62156

Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала как в базовом курсе а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов.

Русский

2014-06-05

22.84 KB

4 чел.

Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Дифференциация обучения - важная задача современной школы. Она позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.

Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках.

Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно и, лишь на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики.

В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов Министерства образования РФ. Согласно решению коллегии Министерства образования РФ от 22 февраля 1995 г. № 4/1 рекомендован переход непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе, предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический, базовый и дифференцированный. При этом место для дифференцированного этапа - старшая школа, т.е. XXl классы (а в перспективе при переходе к 12-летней школе lX- Xll классы). Указанное решение базируется, в частности, на проекте Государственного образовательного стандарта по информатике, победившего на конкурсе Министерства образования в 1995 г.

Общие цели и задачи профильно-дифференцированных курсов, информатики таковы:

  1. способствовать учету интересов каждого из учащихся;
  2. учитывать направленность допрофессиональной подготовки;
  3. формировать основы научного мировоззрения;
  4. способствовать развитию мышления учащихся;
  5. готовить учащихся к практическому труду, продолжению  образования;
  6. развивать и профессионализировать навыки работы с компьютером.

Вопрос о типологии дифференцированных курсов информатики достаточно важен, поскольку стихийное планирование таких курсов не способствует реализации целей образования и не содействует закреплению за информатикой подобающего ей места в школе. Примем за основу типологию, предложенную А.А.Кузнецовым, Л. Е. Самовольновой и Н. М. Угриновичем при обсуждении концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе, и опишем ее.

При определении содержания профильных курсов выделяются два типа таких курсов - фундаментальные и прикладные. Для фундаментальных курсов ведущей функцией провозглашается формирование научного мировоззрения, а для прикладных - подготовка к практической деятельности.

Направления дифференциации содержания профильных курсов информатики первого типа определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе (классе).

Если взять основные направления специализации школы по таким образовательным (предметным) областям, как:

  1. филология,
  2. обществознание,
  3. математика,
  4. естествознание,
  5. технология,

то для каждого из них возможен свой набор профильных курсов информатики. В каждом из таких курсов изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом соответствующей науки.

Основная задача курсов подобного типа - развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики - «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми и информатикой (моделирование, формализация и т.д.).

Профильные курсы информатики второго типа - прикладные - дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов - формирование (развитие) навыков использования методов и средств научно-информационных технологий (НИТ) в различных областях.

Виды информационной деятельности человека (сбор, обработка, хранение информации) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и компоненты информационной деятельности.

Все сказанное отражено в табл. 13.1. В ней в основу классификации положены предметные (образовательные) области, определение в приказе Министерства образования № 56 от 30 июня 1999 г. «0б утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования». Отметим, что в этой классификация информатика фигурирует как составляющая образовательной области «Математика» и поэтому явно не отражена.

Таблица 13.1

Профильная дифференциация курсов информатики

Принцип дифференциации

Комментарий

А. По ведущей педагогической функции

Можно выделить:

• «Фундаментальные» профильные курсы (назначение - формирование научного мировоззрения);

• «Прикладные» (пользовательские) профильные курсы (назначение - подготовка к практической деятельности, труду)

Б. По предметным областям:

Курс может быть увязан с одной из предметных областей:

• Филология;

• Обществознание;

• Математика;

•Естествознание;

• Технология;

• Физическая культура

В. По видам информационной деятельности

Курс может быть ориентирован на один из видов информационной деятельности:

• Обработка информации;

• Получение, хранение, использование информации;

• Передача информации

Что же касается конкретных курсов, то в принципе их может быть много. В табл. 13.2 и 13.3 даны типичные названия возможных профильных курсов для каждой из образовательных областей и видов информационной деятельности. В последующих главах некоторые из таких курсов описаны детально.

