62151

Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Имя существительное одна из сложнейших грамматико-орфографических тем. Результатом 2 этапа работы стал проект урока русского языка обобщение повторение и систематизация знаний учащихся по одной з трудных грамматико-орфографических тем в 3 классе по теме Имя существительное.

Русский

2014-06-05

31.37 KB

0 чел.

Перед разработкой урока мы сориентировались в методическом арсенале методов, приемов и средств.

На уроке следует создавать такие условия, которые способствуют лучшему повторению и лучшей систематизации знаний, а также развитию познавательного интереса к урокам русского языка.

На уроке были использованы различные методы и приемы обучения, которые способствовали лучшему усвоению учащимися пройденного материала. Например, фонетический разбор имени существительного, объяснение орфограмм, таких, как безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак; определение рода у имен существительных и др.

Данные упражнения позволяют учащимся закрепить данную грамматико-орфографическую тему, дифференцированность методов и приемов позволяет даже отстающим учащимся лучше усвоить данную тему, т.к. «Имя существительное» - одна из сложнейших грамматико-орфографических тем.

Результатом 1 этапа работы стала актуализация собственных лингвистических и методических знаний, определение основных направлений работы.

Результатом 2 этапа работы стал проект урока русского языка (обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся по одной з трудных грамматико-орфографических тем) в 3 классе по теме «Имя существительное».

Цель урока: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного, его коммуникативной роли в речи

Задачи урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; 2) вырабатывать орфографическую зоркость учащихся; 3) повторить написание слов с непроверяемым написанием; 4) развивать правильную речь учащихся, память, внимание, любовь и уважение к родному языку; 5)воспитывать доброту, отзывчивость и любовь к природе.

Проект урока строился в следующей последовательности: 1 этап урока – сообщение темы и целей урока

Воспроизведение ранее изученного

Сообщение темы и целей урока

Минутка чистописа-ния

Словарная работа

Повторение ранее изученного

Обобщение знаний

Подведение итогов и оценивание

Д/з

- Прочитайте слова. 
Волшебный, зима, холодный
- Какое слово лишнее? К какой части речи относится слово «зима»?

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя 
существительное».

- Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное». 
- Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Пугачева – пугачевцами, а тех, кто живет в стране с названием Речь? 
(Части речи.) (За ответы детям раздаю жетоны.) 
- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие. 
- О каком времени года это стихотворение? 
Проплясали по снегам 
Снежные метели 
Снегири снеговикам 
Песню просвистели. 
У заснеженной реки 
В снежном переулке 
Звонко носятся коньки, 
Режут лед снегурки.

- Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? [С] 
- Какой он? Согласный, глухой, твердый.
- Может ли этот звук быть мягким? 
Какой буквой при письме обозначается? 
- Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. 
сСс СсС 
(Прописывают)

(За)мел…кал (в)м...розном воздухе лё...кий сн...жок. 
- Прочитайте предложение. 
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. 
Объясните орфограммы. 
Разберите по членам предложения и частям речи. 
Проверим. 

- Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.) 
- Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.) 
- Выполните звуко-буквенный анализ слова мороз. 
Мороз – [марос] - 5б., 5зв., 2сл. 
(Одновременно идет анализ каждого звука.)

- Путь у нас недалек, и мы отправимся в страну Речь пешком. По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.) 
Нам придется сделать остановку у колодца. 

- Беда – провалились в колодец слова. 
Их достать – нелегкое задание! 
Надо знать тех слов правописание! 

Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением.) 
Нужно достать из колодца слова: 
1 вариант – с безударной гласной «О» 
2 вариант – с безударной гласной «Е» 
К…мпьютер, ин...й, в…лшебный, м...тро, ок...ан, пр...дмет, ш...фёр, ч...рёмуха, кр... вать, пр...фессия, м...чта, п...года. ( На экране.)

(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.) 
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму. 
Проверим. 
- Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.) 

- Итак, мы дошли до страны Речь. Чтобы войти в неё, нужно ответить на 
вопросы:

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи.) 
- Что обозначает имя существительное? ( Имя существительное обозначает предмет.) 
- На какие вопросы отвечает имя существительное? ( На вопрос кто? отвечают имена существительные одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые.) 
- Как изменяются имена существительные? (По числам.) 
- Назовите постоянный признак имени существительного. (Род.) 
- Как определить род имени существительного? 
- Замечательно! Нас встречает один из жителей страны Речь – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ( Имя существительное.) 
Сегодня мы побываем у него в гостях.

