62023

Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе. Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Лекция: Сегодня как никогда активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания...

Русский

2014-06-04

19.27 KB

2 чел.

Семинар для учителей школ города Златоуст.

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе.

Преподаватель: Щербакова Юлия Васильевна

Курс: 311

Тема: Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.

Задачи:

  1.  Знакомство с основными требованиями к разработке национально-регионального компонента.
  2.  Развитие умений работы с текстом (анализ, систематизация информации, конспектирование, тезирование).
  3.  Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Воспитание трудолюбия.

Оборудование: схемы, словарная работа, раздаточный материал для студентов (схемы), презентации, дополнительная литература.

Лекция:

Сегодня как никогда  активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания, о чем говорит активизация опытной работы учителей ИЗО в области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Анализируя результаты многочисленных исследований, можно выделить ряд основных направлений инновационной работы, направленной на развитие содержания художественного образования и совершенствование методики преподавания изобразительного искусства в школе:

  1.  разработка регионального компонента в художественном образовании средствами изобразительного и декоративно прикладного искусства;
  2.  углубление знаний в области народного художественного творчества и традиционной культуры народов России;
  3.  развитие интеграционных связей «Изобразительного искусства» с другими школьными предметами гуманитарного и эстетического цикла;
  4.  углубление технологических знаний и умений детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  5.  совершенствование методов преподавания изобразительного искусства  и приобщения детей к изобразительному творчеству (развивающие игры, динамические пособия, драматизация и пр.);
  6.  разработка методики ведения занятий  по изобразительному искусству с детьми, имеющими физические недостатки или заторможенное развитие.

Наиболее актуальным является направление связанной с разработкой и реализацией национально-регионального компонента в программах по ИЗО искусству.  

В настоящее время, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры, наблюдается бурный рост интереса к национальной культуре, к народному художественному творчеству, искусству и культуре родного края. Поиск нового содержания раздела «Декоративно-прикладная деятельность», новых форм и методов ведения занятий по народной культуре стал ведущим направлением  в инновационной работе учителей  в рамках типовых программ по изобразительному искусству.

Открытие новых перспектив в изучении  народного художественного творчества повлекло за собой  увеличение учебного времени, что можно было сделать или за счет  дополнительных часов, или за счет сокращения занятий другими видами изобразительной деятельности. Тот и другой путь требовали от учителей не формального решения проблемы путем перераспределения часов в ущерб другим школьным предметам или видам художественной деятельности, а  творческого, например, комплексного подхода в изучении народного декоративно-прикладного искусства или разработки интегрированного курса по изучению народного художественного творчества.

В настоящее время все ярче проявляется стремление учителей создать региональные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом природных условий, многонациональных культурных традиций, особенностей декоративно-прикладного искусства края, с использованием сказов Бажова о седом Урале и легенд о боевой доблести уральских казаков и рассказов о трудовых подвигах отцов и дедов. Но не каждому учителю под силу решение этой задачи, так как разработка авторской региональной программы требует от него не только широкой этнокультуроведческой эрудиции, но и  глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики. По этому на первом этапе разработки авторской региональной программы возможно более разумным будет обращение к имеющимся программам и разработка национально-регионального компонента в логической связи с базовым компонентом  в структуре типовых программ, которые соответствуют федеральному  стандарту общего образования.   

Национально-региональный компонент типовых программ по изобразительному искусству может включать в себя следующие системы краеведческих знаний:

  1.  природоведение: климат, география, флора и фауна региона, достопримечательности края (памятники природы), взаимоотношение природы и человека;
  2.  исторические сведения: история страны (республики), города (села); исторические названия улиц и близлежащих населенных пунктов; археологические и исторические памятники; выдающиеся личности и земляки, сыгравшие большую роль в истории края;
  3.  экономические сведения: богатства недр, виды материального производства, основная профессиональная направленность населения охрана окружающей среды;
  4.  этнографические сведения: национальность коренного населения, его традиционный быт и культура;  основные национальности, проживающих на территории края, особенности их национальной культуры и быта; взаимовлияние национальных культур народов, проживающих в регионе;
  5.  культурологические сведения: народные и традиционные художественные ремесла, памятники устного народного творчества (сказы, легенды края) и музыкальный фольклор; известные художники, мастера декоративно-прикладного искусства края; архитектурные памятники, музеи и картинные галереи города (села).

