62089

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные: организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ...

Русский

2014-06-04

25.53 KB

3 чел.

План-конспект урока на тему:

«Основы конституционного строя Российской Федерации».

  1.  

Предмет

Обществознание

  1.  

Класс

11

  1.  

Тема и номер урока в теме

Модуль «Право», раздел «Конституционное право», тема «Основы конституционного строя Российской Федерации».

  1.  

Базовый учебник

А.Ф. Никитин, «Право. Профильный уровень».  10-11 класс. М.: Дрофа, 2011.

  1.  Цели  урока:

образовательные:

  1. организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ;
  2. формирование представлений учащихся  об основных функциях органов государственной власти РФ;

развивающие: 

  1. развитие речевых навыков и умения выделять главное, а также критически анализировать полученную информацию, обобщать полученные знания и делать выводы;
  2. развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по заданному плану;

воспитательные:

  1. воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны;
  2. воспитание элементарной правовой грамотности;
  3. воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/группах.
  4.  Тип урока: комбинированный.
  5.  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, частично-поисковая.
  6.  Методы работы: устный опрос, эвристическая беседа, работа с учебником, ознакомление с нормативным документом, самостоятельная работа учеников в группах, стандартизированный контроль.
  7.  Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры с возможностью выхода в Интернет, раздаточный материал (инструкционные карты №1, №2, №3, №4, №5) или инструкции в электронном виде.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап

(1-2 мин)

До начала урока озвучивается просьба к классу разделиться на несколько (не менее пяти) микрогрупп.

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих; обращение внимания на готовность учащихся к уроку.

Приветствуют преподавателя, докладывают об отсутствующих; показывают свою готовность к уроку.

II. Проверка и актуализация знаний (5 мин)

Фронтальный опрос по следующим вопросам:

-  что регулирует конституци-онное право?

-   что такое Конституция?

- когда была принята действующая Конституция РФ?

- каковы достоинства существующей Конституции РФ? В чем состоят ее недостатки?

Если это необходимо, следует кратко напомнить обучающимся об истории принятия  Конституции  РФ и о важности знания этих  событий для сегодняшней и последующих тем.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Пользуясь учебником, просматривают данные об истории конституции в России, от времен первых конституций СССР и до современной Конституции РФ.   

Обучающиеся должны прийти к выводу, что повторение прошлых тем помогает систематизировать полученные знания, что оно необходимо для изучения нового материала.

III. Изучение нового материала

(15 мин)

Объявляется и пишется на доске тема урока: «Основы конституционного строя».

Сообщается план урока:

1. структура Конституции РФ;

2. о высшей ценности и обязанности государства;

3.  что такое суверенитет?

4. органы государственной власти России: система и полномочия.

Вступительное слово:

«Мы с вами уже знаем о том, как в нашей стране проходила эволюция идей о конституционном правлении, и как долго и тяжело эти  идеи пытались воплотить. Вам известна  и  история  принятия первых советских конституций, их достоинства и недостатки. В конце концов, теперь вы знаете и об  истории принятия современной Конституции РФ.  

Сегодня на уроке мы попытаемся  на понять, что же такое Россия с точки зрения положений Конституции РФ, а также узнаем,  какие государственные органы осуществляют управление нашей страной».

Ученики внимательно слушают, при необходимости задают вопросы.

IV. Самостоятельная работа обучающихся

(10 мин)

Обучающимся предлагается самостоятельно изучить 4-й пункт плана. Для этого они знакомятся со схемой органов государственной власти, представленной в учебнике. После этого каждая группа получает инструкционные карты. Объявляются критерии оценивания. Учитель следит за выполнением работы обучающихся, при необходимости консультирует их.

Самостоятельно изучают органы государственной власти РФ по Конституции. Получают вариант работы, знакомятся с  критериями оценивания работы и составляют конспект  в рабочей тетради по плану из инструкционной карточки. При необходимости задают вопросы.

