62117

Цивилизация Древней Руси (6 – н. 12 вв.)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Версии образования древнерусской государственности и особенности раннефеодальной монархии работа с термином государство доклады дискуссия. Социальная структура общества доклады работа с источником...

Русский

2014-06-05

30 KB

6 чел.

4


Семинарские занятия по Отечественной истории*

№ п/п

Тема и краткое содержание

Коли-

чество

часов

Рекомен-дуемая литера-тура

(№ источника)

1

Цивилизация Древней Руси (6 – н. 12 вв.).

1. Византийские, арабские авторы и  «Повесть временных лет» об истории, хозяйственной деятельности, нравах, обычаях, верованиях древних славян (6 – 8 вв.) (работа с источниками)

2. Версии образования древнерусской государственности и особенности раннефеодальной монархии (работа с термином – государство, доклады,  дискуссия)

3. Социальная структура общества (доклады, работа с источником – Русская правда)

4. Причины, методы и последствия крещения Киевской Руси. (доклады,  работа с источником – Повесть временных лет, дискуссия)

4

1, 4, 5, 8, 10, 12, 13

2

Русские земли в условиях татаро-монгольского ига (13 – 15 вв.).

  1.  Причины установления татаро-монгольского ига (доклады, дискуссия)
  2.  Основные этапы борьбы за независимость. Москва – центр объединения княжеств Северо-Восточной Руси (доклады, дискуссия)
  3.  Историки о сущности и влиянии татаро-монгольского ига на развитие России (работа с научными текстами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.Н. Сахарова и др.)

2

1, 4, 5, 8, 10, 12,13

3

Становление крепостного права в России (15 – 17 вв.)

  1.  Дворянское сословие: динамика статуса (характеристика по В.О. Ключевскому, А.Н. Сахарову, работа с документами – Судебники и Соборное Уложение)
  2.  Крестьянское сословие: динамика статуса (характеристика по В.О. Ключевскому, А.Н. Сахарову, работа с документами – Судебники и Соборное Уложение)
  3.  Причины установления крепостного права (работа с термином, дискуссия)
  4.  Роль и значение крепостного права в экономике России

2

1,4,8,10,12,13

Контрольное тестирование по периоду 6 – 17 вв.

5 – 10 минут

4, 10

4

Эпоха Петра 1 в модернизации России (н. 18 в.).

  1.  Развитие России во 2й половине 17в. Причины и предпосылки реформ. (доклады, дискуссия)
  2.  Реформы Петра 1: военная, налоговая, финансовая, экономическая, управленческая, церковная, культурная (доклады, дискуссия)

3. Итоги реформаторской деятельности Петра, по мнению историков и современников. (работа с научными текстами С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.Н. Сахарова, Н. И. Павленко, Е.В. Анисимова и др.)

4

1, 4,  8, 10, 12, 13

5

Российское общество во 2й половине 19 в.: поиск альтернатив развития страны

  1.  1. Социальные изменения в российском обществе в условиях капитализма и его последствия (доклад по А.Н. Сахарову).
  2.  2.Народничество: социальные и политические корни явления. Основные идеологи и их программы. (доклады, дискуссия, работа с терминами – социализм, утопический социализм, разбор текстов П. Ткачева, П. Лаврова М. Бакунина)
  3.  3. Организации народников, их цели, лидеры, деятельность. (доклады и дискуссия)
  4.  4. Результаты и оценки деятельности народников. Мнения современников и историков.

2

1, 4, 8, 9,10

6

Политические партии в России в к. 19 – н. 20 вв. (до 1906 г. )

  1.  Что такое политическая партия? (работа с термином)
  2.  Особенности российских политических партий по сравнению с западными (доклад по А.И. Зевелеву)

3. Лидеры и программные взгляды основных политических партий на решение российских проблем: монархисты, октябристы, кадеты, эсеры, эсдеки, анархисты (доклады, обсуждение)

2

1, 4, 8, 9,10

7

Россия во время первой русской революции 1905 – 1907гг. Ее результаты и последствия.

  1.  1. Основные результаты и противоречия социально-экономического развития России в пореформенный период. Причины первой русской революции.(доклады, дискуссия)
  2.  2. Создание и деятельность 1, 2 и 3й Государственных Дум. Проблемы становления российского парламентаризма (работа с документом, доклады, дискуссия)

3. Столыпинская реформа как средство стабилизации политической обстановки в стране и создание условий для ее развития. (работа с документом, доклады, дискуссия)

4

1, 2, 4, 8, 10

Контрольное тестирование по периоду 18 – н. 20 вв. (до 1917 г.)

5 – 10 минут

4,10

8

Гражданская война в России – взгляды современников и историков.

