62233

Рекомендации к составлению урока литературы в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Нужен мостик от 1го ко 2му этапу Приемы: объявлена тема урока а Рекомендуется писать ее на доске Больше читать детям. Мотивировать прослушивание произведение можно с помощью: Рассказа о событиях связанных с созданием произведения; Беседы по личным впечатлениям; Различных произведений искусства живописи музыки. Этап постановки учебной задачи Способы постановки УЗ: В виде предложения аналитической деятельности проблемный вопрос сопоставление разных вариантов...

Русский

2014-06-26

20.07 KB

0 чел.

Рекомендации  к составлению урока литературы в начальной школе

1.  Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

-  В начале урока необходимо повторить материал по данной теме, либо данного автора.

Это способствует актуализации читательского опыта учащихся. Привлекать знания и из уроков внеклассного чтения.

-  Нужны специальные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование

чтения детей.  Это разминка перед чтением  (слоговички, таблицы, 5-минутное чтение и

т.д.).

-  Иногда на дом можно задавать знакомство с новым произведением, т.к. в классе

разбиралось маленькое произведение.

-  В 1-м классе во втором полугодии можно задавать чтение на дом.

! Единственный этап, который может передвигаться в структуре урока.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Нужен мостик от 1-го ко 2-му этапу

Приемы: объявлена тема урока

а) Рекомендуется писать ее на доске

Больше читать детям. На уроке дети читают все, что можно.

б) На доступном языке слева на доске написать:

Учимся бегло читать...

Фантазировать и т.д.

в) Дети всегда читают тему, задачи или ход урока. Но это практиковать не всегда.

г) Проводить беседу с применением наглядности, но не перебарщивать.

д) Беседа о книгах, которые читали.

е) Очные и заочные экскурсии.

ж) Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся

з) Загадки, ребусы, викторины, кроссворды.

и) Словарная работа - сам учитель выбирает, какие слова объяснять до, какие после

чтения.

к) Прием антиципация — предугадывание, предвосхищение (предположение, чем

закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения).

! Мотивировать  прослушивание произведение можно с помощью:

  1. Рассказа о событиях, связанных с созданием произведения;
  2. Беседы по личным впечатлениям;
  3. Различных произведений искусства (живописи, музыки).

4.  Этап первичного восприятия

Кто первым читает текст? Это зависит от размера, сложности , программы (Р.Бунеев, Е.Бунеева – первый раз читают текст – дети, М.П. Воюшина – учитель)

2 класс - учитель обязательно

3-4 класс - можно комбинировать, про себя, учитель - ученики

Очень эмоциональный отрывок всегда читает сам учитель.

5. Этап выявления первичного восприятия

  1. Общее впечатление
  2. Оценка героев, событий

Вопросы на эмоциональное восприятие:

-  Что вас обрадовало? Огорчило? И т.д.

Виды работы:  беседа,  свободные высказывания детей.

! Слушая , ответы друг друга, дети обнаруживают, что произведение воспринято по-разному, что мнения и оценки не совпадают.

6. Этап постановки учебной задачи

Способы постановки УЗ:

  1. В виде предложения аналитической деятельности  (проблемный вопрос, сопоставление разных вариантов актёрского прочтения произведения, иллюстрации разных художников, сопоставление предварительной и окончательной редакции текста).
  2. В виде предложения выполнить какое-либо творческое задание (оформить книжку, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации, поиграть в режиссёров  и сценаристов, художников, актёров-чтецов и т.д.)

7. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

  1. Повторное чтение (по частям и их анализ)

Анализ сюжета, композиции, изобразительных средств языка, идейной направленности, характеров действующих лиц

Используется любой вид чтения:

2 класс - прием жужжащего чтения обязателен

1-ая ступень анализа произведения

-  Анализирует фактическое или конкретное содержания произведения

2 класс - больше вопросов: кто? кого? куда?

Важно выделить действующих лиц.

2-я ступень анализа произведения

Это эмоционально-образное содержание произведения.

