62117

Цивилизация Древней Руси (6 – н. 12 вв.)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Версии образования древнерусской государственности и особенности раннефеодальной монархии работа с термином государство доклады дискуссия. Социальная структура общества доклады работа с источником...

Русский

2014-06-05

30 KB

6 чел.

4


Семинарские занятия по Отечественной истории*

№ п/п

Тема и краткое содержание

Коли-

чество

часов

Рекомен-дуемая литера-тура

(№ источника)

1

Цивилизация Древней Руси (6 – н. 12 вв.).

1. Византийские, арабские авторы и  «Повесть временных лет» об истории, хозяйственной деятельности, нравах, обычаях, верованиях древних славян (6 – 8 вв.) (работа с источниками)

2. Версии образования древнерусской государственности и особенности раннефеодальной монархии (работа с термином – государство, доклады,  дискуссия)

3. Социальная структура общества (доклады, работа с источником – Русская правда)

4. Причины, методы и последствия крещения Киевской Руси. (доклады,  работа с источником – Повесть временных лет, дискуссия)

4

1, 4, 5, 8, 10, 12, 13

2

Русские земли в условиях татаро-монгольского ига (13 – 15 вв.).

  1.  Причины установления татаро-монгольского ига (доклады, дискуссия)
  2.  Основные этапы борьбы за независимость. Москва – центр объединения княжеств Северо-Восточной Руси (доклады, дискуссия)
  3.  Историки о сущности и влиянии татаро-монгольского ига на развитие России (работа с научными текстами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.Н. Сахарова и др.)

2

1, 4, 5, 8, 10, 12,13

3

Становление крепостного права в России (15 – 17 вв.)

  1.  Дворянское сословие: динамика статуса (характеристика по В.О. Ключевскому, А.Н. Сахарову, работа с документами – Судебники и Соборное Уложение)
  2.  Крестьянское сословие: динамика статуса (характеристика по В.О. Ключевскому, А.Н. Сахарову, работа с документами – Судебники и Соборное Уложение)
  3.  Причины установления крепостного права (работа с термином, дискуссия)
  4.  Роль и значение крепостного права в экономике России

2

1,4,8,10,12,13

Контрольное тестирование по периоду 6 – 17 вв.

5 – 10 минут

4, 10

4

Эпоха Петра 1 в модернизации России (н. 18 в.).

  1.  Развитие России во 2й половине 17в. Причины и предпосылки реформ. (доклады, дискуссия)
  2.  Реформы Петра 1: военная, налоговая, финансовая, экономическая, управленческая, церковная, культурная (доклады, дискуссия)

3. Итоги реформаторской деятельности Петра, по мнению историков и современников. (работа с научными текстами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.Н. Сахарова, Н. И. Павленко, Е.В. Анисимова и др.)

4

1, 4,  8, 10, 12, 13

5

Российское общество во 2й половине 19 в.: поиск альтернатив развития страны

  1.  1. Социальные изменения в российском обществе в условиях капитализма и его последствия (доклад по А.Н. Сахарову).
  2.  2.Народничество: социальные и политические корни явления. Основные идеологи и их программы. (доклады, дискуссия, работа с терминами – социализм, утопический социализм, разбор текстов П. Ткачева, П. Лаврова М. Бакунина)
  3.  3. Организации народников, их цели, лидеры, деятельность. (доклады и дискуссия)
  4.  4. Результаты и оценки деятельности народников. Мнения современников и историков.

2

1, 4, 8, 9,10

6

Политические партии в России в к. 19 – н. 20 вв. (до 1906 г. )

  1.  Что такое политическая партия? (работа с термином)
  2.  Особенности российских политических партий по сравнению с западными (доклад по А.И. Зевелеву)

3. Лидеры и программные взгляды основных политических партий на решение российских проблем: монархисты, октябристы, кадеты, эсеры, эсдеки, анархисты (доклады, обсуждение)

2

1, 4, 8, 9,10

7

Россия во время первой русской революции 1905 – 1907гг. Ее результаты и последствия.

  1.  1. Основные результаты и противоречия социально-экономического развития России в пореформенный период. Причины первой русской революции.(доклады, дискуссия)
  2.  2. Создание и деятельность 1, 2 и 3й Государственных Дум. Проблемы становления российского парламентаризма (работа с документом, доклады, дискуссия)

3. Столыпинская реформа как средство стабилизации политической обстановки в стране и создание условий для ее развития. (работа с документом, доклады, дискуссия)

4

1, 2, 4, 8, 10

Контрольное тестирование по периоду 18 – н. 20 вв. (до 1917 г.)

5 – 10 минут

4,10

8

Гражданская война в России – взгляды современников и историков.

  1.  1. Красные и белые: состав, полководцы, цели, идеи, основные фронты. (работа с воспоминаниями А.И. Деникина М.Н. Тухачевского и др, доклады, дискуссия)
  2.  2. Красный и белый террор в гражданской войне (дискуссия)
  3.  3. Интервенция: причины, участники, масштабы и последствия иностранного вмешательства в российские дела (доклады, обсуждение)
  4.  4. Причины победы большевиков. Мнения советских, западных и современных российских историков.

4

1, 2, 4, 8, 10, 11

9

Советское общество в условиях культа личности И.В. Сталина (к. 1920х – 1953 гг.)

  1.  1. Формы и методы «воспитания нового человека» в сталинский период. (доклады)
  2.  2. Репрессии и их влияние на управление обществом. (работа с документами Мемориала, доклады, обсуждение)
  3.  3. Роль ГУЛАГа в реализации планов «строительства социализма» (доклады, дискуссия)
  4.  4. Итоги и цена культа личности. Мнения историков и современников.

