62071

Блины. Блинчики. Оладьи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: ознакомить учащихся с понятием мука ценностью муки видами теста с технологией приготовления теста с технологией приготовления изделий из жидкого теста блины блинчики оладьи сформировать практические умения по приготовлению изделий из жидкого теста блины блинчики оладьи.

Русский

2014-06-04

57.39 KB

11 чел.

План - конспект  урока по технологии.

Тема урока: «Блины. Блинчики. Оладьи».

Класс: 6 «А».

Время: 80  минут.

Цель: ознакомить учащихся с понятием «мука», ценностью муки, видами теста, с технологией приготовления теста, с технологией приготовления изделий из жидкого теста (блины, блинчики, оладьи),  сформировать практические умения  по приготовлению изделий из жидкого теста (блины, блинчики, оладьи).

Задачи:

  1.  Сформулировать понятие о муке, о ценности муки в питании человека, познакомить учащихся с видами теста и способами приготовления теста, научить готовить изделия из жидкого теста (блины, блинчики, оладьи).
  2.  Воспитать эстетический вкус, внимательность.
  3.  Развить навыки культуры труда и аккуратности, исполнительские умения и творческие способности, умение работать индивидуально и  в группе.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, ручка, наглядные пособия в виде технологических карт, составленных по рецептам приготавливаемых блюд,  продукты для приготовления блюда, кухонные принадлежности: кастрюли, сковороды, сито, ложки столовые, венчики или миксер, лопаточки, миски, столовые тарелки, стаканы, ножи, кухонные разделочные доски.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: словесные (беседа), инструктаж  (объяснение), наглядные (технологические карты приготавливаемых блюд), практические (практическая работа учащихся в бригаде), анализ и оценка результатов труда.

Ход урока.

  1.  Организационный момент (3 – 5 минут).
  2.  Приветствие учащихся.
  3.  Проверка явки учащихся.
  4.  Проверка готовности учащихся к уроку.
  5.  Сообщение темы и цели занятия.
  6.  Изложение нового материала (10 минут).

Блины. Блинчики. Оладьи.

Начнём с того, что является основным продуктом для приготовления теста. Как вы думаете, что является основной составляющей в приготовлении теста?

Мука – основная составляющая в приготовлении теста. А какие виды муки  вы знаете по такому признаку, как вид зерновой культуры?  По виду зерновой культуры мука бывает пшеничной, ржаной, кукурузной, соевой, овсяной, гречневой,  ячневой, гороховой и т.д. Для выпечки обычно используют пшеничную и  ржаную муку, реже ячневую, гречневую и кукурузную (маисовую).

Как вы думаете, имеет ли ценность мука  в питании человека?  В  муке содержатся практически все ценные питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными  веществами, витаминами, например, витаминами группы В.

Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. Как вы думаете, для чего это необходимо делать? Это необходимо, так как при просеивании муки через сито  удаляются комочки и случайные примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься.

Давайте запишем, что есть некоторые правила приготовления теста: не сыпать муку в жидкость, от этого она слипается в комки. Лучше сначала всыпать в посуду муку горкой, сделать в ней  углубление (лунку) и понемногу подливать в неё жидкость, размешивая тесто до равномерной густоты.

Мука, разведённая водой, образует клейкую массу, которая недостаточно хорошо пропекается и после выпечки становится очень грубой. Изделия из такого теста плохо усваиваются. Как вы думаете, что помогает улучшить качество теста? Чтобы улучшить качество теста, применяют разрыхлители, которые делают тесто пористым. А какие разрыхлители вы знаете? В домашних условиях тесто разрыхляют с помощью дрожжей и питьевой соды. Иногда в качестве разрыхлителя  используют кислое молоко и яичные белки. Давайте составим схему:

разрыхлители

             дрожжи        питьевая сода          кислое молоко        яичные белки      

Давайте рассмотрим виды теста. А какие виды теста вы знаете? Для приготовления изделий из жидкого теста – блинов и оладий – используют дрожжевое и бездрожжевое  тесто. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? Они отличаются друг от друга по наличию разрыхлителя. В дрожжевом тесте присутствует разрыхлитель – дрожжи, а в бездрожжевом тесте - он отсутствует. Существует два способа приготовления дрожжевого теста: безопарный и опарный. Давайте теперь вместе  составим схему:

тесто

                              дрожжевое                                       бездрожжевое

с опарой                                                без опары

большое содержание сахара,          небольшое количество яиц и жира; все                                

жира, яиц; многоэтапность             компоненты замешивают в один приём.