V. Закрепление нового материала

(5-10 мин)

Учащимся, выполнившим исследовательскую работу, предлагается пройти интерактивный тест с автоматической проверкой знаний на компьютерах.

Выполняют задания на компьютерах или интерактивной доске.

VI. Информация о домашнем задании

Запись домашнего задания: пересказ параграфа; подготовить некоторым ученикам сообщения об органах государственной власти; письменно ответить на вопросы для самоконтроля в конце параграфа.

Записывают задание; «эксперты» дома  готовят вопросы докладчикам.

VII. Рефлексия

Даются ответы на вопросы учащихся; подводит итоги урока, оценивая работу групп и учащихся.

Записывают задание на дом, задают вопросы, вызвавшие затруднение в ходе изучения нового материала.

ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ                                                             

№1. «Президент РФ»

  1. Прочитайте главу 4 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

     вопросы:

-   Кто такой Президент?

  1. Кто может быть Президентом РФ?
  2. Каковы сроки правления Президента?
  3. В чем главные задачи / полномочия Президента?
  4. В чем суть присяги Президента?
  5. В каком случае может произойти отрешение Президента от должности?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№2. «Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации»

  1.  Прочитайте главу 5 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

  1. Что такое Совет Федерации?
  2. Какую власть осуществляет Совет Федерации?
  3. Как формируется Совет Федерации?
  4. Каковы основные полномочия Совета Федерации?
  5. Каковы сроки действия Совета Федерации и условия его роспуска?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№3. «Федеральное Собрание РФ: Государственная Дума»

  1. Прочитайте главу 5 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

    - Как формируется Государственная Дума?

    - Кто может быть депутатом Государственной Думы?

    - Какую власть осуществляет Государственная Дума?

    - Каковы основные полномочия Государственной Думы?

    - Каковы сроки действия Государственной Думы?

    - Перечислите условия роспуска Государственной Думы.

№4. «Правительство РФ»

  1. Прочитайте главу 6 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

- Кто входит в состав Правительства?

- Какую власть осуществляет Правительство?

- Каковы полномочия Правительства?

- Каковы сроки действия Правительства?

- Каким образом Правительство может быть отправлено в отставку?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№5. «Суды РФ: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный»

  1. Прочитайте главу 7 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ,  ответы на следующие

     вопросы:

-  Какую власть осуществляют суды?

-  Кто может быть членом Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного

   Судов?/судьями?

- Каковы функции судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного

Судов?

-  Каковы сроки действия судебной системы?

ЭТАЛОННЫЕ ОТВЕТЫ К ИНСТРУКЦИОННЫМ КАРТАМ

№1. «Президент РФ»

- Президент – глава государства (ст. 80);

- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст. 81.2);

- Президент РФ избирается на 4 года…(ст. 81.1). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81.3);

- Главными задачами Президента являются: решение вопросов кадровой политики (ст. 83) и разрешение разногласий между органами государственной власти (ст. 85); назначение выборов Государственной Думы и ее роспуск, назначение референдума, внесение законопроектов в Госдуму, подписание и обнародование федеральных законов, обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (ст. 84); руководство внешней и внутренней политикой государства (ст. 86; ст. 87); издание указов и распоряжений (ст. 90);

- Сущность присяги Президента – гарантия уважения и охраны прав и свобод граждан РФ, соблюдения и защиты Конституции РФ, гарантия защиты суверенитета и независимости, безопасности и целостности государства, верного  служения народу (ст. 82.1);

- Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления… Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов… Решение об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения… (ст. 93).

№2. «Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации»

-  Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания (ст. 95.1);

- Совет Федерации является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94);

- В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: …от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95.2), Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей (ст. 101.1);

- Основными полномочиями Совета Федерации являются: вопросы границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение от должности Президента РФ, и др. (ст. 102);

-  Совет Федерации является постоянно действующим органом (ст. 99.1).

