62151

Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Имя существительное одна из сложнейших грамматико-орфографических тем. Результатом 2 этапа работы стал проект урока русского языка обобщение повторение и систематизация знаний учащихся по одной з трудных грамматико-орфографических тем в 3 классе по теме Имя существительное.

Русский

2014-06-05

31.37 KB

0 чел.

Перед разработкой урока мы сориентировались в методическом арсенале методов, приемов и средств.

На уроке следует создавать такие условия, которые способствуют лучшему повторению и лучшей систематизации знаний, а также развитию познавательного интереса к урокам русского языка.

На уроке были использованы различные методы и приемы обучения, которые способствовали лучшему усвоению учащимися пройденного материала. Например, фонетический разбор имени существительного, объяснение орфограмм, таких, как безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак; определение рода у имен существительных и др.

Данные упражнения позволяют учащимся закрепить данную грамматико-орфографическую тему, дифференцированность методов и приемов позволяет даже отстающим учащимся лучше усвоить данную тему, т.к. «Имя существительное» - одна из сложнейших грамматико-орфографических тем.

Результатом 1 этапа работы стала актуализация собственных лингвистических и методических знаний, определение основных направлений работы.

Результатом 2 этапа работы стал проект урока русского языка (обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся по одной з трудных грамматико-орфографических тем) в 3 классе по теме «Имя существительное».

Цель урока: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного, его коммуникативной роли в речи

Задачи урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; 2) вырабатывать орфографическую зоркость учащихся; 3) повторить написание слов с непроверяемым написанием; 4) развивать правильную речь учащихся, память, внимание, любовь и уважение к родному языку; 5)воспитывать доброту, отзывчивость и любовь к природе.

Проект урока строился в следующей последовательности: 1 этап урока – сообщение темы и целей урока

Воспроизведение ранее изученного

Сообщение темы и целей урока

Минутка чистописа-ния

Словарная работа

Повторение ранее изученного

Обобщение знаний

Подведение итогов и оценивание

Д/з

- Прочитайте слова. 
Волшебный, зима, холодный
- Какое слово лишнее? К какой части речи относится слово «зима»?

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя 
существительное».

- Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное». 
- Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Пугачева – пугачевцами, а тех, кто живет в стране с названием Речь? 
(Части речи.) (За ответы детям раздаю жетоны.) 
- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие. 
- О каком времени года это стихотворение? 
Проплясали по снегам 
Снежные метели 
Снегири снеговикам 
Песню просвистели. 
У заснеженной реки 
В снежном переулке 
Звонко носятся коньки, 
Режут лед снегурки.

- Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? [С] 
- Какой он? Согласный, глухой, твердый.
- Может ли этот звук быть мягким? 
Какой буквой при письме обозначается? 
- Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. 
сСс СсС 
(Прописывают)

(За)мел…кал (в)м...розном воздухе лё...кий сн...жок. 
- Прочитайте предложение. 
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. 
Объясните орфограммы. 
Разберите по членам предложения и частям речи. 
Проверим. 

- Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.) 
- Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.) 
- Выполните звуко-буквенный анализ слова мороз. 
Мороз – [марос] - 5б., 5зв., 2сл. 
(Одновременно идет анализ каждого звука.)

- Путь у нас недалек, и мы отправимся в страну Речь пешком. По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.) 
Нам придется сделать остановку у колодца. 

- Беда – провалились в колодец слова. 
Их достать – нелегкое задание! 
Надо знать тех слов правописание! 

Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением.) 
Нужно достать из колодца слова: 
1 вариант – с безударной гласной «О» 
2 вариант – с безударной гласной «Е» 
К…мпьютер, ин...й, в…лшебный, м...тро, ок...ан, пр...дмет, ш...фёр, ч...рёмуха, кр... вать, пр...фессия, м...чта, п...года. ( На экране.)

(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.) 
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму. 
Проверим. 
- Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.) 

- Итак, мы дошли до страны Речь. Чтобы войти в неё, нужно ответить на 
вопросы:

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи.) 
- Что обозначает имя существительное? ( Имя существительное обозначает предмет.) 
- На какие вопросы отвечает имя существительное? ( На вопрос кто? отвечают имена существительные одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые.) 
- Как изменяются имена существительные? (По числам.) 
- Назовите постоянный признак имени существительного. (Род.) 
- Как определить род имени существительного? 
- Замечательно! Нас встречает один из жителей страны Речь – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ( Имя существительное.) 
Сегодня мы побываем у него в гостях.

