62045

Внутренняя и внешняя политик Павла I. Правление Александра I (либеральный период)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

После смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Записываем в тетради: Павел I 17961801 Будущий император Павел I родился в 1754 году. Павел получил хорошее образование и по свидетельствам современников был способным стремящимся к знаниям мальчиком.

Русский

2014-06-04

33.85 KB

7 чел.

План конспект урока истории.

Тема: « Внутренняя и внешняя политик Павла I. Правление Александра I (либеральный период).

Цель урока:

Задачи:

Ход урока.

Учитель

Дети

Актуализация знаний.

Подготовка учащихся к осознанному усвоению нового материала

Информация о домашнем задании

Изучение нового материала

В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

Записываем в тетради: Павел I (1796-1801)

Будущий император Павел I родился в 1754 году. Родители были полностью отстранены от воспитания сына. Елизавета Петровна, его бабка занималась воспитанием юного Павла и приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями.

Первым воспитателем стал дипломат Ф.Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков.

С 1760 г. главным воспитателем Павла был назначен Н.И. Панин. Панин искренне привязался к великому князю и старался воспитать из него идеального монарха. Павел получил хорошее образование и, по свидетельствам современников, был способным, стремящимся к знаниям, мальчиком. Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор.

Когда Павлу было 7 лет, его отец Петр III был свергнут с престола. Екатерина старалась внушить сыну, что его отец был пустым и никчемным человеком. Но Павел любил отца таким, каким он был.

Что касается личной жизни Павла, то он был женат 2 раза. Первая жена скончалась спустя 3 года после венчания. Вторая жена Павла- Мария Федоровна, родила Павлу 10 наследников.

Екатерина II опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот начал критически оценивать политику матери.

В 1781-1782 гг. Павел Петрович и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе, во время которого Павел критиковал политику матери, о чем ей стало вскоре известно. По возвращении великокняжеской четы в Россию императрица подарила им мызу (усадьбу) Хотчино (Гатчина), куда отныне переместился “малый” двор, и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным.

5 ноября 1796 год умерла Екатерина II. В конце жизни Екатерина составила завещание, согласно которому престол после ее смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Когда Павел сжигал в камине документ об отстранении его от престола, императрица еще дышала. Тайное завещание было уничтожено, а ничего не знавший двор присягнул императору Павлу.

Итак, записываем реформы, которые провел Павел I в период своего правления.

(запись на доске: «Реформы Павла I:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Что касается внешней политики, то  поначалу Павел старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении войн “лишь оборонительных”. В то же время он оставался непримиримым противником французских революционных идей.

В 1797-1800 гг. происходит борьба России за ослабление Франции. В 1798 г. образовалась вторая антифранцузская коалиция: Россия, Австрия, Англия, Османская империя, Неаполь.

1798–1800 – Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова. Во время похода Ф.Ушаков проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Были освобождены Ионические острова, русские войска овладели о. Корфу, Неаполем и Римом. За 2,5 года эскадра не потеряла ни одного корабля, лишившись 400 человек.

1799 год – Итальянский поход А.В.Суворова. Это боевые действия русско-австрийской армии во главе с А.В.Суворовым против французских войск. Победы российских войск (на реках Адда и Треббия и при Нови). За 5 недель пройдено 400 км, в результате чего вся Ломбардия была очищена от французов.

1799 год – Швейцарский поход А.В.Суворова. Цель похода – разгром французских войск в Швейцарии – достигнута не была. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чертов мост и совершила переход в Мутенскую долину, где попала в окружение.

Выйдя из окружения, русская армия совершила переход через заснеженный перевал Паникс. “Неудачная эта кампания принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа” (Д.Милютин).

В 1800 году происходит изменение внешнеполитического курса: переориентация на союз с Францией (так как союзники по антифранцузской коалиции стали отдалятся от России, боясь за усиление влияния России в Европе из-за успешных военных походов против Франции). Павел пошел на сближение с Францией. Конечной целью этого союза были изоляция не только Британской, но и Османской империи. В 1801 г. он объявляет о прекращении всяческой торговли с Англией. Это решение ударило бы по экономическим интересам России.

Чертим себе в тетрадь схему (схема на доске): «Внешняя политика Павла I».

Внешняя политика Павла I

Вторая антифранцузская                  Сближение и союз с Францией

Коалиция (1797-1800гг)                                                     (1800-1801гг)

1)1798–1800 – Средиземноморский

поход Ф.Ф. Ушакова.

2) 1799 год – Итальянский и

Швейцарский поход А.В. Суворова.

Эпоха правления Павла заканчивается дворцовым переворотом 11 марта 1801. Причинам переворота становится курс Павла I на ликвидацию дворянских привилегий и  его крайний деспотизм и непредсказуемость.

Согласно одной версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. Современники утверждают, что его сын, будущий император Александр I, был непосредственно связан с убийством Павла I.

Ребята, под своими записями изображаем фигурную скобку и записываем 

Как следствие

курса Павла I на ликвидацию дворянских привилегий и  его крайнего деспотизма и непредсказуемости

Дворцовый переворот11 марта 1801 года

Мы познакомились с эпохой правления Павла I, охарактеризовали его внешнюю и внутреннюю политику а теперь плавно переходим ко второй части нашей темы : «Правление Александра I (либеральный период)».

Записываем в тетради время правления Александра I. Запись на доске : Александр I (1801 -1825 гг.)

Время правления  Александра  историки традиционно делят на 2 периода: 1) либеральный период – с 1801 по 1812 гг. в этот период проводились прогрессивные реформы.

        2) консервативный период – с 1815 по 1825 гг. в этот период  Александр стал вести более сдержанную политику, отказываясь от реформационных преобразований.

Запишите себе в тетради (запись на доске).

2 периода правления Александра I:

        1) либеральный период (1801- 1812 гг).

        2) консервативный период  (1812 - 1825 гг).

Сегодня мы с вами рассмотри первый период правления Александра – либеральный.

Что касается детства, то воспитанием Александра I руководила Екатерина II. Наибольшее влияние на юношу оказал швейцарец Лагарп, просветитель и умеренный республиканец. Необходимость лавировать между ненавидящими друг друга отцом и бабушкой приучила Александра I «жить на два ума, держать две парадные физиономии» (как писал о нем Ключевский). Может поэтому его правление делится на два периода: до Отечественной войны 1812 года и после. «До» – он либерал, «после» – реакционный правитель.

Если Екатерина II и Павел I научили его лицемерить, то Лагарп вдохновил Александра I на либеральные реформы.

«Дней александровый прекрасное начало»- так писал про восшествие императора на престол Александр Пушкин.

слушают

записывают

слушают

записывают.

слушают

Записывают.

Записывают

Записывают

записывают

Закрепление

Подведение итога урока


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78482. Синдром бронхиальной обструкции (БО). Основные причины развития БО. Функциональные характеристики обратимой и необратимой БО 88.5 KB
  Синдром бронхиальной обструкции БОС это патологическое состояние связанное с нарушением бронхиальной проходимости и последующим увеличением сопротивления потоку воздуха при вентиляции. Причины механизмы развития БОС: Инфекционный ОРВИ бронхит бронхиолит ХОБЛ пневмония туберкулез; Аллергический бронхиальная астма экзогенный аллергический альвеолит бронхолегочный аспергиллез; Обтурационный инородные тела дыхательных путей; Гемодинамический заболевания сердечно-сосудистой системы с развитием сердечной недостаточности;...
78483. Обратимая бронхиальная обструкция: бронхиальная астма (БА). Критерии постановки диагноза и тактика ведения больных при интермиттирующем и персистирующем течении БА 132 KB
  Бронхиальная астма (БА) - хроническое персистирующее воспаление бронхиального дерева с преобладающей ролью эозинофилов и тучных клеток, ведущее к гиперреактивности бронхов с их транзиторным спазмом, отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией вязкой мокроты, обструктивными нарушениями
78484. Необратимая бронхиальная обструкция: хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ 124.5 KB
  Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ синего и розового типа. Хроническая обструктивная болезнь легких ХОБЛ это собирательное понятие объединяющее хронические воспалительные заболевания респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей с необратимой или частично обратимой бронхиальной обструкцией которые характеризуются постоянным прогрессированием и нарастающей хронической ДН.
78485. Игра в обучении детей младшего дошкольного возраста 43.04 KB
  Игра в обучении детей младшего дошкольного возраста Отечественные учёные рассматривают игру как своеобразную форму деятельности детей дошкольного возраста. Игра занимает важное место в педагогическом процессе ДОУ и как одна из форм организации жизни детей может определять и развивать другие виды их деятельности обучение труд. Гипотеза исследования: дидактические игры и игровые упражнения повышают уровень эффективности процесса формирования словаря детей 34 лет. Совместные самостоятельные игры детей создают условия для...
78486. Педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ 42.49 KB
  Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами строить ролевые взаимоотношения развивать сюжетную линию игры. На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетноролевой игры у дошкольников. сама по себе игра и ребенок без...
78487. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом 60.56 KB
  Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Объектом исследования является процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом. Гипотеза исследования: Понимание и точное словоупотребление в речи смысловых оттенков слов в...
78488. Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников 44.25 KB
  Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников Культура речевого общения это такой отбор и организация языковых средств которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в определенной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. На современном этапе проблемой изучения разных направлений развития речи стало рассмотрение вопроса воспитания культуры речевого общения в дошкольном детстве М. Формирование...
78489. Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ 52.44 KB
  Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ Организация трудовой деятельности в старшей возрастной группе ДОУ одна из важных актуальных проблем на сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии. На современном этапе дошкольная педагогическая наука продолжает разрабатывать вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Цель исследования рассмотреть специфику организации труда детей старших дошкольников в ДОУ. Предмет исследования: изучение формирования трудовых навыков и умений у детей...
78490. Формирование культуры движений средствами аэробики у детей седьмого года жизни 39.56 KB
  Выполнение общеразвивающих движений: с высоким уровнем развития не выявлено ни в экспериментальной ни в контрольной группе. Со средним уровнем в экспериментальной группе 80 в контрольной группе 70 с низким уровнем в экспериментальной 20 контрольной 30. Развитие гибкости при подсчете общего среднего показателя выявлено в экспериментальной группе 2 25 см в контрольной группе 23 см. В экспериментальной группе он составил 22 балла в контрольной группе 2 балла.