62156

Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала как в базовом курсе а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов.

Русский

2014-06-05

22.84 KB

4 чел.

Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Дифференциация обучения - важная задача современной школы. Она позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.

Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках.

Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно и, лишь на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики.

В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов Министерства образования РФ. Согласно решению коллегии Министерства образования РФ от 22 февраля 1995 г. № 4/1 рекомендован переход непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе, предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический, базовый и дифференцированный. При этом место для дифференцированного этапа - старшая школа, т.е. XXl классы (а в перспективе при переходе к 12-летней школе lX- Xll классы). Указанное решение базируется, в частности, на проекте Государственного образовательного стандарта по информатике, победившего на конкурсе Министерства образования в 1995 г.

Общие цели и задачи профильно-дифференцированных курсов, информатики таковы:

  1. способствовать учету интересов каждого из учащихся;
  2. учитывать направленность допрофессиональной подготовки;
  3. формировать основы научного мировоззрения;
  4. способствовать развитию мышления учащихся;
  5. готовить учащихся к практическому труду, продолжению  образования;
  6. развивать и профессионализировать навыки работы с компьютером.

Вопрос о типологии дифференцированных курсов информатики достаточно важен, поскольку стихийное планирование таких курсов не способствует реализации целей образования и не содействует закреплению за информатикой подобающего ей места в школе. Примем за основу типологию, предложенную А.А.Кузнецовым, Л. Е. Самовольновой и Н. М. Угриновичем при обсуждении концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе, и опишем ее.

При определении содержания профильных курсов выделяются два типа таких курсов - фундаментальные и прикладные. Для фундаментальных курсов ведущей функцией провозглашается формирование научного мировоззрения, а для прикладных - подготовка к практической деятельности.

Направления дифференциации содержания профильных курсов информатики первого типа определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе (классе).

Если взять основные направления специализации школы по таким образовательным (предметным) областям, как:

  1. филология,
  2. обществознание,
  3. математика,
  4. естествознание,
  5. технология,

то для каждого из них возможен свой набор профильных курсов информатики. В каждом из таких курсов изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом соответствующей науки.

Основная задача курсов подобного типа - развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики - «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми и информатикой (моделирование, формализация и т.д.).

Профильные курсы информатики второго типа - прикладные - дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов - формирование (развитие) навыков использования методов и средств научно-информационных технологий (НИТ) в различных областях.

Виды информационной деятельности человека (сбор, обработка, хранение информации) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и компоненты информационной деятельности.

Все сказанное отражено в табл. 13.1. В ней в основу классификации положены предметные (образовательные) области, определение в приказе Министерства образования № 56 от 30 июня 1999 г. «0б утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования». Отметим, что в этой классификация информатика фигурирует как составляющая образовательной области «Математика» и поэтому явно не отражена.

Таблица 13.1

Профильная дифференциация курсов информатики

Принцип дифференциации

Комментарий

А. По ведущей педагогической функции

Можно выделить:

• «Фундаментальные» профильные курсы (назначение - формирование научного мировоззрения);

• «Прикладные» (пользовательские) профильные курсы (назначение - подготовка к практической деятельности, труду)

Б. По предметным областям:

Курс может быть увязан с одной из предметных областей:

• Филология;

• Обществознание;

• Математика;

•Естествознание;

• Технология;

• Физическая культура

В. По видам информационной деятельности

Курс может быть ориентирован на один из видов информационной деятельности:

• Обработка информации;

• Получение, хранение, использование информации;

• Передача информации

Что же касается конкретных курсов, то в принципе их может быть много. В табл. 13.2 и 13.3 даны типичные названия возможных профильных курсов для каждой из образовательных областей и видов информационной деятельности. В последующих главах некоторые из таких курсов описаны детально.

