6204

Потребительское поведение

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Потребительское поведение Закон убывающей предельной полезности. Процесс рационального выбора. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Закон спроса имеет очень большое значение, ...

Русский

2012-12-30

81.5 KB

3 чел.

Потребительское поведение

1.Закон убывающей предельной полезности.

2.Процесс рационального выбора.

3. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя.

Закон спроса имеет очень большое значение,  поэтому, чтобы лучше обосновать и объяснить  этот закон, экономисты стремились  более глубоко исследовать  определяющие его экономические принципы. Для этого ученые -экономисты выработали понятие «предельная полезность», на основе которой они впервые построили кривую спроса и  объяснили её свойства.

Рассмотрим это понятие. Потребитель покупает какой-либо товар, потому что ожидает получить от него удовлетворение своей потребности. Другими словами, этот товар обладает полезностью. Полезность блага – это способность  экономического блага удовлетворять одно или несколько человеческих потребностей. Большинство товаров обладают свойством делимости,   поэтому  можно анализировать закономерности потребления отдельных порций товара. Первая порция товара дает потребителю определенное количество психологической полезности. Представим теперь, что потребитель потребляет  вторую порцию. Общий объем полезности увеличивается, поскольку вторая порция товара даст потребителю дополнительную полезность. Что получится, если потребитель потребит третью и четвертую порцию этого же товара?

Более ста лет назад экономисты провозгласили  важный закон, напоминающий закон убывающей доходности. Этот закон говорит об изменении психологической полезности по мере потребления все новых и новых порций данного товара. Формулируется он таким образом : по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность (или добавочная полезность , приносимая последней порцией) имеет тенденцию к сокращению (первый закон Госсена).

Закон убывающей предельной полезности может быть представлен в виде таблицы:

Количество потребляемого                  товара

Общая полезность (Total Utility, TU)

Предельная полезность(Marginal Utility, MU)

0

0

1

4

4

2

7

3

3

9

2

4

10

1

Хотя общая полезность растет по мере  потребления, темпы этого роста все время снижаются. Это означает, что предельная полезность (добавочная полезность, приносимая каждой новой порцией товара) будет  сокращаться. На основании приведенных в таблице цифр можно построить графики общей и предельной полезности:

U =F (Q), где  U -полезность,  Q -последняя часть блага

Рис. 1. График общей полезности

  

.    

Рис.2.График убывающей полезности

Представители маржинализма  К.Менгер, Е.Бем-Баверк и Ф.Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является  одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.

Согласно теории, развиваемой этими учеными, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности – функция, показывающая  убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага:

                                                       MU = d (TU)/d Q

2.Процесс рационального выбора.

     Итак, потребитель тратит свой доход, приобретая различные по цене товары. Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы получаемая им полезность, или его благосостояние, были действительно максимальными? Разумеется, потребитель вряд ли будет ожидать, что от последнего покупаемого им яйца он получит столько же  предельной полезности, сколько от последнего покупаемого им бифштекса, поскольку бифштекс значительно дороже, чем яйцо. Кажется вполне   разумным, что товар, единица которого стоит вдвое дороже, должен принести  покупателю в конечном счете вдвое больше предельной полезности.

Короче говоря, если  покупатель организует свое потребление таким образом, что каждый отдельный товар будет приносить ему предельную полезность строго пропорционально его цене, то естественно, что положение потребителя не улучшится, если он  отклонится в сторону от такого равновесия. Это важное условие может быть сформулировано следующим образом:

Когда говорят, что предельная полезность товара пропорциональна его цене, это означает, что должно существовать полное равенство между отношениями предельных полезностей каждого товара и их ценами. Это отношение  MU/ P  для каждого товара называется предельной полезностью на денежную  единицу (рубль, доллар), получаемой потребителем, тратящим свои деньги на данный товар. Сформулируем еще один закон -

закон равных предельных полезностей на рубль. Потребление каждого товара (например сахара) продолжается до того момента, когда предельная полезность на рубль, истраченный на него становится в точности равной предельной полезности на рубль, израсходованный на любой другой товар (например, соль). Если какой-либо товар приносит больше предельной полезности на рубль, потребитель может выгадать, тратя больше денег на данный товар за счет других товаров. Это продолжается до того момента, пока закон убывающей предельной полезности не уравняет предельные полезности на рубль. Если какой–либо товар приносит предельную полезность ниже среднего уровня, потребитель сократит расходы на его покупку, пока предельная полезность последнего рубля, затраченного на его покупку, не поднимется снова до среднего уровня.

