62244

Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: совершенствовать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; воспитывать любовь к русскому языку; сформировать знания умения навыки различать простые и составные предлоги определять их морфологические признаки...

Русский

2014-06-06

23.45 KB

20 чел.

План – конспект урока по русскому языку в 7 «В» классе

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

Тип урока: повторение и закрепление; изучение нового.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, доска.

Цели урока:

  1.  совершенствовать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;
  2.  воспитывать любовь к русскому языку;
  3.  сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги, определять их морфологические признаки;
  4.  уметь отличать приставку от предлога;

Задачи урока:

  1.  дать понятие о простых и составных предлогах;
  2.  продолжить работу над речью обучающихся;
  3.  знать отличительные признаки простых и составных предлогов.

План урока:

  1.  Оргмомент.
  2.  Проверка д/з.
  3.  Повторение пройденного материала:

- фронтальный опрос;

- упражнения на закрепление.

  1.  Изучение нового материала.
  2.  Закрепление.
  3.  Изучение нового материала.
  4.  Закрепление.
  5.  Итоги, рефлексия.
  6.  Д/з.

Ход урока.

  1.  Добрый день, ребята! Пожалуйста садитесь. Сегодня мы вспомним и закрепим тему нашего прошлого урока и приступим к новой теме: Простые и составные предлоги».
  2.  А начнем пока с проверки домашнего задания (то, которое было на листочках, упр-я проверю потом).
  3.  Мы с вами знаем, какие бывают предлоги: производные и непроизводные, однозначные и многозначные, они разные по значению, по составу, по функциям, которые они выполняют. Но сегодня мы познакомимся с тем, что такое простые и составные предлоги. А также познакомимся с морфологическим разбором предлога. Но для начала разберем предложение.

Слайд: (вставьте недостающие буквы и объясните орфограммы)

Пр…рода, пр…чудливо пр…образившаяся, с нетерпением ждет пр…лета птиц.

(запишите предложение в тетрадь, ученик по желанию отвечает)

(природа – словарное слово, пишем И, причудливо – приставка при со значением неполноты действия, преобразившаяся – ПЕРЕобразившаяся, прилета – ПРИ со значением приближения; так мы вспомнили одну из тем орфографии, теперь посмотрим на расстановку знаков препинания: природа ждет – го, природа какая, что делающаяся? – преобразившаяся – причастный оборот. Каждое слово мы можем охарактеризовать по чр, С – предлог, причем достаточно простой)

Что мы должны знать о П?

Что такое П?

Для чего он служит?

Слайд:  Для связи слов в сл/сч и предложениях.

П бывают:

- однозначные и многозначные (1е имеют одно значение и употребл-ся с 1 падежом, 2е не 1 зн-е, не с 1 падежом);

- производные и непроизводные

Слайд:   Производные П образованы от самостоятельных чр, при этом теряют свое лексическое значение и морфологические признаки.

Непроизводные П не образуются от самостоятельных чр.

Так вот, в данном случае предлог С будет являться непроизводным, совершенно простым предлогом.

Попробуем с вами сейчас выполнить задание.

Я вам сейчас представляю таблицу:

Слайд:                Производные П                                                            Самостоятельные чр

Вспомним тему прошлого урока, я назову словосочетания и мы попробуем с вами распределить их. Итак:

  1. В течение многих лет (в данном случае мы не можем задать такой вопрос, чтобы включать слово в течение в этот вопрос, но можем заменить другим: на протяжении многих лет, отсюда следует, что в течение – производный предлог, в данном случае В пишем раздельно, окончание Е);
  2. Вглядываться в течение реки (вглядываться во что? – в течение, в данном случае в течение реки – ИС+П, но обратите внимание – окончание Е, оно похоже на то, что у нас есть в 1м столбике, но это ИС, которое стоит в В.п.);
  3. Предмет наподобие куба (предмет, похожий на куб, НАПОДОБИЕ – производный П);
  4. Задача на подобие треугольников (в данном случае – задача на решение каких-то примеров, связанных с темой «подобие треугольников», следовательно, ПОДОБИЕ – ИС+П);
  5. Порезать огурцы вдоль (порезать как? – вдоль - наречие);
  6. Опустить руки вдоль туловища (опустить как? – вдоль туловища - ПП);
  7. Благодаря хорошей погоде (можно заменить, нельзя задать вопрос - ПП);
  8. Благодаря хозяев, мы уходим (мы что делаем? – благодарим, как мы уходим, что делая? – благодаря, благодаря кеого? – Р.п., дееприч.);
  9. Несмотря на неудачу (вопреки неудаче, пишем слитно, относим к ПП);
  10. (а если мы возьмем другое сл/сч) Мы шли, не смотря по сторонам (шли не что делая? – не смотря, это деепричастие с частицей НЕ).

Итак, еще раз вспомним:

Слайд: П – служебная часть речи, которая выражает зависимость слов в словосочетаниях и предложениях.

П – обязательно должен включаться в падежный вопрос.

Производный П может быть заменен другим производным/непроизводным П.

  1. Ну а теперь  обратимся к следующей нашей новой теме «Простые и составные предлоги».

Слайд: Простые – предлоги, состоящие из одного слова (к, у, вблизи, около, через, из-за и т. д.)

Составные – предлоги, состоящие из нескольких слов (двух, реже трех) (в течение дня, за счет будущего года, в связи с морозами).

