62088

Звуки (р) (р), обозначение их буквой «Р»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: образовательные: познакомить с буквой Р р; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами. развивающие: развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей звук слог слово...

Русский

2014-06-04

67.48 KB

1 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект урока по обучению грамоте

В 1 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: 

«Звуки   [р] [р,],

обозначение  их буквой «Рр»

 

                                                                        подготовила

               учитель начальных классов

                                                                            Волкова Наталья Александровна

г. Энгельс

2012

Тема урока:   «Звуки   [р] [р,],  обозначение  их буквой «Р».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в

                                       соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами

                                       технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Задачи урока:  образовательные:

  1.  познакомить с буквой Р р;
  2.  учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  3.  плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

                           развивающие:

  1.  развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  2.  оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  3.  способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль).

                             воспитательные:

  1.  воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения:

  1.  словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  1.  фронтальная работа
  2.  парная
  3.  индивидуальная

Средства обучения:

  1.  у учителя – мультимедийный проектор, компьютер,   презентация, доска;
  2.  у учащихся – учебник «Букварь», рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать», фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.

Ход урока

(технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

 I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

III.Постановка учебной задачи.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

V.Первичное закрепление.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

VII.Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какой сейчас урок?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

1. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Каким цветом наша лента?

-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

-Чем отличаются гласные от согласных?

-Сколько знаете гласных букв?

-А гласных звуков? Назовите.

-Назовите изученные согласные.

-Все ли буквы нам известны?

-Хотите познакомиться с новой буквой?

  1.  Физкультминутка для глаз

2. Чистоговорка. (слайд №2)

-Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?

-С какой буквой познакомимся на уроке?

 

1. Звуковой анализ слова «рыба», «речка».

-Отгадайте загадку:

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».

-Составьте звукобуквенную модель слова «рыба».

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?

-Назовите третий звук.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите последний звук?

-Что знаете о нем?

Аналогично проводится анализ слова «речка».

Загадка.

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

-Буква, которой обозначаются звуки   [р]    [р,], называется  «эр» (слайд №7)

-Почему здесь две буквы «эр»?

-На что похожа буква «эр»?

(слайд №8)

«Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь».

                       В.Степанов

-Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки     [р],  [р,]

-Определите, твердый или мягкий это звук?

2. Работа в парах.

-Назовите как можно больше слов со звуками      [р],  [р,]

-Составьте звукобуквенную модель   слова с новыми звуками.

3. Физкультминутка (изображение пальцами буквы)

«Мы ладонь согнем дугой

И прижмем её к другой,

И у нас у всех теперь

Получилась буква «Р».

4. Работа в тетрадях для печатания.

5. Работа по учебнику (с.66)

Дифференцированная работа.

1 группа – прочитать                   предложения, найти и прочитать имена;

2 группа – прочитать слоги по  

                  строкам;

3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие –   

                  окошечки».

6. Коллективная работа.

Чтение слов по строчкам, по столбикам.

-Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки.

-Прочитайте слова, в которых только один гласный звук.

-Составьте и прочитайте слова по стрелочкам.

-Прочитайте только имена.

7. Физкультминутка

«У реки росла рябина

А река текла, рябила.

Посредине глубина

Там гуляла рыбина.

Эта рыба, рыба – царь

Называется пескарь».

-Назовите слова с новым звуком.

8. Работа с текстом.

       «На рыбалке».

Митя и Леша удили рыбу.

Вот ёрш и карась.

А это пескарь.

Дети кладут рыбу в ведро.

Мурзик будет рад улову.

-Как называется рассказ?

-Кто прочитает?

Работа по вопросам.

-Кто удил рыбу?

-Какую рыбу они поймали?

-Куда дети кладут рыбу?

-Кто будет рад улову?

-Найдите в тексте слова со звуком [р], [р,]    

9. Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

  1.  Закрепление зрительного образа буквы Р.

-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква  Р.

  1.  Задание «Сообрази и запиши»

-Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

-Прочитайте получившиеся слова.

-Чем похожи эти слова?

-Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное?

-В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?

-А мягкий согласный звук?

  1.  Задание «Напиши»

-Впиши букву Р.

-Прочитай получившиеся слова.

-Что общего у всех слов первой строчки?

 

-С какой буквой сегодня познакомились?

-Какой звук обозначает буква Р?

-Что было интересным на уроке?

