62233

Рекомендации к составлению урока литературы в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Нужен мостик от 1го ко 2му этапу Приемы: объявлена тема урока а Рекомендуется писать ее на доске Больше читать детям. Мотивировать прослушивание произведение можно с помощью: Рассказа о событиях связанных с созданием произведения; Беседы по личным впечатлениям; Различных произведений искусства живописи музыки. Этап постановки учебной задачи Способы постановки УЗ: В виде предложения аналитической деятельности проблемный вопрос сопоставление разных вариантов...

Русский

2014-06-26

20.07 KB

0 чел.

Рекомендации  к составлению урока литературы в начальной школе

1.  Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

-  В начале урока необходимо повторить материал по данной теме, либо данного автора.

Это способствует актуализации читательского опыта учащихся. Привлекать знания и из уроков внеклассного чтения.

-  Нужны специальные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование

чтения детей.  Это разминка перед чтением  (слоговички, таблицы, 5-минутное чтение и

т.д.).

-  Иногда на дом можно задавать знакомство с новым произведением, т.к. в классе

разбиралось маленькое произведение.

-  В 1-м классе во втором полугодии можно задавать чтение на дом.

! Единственный этап, который может передвигаться в структуре урока.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Нужен мостик от 1-го ко 2-му этапу

Приемы: объявлена тема урока

а) Рекомендуется писать ее на доске

Больше читать детям. На уроке дети читают все, что можно.

б) На доступном языке слева на доске написать:

Учимся бегло читать...

Фантазировать и т.д.

в) Дети всегда читают тему, задачи или ход урока. Но это практиковать не всегда.

г) Проводить беседу с применением наглядности, но не перебарщивать.

д) Беседа о книгах, которые читали.

е) Очные и заочные экскурсии.

ж) Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся

з) Загадки, ребусы, викторины, кроссворды.

и) Словарная работа - сам учитель выбирает, какие слова объяснять до, какие после

чтения.

к) Прием антиципация — предугадывание, предвосхищение (предположение, чем

закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения).

! Мотивировать  прослушивание произведение можно с помощью:

  1. Рассказа о событиях, связанных с созданием произведения;
  2. Беседы по личным впечатлениям;
  3. Различных произведений искусства (живописи, музыки).

4.  Этап первичного восприятия

Кто первым читает текст? Это зависит от размера, сложности , программы (Р.Бунеев, Е.Бунеева – первый раз читают текст – дети, М.П. Воюшина – учитель)

2 класс - учитель обязательно

3-4 класс - можно комбинировать, про себя, учитель - ученики

Очень эмоциональный отрывок всегда читает сам учитель.

5. Этап выявления первичного восприятия

  1. Общее впечатление
  2. Оценка героев, событий

Вопросы на эмоциональное восприятие:

-  Что вас обрадовало? Огорчило? И т.д.

Виды работы:  беседа,  свободные высказывания детей.

! Слушая , ответы друг друга, дети обнаруживают, что произведение воспринято по-разному, что мнения и оценки не совпадают.

6. Этап постановки учебной задачи

Способы постановки УЗ:

  1. В виде предложения аналитической деятельности  (проблемный вопрос, сопоставление разных вариантов актёрского прочтения произведения, иллюстрации разных художников, сопоставление предварительной и окончательной редакции текста).
  2. В виде предложения выполнить какое-либо творческое задание (оформить книжку, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации, поиграть в режиссёров  и сценаристов, художников, актёров-чтецов и т.д.)

7. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

  1. Повторное чтение (по частям и их анализ)

Анализ сюжета, композиции, изобразительных средств языка, идейной направленности, характеров действующих лиц

Используется любой вид чтения:

2 класс - прием жужжащего чтения обязателен

1-ая ступень анализа произведения

-  Анализирует фактическое или конкретное содержания произведения

2 класс - больше вопросов: кто? кого? куда?

Важно выделить действующих лиц.

2-я ступень анализа произведения

Это эмоционально-образное содержание произведения.

В центре анализа произведения ОБРАЗ /человека, природы, картины/

Если анализируется образ человека, то используется выборочное чтение, анализ

поступков, речи. Главное, обратить внимание на эмоциональное состояние произведения;

анализ эмоционального настроения всего произведения; анализ отношения автора, каким

образом автор его выражает.

Виды работы: беседа, выборочное чтение и перечитывание с обязательным заданием , постановка вопросов учащимся, работа над изобразительными средствами, словесное иллюстрирование

для 1-2 классов - иллюстрирование, живые картинки.

  1. Работа над планом ( картинный, словесный )
  2. Обучение пересказу (подробный, краткий (сжатый), выборочный, творческий)

8. Этап обобщения

Формы обобщения: выделение темы и основных проблем, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение.

а) Обобщение проводить на каждом уроке литературного чтения, определить главную

мысль произведения или нескольких мыслей.

б) Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.

в) Составить рассказ о них.

г) Окончательное отношение читателя к картине природы, к персонажу, ко всему

произведению.

  1.  Выразительное чтение произведения либо его отрывка.

Учитель проводит работу над тем, чтобы ребенок передал, сумел во время чтения свое

отношение к персонажу и отношения автора.

  1.  Творческая работа

Проводится творческая работа не на каждом уроке (составить творческие пересказы,

доскажи словечко)

9. Этап объяснения домашнего задания

Желательно давать дифференцированные задания аналитического и творческого характера.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56438. The Beatles Party 124.5 KB
  Objectives: to involve students in extra-curriculum activities to improve students’ speaking skills and pronunciation to practice listening comprehension to develop students’ knowledge of the world musical culture
56439. The Beauty of the World Is in Danger 90 KB
  We discussed the problem of pollution at our previous lesson. And we have found out that many species of animals and plants are in danger. Your task was to find some information about them. Read your reports, please.
56440. The City 42.5 KB
  Now you can see that the title of topic is “City” Today at our lesson we’ll be travel agency. Imagine yourself travel agents indefinite routes. We are expecting a tourist, who whoud like to visit Ukrainian cities and interesting places. Your task is to give him this information.
56441. История древнего мира. Древняя Месопотамия 82.5 KB
  В древней Месопотамии существовали крупные города-государства со сложным управлением, развитыми ремеслами, искусствами и торговыми связями. Это делало регион нестабильным, поскольку их правители враждовали за земли, торговые пути и влияние
56442. Профессия: Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования 497 KB
  Естественное освещение, являясь с физиологической точки зрения наиболее благоприятным для человека, не может полностью обеспечить его нормальную жизнедеятельность, поэтому еще в доисторические времена у людей возникла потребность в искусственном освещении.
56443. Тіла Обертання. Об’єм тіл обертання.. Розв’язування задач 2.9 MB
  Систематизувати й узагальнити знання з теми; відпрацювати навички розв’язування задач; розвивати логічне мислення, уміння аналізувати, просторову уяву,самостійність; виховувати інтерес до предмета.