62117

Цивилизация Древней Руси (6 – н. 12 вв.)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Версии образования древнерусской государственности и особенности раннефеодальной монархии работа с термином государство доклады дискуссия. Социальная структура общества доклады работа с источником...

Русский

2014-06-05

30 KB

6 чел.

4


Семинарские занятия по Отечественной истории*

№ п/п

Тема и краткое содержание

Коли-

чество

часов

Рекомен-дуемая литера-тура

(№ источника)

1

Цивилизация Древней Руси (6 – н. 12 вв.).

1. Византийские, арабские авторы и  «Повесть временных лет» об истории, хозяйственной деятельности, нравах, обычаях, верованиях древних славян (6 – 8 вв.) (работа с источниками)

2. Версии образования древнерусской государственности и особенности раннефеодальной монархии (работа с термином – государство, доклады,  дискуссия)

3. Социальная структура общества (доклады, работа с источником – Русская правда)

4. Причины, методы и последствия крещения Киевской Руси. (доклады,  работа с источником – Повесть временных лет, дискуссия)

4

1, 4, 5, 8, 10, 12, 13

2

Русские земли в условиях татаро-монгольского ига (13 – 15 вв.).

  1.  Причины установления татаро-монгольского ига (доклады, дискуссия)
  2.  Основные этапы борьбы за независимость. Москва – центр объединения княжеств Северо-Восточной Руси (доклады, дискуссия)
  3.  Историки о сущности и влиянии татаро-монгольского ига на развитие России (работа с научными текстами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.Н. Сахарова и др.)

2

1, 4, 5, 8, 10, 12,13

3

Становление крепостного права в России (15 – 17 вв.)

  1.  Дворянское сословие: динамика статуса (характеристика по В.О. Ключевскому, А.Н. Сахарову, работа с документами – Судебники и Соборное Уложение)
  2.  Крестьянское сословие: динамика статуса (характеристика по В.О. Ключевскому, А.Н. Сахарову, работа с документами – Судебники и Соборное Уложение)
  3.  Причины установления крепостного права (работа с термином, дискуссия)
  4.  Роль и значение крепостного права в экономике России

2

1,4,8,10,12,13

Контрольное тестирование по периоду 6 – 17 вв.

5 – 10 минут

4, 10

4

Эпоха Петра 1 в модернизации России (н. 18 в.).

  1.  Развитие России во 2й половине 17в. Причины и предпосылки реформ. (доклады, дискуссия)
  2.  Реформы Петра 1: военная, налоговая, финансовая, экономическая, управленческая, церковная, культурная (доклады, дискуссия)

3. Итоги реформаторской деятельности Петра, по мнению историков и современников. (работа с научными текстами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.Н. Сахарова, Н. И. Павленко, Е.В. Анисимова и др.)

4

1, 4,  8, 10, 12, 13

5

Российское общество во 2й половине 19 в.: поиск альтернатив развития страны

  1.  1. Социальные изменения в российском обществе в условиях капитализма и его последствия (доклад по А.Н. Сахарову).
  2.  2.Народничество: социальные и политические корни явления. Основные идеологи и их программы. (доклады, дискуссия, работа с терминами – социализм, утопический социализм, разбор текстов П. Ткачева, П. Лаврова М. Бакунина)
  3.  3. Организации народников, их цели, лидеры, деятельность. (доклады и дискуссия)
  4.  4. Результаты и оценки деятельности народников. Мнения современников и историков.

2

1, 4, 8, 9,10

6

Политические партии в России в к. 19 – н. 20 вв. (до 1906 г. )

  1.  Что такое политическая партия? (работа с термином)
  2.  Особенности российских политических партий по сравнению с западными (доклад по А.И. Зевелеву)

3. Лидеры и программные взгляды основных политических партий на решение российских проблем: монархисты, октябристы, кадеты, эсеры, эсдеки, анархисты (доклады, обсуждение)

2

1, 4, 8, 9,10

7

Россия во время первой русской революции 1905 – 1907гг. Ее результаты и последствия.

