62243

Фонетический разбор слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Образовательная: повторить порядок фонетического разбора слова; практиковать правильное произношение слова; закрепить знания о гласных и согласных звуках. Согласные звуки: звонкие в том числе и сонорные и глухие парные и непарные твёрдые...

Русский

2014-06-06

22.36 KB

9 чел.

Тема: «Фонетический разбор слова».

Цель: повторить фонетический разбор слова.

Задачи:

1)Образовательная:

- повторить порядок фонетического разбора слова;

- практиковать правильное произношение слова;

- закрепить знания о гласных и согласных звуках.

2)Воспитательная:

- воспитывать дисциплинированность;

- воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений.

3)Развивающая:

- развивать правильное произношение слова;

- развивать память, внимание, речь и логическое мышление.

                                                                

                                                                 Материал и оборудование.

Для учителя

Для детей

1) Учебник.

2) Конспект.

3) Доска.

4) Таблички с терминами.

1) Учебник.

2) Тетрадь.

3) Доска.

                                                                              

                                                                             План урока.

  1. Организационный момент.  ……………………………………………………………………………. (1 мин.)
  2. Повторение порядка фонетического разбора………………………………………………..  (5 мин.)
  3. Упражнения на повторение…………………………………………………………………………….. (15 мин.)
  4. Закрепление……………………………………………………………………………………………………… (15 мин.)
  5. Итог……………………………………………………………………………………………………………………. (4 мин.)
  6. Самостоятельная работа.  (Резерв)………………………………………………………………….   (? мин.)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Садитесь. Подготовьтесь к уроку: уберите всё лишнее с парты, достаньте учебники и тетради.

Ученики выполняют требования учителя: садятся, убирают лишнее с парты, достают тетради и учебники.

2) Повторение порядка фонетического разбора.

- Тема нашего урока: «Фонетический разбор слова». Давайте вспомним, в каком порядке мы разбираем слово на звуки. Откройте страничку номер 129. Прочитайте про себя.

- Я буду спрашивать тех, кто поднимает руку, а ваша задача – читать по одному пункту.

- Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа.

- Переверните страницу учебника. Здесь есть пример выполнения письменного и устного фонетического разбора слова. Сейчас один ученик выйдет к доске и, по этому же принципу, письменно, не забывая ₁комментировать свои действия вслух, разберёт слово ЛЕСА.

Дети внимательно слушают учителя.

Они открывают страницу 129 и читают правило про себя.

Ученики читают пункты правила по одному. Порядок:

1.Слоги, ударение.

2.Глассные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3.Согласные звуки: звонкие (в том числе и сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены согласные.

Дети записывают число и классная работа.

                ЛЕ-СА

Л - [Л’] - согл., звонкий, мягкий

Е - [И] - гласный, безударный

C- [ С] - согл., глухой, твёрдый

А-[А] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

3) Упражнения на повторение.

- А теперь мы выполним упражнение номер 313. Прочитайте задание про себя. А потом я вызову одного человека к доске.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

- Второе слово будет разбирать другой человек.

- Третье слово третий человек.

- Четвёртое слово четвёртый.

- Давайте прочитаем правило, которое написано на страничке 130. Сначала про себя, а потом вы попробуете пересказать его мне.

- А теперь мы отступим строчку и, через запятую, красиво и правильно запишем эти слова.

Ученики читают про себя.

1)           ЛЮБ-ЛЮ

Л - [Л’] - согл., звонкий, мягкий

Ю - [У] - гласный, безударный

Б -[Б] - согл., звонкий, твёрдый

Л-[Л’]-согл., звонкий, мягкий

Ю-[У]-гласный, ударный

5 б., 5 зв.

2)          ГРО-ЗА

Г-[Г]-согл., звонкий, твёрдый

Р-[Р]-согл., звонкий, твёрдый

О-[А]-гласный, безударный

З-[З]-согл., звонкий, твёрдый

А-[А]-гласный, ударный

5 б., 5 зв.

3)             МАЙ

М-[М]-согл., звонкий, твёрдый

А-[А]-гласный, ударный

Й-[Й]-согл., сонорн., мягкий

3 б., 3 зв.

4)           ГРОМ

Г-[Г]-согл., звонкий, твёрдый

Р-[Р]-согл., звонкий, твёрдый

О-[О]-гласный ударный

М-[М]-согл., звонкий, твёрдый

4 б., 4 зв.

- Звуки изучаются в особом разделе науки о языке – фонетике.

- Способы обозначения звуков речи на письме изучает графика.

- Правильно произносить слово учит орфоэпия.

4)Закрепление.

- На доске написаны слова. Я буду вызывать вас по одному, а вы рядом подпишите сколько в этих словах слогов, гласных, согласных, звуков и букв и поставите ударение. Последнее слово мы разберём полностью. Сделаем полный фонетический разбор:

КОРАБЛЬ

ЯБЛОКО

ШОКОЛАД

ОКОНЧАНИЕ

Ученики слушают учителя и выполняют задание, которое им дали.

- 2 слога, 2 гласных, 4 согласных, 7 букв, 6 звуков.

