6224

Конкуренция и монополия

Реферат

Макроэкономика

Конкуренция и монополия. Цели изучения темы: уяснение сущности и функций конкуренции, умение дифференцировать различные типы рыночных структур, измерение уровня концентрации рынка, понимание природы монополий. Основные термины и понятия: конкуренция...

Русский

2012-12-30

66.5 KB

17 чел.

Конкуренция и монополия.

Цели изучения темы: уяснение сущности и функций конкуренции, умение дифференцировать различные типы рыночных структур, измерение уровня концентрации рынка, понимание природы монополий.

Основные термины и понятия: конкуренция, структура рынка, рынок совершенной конкуренции, монополия, рынок монополистической конкуренции, олигополия, монопсония, показатель концентрации, индекс Герфиндаля.

1. Понятие конкуренции. Типы рыночных структур.

2. Поведение фирмы на рынке совершенной и несовершенной конкуренции.

3. Измерение концентрации рынка.

4. Основные направления антимонопольной политики.

В экономической теории существует несколько подходов к определению конкуренции:

Конкуренция – это борьба за ограниченный объем  платежеспособного спроса, которую ведут фирмы на доступных им сегментах рынка (поведенческий подход).

Конкуренция – это ситуация, когда на рынке много конкурирующих единиц и они независимы (структурный подход).

Конкуренция - это соперничество старого с новым (функциональный подход). 

Каждый из этих подходов отражает одну из сторон конкуренции. Конкуренция, наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рыночного механизма, обеспечивающим его саморегулирование.

Конкуренция выступает дополнением и противовесом индивидуализму рыночной экономики. Она направляет деятельность участников хозяйственных процессов в благоприятное для всего общества русло. Конкуренция обеспечивает эффективность, пропорциональность и динамизм рыночной экономики. Она побуждает предпринимателей снижать издержки производства и повышать качество своей продукции, чтобы обеспечить конкурентоспособность товара – степень его притягательности для покупателей.

В рыночной экономике выделяют четыре основных типа рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможностям контролировать цены на рынке, доступностью информации, наличию или отсутствию входных барьеров (возможностям входа на рынок новых фирм и выхода из него). Это могут быть технологические барьеры, высокие первоначальные затраты, необходимость получения лицензии на производство и др.

Основные типы рыночных структур:

Табл.1

Типы рыночных структур

Кол-во фирм в отрасли

Характер продукции

Входные барьеры

Контроль над ценой

Совершенная конкуренция

Множество фирм

Однородная

Отсутствуют

Отсутствует

Чистая монополия

Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой)

Однородная продукция, не имеющая субститутов

Высокие

Полный

Олигополия

Малое

кол-во фирм

Однородная или с незначительной дифференциацией

Высокие

Частичный

Монополис-тическая конкуренция

Множество фирм

Разнородная продукция

Низкие

Слабый

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. При свободной конкуренции ситуация на рынке характеризуется:

1. множеством покупателей и продавцов;

2. высокой мобильностью факторов производства;

3. отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4. однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5. равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

Следует отметить, что в чистом виде совершенная конкуренция никогда и нигде не существовала, поэтому ее можно рассматривать как научную абстракцию, намеренное упрощение, необходимое как первый шаг для изучения принципов функционирования рыночного механизма.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

1. чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги. В этом случае границы фирмы и отрасли совпадают (электроэнергия, РАО ЕЭС).

2. олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм (автомобили).

3. монополистическая конкуренция, когда на рынке действует большое число фирм, производимых дифференцированную продукцию (хлеб).

2.

Работа с таблицей 1 помогает уяснить суть понятий «ценополучатель» и «ценоустановитель». Рассмотрите графу «контроль над ценою». Ценополучателем называется фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции. Такая фирма производит лишь небольшую часть всей продукции, поэтому она не может влиять на рыночные цены. Она «получает» ту цену, которая сложилась на рынке. Если фирма будет продавать товар дороже рыночной цены, то покупатели уйдут к конкурентам, если будет продавать дешевле, то снизит свои прибыли. Вот если фирма имеет контроль над ценой, и у нее нет конкурентов, нет товаров-заменителей, она является «ценоустановителем»: сама устанавливает цены, обеспечивающие ей наибольшую прибыль.

