62243

Фонетический разбор слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Образовательная: повторить порядок фонетического разбора слова; практиковать правильное произношение слова; закрепить знания о гласных и согласных звуках. Согласные звуки: звонкие в том числе и сонорные и глухие парные и непарные твёрдые...

Русский

2014-06-06

22.36 KB

9 чел.

Тема: «Фонетический разбор слова».

Цель: повторить фонетический разбор слова.

Задачи:

1)Образовательная:

- повторить порядок фонетического разбора слова;

- практиковать правильное произношение слова;

- закрепить знания о гласных и согласных звуках.

2)Воспитательная:

- воспитывать дисциплинированность;

- воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений.

3)Развивающая:

- развивать правильное произношение слова;

- развивать память, внимание, речь и логическое мышление.

                                                                

                                                                 Материал и оборудование.

Для учителя

Для детей

1) Учебник.

2) Конспект.

3) Доска.

4) Таблички с терминами.

1) Учебник.

2) Тетрадь.

3) Доска.

                                                                              

                                                                             План урока.

  1. Организационный момент.  ……………………………………………………………………………. (1 мин.)
  2. Повторение порядка фонетического разбора………………………………………………..  (5 мин.)
  3. Упражнения на повторение…………………………………………………………………………….. (15 мин.)
  4. Закрепление……………………………………………………………………………………………………… (15 мин.)
  5. Итог……………………………………………………………………………………………………………………. (4 мин.)
  6. Самостоятельная работа.  (Резерв)………………………………………………………………….   (? мин.)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Садитесь. Подготовьтесь к уроку: уберите всё лишнее с парты, достаньте учебники и тетради.

Ученики выполняют требования учителя: садятся, убирают лишнее с парты, достают тетради и учебники.

2) Повторение порядка фонетического разбора.

- Тема нашего урока: «Фонетический разбор слова». Давайте вспомним, в каком порядке мы разбираем слово на звуки. Откройте страничку номер 129. Прочитайте про себя.

- Я буду спрашивать тех, кто поднимает руку, а ваша задача – читать по одному пункту.

- Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа.

- Переверните страницу учебника. Здесь есть пример выполнения письменного и устного фонетического разбора слова. Сейчас один ученик выйдет к доске и, по этому же принципу, письменно, не забывая ₁комментировать свои действия вслух, разберёт слово ЛЕСА.

Дети внимательно слушают учителя.

Они открывают страницу 129 и читают правило про себя.

Ученики читают пункты правила по одному. Порядок:

1.Слоги, ударение.

2.Глассные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3.Согласные звуки: звонкие (в том числе и сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены согласные.

Дети записывают число и классная работа.

                ЛЕ-СА

Л - [Л’] - согл., звонкий, мягкий

Е - [И] - гласный, безударный

C- [ С] - согл., глухой, твёрдый

А-[А] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

3) Упражнения на повторение.

- А теперь мы выполним упражнение номер 313. Прочитайте задание про себя. А потом я вызову одного человека к доске.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

- Второе слово будет разбирать другой человек.

- Третье слово третий человек.

- Четвёртое слово четвёртый.

- Давайте прочитаем правило, которое написано на страничке 130. Сначала про себя, а потом вы попробуете пересказать его мне.

- А теперь мы отступим строчку и, через запятую, красиво и правильно запишем эти слова.

Ученики читают про себя.

1)           ЛЮБ-ЛЮ

Л - [Л’] - согл., звонкий, мягкий

Ю - [У] - гласный, безударный

Б -[Б] - согл., звонкий, твёрдый

Л-[Л’]-согл., звонкий, мягкий

Ю-[У]-гласный, ударный

5 б., 5 зв.

2)          ГРО-ЗА

Г-[Г]-согл., звонкий, твёрдый

Р-[Р]-согл., звонкий, твёрдый

О-[А]-гласный, безударный

З-[З]-согл., звонкий, твёрдый

А-[А]-гласный, ударный

5 б., 5 зв.

3)             МАЙ

М-[М]-согл., звонкий, твёрдый

А-[А]-гласный, ударный

Й-[Й]-согл., сонорн., мягкий

3 б., 3 зв.

4)           ГРОМ

Г-[Г]-согл., звонкий, твёрдый

Р-[Р]-согл., звонкий, твёрдый

О-[О]-гласный ударный

М-[М]-согл., звонкий, твёрдый

4 б., 4 зв.

- Звуки изучаются в особом разделе науки о языке – фонетике.

- Способы обозначения звуков речи на письме изучает графика.

- Правильно произносить слово учит орфоэпия.

4)Закрепление.

- На доске написаны слова. Я буду вызывать вас по одному, а вы рядом подпишите сколько в этих словах слогов, гласных, согласных, звуков и букв и поставите ударение. Последнее слово мы разберём полностью. Сделаем полный фонетический разбор:

КОРАБЛЬ

ЯБЛОКО

ШОКОЛАД

ОКОНЧАНИЕ

Ученики слушают учителя и выполняют задание, которое им дали.

- 2 слога, 2 гласных, 4 согласных, 7 букв, 6 звуков.

- 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, 6 букв, 7 звуков.

- 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, 7 букв, 7 звуков.

-           О-КОН-ЧА-НИ-Е

О[А]-гл.,безуд.

