62099

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Воспитательная: Воспитывать толерантность по отношению друг к другу; Воспитывать уважительное отношение к труду людей; Образовательная: Познакомить учащихся с внутренним миром человека и его составляющими...

Русский

2014-06-04

214.46 KB

100 чел.

План-конспект урока «Внутренний мир человека и проф.самоопределение»

Цели урока:

Воспитательная:

  1.  Воспитывать толерантность по отношению друг к другу;
  2.  Воспитывать уважительное отношение к труду людей;

Образовательная:

  1.  Познакомить учащихся с внутренним миром человека и его составляющими;
  2.  Выявить связь между внутренним миром человека и проф.самоопределением;

Развивающая:

  1.  Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к процессу познания содержания предмета;
  2.  Способствовать формированию представлений о многообразии профессий, развитию умения анализировать свой внутренний мир и потребности, будущую профессиональную деятельность.
  3.  Развивать логическое мышление.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Методическое оснащение урока:

  1.  Слайды
  2.  Компьютер
  3.  Учебник, рабочая тетрадь.

Методы обучения:

  1.  словесные (объяснение);
  2.  наглядные (использование компьютера);
  3.  практические (определение уровня самооценки).

План урока:

  1.  Проверка готовности к уроку (1 мин.)
  2.  Повторение изученного материала (2 мин.)
  3.  Сообщение темы и целей урока (2 мин.)
  4.  Изучение нового материала (15 мин.)
  5.  Первичное закрепление изученного материала – выполнение заданий (10 мин.)
  6.  Подведение итогов урока (5 мин.)
  7.  Домашнее задание (5 мин.)

Ход урока

  1.  Проверка готовности к уроку (1 мин.)
  2.  Повторение изученного материала (2 мин.)

- Раскройте содержание понятия «профессиограмма», «профессия», «проф.пригодность».

Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. 

Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональное развитие личности - процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения; результат профессионально-технического образования.

Профессиональное самоопределение - активный и длительный процесс и результат выбора профессий; начальный этап профессионального и существенная сторона общего развития личности; психологический критерий и фактор успешности первого этапа профессионального и общего развития; способ самореализации и составная часть жизненного самоопределения.

- Перечислите типы профессий по признаку деятельности человека, по целям труда, по средсвам труда, по условиям труда.

  1.  Сообщение темы и целей урока (2 мин.)

- Тема урока «Внутренний мир человека и проф.самоопределение». Цель урока – рассмотреть понятия внутренний мир и проф. самоопределение.

  1.  Изучение нового материала (15 мин.)

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека

• Познание — потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

• Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

• Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение. Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Пути формирования мировоззрения — стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нём выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессимистическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

— обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

— религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

— научное — теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Большую роль в процессе профессионального самоопределения играет образ Я, который состоит из двух основных составляющих: Я реальное и Я идеальное.

 Я реальное содержит качества, которые у человека есть. Я идеальное, или Я-концепция, содержит качества, которые человек хотел бы иметь. Я-концепция представляет достаточно жесткую программу типов поведения и психологических состояний, сформированную у человека на основе моральных норм, принятых в обществе.

Реальное Я постоянно сопоставляется с Я-концепцией. Различие между ними является источником самовоспитания.

Выбирая профессию, каждый человек должен четко определить, каким ему нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет идти интенсивно и результативно. В случае несовпадения необходимо внести изменения в Я-концепцию либо отказаться от сделанного выбора.

Так, если я считаю, что никогда не смогу стать достаточно сильным физически, то мне надо изменить мнение о себе и заняться физическим самосовершенствованием или отказаться от карьеры в спорте.

Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Жизненное самоопределение — осознание смысла и цели своей ЖИЗНИ.

Смысл жизни — осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего человек живет.

Цель жизни — осознание человеком конечных результатов своей жизнедеятельности. Цели могут быть близкими и далекими.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей;

самооценка адекватная - это объективный анализ личностных качеств, способностей, поведения, внешнего облика;

самооценка завышенная - предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и других качеств;

cамооценка заниженная - предполагает недооценивание самого себя: своих успехов, знаний и других качеств.

