62098

Овощи. Приготовление блюд из овощей. Питание и здоровье

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Обучающие О способствовать формированию и развитию умений и навыков по приготовлению блюд из вареных овощей; способствовать осознанию основного технологического материала...

Русский

2014-06-04

28.49 KB

3 чел.

Разработала:

учитель технологии

Лискова Ираида Борисовна

МБОУ

«Тойкинская средняя

общеобразовательная школа»

План-конспект урока технологии

Класс:.....5..(2 часа)...

Тема:

Овощи. Приготовление блюд из овощей.

Питание и здоровье.

Цель урока:

формировать умения приготовления салата.

Задачи урока:

 Обучающие (О) – способствовать формированию и развитию умений и                     навыков по приготовлению блюд из вареных овощей;

- способствовать осознанию основного технологического материала;

- способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

Развивающие (Р)способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

- способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений);

- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные (В) способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности;

- способствовать воспитанию культуры труда.

. Здоровье сберегающие

- Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

- формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов овощей.


Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, метод «мозгового штурма», метод образного видения.

Методы научения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.

Раздаточный материал: технологическая карты

Оборудование: ножи для фигурной нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей, дуршлаг для промывания сырых овощей, предметы для сервировки стола.

Тип занятия: комбинированный  

Форма занятия: урок путешествие

Продолжительность занятий: 40+40 минут

Оборудование урока: компьютер, проекционная система

Программное обеспечение урока: программа работы с мультимедиа  MS Power Point.

Методическое обеспечение урока:

  1.  Справочный материал; книга «Вкусные блюда на каждый день», Москва –Эксмо-2006. стр.49.; рабочая тетрадь «технология. Обслуживающий труд. Щ.А. Кожина, е,Н. Кудакова»-

План урока:

Структура урока

Время,

мин

Деятельность

учителя

учащихся

1.Организационный момент – ( мотивация на позитив)

5

Повторение пройденного материала.

7 мин.

7

  Ответьте на вопросы.

Отвечают

2. Мотивация и формирование интереса к уроку

2-3

- Добрый день! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.

 Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?

Рисуют

3. Актуализация знаний

2-3

Беседа.

Сообщение.

Вспоминают.

Отвечают
на вопросы

4. Постановка цели и задач урока

1

Сообщение цели урока

Восприятие

5. Формирование знаний учащихся

6-7

Объяснение

Демонстрация опыта.

Демонстрация компьютерной презентации

Восприятие.

Записи в тетради.

Выдвижение предположений.

Ответы на вопросы.

Наблюдение.

6. Первичная проверка усвоения знаний

2-3

Постановка вопросов

Осознание изученного. Ответы на вопросы

7. Выполнение практической работы

35

7.1. Объяснение выполнения задания

Вводный инструктаж: цель работы, ОРМ,ТБ, этапы работы

Восприятие

7.2. Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж (целевые обходы)

Заключительный
инструктаж

Выполнение задания

8. Подведение итогов занятия

10-12

8.1. Проверка усвоения знаний

Опрос

Ответы на вопросы

8.2. Рефлексия

Воспринимает ответы учащихся.

Проводит самооценку преподавания данной темы

Самооценка выполнения практической работы и занятия в целом. Сообщают о своих достижениях или неудачах, о том чему научились, что новое узнали

8.3. Анализ и оценка  работ учащихся

2-3

Пояснение типичных ошибок и причин их возникновения.

Выставление оценки за занятие (практическую работу)

Восприятие

8.4. Объяснение домашнего задания

1-2

Сообщение

Запись

План и ход урока:

1.организационный момент – ( мотивация на позитив)

 а)   -  Добрый день! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.

 Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?

 

- Сегодня мы  с вами отправимся в необычное  путешествие в  сказочную страну кулинария. (Слайд)

 Но чтобы нам попасть  в сказочную страну необходимо ответить на следующие вопросы.

2.Повторение:

 2.1 Ответьте на вопросы.(слайд)

  1.  Как называется помещение, где готовят пищу? ( кухня)
  2.  Какие питательные вещества необходимы для организма человека? (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.)
  3.  В чем заключается роль витаминов для организма человека? (способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.)
  4.  Какой витамин называют витамином роста? ( витамин А)
  5.  В каких продуктах содержатся много витамина С?

(капуста, лимон, черная смородина, шиповник, лук и чеснок).

(Слайд «добро пожаловать!»)

     2.2. Отгадай кроссворд: (слайд)

-Чтобы попасть в сказочный город Салатаград необходимо открыть кодовый  замок, где зашифровано  кодовое слово. Для этого необходимо отгадать загадки.   (  свекла, капуста, лук, репа, тыква)

  1.  Перечислите овощи, которые вы часто употребляете в пищу.

3.Изучение нового материала:

3.1 Овощи, фрукты и ягоды содержат незначительное количество белков, являясь преимущественно носителями витаминов, минеральных веществ и растительных волокон.

