62092

Отрасли экономики. Классификация профессий

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Воспитательная: Воспитывать толерантность по отношению друг к другу; Воспитывать уважительное отношение к труду людей; Образовательная: Ознакомить учащихся с отраслями экономики и классификаций профессий...

Русский

2014-06-04

212.75 KB

10 чел.

План-конспект урока "Отрасли экономики. Классификация профессий"

Цели урока:

Воспитательная:

  1.  Воспитывать толерантность по отношению друг к другу;
  2.  Воспитывать уважительное отношение к труду людей;

Образовательная:

  1.  Ознакомить учащихся с отраслями экономики и классификаций профессий;
  2.  Ознакомить учащихся с понятиями профессиограмма и профессиональная пригодность.

Развивающая:

  1.  Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  2.  Способствовать формированию представлений о многообразии профессий, развитию умения; анализировать профессиональную деятельность.
  3.  Развивать логическое мышление.

Методическое оснащение урока:

  1.  Слайды: “Типы профессий”, “Классы профессий”, “Группы профессий”, “Отделы профессий”; ДДО; Е.А.Климов.
  2.  Компьютер, карточки с заданиями
  3.  Учебник, рабочая тетрадь.

Методы обучения:

  1.  словесные (объяснение);
  2.  наглядные (использование компьютера);
  3.  практические (составление професиограммы и формулы профессий).

Ход урока

I. Организация урока

  1.  Проверка готовности учащихся к уроку.
  2.  Подготовка учащихся к восприятию материала урока.
  3.  Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение, подготовка к изучению новой темы

  1.  Раскройте содержание понятия «профессиональная карьера», «проф.выбор», «самоопределение», смысл и цель жизни.
  2.  Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа "карьеризм"). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это "определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни" (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)". Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.
  3.  Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), - "это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника", который может быть осуществлен "как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения" и "в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями". Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как "чередующиеся выборы").
  4.  Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
  5.  Жизненное самоопределение — осознание смысла и цели своей ЖИЗНИ.
  6.  Смысл жизни — осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего человек живет.
  7.  Цель жизни — осознание человеком конечных результатов своей жизнедеятельности. Цели могут быть близкими и далекими.
  8.  Назовите уровни проф.самоопределения. Охарактеризуйте их.
  9.  Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).
  10.  Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей.
  11.  Н.А. Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще «на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смыслажизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»
  12.  Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
  13.  П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливатьсобственную сущность».

III. Изучение нового материала

Большую роль в процессе профессионального самоопределения играет образ Я, который состоит из двух основных составляющих: Я реальное и Я идеальное.
      Я реальное содержит качества, которые у человека есть. Я идеальное, или Я-концепция, содержит качества, которые человек хотел бы иметь. Я-концепция представляет достаточно жесткую программу типов поведения и психологических состояний, сформированную у человека на основе моральных норм, принятых в обществе.

       Реальное Я постоянно сопоставляется с Я-концепцией. Различие между ними является источником самовоспитания.

      Выбирая профессию, каждый человек должен четко определить, каким ему нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет идти интенсивно и результативно. В случае несовпадения необходимо внести изменения в Я-концепцию либо отказаться от сделанного выбора.

       Так, если я считаю, что никогда не смогу стать достаточно сильным физически, то мне надо изменить мнение о себе и заняться физическим самосовершенствованием или отказаться от карьеры в спорте.

      Выбирая профессию, каждый человек должен четко определить, каким ему нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет идти интенсивно и результативно. В случае несовпадения необходимо внести изменения в Я-концепцию либо отказаться от сделанного выбора.

       Так, если я считаю, что никогда не смогу стать достаточно сильным физически, то мне надо изменить мнение о себе и заняться физическим самосовершенствованием или отказаться от карьеры в спорте.

Ситуация выбора профессии

При выборе профессии необходимо учитывать:

  1.  личностные желания, интересы и склонности — «хочу»;
  2.  личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья — «могу»;
  3.  потребности рынка труда в кадрах — «надо».

Ситуацию выбора можно представить с помощью схемы 51.

Схема 52. Кто (что) может оказать влияние на выбор профессии

Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).