В центре анализа произведения ОБРАЗ /человека, природы, картины/

Если анализируется образ человека, то используется выборочное чтение, анализ

поступков, речи. Главное, обратить внимание на эмоциональное состояние произведения;

анализ эмоционального настроения всего произведения; анализ отношения автора, каким

образом автор его выражает.

Виды работы: беседа, выборочное чтение и перечитывание с обязательным заданием , постановка вопросов учащимся, работа над изобразительными средствами, словесное иллюстрирование

для 1-2 классов - иллюстрирование, живые картинки.

  1. Работа над планом ( картинный, словесный )
  2. Обучение пересказу (подробный, краткий (сжатый), выборочный, творческий)

8. Этап обобщения

Формы обобщения: выделение темы и основных проблем, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение.

а) Обобщение проводить на каждом уроке литературного чтения, определить главную

мысль произведения или нескольких мыслей.

б) Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.

в) Составить рассказ о них.

г) Окончательное отношение читателя к картине природы, к персонажу, ко всему

произведению.

  1.  Выразительное чтение произведения либо его отрывка.

Учитель проводит работу над тем, чтобы ребенок передал, сумел во время чтения свое

отношение к персонажу и отношения автора.

  1.  Творческая работа

Проводится творческая работа не на каждом уроке (составить творческие пересказы,

доскажи словечко)

9. Этап объяснения домашнего задания

Желательно давать дифференцированные задания аналитического и творческого характера.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82955. Проектирование системы теплоснабжения района города Томск 148.14 KB
  Определить расчетные расходы теплоты на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение района города по укрупненным показателям в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, этажности и нормы расхода теплоты на горячее водоснабжение на одного человека в сутки с учетом общественных...
82956. Банковская система Японии 35.47 KB
  Возникновение первых банков в Японии относится к XVII в., что было обусловлено необходимостью обслуживания банковским капиталом развивающейся торговли, промышленности и сельского хозяйства. В 1617 году в Осака впервые были выпущены бумажные деньги, обеспеченные серебром, и образована Ассоциация банкиров...
82957. Сравнительная характеристика сайтов для просмотра фильмов онлайн 84.98 KB
  На просторах всемирной паутины, если хорошо поискать, то можно найти много интересного. Одним из лакомых кусочков для киноманов является просмотр фильмов онлайн. Конечно, можно скачать новинки мирового кино, применяя скачивание с различных торрентов, но сейчас выпускается так много фильмов...
82958. Построение систем искусственного интеллекта 43.28 KB
  В качестве самостоятельного научного направления искусственный интеллект (ИИ) существует уже более четверти века. Мнение общества, относительно специалистов данной области, постепенно менялось от скепсиса до уважения, и понимания перспектив данной области в будущем.
82959. Демографическая ситуация в России и Удмуртии 37.12 KB
  Изменение населения совершается и путём перехода людей из одного состояния в другое по мере изменения их возраста семейного положения числа детей демографическая мобильность или уровня образования профессии социального положения социальная мобильность.
82960. Этикет стран мира 67.37 KB
  Следует уважать национальные традиции в еде праздники религию и руководство страны в которой Вы находитесь. Следует всегда быть пунктуальным учитывать движение на дорогах и скопление людей на улицах. В любой стране очень важны титулы поэтому ими следует пользоваться.
82961. Германская модель социальной рыночной экономики 43.98 KB
  Предпосылки возникновения в Германии Современная германская экономика Правовые основы. Социальный порядок преследует определенные цели в современной западной экономике в том числе и экономике Германии основными можно определить следующие цели социального порядка: Развитие и совершенствование...
82962. Діяльність Симиренків 319.49 KB
  Родоначальником знатного сімейства був Степан Симиренко який понад 20 років козакував на Січі а потім оселився на одному хуторі біля Черкас і почав господарювати. Один з його синів Федір Симиренко став кріпаком але виявив себе справжнім нащадком батькакозака.
82963. Различные виды автомобильных топлив. Сравнение их преимуществ и недостатков 58.5 KB
  Наиболее распространены в природе и добываются промышленным способом такие виды топлива как нефть и нефтепродукты керосин бензин мазут дизельное топливо уголь природный горючий газ древесина С момента появления первых двигателей внутреннего сгорания и до настоящего времени основными видами топлива...