62089

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные: организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ...

Русский

2014-06-04

25.53 KB

3 чел.

План-конспект урока на тему:

«Основы конституционного строя Российской Федерации».

  1.  

Предмет

Обществознание

  1.  

Класс

11

  1.  

Тема и номер урока в теме

Модуль «Право», раздел «Конституционное право», тема «Основы конституционного строя Российской Федерации».

  1.  

Базовый учебник

А.Ф. Никитин, «Право. Профильный уровень».  10-11 класс. М.: Дрофа, 2011.

  1.  Цели  урока:

образовательные:

  1. организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ;
  2. формирование представлений учащихся  об основных функциях органов государственной власти РФ;

развивающие: 

  1. развитие речевых навыков и умения выделять главное, а также критически анализировать полученную информацию, обобщать полученные знания и делать выводы;
  2. развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по заданному плану;

воспитательные:

  1. воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны;
  2. воспитание элементарной правовой грамотности;
  3. воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/группах.
  4.  Тип урока: комбинированный.
  5.  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, частично-поисковая.
  6.  Методы работы: устный опрос, эвристическая беседа, работа с учебником, ознакомление с нормативным документом, самостоятельная работа учеников в группах, стандартизированный контроль.
  7.  Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры с возможностью выхода в Интернет, раздаточный материал (инструкционные карты №1, №2, №3, №4, №5) или инструкции в электронном виде.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап

(1-2 мин)

До начала урока озвучивается просьба к классу разделиться на несколько (не менее пяти) микрогрупп.

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих; обращение внимания на готовность учащихся к уроку.

Приветствуют преподавателя, докладывают об отсутствующих; показывают свою готовность к уроку.

II. Проверка и актуализация знаний (5 мин)

Фронтальный опрос по следующим вопросам:

-  что регулирует конституци-онное право?

-   что такое Конституция?

- когда была принята действующая Конституция РФ?

- каковы достоинства существующей Конституции РФ? В чем состоят ее недостатки?

Если это необходимо, следует кратко напомнить обучающимся об истории принятия  Конституции  РФ и о важности знания этих  событий для сегодняшней и последующих тем.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Пользуясь учебником, просматривают данные об истории конституции в России, от времен первых конституций СССР и до современной Конституции РФ.   

Обучающиеся должны прийти к выводу, что повторение прошлых тем помогает систематизировать полученные знания, что оно необходимо для изучения нового материала.

III. Изучение нового материала

(15 мин)

Объявляется и пишется на доске тема урока: «Основы конституционного строя».

Сообщается план урока:

1. структура Конституции РФ;

2. о высшей ценности и обязанности государства;

3.  что такое суверенитет?

4. органы государственной власти России: система и полномочия.

Вступительное слово:

«Мы с вами уже знаем о том, как в нашей стране проходила эволюция идей о конституционном правлении, и как долго и тяжело эти  идеи пытались воплотить. Вам известна  и  история  принятия первых советских конституций, их достоинства и недостатки. В конце концов, теперь вы знаете и об  истории принятия современной Конституции РФ.  

Сегодня на уроке мы попытаемся  на понять, что же такое Россия с точки зрения положений Конституции РФ, а также узнаем,  какие государственные органы осуществляют управление нашей страной».

Ученики внимательно слушают, при необходимости задают вопросы.

IV. Самостоятельная работа обучающихся

(10 мин)

Обучающимся предлагается самостоятельно изучить 4-й пункт плана. Для этого они знакомятся со схемой органов государственной власти, представленной в учебнике. После этого каждая группа получает инструкционные карты. Объявляются критерии оценивания. Учитель следит за выполнением работы обучающихся, при необходимости консультирует их.

Самостоятельно изучают органы государственной власти РФ по Конституции. Получают вариант работы, знакомятся с  критериями оценивания работы и составляют конспект  в рабочей тетради по плану из инструкционной карточки. При необходимости задают вопросы.

V. Закрепление нового материала

(5-10 мин)

Учащимся, выполнившим исследовательскую работу, предлагается пройти интерактивный тест с автоматической проверкой знаний на компьютерах.

