62227

Антонимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Ознакомление учащихся с понятием антонимы формирование умения находить и подбирать антонимы. Что же такое антонимы попробуйте сами сформулировать правило. А как вы думаете для чего в речи нужны антонимы Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю...

Русский

2014-06-05

19.31 KB

1 чел.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе.

Программа «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Антонимы

Учитель Осина Е.В.

МОУ «СОШ № 2 г. Ершова Саратовской области»

2011 г.

            Описание используемых здоровьесберегающих технологий

  1.  Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму)

Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

  1.  Гимнастика для глаз. Бабочка (способствует снятию напряжения глаз, расслаблению, выполняется под музыку)
  2.  Динамическая пауза. Игра с мячом (В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье, также игра создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга)
  3.  Физминутка «У меня спина прямая» (Формирование правильной осанки)
  4.  Смена видов деятельности (предотвращает утомление учащихся)
  5.  Голосовая гимнастика (протяжное произношение гласных нормализует работу всего организма)

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. (массаж щитовидной железы)

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

Цели урока:

  1.  Ознакомление учащихся с понятием «антонимы», формирование умения находить и подбирать антонимы.
  2.  Развитие речи, внимания, мышления.
  3.  Воспитание потребности здорового образа жизни.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда,

Вниманье ваших умных глаз.

  1.  Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок,                       указательный

Перец, томат, кабачок,                       средний

Тыква, капуста, картошка,                безымянный

Лук и немножко горошка,                 мизинец

Овощи мы собирали,                         сжимание и разжимание

Ими друзей угощали.                        пальцев на обеих руках.

  1.  Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать  над блоком «Как устроен наш язык».

- Чем мы занимаемся в данном разделе?

  1.    Актуализация знаний.

- Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её восстановить.

Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от труда. (Слайд 2)

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. (Слайд 3)

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Запишите пословицу.

- Обратите внимание на выделенные одним цветом слова.

  5. Постановка учебной задачи.

- Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов?  Какие они по значению?

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 4)

(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)

- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?

- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?

- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.

- Нашим глазам также необходима гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Бабочка.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабить ся, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгать  глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

{Потрясти    кистями,    посмот реть вправо-влево.)

- Продолжаем работать.

- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов?  Каковы по значению эти слова?

- Такие слова в русском языке называются антонимами.

- Что же такое антонимы, попробуйте сами сформулировать правило.

6. Открытие нового знания.

- Откроем учебник на стр. 60 и проверим наши предположения.

- А как вы думаете,  для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам  сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……

Скажу я, слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ………

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: …..

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай:…..

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы?

7. Первичное закрепление.

1) Динамическая пауза. Игра «Цепочка»

Учитель бросает первому учащемуся мяч и называет слово, учащийся подбирает антоним, далее он бросает мяч следующему ученику и называет своё слово.

2) Работа с пословицами. (Слайд 5)

(На доске пословицы, в которых не хватает слов-антонимов, слова развешены по всему классу.)

- Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

 Ученье – свет, а неученье (тьма).

 Знай больше, а говори (меньше).

 В учебе корень горек, зато плод ее (сладок).

 Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

 Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).

 Мир строит, а война (разрушает).

Смелый побеждает, а трус (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей (кончает).

Горьким лечат, а  сладким (калечат).

- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?

- Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.

Физминутка.

Формирование правильной осанки

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

8. Самостоятельная работа.

Упр. 2 стр 60 (Подбери антонимы к данным словам) 1 вар.- 1, 2; 2 вар 3,4

Упр. 5 стр. 5 (отгадай загадки, найди и выпиши антонимы) 1вар. -1; 2вар - 3

Проверка по образцу, самооценка. (Слайд 6)

Голосовая физминутка.

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно произносите звук [а], звук [и], звук [о]

9. Рефлексия.

- С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение?

-Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте весёлое лицо, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте грустное лицо.

10. Дом. задание: стр. 61 упр. 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7090. Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы 255.04 KB
  Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы Сущность мировой экономики и мирового (всемирного) хозяйства Понятие мировая экономика в современной экономической литературе употребляется для обозначения как системы государств, так и эконо...
7091. Религии мира. Учебное пособие 188.67 KB
  Введение Исследователь, прилетевший на нашу планету из космоса, мог бы сделать вывод, что мы страдаем от непристойной и очень загадочной болезни с удивительно большим спектром симптомов. Одних она заставляет безжалостно жечь, резать или бомбить свои...
7092. Средневековая схоластика Ф. Аквинского 43.53 KB
  Средневековая схоластика Ф. Аквинского Характеристика Средних веков Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков - падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утверди...
7093. Маркетинговое обслуживание потребителей 49.99 KB
  Введение В условиях рыночной экономики многие проблемы товаропроизводителей не могут быть в полной мере решены с помощью традиционных методов управления. Требуется создавать систему менеджмента, обеспечивающую эффективность хозяйственной единицы в н...
7094. Магнитометры на СКВИДах 108.5 KB
  Магнитометры на СКВИДах. Сверхпроводимость. Основные параметры сверхпроводников. Явление сверхпроводимости состоит в том, что при некоторой температуре, близкой к абсолютному нулю, электро сопротивление в некоторых материалах исчезает. Эта темпера...
7095. Социолингвистика. Лекции. Социальная стратификация языка 190 KB
  Лекции по курсу Социолингвистика. Лекция 1. Предмет социолингвистики и методы социолингвистического анализа. Предметом изучения социолингвистики является проблема человек и общество. Непосредственным объектом социолингвистики является ...
7096. Технология эмульгированных мясопродуктов 65.69 KB
  Лекция 4. Технология эмульгированных мясопродуктов План АССОРТИМЕНТ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИХ ПРОИЗВОДСТВА Ассортимент колбасных изделий Характеристика сырья Колбасные оболочки Упаковочные и перевязочны...
7097. Основы программирования на языке Паскаль 81.53 KB
  Краткий курс лекций. Основы программирования на языке Паскаль Введение. Прежде всего, следует напомнить, что изучение языка программирования представляет собой знакомство с формальными правилами записи алгоритмов для их последующего выполнения компьют...
7098. Психосоматика. Курс лекций 279 KB
  Конспект лекций Психосоматика Психосоматика: определение понятия. Конверсионные симптомы. Функциональные синдромы. Психосоматозы Патогенез психосоматических расстройств Психосоматические теории и модели. Характерологически ориентированные направле...