Таблица 13.2

Профильные курсы информатики, соотнесенные с предметными областями

Предметная (образовательная) область и ее составляющие

Примеры возможных профильных курсов

ФИЛОЛОГИЯ (языки, литература)

Знаковые модели

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (история, обществознание, география, экономика)

Компьютерное моделирование общественных процессов

МАТЕМАТИКА (математика, информатика)

Вычислительная математика и программирование Математическое моделирование Вычислительная техника Программирование Компьютерные телекоммуникации

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (биология, физика, химия, экология)

Компьютерное моделирование процессов в природе

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

Таблица 13.3

Профильные курсы информатики, соотнесенные с видами информационной деятельности

Вид информационной деятельности

Примеры возможных профильных курсов

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Обработка текстовой информации Обработка графической информации, Обработка числовой информации

ПОЛУЧЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Использование баз данных

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Компьютерные телекоммуникации

Разумеется, в содержании курсов, указанных в табл. 13.2 и 13.3, есть значительные пересечения. Это вполне естественно, так как в курсах ориентированных на предметные области, неизбежно присутствует использование основных информационных технологий и видов информационной деятельности; аналогично курсы, ориентированные на виды информационной деятельности, в своей содержательной части используют то или иное моделирование, сведения из различных предметных областей.

Отсутствие в табл. 13.2 курсов, связанных с образовательной  «физическая культура», означает лишь то, что в настоящее время такие курсы не разработаны (по крайней мере, неизвестны авторам данного пособия).

Напротив, некоторые курсы, указанные в таблице, существуют во многих существенно различных вариантах. Например, курс «Программирование» реализован в вариантах с условными названиями «Программирование на Паскале» (классическое процедурное программирование), «Объектно-ориентированное программирование», «Логическое программирование» и др.

К профильным курсам информатики примыкают интегрированные курсы. Иногда различия между профильными и интегрированными курсами сводятся лишь к названиям, а иногда носят глубокий характер. Всякий профильный курс, ориентированный на конкретную предметную область, можно считать интегрированным, если в процессе его изучения учащиеся получают новые знания и навыки не только по информатике и информационным технологиям, но и по этой предметной области. Уровень интеграции может быть различным; если информатика в курсе отчетливо доминирует, то курс лучше называть профильным, а при относительном равенстве нового материала из информатики и предметной области - интегрированным. Из курсов, которые в литературе называют интегрированными по формуле «информатика + X» в качестве «X» чаще фигурирует математика. Это объясняется исторической близорукостью, а также особенностью подготовки учителей информатики, многие из которых являются и учителями математики.

При проектировании профильных курсов информатики важен вопрос о нормативной трудоемкости курса. Исходя из возможности 2-летней подготовки при 1 часе в неделю, наиболее вероятный объем профильного курса может составить (и часто составляет на практике) 136 ч. В то же время нельзя отбрасывать и возможность проведения профильного курса меньшего объема (например, годичный 68 ч или полугодовой в 34 ч). В некоторых школах с углубленным изучением информатики объем специализированного курса может быть гораздо большим, до 272 ч (т.е. по 2 ч в неделю на протяжении 2 лет).

Отметим и то, что профильная дифференциация часто сочетается с уровневой дифференциацией. Вполне возможной для каждого из отмеченных в табл. 13.2 и 13.3 курсов является двухуровневая дифференциация. При этом уровень профильного курса (по объему изучаемого материала и требованиям к его освоению) определяется по сравнению с тем уровнем, который предписывается государственным образовательным стандартом или временно заменяющим его документом. Подчеркнем два обстоятельства:

  1. стандарт определяет минимальный уровень требований, так что профильный курс может выйти за его пределы;
  2. уровень профильного курса следует тщательно соотносить с уровнем образованности школьников и временем, отпущенным на реализацию курса (завышение требований по этим параметрам достаточно распространено).