- Имя существительное благодарит вас за правильные ответы и 
предлагает выполнить одно его задание. 
- Прочитайте задание. 
- Назовите начальную форму имени существительного. (В форме единственного числа, отвечает на вопросы кто? или что?). 
(На доске повесить схему н.ф. существительного)

ед.ч. кто? что? 
1 вариант выписывает слова из первого абзаца. 
2 вариант – из второго абзаца. 
(Самостоятельно.) 
Собака, лисица, кошка, добыча, охотник, стойка. 
Собака, человек, взлёт, охота, лай, болото, птица, охотник. 
Проверка. 
- Как определить род имени существительного во множественном числе? 
(Надо сначала поставить его в форму единственного числа.)

- Имя существительное хочет рассказать вам про задание, которое выпол- 
нил Незнайка.
- Прочитайте текст. 
«Помоги птицам»
Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири, …….. . Ребята, помогайте …… зимой! 

- Чего здесь не хватает?  - Давайте вместе подумаем, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)

- Запишите текст в тетради, вставляя нужные имена существительные. 
Проверка. 
- Спасибо, помогли исправить Незнайкины ошибки. 
- Ребята, а вы как помогаете птицам зимой? 

Задания: 
1) Разберите слова по составу: кормушки , смастерили ( 2 ученика разбирают маркером на карточках).

2) Разберите как часть речи существительные: поля – 1в., птицам – 2в.

На поле – (на чем?), н.ф. (что?) поле – сущ., неодуш., ср.р., ед.ч.

Перед вами на доске разбор имени существительного как части речи.

Порядок разбора имени существительного 
как части речи.

1. Вопрос. 
2. Начальная форма ( в форме единственного числа, отвечает на вопрос кто? или что?) 
3. Часть речи. 
4. Постоянные признаки: 
а) одушевлённое или неодушевлённое; 
б) род. 
5. Непостоянные признаки: 
число. 
( 2 ученика разбирают на доске.) 
Проверка. 

Заканчивается наше путешествие в страну Речь. 
В путь! Домой! 
Садитесь поудобнее, 
Ведь к концу подходит наш урок. 
Чтобы закончить наше путешествие, 
Надо подвести итог.

- Над какой темой мы работали? 
- Что мы повторили об имени существительном? - Что вам особенно 
понравилось? 
- Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз 
побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями. 

- А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное». 
Ими стали ребята, которые получили 4 и более жетонов. И это не случайно. 
Эти ребята на протяжении всего урока показали хорошие знания по изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5. Лучшие знатоки 
нашего класса … . 
Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.

- Напишите мини – сочинение о том, как вы помогаете птицам в зимнее 
время года. 
- Спасибо вам, ребята, за работу! 
Урок окончен. До свидания!

- словарная работа

- введение темы

- целеполагание

- оформление тетради

- минутка чистописания

- анализ буквы и звука

- списывание с готового образца

- работа с предложением

- фонетический разбор слова

- повторение орфографии

- фронтальный опрос

- выполнение задания самостоятельно

- исправление ошибок в тексте

- морфемный и морфологический разбор существительных

- фронтальная беседа

- оценивание уч-ся

- запись д/з

- выявить уровень знаний уч-ся о имени существительном

- формирование каллиграфически правильного написания буквы С

- повторение орфографических и синтаксических знаний

- повторение знаний фонетики

- повторение знаний орфографии

- повторение теоретических знаний по теме

- закрепление знаний на практике

- учить видеть ошибки в тексте, связанные с существительным

- повторить морфемный и морфологический разбор

- обобщить знания, полученные на уроке

- оценить деятельность уч-ся на уроке

- умение распознавать имена существительные среди набора других частей речи

- каллиграфичес-кое и правильное письмо

- правильное объяснение орфограмм и выделение грамматических основ

- правильный звуко-буквенный анализ слов

- правильная орфографическая работа уч-ся

- окончательное понимание понятий по теме урока

- окончательное умение ставить существительные в н.ф. и определять их род, число, падеж

- умение видеть ошибки в тексте

- правильный морфемный и морфологический разбор

- умелое обобщение знаний

- положительные оценки за урок

 