Овощи обладают способностью стимулировать деятельность слюнных желез. Поэтому они широко используются для приготовления холодных закусок-салатов.

 Основное назначение салатов - улучшать аппетит, способствовать выделению желудочного сока и усвоению пищи. Вот почему салаты предваряют трапезу и являются весьма важными и необходимыми блюдами. При этом они должны быть не только вкусными, но и красиво оформленными, ибо всегда нужно помнить, что глаза помогают есть.

-Что называется салатом? ( учащиеся должны дать определение из рассказа учителя)

3.2.Салаты из овощей – вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе. Их делают из сырых и вареных овощей.

 Современный словарь толкует слово «салат » как блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде. Таким образом, подчеркивается две характерные особенности блюдо:

  1.  -мелко нарезанные блюда
  2.  -холодные блюда.

Считается, что повар может испортить кашу, но салат - никогда.  

Народная итальянская мудрость гласит: салат должны готовить четыре повара. - повар-скупец приправит салат уксусом, повар-философ - добавит соль, повар-мот - масло, а повар-художник - оформит блюдо. Вот эти четыре шутливые заповеди желательно бы знать каждому, кто приступает к приготовлению салата, будь то для праздничного или для будничного стола.

3.3.Первичная обработка овощей. (слайд)

Первичная обработка заключается в переборке, сортировке, мойке, очистке, промывании и нарезке. ( слайд)

 НАРЕЗКА: одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам           красивый вид.

  1.  брусочки и кубики- для приготовления овощных супов, рагу из овощей;
  2.  кубики и ломтики- для приготовления сборного овощного салата, ломтиками овощи нарезают и для винегрета.
  3.  соломка, кружочки, кольца – для приготовления закусок, салатов.

3.4. Приспособления используемые для нарезки овощей. (слайд)

  1.  Овощерезка
  2.  Яйцерезка
  3.  Ломтерезка терка.

3.5.Заправка салата. (слайд)

  1.  Сметана          
  2.   растительное масло  
  3.   майонез

3.6. Оформление салата: (слайд)

Оформляют салаты  сначала уложив в салатник, украшают зеленью или продуктами входящими в состав салата.

(Учащиеся  составляют свой вариант определения  термина «салат») ( слайд)

3.6 .Чтобы витамин С не разрушался, нужно ( слайд)

  1.  Очищать и нарезать овощи ножом из нержавеющей стали.
  2.  При очистке овощей снимать тонкий слой кожуры.

                   3.Очищенные овощи не держать долго в воде.

 3.6.Правила составления салата.( слайд)

1.Продукты, использованные в салатах, должны быть совместимы во вкусовом отношении.

2. Каждому салату соответствует своя заправка.

3 .Овощные салаты очень чувствительны к соли:

 От крепкого посола зелень быстро жухнет, она теряет не только свежий вид, но и вкус.

4.Салат должен быть сочным - это основное его достоинство.

3.7. Требования к качеству салатов.( слайд)

  1.  Нарезка овощей должна быть одинаковой и соответствовать виду салата.
  2.  Зелень, используемая для салата, не должна быть вялой, пожелтевшей или потемневшей.
  3.  Вкус, запах и цвет овощей должны соответствовать овощам, входящих в состав салата.
  4.  Срок хранения незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, заправленные- не более 6 часов.

3.8. Санитарно- гигиенические требования:

  1.  Необходимо готовить пищу в специальной одежде. Руки должны быть тщательно вымыты с мылом, ногти коротко острижены, волосы убраны под косынку.
  2.  Если овощи не подвергаются тепловой обработке, после мытья их ополаскивают кипяченой водой, чтобы на поверхности не осталось микробов.
  3.  Нарезку сырых и варенных овощей надо производить на разных разделочных досках.
  4.  II. Вводный инструктаж.
  5.  демонстрация положение рук и ножа при нарезки овощей .
  6.  использование приспособлений- овощерезки, яйцерезки, терки. Приемы безопасной работы с данными приспособлениями.
  7.  организация рабочего места для нарезки овощей .

III. Практическая работа-

(слово  бригадирам: о готовности бригады и наличии продуктов для практической работы;

санитарам: о санитарном состоянии учащихся бригады и  их готовности   к кулинарным работам.)

1)) текущий инструктаж.

 Заострить внимание учащихся на охране труда (соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания), организации рабочего места, мытье посуды

 2)приготовление салатов из овощей .( работа с помощью технологических карт ).

. а)-обратить внимание на оформление салата в каждой бригаде.
б)защита  блюд:  реклама, название.

3)Сервировка стола.

IV. Дегустация. 

Вопрос классу:- Какие правила необходимо соблюдать  при приеме пищи?

- ( необходимо обратить внимание учащихся на правила столового этикета – умение держать себя за столом и правильно пользоваться приборами)

  1.  Уборка  рабочего места и кухни.

VI. Закрепление:

 «Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,                                                                

 Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг,

 Лишь коснешься ты земли-

 Дать ответ мне разреши!»

