6211

Оздоровительный пеший поход выходного дня как способ отдыха и проведения свободного времени

Курсовая

Туризм и рекреация

Актуальность темы в том, что в современном мире человек зачастую прибывает в стрессовой ситуации. Опасность физической, умственной и психологической перегрузки существует практически постоянно у каждого из нас. Особенно это актуально для жи...

Русский

2012-12-30

251.58 KB

34 чел.

Введение

Актуальность темы в том, что в современном мире человек зачастую прибывает в стрессовой ситуации. Опасность физической, умственной и психологической перегрузки существует практически постоянно у каждого из нас. Особенно это актуально для жителей городов – стоит выйти за порог дома, и мы сталкиваемся с шумом, пылью, загазованным воздухом и т.д. Кроме того, такая жизнь отличается быстрым ритмом, постоянной спешкой – все это крайне негативно сказывается на состоянии человека, на его работоспособности и настроении.

Отдых на природе, пешие и велосипедные прогулки и прочие способы физической рекреации являются спасательным кругом в море стрессов и усталости. Вот почему тема данного исследования является столь актуальной.

Объектом исследования в данной работе выступает оздоровительный пеший поход выходного дня как способ отдыха и проведения свободного времени.

Предмет исследования – возможность формирования у испытуемых позитивного отношения к занятиям физической рекреацией (на примере похода выходного дня) и характер влияния на показатели их самореализации.

Цель исследования – проанализировать проведение похода выходного дня как способа рекреации после рабочей недели. 

Задачи исследования:

1) осветить теоретические аспекты, тесно связанные с целью исследования;

2) провести оценку влияния проводимого мероприятия на состояние испытуемых;

3) разработать рекомендации по совершенствованию мероприятия с учетом особенностей определенной категории людей.

Методы исследования:

1) анализ литературных источников;

2) педагогическое наблюдение и тестирование;

3) метод математической статистики.

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных материалов  в целях повышения туристического образования студентов и преподавателей средне-специальных и высших  физкультурных учреждений.

В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что умеренные физические нагрузки и приобщение к природе помогут восстановить силы и работоспособность после рабочей недели у участников туристского похода.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Работа изложена на 45 страницах. Список литературы включает в себя  35  источников.

Глава I. Обзор литературы

1.1 Понятие свободного времени, досуга, рекреации и их место в жизни человека

Прежде чем приступить к рассмотрению рекреационной деятельности человека, необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг» и «рекреация». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиниций более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма и отдыха в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий.

Выражение «свободное время» впервые появилось в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» используется термин «досуг». Для выяснения соотношения понятий «свободное время», «досуг» и «рекреация» мы считаем необходимым рассмотреть понятия «время» и «социальное время».

В.М. Пич отмечает: «Время – этим понятием измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, выражая длительность и последовательность всего сущего, время непрерывно, вечно присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем измеряется и жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом». Следовательно «свободное время», «досуг», «рекреация» представляют собой совокупность видов деятельности, осуществляемых в определенный отрезок времени [9].

Диалектико-материалистическая позиция по поводу выявления сущности времени выражается Ф. Энгельсом следующим образом - «основные формы всякого бытия – есть суть пространства и время». Время – это атрибут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей [7].

Время как таковое описывается через чередование материальных объектов и их состояний. Так, время суток, время года - это чередование положений Земли по отношению к другим космическим объектам и, в первую очередь, по отношению к Солнцу. Таким образом, время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структурирования. Человеческое сознание может схватить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета. Время имеет много измерений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения.

Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Социальное время измеряется с помощью шкалы общественной практики. Социальное пространство – это порядок расположения социальных позиций, а социальное время порядок их чередования. Социальное время, тем самым – это последовательность действий людей, их групп и институтов.

Структура социального времени – это социальная конструкция, поскольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений о важности событий. Разные ценностные системы приводят к формированию разных структур социального времени, ибо ритм социальной жизни – это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценностей [31].

Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.

В настоящее время в науке среди исследователей нет единства взглядов по ключевым вопросам изучения свободного времени. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться, – это обозначение содержательных и функциональных границ понятия в самой концепции социального времени общества. В современной литературе существуют разнообразные исследовательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить на три группы. Представители первой (В.Д. Патрушев, И.В. Чернов) - главным образом экономисты, которые, в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, связанного преимущественно с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника [15].

Вторая группа исследователей В.А. Артемов, Г.П. Орлов, В.Н. Лавриненко, в основном философы и социологи, так же рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на совершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее развитие.

Сторонники третьего концептуального подхода Ю.Н. Лобанов, А.В. Мялкин рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развития трудящихся [21].

Уже на основании указанных трактовок можно говорить о значимости свободного времени в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом. В связи с этим свободное время, на наш взгляд, представляет собой самоценный ресурс для восстановления сил и развития личности человека. Досуг, в свою очередь, выступает структурным элементом свободного времени. Но необходимо разграничивать понятия «свободное время» и «досуг».

Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения:

свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое;

возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности;

возможность распоряжаться временем по своему усмотрению, дискуссия, общение.

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.

Досуг как современное понятие сформировался в периоды индустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из них Т.Т. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие:

во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью;

во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Именно общества такого типа через увеличение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска.

Досуг – это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится [7]. Вместе с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя».

Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направленную на всестороннее и гармоничное развитие личности.

При изучении досуговой деятельности человека можно выявить ее специфические признаки. Таковыми являются следующие.

1.«Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходимых, непреложных затрат.

2.Самоценность досугового времяпрепровождения, которое ощущается индивидом как цель и основная ценность.

3.Использование взаимозаменяемости занятий, свобода выбора варианта деятельности или бездеятельности. При этом следует отметить, что свобода выбора деятельности разграничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к духовным ценностям. Кроме того, она обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др.

4.Общественная ценность досуговой деятельности, которая определяется степенью всестороннего развития личности.

Досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости [7]. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития. Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности человека.

Неслучайно при рассмотрении «досуга» и «свободного времени» мы практически не касались такого понятия как «рекреация». Если свободное время и досуг некоторые исследователи склонны отождествлять по тем или иным причинам, то рекреация, также являясь частью свободного времени, как правило, отождествляется с понятием «отдых». По сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления.

Рекреация представляет собой часть свободного времени направленную на восстановление сил в специализированных комплексах. Таким образом, основное отличие «отдыха» от «рекреации», заключается в том, что рекреационная деятельность осуществляется на специализированных территориях, ориентированных именно на восстановление сил, в основном за пределами постоянного проживания.

Рекреация (от лат. recreato – восстановление) было введено в обиход, медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация – «отдых от службы, учения, праздники, каникулы» [19].

По мнению Акимовой Л.А. «Рекреация – это специфический вид биологической, социальной и физической активности сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта». Рекреационный эффект, в свою очередь, представляет собой результат рекреационной деятельности человека.

Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии с личными социокультурными потребностями, осуществляемая на специализированных территориях. Рекреационная деятельность характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление (физических, психических, интеллектуальных) сил человека. Как справедливо отмечает И.В. Зорин, по функциям в процессе воспроизводства жизненных сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни, как замечает исследователь, можно выделить четыре формы рекреации:

1.Инклюзивная – в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц – психосоматическое расслабление).

2.Ежедневная – в конце рабочего дня.

