62203

«Не»с причастиями

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Кто напомнит что такое причастие Причастие это такая форма глагола которая обладает признаками как глагола так и прилагательного. Причастие имеет свои особенности. Во-первых причастие может присоединять зависимые слова образуя причастный оборот.

Русский

2014-06-05

22.94 KB

1 чел.

Новикова Мария, 41 группа

Урок на тему «’не’ с причастиями».

Задачи: познакомить учащихся с правилом написания «не» с причастиями.

Тип урока: урок первичного усвоения материала.

Класс: 7-й.

Оборудование: перфокарта, раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать новую интересную, но очень сложную тему «написание частицы «не» с причастиями». Кто напомнит, что такое причастие?

Причастие – это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

Приведите пример причастия в предложении.

2) Объяснение нового материала.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастие, как и прилагательное, может иметь краткую форму. Все это влияет на написание «не» с причастиями.

Проведем с вами небольшое исследование, в ходе которого рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи в тетрадях и в результате сформулируем правило написания «не» с причастиями.

Разделите тетрадь на два столбика. В первом столбике напишите «слитное написание», а во 2-ом – «раздельное написание».

Запишите: Ненавидящий взгляд.

- От какого слова образовано причастие? (от глагола «ненавидеть»)

- Возможного ли употребление этого глагола и образованного от него причастия без «не»? (Невозможно)

Какой вывод можно сделать? Если причастие без «не» не употребляется, то оно пишется слитно.

Запишите: 1. Причастие без «не» не употребляется.

Запишите еще одно сочетание: Нерешенная задача.

- Употребляется ли причастие без «не»? (да)

- Есть ли при причастии зависимое слово? (нет) 

- Какой вывод можно сделать? Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с «не» слитно.

Запишите: 2. Причастие не имеет при себе зависимых слов.

Запишите следующее выражение: Очень неподготовленное выступление.

- Какое значение имеет наречие очень? (Значение степени) 

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет при себе наречие степени, то пишется слитно. 

Запишите: 3. Причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т.п.).

Итак, когда причастие с «не» пишется слитно? (если оно не употребляется без «не», если не имеет зависимых слов и если имеет при себе наречие степени)

А теперь рассмотрим случаи раздельного написания.

Запишите предложение: Это не работающий, а сломанный телевизор.

- Постарайтесь найти причину раздельного написания «не» с причастием.

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет противопоставление, то пишется с «не» раздельно.

Запишите: 1. Причастие имеет противопоставление.

Запишите следующее выражение: В комнате стоял телевизор, давно не работающий.

- Есть ли у причастия зависимые слова, т.е. образует ли он причастный оборот? (да)

Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с «не» раздельно. 

Запишите: 2. Причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот).

Следующее предложение: Реки еще не скованы льдом.

- В чем особенность этого причастия? (Оно краткое)

Каким членом предложения оно является? (Сказуемым)

Какой вывод можно сделать? Краткие причастия пишутся с «не» раздельно. 

Запишите: 3. С краткими причастиями.

Итак, когда причастие с не пишется раздельно? (когда имеет противопоставление или зависимые слова; с краткими причастиями)

3) Первичное закрепление материала.

1. Теперь давайте потренируемся. Давайте все вместе сделаем первое упражнение из раздаточного материала. Каждый ученик вслух анализирует написание одного причастия. Оценки не ставятся.

*3 страница конспекта.

2. Давайте сделаем еще одно небольшое задание. Каждый из вас получит чистый лист и перфокарту. Вы соедините «не» с причастиями, где это необходимо, и сдадите работы. Задание на оценку.

*4 страница конспекта.

4) Подведение итогов.

Итак, в каких случаях причастия с «не» пишутся слитно? (если оно не употребляется без «не», если не имеет зависимых слов и если имеет при себе наречие степени)

В каких – раздельно? (когда имеет противопоставление или зависимые слова; с краткими причастиями)

5) Постановка домашнего задания.

1. Найдите стихотворение или отрывок из прозаического произведения, где часто встречаются причастия с «не». Письменно проанализируйте их написание.

2. Составьте небольшой диалог (от 15-и и более предложений) двух или нескольких друзей. Тема свободная. Постарайтесь как можно чаще использовать причастия с «не». Задание письменное.

Раздаточный материал.

Раскройте скобки.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах  Востока с этим растением связывают (не) знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из (не)ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не)излечимых болезней и уйти от (не)минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распустившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

*Ключ к заданию: в случаях, где между скобками и причастиями есть пробел – написание раздельное, в остальных – слитное.

Ещё не оконченное стихотворение; (раздельно)

Руки не вымыты; (раздельно)

Кот не накормлен; (раздельно)

Не сморщенные, а уже сочные листочки; (раздельно)

Не занавешенные окна; (слитно)

Рассказ не окончен; (раздельно)

Не обдуманный, а опрометчивый поступок. (раздельно)

Не забываемое впечатление оставила гроза в деревне. (слитно)

Светлая заря, ещё не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. (раздельно)

В сектор для прыжков ещё не привезён песок. (раздельно)

В палатке мы увидели не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. (раздельно)

Ничего не стоят не подкреплённые делом слова. (раздельно)

Не навидящий предательство, он не мог простить друга. (слитно)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9191. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗВЛЕЧЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФРАЗ ИЗ ТЕКСТА НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ 1.95 MB
  Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России..
9192. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе 23.94 KB
  Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культу...
9193. Сущность, структура и функции процесса обучения 26.41 KB
  Сущность, структура и функции процесса обучения Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владе...
9194. Структура педагогической деятельности 26.3 KB
  Структура педагогической деятельности Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (пл...
9195. Цели, содержание и структура непрерывного образования 16.62 KB
  Цели, содержание и структура непрерывного образования Образование - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития формирование мировоззрения...
9196. Эмоционально-волевая сфера личности 27.6 KB
  Эмоционально-волевая сфера личности Структура конспекта: Понятие чувства и эмоции. Их физиологические основы Формы эмоций и высших чувства Понятие воля. Его физиологические основы и основные характеристики Структура вол...
9197. Усі уроки української літератури 5 клас 3.75 MB
  ПЕРЕДМОВА Чи люблять, чи хочуть діти вчитися? Чи цікаво їм на уроках? Яких уроків вони чекають? Якими задоволені? Звичайно, на ці та аналогіч­ ні питання однозначно відповісти важко. Проте зрозуміло: сірі, одно­ манітні, нецікаві уроки викличуть не ...
9198. Усі уроки української мови 8 клас 7.98 MB
  Усі уроки української мови у 8 класі розроблено відповідно до програми для загальноосвітніх навчальних закладів Українська мова. 5—12 класи (Г. Т. Шелехова, В. І. Тихоша, А. М. Корольчук, В. І. Но- восьолова, Я. І. Остаф; за ред Л. В. Скуратівського).
9199. ТЕОРІЯ ЙМОВІРНОСТЕЙ 325.36 KB
  ТЕМА 19. ТЕОРІЯ ЙМОВІРНОСТЕЙ Теорія ймовірностей - математична наука, яка вивчає закономірності випадкових явищ. Фундаментальними поняттями теорії ймовірностей є випадкова подія та випадковий експеримент (випробування). Випробування (випадковий...