№3. «Федеральное Собрание РФ: Государственная Дума»

- Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания (ст.95.1), …состоит из 450 депутатов (ст. 95.3);

- Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ст.97.1);

- Государственная Дума осуществляет законодательную власть (ст. 94);

- Основными полномочиями Государственной Думы являются: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, решение кадровых вопросов, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ (ст. 103), законодательная инициатива (ст. 104), принятие федеральных законов (ст. 105);

- Государственная Дума избирается сроком на 4 года (ст. 96.1), депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе (ст. 97.3);

- Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ (ст. 109.1) в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ (ст. 11.4), в случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ (ст. 117.3), в случае если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству (ст. 117.4).

№4. «Правительство РФ»

- В состав Правительства РФ входит Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 110.2);

- Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (ст. 110.1);

- Полномочия Правительства РФ состоят в: разработке и предоставлении Госдуме федерального бюджета и обеспечении его исполнения; обеспечении проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществлении мер по безопасности, обороне страны, реализация внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114);

- Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство слагает свои полномочия (ст. 116);

- Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ (ст. 117.1); Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (ст.117.2); в случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ (ст. 117.5).

№5. «Суды РФ: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный»

- Суды РФ осуществляют судебную власть (ст. 118);

- Членами Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119); судьи федеральных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 128.1);

- Конституционный Суд РФ разрешает дела по запросам органов государственной власти РФ о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик и других нормативных актов; рассматривает жалобы по нарушению конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции РФ по запросам органов государственной власти; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ (ст. 125);

- Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам…осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126);

- Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел…осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127);

- Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16583. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АНТРОПОГЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, ПОПАДАЮЩИХ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА 223 KB
  Лабораторная работа №1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АНТРОПОГЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ПОПАДАЮЩИХ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. В крупных городах на долю автотран
16584. Определение рН кислотных осадков 173.5 KB
  Лабораторная работа №2 Определение рН кислотных осадков Для охраны окружающей среды имеет большое значение решение проблемы кислотных осадков. Кислотными называются любые осадки дожди туманы снег кислотность которых выше нормальной. К ним также относят выпаден...
16585. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ 233.5 KB
  Лабораторная работа №3 СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ 1.1. Понятие экосистемы Экосистема это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды. Экосистемами являются например муравейник участок леса географический ландшафт или даже весь земной
16586. Определение органолептических свойств и жесткости воды 101.5 KB
  Лабораторная работа №4 Определение органолептических свойств и жесткости воды. 1.Понятие о жесткости воды. Жесткость воды зависит от присутствия в ней растворимых солей кальция в некоторых случаях солей магния и железа. Жесткая вода при кипячении образует накип
16587. ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 131.5 KB
  Лабораторная работа №5 ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 4.1. Радиоактивность и виды ионизирующих излучений Радиоактивность это способность ядер некоторых химических элементов самопроизвольно распадаться с образованием ядер новых химических элементов...
16588. Изучение результатов искусственного отбора 2.35 MB
  Лабораторная работа № 6 Тема: Изучение результатов искусственного отбора Цель: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач поставленных человеком в ходе искусственного отбора. Оборудование: муляжи различных сортов яблок гр
16589. Митоз в клетках корешков лука 382 KB
  Лабораторная работа № 4 Тема: Митоз в клетках корешков лука Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток. Оборудование: микроскоп спиртовка микропрепарат Митоз в клетках корешков лукафильтровальная бумагапрепарова
16590. Изучение приспособленности организмов к среде обитания 394.5 KB
  Лабораторная работа № 7 Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель: выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер сделать вывод о том что приспособленность результат действия естественного о
16591. Каталитическая активность ферментов в живых клетках 38 KB
  Лабораторная работа № 9 Тема: Каталитическая активность ферментов в живых клетках Цель: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках сформировать знания о роли ферментов в клетках закрепить умение работать с микроскопом проводить опыты и объяснять резу...