3.Еженедельная – в конце рабочей недели.

4.Отпускная – в конце рабочего года.

Функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека, по мнению И.В. Зорина различны:

(1) – компенсаторная;

(2) – компенсаторно-расширенная;

(3) – расширенно-компенсаторная;

(4) – расширенная.

Как мы видим, прослеживается диалектическое единство всех четырех форм рекреации они составляют единое целое рекреационной деятельности.

Рассматривая рекреационную деятельность, Л.А. Акимова обращает внимание на то, что в рекреационных теориях выделяется несколько направлений.

1.Идеоматическое, отождествляющее рекреацию с игрой, проявлением инстинкта «имитации».

2.Реалистическое, требующее в рекреационной деятельности соблюдение традиций и дисциплины.

3.Прагматическое, применяющее психологию к объяснению рекреационного поведения.

4.Экспериментальное, обучающее людей рекреационной деятельности.

Необходимо отметить, что выделяют разнообразные критерии рекреационной деятельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:

по продолжительности (на туризм и экскурсии – все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов – есть экскурсия; более 24 часов – туризм);

по месту проведения (иностранный и внутренний виды туризма).

Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особая социокультурная инфраструктура в сочетании с природно-климатическими особенностями территорий. Совокупность природных и социокультурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории получило название рекреационный потенциал.

В обыденном понимании это – наличие на определенной территории уникальных объектов или ресурсов, например: соли и минералы мертвого моря, грязи, нарзаны или водопады, голубые озера и т.д. [16].

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что рекреационное время – это часть свободного времени, используемого для рекреационной деятельности, удовлетворения рекреационных потребностей.

Все важнейшие политические и социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения и условиях жизни, отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей. Но для более полного понимания реального повеления людей требуются изучение и учет ценностных ориентации, мотивации, отношения к тем или иным видам деятельности, удовлетворенности условиями и результатом ее осуществления [20].

1.2 Использование физической рекреации для отдыха

Становление любой научной дисциплины начинается с формирования ее методологических основ, определения предметных границ, уточнения понятийно-терминологического аппарата. Это является тем более актуальным, что усиливающаяся интеграция научных дисциплин привносит в каждую частную науку свои понятия, свой категориальный аппарат, использует свои присущие конкретной науке методы исследования и точки зрения, с которых интерпретируются полученные эмпирические данные. В связи с этим возникает необходимость четко очертить ту область реальности, в которой проявляется и функционирует тот или иной феномен, выявить его специфические признаки, формирующие основное понятие о данном феномене.

В то же время углубленное и всестороннее изучение какого-либо феномена, особенно в области человекознания, невозможно без привлечения знаний из других смежных дисциплин, позволяющих создать целостное представление о том или ином феномене, присущем человеку. Такой путь вполне закономерен, но усложняет создание цельной теории о феномене, приводит подчас к произвольному толкованию его сущности, синонимичному употреблению терминов, взятых из различных смежных дисциплин. Трудности, возникающие при формировании теории любой научной дисциплины, изучающей человека, особенности его жизнедеятельности, с полным основанием относятся и к такой молодой, только формирующейся дисциплине, как теория физической рекреации.

Имея глубокую предысторию, тем не менее физическая рекреация стала предметом научных исследований в отечественной науке относительно недавно - с середины 60-х гг. XX в. Она - фрагмент изучения разных научных дисциплин (рекреалогии, теории физической культуры, курортологии, экономики, социальной психологии, культурологии), и дать ей какое-либо обобщающее определение пока не представляется возможным.

Исходной парадигмой проводимых исследований является признание ее феноменом, присущим человеку, в основе ее лежит его двигательная активность, осуществляемая преимущественно в сфере досуга, и конечный результат ее функционирования выражается в оптимизации физического, психического, социального состояния человека [1, 2, 4, 6, 7, 9].

В отечественной науке физическая рекреация изучается преимущественно в рамках теории физической культуры, последняя считается ее родовым понятием, обосновываясь тем положением, что наличие в словосочетании "физическая рекреация" слова "физическая" исходно ориентирует на сферу физической культуры, воздействие на состояние организма человека, т.е. на его биологическую основу. Но дело не только в словах-символах, описывающих материальные и идеальные реалии, сами по себе существующие дефиниции физической рекреации еще ничего не предрешают, поскольку ни одна дисциплина не существует в готовой, замкнутой и неизменной форме, позволяющей точно охватить всю ее сущность, она является постоянно изменяющейся системой и в разных исторических, социально-экономических условиях может иметь разное дефинитивное значение, подчас опровергая то, что еще недавно признавалось безусловным. Есть только один способ разрешения данного противоречия - регулярный критический пересмотр возникающих научных парадигм. В современных условиях пространство действия физической рекреации неизмеримо расширяется, она наполняется новым содержанием за счет новых научных фактов, полученных другими смежными науками, ее изучающими. Поэтому вполне справедливо рассматривать ее как междисциплинарную науку и считать основным родовым понятием рекреацию, а физическую рекреацию наряду с социальной, психологической, географической и другими одним из ее видов [3, 7]. Не утрачивая своего значения в восстановлении и оздоровлении организма человека, физическая рекреация в рамках рекреации наполняется новым содержанием, обогащается новыми функциями и рассматривается как многомерный феномен, область объективной реальности, в которой проявляется активность человека - двигательная, физическая, психическая, социальная. Восстановление организма человека, как традиционно считалось, - важная, но не единственная функция физической рекреации.

Рассмотрение физической рекреации в рамках научной дисциплины рекреалогии выдвигает необходимость определить ее предметные границы, т.е. область реальности, в которой она функционирует, и ожидаемый рекреационный эффект.

Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из форм организации досуга человека. В отечественной науке досугу как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т.п.), уделяется еще недостаточно внимания. Между тем досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд. Еще в конце XIX в. французский социолог Габриель Тард, читая свои лекции по экономической психологии, пророческим тоном провозглашал наступление эпохи досуга. "Экономическая жизнь человека, - отмечал он, - состоит не только из работы, но и досуга. И досуг, который экономисты почти полностью игнорируют, в определенном смысле даже более важен для изучения, чем работа, ведь досуг существует для работы, а работа для досуга" [10].

Понятие "досуг" как самостоятельная или организованная форма отдыха еще четко не определено, нет единого понимания соотнесения понятий "досуг" и "рекреация". Состоявшийся в 1964 г. в Осаке (Япония) I Международный конгресс по рекреации не внес существенных уточнений о месте рекреации в сфере досуга человека. Известный французский социолог Дюмазедье определяет досуг как определенные занятия, которые индивид осуществляет по собственной воле - отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни - после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности [11]. Согласно мнению отечественного социолога А.С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений [5]. Мы придерживаемся точки зрения указанного автора, что следует отличать биологическую форму рекреационного поведения человека от его социальной рекреационной деятельности. Биологически активное поведение и творческая социальная деятельность - две плоскости анализа физической рекреации. В современном понятии физической рекреации явно просматривается действие социально -психологических и культурных факторов, влияющих на возникновение потребностей в организации своего досуга за счет использования двигательной активности. По мнению американского ученого Дж. Келли, рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т.е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей. Только тот человек, который живет созидательно и творчески выше среднего уровня эффективности, использует свой потенциал сполна и приближается к состоянию максимального здоровья. Здоровье само по себе не может быть целью физической рекреации, оно является лишь таким состоянием человека, которое позволяет ему жить творческой жизнью. Физическая рекреация в сфере досуга - один из аспектов этой жизни [12]. В психологической литературе здоровье рассматривается не только как объективно регистрируемое состояние человека, но и как субъективно оцениваемое самочувствие, определяемое и физическим, и духовным, душевным состоянием. Биологический адаптивный компонент физической рекреации, таким образом, является важным, но не единственным ее элементом.

