62244

Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: совершенствовать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; воспитывать любовь к русскому языку; сформировать знания умения навыки различать простые и составные предлоги определять их морфологические признаки...

Русский

2014-06-06

23.45 KB

21 чел.

План – конспект урока по русскому языку в 7 «В» классе

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

Тип урока: повторение и закрепление; изучение нового.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, доска.

Цели урока:

  1.  совершенствовать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;
  2.  воспитывать любовь к русскому языку;
  3.  сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги, определять их морфологические признаки;
  4.  уметь отличать приставку от предлога;

Задачи урока:

  1.  дать понятие о простых и составных предлогах;
  2.  продолжить работу над речью обучающихся;
  3.  знать отличительные признаки простых и составных предлогов.

План урока:

  1.  Оргмомент.
  2.  Проверка д/з.
  3.  Повторение пройденного материала:

- фронтальный опрос;

- упражнения на закрепление.

  1.  Изучение нового материала.
  2.  Закрепление.
  3.  Изучение нового материала.
  4.  Закрепление.
  5.  Итоги, рефлексия.
  6.  Д/з.

Ход урока.

  1.  Добрый день, ребята! Пожалуйста садитесь. Сегодня мы вспомним и закрепим тему нашего прошлого урока и приступим к новой теме: Простые и составные предлоги».
  2.  А начнем пока с проверки домашнего задания (то, которое было на листочках, упр-я проверю потом).
  3.  Мы с вами знаем, какие бывают предлоги: производные и непроизводные, однозначные и многозначные, они разные по значению, по составу, по функциям, которые они выполняют. Но сегодня мы познакомимся с тем, что такое простые и составные предлоги. А также познакомимся с морфологическим разбором предлога. Но для начала разберем предложение.

Слайд: (вставьте недостающие буквы и объясните орфограммы)

Пр…рода, пр…чудливо пр…образившаяся, с нетерпением ждет пр…лета птиц.

(запишите предложение в тетрадь, ученик по желанию отвечает)

(природа – словарное слово, пишем И, причудливо – приставка при со значением неполноты действия, преобразившаяся – ПЕРЕобразившаяся, прилета – ПРИ со значением приближения; так мы вспомнили одну из тем орфографии, теперь посмотрим на расстановку знаков препинания: природа ждет – го, природа какая, что делающаяся? – преобразившаяся – причастный оборот. Каждое слово мы можем охарактеризовать по чр, С – предлог, причем достаточно простой)

Что мы должны знать о П?

Что такое П?

Для чего он служит?

Слайд:  Для связи слов в сл/сч и предложениях.

П бывают:

- однозначные и многозначные (1е имеют одно значение и употребл-ся с 1 падежом, 2е не 1 зн-е, не с 1 падежом);

- производные и непроизводные

Слайд:   Производные П образованы от самостоятельных чр, при этом теряют свое лексическое значение и морфологические признаки.

Непроизводные П не образуются от самостоятельных чр.

Так вот, в данном случае предлог С будет являться непроизводным, совершенно простым предлогом.

Попробуем с вами сейчас выполнить задание.

Я вам сейчас представляю таблицу:

Слайд:                Производные П                                                            Самостоятельные чр

Вспомним тему прошлого урока, я назову словосочетания и мы попробуем с вами распределить их. Итак:

  1. В течение многих лет (в данном случае мы не можем задать такой вопрос, чтобы включать слово в течение в этот вопрос, но можем заменить другим: на протяжении многих лет, отсюда следует, что в течение – производный предлог, в данном случае В пишем раздельно, окончание Е);
  2. Вглядываться в течение реки (вглядываться во что? – в течение, в данном случае в течение реки – ИС+П, но обратите внимание – окончание Е, оно похоже на то, что у нас есть в 1м столбике, но это ИС, которое стоит в В.п.);
  3. Предмет наподобие куба (предмет, похожий на куб, НАПОДОБИЕ – производный П);
  4. Задача на подобие треугольников (в данном случае – задача на решение каких-то примеров, связанных с темой «подобие треугольников», следовательно, ПОДОБИЕ – ИС+П);
  5. Порезать огурцы вдоль (порезать как? – вдоль - наречие);
  6. Опустить руки вдоль туловища (опустить как? – вдоль туловища - ПП);
  7. Благодаря хорошей погоде (можно заменить, нельзя задать вопрос - ПП);
  8. Благодаря хозяев, мы уходим (мы что делаем? – благодарим, как мы уходим, что делая? – благодаря, благодаря кеого? – Р.п., дееприч.);
  9. Несмотря на неудачу (вопреки неудаче, пишем слитно, относим к ПП);
  10. (а если мы возьмем другое сл/сч) Мы шли, не смотря по сторонам (шли не что делая? – не смотря, это деепричастие с частицей НЕ).

Итак, еще раз вспомним:

Слайд: П – служебная часть речи, которая выражает зависимость слов в словосочетаниях и предложениях.

П – обязательно должен включаться в падежный вопрос.

Производный П может быть заменен другим производным/непроизводным П.

  1. Ну а теперь  обратимся к следующей нашей новой теме «Простые и составные предлоги».

