу после того, как он получил от нас «выговор». Пусть он убедиться, что наше расположение потеряно не навсегда, и мы на него больше не сердимся.

Паралингвистика и экстралингвистика – это добавки к вербальной коммуникации.

Паралингвистика – это качество голоса, его диапазон, тональность.

  •  Высокий, пронзительный голос, напоминающий пилу, говорит о страхе, волнении.
  •  Низкий тон голоса, напоминающий гудение шмеля свидетельствует о том, что человек находится в состоянии покоя.
  •  Металлическое звучание – говорит об энергичности и твердости.
  •  Певучая речь, для которой характерно сильное подчеркивание гласных выдает темпераментность, чувственность человека.
  •  Речь, в которой гласные отступаю на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными  - преобладание разума и воли.
  •  Монотонный голос – скрытость, зажатость, робость.
  •  Высота, мелодичность голоса меняется в широких пределах – открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода.
  •  Падение тона к концу фразы – вероятно слабая воля, мягкость.
  •  Неритмичные колебания, когда есть неравномерное повышение или падение тона – неуравновешенность, отсутствие стабильности.
  •  Слишком громкий голос – проявление недостаточной критичности к себе, невладение своими эмоциями.
  •  Слишком тихий голос – неуверенность.
  •  Сильные изменения громкости – повышенная эмоциональность, сопереживание собеседнику, волнение.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и других выражений (например, покашливание, плач, смех) и темп речи.

Визуальное общение – «контакт глаз».

Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд – это первый шаг по дороге к собеседнику. Визуальный контакт зависит;

  1.  знакомые люди в общении находят способы не смотреть друг другу в глаза, в то время как люди, которые только что познакомились делают это постоянно, желая получить больше информации о новом человеке.
  2.  Чистота зрительных контактов определяется темой разговора. Нам легко смотреть в глаза говорящему при обсуждении приятной темы. Однако мы избегаем это делать, обсуждая неприятные или запутанные проблемы.
  3.  Те кто мыслит абстрактно, стремятся к большему количеству контактов глаз, в отличие от тех, кто мыслит конкретными понятиями и образами.
  4.  Визуальный контакт зависит от расстояния между собеседниками. Мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов. Когда он находится вблизи.
  5.  Взгляд может выражать наше отношение к собеседнику. Мы больше смотрим на близких и тех, кем восхищаемся.
  6.  Визуальный контакт помогает регулировать разговор. При завершении своей мысли говорящий. Как правило, смотрит прямо в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
  •  Слишком широко открытые глаза - «вытращенные» - бессознательное стремление получить максимум информации; при неожиданности, при вдруг возникшей наивной радости; испуге, ужасе; огромном любопытстве (пожирать глазами); полной беспомощности или неспособности понять; пришедшем вдруг понимании.
  •  Прищуренный взгляд – пристальное внимание, наблюдение.
  •  Прищуренный взгляд сбоку – коварство, хитрость.
  •  Суженный взгляд при наклоне головы в сторону – припоминание.
  •  Закрытые глаза – сосредоточенность на самом себе, тщательное обдумывание.
  •  Резкое усиленное неравномерное моргание при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях. Нервозности.
  •  Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе – зрачок увеличивается, при расслаблении – уменьшается.
  •  Пустой взгляд, отсутствие какого-либо движения глаз вообще – крайняя степень скуки. Полное безразличие.
  •  Уклоняющийся взгляд – неуверенность из – за робости, скромности, чувстве вины.
  •  Бегающий взгляд – обман.
  •  Взгляд вверх – воспоминание из памяти.
  •  Взгляд вниз концентрация на ощущениях.
  •  Взгляд влево – работает левое полушарие, логика.
  •  Взгляд вправо – работает правое полушарие – творчество, фантазия, игровое мышление.

Кинесика – это жесты, мимика и пантомимика.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую мы можем с вами допустить – это стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других обстоятельств.

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны с вами учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Т.е. язык жестов тоже состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен слову, а слово может иметь несколько различных значений, поэтому полностью понять значение слова мы сможем только тогда, когда вставим его в предложение.

Кроме того, для правильной интерпретации телодвижений необходимо учитывать контекст:  например, в холодный зимний день вы видите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами и руками, опущенной головой. Это скорее всего будет означать. Что он замерз, однако, если человек будет сидеть в таком положении напротив нас при каком-то разговоре, то это следует трактовать как негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.

Ладонь.

Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов, является сигнал, передаваемый ладонью человека. Существует три основных жеста ладони:

  •  Открытая ладонь – искренность, честность, открытость, доверие.
  •  Положение ладони вниз – оттенок начальственности, воспринимается как приказ.
  •  Перстоуказующий жест – жест внешне похож на дубинку с помощью которой человека принуждают к подчинению.

