62089

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные: организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ...

Русский

2014-06-04

25.53 KB

3 чел.

План-конспект урока на тему:

«Основы конституционного строя Российской Федерации».

  1.  

Предмет

Обществознание

  1.  

Класс

11

  1.  

Тема и номер урока в теме

Модуль «Право», раздел «Конституционное право», тема «Основы конституционного строя Российской Федерации».

  1.  

Базовый учебник

А.Ф. Никитин, «Право. Профильный уровень».  10-11 класс. М.: Дрофа, 2011.

  1.  Цели  урока:

образовательные:

  1. организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ;
  2. формирование представлений учащихся  об основных функциях органов государственной власти РФ;

развивающие: 

  1. развитие речевых навыков и умения выделять главное, а также критически анализировать полученную информацию, обобщать полученные знания и делать выводы;
  2. развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по заданному плану;

воспитательные:

  1. воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны;
  2. воспитание элементарной правовой грамотности;
  3. воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/группах.
  4.  Тип урока: комбинированный.
  5.  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, частично-поисковая.
  6.  Методы работы: устный опрос, эвристическая беседа, работа с учебником, ознакомление с нормативным документом, самостоятельная работа учеников в группах, стандартизированный контроль.
  7.  Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры с возможностью выхода в Интернет, раздаточный материал (инструкционные карты №1, №2, №3, №4, №5) или инструкции в электронном виде.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап

(1-2 мин)

До начала урока озвучивается просьба к классу разделиться на несколько (не менее пяти) микрогрупп.

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих; обращение внимания на готовность учащихся к уроку.

Приветствуют преподавателя, докладывают об отсутствующих; показывают свою готовность к уроку.

II. Проверка и актуализация знаний (5 мин)

Фронтальный опрос по следующим вопросам:

-  что регулирует конституци-онное право?

-   что такое Конституция?

- когда была принята действующая Конституция РФ?

- каковы достоинства существующей Конституции РФ? В чем состоят ее недостатки?

Если это необходимо, следует кратко напомнить обучающимся об истории принятия  Конституции  РФ и о важности знания этих  событий для сегодняшней и последующих тем.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Пользуясь учебником, просматривают данные об истории конституции в России, от времен первых конституций СССР и до современной Конституции РФ.   

Обучающиеся должны прийти к выводу, что повторение прошлых тем помогает систематизировать полученные знания, что оно необходимо для изучения нового материала.

III. Изучение нового материала

(15 мин)

Объявляется и пишется на доске тема урока: «Основы конституционного строя».

Сообщается план урока:

1. структура Конституции РФ;

2. о высшей ценности и обязанности государства;

3.  что такое суверенитет?

4. органы государственной власти России: система и полномочия.

Вступительное слово:

«Мы с вами уже знаем о том, как в нашей стране проходила эволюция идей о конституционном правлении, и как долго и тяжело эти  идеи пытались воплотить. Вам известна  и  история  принятия первых советских конституций, их достоинства и недостатки. В конце концов, теперь вы знаете и об  истории принятия современной Конституции РФ.  

Сегодня на уроке мы попытаемся  на понять, что же такое Россия с точки зрения положений Конституции РФ, а также узнаем,  какие государственные органы осуществляют управление нашей страной».

Ученики внимательно слушают, при необходимости задают вопросы.

IV. Самостоятельная работа обучающихся

(10 мин)

Обучающимся предлагается самостоятельно изучить 4-й пункт плана. Для этого они знакомятся со схемой органов государственной власти, представленной в учебнике. После этого каждая группа получает инструкционные карты. Объявляются критерии оценивания. Учитель следит за выполнением работы обучающихся, при необходимости консультирует их.

Самостоятельно изучают органы государственной власти РФ по Конституции. Получают вариант работы, знакомятся с  критериями оценивания работы и составляют конспект  в рабочей тетради по плану из инструкционной карточки. При необходимости задают вопросы.

V. Закрепление нового материала

(5-10 мин)

Учащимся, выполнившим исследовательскую работу, предлагается пройти интерактивный тест с автоматической проверкой знаний на компьютерах.

Выполняют задания на компьютерах или интерактивной доске.

