62203

«Не»с причастиями

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Кто напомнит что такое причастие Причастие это такая форма глагола которая обладает признаками как глагола так и прилагательного. Причастие имеет свои особенности. Во-первых причастие может присоединять зависимые слова образуя причастный оборот.

Русский

2014-06-05

22.94 KB

1 чел.

Новикова Мария, 41 группа

Урок на тему «’не’ с причастиями».

Задачи: познакомить учащихся с правилом написания «не» с причастиями.

Тип урока: урок первичного усвоения материала.

Класс: 7-й.

Оборудование: перфокарта, раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать новую интересную, но очень сложную тему «написание частицы «не» с причастиями». Кто напомнит, что такое причастие?

Причастие – это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

Приведите пример причастия в предложении.

2) Объяснение нового материала.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастие, как и прилагательное, может иметь краткую форму. Все это влияет на написание «не» с причастиями.

Проведем с вами небольшое исследование, в ходе которого рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи в тетрадях и в результате сформулируем правило написания «не» с причастиями.

Разделите тетрадь на два столбика. В первом столбике напишите «слитное написание», а во 2-ом – «раздельное написание».

Запишите: Ненавидящий взгляд.

- От какого слова образовано причастие? (от глагола «ненавидеть»)

- Возможного ли употребление этого глагола и образованного от него причастия без «не»? (Невозможно)

Какой вывод можно сделать? Если причастие без «не» не употребляется, то оно пишется слитно.

Запишите: 1. Причастие без «не» не употребляется.

Запишите еще одно сочетание: Нерешенная задача.

- Употребляется ли причастие без «не»? (да)

- Есть ли при причастии зависимое слово? (нет) 

- Какой вывод можно сделать? Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с «не» слитно.

Запишите: 2. Причастие не имеет при себе зависимых слов.

Запишите следующее выражение: Очень неподготовленное выступление.

- Какое значение имеет наречие очень? (Значение степени) 

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет при себе наречие степени, то пишется слитно. 

Запишите: 3. Причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т.п.).

Итак, когда причастие с «не» пишется слитно? (если оно не употребляется без «не», если не имеет зависимых слов и если имеет при себе наречие степени)

А теперь рассмотрим случаи раздельного написания.

Запишите предложение: Это не работающий, а сломанный телевизор.

- Постарайтесь найти причину раздельного написания «не» с причастием.

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет противопоставление, то пишется с «не» раздельно.

Запишите: 1. Причастие имеет противопоставление.

Запишите следующее выражение: В комнате стоял телевизор, давно не работающий.

- Есть ли у причастия зависимые слова, т.е. образует ли он причастный оборот? (да)

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с «не» раздельно. 

Запишите: 2. Причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот).

Следующее предложение: Реки еще не скованы льдом.

- В чем особенность этого причастия? (Оно краткое)

Каким членом предложения оно является? (Сказуемым)

Какой вывод можно сделать? Краткие причастия пишутся с «не» раздельно. 

Запишите: 3. С краткими причастиями.

Итак, когда причастие с не пишется раздельно? (когда имеет противопоставление или зависимые слова; с краткими причастиями)

3) Первичное закрепление материала.

1. Теперь давайте потренируемся. Давайте все вместе сделаем первое упражнение из раздаточного материала. Каждый ученик вслух анализирует написание одного причастия. Оценки не ставятся.

*3 страница конспекта.

2. Давайте сделаем еще одно небольшое задание. Каждый из вас получит чистый лист и перфокарту. Вы соедините «не» с причастиями, где это необходимо, и сдадите работы. Задание на оценку.

*4 страница конспекта.

4) Подведение итогов.

Итак, в каких случаях причастия с «не» пишутся слитно? (если оно не употребляется без «не», если не имеет зависимых слов и если имеет при себе наречие степени)

В каких – раздельно? (когда имеет противопоставление или зависимые слова; с краткими причастиями)

5) Постановка домашнего задания.

1. Найдите стихотворение или отрывок из прозаического произведения, где часто встречаются причастия с «не». Письменно проанализируйте их написание.

