62023

Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе. Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Лекция: Сегодня как никогда активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания...

Русский

2014-06-04

19.27 KB

2 чел.

Семинар для учителей школ города Златоуст.

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе.

Преподаватель: Щербакова Юлия Васильевна

Курс: 311

Тема: Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.

Задачи:

  1.  Знакомство с основными требованиями к разработке национально-регионального компонента.
  2.  Развитие умений работы с текстом (анализ, систематизация информации, конспектирование, тезирование).
  3.  Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Воспитание трудолюбия.

Оборудование: схемы, словарная работа, раздаточный материал для студентов (схемы), презентации, дополнительная литература.

Лекция:

Сегодня как никогда  активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания, о чем говорит активизация опытной работы учителей ИЗО в области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Анализируя результаты многочисленных исследований, можно выделить ряд основных направлений инновационной работы, направленной на развитие содержания художественного образования и совершенствование методики преподавания изобразительного искусства в школе:

  1.  разработка регионального компонента в художественном образовании средствами изобразительного и декоративно прикладного искусства;
  2.  углубление знаний в области народного художественного творчества и традиционной культуры народов России;
  3.  развитие интеграционных связей «Изобразительного искусства» с другими школьными предметами гуманитарного и эстетического цикла;
  4.  углубление технологических знаний и умений детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  5.  совершенствование методов преподавания изобразительного искусства  и приобщения детей к изобразительному творчеству (развивающие игры, динамические пособия, драматизация и пр.);
  6.  разработка методики ведения занятий  по изобразительному искусству с детьми, имеющими физические недостатки или заторможенное развитие.

Наиболее актуальным является направление связанной с разработкой и реализацией национально-регионального компонента в программах по ИЗО искусству.  

В настоящее время, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры, наблюдается бурный рост интереса к национальной культуре, к народному художественному творчеству, искусству и культуре родного края. Поиск нового содержания раздела «Декоративно-прикладная деятельность», новых форм и методов ведения занятий по народной культуре стал ведущим направлением  в инновационной работе учителей  в рамках типовых программ по изобразительному искусству.

Открытие новых перспектив в изучении  народного художественного творчества повлекло за собой  увеличение учебного времени, что можно было сделать или за счет  дополнительных часов, или за счет сокращения занятий другими видами изобразительной деятельности. Тот и другой путь требовали от учителей не формального решения проблемы путем перераспределения часов в ущерб другим школьным предметам или видам художественной деятельности, а  творческого, например, комплексного подхода в изучении народного декоративно-прикладного искусства или разработки интегрированного курса по изучению народного художественного творчества.

В настоящее время все ярче проявляется стремление учителей создать региональные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом природных условий, многонациональных культурных традиций, особенностей декоративно-прикладного искусства края, с использованием сказов Бажова о седом Урале и легенд о боевой доблести уральских казаков и рассказов о трудовых подвигах отцов и дедов. Но не каждому учителю под силу решение этой задачи, так как разработка авторской региональной программы требует от него не только широкой этнокультуроведческой эрудиции, но и  глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики. По этому на первом этапе разработки авторской региональной программы возможно более разумным будет обращение к имеющимся программам и разработка национально-регионального компонента в логической связи с базовым компонентом  в структуре типовых программ, которые соответствуют федеральному  стандарту общего образования.   

Национально-региональный компонент типовых программ по изобразительному искусству может включать в себя следующие системы краеведческих знаний:

  1.  природоведение: климат, география, флора и фауна региона, достопримечательности края (памятники природы), взаимоотношение природы и человека;
  2.  исторические сведения: история страны (республики), города (села); исторические названия улиц и близлежащих населенных пунктов; археологические и исторические памятники; выдающиеся личности и земляки, сыгравшие большую роль в истории края;
  3.  экономические сведения: богатства недр, виды материального производства, основная профессиональная направленность населения охрана окружающей среды;
  4.  этнографические сведения: национальность коренного населения, его традиционный быт и культура;  основные национальности, проживающих на территории края, особенности их национальной культуры и быта; взаимовлияние национальных культур народов, проживающих в регионе;
  5.  культурологические сведения: народные и традиционные художественные ремесла, памятники устного народного творчества (сказы, легенды края) и музыкальный фольклор; известные художники, мастера декоративно-прикладного искусства края; архитектурные памятники, музеи и картинные галереи города (села).

