62098

Овощи. Приготовление блюд из овощей. Питание и здоровье

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Обучающие О способствовать формированию и развитию умений и навыков по приготовлению блюд из вареных овощей; способствовать осознанию основного технологического материала...

Русский

2014-06-04

28.49 KB

2 чел.

Разработала:

учитель технологии

Лискова Ираида Борисовна

МБОУ

«Тойкинская средняя

общеобразовательная школа»

План-конспект урока технологии

Класс:.....5..(2 часа)...

Тема:

Овощи. Приготовление блюд из овощей.

Питание и здоровье.

Цель урока:

формировать умения приготовления салата.

Задачи урока:

 Обучающие (О) – способствовать формированию и развитию умений и                     навыков по приготовлению блюд из вареных овощей;

- способствовать осознанию основного технологического материала;

- способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

Развивающие (Р)способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

- способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений);

- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные (В) способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности;

- способствовать воспитанию культуры труда.

. Здоровье сберегающие

- Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

- формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов овощей.


Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, метод «мозгового штурма», метод образного видения.

Методы научения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.

Раздаточный материал: технологическая карты

Оборудование: ножи для фигурной нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей, дуршлаг для промывания сырых овощей, предметы для сервировки стола.

Тип занятия: комбинированный  

Форма занятия: урок путешествие

Продолжительность занятий: 40+40 минут

Оборудование урока: компьютер, проекционная система

Программное обеспечение урока: программа работы с мультимедиа  MS Power Point.

Методическое обеспечение урока:

  1.  Справочный материал; книга «Вкусные блюда на каждый день», Москва –Эксмо-2006. стр.49.; рабочая тетрадь «технология. Обслуживающий труд. Щ.А. Кожина, е,Н. Кудакова»-

План урока:

Структура урока

Время,

мин

Деятельность

учителя

учащихся

1.Организационный момент – ( мотивация на позитив)

5

Повторение пройденного материала.

7 мин.

7

  Ответьте на вопросы.

Отвечают

2. Мотивация и формирование интереса к уроку

2-3

- Добрый день! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.

 Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?

Рисуют

3. Актуализация знаний

2-3

Беседа.

Сообщение.

Вспоминают.

Отвечают
на вопросы

4. Постановка цели и задач урока

1

Сообщение цели урока

Восприятие

5. Формирование знаний учащихся

6-7

Объяснение

Демонстрация опыта.

Демонстрация компьютерной презентации

Восприятие.

Записи в тетради.

Выдвижение предположений.

Ответы на вопросы.

Наблюдение.

6. Первичная проверка усвоения знаний

2-3

Постановка вопросов

Осознание изученного. Ответы на вопросы

7. Выполнение практической работы

35

7.1. Объяснение выполнения задания

Вводный инструктаж: цель работы, ОРМ,ТБ, этапы работы

Восприятие

7.2. Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж (целевые обходы)

Заключительный
инструктаж

Выполнение задания

8. Подведение итогов занятия

10-12

8.1. Проверка усвоения знаний

Опрос

Ответы на вопросы

8.2. Рефлексия

Воспринимает ответы учащихся.

Проводит самооценку преподавания данной темы

Самооценка выполнения практической работы и занятия в целом. Сообщают о своих достижениях или неудачах, о том чему научились, что новое узнали

8.3. Анализ и оценка  работ учащихся

2-3

Пояснение типичных ошибок и причин их возникновения.

Выставление оценки за занятие (практическую работу)

Восприятие

8.4. Объяснение домашнего задания

1-2

Сообщение

Запись

План и ход урока:

1.организационный момент – ( мотивация на позитив)

 а)   -  Добрый день! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.

 Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?

 

- Сегодня мы  с вами отправимся в необычное  путешествие в  сказочную страну кулинария. (Слайд)

 Но чтобы нам попасть  в сказочную страну необходимо ответить на следующие вопросы.

2.Повторение:

 2.1 Ответьте на вопросы.(слайд)

  1.  Как называется помещение, где готовят пищу? ( кухня)
  2.  Какие питательные вещества необходимы для организма человека? (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.)
  3.  В чем заключается роль витаминов для организма человека? (способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.)
  4.  Какой витамин называют витамином роста? ( витамин А)
  5.  В каких продуктах содержатся много витамина С?

(капуста, лимон, черная смородина, шиповник, лук и чеснок).

(Слайд «добро пожаловать!»)

     2.2. Отгадай кроссворд: (слайд)

-Чтобы попасть в сказочный город Салатаград необходимо открыть кодовый  замок, где зашифровано  кодовое слово. Для этого необходимо отгадать загадки.   (  свекла, капуста, лук, репа, тыква)

  1.  Перечислите овощи, которые вы часто употребляете в пищу.

3.Изучение нового материала:

3.1 Овощи, фрукты и ягоды содержат незначительное количество белков, являясь преимущественно носителями витаминов, минеральных веществ и растительных волокон.

