62151

Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Имя существительное одна из сложнейших грамматико-орфографических тем. Результатом 2 этапа работы стал проект урока русского языка обобщение повторение и систематизация знаний учащихся по одной з трудных грамматико-орфографических тем в 3 классе по теме Имя существительное.

Русский

2014-06-05

31.37 KB

0 чел.

Перед разработкой урока мы сориентировались в методическом арсенале методов, приемов и средств.

На уроке следует создавать такие условия, которые способствуют лучшему повторению и лучшей систематизации знаний, а также развитию познавательного интереса к урокам русского языка.

На уроке были использованы различные методы и приемы обучения, которые способствовали лучшему усвоению учащимися пройденного материала. Например, фонетический разбор имени существительного, объяснение орфограмм, таких, как безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак; определение рода у имен существительных и др.

Данные упражнения позволяют учащимся закрепить данную грамматико-орфографическую тему, дифференцированность методов и приемов позволяет даже отстающим учащимся лучше усвоить данную тему, т.к. «Имя существительное» - одна из сложнейших грамматико-орфографических тем.

Результатом 1 этапа работы стала актуализация собственных лингвистических и методических знаний, определение основных направлений работы.

Результатом 2 этапа работы стал проект урока русского языка (обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся по одной з трудных грамматико-орфографических тем) в 3 классе по теме «Имя существительное».

Цель урока: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного, его коммуникативной роли в речи

Задачи урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; 2) вырабатывать орфографическую зоркость учащихся; 3) повторить написание слов с непроверяемым написанием; 4) развивать правильную речь учащихся, память, внимание, любовь и уважение к родному языку; 5)воспитывать доброту, отзывчивость и любовь к природе.

Проект урока строился в следующей последовательности: 1 этап урока – сообщение темы и целей урока

Воспроизведение ранее изученного

Сообщение темы и целей урока

Минутка чистописа-ния

Словарная работа

Повторение ранее изученного

Обобщение знаний

Подведение итогов и оценивание

Д/з

- Прочитайте слова. 
Волшебный, зима, холодный
- Какое слово лишнее? К какой части речи относится слово «зима»?

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя 
существительное».

- Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное». 
- Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Пугачева – пугачевцами, а тех, кто живет в стране с названием Речь? 
(Части речи.) (За ответы детям раздаю жетоны.) 
- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие. 
- О каком времени года это стихотворение? 
Проплясали по снегам 
Снежные метели 
Снегири снеговикам 
Песню просвистели. 
У заснеженной реки 
В снежном переулке 
Звонко носятся коньки, 
Режут лед снегурки.

- Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? [С] 
- Какой он? Согласный, глухой, твердый.
- Может ли этот звук быть мягким? 
Какой буквой при письме обозначается? 
- Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. 
сСс СсС 
(Прописывают)

(За)мел…кал (в)м...розном воздухе лё...кий сн...жок. 
- Прочитайте предложение. 
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. 
Объясните орфограммы. 
Разберите по членам предложения и частям речи. 
Проверим. 

- Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.) 
- Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.) 
- Выполните звуко-буквенный анализ слова мороз. 
Мороз – [марос] - 5б., 5зв., 2сл. 
(Одновременно идет анализ каждого звука.)

- Путь у нас недалек, и мы отправимся в страну Речь пешком. По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.) 
Нам придется сделать остановку у колодца. 

- Беда – провалились в колодец слова. 
Их достать – нелегкое задание! 
Надо знать тех слов правописание! 

Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением.) 
Нужно достать из колодца слова: 
1 вариант – с безударной гласной «О» 
2 вариант – с безударной гласной «Е» 
К…мпьютер, ин...й, в…лшебный, м...тро, ок...ан, пр...дмет, ш...фёр, ч...рёмуха, кр... вать, пр...фессия, м...чта, п...года. ( На экране.)

(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.) 
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму. 
Проверим. 
- Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.) 

