62023

Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе. Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Лекция: Сегодня как никогда активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания...

Русский

2014-06-04

19.27 KB

2 чел.

Семинар для учителей школ города Златоуст.

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе.

Преподаватель: Щербакова Юлия Васильевна

Курс: 311

Тема: Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.

Задачи:

  1.  Знакомство с основными требованиями к разработке национально-регионального компонента.
  2.  Развитие умений работы с текстом (анализ, систематизация информации, конспектирование, тезирование).
  3.  Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Воспитание трудолюбия.

Оборудование: схемы, словарная работа, раздаточный материал для студентов (схемы), презентации, дополнительная литература.

Лекция:

Сегодня как никогда  активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания, о чем говорит активизация опытной работы учителей ИЗО в области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Анализируя результаты многочисленных исследований, можно выделить ряд основных направлений инновационной работы, направленной на развитие содержания художественного образования и совершенствование методики преподавания изобразительного искусства в школе:

  1.  разработка регионального компонента в художественном образовании средствами изобразительного и декоративно прикладного искусства;
  2.  углубление знаний в области народного художественного творчества и традиционной культуры народов России;
  3.  развитие интеграционных связей «Изобразительного искусства» с другими школьными предметами гуманитарного и эстетического цикла;
  4.  углубление технологических знаний и умений детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  5.  совершенствование методов преподавания изобразительного искусства  и приобщения детей к изобразительному творчеству (развивающие игры, динамические пособия, драматизация и пр.);
  6.  разработка методики ведения занятий  по изобразительному искусству с детьми, имеющими физические недостатки или заторможенное развитие.

Наиболее актуальным является направление связанной с разработкой и реализацией национально-регионального компонента в программах по ИЗО искусству.  

В настоящее время, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры, наблюдается бурный рост интереса к национальной культуре, к народному художественному творчеству, искусству и культуре родного края. Поиск нового содержания раздела «Декоративно-прикладная деятельность», новых форм и методов ведения занятий по народной культуре стал ведущим направлением  в инновационной работе учителей  в рамках типовых программ по изобразительному искусству.

Открытие новых перспектив в изучении  народного художественного творчества повлекло за собой  увеличение учебного времени, что можно было сделать или за счет  дополнительных часов, или за счет сокращения занятий другими видами изобразительной деятельности. Тот и другой путь требовали от учителей не формального решения проблемы путем перераспределения часов в ущерб другим школьным предметам или видам художественной деятельности, а  творческого, например, комплексного подхода в изучении народного декоративно-прикладного искусства или разработки интегрированного курса по изучению народного художественного творчества.

В настоящее время все ярче проявляется стремление учителей создать региональные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом природных условий, многонациональных культурных традиций, особенностей декоративно-прикладного искусства края, с использованием сказов Бажова о седом Урале и легенд о боевой доблести уральских казаков и рассказов о трудовых подвигах отцов и дедов. Но не каждому учителю под силу решение этой задачи, так как разработка авторской региональной программы требует от него не только широкой этнокультуроведческой эрудиции, но и  глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики. По этому на первом этапе разработки авторской региональной программы возможно более разумным будет обращение к имеющимся программам и разработка национально-регионального компонента в логической связи с базовым компонентом  в структуре типовых программ, которые соответствуют федеральному  стандарту общего образования.   

Национально-региональный компонент типовых программ по изобразительному искусству может включать в себя следующие системы краеведческих знаний:

  1.  природоведение: климат, география, флора и фауна региона, достопримечательности края (памятники природы), взаимоотношение природы и человека;
  2.  исторические сведения: история страны (республики), города (села); исторические названия улиц и близлежащих населенных пунктов; археологические и исторические памятники; выдающиеся личности и земляки, сыгравшие большую роль в истории края;
  3.  экономические сведения: богатства недр, виды материального производства, основная профессиональная направленность населения охрана окружающей среды;
  4.  этнографические сведения: национальность коренного населения, его традиционный быт и культура;  основные национальности, проживающих на территории края, особенности их национальной культуры и быта; взаимовлияние национальных культур народов, проживающих в регионе;
  5.  культурологические сведения: народные и традиционные художественные ремесла, памятники устного народного творчества (сказы, легенды края) и музыкальный фольклор; известные художники, мастера декоративно-прикладного искусства края; архитектурные памятники, музеи и картинные галереи города (села).

