62006

Джаз – искусство XX века

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить учащихся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки...

Русский

2014-06-04

25.64 KB

23 чел.

Конспект урока музыки по теме: "Джаз – искусство XX века"

Цели: 

1) познакомить учащихся  с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Минкова “Старый рояль”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

ТСО:

  1.  компьютер
  2.  проектор
  3.  презентация PowerPoint

ДМИ:

  1.  маракасы,
  2.  тарелки,
  3.  треугольники.

1. ОРГМОМЕНТ 

Дети под музыку входят в класс 

Музыкальное приветствие.

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя. (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д.: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

2. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ 

У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) (показать на карте) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.

- Какое странное имя?

- Кличка какая-то?

- Кто он? – возмущались одни.

- Кто он!!! – восхищались другие.

- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.

- Вы слышали, какой шум от него?

- Вы видели, как он развязен в движениях?

- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!

Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где великая река Миссисипи впадает в океан (работа с картой).

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

Дети:

У. ”. Американские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке. Это был первый этап развития джазаритмы западной Африки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас, пожалуйста отбейте два удара ногами.

А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью чёрной расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический рисунок. И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант.

- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда Джаз сделался совсем  знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного  дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

3. СЛУШАНИЕ

У.: Попробуйте определить, какие черты характера унаследовал Джаз от каждого из своих дядюшек? (После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза. От Спиричуэла – учтивость, религиозность, важность, горделивость и др., от Блюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность, от Регтайма – весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность и др.).  Возможно использование словаря эстетических эмоций (см. Приложение 3).

РАБОТА В ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ 

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

У.: И ещё. Когда Джаз сделался  знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

У.: Итак, попробуем нарисовать психологический портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него. ( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-банде).

Вывод. Излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара. Ударные – барабаны, тарелки.

5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разучивание песни “Старый рояль” из к/ф «Мы из джаза»

Муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова

Старый рояль

Весь в испуге.

Раньше играл

Он только фуги.

Он весь дрожит от страха,

Не слыша Баха.

Теперь на нем играю я.

Старый рояль,

Мне поверь, мне поверь,

Старый рояль.

Трудно тебе,

Но пойми ты,

В жизни теперь

Другие ритмы.

Конечно, трудно сразу

Привыкнуть к джазу,

Но мне тебя немного жаль,

Старый рояль,

Мне поверь, мне поверь,

Старый рояль.

Когда этих клавиш коснется рука,

Тогда улетает из сердца тоска.

Со мной ты разделишь и грусть, и печаль,

Мой старый, усталый рояль.

Анализ:

У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

Д.: Джазовом.

У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, преобладание духовых, ударных музыкальных  инструментов.

- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

- пение под фонограмму;

4) пение с ДМИ (стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.

После исполнения – похвала:

У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я хочу назвать звёзд джаза – композитор Джорж Гершвин, певец, трубач - Луи Армстронг, пианист Дюк Эллингтон, певцы Фрэнк Синатра и Элла Фицджеральд, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в России, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые начинали как джазовые певицы в нашей стране.

6. СЛУШАНИЕ

Итак, образ таинственного господина вырисовывается.

Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный. У кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый, педантичный. А чтобы портреты у Вас получились более достоверными, я познакомлю Вас с “золотым голосом” Америки. Закройте глаза. Перенесёмся в старое кафе на 5 Авеню Нью-Йорка. Гаснет свет, посетители заведения остановили беседу и устремили взоры на освещённую неоновым светом сцену. Низкий бархатный голос разливается по кафе, окутывая, словно туман, своими пьянящими звуками посетителей.