Таблица 13.2

Профильные курсы информатики, соотнесенные с предметными областями

Предметная (образовательная) область и ее составляющие

Примеры возможных профильных курсов

ФИЛОЛОГИЯ (языки, литература)

Знаковые модели

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (история, обществознание, география, экономика)

Компьютерное моделирование общественных процессов

МАТЕМАТИКА (математика, информатика)

Вычислительная математика и программирование Математическое моделирование Вычислительная техника Программирование Компьютерные телекоммуникации

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (биология, физика, химия, экология)

Компьютерное моделирование процессов в природе

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

Таблица 13.3

Профильные курсы информатики, соотнесенные с видами информационной деятельности

Вид информационной деятельности

Примеры возможных профильных курсов

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Обработка текстовой информации Обработка графической информации, Обработка числовой информации

ПОЛУЧЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Использование баз данных

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Компьютерные телекоммуникации

Разумеется, в содержании курсов, указанных в табл. 13.2 и 13.3, есть значительные пересечения. Это вполне естественно, так как в курсах ориентированных на предметные области, неизбежно присутствует использование основных информационных технологий и видов информационной деятельности; аналогично курсы, ориентированные на виды информационной деятельности, в своей содержательной части используют то или иное моделирование, сведения из различных предметных областей.

Отсутствие в табл. 13.2 курсов, связанных с образовательной  «физическая культура», означает лишь то, что в настоящее время такие курсы не разработаны (по крайней мере, неизвестны авторам данного пособия).

Напротив, некоторые курсы, указанные в таблице, существуют во многих существенно различных вариантах. Например, курс «Программирование» реализован в вариантах с условными названиями «Программирование на Паскале» (классическое процедурное программирование), «Объектно-ориентированное программирование», «Логическое программирование» и др.

К профильным курсам информатики примыкают интегрированные курсы. Иногда различия между профильными и интегрированными курсами сводятся лишь к названиям, а иногда носят глубокий характер. Всякий профильный курс, ориентированный на конкретную предметную область, можно считать интегрированным, если в процессе его изучения учащиеся получают новые знания и навыки не только по информатике и информационным технологиям, но и по этой предметной области. Уровень интеграции может быть различным; если информатика в курсе отчетливо доминирует, то курс лучше называть профильным, а при относительном равенстве нового материала из информатики и предметной области - интегрированным. Из курсов, которые в литературе называют интегрированными по формуле «информатика + X» в качестве «X» чаще фигурирует математика. Это объясняется исторической близорукостью, а также особенностью подготовки учителей информатики, многие из которых являются и учителями математики.

При проектировании профильных курсов информатики важен вопрос о нормативной трудоемкости курса. Исходя из возможности 2-летней подготовки при 1 часе в неделю, наиболее вероятный объем профильного курса может составить (и часто составляет на практике) 136 ч. В то же время нельзя отбрасывать и возможность проведения профильного курса меньшего объема (например, годичный 68 ч или полугодовой в 34 ч). В некоторых школах с углубленным изучением информатики объем специализированного курса может быть гораздо большим, до 272 ч (т.е. по 2 ч в неделю на протяжении 2 лет).

Отметим и то, что профильная дифференциация часто сочетается с уровневой дифференциацией. Вполне возможной для каждого из отмеченных в табл. 13.2 и 13.3 курсов является двухуровневая дифференциация. При этом уровень профильного курса (по объему изучаемого материала и требованиям к его освоению) определяется по сравнению с тем уровнем, который предписывается государственным образовательным стандартом или временно заменяющим его документом. Подчеркнем два обстоятельства:

  1. стандарт определяет минимальный уровень требований, так что профильный курс может выйти за его пределы;
  2. уровень профильного курса следует тщательно соотносить с уровнем образованности школьников и временем, отпущенным на реализацию курса (завышение требований по этим параметрам достаточно распространено).