2

2,4,8,10,11

10

Некоторые аспекты советской внешней политики времен холодной войны.

  1.  1. Социалистический лагерь: политика и экономика (на примере ГДР, Польши, Венгрии, Югославии…) (доклады, обсуждение)
  2.  2. Карибский кризис: причины, действующие лица, результаты (доклады, обсуждение).
  3.  3. Афганская война: цели, методы их достижения и цена. (доклады, обсуждение)

2

2, 4, 6, 8, 10,11

11

Создание СССР: ретроспективный анализ проблемы

1. Дискуссии в партии большевиков по поводу создания СССР (доклады)

2. Процесс присоединения территорий 1918 – 1945 гг.(доклады)

3. Образование СССР в оценках российских и зарубежных историков и политиков (доклады, обсуждение)

2

2, 4, 8, 10, 11, 14

Контрольное тестирование по советскому и постсоветскому периодам

5 – 10 минут

4, 10, 11, 14

12

Подведение итогов, ликвидация задолженностей, выставление автоматов

2

-

* По каждой теме семинара, кроме указанных вопросов, возможны доклады по персоналиям, а также другим проблемам в рамках периода и темы по согласованию с преподавателем

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Автор

Наименование

Год и место издания

1

2

3

4

а) ОСНОВНАЯ

1

Брандт М. Ю.  и др.

Россия и мир. Учебная книга по истории в 3 ч.

М., 1994

2

Верт Н.

История советского государства 1900 – 1991гг.

М., 1997

3

Виноградов В. Н.

Новая история стран Европы и Америки

М., 1997

4

Зуев М.Н.

История России

М., 2006

5

Карпов С. П.

История средних веков

М., 2000

6

Кредер А. А.

Новейшая история ХХ в.

М., 1995

7

Кулешов С. В.,

Медушевский А. Н.

Россия в системе мировых цивилизаций. Учебное  пособие.

М., 2001

8

Мунчаев Ш. М., Устинов В. М.

История России

М., 1998

9

Новиков С. В. и др.

Всеобщая история. Справочник студента.

М., 2001

10

Сахаров А. Н. и др.

История России с древнейших времен до конца ХХ в. в 3 т.

М., 1997

11

Соколов А.К.

Курс советской истории в 2 кн

б) дополнительная

12

Ключевский В. О.

Курс русской истории в 8 кн.

М., 1956

13

Соловьев С. М.

История России с древнейших времен в 9 кн.

М., 1960

14

А.Б. Безбородов и др.

Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов  

М.: РГГУ, 2009


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3032. Изучение характеристик электростатического поля 253 KB
  Изучение характеристик электростатического поля. Цель работы Исследовать электростатическое поле, графически изобразить сечение эквипотенциальных поверхностей и силовые линии для некоторых конфигураций поля. Основные теоретические сведения. Любо...
3033. Применение уравнений Лагранжа II рода к определению сил и моментов, обеспечивающих программное движение манипулятора 187 KB
  Вычислить значения управляющих сил и моментов в начале торможения звена 1. Считать, что торможение звена 1 начинается в тот момент, когда угловое ускорение звена обращается в ноль. Построить графики зависимости управляющих моментов и сил от времени....
3034. Альтернативные источники энергии: энергия волн 167 KB
  Энергия волн — энергия волн на поверхности океана, используемая для совершения полезной работы — генерации электроэнергии, опреснения воды и перекачки воды в резервуары. Энергия волн — возобновляемый источник энергии. Мощность волнени...
3035. Філософія Середніх віків 63.15 KB
  Середньовічна філософія являє собою той тривалий відрізок в історії європейської філософії, який безпосередньо пов'язаний з християнською релігією. Лише ті філософи, які розділяли релігійні та світські позиції християнства, могли розраховувати на популярність і визнання.
3036. Расчет гомогенизатора 138.29 KB
  Расчет гомогенизатора Цель работы: изучение теоретических основ процесса гомогенизации, знакомство с классификацией гомогенизаторов, изучение устройства и принципа действия плунжерного гомогенизатора и приобретение практических навыков по расчету пл...
3037. Исследование бессознательного человека 86 KB
  Безсознательное Существует масса примеров, на которых можно отобразить безсознательное, как модель. Присвоить ей определённые характеристики. Исследовать её. Например пробуждение человека от сна является ничем иным, как конфронтацией двух взаимно пр...
3038. СОБЕСЕДОВАНИЕ: ВАШ ЯЗЫК ЖЕСТОВ 42 KB
  Итак, вам необходимо найти работу. В ходе телефонных переговоров вами заинтересовались и пригласили на собеседование. Вы мысленно прокручиваете в голове сценарий предстоящей беседы и предвкушаете желаемый результат. А ...
3039. Вступ до мовознавства 253.26 KB
  Лекція №1 Тема: Предмет, завдання, місце і значення науки про мову. Галузі мовознавства. Наукове і практичне значення мовознавства. Термінологічний словник теми Білінгвізм, гуманітарні науки, діахронія, етнолінгвістика, загальне мовознавство, індиві...
3040. Моя чудова рідна мова. Виховний захід 57 KB
  Тема: Моя чудова рідна мова Мета: Розширити знання учнів про  рідну мову, формувати розуміння того, що мова – скарб народу, розвивати комунікативну компетентність учнів, виховувати почуття національної гідності, любові і поваги до рі...