Ошибки и затруднения при выборе профессии:

  1.  отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование;
  2.  предрассудок, когда некоторые профессии считаются недостойными;
  3.  выбор профессии за компанию, чтобы не отставать;
  4.  перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию;
  5.  увлечение только внешней стороной профессии;
  6.  отождествление школьного предмета с профессией;
  7.  устарелые представления о характере труда в сфере материального производства;
  8.  неумение разобраться в своих личных качествах;
  9.  незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
  10.  незнание основных действий и порядка решения задач при выборе профессии.

 Правила выбора профессии

  1.  Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии нужны в данном регионе.
  2.  С помощью учителей узнать о своих потенциальных возможностях (интересы, способности, темперамент, память, мышление, здоровье).
  3.  Избрать наиболее подходящую профессию.
  4.  Подробно изучить эту профессию.
  5.  Найти возможность попробовать практически свои силы в этой профессии.
  6.  Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами.
  7.  Получить первоначальную профессиональную подготовку в школе или УПК.
  8.  При затруднении выбора найти запасной вариант.
  9.  Выбрав профессию, быть настойчивым в достижении цели.

Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  1.  В чем суть данной профессии?
  2.  Чем конкретно занимается сотрудник?
  3.  В каких условиях происходит труд?
  4.  Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
  5.  Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
  6.  Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
  7.  На какие заработки можно рассчитывать?
  8.  Каковы возможности для карьерного роста?

http://prof.labor.ru/ - сайт интерактивных профессиограмм

Каждая профессиограмма включает следующие разделы:

  1.  Презентация профессии
  2.  Тип и класс профессии
  3.  Содержание деятельности
  4.  Требования к знаниям и умениям специалиста
  5.  Требования к индивидуальным особенностям специалиста
  6.  Условия труда
  7.  Медицинские противопоказания
  8.  Базовое образование
  9.  Пути получения профессии
  10.  Области применения профессии
  11.  Перспективы карьерного роста

Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. 

Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности (предмет труда). 

Класс профессии указывает на степень сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса: алгоритмический (исполнительский) и творческий (эвристический). 

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. 

Профессиональная ориентация - комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. 

Профессиональное самоопределение – выбор профессии человеком.

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик человека.

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских  и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность – учитель музыки, профессия – водитель, а специальность? ... правильно – водитель троллейбуса. Выбор профессии как вы уже убедились из предыдущих занятий довольно сложное и серьезное дело. Поэтому должна быть система. Так изучение химии облегчается гениальной периодической системой Менделеева, есть классификация растений и животных в биологии. А. Е. Климов предложил четырехъярусную обзорную классификацию профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.

Суть ее в следующем: слайд 1

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

1. “Человек – (живая) природа” (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.

Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

2. “Человек – техника (и неживая природа)” (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

3. “Человек – человек” (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

Существует ряд подтипов данного вида профессий:

  1.  профессии, связанные с управлением, руководством чьей-то деятельностью;
  2.  профессии, связанные с обучением и воспитанием людей;
  3.  профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей;
  4.  профессии, связанные с информационным обслуживанием людей;
  5.  профессии, связанные с творчеством;
  6.  профессии, связанные с производством;
  7.  профессии, связанные с исследованием, научным изучением чего-либо или кого-либо;
  8.  профессии, связанные с зашитой людей от враждебных действий;
  9.  профессии, связанные с контролем за людьми.

4 .“Человек – знаковая система” (Ч-Зн.) Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы схемы устная и письменная речь, ноты, химические и физические символы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

Этот виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.

5. “Человек – художественный образ” (Ч–X). Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность.

Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей труда: слайд 2

  1.  Гностические профессии (Г). (“гнозис” – знание) . Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку
  2.  Преобразующие профессии (П). . Цель – изготовить по образцу.
  3.  Изыскательные профессии (И). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий делятся на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда: слайд 3

  1.  Профессии ручного труда (Р) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.
  2.  Профессии машинно-ручного труда (М) с использованием машин с ручным и ножным управлением (м), пример: машинист, водитель;
  3.  Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А). пример: оператор персонального компьютера.
  4.  Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У): Слайд 4.