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26309. Важнейшие открытия XV – середины XVII в 19.21 KB
  В 14821486 годах Диогу Кан Cao пересек экватор открыл устье реки Конго и прошел вдоль побережья Африки до мыса Кросс. В 14871488 годах Бартоломеу Диаш совершил новое беспримерное плавание на юг. В 15921504 годах он совершил четыре плавания через Атлантический океан открыл Большие Антильские и часть Малых Антильских островов побережье Южной и Центральной Америки. В 14971498 годах Васко да Гама на четырех судах обогнул Африку и с помощью арабских кормчих достиг настоящей Индии.
26310. Последствия Великих географических открытий 17.9 KB
  Важнейшим следствием открытия и колонизации новых земель явилась революция цен которая дала мощный импульс первоначальному накоплениюкапитала в Европе и ускорила формирование капиталистического уклада в хозяйстве. цен на сельскохозяйственные и промышленные товары. цены были в основном стабильными то за 70 лет – с 30х годов XVI в. Такое движение цен современники связывали либо с большим притоком драгоценных металлов в Европу либо с их утечкой.
26311. Колониальные захваты Испании и Португалии в XVI – XVII в 26.59 KB
  Плантационное рабство получило наибольшее развитие в Бразилии где выращивались сахарный тростник рис кукуруза и табак а также в ВестИндии Венесуэле и Новой Гранаде. С совершенно иными условиями встретились португальцы в Индии. Но португальцы сумели воспользоваться одним важным преимуществом: они обладали более сильным флотом чем мелкие феодальные владетели в Индии Индонезии ИндоКитае. Пиратскими методами захватывая грабя истребляя экипажи кораблей мусульманских купцов державших в своих руках морскую торговлю Индии до прихода...
26312. Реформация в Германии. М.Лютер 42.72 KB
  Религиозное настроение Германии проявлялось в переводах Библии и в развитии церковной песни еще до Лютера; своим знаменитым переводом и своей богослужебной лирикой он только затмил более ранние проблески стремления читать Священное Писание и молиться на родном языке. Годы непосредственно предшествовавшие выступлению Лютера и избранию на престол Карла V были временем большого возбуждения выразившегося в развитии литературы памфлетов и летучих листков. когда Лютер выступил со своими тезисами против индульгенций. после того как и Лютер и...
26313. Крестьянская война в Германии. Т.Мюнцер 40.51 KB
  Крестьянская война в Германии: Обострение классовой борьбы народных масс в деятельность союза Башмак С наступлением феодальной реакции нарастала борьба крестьян. характерно значительно более тесное сближение крестьянской массы с городскими низами чем в предшествовавший период. Усиление же крестьянскоплебейского лагеря не могло не оказать влияния на радикальные элементы в бюргерстве и на известный подъём бюргерской оппозиции вообще. Такое крестьянское общество было раскрыто в 1502 г.
26314. Реформация в Швейцарии. У.Цвингли и Ж.Кальвин 34.59 KB
  Начало же этому было положено в Цюрихе где в 1518 году священником кафедрального собора был избран известный проповедник Ульрих Цвингли. Даже изгнание Цвингли торговца индульгенциями монаха Самсона удостоилась не осуждения а похвалы представителя местного епископа. Так продолжалось до 1522 года когда Цвингли сам пошел на обострение ситуации. Однако и этот вызов не вызвал ожидаемых мер со стороны римского священноначалия напротив папский легат передал Цвингли письмо в котором ему сулились огромные блага если бы он стал поддерживать...
26315. Реформация и религиозные (гражданские) войны во Франции 29.06 KB
  Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшего распространения. Ослабление королевской власти при сыновьях Генриха II благоприятствовало политическим притязаниям феодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой за власть. Своего короля Генриха Наваррского гугеноты воспринимали как конституционного государя.
26316. Реформация в Англии 14.33 KB
  Реформация в Англии Англия страна известная своими реформаторскими тенденциями. Однако решающую роль в Реформации в Англии предстояло сыграть другому человеку. Реформацию в Англии можно в полном смысле назвать Реформацией сверху так как во главе её стал английский король Генрих VIII. Реформация в Англии при Генрихе VIII Первоначально Генрих был противником Реформации даже написал книги против Лютера В защиту семи таинств 1521 в основе которой были не аргументы а брань в адрес виттенбергского реформатора.
26317. Контрреформация в странах Западной Европы 25.22 KB
  Контрреформация Контрреформация в Западной Европе католическое движение возникшее после выдвижения идей Лютера Кальвина Цвингли и других реформаторов имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры. Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви. Упрёки по поводу упадка нравов внутри церкви были слышны уже в XII в. И внутри церкви были те кто пытался искоренить эти недостатки.