Результат физической рекреационной деятельности можно выразить в следующих значениях:

1. Биологическое. Она способствует восстановлению функций организма человека после профессионального труда, оптимизирует состояние его здоровья.

2. Социологическое. Способствует интеграции людей в социальную общность, усвоение социального опыта, культурных ценностей. Процесс социализации в данном контексте включает два плана действий: адаптацию к социуму, функционирующую преимущественно на врожденном механизме саморегуляции человека, и самоопределение в социуме, определение своего места в нем посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятия или отторжения их.

3. Психологическое. Формирует эмоциональное состояние, возникающее под влиянием чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождения от напряжения и стресса. Свободу в данном случае следует понимать в двух измерениях: внешнюю - от принуждения, насилия, давления, запрета и внутреннюю - субъективную, духовную - свободу воли, свободу самостоятельного выбора действий, свободу творчества. Разумеется, между этими измерениями свободы существует взаимосвязь, а не противоречивость.

4. Эстетическое. Ответная рекреация на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.

Выдающийся английский философ Бертран Рассел утверждал, что уметь с умом распорядиться досугом - высшая степень цивилизованности. Досуг составляет 30--35% свободного времени, но, по данным отечественных социологов, лишь 10--12% людей умеют разумно организовать свой досуг, занимаясь в спортивных секциях, культурно-образовательных учреждениях.

Воспитание культуры проведения досуга, использование двигательной активности, дающей рекреативный эффект, должно опираться на формирование у человека осознанного отношения к своему здоровью как необходимому элементу его полноценного развития. Физкультурная деятельность на досуге должна создавать оптимальные условия для творческого самовыражения, самореализации внутренних резервов занимающихся, невостребованных в должной мере в обычных условиях. Но в современных условиях возникло острое противоречие между потребностью общества и каждой личности в рациональном использовании досуга и отсутствием развитой инфраструктуры досуга, научно-методических рекомендаций по применению конкретных форм физической рекреации. К сожалению, научная организация труда значительно опережает развитие научной организации досуга. Забота о здоровье, его укреплении и сохранении на долгие годы еще не стала "второй религией", как это имеет место в некоторых зарубежных странах [3].

Таким образом, досуг и физическая рекреация как одна из форм его проведения являются важными факторами совершенствования психофизического состояния человека, его духовного мира, системы ценностных ориентаций.

1.3 Классификация рекреационной деятельности и туристских походов

Рекреационная деятельность – деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.

Элементарные рекреационные занятия – внутренне целостная, однородная, не разделимая на технологические компоненты рекреационная деятельность.

Тип рекреационной деятельности – однородная группировка элементарных рекреационных занятий, каждое из которых взаимозаменяемо и альтернативно для всех других элементарных рекреационных занятий данной группы.

В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия; характер организации; правовой статус; продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте; сезонность; характер передвижения рекреанта; его возраст; активность занятий и т. д. [24].

Главным обоснованием типизации рекреационной деятельности выступает ее функциональная ориентация. По общественной функции и технологии выделяются лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность.

Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны соответствовать медико-биологическим нормам.

Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых. Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает: прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров, и т. д.

Маршрутный туризм может быть спортивным, может оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан с познавательным краеведческим туризмом. По характеру используемых способов передвижения он может быть пешеходным, моторизованным и т. д. Различен и радиус его действий: местный, региональный, государственный.

Большое развитие получил водный туризм, как прогулочный, так и спортивный. Эти виды туризма сочетаются с пляжно-купальным туризмом. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Сюда включены и элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Известна также популярность рыболовного и охотничьего туризма. Особенно широкое распространение получают фото- и киноохота, преследующие своей целью не материальное обогащение, а отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма. Охотничий туризм - один и самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, африканское сафари). Получили широкое развитие также горнолыжный туризм и альпинизм.

Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой [19].

Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают довольно значительные туристские потоки [26].

Деление свободного времени в зависимости от характера его использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в методическом отношении, так как служит основой при изучении структуры отдыха и использования свободного времени для рекреационных целей. Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассмотреть рекреационную деятельность по периодичности и территориальному признаку. Использование ежедневного свободного времени непосредственно связано с жилищем и городской средой. Еженедельная рекреация зависит от размещения пригородных рекреационных объектов и дач. Использование ежегодного свободного времени связано с размещением рекреационных объектов курортного типа. Соответственно выделяют рекреацию внутри населенного пункта; местную еженедельную (пригородную - уик-энд); ежегодную региональную, государственную или международную.

По характеру организации рекреация делится на регламентированную (спланированную по путевке) и самодеятельную (дикий отдых).

По числу участников различают индивидуальный (включая семейный) и групповой туризм. Большое значение имеет такой показатель как плотность социальных контактов, выражаемая числом рекреантов на единицу площади. Стремление к максимальному уединению может быть названо центробежностью, а к максимальным контактам - центростремительностью.

По признаку подвижности туризм делится на стационарный и кочевой. Это довольно условное деление. При выделении стационарного туризма подчеркивается, что в данном случае путешествие осуществляется ради пребывания на каком-то курорте. К стационарным формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровительно-спортивного туризма. Кочевой туризм предполагает постоянное передвижение, изменение места пребывания. В связи с этим материально-техническая база туризма все больше тяготеет к дорогам. Происходит развитие рекреационного хозяйства вширь наряду с одновременным углублением территориального разделения труда в рекреационной отрасли [19].

Многие виды рекреации имеют сезонный характер. Сезонность порождает много социально-экономических проблем (пики и провалы). Климат и погода выступают самыми существенными и объективными факторами сезонности. Сезонность еще зависит от стереотипов людей. Отпуска предприятия дают в основном летом, каникулы в образовательных учреждениях тоже летом, люди стремятся поехать отдыхать в период с июня по сентябрь. Лишь санаторно-курортные учреждения имеют круглогодичный характер обслуживания, но и здесь сезонность (хотя и в меньшей степени) тоже имеет место.

По характеру используемых транспортных услуг туризм делится на автомобильный, автобусный, авиационный, железнодорожный, теплоходный (морской, речной и озерный).

По правовому статусу туризм делится на национальный (внутренний) и международный (иностранный). Международный туризм подразделяется на активный и пассивный в зависимости от его влияния на платежный баланс страны. Для каждой страны путешествие ее граждан в другие государства называется пассивным туризмом, а приезд иностранцев - активным туризмом.

По продолжительности пребывания международный туризм делится на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путешествия составляет не более 3 суток, то его относят к краткосрочному туризму, а более 3 суток – к длительному [13].

Определимся с термином «поход» в его связи с рекреационной (туристской) деятельностью человека. Это важнейшее для нашего исследования понятие.

