62227

Антонимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Ознакомление учащихся с понятием антонимы формирование умения находить и подбирать антонимы. Что же такое антонимы попробуйте сами сформулировать правило. А как вы думаете для чего в речи нужны антонимы Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю...

Русский

2014-06-05

19.31 KB

1 чел.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе.

Программа «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Антонимы

Учитель Осина Е.В.

МОУ «СОШ № 2 г. Ершова Саратовской области»

2011 г.

            Описание используемых здоровьесберегающих технологий

  1.  Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)

Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

  1.  Гимнастика для глаз. Бабочка (способствует снятию напряжения глаз, расслаблению, выполняется под музыку)
  2.  Динамическая пауза. Игра с мячом (В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье, также игра создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга)
  3.  Физминутка «У меня спина прямая» (Формирование правильной осанки)
  4.  Смена видов деятельности (предотвращает утомление учащихся)
  5.  Голосовая гимнастика (протяжное произношение гласных нормализует работу всего организма)

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. (массаж щитовидной железы)

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

Цели урока:

  1.  Ознакомление учащихся с понятием «антонимы», формирование умения находить и подбирать антонимы.
  2.  Развитие речи, внимания, мышления.
  3.  Воспитание потребности здорового образа жизни.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда,

Вниманье ваших умных глаз.

  1.  Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок,                       указательный

Перец, томат, кабачок,                       средний

Тыква, капуста, картошка,                безымянный

Лук и немножко горошка,                 мизинец

Овощи мы собирали,                         сжимание и разжимание

Ими друзей угощали.                        пальцев на обеих руках.

  1.  Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать  над блоком «Как устроен наш язык».

- Чем мы занимаемся в данном разделе?

  1.    Актуализация знаний.

- Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её восстановить.

Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от труда. (Слайд 2)

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. (Слайд 3)

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Запишите пословицу.

- Обратите внимание на выделенные одним цветом слова.

  5. Постановка учебной задачи.

- Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов?  Какие они по значению?

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 4)

(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)

- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?

- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?

- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.

- Нашим глазам также необходима гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Бабочка.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабить ся, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгать  глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

{Потрясти    кистями,    посмот реть вправо-влево.)

- Продолжаем работать.

- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов?  Каковы по значению эти слова?

- Такие слова в русском языке называются антонимами.

- Что же такое антонимы, попробуйте сами сформулировать правило.

6. Открытие нового знания.

- Откроем учебник на стр. 60 и проверим наши предположения.

- А как вы думаете,  для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам  сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……

Скажу я, слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ………

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: …..

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай:…..

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?

7. Первичное закрепление.

1) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»

Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.

2) Работа с пословицами. (Слайд 5)

(На доске пословицы, в которых не хватает слов-антонимов, слова развешены по всему классу.)

- Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

 Ученье – свет, а неученье (тьма).

 Знай больше, а говори (меньше).

 В учебе корень горек, зато плод ее (сладок).

 Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

 Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).

 Мир строит, а война (разрушает).

Смелый побеждает, а трус (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей (кончает).

Горьким лечат, а  сладким (калечат).

- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?

- Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.

Физминутка.

Формирование правильной осанки

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

8. Самостоятельная работа.

Упр. 2 стр 60 (Подбери антонимы к данным словам) 1 вар.- 1, 2; 2 вар 3,4

Упр. 5 стр. 5 (отгадай загадки, найди и выпиши антонимы) 1вар. -1; 2вар - 3

Проверка по образцу, самооценка. (Слайд 6)

Голосовая физминутка.

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно произносите звук [а], звук [и], звук [о]

9. Рефлексия.

- С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение?

-Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте весёлое лицо, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте грустное лицо.

10. Дом. задание: стр. 61 упр. 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79050. Наука как познавательная деятельность 24.5 KB
  Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3х основных аспектах ее существования и функционирования. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Основными системообразующими факторами способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов неохваченных...
79052. Наука как особая сфера культуры 24 KB
  Не следует также забывать что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания искусство мораль философия религия а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда когда будут учитываться вопервых многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры вовторых раскрыты специфические особенности отличающие ее от других форм культуры способов познания и социальных институтов....
79053. Вклад позитивизма в становление философии науки 30 KB
  Вклад позитивизма в становление философии науки. Огюст Конт 1798 1857 родоначальника позитивизма позитивной философии в тех аспектах которые были связаны с высокой оценкой научности как важнейшего качества знания. Понятие ldquo;позитивизмrdquo; обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций т. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма идеализма спиритуализма и обращается в тоже время к материализму.
79054. Проблема «опыта» и истины в философии науки нач. 20 в. (Э. Мах, Авинариус, А. Пуанкаре) 34.5 KB
  Проблема опыта и истины в философии науки нач. Эмпириокритицизм философская система чистого опыта критический эмпиризм который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире. Нейтральный элемент опыта одновременное включение духовного и материального начала. Авенариусом буквально означает критику опыта.
79055. Вклад неопозитивизма в развитии логики и методологии науки 37 KB
  Вклад неопозитивизма в развитии логики и методологии науки. Логика науки применение идей методов и аппарата логики в анализе научного познания. Развитие логики всегда было тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Методология науки в традиционном понимании это учение о методах и процедурах научной деятельности а также раздел общей теории познания в особенности теории научного познания эпистемологии и философии науки.
79056. Концепция философии науки Т. Куна 25.5 KB
  Концепция философии науки Т. Важнейшей характеристикой знания является его динамика его рост изменение развитие В современной западной философии проблема роста развития знания является центральной в философии науки. переход к новому периоду нормальной науки . Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми.
79057. Концепция философии науки К. Поппера 28.5 KB
  Карл Поппер предложил в 1967 году различать следующие три мира: во-первых мир физических объектов или физических состояний; во-вторых мир состояний сознания мыслительных ментальных состояний в-третьих мир объективного содержания мышления мир научных идей проблем поэтических мыслей и произведений искусства. Этот третий мир вполне объективен и осязаем. Это мир книг библиотек географических карт мир произведений живописи. Концепция Поппера подчёркивает своеобразие и загадочность знания как объекта исследования: для того чтобы...