VI. Информация о домашнем задании

Запись домашнего задания: пересказ параграфа; подготовить некоторым ученикам сообщения об органах государственной власти; письменно ответить на вопросы для самоконтроля в конце параграфа.

Записывают задание; «эксперты» дома  готовят вопросы докладчикам.

VII. Рефлексия

Даются ответы на вопросы учащихся; подводит итоги урока, оценивая работу групп и учащихся.

Записывают задание на дом, задают вопросы, вызвавшие затруднение в ходе изучения нового материала.

ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ                                                             

№1. «Президент РФ»

  1. Прочитайте главу 4 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

     вопросы:

-   Кто такой Президент?

  1. Кто может быть Президентом РФ?
  2. Каковы сроки правления Президента?
  3. В чем главные задачи / полномочия Президента?
  4. В чем суть присяги Президента?
  5. В каком случае может произойти отрешение Президента от должности?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№2. «Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации»

  1.  Прочитайте главу 5 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

  1. Что такое Совет Федерации?
  2. Какую власть осуществляет Совет Федерации?
  3. Как формируется Совет Федерации?
  4. Каковы основные полномочия Совета Федерации?
  5. Каковы сроки действия Совета Федерации и условия его роспуска?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№3. «Федеральное Собрание РФ: Государственная Дума»

  1. Прочитайте главу 5 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

    - Как формируется Государственная Дума?

    - Кто может быть депутатом Государственной Думы?

    - Какую власть осуществляет Государственная Дума?

    - Каковы основные полномочия Государственной Думы?

    - Каковы сроки действия Государственной Думы?

    - Перечислите условия роспуска Государственной Думы.

№4. «Правительство РФ»

  1. Прочитайте главу 6 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

- Кто входит в состав Правительства?

- Какую власть осуществляет Правительство?

- Каковы полномочия Правительства?

- Каковы сроки действия Правительства?

- Каким образом Правительство может быть отправлено в отставку?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№5. «Суды РФ: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный»

  1. Прочитайте главу 7 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ,  ответы на следующие

     вопросы:

-  Какую власть осуществляют суды?

-  Кто может быть членом Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного

   Судов?/судьями?

- Каковы функции судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного

Судов?

-  Каковы сроки действия судебной системы?

ЭТАЛОННЫЕ ОТВЕТЫ К ИНСТРУКЦИОННЫМ КАРТАМ

№1. «Президент РФ»

- Президент – глава государства (ст. 80);

- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст. 81.2);

- Президент РФ избирается на 4 года…(ст. 81.1). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81.3);

- Главными задачами Президента являются: решение вопросов кадровой политики (ст. 83) и разрешение разногласий между органами государственной власти (ст. 85); назначение выборов Государственной Думы и ее роспуск, назначение референдума, внесение законопроектов в Госдуму, подписание и обнародование федеральных законов, обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (ст. 84); руководство внешней и внутренней политикой государства (ст. 86; ст. 87); издание указов и распоряжений (ст. 90);

- Сущность присяги Президента – гарантия уважения и охраны прав и свобод граждан РФ, соблюдения и защиты Конституции РФ, гарантия защиты суверенитета и независимости, безопасности и целостности государства, верного  служения народу (ст. 82.1);

- Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления… Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов… Решение об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения… (ст. 93).

№2. «Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации»

-  Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания (ст. 95.1);

- Совет Федерации является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94);

- В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: …от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95.2), Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей (ст. 101.1);

- Основными полномочиями Совета Федерации являются: вопросы границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение от должности Президента РФ, и др. (ст. 102);

-  Совет Федерации является постоянно действующим органом (ст. 99.1).

№3. «Федеральное Собрание РФ: Государственная Дума»

- Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания (ст.95.1), …состоит из 450 депутатов (ст. 95.3);

- Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ст.97.1);

- Государственная Дума осуществляет законодательную власть (ст. 94);

- Основными полномочиями Государственной Думы являются: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, решение кадровых вопросов, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ (ст. 103), законодательная инициатива (ст. 104), принятие федеральных законов (ст. 105);

- Государственная Дума избирается сроком на 4 года (ст. 96.1), депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе (ст. 97.3);

- Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ (ст. 109.1) в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ (ст. 11.4), в случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ (ст. 117.3), в случае если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству (ст. 117.4).