Туристский поход – это короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 1-2-х до 15-20 дней) с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту [7]. Таким образом, поход это всего лишь частный случай (разновидность) туристских путешествий, где туристы передвигаются по маршруту за счет их мышечной силы. Следовательно, иные виды путешествий, где для передвижения по маршруту туристы используют любые типы транспорта или животных (вьючных, ездовых), строго говоря «походом» не являются.

Так же, как в случае с рекреационной деятельностью, классификацию туристских походов начнем с важнейшего основания – цели. Туристские походы, согласно своей цели, подразделяются на походы рекреационные (учебно-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные). Учитывая ранее указанную классификацию рекреационной деятельности, можно в свою очередь, рекреационные походы подразделить на походы рекреационно-оздоровительные (их в литературе принято называть просто оздоровительными), рекреационно-познавательные (например, экологические походы), рекреационно-спортивные. Схематично классификация туристских походов показана на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация туристских походов на основании цели их проведения

Доминирующими целями рекреационно-оздоровительных походов являются – полноценный отдых и оздоровление их участников. Перед рекреационно-познавательными походами, кроме того, ставятся еще и познавательные (образовательные) цели и задачи.

В рекреационно-спортивных походах активный отдых участников реализуется в преодолении сложного маршрута, содержащего естественные препятствия (спортивный компонент). При этом участники похода не ставят для себя далеко идущих спортивных целей, не стремятся получить спортивное звание, участвовать в соревнованиях. Их цель – «впрыснуть» в кровь адреналин средствами спортивного туризма, круто изменить на время размеренное течение жизни. В учебно-рекреационных походах главной целью является обучение участников необходимой туристской технике и тактике проведения походов, а так же овладение участниками методикой проведения рекреационных походов (подготовка будущих туристских специалистов в походных условиях) [16].

Доминирующей целью спортивных походов является совершенствование возможностей участников в преодолении классифицированных маршрутов и повышение их спортивного мастерства, квалификации. В учебно-спортивных походах, кроме того, преследуется цель обучения участников разнообразной туристской технике (технике преодоления естественных препятствий) и методике проведения спортивных походов (подготовка инструкторов спортивного туризма в походных условиях). Спортивные походы дополнительно классифицируются по их категории сложности, о чем мы будем говорить ниже.

На основании способа передвижения любые походы (рекреационные и спортивные) подразделяются на четыре вида: пешеходные (в горах – горно-пешеходные), лыжные, водные и велосипедные. На основании продолжительности похода (в днях) все походы можно подразделить на походы выходного дня и многодневные походы. Поход с активными способами передвижения, но не предусматривающий организации ночлега собственно походом не является – это т.н. туристская прогулка.

Поход, предусматривающий организацию одного-двух ночлегов (обычно, осуществляемый в выходные дни) принято называть походом выходного дня. В подавляющем большинстве случаев походы выходного дня организуются с целью оздоровления и отдыха участников. Кроме того, они могут преследовать учебные цели (как в случае походов с изучающими туризм студентами) и тренировочные цели (как часть программы подготовительного периода перед осуществлением спортивных походов). Многодневные походы могут быть как рекреационными походами, так и спортивными [13].

Выводы

Воспитание культуры проведения досуга, использование двигательной активности, дающей рекреативный эффект, должно опираться на формирование у человека осознанного отношения к своему здоровью как необходимому элементу его полноценного развития. Физкультурная деятельность на досуге должна создавать оптимальные условия для творческого самовыражения, самореализации внутренних резервов занимающихся, невостребованных в должной мере в обычных условиях.

Глава II. Организация и проведение похода выходного дня

2.1 Основные задачи и функции похода

После трудовой недели у человека нередко наблюдается упадок сил, эмоциональное и физическое напряжение, снижение двигательной активности, состояние стресса и даже депрессии. Освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности – основная задача похода выходного дня [22].

Цель похода выходного дня с точки зрения эксперимента – проанализировать влияние похода на реабилитацию людей после трудовой недели. Анализируя сущность походов выходного дня как явления в жизни человека, можно выделить некоторые общие функции таких походов:

«спортивная»: восстановление физического тонуса и работоспособности, укрепление мышц, развитие выносливости и т.д.;

«эмоциональная»: повышение настроения, улучшение психо-эмоционального состояния;

«экологическая»: экологическая невредность, приобщение человека к природе и бережное отношение к ней;

«социальная»: развитие навыков общения и взаимопомощи в группе в условиях природы, организаторских способностей;

«познавательно-развивающая»: изучение рекреационных (исторических, религиозных, природных) достопримечательностей местности, культурное развитие и т.д.

2.2 Подготовка и организация рекреационного похода выходного дня

К организации и проведению рекреационных походов в общем случае не предъявляются какие-либо стандартные, установленные нормативными документами требования, кроме случая походов с учащимися. Для походов с учащимися Министерством образования подготовлена специальная «Инструкция по организации и проведению походов с учащимися». Ни этим, ни иными нормативными документами не регламентируются количественные параметры оздоровительного похода (продолжительность похода и протяженность маршрута), выбор района похода, комплектование походной группы, выбор снаряжения и порядок питания участников в походных условиях и т.д. [12]

Данные, несомненно, важные моменты организации и проведения рекреационных походов, определяют сами организаторы похода (туристские фирмы или руководители самодеятельных походов), исходя из поставленных перед походом целей и задач, требований безопасности, наличия организационных и материальных ресурсов и пр. Таким образом, сама эффективность достижения целей каждого конкретного похода будет диктовать основные требования к его организации и проведению.

В период подготовки оздоровительного похода, туристы решают целый ряд организационных вопросов. Среди них выделим следующие, наиболее важные, вопросы и мероприятия.

Выбор района похода.

Разработка маршрута похода (нитки маршрута).

Комплектование походной группы и распределение обязанностей в походной группе.

Составление календарного плана-графика похода.

Выбор необходимого походного снаряжения.

Составление походного рациона питания и определение походного режима питания.

Оформление необходимой походной документации (при необходимости).

При выборе района проведения похода cледует учитывать, прежде всего, поставленные перед походом цели и задачи, состав конкретной походной группы (возраст, состояние здоровья, устремления и пожелания участников), объем свободного времени, которым располагают участники похода. Для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления, полноценного отдыха участников в природной cреде. C рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи – расширение кругозора участников, их знаний природы, культурно-исторического наследия предков и пр. Обычно такие походы совершаются «по родному краю» и преследуют, в том числе, краеведческие цели [27].

Таким образом, выбор района оздоровительного похода продиктован наличием в нем природных pекреационных ресурсов (лесные массивы: чистые водоемы, пригодные для купания, чистый воздух, эстетически привлекательные ландшафты и пр.). Кроме того, он определяется наличием целевых рекpеационно-познавательных объектов посещения, которые вызовут наибольший интерес у участников похода. К таким объектам можно отнести, например, локальные участки маршрута с наиболее красивыми ландшафтами, живописные озера или группы озер; реки, привлекательные участки лесных массивов (сосновые светлые боры, рощи из широколиственных деpевьев) и т.д.

