62233

Рекомендации к составлению урока литературы в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Нужен мостик от 1го ко 2му этапу Приемы: объявлена тема урока а Рекомендуется писать ее на доске Больше читать детям. Мотивировать прослушивание произведение можно с помощью: Рассказа о событиях связанных с созданием произведения; Беседы по личным впечатлениям; Различных произведений искусства живописи музыки. Этап постановки учебной задачи Способы постановки УЗ: В виде предложения аналитической деятельности проблемный вопрос сопоставление разных вариантов...

Русский

2014-06-26

20.07 KB

0 чел.

Рекомендации  к составлению урока литературы в начальной школе

1.  Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

-  В начале урока необходимо повторить материал по данной теме, либо данного автора.

Это способствует актуализации читательского опыта учащихся. Привлекать знания и из уроков внеклассного чтения.

-  Нужны специальные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование

чтения детей.  Это разминка перед чтением  (слоговички, таблицы, 5-минутное чтение и

т.д.).

-  Иногда на дом можно задавать знакомство с новым произведением, т.к. в классе

разбиралось маленькое произведение.

-  В 1-м классе во втором полугодии можно задавать чтение на дом.

! Единственный этап, который может передвигаться в структуре урока.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Нужен мостик от 1-го ко 2-му этапу

Приемы: объявлена тема урока

а) Рекомендуется писать ее на доске

Больше читать детям. На уроке дети читают все, что можно.

б) На доступном языке слева на доске написать:

Учимся бегло читать...

Фантазировать и т.д.

в) Дети всегда читают тему, задачи или ход урока. Но это практиковать не всегда.

г) Проводить беседу с применением наглядности, но не перебарщивать.

д) Беседа о книгах, которые читали.

е) Очные и заочные экскурсии.

ж) Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся

з) Загадки, ребусы, викторины, кроссворды.

и) Словарная работа - сам учитель выбирает, какие слова объяснять до, какие после

чтения.

к) Прием антиципация — предугадывание, предвосхищение (предположение, чем

закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения).

! Мотивировать  прослушивание произведение можно с помощью:

  1. Рассказа о событиях, связанных с созданием произведения;
  2. Беседы по личным впечатлениям;
  3. Различных произведений искусства (живописи, музыки).

4.  Этап первичного восприятия

Кто первым читает текст? Это зависит от размера, сложности , программы (Р.Бунеев, Е.Бунеева – первый раз читают текст – дети, М.П. Воюшина – учитель)

2 класс - учитель обязательно

3-4 класс - можно комбинировать, про себя, учитель - ученики

Очень эмоциональный отрывок всегда читает сам учитель.

5. Этап выявления первичного восприятия

  1. Общее впечатление
  2. Оценка героев, событий

Вопросы на эмоциональное восприятие:

-  Что вас обрадовало? Огорчило? И т.д.

Виды работы:  беседа,  свободные высказывания детей.

! Слушая , ответы друг друга, дети обнаруживают, что произведение воспринято по-разному, что мнения и оценки не совпадают.

6. Этап постановки учебной задачи

Способы постановки УЗ:

  1. В виде предложения аналитической деятельности  (проблемный вопрос, сопоставление разных вариантов актёрского прочтения произведения, иллюстрации разных художников, сопоставление предварительной и окончательной редакции текста).
  2. В виде предложения выполнить какое-либо творческое задание (оформить книжку, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации, поиграть в режиссёров  и сценаристов, художников, актёров-чтецов и т.д.)

7. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

  1. Повторное чтение (по частям и их анализ)

Анализ сюжета, композиции, изобразительных средств языка, идейной направленности, характеров действующих лиц

Используется любой вид чтения:

2 класс - прием жужжащего чтения обязателен

1-ая ступень анализа произведения

-  Анализирует фактическое или конкретное содержания произведения

2 класс - больше вопросов: кто? кого? куда?

Важно выделить действующих лиц.

2-я ступень анализа произведения

Это эмоционально-образное содержание произведения.

В центре анализа произведения ОБРАЗ /человека, природы, картины/

Если анализируется образ человека, то используется выборочное чтение, анализ

поступков, речи. Главное, обратить внимание на эмоциональное состояние произведения;

анализ эмоционального настроения всего произведения; анализ отношения автора, каким

образом автор его выражает.

Виды работы: беседа, выборочное чтение и перечитывание с обязательным заданием , постановка вопросов учащимся, работа над изобразительными средствами, словесное иллюстрирование

для 1-2 классов - иллюстрирование, живые картинки.

  1. Работа над планом ( картинный, словесный )
  2. Обучение пересказу (подробный, краткий (сжатый), выборочный, творческий)

8. Этап обобщения

Формы обобщения: выделение темы и основных проблем, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение.

а) Обобщение проводить на каждом уроке литературного чтения, определить главную

мысль произведения или нескольких мыслей.

б) Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.

в) Составить рассказ о них.

г) Окончательное отношение читателя к картине природы, к персонажу, ко всему

произведению.

  1.  Выразительное чтение произведения либо его отрывка.

Учитель проводит работу над тем, чтобы ребенок передал, сумел во время чтения свое

отношение к персонажу и отношения автора.