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38870. Разработка однолинейной схемы электрической подстанции 561.5 KB
  Расчет параметров короткого замыкания. Расчет параметров цепи короткого замыкания необходим для дальнейшей проверки выбранных токоведущих частей и оборудования подстанции по режиму короткого замыкания на термическую и электродинамическую стойкость и для проверки чувствительности релейной защиты. Последствиями термического и электродинамического воздействия токов короткого замыкания могут быть: механическое разрушение сборных шин частей аппаратуры токоведущих частей генераторов и трансформаторов; перегрев и расплавление...
38871. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) 432.5 KB
  В методических указаниях включены основные требования предъявляемые к структуре содержанию и оформлению дипломной работы проекта; краткие рекомендации по содержанию дипломной работы проекта и оформлению отзыва и рецензии; описана процедура защиты дипломной работы проекта. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ [5] 3 ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ПРОЕКТА [5.3 Формулирование темы дипломной работы проекта [5.5] 4 НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ [6] 5 ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ПРОЕКТА [7] 6 СТРУКТУРА И...
38872. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 619.5 KB
  Дипломная работа - выпускная квалификационная работа студента, предназначенная для объективного контроля степени сформированности знаний, умений и навыков решать задачи по видам профессиональной деятельности, установленным образовательным стандартом специальности, и предусматривающая проведение анализа и разработки актуальных вопросов, проблем в соответствующей области знаний согласно требованиям задания на выпускную квалификационную работу.
38873. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання розділу «ОХОРОНА ПРАЦІ » в дипломних проектах 406 KB
  Передбачити в технологічних цехах та відділеннях де може статися вибух пожежа отруєння людей відділення отримання спирту та інші аварійне освітлення. Основними організаційними заходами є: експлуатація обладнання у відповідності з технічними характеристиками згідно паспорту заводувиробника; проведення своєчасного профілактичного ремонту обладнання; розміщення обладнання з підвищеним рівнем шуму і вібрації в ізольованому приміщенні дробильнопресове відділення; дотримання режимів праці та відпочинку; використання...
38874. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ЩОДО ВИКОНАННЯ дипломної роботи 200.5 KB
  Мета роботи – презентація студентом вміння виконувати наукове дослідження з теорії та вміння використовувати теоретичні знання для вирішення конкретних практичних завдань, а також виявлення ступеня підготовки випускника до самостійної практичної діяльності.
38875. Производство леворина. Ферментация с получением мицелиальной массы 295 KB
  Массовая доля основного вещества не менее 985; 2.Массовая доля влаги не более 05; 3.Массовая доля веществ нерастворимых в соляной кислоте не более 01 В состав питательной среды на ферментации 4.Массовая доля влаги не более 9; 5.
38876. Определение степени художественной адекватности и принципов художественного перевода произведений А.П. Чехова на белорусский язык 334 KB
  Толстой и другие плодотворно работали не только в сфере изящной словесности но и в области художественного перевода. Интерес к подобного рода переводам проявился в науке уже давно. В книге Искусство перевода классик украинской поэзии Максим Рыльский делится опытом перевода поэзии Пушкина Лермонтова Мицкевича размышляет о значении культурного взаимообмена между родственными народами о переводе как сотворчестве.
38877. Природа света и цвета 5.75 MB
  Согласно научному определению, «свет – это электромагнитное излучение» или энергия, которая распространяется в пространстве с одинаковой скоростью под действием природного или искусственного источника света (солнца, лампы накаливания и др.). Эта энергия рассматривается в физике как электромагнитные волны, которые отличаются по своей длине.
38878. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В МУСХП «ЛУЧ» САФОНОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 1.35 MB
  Вопросы подлежащие разработке исследованию: рассмотреть теоретические основы формирования и использования трудовых ресурсов; дать характеристику организационнохозяйственной деятельности объекта исследования; проанализировать обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами экономические и финансовые результаты деятельности предприятия; рассмотреть производительность труда работников предприятия и выявить пути её увеличения; разработать и обосновать резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.2 Анализ производительности...