62233

Рекомендации к составлению урока литературы в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Нужен мостик от 1го ко 2му этапу Приемы: объявлена тема урока а Рекомендуется писать ее на доске Больше читать детям. Мотивировать прослушивание произведение можно с помощью: Рассказа о событиях связанных с созданием произведения; Беседы по личным впечатлениям; Различных произведений искусства живописи музыки. Этап постановки учебной задачи Способы постановки УЗ: В виде предложения аналитической деятельности проблемный вопрос сопоставление разных вариантов...

Русский

2014-06-26

20.07 KB

0 чел.

Рекомендации  к составлению урока литературы в начальной школе

1.  Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

-  В начале урока необходимо повторить материал по данной теме, либо данного автора.

Это способствует актуализации читательского опыта учащихся. Привлекать знания и из уроков внеклассного чтения.

-  Нужны специальные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование

чтения детей.  Это разминка перед чтением  (слоговички, таблицы, 5-минутное чтение и

т.д.).

-  Иногда на дом можно задавать знакомство с новым произведением, т.к. в классе

разбиралось маленькое произведение.

-  В 1-м классе во втором полугодии можно задавать чтение на дом.

! Единственный этап, который может передвигаться в структуре урока.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Нужен мостик от 1-го ко 2-му этапу

Приемы: объявлена тема урока

а) Рекомендуется писать ее на доске

Больше читать детям. На уроке дети читают все, что можно.

б) На доступном языке слева на доске написать:

Учимся бегло читать...

Фантазировать и т.д.

в) Дети всегда читают тему, задачи или ход урока. Но это практиковать не всегда.

г) Проводить беседу с применением наглядности, но не перебарщивать.

д) Беседа о книгах, которые читали.

е) Очные и заочные экскурсии.

ж) Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся

з) Загадки, ребусы, викторины, кроссворды.

и) Словарная работа - сам учитель выбирает, какие слова объяснять до, какие после

чтения.

к) Прием антиципация — предугадывание, предвосхищение (предположение, чем

закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения).

! Мотивировать  прослушивание произведение можно с помощью:

  1. Рассказа о событиях, связанных с созданием произведения;
  2. Беседы по личным впечатлениям;
  3. Различных произведений искусства (живописи, музыки).

4.  Этап первичного восприятия

Кто первым читает текст? Это зависит от размера, сложности , программы (Р.Бунеев, Е.Бунеева – первый раз читают текст – дети, М.П. Воюшина – учитель)

2 класс - учитель обязательно

3-4 класс - можно комбинировать, про себя, учитель - ученики

Очень эмоциональный отрывок всегда читает сам учитель.

5. Этап выявления первичного восприятия

  1. Общее впечатление
  2. Оценка героев, событий

Вопросы на эмоциональное восприятие:

-  Что вас обрадовало? Огорчило? И т.д.

Виды работы:  беседа,  свободные высказывания детей.

! Слушая , ответы друг друга, дети обнаруживают, что произведение воспринято по-разному, что мнения и оценки не совпадают.

6. Этап постановки учебной задачи

Способы постановки УЗ:

  1. В виде предложения аналитической деятельности  (проблемный вопрос, сопоставление разных вариантов актёрского прочтения произведения, иллюстрации разных художников, сопоставление предварительной и окончательной редакции текста).
  2. В виде предложения выполнить какое-либо творческое задание (оформить книжку, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации, поиграть в режиссёров  и сценаристов, художников, актёров-чтецов и т.д.)

7. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

  1. Повторное чтение (по частям и их анализ)

Анализ сюжета, композиции, изобразительных средств языка, идейной направленности, характеров действующих лиц

Используется любой вид чтения:

2 класс - прием жужжащего чтения обязателен

1-ая ступень анализа произведения

-  Анализирует фактическое или конкретное содержания произведения

2 класс - больше вопросов: кто? кого? куда?

Важно выделить действующих лиц.

2-я ступень анализа произведения

Это эмоционально-образное содержание произведения.

В центре анализа произведения ОБРАЗ /человека, природы, картины/

Если анализируется образ человека, то используется выборочное чтение, анализ

поступков, речи. Главное, обратить внимание на эмоциональное состояние произведения;

анализ эмоционального настроения всего произведения; анализ отношения автора, каким

образом автор его выражает.

Виды работы: беседа, выборочное чтение и перечитывание с обязательным заданием , постановка вопросов учащимся, работа над изобразительными средствами, словесное иллюстрирование

для 1-2 классов - иллюстрирование, живые картинки.

  1. Работа над планом ( картинный, словесный )
  2. Обучение пересказу (подробный, краткий (сжатый), выборочный, творческий)

8. Этап обобщения

Формы обобщения: выделение темы и основных проблем, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение.

а) Обобщение проводить на каждом уроке литературного чтения, определить главную

мысль произведения или нескольких мыслей.

б) Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.

в) Составить рассказ о них.

г) Окончательное отношение читателя к картине природы, к персонажу, ко всему

произведению.

  1.  Выразительное чтение произведения либо его отрывка.

Учитель проводит работу над тем, чтобы ребенок передал, сумел во время чтения свое

отношение к персонажу и отношения автора.

  1.  Творческая работа

Проводится творческая работа не на каждом уроке (составить творческие пересказы,

доскажи словечко)

9. Этап объяснения домашнего задания

Желательно давать дифференцированные задания аналитического и творческого характера.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57372. Склад числа 10. Послідовність чисел у межах 10. Складання й розв’язання прикладів на додавання. Написання цифр 32.5 KB
  Мета: показати утворення числа 10 шляхом складання окремих групп предметів закріпити у дітей знання усної нумерації чисел першого десятка формувати навички кількісної та порядкової лічби; розвивати увагу уяву логічне мислення.
57373. Повторення складу числа 10. Складання прикладів за малюнками предметів та монет. Розпізнавання геометричних фігур. Написання цифр 31.5 KB
  Мета: продовжити роботу над формуванням у дітей вміння порівнювати числа в межах 10; закріплювати знання складу числа 10; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати логічне мислення. Повторення складу числа 10 На дошці силуети будинків.
57374. Ознайомлення з термінами доданок, сума. Складання прикладів на додавання за числовим відрізком, за малюнком 35.5 KB
  Мета: розкрити зміст дії додавання; ознайомити учнів з компонентами дії додавання доданками сумою; продовжити формування вміння складати приклади на додавання; вдосконалювати навички усної лічби...
57375. Повторення складу чисел 5 і 6. Складання й розв’язання прикладів за малюнками предметів і монет 31 KB
  Назвіть усі числа від 1 до 7. Яке число стоїть за числом 7 Більше воно чи менше 7 Назвіть усі числа менше 7. За яким числом воно стоїть Як утворити число 6 додаючи 1 Порівняйте числа 6 і 7. Порівняйте числа 3 і 5.
57379. Складання прикладів на віднімання з прикладів на додавання. Складання й розв’язання прикладів за малюнками. Написання цифр 28.5 KB
  Мета: вдосконалювати вміння учнів складати приклади на віднімання та додавання користуючись протилежними діями; вправляти учнів у складанні прикладів за малюнками; формувати графічні навички...
57380. Складання таблиць додавання та віднімання числа 3. Задачі на збільшення та зменшення числа на кілька одиниц 31.5 KB
  Мета: розкрити принцип укладання таблиць додавання й віднімання числа 3; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати вміння розв’язувати задачі на збільшення та зменшення числа на кілька одиниць...