  1. Потренируемся. Перед нами сл/сч-я, попробуем их распределить по двум группам, найти в них простые предлоги и составные. Сделаем это с вами вместе.

- останется позади дома (п);

- крепнет по мере роста (с);

- мчится вдоль по шоссе (в данном случае ВДОЛЬ – простой предлог, но в то же самое время, когда он соединяется с предлогом ПО, то получается как бы составной, но мы с вами напишем, что это два простых предлога, так как они – каждый сам по себе: мчится вдоль шоссе, мчится по шоссе – это не составной предлог);

- собираемся по случаю праздника (с);

- сделаем наподобие корзинки (поделку такую же, как корзинка, кажется, что это сложное слово, но считается простым предлогом);

- ошибаться вследствие невнимательности (п);

- утеплить ввиду холодов (п).

  1. Ну а теперь перейдем еще к одной теме.

Слайд: Морфологический разбор предлога.

(включает в себя выделение двух признаков)

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки:

Производность и непроизводность

Составной или простой

Разряд по значению

Неизменяемая часть речи (т к П – неизм чр, это мы просто так и указываем)

  1. Синтаксическая функция (третье, на что обращаем внимание – синтаксическая функция, тк П не явл чп, мы так это и отмечаем).
  2. Попробуем разобрать на конкретном примере.

К доске желающий. Предложение взято из произведения Куприна.

Я в продолжение всего лишь нескольких минут был одержим «ужасом сверхъестественного».

(предл-е появл-я на Слайде, одновременно появл-я р-р по ходу р-ра учеником)

  1. В продолжение – предлог.

Был одержим в продолжение нескольких минут(Р.п.) (употребл. с ИС в Р.п.)

  1. Морф. Призн.:

- производный (т к образован от ИС+П);

- составной;

- временной (выражает временные отношения);

- неизменяемое слово.

  1. Синтаксическая ф-я – не является членом предложения.
  2. Что нового вы узнали на уроке? Все ли вам понятно?
  3. Параграф 51-52, упражнение 305. Всем спасибо за работу!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46813. Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста 31.5 KB
  Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Мотивация игры – не выиграть а играть. Существенное отличие игры как ее описывает Селли заключается в том что ребенок начиная играть старается быть сестрой. Единица игры – роль которую берет на себя ребенок ее суть – выполнение действия.
46814. Текстовый процессор Word. Методические указания к лабораторным работам 483 KB
  В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для ряда технических специальностей выпускник должен владеть компьютерными методами сбора
46815. Сущность и содержание институциональных интересов субъектов рыночной экономики. Трактовка институционального интереса в трудах Т. Веблена, Дж. Коммонса, А. Шюллера, Ф. Петерхоффа 31.54 KB
  К жестким ценностям относят настойчивость высокую значимость работы успех и конкуренцию ценность карьерного роста и др. Харрод в своем исследовании заключается в том чтобы найти механизмы обеспечения такого темпа роста который позволил бы достигнуть полной загрузки производственных мощностей и полной занятости растущего населения. Харрод исходит из того что темп роста главным образом зависит от объема инвестиций и вводит понятие капитальный коэффициент с. Этот коэффициент демонстрирует уровень капиталоемкости прироста т.
46816. Специальные налоговые режимы. Мировая валютная система и формы ее организации 33.55 KB
  Основные элементы мировой и региональной валютных систем: международные платежные средства выполняющие роль мировых денег; условия и режимы обратимости валют; механизм и режим валютных курсов; формы международных расчетов; кредитные орудия обращения и порядок их использования в международных расчетах; международные ликвидные активы и порядок их регулирования; режим международных валютных и золотых рынков и межгосударственные институты регулирующие валютные отношения. А1 Наиболее ликвидные активы денежные средства и краткосрочные...
46817. Медицина. Прнципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств 28.4 KB
  Так на фоне самого заболевания у детей могут возникнуть судорожные приступы указывающие на заинтересованность в процессе самого вещества мозга. Воспалительный процесс может переходить с оболочек головного мозга на периферические нервы слуховой и зрительный реже отводящий и тройничный создавая определенную клиническую картину. В ряде случаев при менингитах воспалительный процесс не ограничивается мозговыми оболочками а распространяется на вещество мозга которое также подвергается различным патологическим нарушениям менингоэнцефалит....
46818. Функции менеджмента 31.65 KB
  Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Стратегическое планирование высший уровень – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. вписываются в такую систему при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей...
46819. Рыночная система и рыночный механизм 33.07 KB
  Рыночная экономика это экономическая система основанная на принципах свободного предпринимательства многообразия форм собственности на средства производства рыночного ценообразования договорных отношений между хозяйствующими субъектами ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. черты: основа экономики частная собственность на средства производства; многообразие форм собственности и хозяйствования; свободная конкуренция; рыночный механизм ценообразования; саморегулирование рыночной экономики; договорные...
46820. Статистика уровня жизни населения 32.18 KB
  Статистика уровня жизни населения. Доходы и расходы населения. Кроме этих основных показателей выделяют также некоторые информационные показатели: ВНП на душу населения национальный доход на душу населения объем потребления на душу населения и ряд других. Информационными источниками для построения системы показателей по уровню жизни населения являются данные из материалов различных разделов государственной статистики демографической статистики труда статистики цен социальной статистики материалы выборочных обследований бюджетов...