62226

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться с творчеством И. Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения. Крылова в жанре басни. С жанром басни вы познакомились в начальной школе.

Русский

2014-06-05

21.03 KB

24 чел.

Общеобразовательная школа №3 г. Энгельс

Разработка урока по литературе в 6 классе на тему

«Произведения русских писателей 18 века.

Русская басня».

Выполнила: Александрова Любовь Владимировна,

                    учитель русского языка и литературы

2013

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня.

Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться  с творчеством И. И. Дмитриева. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.

Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения.

Оборудование: портрет писателя И.И. Дмитриева; учебник – хрестоматия по литературе  В.Я. Коровиной; фонохрестоматия, 02 (17), рабочая тетрадь.

Ход урока.

  1.  Речевая разминка.  

На доске написано следующее предложение:

  Скоро наступит холодная зима.

Прочитать это предложение дважды таким образом, чтобы в первом случае оно отвечало на вопрос: «Когда наступит холодная зима?», а во втором случае - на вопрос: «Какая зима скоро наступит?». Затем оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

  1.  Проверка домашнего задания.
  2.  Пересказ статьи «Древнерусская литература» и «Сказания о Белгородском киселе».
  3.  Фронтальный опрос.

- Когда возникли сказания «Повести временных лет»? Кто был их автором?

- На чем были основаны сказания «Повести временных лет»?

- Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

3)Слово учителя. Русская басня. 

      — Что вы знаете об XVIII веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали?

      — О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали?

      — Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке?

      И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799).

Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне.

     Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.

С жанром басни вы познакомились в начальной школе. Басни Крылова знакомы вам с детства, изучали басни великого русского баснописца вы и в пятом классе.

- Назовите басни И,А. Крылова, которые вы знаете.

-Что  ценного можно найти для себя в каждой басне?

-Какие крылатые слова из басен Крылова вам запомнились?

Сегодня мы продолжим знакомство с этим жанром.

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, как правило, нравоучительного смысла. Цель басни - осмеяние человеческих пороков: глупости, лжи, хитрости, обжорства, лени и т.д.  Басня – жанр иносказательный. За вымышленными персонажами  (это могут быть птицы, звери, насекомые) скрываются человеческие характеры.

  1.  Работа с учебником .

Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с.26-28).

  1.  Беседа с классом.

Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г.

-Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым?

-Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе? В каких жанрах он работал?

-Какие песни Дмитриева были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов?

-Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»? Назовите басни, написанные Дмитриевым.

 II. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством

1.Прослушивание фонотеки.

2.Беседа с классом.

-в чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик.)

-какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»?

-Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.)

-Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.)

-В каких словах заключена мораль? ( «Мы пахали!»)

-Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение?

3.       Чтение басни учениками.

 III. Самостоятельная работа в тетрадях.

  1.  Озаглавьте басню по-своему. Объясните, почему вы озаглавили именно так.
  2.  Отметь в басне «Муха» Дмитриев противопоставляет

а)трудолюбие и безделье

б)щедрость и жадность

в)ум и глупость

    3.  Что муха ответила другой мухе? Допиши.

«Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос.

А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-______________________

4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка?

5.Отметь пословицу, в которой заключена главная  мысль басни «Муха».

а) Труд человека кормит, а лень - портит.

б) Кто ест скоро, тот и работает споро.

в) Умел ошибаться, умей и поправиться.

Домашнее задание

1.Подготовить инсценировку басни И. И. Дмитриева «Муха».

2.  Письменно ответить на вопрос 5 (с.30).

Используемая литература.

  1.  Учебник – хрестоматия. 6 кл. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2009.
  2.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2012.
  3.  Кочергина Д.В. Литература. 6 класс. – Саратов: Лицей,2012.
  4.  nsportal.ru/.../
  5.  ru.wikipedia.org/wiki/Басня


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66171. НАКОПЛЕНИЕ СРЕДСТВ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ В MS EXCEL 182.5 KB
  Сравнить доходность размещения средств предприятия положенных в банк на один год если проценты начисляются m раз в год исходя из процентной ставки j = 95 годовых рис.2 Выясните при каком значении j доходность при капитализации m = 12 составит 15.
66172. РАСЧЕТ АКТИВОВ И ПАССИВОВ БАЛАНСА В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ 154 KB
  Изучение технологии расчета активов и пассивов баланса в электронных таблицах. Создать таблицу активов аналитического баланса. В структуре активов баланса выделяются две группы: оборотные активы запасы сосредоточенные в сырье незавершенном...
66174. Правила работы в микробиологической лаборатории. Иммерсионный микроскоп. Шаровидные бактерии. Простые методы окраски 108 KB
  Знание морфологии бактерий имеет большое значение для микроскопического метода лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Изучение морфологии бактерий осуществляется при микроскопии окрашенных микроскопических препаратов.
66175. Основные свойства вирусов и современные методы диагностики вирусных заболеваний 255.5 KB
  Вирусы - мельчайшие микробы («фильтрующиеся агенты»), не имеющие клеточного строения, белоксинтезирующей системы, содержащие один тип нуклеиновой кислоты (только ДНК или РНК). Вирусы, являясь облигатными внутриклеточными паразитами, репродуцируются в цитоплазме или ядре клетки.
66176. З’єднання однопроволочних проводів 2.4 MB
  Мета: Виконати з’єднання однопроволочних проводів різними способами та визначити переваги та недоліки запропонованих способів. Виконати з’єднання однопроволочних проводів за наступними схемами.
66177. Вивчення та заповнення форм технічної документації 181.5 KB
  В господарстві необхідно мати таку документацію: Журнал обліку електрообладнання Журнал обліку освітлювальних приладів і внутрішніх проводок Графік технічних обслуговувань на квартал Графік поточних ремонтів на рік...
66179. Лабораторная диагностика гриппа и ОРЗ 89 KB
  Выявлены в последние годы новые свойства возбудителя гриппа способность обмениваться генетической информацией с возбудителями гриппа животных и птиц длительное время сохраняться в организме человека...