  приготовления теста.                               

Без опары готовят изделия, на которые идет небольшое количество яиц и жира (блины, оладьи, пироги). При этом все компоненты замешивают в один прием. Для этого подогревают  жидкость (воду, молоко, кефир, сыворотку и т.п.) примерно до 30°С, добавляют соль, сахар, разведенные теплой водой или теплым молоком дрожжи, взбитое или растопленное сливочное масло или другие жиры, кладут просеянную муку и замешивают тесто. Вымешивают его до тех пор, пока оно не станет легко отставать от рук и стенок посуды. Приготовленное тесто выравнивают, слегка посыпают мукой или смазывают растопленным сливочным маслом, накрывают чистой салфеткой и дают ему подойти в теплом месте в течение 3 - 4 часов. В процессе брожения тесто несколько раз обминают. Готовое тесто увеличивается в объеме в 2 раза, имеет выпуклую поверхность.

С применением опары готовят дрожжевое тесто с большим содержанием сахара, жира, яиц. Для этого сначала готовят опару, то есть жидкое тесто. Для приготовления опары в посуду засыпают примерно треть предусмотренного рецептурой количества муки, подливают подогретое до 30 - 35°С молоко или воду (примерно 60% от общего количества), кладут разведенные дрожжи и замешивают жидковатое тесто. Для активизации дрожжей можно добавить в опару немного сахара. Поверхность опары посыпают мукой, посуду накрывают чистым полотенцем и ставят в теплое место для брожения на 1 час. К концу брожения опара увеличивается в объеме в 2 - 2,5 раза.

В готовую опару добавляют оставшуюся жидкость с растворенным в ней сахаром и солью, вымешивают до полного соединения этого раствора с опарой, вводят оставшуюся муку и яйца. Тесто тщательно перемешивают в течение 10 - 12 минут. В конце замешивания добавляют растопленное до густоты сметаны сливочное масло и вымешивают до тех пор, пока те сто не будет отделяться от стенок посуды и рук, затем его посыпают мукой, накрывают полотенцем и ставят в теплое место для брожения на 1,5 - 2 часа. За это время тесто несколько раз обминают. Объем готового теста должен увеличиться примерно в 2 раза.

А знаете ли вы как готовят  бездрожжевое тесто? Давайте с вами запишем технологию приготовления бездрожжевого  теста. Бездрожжевое  тесто для блинов, блинчиков и оладий замешивают по следующей технологии: яйца растирают с солью, сахаром, добавляют муку и половину порции жидкости (молока, кефира и т.д.), всё хорошо размешивают и разводят оставшейся жидкостью. Если по рецепту требуется разрыхлитель, то его добавляют в последнюю очередь.

Также можно приготовить блины скороспелые. А знаете ли вы что такое блины скороспелые? Это блины, разрыхлителем для которых являются сода и кефир. Готовят их следующим образом. Яйца, соль, сахар перемешивают с кефиром или простоквашей, всыпают муку с содой и опять перемешивают, чтобы не образовалось комков. Из приготовленного теста выпекают блины.

Давайте теперь с вами рассмотрим как готовят блины и блинчики и сравним их. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? Откройте в учебнике страницу 147. Прочитаем вместе  абзацы 2, 3, 4. На основе прочитанного составим с вами таблицу сравнения блинов и блинчиков.