- Имя существительное благодарит вас за правильные ответы и 
предлагает выполнить одно его задание. 
- Прочитайте задание. 
- Назовите начальную форму имени существительного. (В форме единственного числа, отвечает на вопросы кто? или что?). 
(На доске повесить схему н.ф. существительного)

ед.ч. кто? что? 
1 вариант выписывает слова из первого абзаца. 
2 вариант – из второго абзаца. 
(Самостоятельно.) 
Собака, лисица, кошка, добыча, охотник, стойка. 
Собака, человек, взлёт, охота, лай, болото, птица, охотник. 
Проверка. 
- Как определить род имени существительного во множественном числе? 
(Надо сначала поставить его в форму единственного числа.)

- Имя существительное хочет рассказать вам про задание, которое выпол- 
нил Незнайка.
- Прочитайте текст. 
«Помоги птицам»
Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири, …….. . Ребята, помогайте …… зимой! 

- Чего здесь не хватает?  - Давайте вместе подумаем, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)

- Запишите текст в тетради, вставляя нужные имена существительные. 
Проверка. 
- Спасибо, помогли исправить Незнайкины ошибки. 
- Ребята, а вы как помогаете птицам зимой? 

Задания: 
1) Разберите слова по составу: кормушки , смастерили ( 2 ученика разбирают маркером на карточках).

2) Разберите как часть речи существительные: поля – 1в., птицам – 2в.

На поле – (на чем?), н.ф. (что?) поле – сущ., неодуш., ср.р., ед.ч.

Перед вами на доске разбор имени существительного как части речи.

Порядок разбора имени существительного 
как части речи.

1. Вопрос. 
2. Начальная форма ( в форме единственного числа, отвечает на вопрос кто? или что?) 
3. Часть речи. 
4. Постоянные признаки: 
а) одушевлённое или неодушевлённое; 
б) род. 
5. Непостоянные признаки: 
число. 
( 2 ученика разбирают на доске.) 
Проверка. 

Заканчивается наше путешествие в страну Речь. 
В путь! Домой! 
Садитесь поудобнее, 
Ведь к концу подходит наш урок. 
Чтобы закончить наше путешествие, 
Надо подвести итог.

- Над какой темой мы работали? 
- Что мы повторили об имени существительном? - Что вам особенно 
понравилось? 
- Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз 
побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями. 

- А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное». 
Ими стали ребята, которые получили 4 и более жетонов. И это не случайно. 
Эти ребята на протяжении всего урока показали хорошие знания по изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5. Лучшие знатоки 
нашего класса … . 
Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.

- Напишите мини – сочинение о том, как вы помогаете птицам в зимнее 
время года. 
- Спасибо вам, ребята, за работу! 
Урок окончен. До свидания!

- словарная работа

- введение темы

- целеполагание

- оформление тетради

- минутка чистописания

- анализ буквы и звука

- списывание с готового образца

- работа с предложением

- фонетический разбор слова

- повторение орфографии

- фронтальный опрос

- выполнение задания самостоятельно

- исправление ошибок в тексте

- морфемный и морфологический разбор существительных

- фронтальная беседа

- оценивание уч-ся

- запись д/з

- выявить уровень знаний уч-ся о имени существительном

- формирование каллиграфически правильного написания буквы С

- повторение орфографических и синтаксических знаний

- повторение знаний фонетики

- повторение знаний орфографии

- повторение теоретических знаний по теме

- закрепление знаний на практике

- учить видеть ошибки в тексте, связанные с существительным

- повторить морфемный и морфологический разбор

- обобщить знания, полученные на уроке

- оценить деятельность уч-ся на уроке

- умение распознавать имена существительные среди набора других частей речи

- каллиграфичес-кое и правильное письмо

- правильное объяснение орфограмм и выделение грамматических основ

- правильный звуко-буквенный анализ слов

- правильная орфографическая работа уч-ся

- окончательное понимание понятий по теме урока

- окончательное умение ставить существительные в н.ф. и определять их род, число, падеж

- умение видеть ошибки в тексте

- правильный морфемный и морфологический разбор

- умелое обобщение знаний

- положительные оценки за урок

 