Да, на сцене она – сама Элла Фитцджеральд, грузная негритянка, но обворожительная и окружённая бесчисленными поклонниками. (Звучит музыка)

Элла Фицджеральд была рождена для того, чтобы петь, и она сполна выполнила свою миссию. Она пела всегда и везде - на сцене, на репетициях, постоянно что-нибудь мурлыкала себе под нос во время многочисленных гастрольных переездов, так и эдак вертя понравившийся мотив. Ей не важно было, где это происходит, что за окном - Детройт, Берлин или Токио, праздничный день или нет. Ничто, кроме музыки, не имело для нее существенного значения, и она могла выйти из себя (что случалось крайне редко) только в том случае, если кто-либо покушался на ее священное право петь так, как она этого хочет.

Звучит песня в исполнении Эллы Фитцджеральд.

А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.

Надеюсь, что вы полюбите джаз так же, как люблю его я.

Дети под музыку выходят из класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47969. Лекції з анатомії, фізіології дитини з основами генетики 544 KB
  Далі прибавки росту в довжину щороку зменшуються і в дошкільному віці становлять 7 8см а в дітей молодшого шкільного віку ще менше в середньому 4 5см за рік. Неодмінною умовою яка може забезпечити всебічний як фізичний так і психічний розвиток дитячого організму є правильна постановка фізичного виховання навчальних занять ігор та трудової діяльності дітей з урахуванням їх вікових анатомофізіологічних особливостей. Завдання педагогів використати у справі виховання і навчання дітей усі можливості які надають розвитку людського...
47970. МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛУ 719.5 KB
  Курс Менеджмент персоналу є складовою частиною циклу професійноорієнтованих дисциплін підготовки магістра спеціальності. Предметом курсу є системно організований процес відтворення й ефективного використання персоналу організації. Метою вивчення дисципліни âМенеджмент персоналуâ є формування системи знань з теорії та практики керування персоналом різноманітних організацій функціонуютьу сфері економіки України.
47971. Політична економія 451 KB
  Розширення самостійності підприємств роздержавлення власності поява її різноманітних форм дозволяє перетворити більшість учасників суспільного виробництва в реальних господарів. Предметом політичної економії є сукупність економічних відносин які виникають в процесі виробництва обміну розподілу і споживання благ. Вона аналізує ціни окремих товарів витрати на їх виготовлення оптимальне співвідношення ресурсів...
47972. 1С: Бухгалтерія 7.7 218.83 KB
  Операції і проведення.1 Операції і проведення.6 Параметри операції. Якщо кінцевий користувач має доступ до констант то це вікно може бути викликано будь яким пунктом меню кнопкою панелі інструментів або через системне меню âОпераціїâ.
47973. Аграрна політика. Курс лекцій 2.2 MB
  Соціальноекономічний стан аграрного виробництва. Сучасний стан і тенденції розвитку аграрного виробництва Державна політика щодо сільськогосподарського виробництва у період існування Радянського Союзу Економіці належить виняткова роль у забезпеченні життя суспільства як сфери виробництва і відтворення матеріальних благ.
47974. Концепція проекту. Визначення і сутність інвестиційного проекту діяльності 277.5 KB
  Концепція проекту План лекції: Визначення і сутність інвестиційного проекту діяльності. Структура інвестиційного проекту.Життєвий цикл проекту та його кроки 4.Визначення і сутність інвестиційного проекту діяльності Проект є організаційною формою реалізації процесу інвестування.
47975. Будівельна механіка. Конспект лекцій 1.73 MB
  Перший тип опори представлений на рис. Схематично її зображують у вигляді одного стержня з двома ідеальними без тертя шарнірами на кінцях рис. Другий тип опори рис.Схематично опора другого типу зображується за допомогою двох стержнів з ідеальними шарнірами на кінцях; верхній шарнір є загальним для обох стержнів рис.
47976. БЕЗПЕКА ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ 1.97 MB
  Усе це вказує на потребу формування знань вмінь навичок з безпеки життєдіяльності як необхідної умови безпечного та повноцінного життя людини. Безпека життєдіяльності людини. Безпека життєдіяльності людини. Основи безпеки життєдіяльності людини: Навч.