62088

Звуки (р) (р), обозначение их буквой «Р»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: образовательные: познакомить с буквой Р р; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами. развивающие: развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей звук слог слово...

Русский

2014-06-04

67.48 KB

1 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект урока по обучению грамоте

В 1 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: 

«Звуки   [р] [р,],

обозначение  их буквой «Рр»

 

                                                                        подготовила

               учитель начальных классов

                                                                            Волкова Наталья Александровна

г. Энгельс

2012

Тема урока:   «Звуки   [р] [р,],  обозначение  их буквой «Р».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в

                                       соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами

                                       технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Задачи урока:  образовательные:

  1.  познакомить с буквой Р р;
  2.  учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  3.  плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

                           развивающие:

  1.  развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  2.  оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  3.  способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль).

                             воспитательные:

  1.  воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения:

  1.  словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  1.  фронтальная работа
  2.  парная
  3.  индивидуальная

Средства обучения:

  1.  у учителя – мультимедийный проектор, компьютер,   презентация, доска;
  2.  у учащихся – учебник «Букварь», рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать», фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.

Ход урока

(технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

 I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

III.Постановка учебной задачи.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

V.Первичное закрепление.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

VII.Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какой сейчас урок?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

1. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Каким цветом наша лента?

-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

-Чем отличаются гласные от согласных?

-Сколько знаете гласных букв?

-А гласных звуков? Назовите.

-Назовите изученные согласные.

-Все ли буквы нам известны?

-Хотите познакомиться с новой буквой?

  1.  Физкультминутка для глаз

2. Чистоговорка. (слайд №2)

-Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?

-С какой буквой познакомимся на уроке?

 

1. Звуковой анализ слова «рыба», «речка».

-Отгадайте загадку:

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».

-Составьте звукобуквенную модель слова «рыба».

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?

-Назовите третий звук.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите последний звук?

-Что знаете о нем?

Аналогично проводится анализ слова «речка».

Загадка.

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

-Буква, которой обозначаются звуки   [р]    [р,], называется  «эр» (слайд №7)

-Почему здесь две буквы «эр»?

-На что похожа буква «эр»?

(слайд №8)

«Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь».

                       В.Степанов

-Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки     [р],  [р,]

-Определите, твердый или мягкий это звук?

2. Работа в парах.

-Назовите как можно больше слов со звуками      [р],  [р,]

-Составьте звукобуквенную модель   слова с новыми звуками.

3. Физкультминутка (изображение пальцами буквы)

«Мы ладонь согнем дугой

И прижмем её к другой,

И у нас у всех теперь

Получилась буква «Р».

4. Работа в тетрадях для печатания.

5. Работа по учебнику (с.66)

Дифференцированная работа.

1 группа – прочитать                   предложения, найти и прочитать имена;

2 группа – прочитать слоги по  

                  строкам;

3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие –   

                  окошечки».

6. Коллективная работа.

Чтение слов по строчкам, по столбикам.

-Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки.

-Прочитайте слова, в которых только один гласный звук.

-Составьте и прочитайте слова по стрелочкам.

-Прочитайте только имена.

7. Физкультминутка

«У реки росла рябина

А река текла, рябила.

Посредине глубина

Там гуляла рыбина.

Эта рыба, рыба – царь

Называется пескарь».

-Назовите слова с новым звуком.

8. Работа с текстом.

       «На рыбалке».

Митя и Леша удили рыбу.

Вот ёрш и карась.

А это пескарь.

Дети кладут рыбу в ведро.

Мурзик будет рад улову.

-Как называется рассказ?

-Кто прочитает?

Работа по вопросам.

-Кто удил рыбу?

-Какую рыбу они поймали?

-Куда дети кладут рыбу?

-Кто будет рад улову?

-Найдите в тексте слова со звуком [р], [р,]    

9. Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

  1.  Закрепление зрительного образа буквы Р.

-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква  Р.

  1.  Задание «Сообрази и запиши»

-Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

-Прочитайте получившиеся слова.

-Чем похожи эти слова?

-Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное?

-В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?

-А мягкий согласный звук?

  1.  Задание «Напиши»

-Впиши букву Р.

-Прочитай получившиеся слова.

-Что общего у всех слов первой строчки?

 

-С какой буквой сегодня познакомились?

-Какой звук обозначает буква Р?

-Что было интересным на уроке?

-Возникали затруднения?

-Вы смогли их преодолеть?

-Удалось вам сохранить хорошее настроение?

-Оцените свою работу

-Урок обучения грамоте.

-Хорошее.

-Красным и синим.

-Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.

-А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

-Десять.

-Шесть: [а],[о],[у],[ы],

[и],[э].

-М, Н.

-Нет.

-Да (учащиеся готовы к продолжению работы)

Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук.

-[р] и [р,]

- С буквой  Рр.

-Рыба.

(слайд №3)

-[ р]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.

(слайд №4)

-[ы]

-Гласный, обозначим красной фишкой.

-[б]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.

-[а]

-Гласный, обозначим красной фишкой.

 

-Речка(слайд №5)

                     (№6)

-Печатная большая, печатная маленькая.

-Парус, ромашка.

-Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор.

(учащиеся определяют)

-Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.  

Учащиеся печатают букву Рр.

-Марина, Нина, рана, имена.

-Нина, Марина.

-Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.

-На рыбалке.

Чтение читающими детьми вслух.

-Митя и Лёша.

-Ерша, карася, пескаря.

-В ведро.

-Мурзик.

-Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.

-Море, нора, рама.

-Есть звук [р] и   [р,]

-Нет.

-Нора, рама.

-Море.

Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия.

Имена людей.

-Рр

-[р],[ р,]

Фронтальные ответы детей.

-Да.

-Да.

-Да.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Список использованной литературы

  1.  Л.Е. Журова. Букварь. Учебник по грамоте и чтению. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  2.  Л.Е. Журова. Русский язык. Обучение грамоте. Программа. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  3.  Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  4.  М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать». М: Издательский центр «Вента - Граф», 2011 г.
  5.  И.Г. Смирнова. Обучение грамоте. Чтение (1 часть), 1 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь». Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г.
  6.  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 1 часть. М: «Просвещение», 2011 г.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22555. Совместные действия изгиба и кручения призматического стержня 55 KB
  Совместные действия изгиба и кручения призматического стержня Исследуем этот вид деформации стержня на примере расчета вала кругового кольцевого поперечного сечения на совместное действие изгиба и кручения рис. Строим эпюры изгибающих моментов My и My. У кругового и кольцевого поперечного сечений все центральные оси главные поэтому косого изгиба у вала вообще не может быть следовательно нет смысла в каждом сечении иметь два изгибающих момента Mx и My а целесообразно их заменить результирующим суммарным изгибающим моментом рис....
22556. Расчет балок переменного сечения 76.5 KB
  Так как изгибающие моменты обычно меняются по длине балки то подбирая ее сечение по наибольшему изгибающему моменту мы получаем излишний запас материала во всех сечениях балки кроме того которому соответствует . Для экономии материала а также для увеличения в нужных случаях гибкости балок применяют балки равного сопротивления. Под этим названием подразумевают балки у которых во всех сечениях наибольшее нормальное напряжение одинаково и должно быть равно допускаемому. Условие определяющее форму такой балки имеет вид и Здесь Мх и...
22557. Расчет балки на упругом основании 78.5 KB
  Расчет балки на упругом основании.1 на упругое основание оказывающее в каждой точке на балку реакцию пропорциональную у прогибу балки в этой точке. Расчетная схема балки на упругом основании. Будем считать что основание оказывает реакцию при прогибах балки как вниз так и вверх.
22558. Энергетические методы расчета деформаций 75.5 KB
  Он основан на применении закона сохранения энергии. При статическом растяжении или сжатии упругого стержня происходит превращение потенциальной энергии из одного вида в другой; часть потенциальной энергии действующего на стержень груза полностью переходит в потенциальную энергию деформации стержня. Это явление имеет место при любом виде деформации всякой упругой конструкции при статической нагрузке; такую конструкцию можно рассматривать как своеобразную машину преобразующую один вид потенциальной энергии в другой. При этих условиях...
22559. Теорема Кастильяно 133 KB
  Будем решать эту задачу в несколько приемов; сначала рассмотрим более простой случай Рис. Мы представим себе что для перехода к смежному деформированному состоянию к силе сделана бесконечно малая добавка Рис. Предположим что мы сначала нагрузили нашу балку грузом ; балка очень немного прогнется Рис. Рис.
22560. Теоремы о взаимности работ и Максвелла — Мора 150 KB
  Если к балке нагруженной силой приложить затем статически силу в сечении 2 то к прогибу точки приложения силы от этой же силы прибавится Рис.1 прогиб от силы равный ; первый значок у буквы у указывает точку для которой вычисляется прогиб; второй обозначает силу вызывающую этот прогиб. Расчетная схема к теореме о взаимности работ Полная работа внешних сил составится из трех частей: работы силы на вызванном ею прогибе т. работы силы на вызванном ею прогибе ее точки приложения т.
22561. Часова організація памяті 26.5 KB
  Часова організація памяті Безпосередній відбиток забезпечує утриманнялише протягом 50500 мс достатньо повного і детального образу картини зовнішнього світу що сприймаеться органами чуття. Цей вид памяті має різні параметри у кожної людини змінюється протягом життя індивіда і залежить від функціонального стану організму. Ця память відрізняеться від попердньої тим що дозволяє відтворювати будь яку частину представленого матеріалу і тим самим деякий час утримувати в памяті визначену кількість інформації. Не вся інформація з системи...
22563. Механізми, що лежать в основі формування довготривалої памяті 25 KB
  Механізми що лежать в основі формування довготривалої памяті Цей вид памяті не може базуватись лише на циркуляції імпульсів чи змінах електрофізичних характеристик окремих нейронів. Разом з тим велика кількість інформації при цьому зберігається в довготривалій памяті незмінню.Механізм памяті такоє пояснюють на основі складних морфологічних чи біохімічних змін синапсів. Молекулярна теорія памяті в основі якої лежить уявлення про те що виникаючий під дією зовнішнього подразника нервовий імпульс активує синтез РНК в нейроні.