62023

Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе. Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Лекция: Сегодня как никогда активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания...

Русский

2014-06-04

19.27 KB

2 чел.

Семинар для учителей школ города Златоуст.

Конспект открытого занятия по Методике преподавания изобразительного искусства в школе.

Преподаватель: Щербакова Юлия Васильевна

Курс: 311

Тема: Учет особенностей местной художественной культуры и народных традиций при разработке национально-регионального компонента в типовых программах по изобразительному искусству.

Задачи:

  1.  Знакомство с основными требованиями к разработке национально-регионального компонента.
  2.  Развитие умений работы с текстом (анализ, систематизация информации, конспектирование, тезирование).
  3.  Воспитание интереса к урокам изобразительного искусства. Воспитание трудолюбия.

Оборудование: схемы, словарная работа, раздаточный материал для студентов (схемы), презентации, дополнительная литература.

Лекция:

Сегодня как никогда  активизировался процесс развития системы художественного образования и воспитания, о чем говорит активизация опытной работы учителей ИЗО в области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Анализируя результаты многочисленных исследований, можно выделить ряд основных направлений инновационной работы, направленной на развитие содержания художественного образования и совершенствование методики преподавания изобразительного искусства в школе:

  1.  разработка регионального компонента в художественном образовании средствами изобразительного и декоративно прикладного искусства;
  2.  углубление знаний в области народного художественного творчества и традиционной культуры народов России;
  3.  развитие интеграционных связей «Изобразительного искусства» с другими школьными предметами гуманитарного и эстетического цикла;
  4.  углубление технологических знаний и умений детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  5.  совершенствование методов преподавания изобразительного искусства  и приобщения детей к изобразительному творчеству (развивающие игры, динамические пособия, драматизация и пр.);
  6.  разработка методики ведения занятий  по изобразительному искусству с детьми, имеющими физические недостатки или заторможенное развитие.

Наиболее актуальным является направление связанной с разработкой и реализацией национально-регионального компонента в программах по ИЗО искусству.  

В настоящее время, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры, наблюдается бурный рост интереса к национальной культуре, к народному художественному творчеству, искусству и культуре родного края. Поиск нового содержания раздела «Декоративно-прикладная деятельность», новых форм и методов ведения занятий по народной культуре стал ведущим направлением  в инновационной работе учителей  в рамках типовых программ по изобразительному искусству.

Открытие новых перспектив в изучении  народного художественного творчества повлекло за собой  увеличение учебного времени, что можно было сделать или за счет  дополнительных часов, или за счет сокращения занятий другими видами изобразительной деятельности. Тот и другой путь требовали от учителей не формального решения проблемы путем перераспределения часов в ущерб другим школьным предметам или видам художественной деятельности, а  творческого, например, комплексного подхода в изучении народного декоративно-прикладного искусства или разработки интегрированного курса по изучению народного художественного творчества.

В настоящее время все ярче проявляется стремление учителей создать региональные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом природных условий, многонациональных культурных традиций, особенностей декоративно-прикладного искусства края, с использованием сказов Бажова о седом Урале и легенд о боевой доблести уральских казаков и рассказов о трудовых подвигах отцов и дедов. Но не каждому учителю под силу решение этой задачи, так как разработка авторской региональной программы требует от него не только широкой этнокультуроведческой эрудиции, но и  глубоких знаний в области психологии, педагогики и методики. По этому на первом этапе разработки авторской региональной программы возможно более разумным будет обращение к имеющимся программам и разработка национально-регионального компонента в логической связи с базовым компонентом  в структуре типовых программ, которые соответствуют федеральному  стандарту общего образования.   

Национально-региональный компонент типовых программ по изобразительному искусству может включать в себя следующие системы краеведческих знаний:

  1.  природоведение: климат, география, флора и фауна региона, достопримечательности края (памятники природы), взаимоотношение природы и человека;
  2.  исторические сведения: история страны (республики), города (села); исторические названия улиц и близлежащих населенных пунктов; археологические и исторические памятники; выдающиеся личности и земляки, сыгравшие большую роль в истории края;
  3.  экономические сведения: богатства недр, виды материального производства, основная профессиональная направленность населения охрана окружающей среды;
  4.  этнографические сведения: национальность коренного населения, его традиционный быт и культура;  основные национальности, проживающих на территории края, особенности их национальной культуры и быта; взаимовлияние национальных культур народов, проживающих в регионе;
  5.  культурологические сведения: народные и традиционные художественные ремесла, памятники устного народного творчества (сказы, легенды края) и музыкальный фольклор; известные художники, мастера декоративно-прикладного искусства края; архитектурные памятники, музеи и картинные галереи города (села).

