62023

Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе. Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Лекция: Сегодня как никогда активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания...

Русский

2014-06-04

19.27 KB

2 чел.

Семинар для учителей школ города Златоуст.

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе.

Преподаватель: Щербакова Юлия Васильевна

Курс: 311

Тема: Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.

Задачи:

  1.  Знакомство с основными требованиями к разработке национально-регионального компонента.
  2.  Развитие умений работы с текстом (анализ, систематизация информации, конспектирование, тезирование).
  3.  Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Воспитание трудолюбия.

Оборудование: схемы, словарная работа, раздаточный материал для студентов (схемы), презентации, дополнительная литература.

Лекция:

Сегодня как никогда  активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания, о чем говорит активизация опытной работы учителей ИЗО в области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Анализируя результаты многочисленных исследований, можно выделить ряд основных направлений инновационной работы, направленной на развитие содержания художественного образования и совершенствование методики преподавания изобразительного искусства в школе:

  1.  разработка регионального компонента в художественном образовании средствами изобразительного и декоративно прикладного искусства;
  2.  углубление знаний в области народного художественного творчества и традиционной культуры народов России;
  3.  развитие интеграционных связей «Изобразительного искусства» с другими школьными предметами гуманитарного и эстетического цикла;
  4.  углубление технологических знаний и умений детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  5.  совершенствование методов преподавания изобразительного искусства  и приобщения детей к изобразительному творчеству (развивающие игры, динамические пособия, драматизация и пр.);
  6.  разработка методики ведения занятий  по изобразительному искусству с детьми, имеющими физические недостатки или заторможенное развитие.

Наиболее актуальным является направление связанной с разработкой и реализацией национально-регионального компонента в программах по ИЗО искусству.  

В настоящее время, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры, наблюдается бурный рост интереса к национальной культуре, к народному художественному творчеству, искусству и культуре родного края. Поиск нового содержания раздела «Декоративно-прикладная деятельность», новых форм и методов ведения занятий по народной культуре стал ведущим направлением  в инновационной работе учителей  в рамках типовых программ по изобразительному искусству.

Открытие новых перспектив в изучении  народного художественного творчества повлекло за собой  увеличение учебного времени, что можно было сделать или за счет  дополнительных часов, или за счет сокращения занятий другими видами изобразительной деятельности. Тот и другой путь требовали от учителей не формального решения проблемы путем перераспределения часов в ущерб другим школьным предметам или видам художественной деятельности, а  творческого, например, комплексного подхода в изучении народного декоративно-прикладного искусства или разработки интегрированного курса по изучению народного художественного творчества.

В настоящее время все ярче проявляется стремление учителей создать региональные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом природных условий, многонациональных культурных традиций, особенностей декоративно-прикладного искусства края, с использованием сказов Бажова о седом Урале и легенд о боевой доблести уральских казаков и рассказов о трудовых подвигах отцов и дедов. Но не каждому учителю под силу решение этой задачи, так как разработка авторской региональной программы требует от него не только широкой этнокультуроведческой эрудиции, но и  глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики. По этому на первом этапе разработки авторской региональной программы возможно более разумным будет обращение к имеющимся программам и разработка национально-регионального компонента в логической связи с базовым компонентом  в структуре типовых программ, которые соответствуют федеральному  стандарту общего образования.   

Национально-региональный компонент типовых программ по изобразительному искусству может включать в себя следующие системы краеведческих знаний:

  1.  природоведение: климат, география, флора и фауна региона, достопримечательности края (памятники природы), взаимоотношение природы и человека;
  2.  исторические сведения: история страны (республики), города (села); исторические названия улиц и близлежащих населенных пунктов; археологические и исторические памятники; выдающиеся личности и земляки, сыгравшие большую роль в истории края;
  3.  экономические сведения: богатства недр, виды материального производства, основная профессиональная направленность населения охрана окружающей среды;
  4.  этнографические сведения: национальность коренного населения, его традиционный быт и культура;  основные национальности, проживающих на территории края, особенности их национальной культуры и быта; взаимовлияние национальных культур народов, проживающих в регионе;
  5.  культурологические сведения: народные и традиционные художественные ремесла, памятники устного народного творчества (сказы, легенды края) и музыкальный фольклор; известные художники, мастера декоративно-прикладного искусства края; архитектурные памятники, музеи и картинные галереи города (села).

