62243

Фонетический разбор слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Образовательная: повторить порядок фонетического разбора слова; практиковать правильное произношение слова; закрепить знания о гласных и согласных звуках. Согласные звуки: звонкие в том числе и сонорные и глухие парные и непарные твёрдые...

Русский

2014-06-06

22.36 KB

9 чел.

Тема: «Фонетический разбор слова».

Цель: повторить фонетический разбор слова.

Задачи:

1)Образовательная:

- повторить порядок фонетического разбора слова;

- практиковать правильное произношение слова;

- закрепить знания о гласных и согласных звуках.

2)Воспитательная:

- воспитывать дисциплинированность;

- воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений.

3)Развивающая:

- развивать правильное произношение слова;

- развивать память, внимание, речь и логическое мышление.

                                                                

                                                                 Материал и оборудование.

Для учителя

Для детей

1) Учебник.

2) Конспект.

3) Доска.

4) Таблички с терминами.

1) Учебник.

2) Тетрадь.

3) Доска.

                                                                              

                                                                             План урока.

  1. Организационный момент.  ……………………………………………………………………………. (1 мин.)
  2. Повторение порядка фонетического разбора………………………………………………..  (5 мин.)
  3. Упражнения на повторение…………………………………………………………………………….. (15 мин.)
  4. Закрепление……………………………………………………………………………………………………… (15 мин.)
  5. Итог……………………………………………………………………………………………………………………. (4 мин.)
  6. Самостоятельная работа.  (Резерв)………………………………………………………………….   (? мин.)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Садитесь. Подготовьтесь к уроку: уберите всё лишнее с парты, достаньте учебники и тетради.

Ученики выполняют требования учителя: садятся, убирают лишнее с парты, достают тетради и учебники.

2) Повторение порядка фонетического разбора.

- Тема нашего урока: «Фонетический разбор слова». Давайте вспомним, в каком порядке мы разбираем слово на звуки. Откройте страничку номер 129. Прочитайте про себя.

- Я буду спрашивать тех, кто поднимает руку, а ваша задача – читать по одному пункту.

- Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа.

- Переверните страницу учебника. Здесь есть пример выполнения письменного и устного фонетического разбора слова. Сейчас один ученик выйдет к доске и, по этому же принципу, письменно, не забывая ₁комментировать свои действия вслух, разберёт слово ЛЕСА.

Дети внимательно слушают учителя.

Они открывают страницу 129 и читают правило про себя.

Ученики читают пункты правила по одному. Порядок:

1.Слоги, ударение.

2.Глассные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3.Согласные звуки: звонкие (в том числе и сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены согласные.

Дети записывают число и классная работа.

                ЛЕ-СА

Л - [Л’] - согл., звонкий, мягкий

Е - [И] - гласный, безударный

C- [ С] - согл., глухой, твёрдый

А-[А] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

3) Упражнения на повторение.

- А теперь мы выполним упражнение номер 313. Прочитайте задание про себя. А потом я вызову одного человека к доске.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

- Второе слово будет разбирать другой человек.

- Третье слово третий человек.

- Четвёртое слово четвёртый.

- Давайте прочитаем правило, которое написано на страничке 130. Сначала про себя, а потом вы попробуете пересказать его мне.

- А теперь мы отступим строчку и, через запятую, красиво и правильно запишем эти слова.

Ученики читают про себя.

1)           ЛЮБ-ЛЮ

Л - [Л’] - согл., звонкий, мягкий

Ю - [У] - гласный, безударный

Б -[Б] - согл., звонкий, твёрдый

Л-[Л’]-согл., звонкий, мягкий

Ю-[У]-гласный, ударный

5 б., 5 зв.

2)          ГРО-ЗА

Г-[Г]-согл., звонкий, твёрдый

Р-[Р]-согл., звонкий, твёрдый

О-[А]-гласный, безударный

З-[З]-согл., звонкий, твёрдый

А-[А]-гласный, ударный

5 б., 5 зв.

3)             МАЙ

М-[М]-согл., звонкий, твёрдый

А-[А]-гласный, ударный

Й-[Й]-согл., сонорн., мягкий

3 б., 3 зв.

4)           ГРОМ

Г-[Г]-согл., звонкий, твёрдый

Р-[Р]-согл., звонкий, твёрдый

О-[О]-гласный ударный

М-[М]-согл., звонкий, твёрдый

4 б., 4 зв.

- Звуки изучаются в особом разделе науки о языке – фонетике.

- Способы обозначения звуков речи на письме изучает графика.

- Правильно произносить слово учит орфоэпия.

4)Закрепление.

- На доске написаны слова. Я буду вызывать вас по одному, а вы рядом подпишите сколько в этих словах слогов, гласных, согласных, звуков и букв и поставите ударение. Последнее слово мы разберём полностью. Сделаем полный фонетический разбор:

КОРАБЛЬ

ЯБЛОКО

ШОКОЛАД

ОКОНЧАНИЕ

Ученики слушают учителя и выполняют задание, которое им дали.

- 2 слога, 2 гласных, 4 согласных, 7 букв, 6 звуков.

- 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, 6 букв, 7 звуков.

- 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, 7 букв, 7 звуков.