Блины выпекают на небольших сковородах, чугунных, с толстым дном или с антипригарным покрытием. Важно, чтобы сковорода была абсолютно чистой. Тесто выливают на сковороду небольшим половником или разливательной ложкой так, чтобы покрыть им всё дно. Тогда блин получится ровным. Когда блин зарумянится, поджарится с нижней стороны, а сверху появятся дырочки, его переворачивают лопаткой. Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом, ставят в тёплое место, чтобы они не остывали. Блины подают к столу с растопленным сливочным маслом, сметаной, гарниром из сладких и солёных продуктов (варенье, мёд, икра, красная рыба и т.д.).

Блинчики  готовят из жидкого теста (тесто более жидкое) без разрыхлителей, выпекают с одной стороны. Яйца растирают с солью, сахаром, добавляют муку и половину порции молока. Всё хорошо размешивают и разводят оставшимся молоком. На поджаренную сторону кладут начинку, сворачивают в виде конверта или трубочки и обжаривают. Подают с маслом, сметаной, джемом и т.д.

блины

блинчики

Выпекают с двух сторон;

Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом;

Ставят в тёплое место, чтобы они не остывали;

Подают к столу с растопленным сливочным маслом, сметаной, гарниром из сладких и солёных продуктов (варенье, мёд, икра, красная рыба и т.д.).

Выпекают с одной стороны;

Наличие начинки;

Могут быть в виде конверта или трубочки;

Подают с маслом, сметаной, джемом и т.д.

Очень вкусны блины с припёком. А знаете ли вы, что такое блины с припёком? Так называют блины, в которых запечены какие – либо продукты: рубленные вареные яйца, ливер, измельченные овощи. Пекут эти блины двумя способами. Откройте страницу 148 и давайте  прочитаем о способах приготовления блинов с припёком.

Первый способ. На сковороду наливают  теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка зарумянится, кладут  на него припёк и заливают его новой порцией теста так, чтобы припёк оказался внутри блина. Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.

Второй способ. Припёк выкладывают  на разогретую смазанную маслом  сковороду, заливают  тестом и выпекают  в духовом шкафу до готовности.

Мы с вами рассмотрели, как готовят изделия из жидкого теста, но очень важно упомянуть о посуде и инвентаре, которые  необходимы  для приготовления теста. Как вы думаете, какую посуду и инвентарь применяют при приготовлении теста и блинов? Давайте составим с вами небольшую схему:

посуда и инвентарь

кастрюля          миска      сито     лопатка  сковорода (чугунная)   венчик (миксер)                            небольшой половник (разливательная ложка)

Обычно для приготовления теста и блинов  используют следующую посуду и инвентарь:

1. замешивают тесто в эмалированной посуде (кастрюля, миска и т.д.);

2. для замеса используют венчики, миксеры (но лучше всего замешивать руками);

3. выпекают блины, оладьи, блинчики на сковородах (предпочтительно чугунных).

В заключении хотелось бы отметить, что едят блины, оладьи, блинчики горячими и к ним подают сливочное масло, сметану, мед, варенье, икру, красную рыбу.

3. Закрепление пройденного материала (2 – 3 минуты).

Вопросы:

  1.  Для чего необходимо просеивать муку перед приготовлением теста?
  2.  Какие виды теста применяют при приготовлении блинов, оладий, блинчиков?
  3.  Скажите,  чем блины и блинчики  отличаются друг от друга
  4.  Какие посуду и инвентарь применяют для приготовления теста?
  5.  Практическая работа «Приготовление блюда  из жидкого теста» (45 минут).
  6.  Вводный инструктаж (7 – 10 минут).  Учащиеся делятся на две группы. Учитель проверяет готовность учащихся к практической работе: все ли продукты они принесли, соблюдение санитарно – гигиенических  требований:  перед началом работы девочки должны надеть фартуки,  на голове должны быть одеты косынки и хорошо завязаны волосы, рукава одежды следует закатать, чтобы они не соприкасались с продуктами и посудой, ногти должны быть коротко обстрижены.  Перед тем как приступить к приготовлению блюд,  девочкам  необходимо тщательно помыть руки с мылом. Учитель в начале практической работы  проговаривает правила техники безопасности  на уроке технологии (осторожное обращение с режущими инструментами, инвентарём и посудой) и правила приготовления теста.