В категорию «ценоустановителей» входят предприятия, действующие в условиях несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монополии). Что является для них источником монопольной власти, т.е. власти устанавливать цену?

В условиях монополистической конкуренции фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации продукта.

Существуют четыре главных вида дифференциации продукта:

1) различия в местоположении (магазина, аптеки, кафе и др.);

2) различия в качестве продукта;

3) различия в обслуживании клиентов;

4) различия с точки зрения субъективного имиджа товаров.

При монополистической конкуренции важную роль играют неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, возможность купить товар в рассрочку, наличие и отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях олигополистического рынка возможны как «ценовая война» - постепенное снижение уровня цен с целью вытеснения конкурентов, так и тайные сговоры - негласные соглашения о ценах, объемах продаж и др. способах ограничения конкуренции. Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах. Доминирующая фирма (ценовой лидер) проявляет инициативу по изменению цен, а другие фирмы следуют ее примеру.

В условиях монополии – организации рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара при полном отсутствии близких ему заменителей, имеет место наибольший контроль над ценой. Но и в условиях монополии  власть над ценой не абсолютна т.к.:

1) возможно появление субститутов;

2) кривая спроса на товары, производимые монополией, эластична.

Поведение монополии на рынке: монополист ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной (price searcher).

Монопольная цена выше того уровня, который был бы при совершенной конкуренции, в этом заключается наносимый обществу ущерб.

Классификация монополий

По критерию источника монопольной власти монополии выделяют:

Естественные монополии – возникают  благодаря обладанию уникальными экономическими ресурсами или формируются на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства (в таком случае их называют также технологическими монополиями). Естественные монополии имеют минимальные долгосрочные отраслевые средние издержки. Иначе говоря, если в этой отрасли будут действовать несколько более мелких конкурентных фирм, то их средние издержки будут выше, чем у одной-единственной фирмы (естественной монополии). Примеры: местное обеспечение электроэнергией, газом, железнодорожный транспорт. В этих отраслях эффективнее функционирование одной крупной фирмы, благодаря чему происходит уменьшение затрат ресурсов.

Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями, такими как патенты, авторские права или ограничение на торговлю иностранными товарами.

Искусственная монополия – возникает на основе сговора между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающего ситуацию на рынке в близкую к натуральной монополии.

Открытая монополия – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая какой-либо специальной защиты от конкуренции в виде патента или других ограничений для вхождения в отрасль.

Монопсония – ситуация, когда на рынке существует один покупатель (частный случай монополии).

Монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции и устанавливает ее ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.

3. Методы оценки уровня концентрации рынка

Пороговая доля рынка – законодательно установленная процентная доля отдельного предприятия в общем объеме продаж какого-либо товара.

По российскому законодательству (в редакции 1995 г.) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет этим.

Для оценки уровня концентрации рынка в России используются несколько показателей:

1) Показатель концентрации (concentration ratio) – процентное отношение доли трех крупнейших предприятий к общему отраслевому объему производства.

2) Индекс Герфиндаля (HHI) характеризует распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в %) всех субъектов рынка в общем его объеме:

HHI = p12 + p22 + p32 + … pn2, где

p – доля n-ой фирмы на рынке, выраженная в %,

n – общее число фирм.

Рассмотрим пример подсчета уровня концентрации рынка. Допустим, в от расли действуют 10 фирм, доля каждой составляет:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

30%

20%

15%

12%

7%

6%

4%

3%

2%

1%

Показатель концентрации (CR3) в данном случае будет равен сумме долей трех крупнейших фирм отрасли: 30% + 20% + 15% = 65%

Индекс Герфиндаля будет равен сумме квадратов рыночных долей всех фирм: 900 + 400 + 225 + 144 + 49 + 36 + 16 + 9 + 4 + 1 = 1784

Сравниваем полученные результатами с приводимыми ниже нормативами и делаем вывод, что в данной отрасли уровень концентрации является средним, т.к.CR3 = 65%, а HHI = 1784

При CR3 < 45%, HHI < 1000 концентрация считается низкой;

при 70% > CR3 > 45%, HHI < 2000 концентрация считается средней;

при CR3 > 70% B HHI > 2000 концентрация считается высокой.