-Возникали затруднения?

-Вы смогли их преодолеть?

-Удалось вам сохранить хорошее настроение?

-Оцените свою работу

-Урок обучения грамоте.

-Хорошее.

-Красным и синим.

-Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.

-А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

-Десять.

-Шесть: [а],[о],[у],[ы],

[и],[э].

-М, Н.

-Нет.

-Да (учащиеся готовы к продолжению работы)

Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук.

-[р] и [р,]

- С буквой  Рр.

-Рыба.

(слайд №3)

-[ р]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.

(слайд №4)

-[ы]

-Гласный, обозначим красной фишкой.

-[б]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.

-[а]

-Гласный, обозначим красной фишкой.

 

-Речка(слайд №5)

                     (№6)

-Печатная большая, печатная маленькая.

-Парус, ромашка.

-Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор.

(учащиеся определяют)

-Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.  

Учащиеся печатают букву Рр.

-Марина, Нина, рана, имена.

-Нина, Марина.

-Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.

-На рыбалке.

Чтение читающими детьми вслух.

-Митя и Лёша.

-Ерша, карася, пескаря.

-В ведро.

-Мурзик.

-Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.

-Море, нора, рама.

-Есть звук [р] и   [р,]

-Нет.

-Нора, рама.

-Море.

Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия.

Имена людей.

-Рр

-[р],[ р,]

Фронтальные ответы детей.

-Да.

-Да.

-Да.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Список использованной литературы

  1.  Л.Е. Журова. Букварь. Учебник по грамоте и чтению. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  2.  Л.Е. Журова. Русский язык. Обучение грамоте. Программа. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  3.  Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
  4.  М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать». М: Издательский центр «Вента - Граф», 2011 г.
  5.  И.Г. Смирнова. Обучение грамоте. Чтение (1 часть), 1 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь». Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г.
  6.  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 1 часть. М: «Просвещение», 2011 г.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45117. What do you think people work for? What are your reasons for work? 15.37 KB
  It’s true tht work is power nd sense of sttus sy those who hve either ttined these elusive gols. From my point of view work is possibility to express the ledership qulities. I gree tht we would lso prefer work to be useful plesnt nd interesting nd lso well pid .
45118. Russia 23 KB
  The country is multintion stte. It consist of two chmbers: the Council of the Federtion nd the Stte Dum. The Stte Dum includes 450 deputies. t first bills re introduced in the Stte Dum.
45119. If being a teacher is not prestigious nowadays, why do people teach? 15 KB
  People tech becuse teching is built on chnge. People tech becuse they like freedom to mke their own mistkes to lern their own lessons to stimulte their self nd their students. People tech becuse they like helping students who hs problem.
45121. Law profession in Great Britain 23 KB
  For instnce the solicitors dels with petty crimes nd some mtrimonil mtters in mgistrtes’ courts. He my represent his client in the court when the cse is one of divorce or recovering with other mtters. Brristers re expects in the interprettion of the lw nd dvoccy – the rt of the presenting cses in court. They dvice on relly difficult points nd conduct legl proceedings in the higher courts.
45122. What are your food tastes and preferences? Do you eat nutritionally sound food? 15.46 KB
  Eаting blnced diet mens choosing wide vriety of foods nd drinks from ll food groups. The key to helthy blnced diet is not to bn or omit ny foods or food groups but to blnce wht you et by consuming vriety of foods from ech food group in the right proportions for good helth. For some people is food is source of plesure for others – source of energy.
45123. My profession 23 KB
  Graduates from different law school can work at the Bar, in the organs of the Prosecutor’s Office, in different court, in notary office, in legal advice offices, in organs of militia, as well as in different firms, etc
45124. Innovations in our life 13.74 KB
  A lot of scientists have made some very surprising predictions about the future. They say that in the next fifty years the way we live will change beyond our wildest dreams. Here are some of their predictions which have already come true. In 1932, an English, Aldous Huxley wrote that you will go to the feelies, where we not only will see pictures, but also feel and smell them
45125. Which predictions about the future most worry you and surprise you? 14.65 KB
  They sy tht in the next fifty yers the wy we live will chnge beyond our wildest drems. So scientists believe tht if we cn tlk to nimls we won’t to et them. I worry tht lborsving devices nd the resulting sedentry lifestyle could well led to n epidemic in obesity. growth in online shopping nd homeworking my men tht our city centres become deserted wstelnds.