62243

Фонетический разбор слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Образовательная: повторить порядок фонетического разбора слова; практиковать правильное произношение слова; закрепить знания о гласных и согласных звуках. Согласные звуки: звонкие в том числе и сонорные и глухие парные и непарные твёрдые...

Русский

2014-06-06

22.36 KB

9 чел.

Тема: «Фонетический разбор слова».

Цель: повторить фонетический разбор слова.

Задачи:

1)Образовательная:

- повторить порядок фонетического разбора слова;

- практиковать правильное произношение слова;

- закрепить знания о гласных и согласных звуках.

2)Воспитательная:

- воспитывать дисциплинированность;

- воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений.

3)Развивающая:

- развивать правильное произношение слова;

- развивать память, внимание, речь и логическое мышление.

                                                                

                                                                 Материал и оборудование.

Для учителя

Для детей

1) Учебник.

2) Конспект.

3) Доска.

4) Таблички с терминами.

1) Учебник.

2) Тетрадь.

3) Доска.

                                                                              

                                                                             План урока.

  1. Организационный момент.  ……………………………………………………………………………. (1 мин.)
  2. Повторение порядка фонетического разбора………………………………………………..  (5 мин.)
  3. Упражнения на повторение…………………………………………………………………………….. (15 мин.)
  4. Закрепление……………………………………………………………………………………………………… (15 мин.)
  5. Итог……………………………………………………………………………………………………………………. (4 мин.)
  6. Самостоятельная работа.  (Резерв)………………………………………………………………….   (? мин.)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Садитесь. Подготовьтесь к уроку: уберите всё лишнее с парты, достаньте учебники и тетради.

Ученики выполняют требования учителя: садятся, убирают лишнее с парты, достают тетради и учебники.

2) Повторение порядка фонетического разбора.

- Тема нашего урока: «Фонетический разбор слова». Давайте вспомним, в каком порядке мы разбираем слово на звуки. Откройте страничку номер 129. Прочитайте про себя.

- Я буду спрашивать тех, кто поднимает руку, а ваша задача – читать по одному пункту.

- Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа.

- Переверните страницу учебника. Здесь есть пример выполнения письменного и устного фонетического разбора слова. Сейчас один ученик выйдет к доске и, по этому же принципу, письменно, не забывая ₁комментировать свои действия вслух, разберёт слово ЛЕСА.

Дети внимательно слушают учителя.

Они открывают страницу 129 и читают правило про себя.

Ученики читают пункты правила по одному. Порядок:

1.Слоги, ударение.

2.Глассные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3.Согласные звуки: звонкие (в том числе и сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены согласные.

Дети записывают число и классная работа.

                ЛЕ-СА

Л - [Л’] - согл., звонкий, мягкий

Е - [И] - гласный, безударный

C- [ С] - согл., глухой, твёрдый

А-[А] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

3) Упражнения на повторение.

- А теперь мы выполним упражнение номер 313. Прочитайте задание про себя. А потом я вызову одного человека к доске.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

- Второе слово будет разбирать другой человек.

- Третье слово третий человек.

- Четвёртое слово четвёртый.

- Давайте прочитаем правило, которое написано на страничке 130. Сначала про себя, а потом вы попробуете пересказать его мне.

- А теперь мы отступим строчку и, через запятую, красиво и правильно запишем эти слова.

Ученики читают про себя.

1)           ЛЮБ-ЛЮ

Л - [Л’] - согл., звонкий, мягкий

Ю - [У] - гласный, безударный

Б -[Б] - согл., звонкий, твёрдый

Л-[Л’]-согл., звонкий, мягкий

Ю-[У]-гласный, ударный

5 б., 5 зв.

2)          ГРО-ЗА

Г-[Г]-согл., звонкий, твёрдый

Р-[Р]-согл., звонкий, твёрдый

О-[А]-гласный, безударный

З-[З]-согл., звонкий, твёрдый

А-[А]-гласный, ударный

5 б., 5 зв.

3)             МАЙ

М-[М]-согл., звонкий, твёрдый

А-[А]-гласный, ударный

Й-[Й]-согл., сонорн., мягкий

3 б., 3 зв.

4)           ГРОМ

Г-[Г]-согл., звонкий, твёрдый

Р-[Р]-согл., звонкий, твёрдый

О-[О]-гласный ударный

М-[М]-согл., звонкий, твёрдый

4 б., 4 зв.

- Звуки изучаются в особом разделе науки о языке – фонетике.

- Способы обозначения звуков речи на письме изучает графика.

- Правильно произносить слово учит орфоэпия.

4)Закрепление.

- На доске написаны слова. Я буду вызывать вас по одному, а вы рядом подпишите сколько в этих словах слогов, гласных, согласных, звуков и букв и поставите ударение. Последнее слово мы разберём полностью. Сделаем полный фонетический разбор:

КОРАБЛЬ

ЯБЛОКО

ШОКОЛАД

ОКОНЧАНИЕ

Ученики слушают учителя и выполняют задание, которое им дали.

- 2 слога, 2 гласных, 4 согласных, 7 букв, 6 звуков.

- 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, 6 букв, 7 звуков.

- 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, 7 букв, 7 звуков.

-           О-КОН-ЧА-НИ-Е

О[А]-гл.,безуд.

К[К]-согл.,парн.глух.,твёрд.