В pайоне похода должны иметься удобные пункты для подъезда к началу маршруту и пункты отъезда от окончания маршрута. Район похода должен иметь хорошую «проходимость» – желательно, чтобы он включал достаточно густую сеть пригодных для осуществления пешего, велосипедного похода лесных, полевых дорог и троп. В таком случае участники, при движении по маршруту, не будут испытывать физических и эмоциональных пеpегрузок. Кроме указанных критериев, отметим, что район похода должен содержать достаточное количество источников чистой воды для организации питания; места, удобные для организации ночлега и отдыxа туристов (в том числе оборудованные туристские стоянки). Наиболее распространенная разновидность оздоровительных походов – это походы в течение выходного дня. Поэтому ограниченность походного времени так же накладывает отпечаток на выбор района похода: выбираются рекреационные районы из числа близлежащих к месту жительства участников [4, 12].

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута). Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша. В случае маркированных маршрутов (например, маркированных маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности.

Выбор района похода и разработка маршрута – это определяющие задачи подготовительного периода. Принципы выбора маршрута более подробно будут рассматриваться нами в следующем разделе главы.

При разработке маршрута рекреационного похода выполняется следующая творческая работа с топографической картой и иными информационными материалами:

определяется необходимая протяженность маршрута (с учетом состава группы, намеченных целей похода);

из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно-познавательные объекты посещения;

определяются конкретные удобные для достижения намеченных рекреационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута;

определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно-познавательных задач;

определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения);

определяются пути достижения намеченных главных рекреационно-познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (трасса движения группы);

маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности;

на дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Организация туристского похода непременно включает и комплектование группы. Группа оздоровительного похода формируется на основе общности интересов и желания принять участие в конкретном туристском мероприятии. В случае походов выходного дня и многодневных рекреационно-оздоровительных походов ограничением может служить состояние здоровья участников (оно должно позволять переносить физические нагрузки похода). Рекомендуется комплектовать группу из участников примерно одного возраста и социального статуса (тогда достигается общность интересов и легкость общения). Например, можно создать школьную, студенческую, семейную группу и пр. В то же время из туристской практики известно, что эффективность управления группой и достижения целей похода будет максимальной, если группа туристов не превышает 12-15 участников. В случае более массовых походов, всю походную группу («отряд») желательно разделить на «отделения» со своими туристскими руководителями (инструкторами) [17].

При любой форме организации оздоровительного похода (самодеятельной, коммерческой, социальной) в группе существует формальный или неформальный руководитель, который берет на себя ответственность за успешное его проведение. Когда поход осуществляет туристская организация, руководитель назначается официальным образом (приказом по организации).

На подготовительном этапе может быть составлен план-график. Фактически этим документом руководитель похода отвечает на вопросы: что делает и где находится группа в определенные даты и время похода. В частности, именно план-график определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество, даты и места организации дневок и полудневок на маршруте, даты ночевок в намеченных пунктах и протяженность определенных дневных переходов. Кроме того, план-график определяет сроки посещения и время, затрачиваемое на отдых на рекреационных объектах; время проведения экскурсий (музеи, природные заказники, отдельные культурно-исторические и природные памятники) и иных рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.).

В принципе, самодеятельный оздоровительный поход по «родному краю» (поход выходного дня) может проводиться без всякой специальной документации (нормативных требований нет). В том случае, когда поход организует и осуществляет туристская организация формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа, служит маршрутный лист. Маршрутный лист содержит информацию о проводящей организации, составе и руководителе группы, о нитке маршрута и сроках проведения похода [28].

2.3. Задачи, методы и организация исследования

2.3.1 Задачи исследования

При проведении эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. Осветить теоретические аспекты, тесно связанные с целью исследования.

2. Провести оценку влияния проводимого похода на состояние испытуемых.

3. Разработать рекомендации по совершенствованию мероприятия с учетом особенностей определенной категории людей.

2.3.2 Методы исследования

Для решения задач выбрали следующие методы:

анализ литературных источников;

педагогические наблюдения;

педагогическое тестирование;

методы математической статистики.

2.3.3 Педагогическое наблюдение

В ходе проведения эксперимента регулярно проводилось педагогическое наблюдение за испытуемыми. В ходе проведения экспериментального похода был проведен опрос его участников на предмет как положительных, так и отрицательных эмоций от мероприятия.

2.3.4 Педагогическое тестирование

Перед началом похода состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) участников было оценено по показателю сердечной деятельности в соответствии с методикой Руфье. Основной педагогический эксперимент проводился методом тестирования, при помощи следующих методик:

1) опросник «Экспресс-САН» - этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний). Обычно опросник используется для тестирования спортсменов, но мог применяться и в исследовании с людьми, не имеющими отношения к спорту;

2) опросник Уэсмана и Дина Рикса (США) «Нагрузка-Реабилитация» позволящего оценить в баллах степень нагрузки и реабилитации человека в течение дня.

Оба опросника служили для уточнения текущего функционального состояния участников похода (см. Приложение 1).

3) ортостатической пробы (измерялось ЧСС при лежачем положении человека и стоя).

2.3.5 Метод математической статистики

Полученный экспериментальный материал был подвергнут математико-статистической обработке. Вычисления проводились на персональном компьютере, с использованием стандартного пакета программ статистической обработки «Excel»; набор текста осуществлялся с помощью программы «Microsoft Word».

Рассчитывалось: среднее арифметическое по выборке (СРЗНАЧ), стандартное отклонение (СТАНДОТКЛОН), коэффициент корреляции между показателями (КОРРЕЛ).

СРЗНАЧ

Возвращает среднее (арифметическое) своих аргументов. СРЗНАЧ (число 1; число 2; ...) Число 1, число 2, ... — это от 1 до 30 аргументов, для которых вычисляется среднее.

, где

СТАНДОТКЛОН

Оценивает стандартное отклонение по выборке. Стандартное отклонение — это мера того, насколько широко разбросаны точки данных относительно их среднего.

СТАНДОТКЛОН (число 1; число 2; ...) Число 1, число 2, ... — от 1 до 30 числовых аргументов, соответствующих выборке из генеральной совокупности. Вместо аргументов, разделенных точкой с запятой, можно также использовать массив или ссылку на массив.

СТАНДОТКЛОН использует следующую формулу:

Определение достоверности различий двух выборок осуществлялось по t – критерию Стьюдента (М.А. Жукова, 2002).

2.3.6 Организация исследований

В данной курсовой работе мы рассмотрим следующий поход выходного дня, который подчиняется вышеизложенным требованиям и рекомендациям. Основные характеристики похода:

Вид туризма – пешеходный.

Количество участников – 22. Из них 10 мужчин и 12 женщин. Все – сотрудники, ученики (учителя, завучи) школы и члены их семей – люди, в большинстве своем ведущие малоподвижный образ жизни. Возраст участников – от 13 до 47 лет

Район похода – п. Сарманово, Сармановский рудник

Протяженность активной части похода – более 5 км.

Маршрут проходил по заранее известным тропам и дорогам, используемым в том числе и другими туристами.

Ходовых дней – 1 (3 ноября 2010 г.).

По результатам похода были исследованы следующие показатели:

частота сердечной деятельности участников во время похода;

самочувствие, активность, настроение (САН);

нагрузка и реабилитация участников похода.

Показатель сердечной деятельности (ПСД) был измерен до начала похода. За неделю до похода и две недели после него ежедневно проходило тестирование по шкалам САН и НР; выполнялась ортостатическая проба.