Ситуация выбора профессии. При выборе профессии необходимо учитывать:

  1.  личностные желания, интересы и склонности — «хочу»;
  2.  личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья — «могу»;
  3.  потребности рынка труда в кадрах — «надо».

Ситуацию выбора можно представить с помощью схемы 51.

Схема 52. Кто (что) может оказать влияние на выбор профессии

Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).

Ошибки и затруднения при выборе профессии:

  1.  отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование;
  2.  предрассудок, когда некоторые профессии считаются недостойными;
  3.  выбор профессии за компанию, чтобы не отставать;
  4.  перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию;
  5.  увлечение только внешней стороной профессии;
  6.  отождествление школьного предмета с профессией;
  7.  устарелые представления о характере труда в сфере материального производства;
  8.  неумение разобраться в своих личных качествах;
  9.  незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
  10.  незнание основных действий и порядка решения задач при выборе профессии.

 Правила выбора профессии

  1.  Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии нужны в данном регионе.
  2.  С помощью учителей узнать о своих потенциальных возможностях (интересы, способности, темперамент, память, мышление, здоровье).
  3.  Избрать наиболее подходящую профессию.
  4.  Подробно изучить эту профессию.
  5.  Найти возможность попробовать практически свои силы в этой профессии.
  6.  Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами.
  7.  Получить первоначальную профессиональную подготовку в школе или УПК.
  8.  При затруднении выбора найти запасной вариант.
  9.  Выбрав профессию, быть настойчивым в достижении цели.

5. Первичное закрепление изученного материала – выполнение заданий (10 мин.)

- А теперь определим уровень вашей самооценки.

Определение уровня самооценки

Задание 1

Определите уровень своей самооценки.

На листе бумаги выпишите в два столбца определения черт характера, которые предложены вам ниже, распределив их под рубриками: «Мой идеал» и «Мой антиидеал»:

Мой идеал

Мой антиидеал

Аккуратность Беспечность Вдумчивость

Вспыльчивость Восприимчивость Гордость

Грубость Жизнерадостность Застенчивость

Заботливость Завистливость Изысканность

Злопамятство Искренность Медлительность

Капризность Легковерие Мстительность

Мечтательность Мнительность Непринужденность

Настойчивость Нежность Несдержанность

Нервозность Нерешительность. Осторожность

Обаяние Обидчивость Подвижность

Отзывчивость Педантичность Поэтичность

Подозрительность Принципиальность Развязность

Презрительность Радушие Самозабвение

Рассудительность Решительность Стыдливость

Сдержанность Сострадание Увлеченность

Терпеливость Трусость Холодность

Упорство Уступчивость Энтузиазм

  1.  Отметьте знаком «+» те черты характера, которые присущи, на ваш взгляд, вам. После этого количество знаков «+» разделите на количество записанных слов в каждом столбце и вычислите коэффициент самооценки.
  2.  По таблице определите характер своей самооценки.

Мой идеал

Мой антиидеал

Коэффициент

Самооценка

Коэффициент

Самооценка

0,0-0,3

0,4-0,6

0,7-1,0

Заниженная Нормальная Завышенная

0,0-0,3

0,4-0,6

0,7-1,0

Завышенная

Нормальная

Заниженная

Задание 2 (Д/з)

Сравнив результаты определения самооценки с оценкой других знающих вас людей, определите особенности своего характера.

Задание 3 (Д/з)

Нарисуйте в тетради лестницу (количество ступенек в ней не должно быть меньше 10). На самой верхней ступеньке нарисуйте знак «+», а на нижней — знак «—». Это будет ваша шкала, на которой вы должны схематически нарисовать себя. Обоснуйте ваше решение, перечислите ваши самые главные достоинства и недостатки.

Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Вот несколько советов, которые помогут вам не переступить порог заниженной самооценки (каждому раздается памятка).

  1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти.
  2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.
  3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным “спасибо”. Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: “да ничего особенного”, вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу.
  4. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.
  5. Сформируйте список ваших положительных качеств и почаще к нему обращайтесь!