Есть некоторые правила приготовления теста: не сыпать муку в жидкость, от этого она слипается в комки. Лучше сначала всыпать в посуду муку горкой, сделать в ней  углубление (лунку) и понемногу подливать в неё жидкость, размешивая тесто до равномерной густоты.

Правила безопасного труда на кухне:

  1.  При приготовлении пищи пользоваться только чистой посудой и инвентарем.
  2.  Пользоваться разделочными досками и инвентарем только соответствующей маркировки (для овощей, мяса, рыбы, хлеба).

3. При работе с режущими инструментами:  правильно держать нож и руки на продукте, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской; передавать нож только ручкой вперед;  не измельчать на терке очень мелкие кусочки продуктов; нарезку продуктов производить только на разделочной доске; не ходить по помещению с острыми ножами в руках.

4. Для приготовления продуктов пользоваться только свежими продуктами, качество которых можно определить по внешнему виду, цвету, запаху, вкусу.

5. Следить за чистотой рабочего места и помещения на протяжении всего времени приготовления пищи и после ее приготовления.

6. При работе с горячей пользоваться прихватками, полотенцами.

7. Во избежание ожогов не прикасаться  к корпусу плиты.

8. Перед включением электроприбора проверять исправность электрошнура.

9. Не открывать  дверцу жарочного шкафа, за выпекаемыми изделиями наблюдать через смотровое стекло.

Первая бригада будет готовить блинчики с творогом, а вторая – оладьи с яблоками. В каждой группе учащиеся определяют бригадира и дежурного, затем учитель даёт бригадирам технологические карты с рецептурой их блюд.

Самоконтроль: блинчики должны быть тонкими и хорошо прожаренными, эстетическая подача блинов и оладий к столу.

  1.  Текущий инструктаж.

Блинчики с творогом.

Продукты, посуда и инвентарь: мука, яйца, сахар, молоко, соль, творог, сметана, сливочное масло, миска, столовая ложка, чайная ложка, сковорода, сито, тарелка, венчик, лопаточка.

1) Подготовить продукты и необходимый инвентарь.

2) Приготовить блюдо в соответствии с технологической картой.

3)Подать к столу.

Технологическая карта.

Блинчики с творогом

Наименование продукта

Количество продукта

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Мука

Яйца

Сахар

Молоко

Соль

2 стакана

1 шт.

1 ст. ложка

3 стакана

¼ ч. ложки

Приготовить жидкое тесто для блинчиков. Разогреть сковороду и выпечь тонкие блинчики на разогретой сковороде.

Миска, столовая ложка, чайная ложка, сковорода, венчик, лопаточка.

Творог

Яйца

Сахар

Сметана

500 г.

1 шт.

¾ стакана

½ стакана

Творог протереть через сито, добавить яйцо, сахар, сметану и всё хорошо перемешать.

Миска, столовая ложка, сито, венчик.

Сливочное масло

50 г.

На блинчик положить 1 ст. ложку творожной массы и завернуть трубочкой. Блинчики положить на разогретую с маслом сковороду и обжарить до образования румяной корочки.

Столовая ложка,

Сковорода, лопаточка, тарелка.

Оладьи с яблоками.

Продукты, посуда и инвентарь: молоко (вода), дрожжи, масло, яйца, сахар, соль, мука, яблоки, кастрюля, стакан, ложка столовая, нож кухонный, доска разделочная, сковорода, лопаточка.

  1.  Подготовить продукты и необходимый инвентарь.
  2.  Приготовить блюдо в соответствии с технологической картой.
  3.  Подать к столу.

Технологическая карта.

Оладьи с яблоками

Наименование продукта

Количество продукта

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Молоко (вода)

Дрожжи

Масло

Яйца

Сахар

Соль

Мука

2 стакана

25 г.

2 ст. ложки

2 шт.

1 ст. ложка

½ ч. ложки

500 г.