( ромашка – подходят срывают лепесточки ромашки- лепесточков столько, сколько учениц в классе. , читают вопрос и отвечают)

Вопросы:

Из каких продуктов готовят салаты?

Чем отличается салат от винегрета?

Почему при приготовления салата из сырых овощей их моют кипяченной водой?

Какие виды нарезок вы использовали при приготовления вашего салата?

Почему при очистке овощей снимают тонкий слой кожуры?

Почему нельзя держать овощи долго в воде?( см. приложении)

2.  Задание: Определите последовательность механической обработки овощей, обозначая этапы работы.

Очистка- ____;  сортировка- _____;  нарезка- _____;  переборка- ______;

промывка - ____; мойка- _____;

Например: очистка-3   переборка-?...

VII.Домашнее задание:

6.1. Приготовить салат,  вымыть посуду (заполнить отзывы родных, высказанные относительно выполненных работ).

6.2. творческое задание – составить кроссворд или анаграмму по данной теме.

VIII. Итог урока.  Рефлекция

-Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

-Нарисуйте у себя в тетрадях символ вашего настроения в конце урока. (слайд №2)

 

(Ответы учащихся должны строиться на основе слов:

 « Мне понравилось…

 Я научилась……

Мне запомнилось….

Мне пригодится……»)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79414. Категория «личность» в системе наук. Междисциплинарный статус проблемы 26.59 KB
  Междисциплинарный статус проблемы Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов относящихся к предмету психологического изучения личности. Многогранность феноменологии личности отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни превращает исходный вопрос любого познания вопрос об...
79415. Проблемы, связанные с изучением личности. Общие представление о личности в психологии 31.43 KB
  Общие представление о личности в психологии Слово личность в английском языке происходит от латинского person. Таким образом с самого начала в понятие личность был включен внешний поверхностный социальный образ который индивидуальность принимает когда играет определенные жизненные роли некая личина общественное лицо обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния умения вести себя в обществе популярности физической...
79416. Процессы планирования. Планирование ресурсов проекта 50.09 KB
  Планирование ресурсов проекта. Стандарты на процесс проектирования ПО: ограничения налагаемые на применяемые методы проектирования например распределение ресурсов использование прерываний и структур управляемых событиями использование динамических задач повторный вход использование глобальных данных механизм обработки исключительных ситуаций и обоснования для их использования; Спецификация системы подсистемы: должны быть описаны требования к ресурсам вычислителя к аппаратуре коэффициенту использования ресурсов аппаратуры ПО...
79417. Стратегии и методы проектирования информационных систем 41.51 KB
  Данный подход рекомендуется для организаций с узкоспецифическими требованиями не нуждающихся в общем совершенствовании процессов. Нисходящий подход проектирования Сверхувниз подразумевает собой разработку универсальной системы удовлетворяющей потребности нескольких предприятий. Данный подход рекомендуется для относительно зрелых организаций с устоявшимися бизнеспроцессами которые стремятся вложить все необходимые ресурсы в законченный продукт.
79418. Анализ объекта автоматизации. Методологии анализа 137 KB
  Функциональные модели удобны, когда производится автоматизация производства с хорошо описанным производственным циклом. Модель показывает управление объектом автоматизации. В данных моделях выделяем функции у объектов, основные связи между функциями, формальные ресурсы для функций, входы и выходы у функций
79419. Анализ объекта автоматизации. Инструментальные средства поддержки процессов анализа 44.84 KB
  Бесплатная версия программы поддерживает только базовые типы диаграмм, не имеет многопользовательской поддержки, не использует базу данных
79420. Процессы проектирования. Проектирование системной архитектуры 36.81 KB
  Системная архитектура или общая архитектура системы указывает состав технических объектов программных средств ручных операций; указываются требования системы между объектами. Компоненты должны быть разделены на модули системы подсистемы и т. Необходимо документально оформить привязку системных элементов архитектуры к требованиям системы.
79421. Процессы проектирования. Методики описания системной архитектуры 94.71 KB
  Методики описания системной архитектуры. IEEE 1471 IEEE 1471 Рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем. В нем излагается концепция отношений между архитектурой описанием архитектуры заинтересованными сторонами соображениями точками зрений разрезами представлениями и моделями а также подход к работе с ними. См подробное описание ссылка Модель Захмана Модель Захмана основана на дисциплине классической архитектуры и обеспечивает общий словарь и набор перспектив или структур для описания современных сложных...
79422. Процессы проектирования. Архитектурные стили и шаблоны проектирования 80.97 KB
  Шаблон проверяют на: Целостность и непротиворечивость Конструкция полностью покрывает заявленные требования к функционалу Устойчивость и производительность Два подхода проектирования: От общих функций к реализации От частного к общему Архитектурные стили Репозиторий: Описание Все совместно используемые подсистемами данные хранятся в центральной базе данных доступной всем подсистемам. Рекомендации Логично использовать если система обрабатывает большие объёмы данных. Преимущества Совместное использование больших объёмов данных эффективно...