Таким образом, учитель на данном уроке должен соблюдать, разрабатывая урок, рациональное употребление тех или иных методов и приемов обучения, которые способствовали бы лучшему усвоению грамматико-орфографической темы «Имя существительное». Более эффективными на данном уроке являются методы рефлексирующего обучения, самостоятельная работа уч-ся, ясность конечного результата. Они создают лучшую мотивацию к учебной деятельности. Дифференцированность методов, приемов и средст обучения побуждает познавательную активность уч-ся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25728. Системы связи с временным разделением каналов 154.22 KB
  Временное разделение каналов Временное разделение каналов используется для передачи аналоговых и дискретных сообщений однако при этом требуется использовать методы импульсной модуляции. Схема системы передачи сообщений с временным разделением сигналов показана на рисунке 1. Тогда количество вырезанных из аналогового сигнала импульсов в секунду равно Для передачи речи амплитуда одного импульса может быть представлена 1 байтом т. Иными словами общая скорость передачи речи в виде двоичных сигналов 0 и 1 будет равна 8килобита.
25729. CDMA 52.13 KB
  В CDMA Code Division Multiple Access для каждого узла выделяется весь спектр частот и всё время. CDMA использует специальные коды для идентификации соединений. Телефоны CDMA имеют меньшую пиковую мощность излучения и потому возможно менее вредны. [править]Эволюция систем сотовой связи использующих технологию CDMA Технология множественного доступа с кодовым разделением каналов известна давно.
25730. Радиорелейные системы передачи информации. Классификация. Структурная схема РРЛ. Многоканальные РРЛ 2.6 MB
  Под радиосистемой передачи РСП понимают совокупность технических средств обеспечивающих образование типовых каналов передачи групповых трактов и линейного тракта по которому сигналы электросвязи передаются посредством распространения радиоволн в открытом пространстве. Существует множество различных классификаций РСП в зависимости от признаков положенных в их основу.По принадлежности к различным службам: РСП фиксированной службы радиосвязь между фиксированными пунктами; РСП радиовещательной службы передача сигнала для приема...
25731. Многоканальные системы связи. Общие понятия и обобщённая структурная схема многоканальной системы связи 78.86 KB
  Многоканальные системы связи. Общие понятия и обобщённая структурная схема многоканальной системы связи. Многоканальные системы связи – это системы связи позволяющие передавать по одной линии связи большое число независимых сообщений т. Для унификации многоканальных систем связи за основной или стандартный канал принимают канал тональной частоты канал ТЧ обеспечивающий передачу сообщений с эффективно передаваемой полосой частот 3003400 Гц соответствующей основному спектру телефонного сигнала.
25732. Спутниковые системы связи. Классификация ИСЗ по особенностям орбиты. Спутниковые службы в системах связи 15.05 KB
  Классификация ИСЗ по особенностям орбиты. Использование ИСЗ позволяет резко повысить дальность радиосвязи тк ретранслятор располагается высоко над Землей. 3 основных вида ИСЗ: ИСЗ на высокой эллиптической орбите ВЭО ИСХ на геостационарной орбите ГЭО ИСЗ на низковысотной орбите НВО ВЭО Спутники типа молния с периодом обращения 12 часов наклоном орбиты 63 градуса высотой апогея над северным полушарием 40 тыс. В области апогея скорость движения ИСЗ замедляется и обеспечивается радиовидимость 68 часов.
25733. Распространение декаметровых волн 37.72 KB
  К диапазону KB декаметровые волны относят радиоволны с длиной волны от 100 до 10м. В отличие от более коротких волн которые распространяются земной волной декаметровые волны распространяются в основном путем отражении от ионосферы. Радиус действия земной волны в диапазоне коротких волн сравнительно невелик и при обычно используемых мощностях передатчиков не превышает нескольких десятков километров. Но короткие волны могут распространяться на многие тысячи километров путем многократных последовательных отражений от ионосферы и Земли и...
25734. Взаимодействие уровней модели OSI 23.42 KB
  Каждый уровень модели OSI выполняет определенную задачу в процессе передачи данных по сети. Уровень 7 Applicayion layer A Прикладной Ур. Каждый уровень компьютераотправителя взаимодействует с таким же уровнем компьютераполучателя как будто он связан напрямую. Каждый уровень модели выполняет свою функцию.
25735. Каналы связи. Классификация каналов связи. Параметры каналов связи. Условие передачи сигнала по каналу связи 287 KB
  Канал связи — система технических средств и среда распространения сигналов для передачи сообщений (не только данных) от источника к получателю (и наоборот). Канал связи, понимаемый в узком смысле (тракт связи), представляет только физическую среду распространения сигналов, например, физическую линию связи.