Это важное условие потребительского равновесия  может быть выражено в символах предельной полезности  и цен различных товаров следующим образом:

MUтовара 1 / P1= MUтовара 2 / P2=MUтовара 3 / P3=MUтовара 4 / P4……= средняя MU на рубль дохода. (второй закон Госсена)

Все это относится не только лишь к расходованию денег. Предположим, вы обладаете ограниченным временем для подготовки к экзаменам. Как вы распределите свое время, если вам нужно получить  максимальный средний балл? Поровну на каждый предмет? Не обязательно. Вы должны переключаться с истории на психологию, с иностранного языка на экономику  до тех пор, пока не получите одинаковую предельную выгоду в баллах от последней минуты, затраченной на каждый предмет.

Рассмотренные нами теории  помогают разрешить знаменитый вопрос, который волновал А. Смита. «Почему вода, которая настолько необходима, что без неё невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?» Адам Смит так и не разрешил этот парадокс, так как для него оставалось неизвестным различие между общей и предельной полезностью. Знание  этих категорий позволяет разрешить парадокс Смита.

Общая полезность  воды не определяет её цены или спроса на неё.

Только относительная полезность и издержки на последнюю небольшую порцию воды определяют её цену. Почему? Потому, что люди вольны покупать или не покупать эту последнюю порцию. Если цена на воду выше, чем её предельная полезность, последняя порция воды не будет продана. Следовательно, цена должна будет снижаться до тех пор, пока она не достигнет точно уровня полезности последней небольшой порции, - не больше и не меньше. Более того, поскольку каждая порция воды ничем не отличается от другой такой же порции и поскольку на конкурентном рынке существует лишь одна цена, каждая порция воды должна продаваться по такой цене, по какой продается последняя порция.

В экономической теории существует такое понятие как « дополнительная выгода потребителя». Сущность этого явления состоит в том, что каждая единица товара, покупаемая потребителем, стоит ему столько же, сколько и последняя единица. Но, согласно нашему основному закону, первые единицы значат для потребителя больше, чем последние. Поэтому на первых количествах он получает дополнительную выгоду. Когда торговля уже не приносит ему эту выгоду, он перестает покупать.

3. Кривая безразличия, карта безразличия, бюджетная линия. Равновесие потребителя. 

Сначала ученые пытались подсчитать полезность в объективных величинах – ютилях (кардиналистская теория), но эти попытки не увенчались успехом.  Тогда  ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. (ординалистская или порядковая теория). Наибольший вклад в разработку   ординалистской (порядковой )полезности внес Ф.Эджуорт, потому кривые безразличия  часто называют  кривыми Эджуорта)

Представим себе потребителя, располагающего определенным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Он покупает только два вида товаров, допустим – пищу и одежду, по определенным сложившимся ценам. Предположим, что потребитель может сказать нам, какую из двух комбинаций этих товаров , скажем 3 единицы пищи и 2 единицы одежды, или две единицы одежды и 3 единицы пищи, он предпочитает, первую или вторую, или же ему вообще безразлично, какую комбинацию выбрать.

Допустим, что обе эти комбинации одинаково хороши для нашего потребителя , что ему все равно, какую комбинацию выбрать. Можно перечислить и несколько других комбинаций, которые одинаково хороши для потребителя. В таблице содержатся несколько комбинаций безразличия:

Пища

Одежда

А

1

6

Б

2

3

В

3

2

Г

4

1,5

Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. Потребителю положение А нравится точно также, как и положение Б, В или Г.

Пища

 

                                          Одежда

Комбинации пищи и одежды, обладающие равной полезностью, могут быть представлены в виде плавной «кривой безразличия» или кривой равных полезностей. Она имеет вогнутый вид в соответствии с законом замены, гласящим; « По мере того, как мы получаем больше какого-либо товара, его «отношение замены» или крутизна кривой безразличия уменьшается. Чем дефицитнее товар, тем выше относительная стоимость его замены; предельная полезность товара, ставшего дефицитным, повышается по сравнению с предельной полезностью товара, находящегося в изобилии.

Каждая точка на кривой безразличия представляет собой отличную от других комбинацию двух товаров. Увеличивая количества обоих товаров мы можем построить  множество кривых безразличия, каждая из которых будет соответствовать более высокому уровню удовлетворения потребностей. Совокупность кривых безразличия образует карту потребительского безразличия.

Карта  безразличия:

Количество товара X, от которого покупатель готов отказаться ради увеличения потребления  Y на единицу товара , называется предельной нормой замещения товара Y товаром Х.:

MRS =- ^ X/ ^ Y, где MRS – предельная норма замещения. Исходя из норм замещения можно определить, является ли один товар относительно другого более или менее значительным для потребителя и насколько он готов отказаться от одного товара ради  увеличения потребления другого.