Выполняют задания на компьютерах или интерактивной доске.

VI. Информация о домашнем задании

Запись домашнего задания: пересказ параграфа; подготовить некоторым ученикам сообщения об органах государственной власти; письменно ответить на вопросы для самоконтроля в конце параграфа.

Записывают задание; «эксперты» дома  готовят вопросы докладчикам.

VII. Рефлексия

Даются ответы на вопросы учащихся; подводит итоги урока, оценивая работу групп и учащихся.

Записывают задание на дом, задают вопросы, вызвавшие затруднение в ходе изучения нового материала.

ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ                                                             

№1. «Президент РФ»

  1. Прочитайте главу 4 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

     вопросы:

-   Кто такой Президент?

  1. Кто может быть Президентом РФ?
  2. Каковы сроки правления Президента?
  3. В чем главные задачи / полномочия Президента?
  4. В чем суть присяги Президента?
  5. В каком случае может произойти отрешение Президента от должности?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№2. «Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации»

  1.  Прочитайте главу 5 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

  1. Что такое Совет Федерации?
  2. Какую власть осуществляет Совет Федерации?
  3. Как формируется Совет Федерации?
  4. Каковы основные полномочия Совета Федерации?
  5. Каковы сроки действия Совета Федерации и условия его роспуска?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№3. «Федеральное Собрание РФ: Государственная Дума»

  1. Прочитайте главу 5 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

    - Как формируется Государственная Дума?

    - Кто может быть депутатом Государственной Думы?

    - Какую власть осуществляет Государственная Дума?

    - Каковы основные полномочия Государственной Думы?

    - Каковы сроки действия Государственной Думы?

    - Перечислите условия роспуска Государственной Думы.

№4. «Правительство РФ»

  1. Прочитайте главу 6 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ, ответы на следующие

      вопросы:

- Кто входит в состав Правительства?

- Какую власть осуществляет Правительство?

- Каковы полномочия Правительства?

- Каковы сроки действия Правительства?

- Каким образом Правительство может быть отправлено в отставку?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№5. «Суды РФ: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный»

  1. Прочитайте главу 7 Конституции РФ;
  2. Законспектируйте в тетради, опираясь на документ,  ответы на следующие

     вопросы:

-  Какую власть осуществляют суды?

-  Кто может быть членом Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного

   Судов?/судьями?

- Каковы функции судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного

Судов?

-  Каковы сроки действия судебной системы?

ЭТАЛОННЫЕ ОТВЕТЫ К ИНСТРУКЦИОННЫМ КАРТАМ

№1. «Президент РФ»

- Президент – глава государства (ст. 80);

- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст. 81.2);

- Президент РФ избирается на 4 года…(ст. 81.1). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81.3);

- Главными задачами Президента являются: решение вопросов кадровой политики (ст. 83) и разрешение разногласий между органами государственной власти (ст. 85); назначение выборов Государственной Думы и ее роспуск, назначение референдума, внесение законопроектов в Госдуму, подписание и обнародование федеральных законов, обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями (ст. 84); руководство внешней и внутренней политикой государства (ст. 86; ст. 87); издание указов и распоряжений (ст. 90);

- Сущность присяги Президента – гарантия уважения и охраны прав и свобод граждан РФ, соблюдения и защиты Конституции РФ, гарантия защиты суверенитета и независимости, безопасности и целостности государства, верного  служения народу (ст. 82.1);

- Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления… Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов… Решение об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения… (ст. 93).

№2. «Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации»

-  Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания (ст. 95.1);

- Совет Федерации является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94);

- В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: …от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95.2), Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей (ст. 101.1);

- Основными полномочиями Совета Федерации являются: вопросы границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение от должности Президента РФ, и др. (ст. 102);

-  Совет Федерации является постоянно действующим органом (ст. 99.1).