Таким образом, учитель на данном уроке должен соблюдать, разрабатывая урок, рациональное употребление тех или иных методов и приемов обучения, которые способствовали бы лучшему усвоению грамматико-орфографической темы «Имя существительное». Более эффективными на данном уроке являются методы рефлексирующего обучения, самостоятельная работа уч-ся, ясность конечного результата. Они создают лучшую мотивацию к учебной деятельности. Дифференцированность методов, приемов и средст обучения побуждает познавательную активность уч-ся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42799. Метод Флетчера-Ривса 3.14 MB
  Все описываемые градиентные методы основаны на итерационной процедуре реализуемой в соответствии с формулой Где текущее приближение к решению ; параметр характеризующий длину шага; направление поиска управляемых переменных x. Первый называется методом градиентного спуска с постоянным шагом. Где направление движения на каждом шаге совпадает с антиградиентом функции. А длина шага задается пользователем и остается постоянной до тех пор пока функция убывает в точках последовательности .
42800. Анализ информационных потребностей пользователей предметной области «Народное образование области» 684.5 KB
  Вместе с тем информационные потребности пользователей меняются со временем, что должно быть учтено в методике проектирования КИМПО: она должна быть ориентирована не столько на первоначальное создание модели, сколько на интеграцию новой информационной потребности с текущей моделью.
42801. Разработка специализированного цифрового функционального узла 6.35 MB
  Генератор чисел на базе счетчика Джонсона. Варианты построения счетчика Джонсона и выбор оптимального в соответствии с критерием оптимизации. Сигнал (R) имеет отрицательную полярность и длительность более Т и менее 1.5Т. В результате воздействия сигнала (R) генератор чисел должен установиться в исходное состояние и сформировать на своих выходах первое число из заданной последовательности.
42802. Расчетная АСР 258.49 KB
  При автоматизации технологических объектов управления ТОУ широко применяют одноконтурные системы регулирования АСР обеспечивающие стабилизацию выходных координат объектов. Проектирование таких АСР предполагает знание статических и динамических характеристик ТОУ позволяющих произвести расчет системы регулирования определить структуру регулятора и найти параметры его настройки. Тогда по аналогии с критерием Найквиста можно сформулировать следующее условие: если разомкнутая АСР имеет степень колебательности...
42803. Электроиндуцированные упругие деформации в кристаллах ниобата лития 329.46 KB
  Точечная группа симметрии: 3m. Приложено электрическое поле В см под углом 600 к главной оси симметрии. Область науки в задачу которой входит описание и объяснение структуры кристаллов на основе законов симметрии и пространственных соотношений расстояний между атомами называется кристаллографией. Поскольку в данном кристалле имеется ось симметрии третьего порядка то использование метода прямой проверки в декартовых координатах невозможно.
42804. Разработка программного обеспечения, ведение базы данных “Прокат видеокассет” 2.21 MB
  Видеотека Имя поля Тип данных Названиеописание Длина поля Код кассеты Numeric Указывается код видеокассеты. 5 Жанр Numeric Указывается жанр фильма. 10 Наименование Chrcter Указывается название кассеты. 18 Режиссер Chrcter Указывается режиссер данной видеокассеты.
42805. Сравнительная характеристика автоматической двухшпиндельной вакуум-закаточной машины 2.16 MB
  1 СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЬЕКТЕ ОБРАБОТКИ Для производства жестяных банок необходима жесть уплотняющие материалы. При производстве цельно штамповочных банок требуется жесть уплотняющие материалы и материал для смазки жести перед штамповкой банок. Кроме того для производства консервных банок используют белую лакированную жесть электролитического лужения она более экономична так как толщина оловянного покрытия составляет 061мКр. Жесть черная рулонная лакированная применяют для...
42806. Использование переходных металлов и их соединений в технологии сенсорных микро-наносистем 313.59 KB
  Настоятельная необходимость отслеживать все аспекты состояния окружающей среды в реальном времени постоянно растет, и это вызвано возрастающими связями загрязнения окружающей среды с нашим здоровьем и безопасностью. Необходимо также иметь возможность определять содержание основных компонентов и примесей в различных средах.
42807. Анализ конструкции мобильного телефона Samsung i8910 HD с использованием методик FMEA и FTA 7.54 MB
  Попытки научного подхода к оценке качества предпринимались давно. Так, еще в 1930 г. немецкий доктор-инженер К. Комментц установил для кораблей, предназначенных для мелководья, что всякое уменьшение осадки судов на 1 % приводит к повышению цены на 0,6%. Несколько более сложным у него оказалось влияние вместимости судна и других параметров качества.