62006

Джаз – искусство XX века

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить учащихся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки...

Русский

2014-06-04

25.64 KB

23 чел.

Конспект урока музыки по теме: "Джаз – искусство XX века"

Цели: 

1) познакомить учащихся  с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Минкова “Старый рояль”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

ТСО:

  1.  компьютер
  2.  проектор
  3.  презентация PowerPoint

ДМИ:

  1.  маракасы,
  2.  тарелки,
  3.  треугольники.

1. ОРГМОМЕНТ 

Дети под музыку входят в класс 

Музыкальное приветствие.

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя. (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д.: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

2. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ 

У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) (показать на карте) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.

- Какое странное имя?

- Кличка какая-то?

- Кто он? – возмущались одни.

- Кто он!!! – восхищались другие.

- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.

- Вы слышали, какой шум от него?

- Вы видели, как он развязен в движениях?

- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!

Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где великая река Миссисипи впадает в океан (работа с картой).

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

Дети:

У. ”. Американские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке. Это был первый этап развития джазаритмы западной Африки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас, пожалуйста отбейте два удара ногами.

А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью чёрной расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический рисунок. И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант.

- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда Джаз сделался совсем  знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного  дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

3. СЛУШАНИЕ

У.: Попробуйте определить, какие черты характера унаследовал Джаз от каждого из своих дядюшек? (После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза. От Спиричуэла – учтивость, религиозность, важность, горделивость и др., от Блюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность, от Регтайма – весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность и др.).  Возможно использование словаря эстетических эмоций (см. Приложение 3).

РАБОТА В ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ 

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

У.: И ещё. Когда Джаз сделался  знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

У.: Итак, попробуем нарисовать психологический портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него. ( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-банде).

Вывод. Излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара. Ударные – барабаны, тарелки.

5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разучивание песни “Старый рояль” из к/ф «Мы из джаза»

Муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова

Старый рояль

Весь в испуге.

Раньше играл

Он только фуги.

Он весь дрожит от страха,

Не слыша Баха.

Теперь на нем играю я.

Старый рояль,

Мне поверь, мне поверь,

Старый рояль.

Трудно тебе,

Но пойми ты,

В жизни теперь

Другие ритмы.

Конечно, трудно сразу

Привыкнуть к джазу,

Но мне тебя немного жаль,

Старый рояль,

Мне поверь, мне поверь,

Старый рояль.

Когда этих клавиш коснется рука,

Тогда улетает из сердца тоска.

Со мной ты разделишь и грусть, и печаль,

Мой старый, усталый рояль.

Анализ:

У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

Д.: Джазовом.

У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, преобладание духовых, ударных музыкальных  инструментов.

- разучивание по фразам;

- первый куплет со словами;

- пение под фонограмму;

4) пение с ДМИ (стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.

После исполнения – похвала:

У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я хочу назвать звёзд джаза – композитор Джорж Гершвин, певец, трубач - Луи Армстронг, пианист Дюк Эллингтон, певцы Фрэнк Синатра и Элла Фицджеральд, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в России, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые начинали как джазовые певицы в нашей стране.

6. СЛУШАНИЕ

Итак, образ таинственного господина вырисовывается.

Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный. У кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый, педантичный. А чтобы портреты у Вас получились более достоверными, я познакомлю Вас с “золотым голосом” Америки. Закройте глаза. Перенесёмся в старое кафе на 5 Авеню Нью-Йорка. Гаснет свет, посетители заведения остановили беседу и устремили взоры на освещённую неоновым светом сцену. Низкий бархатный голос разливается по кафе, окутывая, словно туман, своими пьянящими звуками посетителей.

Да, на сцене она – сама Элла Фитцджеральд, грузная негритянка, но обворожительная и окружённая бесчисленными поклонниками. (Звучит музыка)

Элла Фицджеральд была рождена для того, чтобы петь, и она сполна выполнила свою миссию. Она пела всегда и везде - на сцене, на репетициях, постоянно что-нибудь мурлыкала себе под нос во время многочисленных гастрольных переездов, так и эдак вертя понравившийся мотив. Ей не важно было, где это происходит, что за окном - Детройт, Берлин или Токио, праздничный день или нет. Ничто, кроме музыки, не имело для нее существенного значения, и она могла выйти из себя (что случалось крайне редко) только в том случае, если кто-либо покушался на ее священное право петь так, как она этого хочет.