  1.  Творческая работа

Проводится творческая работа не на каждом уроке (составить творческие пересказы,

доскажи словечко)

9. Этап объяснения домашнего задания

Желательно давать дифференцированные задания аналитического и творческого характера.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38991. Совинформ. Праздник Крещения Господня – Богоявление 33 KB
  Беседа жителей Шишкиного леса Шуня раскладывает сувенирчики Енот Енотович приносит баночки с водой. Шуня: Какая я счастливая сколько мне подарков на святках подарили Енот Енотович: А ты Шунечка дарила другим радость в эти святые дни Шуня: Да конечно только не могу вам рассказать что и кому а то Матильда Леонардовна говорит что я все свои добрые дела растеряю. Шуня: Здорово что есть Господь которому можно доверить все свои тайны А что это у вас в руках за тайна такая Енот Енотович: Никакая это ни тайна а просто вода. Шуня: А...
38992. Притча о неразумном богаче. Советы Енота Енотовича. Думай о других 35.5 KB
  Советы Енота Енотовича. Оборудование: иллюстрации к притчам о добром самарянине неразумном богаче куклы котенка Коксика Енота Енотовича. Чему же хотел научить нас Господь Был ли жадным богач Какое решение он принял когда собрал большой урожай Смог ли он насладиться своим богатством что случилось с ним Советы Енота Енотовича: Думай о других. Коксик: Енот Енотыч Енот Енотыч закричал котенок вбегая в комнату.
38993. Сретение Господне 35 KB
  Шуня: Тетушка Матильда что еще сделать Матильда Леонардовна: Вещи все сложила на место Шуня: Да. Матильда Леонардовна: Игрушки все убрала Шуня: Конечно. Матильда Леонардовна: Пыль везде вытерла Шуня: Вездевезде Матильда Леонардовна: Тогда принеси мне пожалуйста связку свечей из тумбочки. Зубок: Ухты как у нас чисто и красиво А что у нас завтра праздник какойто Может день рождения у когото Шуня: А вот и нет а вот и не угадал Совсем не день рождения Зубок: А к чему это вы так готовитесь Матильда Леонардовна: Открываем...
38994. Масленица. Прощеное воскресенье 41 KB
  Оборудование: иллюстрации к рассказу о насыщении Господом 5 тысяч человек куклы котенка Коксика Енота Енотовича мышки Шуни волчонка Зубка. Беседа обитателей Шишкиного леса Коксик и зубок рисуют чернобелые рисунки Коксик: Какая скука настроение серое. Зубок: Да все надоело в игры играть не хочется чем бы заняться Коксик: Может в хоккей сыграем Зубок: Да ну холод какой на улице Коксик: Может снеговика слепим Зубок: Лапы морозить не хочется Коксик: Да зима уже надоела Шуня: Что это вы ребята делаете Зубок: Грустим....
38995. О помощи Христа людям. Чудесные исцеления 33.5 KB
  Кто подал нам пример поста в пустыне Иисус Христос После какого события Господь постился После Крещения О каком чуде сотворенном Иисусом Христом мы говорили ранее Как Господь накормил 5 тысяч человек 2 рыбками и 5 хлебами Рассказ о чудесах Господних. Сразу же после чуда с хлебом и рыбой Иисус сказал Своим ученикам войти в лодку и отправиться раньше Него на другой берег пока Он отпустит людей. На рассвете пошел к ним Иисус идя по морю. Но Иисус заговорил с ними и сказал: Ободритесь; это Я не бойтесь.
38996. Доброе дело – бесценное богатство. Лукошко сказок: «Свободный город» 32 KB
  Лукошко сказок: Свободный город. Оборудование: телепередача Свободный город диск Цикл телевизионных передач для детей Доброе слово. Для этого мы побываем в Свободном городе. Почему город называется Свободным О чем мечтал Яков Как горожане спасали город Просмотр телепередачи 12 минут.
38997. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря и распятие 36.5 KB
  Эта традиция уходит корнями в те времена когда по земле ходил Господь Иисус Христос. Однажды заболел Его друг Лазарь а Господь находился в другом селении. Господь прослезился и сказал открыть гроб. Пальмовая ветвь символ победы в сражениях а Господь победил смерть.
38998. Традиции празднования Пасхи 42.5 KB
  Входит Шуня с пасхальным лукошком Шуня: Христос воскресе Здравствуйте ребята смотрите что у меня есть Матильда Леонардовна: Воистину воскресе Здравствуй Шунечка какое у тебя красивое лукошко а в нем все символы Пасхи собраны Шуня: И никакие не символы а самая вкусная пасхальная еда. Вот и яичко и пасочка и какаято горка творога вкусная наверное Матильда Леонардовна: Как ты не знаешь что это не простая еда а со значением символизирующая все самое важное в Пасхе И что это никакая не горка а творожная пасха а это не...
38999. Светлая седмица. Лукошко сказок: «Глухой колокол» 54 KB
  А Светлая потому что дарит людям радость на душе светло и легко Господь победил смерть Воскрес Смерти больше нет Зубок: А что вы говорили о загадке Матильда Леонардовна: Слушайте и отгадывайте: язык есть речей нет вести подает и поёт. Что это Шуня: Я не знаю а ты Зубок Зубок: Я тоже. А вы ребята Шуня: А давайте у Енотыча спросим Зубок: Побежали скорее Изучение нового материала. Енот Енотович: Что же это за загадка такая Зубок: Язык есть речей нет вести подает и поёт.