Одним из успешных примеров внедрения национально-регионального компонента в программы по изобразительному искусству, являются темы посвященные родному городу. Они воспитывают в детях патриотические чувства к родному краю, чувства уважения и гордости за своих горожан.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗЛАТОУСТ»

Как уже было выше сказано наш город славится на весь мир своими мастерами. Особое внимание на уроках ИЗО можно акцентировать на творчестве художников города Златоуст. Подробнее о творчестве этих людей мы узнаем из презентаций.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГАРУС»             
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЯ ЗОЗУЛЯ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ЖАРИКОВ»

А теперь каждая группа должна заполнить таблицу. Вам необходимо опираясь на полученные знания предложить несколько тем уроков по ИЗО искусству, относящихся к национально региональному компоненту. На работу вам отводится 3 минуты, после чего каждая из групп предложит свои темы. Учителям также предлагаю поучаствовать и предложить те темы уроков, которые вы уже включили в свои программы по ИЗО искусству.

№ урока

Примерная тема

Краткое содержание

Одного часа очень мало для того чтобы полностью понять и разобраться в сущности национально-регионального компонента. Поэтому для самостоятельного изучения, хотелось бы предложить следующую литературу. (Студенты анализируют несколько источников)

Также вы можете познакомиться с материалами, которые содержит музей ХГО ЗПК о художниках города Златоуст, многие из них преподавали и преподают в ЗПК.

Успех формирования и внедрения регионального компонента зависит не только от краеведческих знаний учителя изобразительного искусства, но  от результатов активного поиска новых форм и методов приобщения детей к материальному и духовному наследию предков. Поэтому никогда не останавливайтесь на достигнутом и всегда продолжайте искать новые источники знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17649. Двопроменева інтерференція інтерферометр Релея 23.48 KB
  Двопроменева інтерференція інтерферометр Релея Когерентні хвилі одержують поділом пучка хвиль. За допомогою двопроменевої інтерференції вимірюють : оптичну густину речовини дослідження зміни густини середовища в часі виміри лінійних зсувів тіл гравіметр
17650. Дисперсійна призма кутова дисперсія, роздільна здатність 69.56 KB
  Дисперсійна призма: кутова дисперсія роздільна здатність. Дисперсійна призма – призма з прозорого для досліджуваного випромінювання матеріалу використовується для отримання дисперсії електромагнітного випромінювання. Кутова дисперсія і роздільна здатність є важ
17651. Дифракція на краю екрана. Спіраль Корню 98.87 KB
  Дифракція на краю екрана. Спіраль Корню. В деяких задачах краще розбивати хвильовий фронт на смугові зони – зони Шустера. Припустимо хвильовий фронт плоский. Площина хвильового фронту AB перпенд. до площини. Проведемо коаксіальні циліндричні поверхні вісь яких – точка P...
17652. Дифракція рентгенівських променів на кристалічній гратці формули Лауе 58.53 KB
  Дифракція рентгенівських променів на кристалічній гратці: формули Лауе. Трехмерные пространственные решетки обладают периодичностью в трех различных направлениях. Кристаллическая решетка является трехмерной пространственной решеткой с малым периодом. На ней дифр
17653. Дифракція та отворі побудова Френеля. Зонна платівка Френеля 217.42 KB
  Дифракція та отворі: побудова Френеля. Зонна платівка Френеля. Поставимо між точковим джерелом S і точкою спостереження Р непрозорий екран з круглим отвором площина якого перпендикулярна до осі SP а центр О розміщений на тій же осі. Згідно із Френелем дія такої перешкоди...
17654. Дифракція Фраунгофера на двох щілинах 156.34 KB
  Дифракція Фраунгофера на двох щілинах У випадку 2 щілин на відміну від випадку 1 щілини буде спостерігатись ще й інтерференційна картина. Результуюча картина буде визначатися шляхом додавання хвиль що йдуть з обох щілин. Очевидно що min будуть на тих самих місцях бо т
17655. Дифракція Фраунгофера на щілині 37.03 KB
  Дифракція Фраунгофера на щілині. Тип дифракції при якому розглядається дифракційна картина утворена паралельними променями отримав назву дифракції Фраунгофера. Паралельні промені отримуємо за допомогою системи лінз. Розбиваємо площину щілини на ряд смужок. Вони є д
17656. Закон Брюстера. Зміна фази відбитої хвилі 42.86 KB
  Закон Брюстера. Зміна фази відбитої хвилі. Формули Френеля: 1 і 2 . 3 і 4 Із формули 1 для відбитої хвилі для pкомпоненти видно що коли то . Тобто pкомпонента для відбитої хвилі зникає. Використовуючи формулу Де називають кутом Брюстера.
17657. Закони відбиття та заломлення світла 35.1 KB
  Закони відбиття та заломлення світла. Коли промінь досягає плоскої границі розподілу двох середовищ він частково проходить в друге середовище заломлюється частково повертається назад відбивається. Закон відбиттся стверджує що падаючий і відбитий промені лежать в ...