Одним из успешных примеров внедрения национально-регионального компонента в программы по изобразительному искусству, являются темы посвященные родному городу. Они воспитывают в детях патриотические чувства к родному краю, чувства уважения и гордости за своих горожан.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗЛАТОУСТ»

Как уже было выше сказано наш город славится на весь мир своими мастерами. Особое внимание на уроках ИЗО можно акцентировать на творчестве художников города Златоуст. Подробнее о творчестве этих людей мы узнаем из презентаций.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГАРУС»             
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЯ ЗОЗУЛЯ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ЖАРИКОВ»

А теперь каждая группа должна заполнить таблицу. Вам необходимо опираясь на полученные знания предложить несколько тем уроков по ИЗО искусству, относящихся к национально региональному компоненту. На работу вам отводится 3 минуты, после чего каждая из групп предложит свои темы. Учителям также предлагаю поучаствовать и предложить те темы уроков, которые вы уже включили в свои программы по ИЗО искусству.

№ урока

Примерная тема

Краткое содержание

Одного часа очень мало для того чтобы полностью понять и разобраться в сущности национально-регионального компонента. Поэтому для самостоятельного изучения, хотелось бы предложить следующую литературу. (Студенты анализируют несколько источников)

Также вы можете познакомиться с материалами, которые содержит музей ХГО ЗПК о художниках города Златоуст, многие из них преподавали и преподают в ЗПК.

Успех формирования и внедрения регионального компонента зависит не только от краеведческих знаний учителя изобразительного искусства, но  от результатов активного поиска новых форм и методов приобщения детей к материальному и духовному наследию предков. Поэтому никогда не останавливайтесь на достигнутом и всегда продолжайте искать новые источники знаний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46272. Понятие субъекта в концепции Ж.Пиаже 13.02 KB
  Понятие субъекта в концепции Ж. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид который не знает себя в качестве субъекта не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения даже не подозревая об этом. По Пиаже ребенок на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий. Конструкция представления об окружающем мире о реальности у ребенка в первые годы...
46273. Ж.Пиаже Как дети образуют математические понятия 13.01 KB
  Пиаже Как дети образуют математические понятия. Младшие дети думают что число изменилось. Но дети в возрасте около 7 лет уже понимают что перемещение не меняет число бусинок. Дети должны уловить принцип сохранения количества прежде чем они могут образовывать понятия числа.
46275. The category of mood 12.83 KB
  There re three moods in English the indictive mood the impertive mood nd the subjunctive mood.The indictive mood form shows tht wht is sid must be regrded s fct s something which hs occurred or is occurring t the moment of speking or will occur in the future. Therefore the indictive mood hs wide vriety of tense nd spect forms in the ctive nd pssive voice.
46276. Кризис семи лет 12.81 KB
  Основная симптоматика кризиса:Потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;Манерничание: ребенок чтото из себя стоит чтото скрывает уже душа закрыта;Симптом горькой конфеты: ребенку плохо но он старается этого не показывать;Трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Переживания приобретают смысл сердящийся ребенок понимает что он сердит благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к...
46277. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» 12.75 KB
  Некоторые считали что в этом возрасте важно развитие сенсомоторноманипулятивной деятельности. Однако решили что речь используется ребенком в данный период возраста для налаживания сотрудничества с взрослыми в предметной деятельности. В игровой деятельности ребенок моделирует отношения между людьми. Большие трудности представляло выделение ведущей деятельности у подростков.
46278. Особенности формального мышления в подростковом возрасте 12.74 KB
  Они завершают линию развития начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжавшуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода становлением конкретных умственных операций. На ранней фазе взросления этот процесс идет тремя путями: 1 развитие комбинаторики; 2 развитие пропозициональных операций; 3 появление гипотетикодедуктивного мышления. Если на стадии конкретных операций ребенок сортирует предметы только по признаку тождества или сходства теперь становится возможной классификация неоднородных объектов в...
46279. КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 12.68 KB
  Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого превращение ребенка в субъект действия. Под этим имеется в виду что в связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста оппозиции противопоставления себя другим невоздержания на языке семейного авторитарного воспитания. Объект полностью поглощает внимание ребенка. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит противоречие.
46280. Грамматический строй. Аспекты изучения. Структурные уровни языковой грамматики 12.57 KB
  Грамматика конкретного языка рассматриваемая в целом с точки зрения потенциальных связей и отношений в предложении со стороны модификации слова в предложении. Аспекты: оформление слова в данном предложении содержательная развитость грамматические парадигмы наличие артикля например порядок слов в предложении характеристика отношений между словами.