  1.  1. Красные и белые: состав, полководцы, цели, идеи, основные фронты. (работа с воспоминаниями А.И. Деникина М.Н. Тухачевского и др, доклады, дискуссия)
  2.  2. Красный и белый террор в гражданской войне (дискуссия)
  3.  3. Интервенция: причины, участники, масштабы и последствия иностранного вмешательства в российские дела (доклады, обсуждение)
  4.  4. Причины победы большевиков. Мнения советских, западных и современных российских историков.

4

1, 2, 4, 8, 10, 11

9

Советское общество в условиях культа личности И.В. Сталина (к. 1920х – 1953 гг.)

  1.  1. Формы и методы «воспитания нового человека» в сталинский период. (доклады)
  2.  2. Репрессии и их влияние на управление обществом. (работа с документами Мемориала, доклады, обсуждение)
  3.  3. Роль ГУЛАГа в реализации планов «строительства социализма» (доклады, дискуссия)
  4.  4. Итоги и цена культа личности. Мнения историков и современников.

2

2,4,8,10,11

10

Некоторые аспекты советской внешней политики времен холодной войны.

  1.  1. Социалистический лагерь: политика и экономика (на примере ГДР, Польши, Венгрии, Югославии…) (доклады, обсуждение)
  2.  2. Карибский кризис: причины, действующие лица, результаты (доклады, обсуждение).
  3.  3. Афганская война: цели, методы их достижения и цена. (доклады, обсуждение)

2

2, 4, 6, 8, 10,11

11

Создание СССР: ретроспективный анализ проблемы

1. Дискуссии в партии большевиков по поводу создания СССР (доклады)

2. Процесс присоединения территорий 1918 – 1945 гг.(доклады)

3. Образование СССР в оценках российских и зарубежных историков и политиков (доклады, обсуждение)

2

2, 4, 8, 10, 11, 14

Контрольное тестирование по советскому и постсоветскому периодам

5 – 10 минут

4, 10, 11, 14

12

Подведение итогов, ликвидация задолженностей, выставление автоматов

2

-

* По каждой теме семинара, кроме указанных вопросов, возможны доклады по персоналиям, а также другим проблемам в рамках периода и темы по согласованию с преподавателем

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Автор

Наименование

Год и место издания

1

2

3

4

а) ОСНОВНАЯ

1

Брандт М. Ю.  и др.

Россия и мир. Учебная книга по истории в 3 ч.

М., 1994

2

Верт Н.

История советского государства 1900 – 1991гг.

М., 1997

3

Виноградов В. Н.

Новая история стран Европы и Америки

М., 1997

4

Зуев М.Н.

История России

М., 2006

5

Карпов С. П.

История средних веков

М., 2000

6

Кредер А. А.

Новейшая история ХХ в.

М., 1995

7

Кулешов С. В.,

Медушевский А. Н.

Россия в системе мировых цивилизаций. Учебное  пособие.

М., 2001

8

Мунчаев Ш. М., Устинов В. М.

История России

М., 1998

9

Новиков С. В. и др.

Всеобщая история. Справочник студента.

М., 2001

10

Сахаров А. Н. и др.

История России с древнейших времен до конца ХХ в. в 3 т.

М., 1997

11

Соколов А.К.

Курс советской истории в 2 кн

б) дополнительная

12

Ключевский В. О.

Курс русской истории в 8 кн.

М., 1956

13

Соловьев С. М.

История России с древнейших времен в 9 кн.

М., 1960

14

А.Б. Безбородов и др.

Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов  

М.: РГГУ, 2009


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61883. Классный час по теме «Формула выбора профессии». «Хочу-могу-надо» 76 KB
  Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом выборе профессии. Формула профессии Как же правильно выбрать профессию В математике все просто.
61884. Формула произведения 44 KB
  Какой материал про величины вы изучали на предыдущих уроках формула пути расстояния работы стоимости площади прямоугольника Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о величинах и формулы величин сведём в одну.
61887. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ 572.23 KB
  Цель: рассмотреть задачи, принципы и механизмы ювенальной юстиции, а также перспективы внедрения ювенальных правоохранительных органов в современной Украине.
61888. Отряд хищные. Организация групповой деятельности учащихся на уроках биологии 1.51 MB
  Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных. Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.
61889. American writer Mark Twain 38 KB
  Now, please, look at the blackboard. Let’s begin with the words. Listen to me, I will read them: daring boy, to punish, to be sure, to whitewash a fence, to pass, delight, pretend, to show off, straw, to balance, mysteries, hero.
61890. Тотожні перетворення виразів. Подорож стежками Холодного Яру 222 KB
  Подорож стежками Холодного Яру. Подорож стежками Холодного Яру. А тепер попробуємо розкрити таємниці Холодного Яру. Освячений пророчим Тарасовим словом: І повіє огонь новий з Холодного Яру.