В тёплом молоке (воде) развести дрожжи. Добавить масло, яйца, сахар, соль и, тщательно вымешивая, постепенно всыпаем муку, доведя тесто до однородного состояния. Поставить тесто в тепло, чтобы оно поднялось.

Кастрюля, стакан, ложка столовая, ложка чайная.

Яблоки

3 - 4 шт.

Яблоки очистить, нарезать тонкими ломтиками. Смешать с поднявшимся тестом и выпекать оладьи.

Нож кухонный, доска разделочная, сковорода, лопаточка.

В ходе практической работы учитель осуществляет три целевых обхода:

  1.  Через 5 минут – отслеживает приступили ли группы к выполнению работы, взаимодействие учащихся в группе, распределение операций в  группе.
  2.   Через 15 – 20 минут – отслеживает  как учащиеся соблюдают  последовательность приготовления блюда и отдельных технологических операций, помогает учащимся  в выполнении отдельных приемов работы инструментами и приспособлениями (по мере необходимости), контролирует  соблюдением трудовой дисциплины, отслеживает типовые ошибки.
  3.  Через 5 минут – отслеживает готовы ли учащиеся к завершению работы.
  4.  Самостоятельная  работа учащихся.
  5.  Заключительный инструктаж (10 минут).

По окончанию приготовления блюд дежурные бригад  готовятся к дегустации блюд. Они сервируют стол, используя скатерти, столовые принадлежности: тарелки, миски, кружки. Учащиеся приглашают для дегустации независимых экспертов: мальчиков и учителей. Бригады дегустируют изделия друг друга и анализируют их вкусовые качества, оценивают сервировку стола.

  1.  Подведение итогов урока.
  2.  Группы оценивают друг друга, учитель также ставит отметку и анализирует те типовые ошибки, которые девочки совершили во время приготовления блюд.
  3.   В конце занятия учитель задаёт учащимся вопросы с целью повторения пройденного материала (5 – 7 минут).

Вопросы для повторения:

  1.  Что является основным компонентом для приготовления теста?
  2.  Назовите основные правила приготовления теста.
  3.  Для чего применяют разрыхлители в приготовлении теста? Приведите примеры разрыхлителей, которые используются в домашних условиях.
  4.  Какие виды теста применяют при приготовлении блинов, оладий, блинчиков?
  5.  Назовите способы приготовления дрожжевого теста. Чем они отличаются друг от друга?
  6.  В чём сходства и различия блинчиков и блинов?
  7.  Что такое блины с припёком?
  8.  Назовите способы приготовления блинов с припёком.
  9.  Какие посуда и инвентарь применяются для приготовления теста?
  10.  Объяснение домашнего задания: выполнить отчёт о проделанной работе на уроке (2 – 3 минуты).
  11.  Уборка рабочего места: дежурные моют посуду, убирают класс (5 минут).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60633. Кто родителей почитает, тот навек не погибает 50.5 KB
  Как подумаешь порою что и Дуня может быть тут же пропадает так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы Кто виноват в том что отношения отца и дочери сложились так трагично В погоне за богатством и счастьем она забыла о долге перед отцом; её поведение эгоистично.
60634. Вирішення завдань з економічним вмістом на уроках інформатики 105 KB
  Громадянин відкрив рахунок в банці вклавши 1000 грн. Громадянин відкрив рахунок в банці вклавши 3000 грн. 5 років якщо після кожного року зберігання громадянин знімав з рахунку 300 грн.
60636. Урок світової літератури на тему : «Подорожі Скруджа Різдвяної ночі» 3.5 MB
  Мета: навчати вмінню аналізувати зміст художнього твору; розвивати логічне мислення, зв’язне мовлення, удосконалювати навички виразного читання, виховувати людяність, доброту, милосердя, уміння співчувати.
60640. Організація роботи клубів у школі: міф чи реальність? 352 KB
  До структурних одиниць об’єднання входять клуби різні за напрямками діяльності: 11 дитячих та 2 для дорослих. Дитина займаючись визначеним видом діяльності не тільки одержує первинні знання про свої нахили але і перевіряє...