Одним из успешных примеров внедрения национально-регионального компонента в программы по изобразительному искусству, являются темы посвященные родному городу. Они воспитывают в детях патриотические чувства к родному краю, чувства уважения и гордости за своих горожан.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗЛАТОУСТ»

Как уже было выше сказано наш город славится на весь мир своими мастерами. Особое внимание на уроках ИЗО можно акцентировать на творчестве художников города Златоуст. Подробнее о творчестве этих людей мы узнаем из презентаций.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГАРУС»             
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЯ ЗОЗУЛЯ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ЖАРИКОВ»

А теперь каждая группа должна заполнить таблицу. Вам необходимо опираясь на полученные знания предложить несколько тем уроков по ИЗО искусству, относящихся к национально региональному компоненту. На работу вам отводится 3 минуты, после чего каждая из групп предложит свои темы. Учителям также предлагаю поучаствовать и предложить те темы уроков, которые вы уже включили в свои программы по ИЗО искусству.

№ урока

Примерная тема

Краткое содержание

Одного часа очень мало для того чтобы полностью понять и разобраться в сущности национально-регионального компонента. Поэтому для самостоятельного изучения, хотелось бы предложить следующую литературу. (Студенты анализируют несколько источников)

Также вы можете познакомиться с материалами, которые содержит музей ХГО ЗПК о художниках города Златоуст, многие из них преподавали и преподают в ЗПК.

Успех формирования и внедрения регионального компонента зависит не только от краеведческих знаний учителя изобразительного искусства, но  от результатов активного поиска новых форм и методов приобщения детей к материальному и духовному наследию предков. Поэтому никогда не останавливайтесь на достигнутом и всегда продолжайте искать новые источники знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79007. Особенности научного знания. Наука и другие формы миропостижения (философия, искусство, религия) 48.5 KB
  Ответ на вопрос о том что исследуется раскрывает природу предмета науки а ответ на вопрос о том как осуществляется исследование раскрывает метод исследования. Философия же в отличие от науки выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. В отличие от науки ценностная компонента знания неустранима из философии. Это с одной стороны натурфилософия как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки а с другой позитивизм призывающий философию отказаться от обсуждения...
79008. Роль науки в образовании и формировании современного человека 30.5 KB
  Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса цели средства результаты принципы формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе формирование зрелой личности. В этой связи достаточно часты обращения к античной идее пайдейя обозначающей процесс формирования индивида включающий в себя три составляющие: воспитанность образованность и культура....
79009. Структура эмпирического и теоретического знания 47 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов Абстрагирование и идеализация – начало теоретического познания. Научные законы – регулярные...
79010. Эксперимент и наблюдение 38.5 KB
  Наблюдение и эксперимент в научном познании виды эксперимента. Существуют три основных метода опосредственного получения нового знания – операциональный экспериментальный и логикоматематический. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий для чего в их определения должен входить метод позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет. При...
79011. Гипотеза и теория 29.5 KB
  К числу основных из них относятся проблема гипотеза теория и закон выступающие вместе с тем как формы узловые моменты построения и развития знания на теоретическом его уровне. Гипотеза научное допущение или предположение истинное значение которого не определено. Гипотеза это предположение о существовании какойто вещи явления свойства связи отношения и т. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований главные из которых: соответствие фактам которые эта гипотеза собирается объяснить; внутренняя непротиворечивость; проверяемость;...
79012. Идеалы и нормы науки. Мотивация научной деятельности 37 KB
  Историческая изменчивость идеалов и норм рождает потребность их разумного объяснения и применения. Внутренний мотив – это познавательная потребность – информация заключенная в объекте на который направлено внимание человека. Познавательная потребность характеризуется следующими основными критериями: интенсивное стремление субъекта к знанию и к познавательной деятельности на основании чего избирается его направленность; активный поиск ожидание информации; формулирование вопросов задач и проблемных ситуаций; ...
79014. Проблема классификации наук 54.5 KB
  Проблема классификации наук. Науки: гуманитарные естественные точные математические экономические макроэкономика логика психология. В конечном счете все проблемы по классификации наук проявляются как невозможность совершить упомянутую классификацию без нарушения логических правил: требования одного основания и правило запрещающее членам деления иметь общий элемент. проблемы в качестве своего источника имеют трудность отыскания такого единого основания деления которое было бы существенным признаком для любой науки Наука как целостное...
79015. Основные закономерности развития науки 37.5 KB
  Основные закономерности развития науки. Необходимо выделять внешнее и внутреннее развитие любой системы и рассматривать специфику того и другого видов развития в том числе и науки. Сам процесс развития науки также понимается далеко неоднозначно. cumultio увеличение накопление по сути дела сводит на нет и даже игнорирует качественные изменения которые происходят в структуре научного знания и вызываются изменением основных понятий и принципов науки особенно в ходе научных революций.