Слайд: Простые – предлоги, состоящие из одного слова (к, у, вблизи, около, через, из-за и т. д.)

Составные – предлоги, состоящие из нескольких слов (двух, реже трех) (в течение дня, за счет будущего года, в связи с морозами).

  1. Потренируемся. Перед нами сл/сч-я, попробуем их распределить по двум группам, найти в них простые предлоги и составные. Сделаем это с вами вместе.

- останется позади дома (п);

- крепнет по мере роста (с);

- мчится вдоль по шоссе (в данном случае ВДОЛЬ – простой предлог, но в то же самое время, когда он соединяется с предлогом ПО, то получается как бы составной, но мы с вами напишем, что это два простых предлога, так как они – каждый сам по себе: мчится вдоль шоссе, мчится по шоссе – это не составной предлог);

- собираемся по случаю праздника (с);

- сделаем наподобие корзинки (поделку такую же, как корзинка, кажется, что это сложное слово, но считается простым предлогом);

- ошибаться вследствие невнимательности (п);

- утеплить ввиду холодов (п).

  1. Ну а теперь перейдем еще к одной теме.

Слайд: Морфологический разбор предлога.

(включает в себя выделение двух признаков)

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки:

Производность и непроизводность

Составной или простой

Разряд по значению

Неизменяемая часть речи (т к П – неизм чр, это мы просто так и указываем)

  1. Синтаксическая функция (третье, на что обращаем внимание – синтаксическая функция, тк П не явл чп, мы так это и отмечаем).
  2. Попробуем разобрать на конкретном примере.

К доске желающий. Предложение взято из произведения Куприна.

Я в продолжение всего лишь нескольких минут был одержим «ужасом сверхъестественного».

(предл-е появл-я на Слайде, одновременно появл-я р-р по ходу р-ра учеником)

  1. В продолжение – предлог.

Был одержим в продолжение нескольких минут(Р.п.) (употребл. с ИС в Р.п.)

  1. Морф. Призн.:

- производный (т к образован от ИС+П);

- составной;

- временной (выражает временные отношения);

- неизменяемое слово.

  1. Синтаксическая ф-я – не является членом предложения.
  2. Что нового вы узнали на уроке? Все ли вам понятно?
  3. Параграф 51-52, упражнение 305. Всем спасибо за работу!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24511. Реализация (создание) процессов и потоков 14.71 KB
  Одной из основных подсистем мультипрограммной ОС является подсистема управления процессами и потоками которая занимается их созданием и уничтожением поддерживает взаимодействие между ними а также распределяет процессорное время и другие ресурсы между одновременно существующими процессами и потоками. Подсистема управления процессами взаимодействует с другими подсистемами ОС ответственными за управление ресурсами: подсистемой управления памятью подсистемой вводавывода файловой системой. Создать процесс значит создать дескриптор...
24512. Планирование и диспетчеризация процессов и потоков. Вытесняющие и невытесняющие алгоритмы планирования 26.96 KB
  Планирование и диспетчеризация процессов и потоков.Планирование и диспетчеризация потоков На протяжении существования процесса выполнение его потоков может быть многократно прервано и продолжено. Планирование потоков включает в себя решение двух задач: определение момента времени для смены текущего активного потока; выбор для выполнения потока из очереди готовых потоков. Существует множество различных алгоритмов планирования потоков посвоему решающих каждую из приведенных выше задач.
24513. Алгоритмы планирования, основанные на квантовании, приоритетах, смешанные алгоритмы 92.27 KB
  В соответствии с этой концепцией каждому потоку поочередно для выполнения предоставляется ограниченный непрерывный период процессорного времени квант. Смена активного потока происходит в следующих случаях: поток завершился и покинул систему; произошла ошибка; поток перешел в состояние ожидания; исчерпан квант процессорного времени отведенный данному потоку. Поток который исчерпал свой квант переводится в состояние готовность и ожидает когда ему будет предоставлен новый квант процессорного времени а на выполнение в...
24514. Планирование в системах реального времени 20.19 KB
  Планирование облегчается тем что в системах реального времени весь набор выполняемых задач известен заранее часто также известно времени выполнения задач моменты активизации и т. Если нарушение сроков выполнения задач не допустимо то система реального времени считается жесткой система управления ракетой или атомной электростанцией система обработки цифрового сигнала при воспроизведении оптического диска. Для периодической задачи все будущие моменты запроса можно определить заранее путем прибавления к моменту начального запроса величины...
24515. Мультипрограммирование на основе прерываний. Механизм прерываний 25.58 KB
  Мультипрограммирование на основе прерываний. Механизм прерываний.Мультипрограммирование на основе прерываний. Назначение и типы прерываний.
24516. Необходимость синхронизации процессов и потоков. Критическая секция 19.14 KB
  Необходимость синхронизации процессов и потоков.4 Синхронизация процессов и потоков. В многозадачной ОС синхронизация процессов и потоков необходима для исключения конфликтных ситуаций при обмене данными между ними разделении данных доступе к процессору и устройствам вводавывода. Пренебрежение вопросами синхронизации процессов выполняющихся в многозадачной системе может привести к неправильной их работе или даже к краху системы.