Примечание: Поход предусматривал посещение одного из доступных для проникновения наиболее примечательного образцом крупных горизонтальных выработок (сочетающим при этом элементы наклонных и вертикальных проходок) рудник Сармановский-1 (Сармановский район), известный в литературе как «Медный погреб». На сегодняшний день он является крупнейшим из исследованных старинных рудников в Приуралье. Суммарная длина Сармановского-1 более 2,0 км, суммарная длина всех ходов более 5 км. По плотности заложения ходов рудник можно разделить на Ближнюю и Дальнюю часть. Ближняя часть – лабиринтового типа, представляет собой сложную систему пересекающихся штолен на двух ярусах. Между забоями разных ярусов имеются вертикальные прямоугольные и наклонные щелевидные сбойки, позволяющие без труда проникать из одного объема в другой. Штреки двух типов – прямоугольные с относительно прямыми стенами и плоским потолком, шириной 1,7-3м и высотой до 3м и узкие, шириной 0,8-1,5м с арочным округлым сводом и преимущественно прямыми стенами. Штреки с арочным профилем обрушению практически не подвержены. Им характерна относительная прямолинейность, тщательность выработки. В большинстве своем они заканчиваются тупиками с вырубленной нишей. Глубина ниш – от 0,15 до 0,25м. Назначение их не ясно. Нижняя галерея, оправдывая свое название, является самым нижним уровнем рудника. На протяжении 55м она подтоплена водой. Уровень воды относительно постоянен. Протяженность галереи более 200м, ширина 0,9-1,2м, высота 1,5-1,8м. Потолок по всей длине сводчатый. Нижняя галерея – единственный ход в Дальнюю часть. Дальняя часть в плане древовидная. Плотность заложения ходов в блоке минимальная – 0,06м/кв.м. Здесь Нижняя галерея выступает в качестве осевой для всей системы.

Начинался маршрут похода в Сармановском районе, непосредствнно перед входом в рудник,  куда туристы прибыли на автобусе.

2.4 Результаты исследования

2.4.1 Оценка подготовленности участников похода

Как было сказано выше, перед началом похода у всех участников был измерен уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы в пробах с дозированной физической нагрузкой. Были получены следующие данные по пробе Руфье (табл. 4.1.1.).

Таблица 4.1.1.

Уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы туристов, участвующих в походе (единиц по пробе Руфье)

Статистические показатели

Мужчины

Женщины

Среднее значение

7,57

8,68

Стандартное отклонение

1,59

1,64

Скос

0,63

0,04

Эксцесс

-0,97

-0,85

Как видно из таблицы уровень функционального состояния мужчин по пробе Руфье составлял 7,571,59 единиц, что соответствует, в целом для группы, оценке «хорошее» (в диапазоне 5,1–10 единиц). Показатели скоса и эксцесса меньше единицы; что характеризует показатели группы как «близкие к нормальному распределению».

Для женщин – 8,681,64 единиц; оценка «хорошее»; показатели группы как «близкие к нормальному распределению».

Что давало возможность корректно провести дальнейшие исследования в однородных группах.

Лишь у одного участника среди мужчин и у двух женщин – как «удовлетворительное».

2.4.2 Результаты основного педагогического эксперимента 

Наблюдение за участниками похода велось в течение трех недель: неделю до похода (с понедельника по пятницу), и две недели после похода (исключая нерабочий день – воскресенье).

Тестирование, как уже было сказано, проводилось при помощи следующих методик: опросник «Экспресс-САН»; «Нагрузка-Реабилитация» – опросник Уэсмана и Дина Рикса (США); ортостатической пробы.

Тестирование проводилось каждое утро после прихода участников эксперимента на работу (на столике в проходной). Протоколы представлены в приложении 2–8.

В табл. 4.2.1. представлены результаты тестирования участников похода выходного дня по опроснику Уэсмана на «Нагрузку» (до и после похода).

Таблица 4.2.1.

Результаты тестирования участников похода выходного дня на «Нагрузку» (опросник Уэсмана – в баллах)

Дни недели

муж/жен

До похода

После похода

Достоверность различий

Понедельник

муж

5,50,8

2,30,5

p<0,05

жен

5,70,6

2,50,7

p<0,05

Вторник

муж

5,10,3

4,30,5

p<0,05

жен

4,40,4

4,70,8

p>0,05

Среда

муж

4,50,5

5,80,8

p<0,05

жен

4,40,5

6,20,6

p<0,05

Четверг

муж

4,10,6

5,30,4

p<0,05

жен

3,80,4

5,20,4

p<0,05

Пятница

муж

3,50,8

4,30,2

p<0,05

жен

3,40,5

4,30,3

p<0,05

Как видно из таблицы, у участников похода динамика показателей усталости в конце рабочего дня имела сходный рисунок: в понедельник удовлетворительный уровень (5,50,8 у мужчин и 5,70,6 баллов в группе женщин, – «Нагрузка нормальная, устал как всегда»); с последующим снижением показателей к субботе: (3,00,7 у мужчин и 3,00,3 баллов у женщин, – «Нагрузка тяжелая, устал довольно сильно»).

После похода динамика показателей существенно изменилась: в понедельник на фоне усталости после физических упражнений на природе низкий уровень (2,30,5 у мужчин и 2,50,7 баллов в группе женщин, – «Нагрузка очень тяжелая, сильно устал») – достоверно меньше чем неделю назад p<0,05; с последующим повышением к среде (5,80,8 у мужчин и 6,20,6 баллов у женщин) – достоверно выше, чем неделю назад p<0,05; и опять со снижением показателей к субботе (3,10,2 у мужчин и 3,00,3 баллов у женщин). Еще через неделю тестирование показало следующие результаты.

Таблица 4.2.2.

Результаты тестирования участников похода выходного дня на «Нагрузку» в течение третьей недели (опросник Уэсмана – в баллах)

Дни недели

муж/жен

Баллы

Достоверность различий (с результатами до похода)

Понедельник

муж

5,5±0,8

p<0,05

жен

5,4±0,6

p<0,05

Вторник

муж

5,1±0,3

p<0,05

жен

4,4±0,4

p>0,05

Среда

муж

4,5±0,5

p<0,05

жен

4,1±0,5

p<0,05

Четверг

муж

4,1±0,6

p<0,05

жен

3,8±0,4

p<0,05

Пятница

муж

3,5±0,8

p<0,05

жен

3,2±0,7

p<0,05

Из таблицы видно, у мужчин – участников похода динамика показателей усталости в конце рабочего дня третьей недели наблюдения сходна с динамикой показателей первой недели эксперимента: в понедельник удовлетворительный уровень (5,50,8 баллов – «Нагрузка нормальная, устал как всегда»); с последующим снижением показателей к субботе: (3,00,7 – «Нагрузка тяжелая, устал довольно сильно»). У женщин результат в понедельник оказался немного ниже, чем у мужчин и составил 5,4±0,6 - «Нагрузка нормальная, устал как всегда». К субботе также наблюдалось снижение показателей до 3,0±0,5 - «Нагрузка тяжелая, устал довольно сильно».


Если рассмотреть показатели, характеризующие эффективность реабилитационных процессов этих же людей (опросник Дина Рикса «Реабилитация»), то можно увидеть, что динамика показателей реабилитации сходна с показателями нагрузки – к концу недели результат ниже, чем в начале (табл. 4.2.3.).

Таблица 4.2.3.