  1.  Работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, “комнатному” (Б), пример: бухгалтер, учитель и т.д.;
  2.  Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О), пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;
  3.  Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.) пример: водолазы, шахтеры и т.д.;
  4.  Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности (М), пример: инкассаторы, врачи.

Подведем итог. Слайд 5. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.

После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3–4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий.

С помощью введенных литер можно составить своеобразные формулы той или иной профессии. Такая формула в простейшем варианте может состоять из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий (важно не путать порядок позиций; так, литера (П) “Природа” в первой позиции означает тип “человек – природа”, а во второй – класс преобразующих профессий).

Например, профессия, предполагающая работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники с условиями труда, приближающимися к бытовым, будет иметь такую формулу – ЗПАБ. Ближе всего к этой формуле подходят профессии: оператор вычислительных, бухгалтер, телеграфист и т. д. (Приложение 3 карточки с заданиями)

Ведущий. Для примера составим формулу профессии “профессиональный боксер”.

Ч-Ч, пр, ф, мо.

Теперь работайте сами. Время работы – 10 минут.

Ну что же, перейдем к обсуждению ответов.

При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий. Всем спасибо!

V. Итоги  урока

Закрепление изученного материала.

Вопросы

- Опишите ситуацию выбора профессии.

- Почему следует изучать професиограммы?

- Что означает понятие профпригодность?

- Что означает понятие професиограмма?

- Приведите пример профессии относящейся типу Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-Х.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14508. Системы автоматизации принятия решений. САПР 866 KB
  Случайные события. Определение вероятности. Определить вероятность достоверного и невозможного события Случайное событие это любой факт который может появиться или не появиться при проведении данного опыта. При многократном повтор
14509. Базы данных. Основы современных баз данных 463.5 KB
  Основы современных баз данных Предметом курса являются системы управления базами данных СУБД. Основное назначение данного курса систематическое введение в идеи и методы используемые в современных реляционных системах управления базами данных. С начала развития вы
14510. Системы представления знаний 230.64 KB
  Лекция 2: Системы представления знаний Традиционно системы представления знаний СПЗ для ИС используют следующие основные виды моделей: фреймы сценарии исчисления предикатов системы продукций семантические сети нечеткие множества. Рассмотрим эти модели подробно. ...
14511. Экспертные системы. Классификация экспертных систем 81.89 KB
  Экспертные системы. В нашей стране современное состояние разработок в области экспертных систем можно охарактеризовать как стадию всевозрастающего интереса среди широких слоев экономистов финансистов преподавателей инженеров медиков психологов програм
14512. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЦЕХА 487 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ €œЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЦЕХА€ ВВЕДЕНИЕ Настоящие методические указания являются руководящими материалами для студентов приступающих к выполнению курсового проекта и знакомят их с объемом проектных ра
14513. ПРАВОСУБ’ЄКТНІСТЬ ЄВРОПЕЙСЬКОГО СОЮЗУ 18.7 KB
  Правосуб’єктність Європейського Союзу. Договір про ЄС раніше не містив спеціального положення що надавало Союзу правосуб’єктність в тому числі право мати права та обов’язки згідно з міжнародним публічним правом. Відповідно для реалізації завдань і повноважень Союзу...
14514. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 1.2 MB
  ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В учебном пособии рассматрены сущность и содержание теории управления и включает курс лекций задания на контрольные работы методические рекомендации рекомендации по выполнению курсового проекта краткий глоссарий основных терминов. Учебное
14515. Исследование разомкнутой линейной системы 202.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Исследование разомкнутой линейной системы Цели работы освоение методов анализа одномерной линейной непрерывной системы с помощью среды Matlab Задачи работы ввести модель системы в виде передаточной функции построить эквивал...
14516. Исследование разомкнутой линейной системы (краткие теоретические сведения) 326.5 KB
  Исследование САУ с помощью среды Matlab К. Поляков 2004-2005 Лабораторная работа № 1 Исследование разомкнутой линейной системы краткие теоретические сведения Модели линейных си...