Овощи обладают способностью стимулировать деятельность слюнных желез. Поэтому они широко используются для приготовления холодных закусок-салатов.

 Основное назначение салатов - улучшать аппетит, способствовать выделению желудочного сока и усвоению пищи. Вот почему салаты предваряют трапезу и являются весьма важными и необходимыми блюдами. При этом они должны быть не только вкусными, но и красиво оформленными, ибо всегда нужно помнить, что глаза помогают есть.

-Что называется салатом? ( учащиеся должны дать определение из рассказа учителя)

3.2.Салаты из овощей – вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе. Их делают из сырых и вареных овощей.

 Современный словарь толкует слово «салат » как блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде. Таким образом, подчеркивается две характерные особенности блюдо:

  1.  -мелко нарезанные блюда
  2.  -холодные блюда.

Считается, что повар может испортить кашу, но салат - никогда.  

Народная итальянская мудрость гласит: салат должны готовить четыре повара. - повар-скупец приправит салат уксусом, повар-философ - добавит соль, повар-мот - масло, а повар-художник - оформит блюдо. Вот эти четыре шутливые заповеди желательно бы знать каждому, кто приступает к приготовлению салата, будь то для праздничного или для будничного стола.

3.3.Первичная обработка овощей. (слайд)

Первичная обработка заключается в переборке, сортировке, мойке, очистке, промывании и нарезке. ( слайд)

 НАРЕЗКА: одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам           красивый вид.

  1.  брусочки и кубики- для приготовления овощных супов, рагу из овощей;
  2.  кубики и ломтики- для приготовления сборного овощного салата, ломтиками овощи нарезают и для винегрета.
  3.  соломка, кружочки, кольца – для приготовления закусок, салатов.

3.4. Приспособления используемые для нарезки овощей. (слайд)

  1.  Овощерезка
  2.  Яйцерезка
  3.  Ломтерезка терка.

3.5.Заправка салата. (слайд)

  1.  Сметана          
  2.   растительное масло  
  3.   майонез

3.6. Оформление салата: (слайд)

Оформляют салаты  сначала уложив в салатник, украшают зеленью или продуктами входящими в состав салата.

(Учащиеся  составляют свой вариант определения  термина «салат») ( слайд)

3.6 .Чтобы витамин С не разрушался, нужно ( слайд)

  1.  Очищать и нарезать овощи ножом из нержавеющей стали.
  2.  При очистке овощей снимать тонкий слой кожуры.

                   3.Очищенные овощи не держать долго в воде.

 3.6.Правила составления салата.( слайд)

1.Продукты, использованные в салатах, должны быть совместимы во вкусовом отношении.

2. Каждому салату соответствует своя заправка.

3 .Овощные салаты очень чувствительны к соли:

 От крепкого посола зелень быстро жухнет, она теряет не только свежий вид, но и вкус.

4.Салат должен быть сочным - это основное его достоинство.

3.7. Требования к качеству салатов.( слайд)

  1.  Нарезка овощей должна быть одинаковой и соответствовать виду салата.
  2.  Зелень, используемая для салата, не должна быть вялой, пожелтевшей или потемневшей.
  3.  Вкус, запах и цвет овощей должны соответствовать овощам, входящих в состав салата.
  4.  Срок хранения незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, заправленные- не более 6 часов.

3.8. Санитарно- гигиенические требования:

  1.  Необходимо готовить пищу в специальной одежде. Руки должны быть тщательно вымыты с мылом, ногти коротко острижены, волосы убраны под косынку.
  2.  Если овощи не подвергаются тепловой обработке, после мытья их ополаскивают кипяченой водой, чтобы на поверхности не осталось микробов.
  3.  Нарезку сырых и варенных овощей надо производить на разных разделочных досках.
  4.  II. Вводный инструктаж.
  5.  демонстрация положение рук и ножа при нарезки овощей .
  6.  использование приспособлений- овощерезки, яйцерезки, терки. Приемы безопасной работы с данными приспособлениями.
  7.  организация рабочего места для нарезки овощей .

III. Практическая работа-

(слово  бригадирам: о готовности бригады и наличии продуктов для практической работы;

санитарам: о санитарном состоянии учащихся бригады и  их готовности   к кулинарным работам.)

1)) текущий инструктаж.

 Заострить внимание учащихся на охране труда (соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания), организации рабочего места, мытье посуды

 2)приготовление салатов из овощей .( работа с помощью технологических карт ).

. а)-обратить внимание на оформление салата в каждой бригаде.
б)защита  блюд:  реклама, название.

3)Сервировка стола.

IV. Дегустация. 

Вопрос классу:- Какие правила необходимо соблюдать  при приеме пищи?

- ( необходимо обратить внимание учащихся на правила столового этикета – умение держать себя за столом и правильно пользоваться приборами)

  1.  Уборка  рабочего места и кухни.

VI. Закрепление:

 «Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,                                                                

 Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг,

 Лишь коснешься ты земли-

 Дать ответ мне разреши!»