Результаты тестирования участников похода выходного дня на «Реабилитацию» (опросник Рикса – в баллах)

Дни недели

муж/жен

До похода

После похода

Достоверность различий

Понедельник

муж

8,00,5

5,40,7

p<0,05

жен

7,90,3

5,40,4

p<0,05

Вторник

муж

7,80,4

8,60,5

p<0,05

жен

6,80,3

8,50,3

p>0,05

Среда

муж

6,80,6

8,00,4

p<0,05

жен

5,90,5

7,60,6

p<0,05

Четверг

муж

5,40,3

6,80,3

p<0,05

жен

5,10,6

5,40,5

p<0,05

Пятница

муж

4,30,7

5,20,6

p<0,05

жен

3,90,2

4,40,3

p<0,05

Суббота

муж

3,40,6

4,00,2

p>0,05

жен

3,00,3

3,80,3

p>0,05

В понедельник первой недели результат тестирования соответствовал 8,00,5 баллам у мужчин и 7,90,3 баллам у женщин («Хорошо отдохнул, много энергии»). В первой половине недели результат снижался плавно, резкое снижение наблюдалось с четверга по субботу, показатели в конце недели: 3,40,6 баллов у мужчин и 3,00,3 – у женщин («Отдых плохой, большая усталость»).

После похода динамика изменилась существенно: в понедельник 5,40,7 баллов у мужчин и 5,40,4 – у женщин («Отдых хороший, но чувствуется некоторая усталость») – результат достоверно ниже, чем в первую неделю p<0,05, во вторник показатели возросли до 8,60,5 баллов у мужчин и 8,50,3 – у женщин («Очень хорошо отдохнул, огромная энергия») и далее снижение шло постепенно (до 4,00,2 и 3,80,3 баллов в субботу у мужчин и женщин соответственно – «Отдых недостаточный, апатичный (сонный)»). Реабилитация к концу второй недели достоверно выше, чем неделю назад p<0,05.

Результаты третьей недели эксперимента в таблице 4.2.4.

Таблица 4.2.4.

Результаты тестирования участников похода выходного дня на «Реабилитацию» в течение третьей недели (опросник Рикса – в баллах)

Дни недели

муж/жен

Баллы

Достоверность различий (с результатами до похода)

Понедельник

муж

5,6±0,7

p<0,05

жен

5,5±0,4

p<0,05

Вторник

муж

8,4±0,5

p<0,05

жен

8,2±0,3

p>0,05

Среда

муж

7,8±0,4

p<0,05

жен

7,4±0,6

p<0,05

Четверг

муж

6,2±0,3

p<0,05

жен

5,4±0,3

p<0,05

Пятница

муж

5,0±0,6

p<0,05

жен

4,2±0,3

p<0,05

Суббота

муж

3,6±0,2

p>0,05

жен

3,3±0,6

p>0,05

Исследование показало, что уровень реабилитации в течение третьей недели эксперимента был достоверно выше (p<0,05), чем после похода: в понедельник 5,6±0,7 баллов у мужчин и 5,5±0,4 баллов у женщин, снижался плавно практически до конца недели. В субботу результаты были следующие: 3,6±0,2 балла – мужчины и 3,3±0,6 балла – женщины, что оказалось достоверно меньше, чем неделю назад.

По результатам тестирования по методике САН, которое также проводилось в течение трех недель эксперимента, можно построить аналогичные таблицы (табл. 4.2.5., 4.2.6.)

Таблица 4.2.5.

Результаты тестирования участников похода выходного дня (методика САН – в баллах)

Дни недели

муж/жен

До похода

После похода

Достоверность различий

Понедельник

муж

20,48,6

10,71,7

p<0,05

жен

19,85,0

12,02,3

p<0,05

Вторник

муж

17,23,4

13,42,2

p<0,05

жен

17,30,9

16,82,9

p>0,05

Среда

муж

16,41,2

21,88,3

p<0,05

жен

16,21,4

22,43,8

p<0,05

Четверг

муж

14,62,4

17,63,6

p<0,05

жен

13,82,1

17,43,4

p<0,05

Пятница

муж

12,63,0

14,61,9

p<0,05

жен

11,61,8

12,62,4

p<0,05

муж

10,81,4

11,81,6

p>0,05

жен

10,21,0

10,61,2

p>0,05

Результаты показывают уменьшение показателей к концу первой недели: с 20,48,6 до 10,81,4 баллов у мужчин и с 19,85,0 до 10,21,0 баллов у женщин. После похода показатели были достаточно низкими в начале недели 10,71,7 и 12,02,3 баллов соответственно у мужчин и женщин. К середине недели показатели возросли и оказались достоверно больше (p<0,05), чем в начале недели перед походом (21,88,3 и 22,43,8 баллов), а к концу второй недели снова оказались на сравнительно низком уровне (11,81,6 и 10,61,2 баллов).

Таблица 4.2.6.

Результаты тестирования участников похода выходного дня в течение третьей недели (методика САН – в баллах)

Дни недели

муж/жен

Баллы

Достоверность различий (с результатами до похода)

Понедельник

муж

19,6±4,2

p<0,05

жен

19,5±3,8

p<0,05

Вторник

муж

16,8±3,4

p<0,05

жен

17,0±2,9

p>0,05

Среда

муж

16,2±1,2

p<0,05

жен

15,6±1,4

p<0,05

Четверг

муж

14,7±1,8

p<0,05

жен

13,4±2,1

p<0,05

Пятница

муж

12,8±1,9

p<0,05

жен

11,4±1,9

p<0,05

Суббота

муж

10,1±1,4

p>0,05

жен

10,2±1,0

p>0,05

Из таблицы видно, что динамика показателей аналогична первой неделе наблюдения, однако в целом показатели ниже. Так, в понедельник они составили 19,6±4,2 и 19,5±3,8 баллов у мужчин и женщин соответственно, а в субботу - 10,1±1,4 и 10,2±1,0 баллов соответственно. По результатам исследования по методике САН можно построить график (рис. 2).

Видно, что в целом динамика утомляемости, как женщин так и мужчин, участвовавших в походе, одинакова. Отличия видны в так называемые «переломные» моменты эксперимента: в начале рабочей недели мужчины более утомлены, чем женщины. После похода мужчины устают меньше, чем женщины, они более выносливы.


Рис 2. Динамика физического утомления участников эксперимента (в баллах по опроснику САН)

Восстанавливают силы после похода быстрее женщины, а у мужчин эффект от такого вида отдыха держится стабильнее в течение следующей после похода недели.

Из  приведенных таблиц видно, что работоспособность участников похода восстановилась значительно. Можно предположить, что при регулярном проведении таких походов, работоспособность и силы будут восстанавливаться в объеме, необходимом для активной трудовой деятельности.

Результаты измерения ортостатической пробы вызывали значительные сомнения, в связи с невыполнением большей части испытуемых требований к выдерживанию 5 минут спокойного лежания в кресле холла.

Поэтому результаты представлены в приложении, но не анализируются.

Также было проведено хронометрирование длительности активных рекреационных воздействий во время похода. Результаты были занесены в таблицу 4.2.7.

Таблица 4.2.7.