-           О-КОН-ЧА-НИ-Е

О[А]-гл.,безуд.

К[К]-согл.,парн.глух.,твёрд.

О[А]-гл.,безуд.

Н[Н’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

Ч[Ч’]-согл.,неп.гл.,мягкий.

А[А]-гл.,ударный.

Н[Н’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

И[И]-гл.,безуд.

Е     [Й’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

      [Э]-гл.,безуд.

5 слогов, 5 гласных, 5 согласных, 9 букв, 10 звуков.

5)Итог.

- А теперь подведём итог урока.

- Какую тему мы повторяли на сегодняшнем уроке?

- В каком порядке мы делаем фонетический разбор устно?

- Какая наука изучает звуки?

- Какая наука изучает обозначение звуков речи на письме?

- Какая наука учит нас правильно произносить слова?

- С какими гласными буквами мы сегодня столкнулись?

- С какими согласными звуками мы сегодня столкнулись?

Дети слушают.

- Фонетический разбор слова.

- Слоги, ударение; гласные звуки; согласные звуки.

- Фонетика.

- Графика.

- Орфоэпия.

- Ударные и безударные.

- Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

6)Самостоятельная работа.  (Резерв).

 - Достаньте, пожалуйста, чистые листочки, подпишите их.

- Сейчас вы выполните самостоятельную работу на страничке 131. Отвечайте на первые 4 вопроса.

1)Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков; звонких – глухих.

2)В чём особенность сонорных звуков?

3)Для чего нужно знать алфавит?

4)Приведите примеры позиционных чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

- Когда закончите, сдайте мне, пожалуйста, листочки.

Ученики достают листочки и начинают выполнять задание.

1)Гласные образуются только при помощи голоса, не встречая преград. Согласные могут образовываться при помощи голоса и шума, при этом встречая преграды ввиде губ, языка и зубов. Звонкие – при помощи голоса и шума. Глухие при помощи шума.

2)Они образ. Как и гласные при помощи голоса, за счёт этого она не оглушаются, как звонкие шумные согласные.

3)Для правильной записи слов.

4)Коса - косы, сады - сад, письмо - письменный.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80879. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом 45.34 KB
  В состав ЖКК входят три основных блока:=жилищное хозяйство т. Государственная политика реформирования ЖКК. Основные направления реформирования ЖКК: Финансовое оздоровление предприятий ЖКК Передача распоряжения бюджетными средствами на дотирование отрасли от предприятий к жителям осуществляется в комплексе с мерами социальной защиты малоимущих граждан. Вместо дотирования предприятий ЖКК вводятся адресные жилищные субсидии зачисляемые на персонифицированные счета граждан.
80880. Основы государственной и муниципальной социальной политики 46.75 KB
  Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика это система целей задач и механизмов их реализации направленных на обеспечение населения социальными услугами на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.соцполитику реализуются как собственные полномочия МС так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
80881. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений 45.99 KB
  Проблема муниципального регулирования занятости населения. Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости.
80882. Муниципальная жилищная политика 45.91 KB
  Отсутствие жилья и плохие жилищные условия одна из главных причин снижения рождаемости семейных конфликтов детской беспризорности. в которой указаны основные задачи в области обеспечения доступности жилья и жилищного строительства разграничены функции федерального центра регионов и муниципалитетов в жилищной сфере. С начала перехода к рыночным отношениям основная часть государственного жилья в нашей стране была передана в муниципальную собственность включая ведомственный жилищный фонд передававшийся в процессе приватизации...
80883. Критерии и показатели эффективности муниципального управления 44.98 KB
  Поскольку генеральной целью муниципальной деятельности является повышение качества жизни населения на территории муниципального образования данный показатель в динамике мог бы выступать в качестве обобщающего критерия эффективности муниципального управления. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется:спецификой муниципального образования как сложного объекта управления имеющего иерархическую структуру;трудностями формализованного описания социальноэкономических...
80884. Муниципальное управление образованием 45.16 KB
  Муниципальная политика в сфере образования строится на основе гос. политики базирующейся на принципах: гуманистический характер образования приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека свободного развития личности; общедоступность образования адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников; светский характер образования в госных и муных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании. актами определяющими задачи ОМС в области образования...
80885. Основы муниципальной молодежной политики 45.24 KB
  Цели и задачи государственной и муниципальной молодежной политики Муниципальная молодежная политика совокупность целей и мер по их реализации принимаемых ОМС в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных ОМС и в русле госной молодежной политики придавая ей логическую стройность системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее...
80886. Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства 43.46 KB
  Это объясняется тем что объекты муниципальной собственности могут быть бюджето-наполняющими приносящими доходы в бюджет и бюджето-поглощающими не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере превышающем получаемый доход. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит что задачей муниципальной власти является...
80887. Порядок формирования и организация работы представительного органа местного самоуправления 43.11 KB
  ПО МС может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание его не может считаться правомочным если на нем присутствует менее 50 от числа избранных депутатов. ПО поселения состоит из депутатов избираемых на муниципальных выборах. ПО муниципального района: 1 может состоять из глав поселений входящих в состав муниципального района и из депутатов ПО указанных поселений избираемых ПО поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения...