62047

Психические процессы: ощущение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Возникновение ощущений. Классификация ощущений по взаимодействию рецепторов с раздражителями по ведущему анализатору а также по расположению рецепторов. Свойства и закономерности ощущений...

Русский

2014-06-04

34.59 KB

4 чел.

Тема: Психические процессы: ощущение.

Цели: Дать представление об ощущении, как о простейшем психическом процессе, а также закрепить его понимание аудиторией;

развить интерес к изучению психических процессов и общей психологии в целом;

воспитать положительное отношение к учению, а также психологическую культуру личности учащихся.   

Тип урока: урок изложения нового материала с использованием элементов эксперимента и проблемных вопросов.

Оборудование к уроку: мультимедийная презентация «Ощущение как психический процесс», наглядные пособия (таблицы), музыка, различные мелкие предметы (тетради, ручки, карандаши, стерки и т.д.).

Ход урока

I.Организационный момент 

Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня мы с вами начнем изучение нового блока общей психологии, который называется психические процессы. И перед тем, как приступить к изложению материала, я бы хотела у вас спросить, о каких психических процессах вы знаете, и какое определение можно дать этому понятию. Хотелось бы услышать мнение каждого из вас. Я буду называть фамилию, а вы высказывайте свои предположения. Не стесняйтесь, ваши неверные ответы не будут оцениваться, но за активность вы сможете получить бонусы к практическому занятию. Давайте начнем.

Очень хорошо! Спасибо за вашу активность. Действительно, психические процессы – это различные формы единого, целостного отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы (ощущения, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства, внимание, воля) (слайд 2). Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения и обеспечивают активное отношение к действительности и связь индивида с окружающей средой. Сегодня мы с вами начнем изучение психических процессов с самого простейшего.

Итак, сегодня нам предстоит ознакомиться с понятием ощущение, узнать какие существуют классификации этого психического процесса, какие основные закономерности ему присущи, а также экспериментально проверить некоторые положения изложенной теории.

II.Объяснение нового материала

Запишите, пожалуйста, план нашего лекционного занятия.

План

1.Общая характеристика ощущения как психического процесса.

2. Возникновение ощущений.

3.Классификация ощущений по взаимодействию рецепторов с раздражителями, по ведущему анализатору, а также по расположению рецепторов.

4. Свойства и закономерности ощущений (слайд 3).

Итак, начнем с первого вопроса.

Всю информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств (слайд 4).

Давайте закроем глаза и пощупаем стол. Что вы ощущаете? Поверхность гладкая, достаточно прохладная. А теперь откройте глаза и хлопните в ладоши. Какие ощущения это у вас вызвало?

Как вы думаете, чем обусловлена способность к ощущению? (слайд 4)

Правильно, все живые существа, обладающие нервной системой способны к ощущению. Но осознаваемые ощущения имеются только у человека. Ощущения могут носить объективный характер, а также могут быть субъективными.

Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель: органы зрения — на световое воздействие, органы слуха и осязания — на механическое воздействие, органы вкуса и обоняния — на химическое. Причем каждое психическое явление имеет рефлекторный характер.

И мы подошли к вопросу: как же возникают ощущения. Обратите внимание на экран, вам представлена схема возникновения ощущений (слайд 5).

Как вы видите, процесс ощущения начинается с раздражителя. Может кто-то сможет дать этому понятию определение?

Спасибо, совершенно верно. Раздражитель – это предмет или явление действительности, который воздействует на органы чувств. Еще раз повторим, что это может быть как внешний объект, так и внутреннее состояние.

Итак, раздражитель определенным образом, т.е. посредством передачи раздражения, действует на орган чувств или рецептор. С рецептора начинается физиологический механизм ощущения, т.е. деятельность анализатора, который помимо рецептора, включает в себя проводящие нервные пути и корковые проекционные зоны головного мозга.

Рецепторы преобразуют энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, которые поступают по проводящим нервным путям в мозг и обратно к рецепторам.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействия и обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Кто-нибудь может привести пример, подтверждающий это утверждение? Верно, если, например, крикнуть в ладонь, обеспечив при этом полную звукоизоляцию ушей, мы ничего не ощутим, но если  крикнуть в ухо, это может вызвать даже болевые ощущения.

Также важно отметить, что для того, чтобы возникло ощущение, необходима работа всего анализатора в целом.

Теперь мы переходим к классификации ощущений.

И прежде чем мы познакомимся непосредственно с различными классификациями, я хотела бы у вас спросить, а какие виды ощущений знаете вы? Разделитесь, пожалуйста, по рядам и от каждого ряда по очереди называйте один известный вам вид ощущений. А я буду записывать на доске. Заодно узнаем, какой ряд наиболее активен.

Молодцы, назвали практически все виды ощущений. Ну а теперь перейдем к теории. Итак, существует множество классификаций на основе различных критериев. Это позволяет сгруппировать ощущения в соответствующие системы и выявить имеющиеся связи и взаимосвязи.

Обратите, пожалуйста, ваше внимание на экран. Здесь представлены схемы классификаций ощущений по различным признакам. Давайте подробно их разберем.

1. По контакту с раздражителями ощущения делятся на дистантные и контактные. Вы видите,  что от каждого из этих видов отходят стрелочки. Я предлагаю вам подумать, какие виды ощущений относятся к дистантным, а какие к контактным.

Итак, к дистантным мы записываем зрительные, слуховые и обонятельные, а к контактным – вкусовые, кожные, органические и кинестетические (Слайд 6).

2. По расположению рецепторов выделяют: интерорецептивные, экстерорецептивные и проприорецептивные. Т.е. те, которые находятся внутри организма, те, которые находятся на поверхности тела и те, которые отражают движения и состояния всего тела, положение конечностей, их движения и т.д. (слайд 7)

Как вы думаете, какие ощущения относятся к первому виду? Это ощущение жажды, голода, сердечно-сосудистой системы и т.д.

А ко второму? Правильно, тактильные ощущения и т.д.

Ну а третий вид мы уже охарактеризовали.

3. По модальности (качественной характеристике) ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды и голода (слайд 8).

По этой схеме все понятно? Хорошо, тогда двигаемся дальше.

Переходим к последнему вопросу сегодняшней темы – свойства и закономерности ощущений.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, по и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, инерцию, абсолютный и относительный пороги ощущений (слайд 9).

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отличающую одно ощущение от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др. Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Инерция ощущения. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. 

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером. По его мнению, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психический процесс. Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом.

Итак, минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г.В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже нижнего абсолютного порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г.В. Гершуни «субсенсорной областью».

Давайте экспериментально проверим это положение. Я предлагаю вам сейчас закрыть всем глаза и не говорить ни слова. Я в какой-то момент включу музыку, затем снова ее выключу. Когда вы услышите ее снова – поднимите руку и можете открывать глаза. Еще раз повторяю, должна быть полная тишина в аудитории. Закрывайте глаза. Мы видим, что нижний абсолютный порог ощущений у каждого индивидуален.

Верхний абсолютный порог ощущений – наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникают ощущения данного вида. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом, потому что при соответствующих ему величинах стимулов мы испытываем боль – резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке.

Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различию или дифференциальный порог, т.е. наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Давайте проверим и это утверждение.

Я предлагаю вам разделиться по парам, как сидите за партами. Один из вас сейчас будет экспериментатором, а другой испытуемым. Испытуемый закрывает глаза и вытягивает вперед руку, экспериментатор кладет ему на ладонь сначала тетрадь. После – карандаш, еще один, дальше ручку и т.д. Испытуемый говорит, когда почувствует изменение веса, только честно. Не когда заметит, что ему на руку положили карандаш, а когда почувствует изменение веса.

Указанные закономерности являются психофизиологическими зависимостями. Они были открыты в первой половине XIX французским физиком П. Брунером. Затем они были подтверждены и уточнены немецким психофизиком Э.Г. Вебером и получили название закон Брунера-Вебера (слайд 10): дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину – константа Вебера.

Опираясь на положение о равенстве минимальных различий между ощущениями и константу Вебера, Г.Т. Фехнер вывел психофизическую закономерность, которая получила название основной психофизический закон (Вебера-Фехнера) (слайд 10): сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя: R=C(LgS - LgS˳), где R – интенсивность ощущения, C – константа Вебера, S – интенсивность действующего стимула, а S˳  абсолютный закон.

III. Домашнее задание

А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Прочитайте в книге Маклакова А.Г. Общая психология (Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. –592 с.) 7 главу (до 184 страницы). Она так и называется – ощущение. И ответьте в письменном виде на следующие вопросы:

1. В чем убедился американский психолог Д. Неф каким образом?

2. Какие эксперименты позволяют ответить на вопрос о том, каким образом рецепторы кодируют интенсивность и качественные параметры раздражителя?

3. Расскажите о сенсорной адаптации.

IV. Подведение итогов

Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы узнали, что же такое ощущения, как они возникают, какие существуют классификации ощущений, выделили основные свойства и закономерности ощущений. Есть ли какие-либо вопросы по теме? До встречи на следующем занятии!

Литература:

  1.  Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: конспект лекций / Н.Ю. Дмитриева. – М. : Эксмо, 2007. – 128 с.
  2.  Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 1988. – 453 с.
  3.  Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд. Центр «Академия», 2007. – 509 с.
  4.  Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с.
  5.  Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврозак, 2003. – 672 с.
  6.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие  / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др.; под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. – 560с.

План-конспект открытого урока

Тема: Психические процессы: ощущение

Подготовила: Студентка группы СП-44

                                                           Гринь О.Г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79901. Робота з природним матеріалом аплікація з крупів «Зерняткове сонечко» 108.5 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з використанням нетрадиційних матеріалів при виготовленні предметної аплікації; сформувати вміння виготовляти предметну аплікацію за допомогою шаблонів та нетрадиційних природних матеріалів; розвивати просторову уяву, окомір,дрібні м’язи кісті рук; виховувати культуру праці.
79902. Подарунок мамі. Виготовлення листівки-видавки 118.5 KB
  Мета: навчити дітей виготовляти листівку видавку володіти технікою і прийомами видавлювання роботи з ножицями; правильно розміщувати свої задуми на малюнку; розвивати фантазію відчуття колірної гармонії; формувати творчу уяву; виховувати любов до батьків до рідних людей сестрички бабусі подруги.
79903. День художньої творчості за темою «Дизайнер і техніка». Колективне художньо – ігрове конструювання технічних моделей. Захист власних винахідницьких проектів 56 KB
  Мета. Закріпити уміння дітей з технічного моделювання, розвивати конструкторську винахідливість, прояв фантазії, виховувати почуття любові до праці. Обладнання: технічні конструктори, конструктори «Lego», фотографії космічної техніки з деталей металоконструктора, мультимедійне обладнання...
79904. ТУРНІР МОВОЗНАЙОК 47 KB
  Мова – це неоцінений божественний дар, який дано людині. Вона супроводжує нас від народження і аж до смерті. У щоденній практиці спілкування не обійтися без мови. навіть коли ми думаємо, в пам’яті відтворюємо відомі нам слова і фрази. Власні думки формулюємо і передаємо за допомогою мови...
79905. РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР 377 KB
  На нашем турнире будут соревноваться самые благородные и достойные рыцари из каждого класса. Но кто же такие рыцари Ответы детей Рыцарь нем. Рыцари обычно имели на вооружении железный шлем с забралом кольчуги плечные ручные и ножные прикрытия обитые жестью перчатки острые мечи и копья.
79906. Рослини. Рослини і людина: вшанування рослин, охорона 117.5 KB
  Мета. Продовжувати розкривати цінності рослин для людини; ознайомити учнів з рослинами, які охороняються: конвалія, дзвоники, сон-трава тощо; формувати в учнів відчуття особистої відповідальності за збереження рослин; збудити інтерес до рослин-оберегів, народних звичаїв, традицій вшанування рослин в Україні.
79907. Толерантність. Позитивне значення толерантності у формуванні цілісної особистості молодої людини 77 KB
  Мета: показати певні рівні толерантної поведінки людини; розвивати адекватну самооцінку, вміння аналізувати, приймати рішення, вибирати правильну позицію; виховувати спостережливість, уважність до інших людей; виховувати здатність бачити і розуміти відмінність іншої людини від себе, вчити встановлювати...
79908. Наші права – щасливе дитинство 103.5 KB
  Ознайомити учнів з їхніми основними правами та обов’язками. Вчити відрізняти права від обов’язків закріпити їх в пам’яті учнів. Ілюстрований матеріал до теми плакати Знай свої права та обов’язки Права дітей Обов’язки учнів Світова книга прав дитини картки для групової роботи комп’ютер презентація...
79909. ГРА ДЛЯ ЕРУДИТІВ «РОЗУМНИКИ» 95 KB
  12 учасників Записати відгадки до загадок. На кожну відгадку 1 хвилина Перевірити і порахувати кількість правильних відповідей 6 учасників Кожен вибирає 1 тему, по якій отримує 6 питань. На відповіді відводиться 1 хвилина. Не знаючи відповіді на дане питання, учасник має право просити наступне.