№4. «Правительство РФ»

- В состав Правительства РФ входит Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 110.2);

- Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (ст. 110.1);

- Полномочия Правительства РФ состоят в: разработке и предоставлении Госдуме федерального бюджета и обеспечении его исполнения; обеспечении проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществлении мер по безопасности, обороне страны, реализация внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114);

- Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство слагает свои полномочия (ст. 116);

- Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ (ст. 117.1); Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (ст.117.2); в случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ (ст. 117.5).

№5. «Суды РФ: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный»

- Суды РФ осуществляют судебную власть (ст. 118);

- Членами Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119); судьи федеральных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 128.1);

- Конституционный Суд РФ разрешает дела по запросам органов государственной власти РФ о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик и других нормативных актов; рассматривает жалобы по нарушению конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции РФ по запросам органов государственной власти; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ (ст. 125);

- Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам…осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126);

- Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел…осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127);

- Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83187. The problems of young people 15.64 KB
  All people have problems. Some people have a lot of problems, others have one or two. And no matter how old you are, you will still face difficulties in your life. We can solve some problems but some problems are very hard to solve.There are a lot of teenagers in our country.
83188. Війни виграють не генерали, війни виграють шкільні учителі 38 KB
  Мені здається, що сьогодні вчити і виховувати дітей складніше, ніж колись. Життя стало непередбачуванішим, з’явилося багато нової інформації, техніки, змінилося ставлення до деяких моральних цінностей. Я впевнена, що професія вчителя – одна з найважливіших у нашому суспільстві.
83189. Стратегический менеджмент как сфера профессиональной деятельности 38.25 KB
  Процесс разработки стратегий включает: 1 определение корпоративной миссии; 2 конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3 формулировку и реализацию стратегии направленной на их достижение. Вместе с тем разработка стратегии на практике процесс творческий.
83190. Славянофильство и западничество: куда идти России? 33.5 KB
  К предыстории относится период с десятых до середины тридцатых годов девятнадцатого столетия. В начале тридцатых годов большинство будущих славянофилов исключая Хомякова были приверженцами философии Шеллинга и их позиция была скорее западнической чем славянофильской.
83191. ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА РОССИИ 40.22 KB
  Как последствие эффективность финансовой работы в современной экономике впрямую находится в зависимости от интенсивности переустройства информации а апофеозом эволюции информационно-коммуникационных технологий стало возникновение Интернета в общем и Интернет-экономики eeconomy в частности.
83192. ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ 35.5 KB
  Конвенция применяется к договорам заключаемым между государствами в письменной форме. Лицо представляющее государство в целях принятия текста договора либо в целях выражения согласия на обязательность договора должно иметь соответствующие полномочия либо в силу занимаемой должности считаться представляющим свое государство без предъявления полномочий. К последним относятся: главы государств главы правительств министры иностранных дел; главы дипломатических представительств применительно к договорам с государствами в которых они...
83193. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 70.5 KB
  Отличительными свойствами интеллектуального товара, по сравнению с обычным товаром, являются: редкость, уникальность, конкурентоспособность и другие характеристики. Общим с рынком любого товара является то, что интеллектуальный товар – продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке...
83194. Training for employment in Sweden (Перекваліфікація для працевлаштування у Швеції) 18.38 KB
  Training programs for the unemployed have been cornerstones of labor market policy for many decades. In Sweden, training programs have been used since 1918 and constitute an important part of the so-called Swedish model (or Nordic model) of labor market policy. Among Sweden’s current programs, the employment training program...
83195. Расчётное исследование влияния закона закрутки и тангенциального навала при оптимизации лопаточного аппарата осевого компрессора 707 KB
  В современном турбостроении окончательная доводка проточной части осевого компрессора ОК осуществляется путем трехмерной многокритериальной оптимизации лопаточного аппарата. Современные программные комплексы основанные на методах вычислительной газовой динамики CFD позволяют смоделировать подобное сложное течение что дает возможность уменьшить...