№3. «Федеральное Собрание РФ: Государственная Дума»

- Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания (ст.95.1), …состоит из 450 депутатов (ст. 95.3);

- Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ст.97.1);

- Государственная Дума осуществляет законодательную власть (ст. 94);

- Основными полномочиями Государственной Думы являются: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, решение кадровых вопросов, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ (ст. 103), законодательная инициатива (ст. 104), принятие федеральных законов (ст. 105);

- Государственная Дума избирается сроком на 4 года (ст. 96.1), депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе (ст. 97.3);

- Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ (ст. 109.1) в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ (ст. 11.4), в случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ (ст. 117.3), в случае если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству (ст. 117.4).

№4. «Правительство РФ»

- В состав Правительства РФ входит Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 110.2);

- Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (ст. 110.1);

- Полномочия Правительства РФ состоят в: разработке и предоставлении Госдуме федерального бюджета и обеспечении его исполнения; обеспечении проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществлении мер по безопасности, обороне страны, реализация внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ст. 114);

- Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство слагает свои полномочия (ст. 116);

- Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ (ст. 117.1); Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (ст.117.2); в случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ (ст. 117.5).

№5. «Суды РФ: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный»

- Суды РФ осуществляют судебную власть (ст. 118);

- Членами Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119); судьи федеральных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 128.1);

- Конституционный Суд РФ разрешает дела по запросам органов государственной власти РФ о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик и других нормативных актов; рассматривает жалобы по нарушению конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции РФ по запросам органов государственной власти; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ (ст. 125);

- Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам…осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126);

- Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел…осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127);

- Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32682. Шляхи енергозбереження в навчальному закладі та вдома 358.5 KB
  Проблема енергозбереження для України є однією з найважливіших. Це пов’язане з тим, що енергетика України найбільш енерговитратна у світі. А в умовах переходу економіки на ринкові відносини та входження до світового економічного простору, в умовах гострої економічної кризи
32683. Аптечне виготовлення косметичних кремів 355 KB
  Клінічна (лікарська) косметологія зазвичай має справу з окремими випадками, що нерідко вимагають грунтовного вивчення лікарем-косметологом фізіологічного стану пацієнта, у звязку з чим існує необхідність індивідуального підходу до рецептури деяких косметичних препаратів.
32684. ИНФОРМАТИКА В 11 КЛАССЕ. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ 5.49 MB
  Пособие содержит проекты уроков, описывающие цели обучения, тип урока, требования к знаниям и умениям учащихся, а также ссылки на программное и методическое обеспечение урока. Методические рекомендации к уроку содержат описание его этапов с указанием методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
32685. Особливості впливу послуг на рівень сервісу в готелі «Формула-Плюс» 930.5 KB
  Тенденції сучасного економічного розвитку характеризуються динамізмом зовнішнього середовища, загостренням конкурентної боротьби та змінами у площині потреб і мотивацій споживачів. Ринки стають все більш динамічними...
32686. Приемы экономического анализа 88.5 KB
  Экономический анализ широко используется для оценки финансовой деятельности предприятия как всемирно признанный инструмент обоснования хозяйственных решений в современных условиях. Экономический анализ предусматривает применение способов и приемов
32687. Прогноз развития производства молока в СПК «Нива» Уренского района Нижегородской области 357 KB
  Цель настоящего исследования – на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, изучить проблему планирования на предприятии, а в частности, рассчитать и проанализировать прогноз развития производства молока.
32688. История развития аудита 194.5 KB
  История развития аудита достаточно длинная и интересная. Впервые учет появляется еще в 5 тысячелетии до нашей эры. Тогда появляется своеобразная система учетов фактов всей хозяйственной жизни людей. Естественно, аудит тогда только зарождался, и учет проводился на примитивном уровне, но при этом он уже существовал.
32689. Проектування стрілочного переводу 1.16 MB
  проекті було виконано розрахунок вантажообороту та вагоноообороту та побудовані діаграми добового вантажообороту та вагонообороту; визначено розміри руху і розкладання передаточних потягів, розраховано норми часу на розформування та формування потягів, та час ходу потягів та маневрових пересувань
32690. Технології. Всі визначення для уроків 1.07 MB
  Аналіз існуючих виробів та визначення завдань проекту. Аналіз та компонування інформації для проекту. Загальні відомості про дизайн. Стадії дизайну об’єктів технологічної діяльності. Технологія створення дизайн-проекту.