Результаты хронометрирования длительности активных рекреационных воздействий во время «похода выходного дня» в Сарманововский район

Мужчины (n=12)

Женщины (n=10)

Прогулки на природе

40 мин

Разведение костра

20 мин

Приготовления к обеду

30 мин

Поход к ручью

30 мин

Фотографирование

30 мин

Фотографирование

30 мин

Игры

40 мин

Игры

40 мин

Итого:

160 мин

Итого:

100 мин

Выбранная для похода местность, несомненно, обладает высокой эстетической ценностью, такой вывод был сделан всеми без исключения участниками. Эстетическая ценность зависит от морфологической структуры ландшафта, разнообразия элементов пейзажа.

Нередко употребляют понятие "пейзажное разнообразие", которое складывается из внутренней структуры природного комплекса и внешних связей с другими такими комплексами. Внутреннее пейзажное разнообразие определяется внутренней морфологической структурой ландшафта (рельефом, растительным покровом, гидрографией, характером взаимосвязей между компонентами ландшафта).

Существуют такие показатели внутреннего пейзажного разнообразия, как степень мозаичности ландшафта – отношение количества контуров урочищ к площади изучаемых ландшафтов; степень разнообразия ландшафтов – отношение видов урочищ к площади ландшафта и др. Внешнее пейзажное разнообразие природного комплекса характеризуется разнообразием пейзажей, раскрывающихся на множестве соседних природных комплексов. Внешнее пейзажное разнообразие характеризуется сочетанием различных пейзажей и взаимосвязями между ними.

2.4.3 Разработка рекомендаций по проведению походов выходного дня для людей, испытывающих перегрузки

Многие люди испытывают психологические, эмоциональные или физические перегрузки в течение рабочей недели. По итогам исследования можно разработать ряд рекомендаций для таких людей.

Во-первых, непосредственно после похода выходного дня у всех участников наблюдается кратковременное снижение трудоспособности, так как физически неподготовленные участники устают даже от небольших нагрузок. Поэтому необходимо выбирать оптимальный уровень нагрузки с учетом состояния людей, ведущих малоподвижный образ жизни для предотвращения возникновения стрессовой или экстремальной ситуации.

Во-вторых, как показал эксперимент, нагрузка для мужчин и женщин не должна быть одинаковой, так как мужчины более выносливы по сравнению с женщинами.

При этом времени на отдых во время остановок мужчинам не должно отводиться меньше, так как при большей выносливости, восстановление работоспособности у них идет медленнее.

При организации маршрута необходимо выбирать наиболее выдающиеся с эстетической точки зрения места, чтобы положительный эффект от общения с природой был максимальным, так как именно природа, по словам участников похода, позволяет полноценно отдохнуть и восстановить силы.

Перегруженным на работе людям просто необходима смена обстановки – география маршрутов должна изменяться и расширяться. Расширение маршрутов, связанное с увеличением нагрузок (большая протяженность, более сложный рельеф и т.д.) должно проводиться постепенно.

По данным эксперимента, положительный эффект от проведения подобных походов сохраняется около двух недель. Таким образом, походы выходного дня для людей, испытывающих нагрузки и ведущих малоподвижный образ жизни можно рекомендовать проводить не реже двух раза в месяц.

Заключение

Физическая рекреация - вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:

1. Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека.

2. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит обмен социальным опытом.

3. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреационной деятельности и какие психические новообразования возникают у человека в результате этой деятельности.

4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в ее физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.

5. Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности и в какой мере она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей.

6. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства используются и кто ее организует (кадры).

Таким образом, предметные области физической рекреации весьма широки, объемны; они вторгаются в междисциплинарную область либо традиционно, либо с помощью недавно освоенных других частных теорий. Это пока затрудняет создание собственной теории физической рекреации и тем более предложение какого-либо обобщающего ее определения.

В поход выходного дня может ходить совершенно любой. Поэтому есть значительные возможности использовать поход выходного дня в рекреационных целях.

Главный мотив занятий физической рекреацией для всех групп испытуемых – совершенствование.

Пол, образование, принадлежность к определенной социальной группе являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией.

Эксперимент показал, что работоспособность участников похода была восстановлена в объеме, превышающем первоначальный. Таким образом, периодические умеренные физические нагрузки на природе, в частности поход выходного дня, можно рекомендовать как более эффективный способ восстановления сил по сравнению с отдыхом в домашних условиях. Эффект от такого отдыха, как показало исследование сохраняется в течение как минимум двух недель.

По итогам исследования был разработан ряд рекомендаций по проведению походов выходного дня для людей, испытывающих перегрузки. Равномерное распределение нагрузок и их оптимальный уровень – залог успешности похода и достижения цели подобного мероприятия, то есть полноценного восстановления работоспособности людей, ведущих малоподвижный образ жизни и не подготовленных к физическим нагрузкам. Активный период рекреационных воздействий во время остановок должен быть не менее 150-180 минут. При этом необходимо периодически менять маршруты похода, выбирая наиболее оптимальные с точки зрения рекреации. Также рекомендуется проводить подобные походы дважды в месяц в теплое время года.

Итак, поставленные в работе задачи выполнены в полном объеме, цель достигнута.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77889. Договор дарения 30.5 KB
  Договор дарения Договором дарения называется договор по которому одна сторона даритель безвозмездно передает или обязуется передать определенное имущество другой стороне одаряемому либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. В отношении договоров дарения с участием юридических лиц ГК также предусматривает ряд специальных ограничений. Другое ограничение касается дарения вещей принадлежащих юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления....
77890. Договор ренты 29 KB
  Договор ренты По договору ренты одна сторона получатель ренты передает другой стороне плательщику ренты в собственность имущество а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Реальный односторонний возмездный Возникающие из договора ренты отношения носят длительный стабильный а при пожизненном содержании с иждивением – и доверительный характер. Форма подлежит...
77892. Сравнительный анализ договора найма 34 KB
  Сравнительный анализ договора найма По договору найма – одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо наймодатель – обязуется предоставить другой стороне нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. помещением при перемене собственника этого помещения. Переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания...
77894. Правовые формы распоряжения исключительными правами ГК РФ предусматривает такие формы реализации пр. 29.5 KB
  Правовые формы распоряжения исключительными правами ГК РФ предусматривает такие формы реализации права автора путем заключения договоров: договор об отчуждении исключительного права; лицензионный договор; договор о залоге исключительного авторского права; договор авторского заказа. По договору об отчуждении исключительного права правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне...
77895. Транспортные договоры 31.5 KB
  Особенность транспортных договоров: регулируются ГК РФ общие положения о перевозках транспортными уставами и кодексами правилами перевозки грузов пассажиров и багажа. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и...
77896. Договор хранения 32.5 KB
  Объект индивидуально-определенные вещи вещи определенные родовыми признаками. Может потребовать досрочного расторжения договора когда вещи стали опасны для окружающих. Обязан обеспечить сохранность вещи независимо от того хранение возмездное или безвозмездное. Обязан вернуть вещь немедленно и в том же состоянии с учетом нормального ухудшения вещи.
77897. Сравнительный анализ договора поручения, комиссии, агентского договора 27 KB
  Сравнительный анализ договора поручения комиссии агентского договора По договору поручения одна сторона поверенный обязуется совершить от имени и за счет другой стороны доверителя определенные юридические действия. По договору комиссии одна сторона комиссионер обязуется по поручению другой стороны комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени но за счет комитента. По агентскому договору одна сторона агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны принципала...