MRS =MU1/ MU2

Для товаров, совершенных субститутов, предельная норма замещения является постоянной.

Линия возможностей потребления (бюджетная линия)

Склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит. Ограничивают потребление два фактора : цена товара и доход потребителя.

Оставим на некоторое время карту потребительского безразличия и рассмотрим случай, когда потребитель располагает  постоянным доходом. Он может тратить, скажем, 600 рублей в день, причем ему противостоят твердые цены, например 150 рублей за единицу пищи и 100 рублей за единицу одежды. Ясно, что он может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций  пищи и одежды. Он может  купить 4 единицы пищи, не покупая одежды, или, наоборот, может приобрести 6 единиц одежды, совсем не покупая пищи.

В таблице  приведены некоторые из возможных способов  применения этих 600 рублей.

Пища(150 за единицу)

Одежда(100 за единицу)

Суммарный расход(руб)

4

0

600

3

1,5

600

2

3

600

1

4,5

600

0

6

600

Пять возможных позиций могут быть представлены в виде графика:

А

В

Прямая  АВ   получила название бюджетной линии, или линии возможностей потребления.

Формула бюджетной линии такова:

I =PA QA+ PBQB         или       QB = I/PB- PA/PB QA

Где    I -доход потребителя,     P - цена товара          ,  Q -количество товара

Равновесие потребителя.

Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов предпочтем. Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия. Вопрос в том, какую точку на кривой безразличия мы выберем.

Пища

   А

     В

                                            Одежда

Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией означает положение равновесия потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения.

Изменение спроса экономическая теория объясняет с помощью двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Суть эффекта дохода в том, что понижение цены делает человека реально богаче, и он может расширить объем спроса. Эффект замещения показывает связь между относительными ценами товаров и объемом спроса покупателя. Снижение цен на один товар при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие товары более дешевыми.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75543. Літні канікули. Повторення розділових запитань (Disjunctive Questions) 22.06 KB
  Повторення розділових запитань Disjunctive Questions. Обладнання: підручник тематична картина Літні канікули граматична таблиця Disjunctive Questions 37 Reference Grmmr; українськоанглійські словники речення і розділові питання для гри Find your prtner НО1. We hve to review the grmmr the building of the disjunctive questions to use them in our speech mking it more nturl. By the end of the lesson you should be ble: to use the tgquestions in your dilogues; to use your imgintion describing pictures.
75544. Україна. Географічне положення. Загальна характеристика. Нові ЛО 24.58 KB
  Ввести нові ЛО та відпрацювати їх вживання в мові. Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що в ньому міститься (scanning)
75545. Географічне положення та державний устрій України 24.82 KB
  Т: We re going to tlk bout the politicl structure of Ukrine nd its geogrphicl position. By the end of the lesson you should be ble: to recognize nd understnd new words nd word combintions from the topic: The politicl structure of Ukrine in the text; to listen for the min ide nd specific informtion; to tlk bout the politicl structure of Ukrine in brief. One student from the clss is selected who thinks of geogrphicl plce in Ukrine tht must be guessed by the rest of the clss. Exmple: Is it river Is it mountin Is it one of the lrgest cities...
75546. Україна. Життя молоді, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 23.9 KB
  People Підтема: Україна. re ll young people like Of course not. Thts why teengers esily come under the influence of other people. Young people re crzy bout music.
75547. Культура та наука в Україні, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 22.03 KB
  Обладнання: підручник текст Culture nd Science in Ukrine HO1 Who is who H02. Т: We continue our work on the topic Ukrine. We re going to tlk bout culture nd science in Ukrine. By the end of the lesson you should be ble: to prticipte in common converstionl exchnges nd tell bout this topic using tl text nd wordcombintions s pln; to operte fcts bout Ukrine in new situtions.
75548. Київ - столиця України. Повторення ЛО теми Town Features 25.32 KB
  Обладнання: підручник слайди фотографії комплект учбових картин з видами міста Києва роздавальний матеріал round Kyiv НО1 картки з коротким описанням визначних місць Києва Н02 Mtch the English words nd word combintions with their Ukrinin equivlents H03 Which sentences do not fit to the text bout Kyiv HO4. Т: The topic of our...
75549. Київ - столиця України, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 24.87 KB
  Активізація лексичного матеріалу теми Town Fetures. Активізація лексичного матеріалу теми Town Fetures. Т: There re mny ncient towns in Ukrine. Wht other ncient towns do you know Is your town villge old or new re there ny interesting fcts in the history of your town villge Why re people interested in the histories of cities towns nd villges Cn you explin the choice of nmes for some cities towns or villges Is the plce for town or villge chosen by chnce or for purpose Cn you give n exmple of it 2 WhileReding ctivities.