Одним из успешных примеров внедрения национально-регионального компонента в программы по изобразительному искусству, являются темы посвященные родному городу. Они воспитывают в детях патриотические чувства к родному краю, чувства уважения и гордости за своих горожан.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗЛАТОУСТ»

Как уже было выше сказано наш город славится на весь мир своими мастерами. Особое внимание на уроках ИЗО можно акцентировать на творчестве художников города Златоуст. Подробнее о творчестве этих людей мы узнаем из презентаций.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГАРУС»             
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЯ ЗОЗУЛЯ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ЖАРИКОВ»

А теперь каждая группа должна заполнить таблицу. Вам необходимо опираясь на полученные знания предложить несколько тем уроков по ИЗО искусству, относящихся к национально региональному компоненту. На работу вам отводится 3 минуты, после чего каждая из групп предложит свои темы. Учителям также предлагаю поучаствовать и предложить те темы уроков, которые вы уже включили в свои программы по ИЗО искусству.

№ урока

Примерная тема

Краткое содержание

Одного часа очень мало для того чтобы полностью понять и разобраться в сущности национально-регионального компонента. Поэтому для самостоятельного изучения, хотелось бы предложить следующую литературу. (Студенты анализируют несколько источников)

Также вы можете познакомиться с материалами, которые содержит музей ХГО ЗПК о художниках города Златоуст, многие из них преподавали и преподают в ЗПК.

Успех формирования и внедрения регионального компонента зависит не только от краеведческих знаний учителя изобразительного искусства, но  от результатов активного поиска новых форм и методов приобщения детей к материальному и духовному наследию предков. Поэтому никогда не останавливайтесь на достигнутом и всегда продолжайте искать новые источники знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32047. Подготовка и защита выпускных квалификационных работ 328.5 KB
  Состав дипломной работы и требования к её выполнению. Выполнение исследовательских задач и написание основных разделов дипломной работы.40 Изложение и оформление дипломной работы.42 Оформление дипломной работы.
32048. Возникновение иудаизма, основные этапы его развития 37 KB
  Дальнейшая история Завета делится на 7 периодов которые отражают стадии религиознообщественного становления народа древнего Израиля: Эпоха патриархов от Авраама до Моисея которая заканчивается египетским пленом. Эпоха Моисея и Иисуса Навина в которую сбываются обетования Бога Аврааму. Эпоха судей. Эпоха ранней монархии при Сауле Давиде Соломоне и частично Ровоаме.
32049. Новый Завет 137 KB
  Новый Завет из 27 книг которые можно поделить на следующие разделы: евангелия основная часть Нового Завета тексты написанные учениками Иисуса Христа. историческая книга книга Деяния святых апостолов приписываемая евангелисту Луке: исторический рассказ о подвижничестве последователей Христа распространявших христианскую веру и о росте и усилении древней церкви. пророческая книга Откровение Апокалипсис откровение Святого апостола Иоанна Богослова полученное от Бога: антихрист второе пришествие Христа конец света...
32050. Коран и коранистика 49 KB
  Он приказал разрушить капища места жертвоприношений языческих богов бросить в Днепр их статуи и построить христианские церкви. Строились церкви: Десятинная церковь в Киеве Пресвятой Богородицы в Полоцке в 1037 г. церковные иерархии и князья начали борьбу за независимость русской церкви от Византии. Фактически через Синод император контролировал и жизнь Церкви.
32051. Старообрядчество (Раскольничество, Староверие) 29 KB
  Понятие старообрядчество появляется после раскола Русской православной церкви в середине XVII века. Официально термин старообрядчество стал использоваться с 1906 г.
32052. Расчеты с покупателями и заказчиками 146 KB
  В книге продаж регистрируются счетафактуры с указанием суммы НДС. В этом случае при отгрузке продавцом товара покупателю и при предъявлении ему расчетных документов продавцом признается доход от продажи и делается запись на суммы указанные в этих документах: Дт 62 Расчеты с покупателями и заказчиками Кт 90 Продажи Одновременно начисляется НДС в бюджет Дт 903 НДС Кт 68 Расчеты по НДС При поступлении оплаты делается запись ДТ 51 50 52 Кт 62 Расчеты с покупателями...
32053. Разработка макета промышленного манипулятора 1.57 MB
  Основным заданием является проектирование и создание макета промышленного манипулятора, который способен перемещать металлический объект с конвейера весом не меньше 100 грамм.
32054. Особенности понимания и переживания террористической угрозы молодежью города Саранска 676.5 KB
  Психология терроризма – одна из наиболее значимых отраслей современной психологической науки. Она включает в себя несколько направлений: психологию терроризма, психологию посттравматических стрессовых расстройств у людей, ставших прямыми и косвенными жертвами терактов, роль средств массовой информации в проблеме терроризма. По мнению В. В. Знакова, одним из важнейших направлений психологии терроризма является изучение переживания и понимания людьми террористической угрозы
32055. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ АО «Amanat Insurance» 1.57 MB
  Сущность и виды денежных потоков.2 Характеристика и управление расчётами денежных потоков. Методы оптимизации денежных потоков предприятия. Отчет о движении денежных средств АО mnt Insurnce.