3) Индекс Лернера. Для оценки степени монопольной власти  в экономической науке используют также  индекс Лернера

I = P - MC/ P. Этот индекс может изменяться от 0 до 1. При близком к нулю значении индекса в отрасли существует высокая конкуренция , приближение  величины индекса к единице   свидетельствует о высокой степени монополизации отрасли.

4.

В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода:

Поведенческий критерий применения санкций (государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений)

Структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка).

Цели и методы антимонопольного регулирования

Монополия имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается редко. Обычная цель антимонопольной политики - ограничение монополистических злоупотреблений.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и или за объемом их производства (например, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. Косвенным методом регулирования является налогообложение монопольных сверхприбылей.

Среди методов антимонопольного регулирования в России важное место занимает реформирование структуры естественных монополий, которое предполагает разделение естественно-монопольного и потенциально-конкурентного секторов.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а также разрушение уже сложившихся.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка:

1) Либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы.

2) Либо переплетение ведущей фирмы с конкурентами (в форме создания картелей, системы участий, личной унии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18914. Копирайтинг и спичрайтинг 29.5 KB
  Копирайтинг и спичрайтинг Речи и выступления всегда были существенным элементом социального управления. Поэтому службы ПР забирают подготовку речей в свои руки. Подготовкой текстов выступлений лидера являются спичрайтеры. Важным элементом является начало речи. С...
18915. Уровень полномочий, функциональные обязанности пресс-секретаря 30.5 KB
  Уровень полномочий функциональные обязанности пресссекретаря Стровский Такая должность значится сегодня в штатном расписании не только управленческих органов политических организаций но и крупных коммерческих фирм компаний. В обязанности пресссекретаря вхо
18916. Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации 43 KB
  Радиожурналистика. Свойства и формат радио как вида массовой коммуникации Начало 90х годов точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические экономические социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвиг
18917. Тележурналистика: особенности, виды, способы финансирования 68 KB
  Тележурналистика: особенности виды способы финансирования Находящееся на пике популярности самое массовое средство информации и развлечения телевидение сегодня и одно из самых затратных и одно из самых прибыльных СМИ. В первой трети XX в. главную роль в этом ...
18918. Социальные функции массовой коммуникации. Структурно-функциональный подход к анализу массовой коммуникации 36.5 KB
  Социальные функции массовой коммуникации. Структурнофункциональный подход к анализу массовой коммуникации Конецкая Социология коммуникации Изучение МК как социального явления возникло в 20ые годы ХХ века ее проблемы рассматривались в контексте общей социоло...
18919. Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативно-целевой анализ текста 29.5 KB
  Семиологический подход к анализу массовой коммуникации. Знак. Типы знаков. Информативноцелевой анализ текста Лена если про семиологический подход к МК и про знаки есть отправь мне pls. Метод информативноцелевого анализа текстов СМК был разработан Т.М. Дридзе в ра
18920. Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия 53 KB
  Сущность и типология политической культуры. Виды политического участия. Содержание понятия политическая культура обычно включает весь исторический опыт память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики их ориентации и навыки влияющие на поли...
18921. Государственная служба как открытая система. «Электронное правительство» 27.5 KB
  Государственная служба как открытая система. Электронное правительство Государственная служба жизнеспособна только в условиях тесного взаимодействия с другими управляемыми системами. Открытость системы управления обеспечивается высокой степенью адапти
18922. Облака тегов для параллельной фильтрации данных 429.5 KB
  В работе рассматривается метафора визуализации и взаимодействия – контекстное облако тегов, предназначенная для эффективной интерпретации результатов поиска в Интернете. Данная метафора построена на основание формальной модели, включающей два основных утверждения...