62226
Произведения русских писателей 18 века. Русская басня
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться с творчеством И. Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения. Крылова в жанре басни. С жанром басни вы познакомились в начальной школе.
Русский
2014-06-05
21.03 KB
29 чел.
Общеобразовательная школа №3 г. Энгельс
Разработка урока по литературе в 6 классе на тему
«Произведения русских писателей 18 века.
Русская басня».
Выполнила: Александрова Любовь Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2013
Произведения русских писателей 18 века. Русская басня.
Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться с творчеством И. И. Дмитриева. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.
Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения.
Оборудование: портрет писателя И.И. Дмитриева; учебник хрестоматия по литературе В.Я. Коровиной; фонохрестоматия, 02 (17), рабочая тетрадь.
Ход урока.
На доске написано следующее предложение:
Скоро наступит холодная зима.
Прочитать это предложение дважды таким образом, чтобы в первом случае оно отвечало на вопрос: «Когда наступит холодная зима?», а во втором случае - на вопрос: «Какая зима скоро наступит?». Затем оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
- Когда возникли сказания «Повести временных лет»? Кто был их автором?
- На чем были основаны сказания «Повести временных лет»?
- Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
3)Слово учителя. Русская басня.
Что вы знаете об XVIII веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали?
О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали?
Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке?
И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799).
Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне.
Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.
С жанром басни вы познакомились в начальной школе. Басни Крылова знакомы вам с детства, изучали басни великого русского баснописца вы и в пятом классе.
- Назовите басни И,А. Крылова, которые вы знаете.
-Что ценного можно найти для себя в каждой басне?
-Какие крылатые слова из басен Крылова вам запомнились?
Сегодня мы продолжим знакомство с этим жанром.
Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, как правило, нравоучительного смысла. Цель басни - осмеяние человеческих пороков: глупости, лжи, хитрости, обжорства, лени и т.д. Басня жанр иносказательный. За вымышленными персонажами (это могут быть птицы, звери, насекомые) скрываются человеческие характеры.
Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с.26-28).
Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г.
-Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым?
-Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе? В каких жанрах он работал?
-Какие песни Дмитриева были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов?
-Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»? Назовите басни, написанные Дмитриевым.
II. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством
1.Прослушивание фонотеки.
2.Беседа с классом.
-в чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик.)
-какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»?
-Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.)
-Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.)
-В каких словах заключена мораль? ( «Мы пахали!»)
-Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение?
3. Чтение басни учениками.
III. Самостоятельная работа в тетрадях.
а)трудолюбие и безделье
б)щедрость и жадность
в)ум и глупость
3. Что муха ответила другой мухе? Допиши.
«Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос.
А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-______________________
4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка?
5.Отметь пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха».
а) Труд человека кормит, а лень - портит.
б) Кто ест скоро, тот и работает споро.
в) Умел ошибаться, умей и поправиться.
Домашнее задание
1.Подготовить инсценировку басни И. И. Дмитриева «Муха».
2. Письменно ответить на вопрос 5 (с.30).
Используемая литература.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
17237. | Компоненты СУБД MS SQL Server | 93 KB | |
Лекция №3 Компоненты СУБД MS SQL Server SQL Server реализуется в виде нескольких самостоятельных служб каждая из которых отвечает за выполнение определенного круга задач: MSSQLServer; SQLServerAgent; Microsoft Search MSSearch; Microsoft Distributed Transaction Coordinator MS DTС. MSSQLServer Основное яд... | |||
17238. | Представления СУБД MS SQL Server | 40 KB | |
Лекция №3_1 Представления Представление VIEW объект данных который не содержит никаких данных его владельца. Это тип таблицы чье содержание выбирается из других таблиц с помощью выполнения запроса. Поскольку значения в этих таблицах меняются то автоматически их з... | |||
17239. | Определение триггера в стандарте языка SQL | 65.5 KB | |
Лекция №4 Определение триггера в стандарте языка SQL Триггер это откомпилированная SQLпроцедура исполнение которой обусловлено наступлением определенных событий внутри базы данных. Триггеры особый инструмент SQLсервера используемый для поддержания целостности... | |||
17240. | Понятие хранимой процедуры | 55.5 KB | |
Лекция №5 Понятие хранимой процедуры Хранимые процедуры это группа связанных между собой операторов SQL или функций хранимых в откомпилированном виде. Использование хранимых процедур вместо отдельных операторов SQL дает пользователю следующие преимущества: хра | |||
17241. | ТАБЛИЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ | 53 KB | |
Лекция №5_1 ТАБЛИЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В Microsoft SQL Server 2000 появился новый тип table используемый в языке TransactSQL. Тип table подобен временным таблицам. Тип table можно использовать только для определения локальных переменных и возврата значения из функции пользователя. Основно... | |||
17242. | Понятие курсора | 76.5 KB | |
Лекция №6 Понятие курсора Устно. Запрос к реляционной базе данных обычно возвращает несколько записей данных но приложение за один раз обрабатывает лишь одну запись. Даже если оно имеет дело одновременно с несколькими строками например выводит данные в форме электр | |||
17243. | Понятие транзакции | 163 KB | |
Лекция №7 Понятие транзакции Определение. Транзакция это последовательность операторов манипулирования данными выполняющаяся как единое целое все или ничего и переводящая базу данных из одного целостного состояния в другое целостное состояние. Транзакция об... | |||
17244. | Конфликты между транзакциями | 77 KB | |
Лекция №8 Конфликты между транзакциями Устно. Анализ проблем параллелизма показывает что если не предпринимать специальных мер то при работе в смеси нарушается свойство И изолированность транзакций. Транзакции реально мешают друг другу получать правильные резул | |||
17245. | Решение проблем параллелизма при помощи блокировок | 164.5 KB | |
Лекция №9 Решение проблем параллелизма при помощи блокировок Проанализируем поведение транзакций вступающих в конфликт при доступе к одним и тем же данным. Проблема потери результатов обновления Две транзакции по очереди записывают некоторые данные в одну и ту ж... | |||