  1.  1. Основные результаты и противоречия социально-экономического развития России в пореформенный период. Причины первой русской революции.(доклады, дискуссия)
  2.  2. Создание и деятельность 1, 2 и 3й Государственных Дум. Проблемы становления российского парламентаризма (работа с документом, доклады, дискуссия)

3. Столыпинская реформа как средство стабилизации политической обстановки в стране и создание условий для ее развития. (работа с документом, доклады, дискуссия)

4

1, 2, 4, 8, 10

Контрольное тестирование по периоду 18 – н. 20 вв. (до 1917 г.)

5 – 10 минут

4,10

8

Гражданская война в России – взгляды современников и историков.

  1.  1. Красные и белые: состав, полководцы, цели, идеи, основные фронты. (работа с воспоминаниями А.И. Деникина М.Н. Тухачевского и др, доклады, дискуссия)
  2.  2. Красный и белый террор в гражданской войне (дискуссия)
  3.  3. Интервенция: причины, участники, масштабы и последствия иностранного вмешательства в российские дела (доклады, обсуждение)
  4.  4. Причины победы большевиков. Мнения советских, западных и современных российских историков.

4

1, 2, 4, 8, 10, 11

9

Советское общество в условиях культа личности И.В. Сталина (к. 1920х – 1953 гг.)

  1.  1. Формы и методы «воспитания нового человека» в сталинский период. (доклады)
  2.  2. Репрессии и их влияние на управление обществом. (работа с документами Мемориала, доклады, обсуждение)
  3.  3. Роль ГУЛАГа в реализации планов «строительства социализма» (доклады, дискуссия)
  4.  4. Итоги и цена культа личности. Мнения историков и современников.

2

2,4,8,10,11

10

Некоторые аспекты советской внешней политики времен холодной войны.

  1.  1. Социалистический лагерь: политика и экономика (на примере ГДР, Польши, Венгрии, Югославии…) (доклады, обсуждение)
  2.  2. Карибский кризис: причины, действующие лица, результаты (доклады, обсуждение).
  3.  3. Афганская война: цели, методы их достижения и цена. (доклады, обсуждение)

2

2, 4, 6, 8, 10,11

11

Создание СССР: ретроспективный анализ проблемы

1. Дискуссии в партии большевиков по поводу создания СССР (доклады)

2. Процесс присоединения территорий 1918 – 1945 гг.(доклады)

3. Образование СССР в оценках российских и зарубежных историков и политиков (доклады, обсуждение)

2

2, 4, 8, 10, 11, 14

Контрольное тестирование по советскому и постсоветскому периодам

5 – 10 минут

4, 10, 11, 14

12

Подведение итогов, ликвидация задолженностей, выставление автоматов

2

-

* По каждой теме семинара, кроме указанных вопросов, возможны доклады по персоналиям, а также другим проблемам в рамках периода и темы по согласованию с преподавателем

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Автор

Наименование

Год и место издания

1

2

3

4

а) ОСНОВНАЯ

1

Брандт М. Ю.  и др.

Россия и мир. Учебная книга по истории в 3 ч.

М., 1994

2

Верт Н.

История советского государства 1900 – 1991гг.

М., 1997

3

Виноградов В. Н.

Новая история стран Европы и Америки

М., 1997

4

Зуев М.Н.

История России

М., 2006

5

Карпов С. П.

История средних веков

М., 2000

6

Кредер А. А.

Новейшая история ХХ в.

М., 1995

7

Кулешов С. В.,

Медушевский А. Н.

Россия в системе мировых цивилизаций. Учебное  пособие.

М., 2001

8

Мунчаев Ш. М., Устинов В. М.

История России

М., 1998

9

Новиков С. В. и др.

Всеобщая история. Справочник студента.

М., 2001

10

Сахаров А. Н. и др.

История России с древнейших времен до конца ХХ в. в 3 т.

М., 1997

11

Соколов А.К.

Курс советской истории в 2 кн

б) дополнительная

12

Ключевский В. О.

Курс русской истории в 8 кн.

М., 1956

13

Соловьев С. М.

История России с древнейших времен в 9 кн.

М., 1960

14

А.Б. Безбородов и др.

Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов  

М.: РГГУ, 2009


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36245. Распознавание образов: подходы 36 KB
  Ассоциативность памяти и задача распознавания образов Динамический процесс последовательной смены состояний нейронной сети Хопфилда завершается в некотором стационарном состоянии являющемся локальным минимумом энергетической функции ES. Невозрастание энергии в процессе динамики приводит к выбору такого локального минимума S в бассейн притяжения которого попадает начальное состояние исходный пред'являемый сети образ S0. Поскольку для двух двоичных векторов минимальное число изменений компонент переводящее один вектор в другой является...
36246. Персептрон Розенблатта: структура, алгоритм обучения 52 KB
  Персептрон Розенблатта: структура алгоритм обучения. С сегодняшних позиций однослойный персептрон представляет скорее исторический интерес однако на его примере могут быть изучены основные понятия и простые алгоритмы обучения нейронных сетей.Розенблаттом метод обучения состоит в итерационной подстройке матрицы весов последовательно уменьшающей ошибку в выходных векторах. Здесь темп обучения.
36247. Генети́ческий алгори́тм 57.5 KB
  Некоторым обычно случайным образом создаётся множество генотипов начальной популяции. Таким образом можно выделить следующие этапы генетического алгоритма: Задать целевую функцию приспособленности для особей популяции Создать начальную популяцию Начало цикла Размножение скрещивание Мутирование Вычислить значение целевой функции для всех особей Формирование нового поколения селекция Если выполняются условия останова то конец цикла иначе начало цикла. Создание начальной популяции Перед первым шагом нужно...
36248. Программные агенты: классификация, структура. Многоагентные системы 43.5 KB
  Классификация агентов. Классификация агентов типы агентов Простые Смышленые Интеллектуальные характеристики Автономное выполнение Взаимодействие с другими агентами и пользователями Слежение за окружением Способность использования абстракций Способность использования предметных знаний Возможность адаптивного поведения для достижения цели Обучение из окружения Терпимость к ошибкам Rel time исполнение ER взаимодействие С позиции изучаемой дисциплины нас прежде всего...
36249. Экспертные системы: виды, структура, этапы построения 119 KB
  При разработке ЭС определяются основные ресурсы к которым относятся: источники знаний время разработки вычислительные средства объем финансирования. Этап завершается созданием модели предметной области и определением следующих задач: типов доступных данных; исходные и выходные данные; используемые стратегии и гипотезы; типы используемых отношений; состав знаний используемых для решения задачи; состав знаний используемых для обоснованного решения. В ходе данного этапа производится оценка выбранного способа представление...
36250. Ресурсы. Свойства и классификация ресурсов. Дисциплины распределения ресурсов 79 KB
  Понятие ресурса. Ресурсы различаются по запасу выделяемых единиц ресурса и бывают в этом смысле исчерпываемые и неисчерпываемые. Исчерпываемость ресурса как правило приводит к жизненным конфликтам в среде потребителей Для регулирования конфликтов ресурсы должны распределяться между потребителями по какимто правилам в наибольшей степени их удовлетворяющим. Именно в этом смысле далее и трактуется понятие ресурса.
36251. Процессы. Задачи синхронизации. Задача взаимного исключения, задача Производитель-потребитель, задача Читатели-писатели 51 KB
  На уровень долгосрочного планирования выносят действия редкие в системе, но требующие больших системных затрат. На уровень краткосрочного планирования выносятся частые и более короткие по длительности действия по управлению процессами.
36252. Аппаратная реализация взаимоисключения: команда test and set. Семафоры. Обеспечение взаимоисключения при помощи семафоров 50 KB
  Главным фактором, обеспечивающим успех в этом случае, является наличие одной аппаратной команды, которая осуществляет чтение переменной, запись ее значения в область сохранения и установку нужного конкретного значения этой переменной
36253. Структура оперативной памяти. Организация виртуальной памяти. Страничное, сегментное и сегментно-страничное распределение памяти 71.5 KB
  Структура оперативной памяти. Организация виртуальной памяти. Страничное сегментное и сегментно-страничное распределение памяти. Структура памяти любой машины является многоуровневой.