- Итак, мы дошли до страны Речь. Чтобы войти в неё, нужно ответить на 
вопросы:

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи.) 
- Что обозначает имя существительное? ( Имя существительное обозначает предмет.) 
- На какие вопросы отвечает имя существительное? ( На вопрос кто? отвечают имена существительные одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые.) 
- Как изменяются имена существительные? (По числам.) 
- Назовите постоянный признак имени существительного. (Род.) 
- Как определить род имени существительного? 
- Замечательно! Нас встречает один из жителей страны Речь – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ( Имя существительное.) 
Сегодня мы побываем у него в гостях.

- Имя существительное благодарит вас за правильные ответы и 
предлагает выполнить одно его задание. 
- Прочитайте задание. 
- Назовите начальную форму имени существительного. (В форме единственного числа, отвечает на вопросы кто? или что?). 
(На доске повесить схему н.ф. существительного)

ед.ч. кто? что? 
1 вариант выписывает слова из первого абзаца. 
2 вариант – из второго абзаца. 
(Самостоятельно.) 
Собака, лисица, кошка, добыча, охотник, стойка. 
Собака, человек, взлёт, охота, лай, болото, птица, охотник. 
Проверка. 
- Как определить род имени существительного во множественном числе? 
(Надо сначала поставить его в форму единственного числа.)

- Имя существительное хочет рассказать вам про задание, которое выпол- 
нил Незнайка.
- Прочитайте текст. 
«Помоги птицам»
Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири, …….. . Ребята, помогайте …… зимой! 

- Чего здесь не хватает?  - Давайте вместе подумаем, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)

- Запишите текст в тетради, вставляя нужные имена существительные. 
Проверка. 
- Спасибо, помогли исправить Незнайкины ошибки. 
- Ребята, а вы как помогаете птицам зимой? 

Задания: 
1) Разберите слова по составу: кормушки , смастерили ( 2 ученика разбирают маркером на карточках).

2) Разберите как часть речи существительные: поля – 1в., птицам – 2в.

На поле – (на чем?), н.ф. (что?) поле – сущ., неодуш., ср.р., ед.ч.

Перед вами на доске разбор имени существительного как части речи.

Порядок разбора имени существительного 
как части речи.

1. Вопрос. 
2. Начальная форма ( в форме единственного числа, отвечает на вопрос кто? или что?) 
3. Часть речи. 
4. Постоянные признаки: 
а) одушевлённое или неодушевлённое; 
б) род. 
5. Непостоянные признаки: 
число. 
( 2 ученика разбирают на доске.) 
Проверка. 

Заканчивается наше путешествие в страну Речь. 
В путь! Домой! 
Садитесь поудобнее, 
Ведь к концу подходит наш урок. 
Чтобы закончить наше путешествие, 
Надо подвести итог.

- Над какой темой мы работали? 
- Что мы повторили об имени существительном? - Что вам особенно 
понравилось? 
- Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз 
побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями. 

- А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное». 
Ими стали ребята, которые получили 4 и более жетонов. И это не случайно. 
Эти ребята на протяжении всего урока показали хорошие знания по изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5. Лучшие знатоки 
нашего класса … . 
Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.

- Напишите мини – сочинение о том, как вы помогаете птицам в зимнее 
время года. 
- Спасибо вам, ребята, за работу! 
Урок окончен. До свидания!

- словарная работа

- введение темы

- целеполагание

- оформление тетради

- минутка чистописания

- анализ буквы и звука

- списывание с готового образца

- работа с предложением

- фонетический разбор слова

- повторение орфографии

- фронтальный опрос

- выполнение задания самостоятельно

- исправление ошибок в тексте

- морфемный и морфологический разбор существительных

- фронтальная беседа

- оценивание уч-ся

- запись д/з

- выявить уровень знаний уч-ся о имени существительном

- формирование каллиграфически правильного написания буквы С

- повторение орфографических и синтаксических знаний

- повторение знаний фонетики

- повторение знаний орфографии

- повторение теоретических знаний по теме

- закрепление знаний на практике

- учить видеть ошибки в тексте, связанные с существительным

- повторить морфемный и морфологический разбор

- обобщить знания, полученные на уроке

- оценить деятельность уч-ся на уроке

- умение распознавать имена существительные среди набора других частей речи

- каллиграфичес-кое и правильное письмо

- правильное объяснение орфограмм и выделение грамматических основ

- правильный звуко-буквенный анализ слов

- правильная орфографическая работа уч-ся

- окончательное понимание понятий по теме урока

- окончательное умение ставить существительные в н.ф. и определять их род, число, падеж

