62226

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться с творчеством И. Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения. Крылова в жанре басни. С жанром басни вы познакомились в начальной школе.

Русский

2014-06-05

21.03 KB

24 чел.

Общеобразовательная школа №3 г. Энгельс

Разработка урока по литературе в 6 классе на тему

«Произведения русских писателей 18 века.

Русская басня».

Выполнила: Александрова Любовь Владимировна,

                    учитель русского языка и литературы

2013

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня.

Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться  с творчеством И. И. Дмитриева. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.

Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения.

Оборудование: портрет писателя И.И. Дмитриева; учебник – хрестоматия по литературе  В.Я. Коровиной; фонохрестоматия, 02 (17), рабочая тетрадь.

Ход урока.

  1.  Речевая разминка.  

На доске написано следующее предложение:

  Скоро наступит холодная зима.

Прочитать это предложение дважды таким образом, чтобы в первом случае оно отвечало на вопрос: «Когда наступит холодная зима?», а во втором случае - на вопрос: «Какая зима скоро наступит?». Затем оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

  1.  Проверка домашнего задания.
  2.  Пересказ статьи «Древнерусская литература» и «Сказания о Белгородском киселе».
  3.  Фронтальный опрос.

- Когда возникли сказания «Повести временных лет»? Кто был их автором?

- На чем были основаны сказания «Повести временных лет»?

- Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

3)Слово учителя. Русская басня. 

      — Что вы знаете об XVIII веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали?

      — О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали?

      — Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке?

      И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799).

Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне.

     Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.

С жанром басни вы познакомились в начальной школе. Басни Крылова знакомы вам с детства, изучали басни великого русского баснописца вы и в пятом классе.

- Назовите басни И,А. Крылова, которые вы знаете.

-Что  ценного можно найти для себя в каждой басне?

-Какие крылатые слова из басен Крылова вам запомнились?

Сегодня мы продолжим знакомство с этим жанром.

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, как правило, нравоучительного смысла. Цель басни - осмеяние человеческих пороков: глупости, лжи, хитрости, обжорства, лени и т.д.  Басня – жанр иносказательный. За вымышленными персонажами  (это могут быть птицы, звери, насекомые) скрываются человеческие характеры.

  1.  Работа с учебником .

Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с.26-28).

  1.  Беседа с классом.

Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г.

-Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым?

-Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе? В каких жанрах он работал?

-Какие песни Дмитриева были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов?

-Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»? Назовите басни, написанные Дмитриевым.

 II. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством

1.Прослушивание фонотеки.

2.Беседа с классом.

-в чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик.)

-какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»?

-Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.)

-Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.)

-В каких словах заключена мораль? ( «Мы пахали!»)

-Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение?

3.       Чтение басни учениками.

 III. Самостоятельная работа в тетрадях.

  1.  Озаглавьте басню по-своему. Объясните, почему вы озаглавили именно так.
  2.  Отметь в басне «Муха» Дмитриев противопоставляет

а)трудолюбие и безделье

б)щедрость и жадность

в)ум и глупость

    3.  Что муха ответила другой мухе? Допиши.

«Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос.

А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-______________________

4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка?

5.Отметь пословицу, в которой заключена главная  мысль басни «Муха».

а) Труд человека кормит, а лень - портит.

б) Кто ест скоро, тот и работает споро.

в) Умел ошибаться, умей и поправиться.

Домашнее задание

1.Подготовить инсценировку басни И. И. Дмитриева «Муха».

2.  Письменно ответить на вопрос 5 (с.30).

Используемая литература.

  1.  Учебник – хрестоматия. 6 кл. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2009.
  2.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2012.
  3.  Кочергина Д.В. Литература. 6 класс. – Саратов: Лицей,2012.
  4.  nsportal.ru/.../
  5.  ru.wikipedia.org/wiki/Басня


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73638. Статистика населения 160.5 KB
  Для полного и точного учета численности населения необходимо определить границы территории, на которой учитывается население, и установить время, к которому относятся данные о численности населения. Учет населения производится по населенным пунктам
73639. Статистика объема и состава национального богатства 98 KB
  Национальное богатство (НБ) – важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны.
73640. Статистика основных фондов 169 KB
  Основные фонды представляют собой совокупность потребительных стоимостей производственного и непроизводственного назначения, которые функционируют в экономике на протяжении ряда лет и, постепенно изнашиваясь
73641. Статистика национального богатства 112 KB
  Статистика оборотных фондов Понятие и состав оборотных фондов. Показатели объема и структуры оборотных фондов. Показатели использования и динамики материальных оборотных фондов Показатели оборачиваемости оборотных средств. Понятие и состав оборотных фондов Оборотные фонды – важная часть национального богатства страны его наиболее мобильный постоянно возобновляемый элемент.
73642. Память. Типовые структуры и функциональные узлы микросхем памяти 1.32 MB
  Каждый код хранится в отдельном элементе памяти называемом ячейкой памяти. Основная функция любой памяти состоит в выдаче этих кодов на выходы микросхемы по внешнему запросу. Основной параметр памяти ее объем то есть количество кодов которые могут в ней храниться и разрядность этих кодов. Для обозначения количества ячеек памяти используются следующие специальные единицы измерения: 1К это 1024 то есть 210 читается кило или ка примерно равно одной тысяче; 1М это 1048576 то есть 220 читается мега примерно равно одному...
73644. Реформирование и адаптация предприятия к новым условиям хозяйствования 78 KB
  Реформирование и развитие предприятий промышленного комплекса. Проблемы реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования. Управление предприятием при его реформировании и реабилитации.
73645. Интерфейс ведения журнала кардиологических операций 969 KB
  Компьютеризация медицины идет по самым разным направлениям. На данный момент налицо все технические предпосылки для этого - наличие надежных сетей, серверов, компьютеризированного медицинского инструментария и пр. Большое число медицинских работников активно использует в своей работе самые разнообразные возможности вычислительной техники.