О[А]-гл.,безуд.

Н[Н’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

Ч[Ч’]-согл.,неп.гл.,мягкий.

А[А]-гл.,ударный.

Н[Н’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

И[И]-гл.,безуд.

Е     [Й’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

      [Э]-гл.,безуд.

5 слогов, 5 гласных, 5 согласных, 9 букв, 10 звуков.

5)Итог.

- А теперь подведём итог урока.

- Какую тему мы повторяли на сегодняшнем уроке?

- В каком порядке мы делаем фонетический разбор устно?

- Какая наука изучает звуки?

- Какая наука изучает обозначение звуков речи на письме?

- Какая наука учит нас правильно произносить слова?

- С какими гласными буквами мы сегодня столкнулись?

- С какими согласными звуками мы сегодня столкнулись?

Дети слушают.

- Фонетический разбор слова.

- Слоги, ударение; гласные звуки; согласные звуки.

- Фонетика.

- Графика.

- Орфоэпия.

- Ударные и безударные.

- Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

6)Самостоятельная работа.  (Резерв).

 - Достаньте, пожалуйста, чистые листочки, подпишите их.

- Сейчас вы выполните самостоятельную работу на страничке 131. Отвечайте на первые 4 вопроса.

1)Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков; звонких – глухих.

2)В чём особенность сонорных звуков?

3)Для чего нужно знать алфавит?

4)Приведите примеры позиционных чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

- Когда закончите, сдайте мне, пожалуйста, листочки.

Ученики достают листочки и начинают выполнять задание.

1)Гласные образуются только при помощи голоса, не встречая преград. Согласные могут образовываться при помощи голоса и шума, при этом встречая преграды ввиде губ, языка и зубов. Звонкие – при помощи голоса и шума. Глухие при помощи шума.

2)Они образ. Как и гласные при помощи голоса, за счёт этого она не оглушаются, как звонкие шумные согласные.

3)Для правильной записи слов.

4)Коса - косы, сады - сад, письмо - письменный.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85212. Социально-экономическое развитие белорусских земель в период ВКЛ 32.38 KB
  Категории крестьян в зависимости от повинности: тяглые панщина осадники чинш огородники бывшие слуги слуги занимали привилегированное положение и выполняли разные специальные работы. По степени зависимости крестьяне делились на похожих имели право уйти от феодала и непохожих челядь невольная домашние рабы которые не имели земельных наделов. Юридически закрепощение крестьян в 5 документах: 1447г Привилей Казимира феодалы получают право на суд над крестьянами 1529г. – Статут ВКЛ вводится 10тилетний срок поиска...
85213. Эволюция сословной структуры и политического устройства ВКЛ: от единовластия к сословно-представительской монархии 30.83 KB
  В начальный период ВКЛ состояло из удельных княжеств а также областей находящихся в федеративных отношениях с центральной властью Полоцкая Витебская Смоленская Жемайтская земли и из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. территория ВКЛ разделяется на Трокское и Виленское воеводства. В ВКЛ входило 6 воеводств: Виленское Трокское Киевское Полоцкое Витебское Смоленское и с XVI в.
85214. Особенности духовной жизни белорусских земель в период ВКЛ 23.35 KB
  После вхождения белорусских земель в состав ВКЛ православие стало господствующей верой до Кревского соглашения 1385г. между ВКЛ и Польшей браком великого князи литовского Ягайло с Ядвигой в резте которой Ягайло стал польским королем и принял католичество православная церковь в ВКЛ начала терять свои позиции. Такой шаг был сделан потому что абсолютное большинство восточнославянского населения в ВКЛ составляли православные белорусы украинцы русские.
85215. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ 228.5 KB
  Учебным планом и программой подготовки студентов предусмотрена многосторонняя теоретическая и практическая подготовка специалиста к его будущей профессиональной производственной и научно-исследовательской деятельности.
85217. ДОСЛІДЖЕННЯ СТРУКТУРИ І ПОШКОДЖЕНОСТІ ЧАВУННОГО СКЛОФОРМУВАЛЬНОГО ІНСТРУМЕНТУ 14.44 MB
  Деталі склоформувального інструменту руйнуються під впливом дії хімічно активної скломаси, термоциклічних та механічних навантажень. Температура робочої поверхні інструменту досягає 750 С, а частота термоциклів - до 60 за хвилину. У цих умовах матеріал склоформувального інструменту повинен бути хімічно інертним до скломаси і мати високі механічні властивості
85218. Методические указания: Финансы и кредит 217 KB
  Методические указания по выполнению дипломных работ содержат рекомендации по выполнению дипломной работы: постановка цели дипломной работы, выбор темы, организация работы, процедура защиты дипломной работы в государственной аттестационной комиссии (ГАК).
85219. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя, его порядок и условия 627.5 KB
  При разрешении конкретных дел о восстановлении на работе нельзя не учитывать что незаконное расторжение трудового договора контракта нередко создает трудности в трудоустройстве в соответствии с профессиональной квалификацией снижение жизненного уровня в связи с потерей заработка порою на длительное время...
85220. Анализ линейной разветвленной электрической цепи различными методами 425.91 KB
  Целью курсовой работы является овладение некоторыми современными методами анализа линейной электрической цепи при различных воздействиях в переходном и установившемся режимах с применением вычислительной техники.