- умение видеть ошибки в тексте

- правильный морфемный и морфологический разбор

- умелое обобщение знаний

- положительные оценки за урок

 

Таким образом, учитель на данном уроке должен соблюдать, разрабатывая урок, рациональное употребление тех или иных методов и приемов обучения, которые способствовали бы лучшему усвоению грамматико-орфографической темы «Имя существительное». Более эффективными на данном уроке являются методы рефлексирующего обучения, самостоятельная работа уч-ся, ясность конечного результата. Они создают лучшую мотивацию к учебной деятельности. Дифференцированность методов, приемов и средст обучения побуждает познавательную активность уч-ся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37384. Малоповерхова житлова будівля 87 KB
  Правила розміщення, і пристрої протипожежних перешкод установлюються протипожежними нормами в залежності від пожежної небезпеки і поверховості будинку. Запобігти поширення вогню при пожежі можна розділивши будинок на окремі відсіки або установити по горизонталі будинку залізобетонні покриття.
37386. Определить потери давления и расходы жидкости на всех участках трубопровода, при нормальном и аварийном режиме работы разветвленного участка 594 KB
  Шифринсона У ВСЕХ ЭТО ФОРМУЛА ОДИНАКОВА МЕТОДА к КП стр 15 Для расчета потерь давления в трубах воспользуемся формулой ДарсиВейсбаха: Потери давления на местных сопротивлениях вычисляются по формуле Вейсбаха : Количество компенсаторов будет равно 8 т. Полные потери давления в магистральном участке высчитываем по формуле: . Следовательно потери давления во всех ветвях параллельного соединения будут одинаковы ∆P1=∆P2=∆P3.
37387. Проектирование и расчет водоснабжения и канализации здания 105.04 KB
  В данной курсовой работе в жилых зданиях запроектирована только система холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения, система горячего водоснабжения не рассматривается. Система внутреннего водоснабжения включает вводы в здание, водомерные узлы, разводящие сети, подводки к санитарным приборам, насосные установки, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру.
37388. Расчет колонны одноэтажного промышленного здания 2.36 MB
  4 Определение геометрических характеристик приведенного сечения.6 Расчет прочности по наклонным сечениям.7 Проверка прочности по нормальным сечениям.2 Расчет сечения 10 на уровне верха консоли.
37389. Проектирование 5-комнатной торцевой блок-квартиры в двух уровнях 89 KB
  ОБЪЕМНОПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЗДАНИЯ. Размеры в осях 342111 м высота этажа – 25 м общая высота здания – 9 м жилая секция состоит из 7 комнат. Конструктивная схема здания – бескаркасная стеновая с продольным расположением несущих стен. Пространственная жесткость здания обеспечивается совместной работой стен и перекрытия.
37390. РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ 7.85 MB
  Принимая в качестве базисных величин на основном уровне Sб = 60 МВА UбI = 112 кВ определяем базисные величины на других уровнях: кВ; кВ; Составим схему замещения прямой последовательности Рисунок Схема прямой последоательности. Выражаем параметры схемы замещения прямой последовательности рис. з генератор Г12: ; и асинхронный двигатель АД: ; ; Найдем и для этого свернем схему прямой последовательности рис.2 Рисунок Сворачивание схемы прямой последовательности.
37391. РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПО ЗАДАННЫМ ПАРАМЕТРАМ 6.07 MB
  Принимая в качестве базисных величин на основном уровне Sб = 60 МВА UбI = 112 кВ определяем базисные величины на других уровнях: кВ; Составим схему замещения прямой последовательности Рисунок Схема прямой последовательности. Выражаем параметры схемы замещения прямой последовательности рис. 2 в системе относительных единиц: а система бесконечной мощности: б линия: в двухобмоточный трансформатор Т12: ; г нагрузка Н: д реактор: ; з генератор Г12: ; ; и асинхронный двигатель АД: ; ; Найдем и для этого свернем схему прямой...