- 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, 6 букв, 7 звуков.

- 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, 7 букв, 7 звуков.

-           О-КОН-ЧА-НИ-Е

О[А]-гл.,безуд.

К[К]-согл.,парн.глух.,твёрд.

О[А]-гл.,безуд.

Н[Н’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

Ч[Ч’]-согл.,неп.гл.,мягкий.

А[А]-гл.,ударный.

Н[Н’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

И[И]-гл.,безуд.

Е     [Й’]-согл.,неп.зв.,мягкий.

      [Э]-гл.,безуд.

5 слогов, 5 гласных, 5 согласных, 9 букв, 10 звуков.

5)Итог.

- А теперь подведём итог урока.

- Какую тему мы повторяли на сегодняшнем уроке?

- В каком порядке мы делаем фонетический разбор устно?

- Какая наука изучает звуки?

- Какая наука изучает обозначение звуков речи на письме?

- Какая наука учит нас правильно произносить слова?

- С какими гласными буквами мы сегодня столкнулись?

- С какими согласными звуками мы сегодня столкнулись?

Дети слушают.

- Фонетический разбор слова.

- Слоги, ударение; гласные звуки; согласные звуки.

- Фонетика.

- Графика.

- Орфоэпия.

- Ударные и безударные.

- Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

6)Самостоятельная работа.  (Резерв).

 - Достаньте, пожалуйста, чистые листочки, подпишите их.

- Сейчас вы выполните самостоятельную работу на страничке 131. Отвечайте на первые 4 вопроса.

1)Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков; звонких – глухих.

2)В чём особенность сонорных звуков?

3)Для чего нужно знать алфавит?

4)Приведите примеры позиционных чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

- Когда закончите, сдайте мне, пожалуйста, листочки.

Ученики достают листочки и начинают выполнять задание.

1)Гласные образуются только при помощи голоса, не встречая преград. Согласные могут образовываться при помощи голоса и шума, при этом встречая преграды ввиде губ, языка и зубов. Звонкие – при помощи голоса и шума. Глухие при помощи шума.

2)Они образ. Как и гласные при помощи голоса, за счёт этого она не оглушаются, как звонкие шумные согласные.

3)Для правильной записи слов.

4)Коса - косы, сады - сад, письмо - письменный.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1334. Исследование средств информационной безопасности систем и сетей на базе OC UNIX и разработка методик ее обеспечения 776.4 KB
  Обзор стандартов в области информационной безопасности. Критерии оценки надежных информационных систем Минобороны США. РАзработка архитектурной модели безопасности ИС и сетей на база UNIX.
1335. Аппараты мокрой очистки газов 777.58 KB
  Способы отделения твердых и жидких частиц. Основные преимущества аппаратов МОГ. Физические основы мокрой очистки газов. Каталитическая очистка газов. Основные параметры, характеризующие работу вентиляторов.
1336. Международный маркетинг 1.22 MB
  Сущность международного маркетинга. Сущность и особенности международного маркетинга. Предпосылки возникновения международного маркетинга. Маркетинговые исследования международных рынков. Формы и методы выхода на международный рынок.
1337. Математический аппарат для инвестора 1.41 MB
  Методика статистического анализа прогнозирования, дескрептивная статистика, анализ временных рядов, оценка автокорреляционных свойств, адаптивные методы прогнозирования.
1338. Экономико-правовые основы рынка ПО 1.61 MB
  Программы, программные средства и информационные технологии как продукты на рынке информационных услуг. Продвижение на рынок: формирование стоимости и ценовая политика, формы продажи, реклама, презентации, скидки, сопровождение. Политика и опыт ведущих производителей в области информационных технологий. Программы и информационные технологии как формы интеллектуальной собственности.
1339. Методические указания к выполнению расчетов на производстве 230 KB
  Методические указания по выполнению расчетов показателей эффективности использования основных. Методические указания по выполнению расчетов затрат на производство. Методические указания по выполнению расчетов прибыли и рентабельности.
1340. Анализ следящей системы автоматического регулирования на постоянном токе 271 KB
  Проверка устойчивости системы. Определение области устойчивости по коэффициенту усиления разомкнутой системы. Точность системы в установившемся режиме. Зависимость точности системы от коэффициента передачи. Построение переходных процессов и определение показателей качества.
1341. Экономический анализ фирмы Престиж 436.5 KB
  Отклонение в стоимости материалов. Предполагаемый пробег автомобиля. Повышающий коэффициент для расчета амортизации. Предполагаемое количество продукции, выпущенной с использованной технологии раздвижения дверей. Пособие по временной нетрудоспособности.
1342. Разработка корпоративной мультисервисной сети передачи данных филиала компании ООО Скартел 521.5 KB
  Обоснование необходимости создания мультисервисной корпоративной сети. Проектирование мультисервисной корпоративной сети. Расчет характеристик пропускной способности мультисервисных пакетных сетей при реализации метода инжиниринга трафика. Обоснование выбора оборудования на основе метода расстановки приоритетов. Расчет срока окупаемости проекта.