Рукопожатие.

  •  Рука сверху, ладонь развернута вниз – властное рукопожатие, хозяин положения, желание главенствовать в процессе общения с этим человеком.
  •  Рука снизу, ладонь вверх – человек уступает инициативу, проявляет покорность.
  •  Равноправное рукопожатие.

Нейтрализация: обхватить руку человека за запястье и встряхнуть.

  •  Потирание ладоней – передача своих положительных ожиданий «Как здорово».
  •  Сцепленные пальцы рук – три положения: на уровне лица, сцепленные пальцы рук на столе или коленях, сцепленные пальцы рук перед собой при стоячем положении – разочарование, желание скрыть свое отрицательное положение.
  •  Закладывание рук за спину – уверенный в себе человек с чувством превосходства над другими. Рекомендуется принимать такую позу в особо стрессовых ситуациях, чтобы снять напряжение и почувствовать себя увереннее.
  •  Закладывание рук за спину с захватом запястья – человек расстроен и пытается взять себя в руки.
  •  Захватывание предплечья – человек проявляет большие усилия для самоконтроля. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки».
  •  Рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке - мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова, человек говорит неправду в момент речи. Если ваш собеседник прикрывает рот рукой в то время, когда говорите вы, а он слушает, это означает, что он чувствует, что вы говорите неправду.
  •  Прикосновение к носу – утонченный вариант предыдущего жеста.
  •  Потирание века пальцем. Этот жест вызван тем, что в мозгу человека появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которым он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку. Которому он говорит неправду..
  •  Почесывание и потирание уха – желание слушающего отгородиться от слов. Этот жест у взрослого является усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков..
  •  Почесывание шеи – я не уверен, что я с вами согласен.
  •  Пальцы во рту (ребенок сосет палец) – человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетении. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени, когда ребенок сосал грудь своей матери.
  •  Подпирание ладонью щеки или подбородка, постукивание пальцами по столу, топот ног по полу – скука.
  •  Скрещенные руки на груди – оборонительное негативное состояние.
  •  Скрещивание рук и усиленное сжатие пальцев в кулак – враждебная наступательная позиция.
  •  Кисти скрещенных рук на плечевой части груди- сдерживание негативных ощущений (в приемной у доктора).
  •  Одной рукой за локоть «частичный барьер» отсутствие уверенности в себе.
  •  Перекрещивание ног – негативное оборонительное отношение.
  •  Прикладывание рук к груди – жест честности и открытости.
  •  Стоять подбоченясь – демонстрация твердости, уверенности, превосходства.
  •  Опора руками нс стол – стремление к дополнительной поддержке при неуверенности.
  •  Руки в карманах – скрывание неуверенности, затруднений.
  •  Стирающие движения по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представления.
  •  Человек стоит на обеих ногах с равномерным распределением веса тела – уравновешенность, спокойствие, твердость.
  •  Вес тела на одной ноге, нога отставлена в сторону – интерес.
  •  Частая смена основной опорной ноги – недостаток твердости, дисциплинированности.
  •  Поднимание на носки – агрессивная позиция.
  •  Широко расставленные ноги – потребность в самоутверждении, высокой оценке.
  •  Носки ног завернуты вовнутрь – слабость духа.
  •  Склоненная набок голова – отказ от собственной активности, покорность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85039. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение 31.59 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Средства используемые при оказании первой медицинской помощи.
85040. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (АХОВ) 25.42 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами АХОВ Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами аммиаком и хлором. Если такой возможности нет повторить с учащимися какие химически опасные вещества относятся к АХОВ напомнить что наиболее распространенными АХОВ являются аммиак и хлор. Контрольные вопросы Какие вещества называются аварийно химически опасными Каковы признаки отравления...
85041. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении 27.1 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах вывихах растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении. Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. При этом подчеркнуть что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего.
85042. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 31.81 KB
  Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Изучаемые вопросы Значение огня в жизнедеятельности человека. Используя материалы курса истории обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.
85043. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности 31.93 KB
  Права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.
85044. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях 33.55 KB
  Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания во время водных походов в условиях аварийной ситуации возникшей во время водного пожара. Познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде. Изучаемые вопросы Значение воды в жизнедеятельности человека безопасность на воде.
85045. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека 31.48 KB
  Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области экологической безопасности. Изучаемые вопросы Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
85046. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке 30.91 KB
  Изучаемые вопросы Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Изложение учебного материала Во вступительной части урока целесообразно отметить что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать.
85047. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.34 KB
  Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера Цель урока. Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Изучаемые вопросы Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.