2. Составьте небольшой диалог (от 15-и и более предложений) двух или нескольких друзей. Тема свободная. Постарайтесь как можно чаще использовать причастия с «не». Задание письменное.

Раздаточный материал.

Раскройте скобки.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах  Востока с этим растением связывают (не) знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из (не)ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не)излечимых болезней и уйти от (не)минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распустившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

*Ключ к заданию: в случаях, где между скобками и причастиями есть пробел – написание раздельное, в остальных – слитное.

Ещё не оконченное стихотворение; (раздельно)

Руки не вымыты; (раздельно)

Кот не накормлен; (раздельно)

Не сморщенные, а уже сочные листочки; (раздельно)

Не занавешенные окна; (слитно)

Рассказ не окончен; (раздельно)

Не обдуманный, а опрометчивый поступок. (раздельно)

Не забываемое впечатление оставила гроза в деревне. (слитно)

Светлая заря, ещё не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. (раздельно)

В сектор для прыжков ещё не привезён песок. (раздельно)

В палатке мы увидели не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. (раздельно)

Ничего не стоят не подкреплённые делом слова. (раздельно)

Не навидящий предательство, он не мог простить друга. (слитно)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12748. Изучение и исследование блокового шифра AES (Rijndael) 32.5 KB
  Лабораторная работа 5 Изучение и исследование блокового шифра AES Rijndael Цель работы Изучить преобразования выполняемые при шифровании и дешифровании сообщений в блоковом шифре AES а также исследовать некоторые его свойства . Используемое программное обеспечен...
12749. Исследование свойств линейного рекуррентного регистра (ЛРР) 168 KB
  Лабораторная работа 8 Исследование свойств линейного рекуррентного регистра ЛРР Цель работы Изучить способы задания ЛРР и свойства генерируемых им последовательностей. Используемое программное обеспечение Для работы используется программа LRR.EXE З...
12750. Криптоанализ потокового шифра на основе использования алгоритма Месси-Берлекэмпа 140 KB
  Лабораторная работа 9 Криптоанализ потокового шифра на основе использования алгоритма МессиБерлекэмпа Цель работы Изучить возможность криптоанализа потокового шифратора при помощи его замены эквивалентным линейным рекуррентным регистром ЛРР. ...
12751. Криптоанализ потокового шифра на основе корреляционного метода 171 KB
  Лабораторная работа 3 Криптоанализ потокового шифра на основе корреляционного метода Цель работы Изучить возможность криптоанализа потокового шифратора при помощи вычисления корреляции между шифрующей гаммой и выходами линейных рекуррентных регистро...
12752. Получение знаний о высоковольтных выключателях 496.9 KB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Целью работы является получение знаний о высоковольтных выключателях. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с назначением и типами высоковольтных выключателей характеризующими их параметрами и условиями выбора. Условия выбора выключателей: В о...
12753. Масляные выключатели. Маломасляные выключатели 122.38 KB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Целью работы является получение знаний о высоковольтных выключателях. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с назначением и типами высоковольтных выключателей характеризующими их параметрами и условиями выбора. Масляные выключатели Различаю
12754. Получение знаний об измерительных трансформаторах тока 407.96 KB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Целью работы является получение знаний об измерительных трансформаторах тока. ОДНОВИТКОВЫЕ: ТПОЛ: Стержневые трансформаторы тока с литой изоляцией типа ТПОЛ Т трансформатор тока П проходной О одновитковый Л с литой изоляцией. Предназначе...
12755. Получение знаний об измерительных трансформаторах напряжения 91.42 KB
  Целью работы является получение знаний об измерительных трансформаторах напряжения. НОМ – трансформатор напряжения однофазный масляный; НТМИ – трансформатор напряжения трехфазный масляный с дополнительной вторичной обмоткой для контроля изоляции сети; НТМК – тр
12756. Приводы высоковольтных выключателей Управление масляным выключателем ВМПЭ-10 369.83 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 Приводы высоковольтных выключателей Управление масляным выключателем ВМПЭ10 ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Целью работы является получение знаний о приводах высоковольтных выключателей а так же ознакомление со схемой управления масляными выключателями....