62227

Антонимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Ознакомление учащихся с понятием антонимы формирование умения находить и подбирать антонимы. Что же такое антонимы попробуйте сами сформулировать правило. А как вы думаете для чего в речи нужны антонимы Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю...

Русский

2014-06-05

19.31 KB

1 чел.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе.

Программа «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Антонимы

Учитель Осина Е.В.

МОУ «СОШ № 2 г. Ершова Саратовской области»

2011 г.

            Описание используемых здоровьесберегающих технологий

  1.  Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)

Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

  1.  Гимнастика для глаз. Бабочка (способствует снятию напряжения глаз, расслаблению, выполняется под музыку)
  2.  Динамическая пауза. Игра с мячом (В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье, также игра создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга)
  3.  Физминутка «У меня спина прямая» (Формирование правильной осанки)
  4.  Смена видов деятельности (предотвращает утомление учащихся)
  5.  Голосовая гимнастика (протяжное произношение гласных нормализует работу всего организма)

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. (массаж щитовидной железы)

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

Цели урока:

  1.  Ознакомление учащихся с понятием «антонимы», формирование умения находить и подбирать антонимы.
  2.  Развитие речи, внимания, мышления.
  3.  Воспитание потребности здорового образа жизни.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда,

Вниманье ваших умных глаз.

  1.  Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок,                       указательный

Перец, томат, кабачок,                       средний

Тыква, капуста, картошка,                безымянный

Лук и немножко горошка,                 мизинец

Овощи мы собирали,                         сжимание и разжимание

Ими друзей угощали.                        пальцев на обеих руках.

  1.  Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать  над блоком «Как устроен наш язык».

- Чем мы занимаемся в данном разделе?

  1.    Актуализация знаний.

- Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её восстановить.

Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от труда. (Слайд 2)

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. (Слайд 3)

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Запишите пословицу.

- Обратите внимание на выделенные одним цветом слова.

  5. Постановка учебной задачи.

- Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов?  Какие они по значению?

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 4)

(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)

- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?

- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?

- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.

- Нашим глазам также необходима гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Бабочка.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабить ся, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгать  глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

{Потрясти    кистями,    посмот реть вправо-влево.)

- Продолжаем работать.

- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов?  Каковы по значению эти слова?

- Такие слова в русском языке называются антонимами.

- Что же такое антонимы, попробуйте сами сформулировать правило.

6. Открытие нового знания.

- Откроем учебник на стр. 60 и проверим наши предположения.

- А как вы думаете,  для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам  сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……

Скажу я, слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ………

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: …..

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай:…..

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?

7. Первичное закрепление.

1) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»

Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.

2) Работа с пословицами. (Слайд 5)

(На доске пословицы, в которых не хватает слов-антонимов, слова развешены по всему классу.)

- Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

 Ученье – свет, а неученье (тьма).

 Знай больше, а говори (меньше).

 В учебе корень горек, зато плод ее (сладок).

 Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

 Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).

 Мир строит, а война (разрушает).

Смелый побеждает, а трус (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей (кончает).

Горьким лечат, а  сладким (калечат).

- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?

- Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.

Физминутка.

Формирование правильной осанки

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

8. Самостоятельная работа.

Упр. 2 стр 60 (Подбери антонимы к данным словам) 1 вар.- 1, 2; 2 вар 3,4

Упр. 5 стр. 5 (отгадай загадки, найди и выпиши антонимы) 1вар. -1; 2вар - 3

Проверка по образцу, самооценка. (Слайд 6)

Голосовая физминутка.

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно произносите звук [а], звук [и], звук [о]

9. Рефлексия.

- С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение?

-Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте весёлое лицо, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте грустное лицо.

10. Дом. задание: стр. 61 упр. 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79450. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере 26.64 KB
  Менеджмент совокупность методов принципов средства и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы. С точки зрения привлекаемых ресурсов менеджмент делится на: финансовый менеджмент; менеджмент в сфере управления материальнотехническими ресурсами; менеджмент персонала; информационный менеджмент управление в сфере высоких информационных технологий; менеджмент во временной сфере построение сетевых графиков исполнения работ составление расписаний движений ресурсов оптимизационные задачи...
79451. Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал 29.79 KB
  Педагогическая сущность культурнодосуговой деятельности учащихся в процессе социального воспитания определяется тем что досуг – это прежде всего необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является пространством для удовлетворения учащимися потребностей в творческом самовыражении духовнокультурном росте интеллектуальном и физическом самосовершенствовании выполнении широкого круга социальных ролей тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле. В досуговой сфере заключены широкие воспитательные...
79452. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере 26.96 KB
  Коммуникация лат. Коммуникация это общение передача информации в процессе деятельности. Социальная коммуникация обмен информацией между людьми посредством общей для них знаковой системы речь язык жестов. Философская трактовка: социальная коммуникация это движение смыслов во времени и пространстве.
79453. Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества 24.54 KB
  Существует множество концепций рассматривающих досуг в современном обществе. В то время как феномен досуга продолжает претерпевать изменения крупнейшие теоретики разработали много определений и концепций которые содержат целый ряд закономерностей. Определения досуга распадаются на 4 основных группы Досуг как созерцание связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души в этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности с какой человек делает чтолибо.
79454. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга 27.78 KB
  Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Естественно чем выше культура общества тем выше культура семьи. Режим внутри семьи в квартире занимаемой семьей находится в почти полной власти родителей. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта которое наиболее соответствует особенностям его семьи.
79455. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I 27.52 KB
  В XVIII веке самостоятельное значение в русской культуре начинают обретать наука и искусство образование и техническое творчество философия и богословская мысль образование и техническое творчество т. А потому реформаторская деятельность правительства первой четверти XVIII в. Интерес к театру пробудившиеся при Петре в разных слоях городского населения приведет во второй четверти XVIII века к созданию театральных организаций как в столицах так и в провинции.
79456. Нормативно-правовое, экономическое и организационное обеспечение деятельности общественных объединений 25.96 KB
  Виды деятельности ОО направлены на создание и развитие: социальных целей благотворительных культурных образовательных научных управленческих охрана здоровья развитие физической кры и спорта удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Основные направления деятельности ОО: представление интересов и защиты прав детей. самодеятельности о.
79457. Роль социально-культурной деятельности в процессе формирования культуры личности 30.96 KB
  По существу возникло новое направление высшей школы обусловленное нынешней социальнокультурной ситуацией и органично объединившее социальную педагогику и культурологию. Условно его можно было бы определить как специальное образование в сфере социальнокультурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать что у каждой Современная социальнокультурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном...
79458. Профессиональная этика менеджера социально-культурной деятельности 26.58 KB
  Менеджер это особая профессия специалист по управлению добивающийся результатов путем организации работы других людей. Менеджер это новая современная специальность со своими статусными ролевыми функциональными мотивационностимулирующими ценностноориентирующими характеристиками. Итак менеджер организации по своему статусу представляет сегодня прежде всего профессионального управляющего.