Звучит песня в исполнении Эллы Фитцджеральд.

А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.

Надеюсь, что вы полюбите джаз так же, как люблю его я.

Дети под музыку выходят из класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78343. Кинетика химических реакций 45.02 KB
  Скорость реакции гетерогенных системах. Цепные реакции. Химические реакции протекают с различными скоростями. Некоторые из них полностью заканчиваются за малые доли секунды другие осуществляются за минуты часы дни; известны реакции требующие для своего протекания несколько лет десятилетий и еще более длительных отрезков времени.
78344. Химическое равновесие 36.98 KB
  Необратимые и обратимые химические реакции. Химические реакции можно разбить на две группы: необратимые и обратимые реакции. Необратимые реакции протекают до конца до полного израсходования одного из реагирующих веществ. Обратимые реакции протекают не до конца: при обратимой реакции ни одно из реагирующих веществ не расходуется полностью.
78345. Дисперсные системы. Коллоидные растворы 56.53 KB
  Таким образом одно и то же вещество может находиться в различной степени раздробленности: макроскопически видимые частицы 02 01 мм разрешающая способность глаза микроск пически видимые частицы от 02 01 мм до 400 300 нм разрешающая способность микроскопа при освещении белым светом и отдельные молекулы или ионы. Постепенно складывались представления о том что между миром молекул и микроскопически видимых частиц находится область раздробленности вещества с комплексом новых свойств присущих этой форме организации вещества. Если...
78346. Коррозия металлов. Определение и классификация коррозийных процессов 160.12 KB
  В случае с металлами говоря об их коррозии имеют ввиду нежелательный процесс взаимодействия металла со средой. Физико-химическая сущность изменений которые претерпевает металл при коррозии является окисление металла. Любой коррозионный процесс является многостадийным: Необходим подвод коррозионной среды или отдельных ее компонентов к поверхности металла. Полный или частичный отвод продуктов от поверхности металла в объем жидкости если среда жидкая.
78347. Химические связи. Метод валентных связей 169.26 KB
  Способы образования ковалентной связи. Направленность ковалентной связи. Химические связи химическая связь взаимное притяжение атомов приводящее к образованию молекул и кристаллов.
78348. Метод молекулярных орбиталей как линейная комбинация атомных комбинаци 662.45 KB
  Мы остановимся на основных положениях метода МО начиная со способа представления молекулярных орбиталей для гомоядерных двухатомных молекул и объясним за счет каких электронов в них образуется химическая связь. На каждом энергетическом уровне может располагаться не более двух электронов. Мы уже знаем что состояние электронов в атоме описывается квантовой механикой как совокупность атомных электронных орбиталей атомных электронных облаков; каждая такая орбиталь характеризуется определенным набором атомных квантовых чисел. Метод МО исходит...
78349. Вода и растворы. Способы выражения состава раствора 140.07 KB
  Свойства воды. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. Вода содержащая значительное количество солей кальция и магния называется жесткой в отличие от мягкой воды например дождевой. При фильтровании больших количеств воды пользуются фильтрами из песка и гравия.
78350. Растворы электролитов. Изотонический коэффициент. ТЭД 228.26 KB
  Этих толчков вместе с тепловыми колебаниями ионов в кристалле оказывается достаточно для отделения ионов от кристалла и перехода их в раствор. Вслед за первым слоем ионов в раствор переходит следующий слой и таким образом идет постепенное растворение кристалла. Перешедшие в раствор ионы остаются связанными с молекулами воды и образуют гидраты ионов. Иначе говоря в результате диссоциации образуются не свободные ноны а соединения ионов с молекулами растворителя.
78351. Окислительно-восстановительные процессы. Применение электролиза 162.67 KB
  В ионных соединениях эта неравномерность распределения электронов максимальна при образовании веществ с ионной связью валентные электроны практически полностью переходят от атома одного элемента к атому другого. Прн этом элемент электроны которого смещаются к атомам другого элемента полностью в случае ионной связи или частично в случае полярной проявляет положительную окисленность. Элемент к атомам которого смещаются электроны атома другого элемента проявляет отрицательную окисленность. Число электронов смещенных от одного атома...