62203

«Не»с причастиями

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Кто напомнит что такое причастие Причастие это такая форма глагола которая обладает признаками как глагола так и прилагательного. Причастие имеет свои особенности. Во-первых причастие может присоединять зависимые слова образуя причастный оборот.

Русский

2014-06-05

22.94 KB

1 чел.

Новикова Мария, 41 группа

Урок на тему «’не’ с причастиями».

Задачи: познакомить учащихся с правилом написания «не» с причастиями.

Тип урока: урок первичного усвоения материала.

Класс: 7-й.

Оборудование: перфокарта, раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать новую интересную, но очень сложную тему «написание частицы «не» с причастиями». Кто напомнит, что такое причастие?

Причастие – это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

Приведите пример причастия в предложении.

2) Объяснение нового материала.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастие, как и прилагательное, может иметь краткую форму. Все это влияет на написание «не» с причастиями.

Проведем с вами небольшое исследование, в ходе которого рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи в тетрадях и в результате сформулируем правило написания «не» с причастиями.

Разделите тетрадь на два столбика. В первом столбике напишите «слитное написание», а во 2-ом – «раздельное написание».

Запишите: Ненавидящий взгляд.

- От какого слова образовано причастие? (от глагола «ненавидеть»)

- Возможного ли употребление этого глагола и образованного от него причастия без «не»? (Невозможно)

Какой вывод можно сделать? Если причастие без «не» не употребляется, то оно пишется слитно.

Запишите: 1. Причастие без «не» не употребляется.

Запишите еще одно сочетание: Нерешенная задача.

- Употребляется ли причастие без «не»? (да)

- Есть ли при причастии зависимое слово? (нет) 

- Какой вывод можно сделать? Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с «не» слитно.

Запишите: 2. Причастие не имеет при себе зависимых слов.

Запишите следующее выражение: Очень неподготовленное выступление.

- Какое значение имеет наречие очень? (Значение степени) 

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет при себе наречие степени, то пишется слитно. 

Запишите: 3. Причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т.п.).

Итак, когда причастие с «не» пишется слитно? (если оно не употребляется без «не», если не имеет зависимых слов и если имеет при себе наречие степени)

А теперь рассмотрим случаи раздельного написания.

Запишите предложение: Это не работающий, а сломанный телевизор.

- Постарайтесь найти причину раздельного написания «не» с причастием.

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет противопоставление, то пишется с «не» раздельно.

Запишите: 1. Причастие имеет противопоставление.

Запишите следующее выражение: В комнате стоял телевизор, давно не работающий.

- Есть ли у причастия зависимые слова, т.е. образует ли он причастный оборот? (да)

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с «не» раздельно. 

Запишите: 2. Причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот).

Следующее предложение: Реки еще не скованы льдом.

- В чем особенность этого причастия? (Оно краткое)

Каким членом предложения оно является? (Сказуемым)

Какой вывод можно сделать? Краткие причастия пишутся с «не» раздельно. 

Запишите: 3. С краткими причастиями.

Итак, когда причастие с не пишется раздельно? (когда имеет противопоставление или зависимые слова; с краткими причастиями)

3) Первичное закрепление материала.

1. Теперь давайте потренируемся. Давайте все вместе сделаем первое упражнение из раздаточного материала. Каждый ученик вслух анализирует написание одного причастия. Оценки не ставятся.

*3 страница конспекта.

2. Давайте сделаем еще одно небольшое задание. Каждый из вас получит чистый лист и перфокарту. Вы соедините «не» с причастиями, где это необходимо, и сдадите работы. Задание на оценку.

*4 страница конспекта.

4) Подведение итогов.

Итак, в каких случаях причастия с «не» пишутся слитно? (если оно не употребляется без «не», если не имеет зависимых слов и если имеет при себе наречие степени)

В каких – раздельно? (когда имеет противопоставление или зависимые слова; с краткими причастиями)

5) Постановка домашнего задания.

1. Найдите стихотворение или отрывок из прозаического произведения, где часто встречаются причастия с «не». Письменно проанализируйте их написание.

2. Составьте небольшой диалог (от 15-и и более предложений) двух или нескольких друзей. Тема свободная. Постарайтесь как можно чаще использовать причастия с «не». Задание письменное.

Раздаточный материал.

Раскройте скобки.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах  Востока с этим растением связывают (не) знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из (не)ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не)излечимых болезней и уйти от (не)минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распустившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

*Ключ к заданию: в случаях, где между скобками и причастиями есть пробел – написание раздельное, в остальных – слитное.

Ещё не оконченное стихотворение; (раздельно)

Руки не вымыты; (раздельно)

Кот не накормлен; (раздельно)

Не сморщенные, а уже сочные листочки; (раздельно)

Не занавешенные окна; (слитно)

Рассказ не окончен; (раздельно)

Не обдуманный, а опрометчивый поступок. (раздельно)

Не забываемое впечатление оставила гроза в деревне. (слитно)

Светлая заря, ещё не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. (раздельно)

В сектор для прыжков ещё не привезён песок. (раздельно)

В палатке мы увидели не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. (раздельно)

Ничего не стоят не подкреплённые делом слова. (раздельно)

Не навидящий предательство, он не мог простить друга. (слитно)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65828. Основы работы в среде операционной системы UNIX 65.5 KB
  Цель работы — изучение среды операционной системы (ОС) UNIX, возможностей программирования командного интерпретатора SHELL, а также принципов работы с неинтерактивным текстовым редактором SED.
65829. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 325.06 KB
  Цель работы — изучение основ разработки ОС, принципов низкоуровневого взаимодействия с аппаратным обеспечением, программирования системной функциональности и процесса загрузки.
65830. Исследование механических анероидно-манометрических измерителей высоты и вертикальной скорости 540 KB
  Механический барометрический высотомер предназначен для измерения барометрической высоты которая отсчитывается от места с заданным давлением и в качестве которой может выступать или Барометрический метод измерения высоты основан на зависимости атмосферного...
65832. Анализ и формирование организационных структур 315.22 KB
  В теории организации и теории управления чаще используется понятие организационной структуры управления ОСУ. Организационная структура управления строится с учетом требований наиболее эффективного управления системой. Организационная структура управления одно из ключевых понятий менеджмента тесно связанное с целями функциями распределением полномочий между менеджерами.
65833. Решение систем линейных алгебраических уравнений 741 KB
  Задание 1 Условие: Решить СЛАУ методом итераций Якоби либо Зейделя: Ход работы: Итерационный метод Якоби: Достаточное условие сходимости: Чтобы выполнялось достаточное условие сходимости преобразуем систему: Блоксхема метода Якоби: Код программы: for i:=1 to 4 do x[i]:=1; e:=0.001; k:=0; while k=0 do begin dx:=0; for i:=1 to 4 do begin s:=0; for j:=1 to i1 do...
65834. Исследование модели шинной ЛВС cо случайным доступом 393 KB
  Цель работы: Исследование особенностей построения и функционирования шинной ЛВС со случайным методом доступа и определение основных характеристик сети. Определить основные характеристики ЛВС шинной топологии со случайным методом доступа на основе исследования аналитической модели сети.
65835. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 20.63 KB
  Цель работы изучение основ разработки ОС принципов низкоуровневого взаимодействия с аппаратным обеспечением программирования системной функциональности и процесса загрузки системы. Результаты работы Таким образом ядро системы может оставаться нетронутым злоумышленником во время работы.