( ромашка – подходят срывают лепесточки ромашки- лепесточков столько, сколько учениц в классе. , читают вопрос и отвечают)

Вопросы:

Из каких продуктов готовят салаты?

Чем отличается салат от винегрета?

Почему при приготовления салата из сырых овощей их моют кипяченной водой?

Какие виды нарезок вы использовали при приготовления вашего салата?

Почему при очистке овощей снимают тонкий слой кожуры?

Почему нельзя держать овощи долго в воде?( см. приложении)

2.  Задание: Определите последовательность механической обработки овощей, обозначая этапы работы.

Очистка- ____;  сортировка- _____;  нарезка- _____;  переборка- ______;

промывка - ____; мойка- _____;

Например: очистка-3   переборка-?...

VII.Домашнее задание:

6.1. Приготовить салат,  вымыть посуду (заполнить отзывы родных, высказанные относительно выполненных работ).

6.2. творческое задание – составить кроссворд или анаграмму по данной теме.

VIII. Итог урока.  Рефлекция

-Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

-Нарисуйте у себя в тетрадях символ вашего настроения в конце урока. (слайд №2)

 

(Ответы учащихся должны строиться на основе слов:

 « Мне понравилось…

 Я научилась……

Мне запомнилось….

Мне пригодится……»)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81676. Типология литературной критики с точки зрения идеологической основы, принципиальных позиций анализа и оценки литературного произведения 36.18 KB
  Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к своей почве к народным национальным началам. Достоевского. пример: Статья Михайловскогомарксистская редактора Отечественных записок против Достоевского Жестокий талант 1882 выглядит ясной по мысли политической позиции хотя и односторонней по выводам. Он чутко уловил в 1902 году что звезда Достоевского повидимому вновь загорается.
81678. Особенности развития литературной критики в эпоху классицизма. Принципы критики, изложенные М.В. Ломоносовым в статье «Об обязанностях журналиста» 33.33 KB
  Для критика постыдны небрежность невежество поспешность стремление красть у коголибо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе. Обязанность журналов состоит в том чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений иногда с добавлением справедливого суждения либо по существу дела либо о некоторых подробностях выполнения. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику который хотел бы...
81679. Критика просветительского реализма. Критическая деятельность А.Н.Радищева, Н.И.Новикова,И.А.Крылова,В.И.Лукина и др.Н.И.Новиков как создатель 1й рус.литерат.энциклопедии «Опыт исторического словаря о российских писателях» 34.82 KB
  Оживление журнальной и книгоиздательской деятельности во многом изменили характер и проблематику литературно-критических споров: от обсуждения вопросов версификации выдержанности жанрового канона стилевых и грамматических норм критики обращаются к постановке более широкого круга проблем: подражательности и самобытности литературы природы писательского таланта роли отдельных жанров в современном литературном процессе назначения сатиры исторического пути развития отечественной словесности и др. Развитию литературной критики способствовал...
81680. Сентименталистская критика. Типологический анализ литературно-критических статей Н.М.Карамзина («Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?», предисловие к переводу «Юлия Цезаря» Шекспира, «Пантеон российских авторов» и др.) 37.9 KB
  Пересматривая представление о подчиненности индивидуальной сферы жизни государственному бытию свойственное эпохе классицизма сентименталисты отстаивали приоритет жизни частной подчеркивали внесословную ценность личности нельзя не вспомнить карамзинское: И крестьянки любить умеют. В произведениях русских писателейсентименталистов Н М Карамзина П. Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентиментализма был основатель этого литературного направления в России Николаи Михайлович Карамзин 1766 1826. Многогранная деятельность...
81681. Развитие журналистики как стимул развития русской критики 18в.(проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания). «Московский журнал» Н.М.Карамзина 32.38 KB
  проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания. Московский журнал Н. Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на достаточно высокой ступени социального развития.
81682. Біологічне, психічне і соціальне в людині 25.58 KB
  Тобто людина є біологічним творінням. Однак як і будьякий біологічний вид людина характеризується певною сукупністю видових ознак. Кожна людина унікальна неповторна своєрідна в практичній діяльності.
81683. Взаємодія свободи і необхідності в житті людини 27.07 KB
  Природа та класифікація цінностей За традиційною класифікацією цінності поділяють на матеріальні цінності які існують у формі речей одяг продукти харчування техніка храм картина і духовні моральні релігійні художні політичні та ін. Їх також не можна однозначно кваліфікувати як матеріальні чи духовні цінності. При цьому матеріальними цінностями їх іноді називають благами вважають економічні технічні і вітальні стан здоров\'я екології цінності які задовольняють тілесне буття людини а духовними релігійні святість...
81684. Функціональний аспект цінностей 24.82 KB
  Загалом цінності виконують такі функції. Зясовуючи що є добро прекрасне істина справедливість тощо цінності конституюють сенс людського життя утворюють його духовну основу. У житті людини і суспільства цінності визначають напрями зразки діяльності.