Одним из успешных примеров внедрения национально-регионального компонента в программы по изобразительному искусству, являются темы посвященные родному городу. Они воспитывают в детях патриотические чувства к родному краю, чувства уважения и гордости за своих горожан.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗЛАТОУСТ»

Как уже было выше сказано наш город славится на весь мир своими мастерами. Особое внимание на уроках ИЗО можно акцентировать на творчестве художников города Златоуст. Подробнее о творчестве этих людей мы узнаем из презентаций.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГАРУС»             
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЯ ЗОЗУЛЯ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ЖАРИКОВ»

А теперь каждая группа должна заполнить таблицу. Вам необходимо опираясь на полученные знания предложить несколько тем уроков по ИЗО искусству, относящихся к национально региональному компоненту. На работу вам отводится 3 минуты, после чего каждая из групп предложит свои темы. Учителям также предлагаю поучаствовать и предложить те темы уроков, которые вы уже включили в свои программы по ИЗО искусству.

№ урока

Примерная тема

Краткое содержание

Одного часа очень мало для того чтобы полностью понять и разобраться в сущности национально-регионального компонента. Поэтому для самостоятельного изучения, хотелось бы предложить следующую литературу. (Студенты анализируют несколько источников)

Также вы можете познакомиться с материалами, которые содержит музей ХГО ЗПК о художниках города Златоуст, многие из них преподавали и преподают в ЗПК.

Успех формирования и внедрения регионального компонента зависит не только от краеведческих знаний учителя изобразительного искусства, но  от результатов активного поиска новых форм и методов приобщения детей к материальному и духовному наследию предков. Поэтому никогда не останавливайтесь на достигнутом и всегда продолжайте искать новые источники знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83254. Личностные профессионально значимые качества педагога 34.95 KB
  Социально-нравственная профессионально-педагогическая и познавательная направленность занимает ведущее место в структуре личности педагога. В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности.
83255. Государство и бизнес: этика отношений (мировой и российский опыт) 17.91 KB
  Одна из них основывается на классической либеральной трактовке государства и его экономической политики отстаивает идею невмешательства государства и общества в дела бизнеса. Согласно этой точки зрения государство предоставляя бизнесу максимальную свободу действий в конечном счете выигрывает поскольку...
83256. Конструктивные особенности тормозной системы автомобиля Audi A7 101.18 KB
  Запасная система служит для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы. Ею в основном пользуются для удержания стоящего автомобиля но можно применять и в качестве аварийной при выходе из строя рабочей тормозной системы.
83257. Фондовый ранок как составляющая денежного рынка 21.35 KB
  Одним из них является финансовый рынок. Финансовый рынок это рынок который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг или фондовый рынок.
83258. Малый бизнес в России 25.5 KB
  Малый бизнес отличается динамичностью и гибкостью и может регулярно осуществлять структурные изменения в том числе номенклатурные поскольку небольшие предприятия сравнительно легко создать и уничтожить.
83259. Классификация вирусов 20.85 KB
  Компьютерный вирус — разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация). В дополнение к этому вирусы могут без ведома пользователя выполнять прочие произвольные действия, в том числе наносящие вред...
83260. English Skills 14.23 KB
  In addition, teaching the learners a lot of listening activities is a good way of enlargening their vocabulary. On the other hand, it also helps the learners improve their listening comprehension. For instance, people know that the largest difference between mother language learning...
83261. Безопасность жизнедеятельности на объектах промышленности, строительства, транспорта, АПК и других 35.35 KB
  Аэрозоль попадает в атмосферу из дымовых факелов химических предприятий при низкой облачности и высокой влажности. За год в атмосферу попадает десятки миллионов том серного ангидрида из-за предприятий черной и цветной металлургии.
83262. Задача моделирования предпочтений ЛПР 18.02 KB
  Задача моделирования предпочтений ЛПР Изучение моделирования предпочтений имеет большое значение для разработки управленческого решения так как принятие правильных решений это область управленческого искусства.