К[К]-согл.,парн.глух.,твёрд.

О[А]-гл.,безуд.

Н[Н’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

Ч[Ч’]-согл.,неп.гл.,мягкий.

А[А]-гл.,ударный.

Н[Н’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

И[И]-гл.,безуд.

Е     [Й’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

      [Э]-гл.,безуд.

5 слогов, 5 гласных, 5 согласных, 9 букв, 10 звуков.

5)Итог.

- А теперь подведём итог урока.

- Какую тему мы повторяли на сегодняшнем уроке?

- В каком порядке мы делаем фонетический разбор устно?

- Какая наука изучает звуки?

- Какая наука изучает обозначение звуков речи на письме?

- Какая наука учит нас правильно произносить слова?

- С какими гласными буквами мы сегодня столкнулись?

- С какими согласными звуками мы сегодня столкнулись?

Дети слушают.

- Фонетический разбор слова.

- Слоги, ударение; гласные звуки; согласные звуки.

- Фонетика.

- Графика.

- Орфоэпия.

- Ударные и безударные.

- Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

6)Самостоятельная работа.  (Резерв).

 - Достаньте, пожалуйста, чистые листочки, подпишите их.

- Сейчас вы выполните самостоятельную работу на страничке 131. Отвечайте на первые 4 вопроса.

1)Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков; звонких – глухих.

2)В чём особенность сонорных звуков?

3)Для чего нужно знать алфавит?

4)Приведите примеры позиционных чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

- Когда закончите, сдайте мне, пожалуйста, листочки.

Ученики достают листочки и начинают выполнять задание.

1)Гласные образуются только при помощи голоса, не встречая преград. Согласные могут образовываться при помощи голоса и шума, при этом встречая преграды ввиде губ, языка и зубов. Звонкие – при помощи голоса и шума. Глухие при помощи шума.

2)Они образ. Как и гласные при помощи голоса, за счёт этого она не оглушаются, как звонкие шумные согласные.

3)Для правильной записи слов.

4)Коса - косы, сады - сад, письмо - письменный.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19678. Творческий путь Тургенева 28 KB
  Творческий путь Тургенева. И. С. Тургенев 1818 1883 родился в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе. В 1833 г. поступил в Московский университет в 1834 перевелся в Петербургский который и заканчивает в 1837 г. по словесному отделению философского факультета. ...
19679. Романы Тургенева: поэтика, проблематик, эволюция жанра 26.5 KB
  Романы Тургенева: поэтика проблематик эволюция жанра. Тургенева справедливо считается лучшим стилистом русской прозы XIX в. и тончайшим психологом. Как писатель Тургенев прежде всего классичен в самых разнообразный смыслах этого слова. Лучшие тургеневские вещи пора...
19680. Творческий путь Гончарова 27 KB
  Творческий путь Гончарова. И. А. Гончаров 1812-1891 обратился к литературному творчеству в годы учебы в Московском университете на филологическом словесном отделении. Но в литературу он вошел спустя тринадцать лет как автор романа Обыкновенная история который был
19681. Романы Гончарова: поэтика, проблематика 39 KB
  Романы Гончарова: поэтика проблематика. Замечательный роман И. А. Гончарова €œОбломов€ вышел в свет в 1859 году. В простом лишенном внешних эффектов сюжете романа глубоко и правдиво отразилась русская действительность. Роман интересен тем что образ Ильи Ильича Обломов
19682. Творческий путь Герцена 41 KB
  Творческий путь Герцена. Герцен родился 25 марта 6 апреля 1812 г. в Москве в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева 1767 1846; мать 16летняя немка ГенриеттаВильгельминаЛуиза Гааг дочь мелкого чиновника. Брак родителей не был оформлен и Герцен носил фамилию пр...
19683. «Былое и думы» А.И. Герцена: поэтика, историческая концепция 35.5 KB
  Былое и думы А.И. Герцена: поэтика историческая концепция В 1854 году в Вольной русской типографии в Лондоне вышла в свет книга под названием Тюрьма и ссылка. Из записок Искандера. Это были первые печатные страницы Былого и дум А. И. Герцена. В свете общепринятых пре
19684. Народ в произведениях писателей-шестидесятников (очерки Н. Успенского) 42 KB
  Народ в произведениях писателейшестидесятников очерки Н. Успенского Жанр очерка был особенно любим писателями круга Современника вокруг которого после раскола в редакции группировались в основном писателиразночинцы именуемые обычно шестидесятниками. Н.В....
19685. «Подлиповцы» Ф.М. Решетникова: поэтика, выражение идеологии 35.5 KB
  Подлиповцы Ф.М. Решетникова: поэтика выражение идеологии Решетников: с 1847 учился в начальной школе затем в Пермском уездном училище. В 1855 за вынос из почтовой конторы пакетов был отдан под суд после длившегося два года судебного следствия был сослан на 3 месяца в Сол...
19686. «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского: идеология, поэтика 31 KB
  Очерки бурсы Н.Г. Помяловского: идеология поэтика. Помяловский родился в семье дьякона. Учился в АлександроНевском духовном училище. Окончил Петербургскую духовную семинарию 1857. По окончании в ожидании места читал по покойникам пел в церкви. В то же время занималс...