6. Подведение итогов урока (5 мин.)

- Опишите ситуацию выбора профессии.

- Что означает понятие самооценка? Какие ее виды вы знаете?

7. Домашнее задание (5 мин.)

Упражнение ”Я в лучах солнца”. Переверните памятки, нарисуйте солнце, в центре круга напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков.


Следите за Вашей речью. Она показатель того, что Вас наполняет… С сайта http://www.inpearls.ru/

В давние времена был в поле волшебный колодец. Подходил к нему человек, опускал ведро, вытаскивал, а в ведре оказывалось то, что было у него на сердце.

Сначала люди черпали из колодца любовь, добро, нежность. У кого что было — у того еще прибавлялось. Но потом что-то случилось в мире: люди стали все чаще зачерпывать из колодца зло, зависть, ненависть. И решили они, что колодец испортился. И засыпали колодец. Ведь колодец засыпать легче, чем сердце свое очистить, правда?

С сайта http://www.inpearls.ru/

Если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него не влил.

С сайта http://www.inpearls.ru/

Женщина внешне настолько хороша, насколько ей это позволяет ее внутренний мир…

С сайта http://www.inpearls.ru/

То, что осталось позади нас, и то, что ждет нас впереди, имеет очень малое значение в сравнении с тем, что находится у нас внутри.

С сайта http://www.inpearls.ru/

Короткая мудрая притча

Ученик пришел однажды к своему старцу и спросил:

— Как мне научится прощать, Учитель?

— Никогда не суди других, и тебе никогда не придется прощать. С сайта http://www.inpearls.ru/

Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий. С сайта http://www.inpearls.ru/

Если душа нараспашку, да еще и рот не закрывается… — при таком сквозняке, беспорядок во внутреннем мире обеспечен! С сайта http://www.inpearls.ru/

Я не верю в богатый внутренний мир запущенного человека, точно так же, как не верю, что существо с накладными прядями и раздутыми, как лепёшки, губами имеет развитый интеллект.
С сайта
http://www.inpearls.ru/ Эвелина Хромченко


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16879. Могли ли обезьяны напечатать 23-ий Псалом 93.5 KB
  Могли ли обезьяны напечатать 23ий Псалом Рассел Григ 30 июня 1860 произошло событие которое в сознании многих людей стало поворотным моментом для общественного принятия теории эволюции в ее конфронтации с христианством. Этим событием стали дебаты между агностиком То
16880. Сложность сознания - не продукт самоорганизации 64.07 KB
  Сложность сознания не продукт самоорганизации Отрывок из книги Кризис эволюционизма. Киев 2003 гл. Происхождение видов. В механизме мутаций всё для теории эволюции видов. Если он недееспособен то естественному отбору нечего подхват
16881. ДНК и другие дизайны 114 KB
  PAGE 1 ДНК и другие дизайны Стефан Мейер На протяжении 2 тысячелетий аргумент дизайна обеспечивал интеллектуальную основу для большей части Западного мышления. От классической античности до подъема современной науки ведущие философы теологи и ученые ...
16885. Эволюция надеется, что вы не знаете химию: проблема с хиральностью 63.5 KB
  Эволюция надеется что вы не знаете химию: проблема с хиральностью Чарлз Маккомб Когда в 1953 году появился газетный заголовок Жизнь в пробирке сообщество эволюционистов пришло в восторг. Работа Миллера рассматривалась ими как научное доказательство того что жизнь ...
16886. Эволюция – религия, а не наука 49 KB
  Эволюция – религия а не наука В двух своих предыдущих статьях [12] автор задокументировал с признаний эволюционистов тот факт что идея эволюции от молекулы к человеку не соответствует критериям научной теории. Не существует ни одного эволюционного перехода переходн
16887. Свидетельство химии о сотворении 53 KB
  Свидетельство химии о сотворении Эдвард А. Бордо Большинство доводов из области химии выдвигаемых против теории эволюции и в поддержку сотворения акцентируют внимание на биохимическом ракурсе проблемы происхождения жизни. Хотя никто и не говорит что эти биохимич...