62318

СВЯЗЬ УРОКОВ ВОСПРИЯТИЯ С УРОКАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задания развивающие графическую речь школьников имеют целью: Перевести детей в ситуацию привычную данному возрасту а именно: от словесных ответов к рисованию к деятельности; Активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования во время которого дети видят...

Русский

2014-06-06

23.71 KB

0 чел.

СВЯЗЬ УРОКОВ ВОСПРИЯТИЯ С УРОКАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В начальных классах рисование просмотренных произведений по памяти может выполняться целым классом, группой учащихся или индивидуально. Такая работа проводится не больше одного раза в четверть.

Задания, развивающие графическую речь школьников, имеют целью:

  1.  Перевести детей в ситуацию, привычную данному возрасту, а именно: от словесных ответов к рисованию, к деятельности;
  2.  Активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования, во время которого дети видят то, о чем они рассказывают, и стараются не подражать словам учителя, а передать свое впечатление от воспринятого произведения искусства.

Рисование произведения по памяти ни в коем случае не имеет целью копировать его, а дается для развития образного мышления, зрительной памяти, подвижности восприятия.

В детском рисунке по впечатлению, в отличие от рассказа о произведении, почти всегда передано состояние, эмоциональная среда, которая выявляет отношение к изображаемому и роднит детский рисунок с искусством.

Необходимость выполнить рисунок по памяти не вызывает у младших школьников удивления или недовольства. Предложение «нарисовать картину» они встречают с удовольствием («Рисовать легче, чем писать») и воспринимают как интересную игру.

Для заданий должны быть выбраны высокохудожественные, доступные, но незнакомые учащимся произведения живописи и графики, выражающие разными художественными средствами состояния и настроения природы, события жизни, близкие детям по своему содержанию, сказочные сюжеты.

Практика показывает, что младшие школьники хорошо чувствуют контраст (величин и освещения), четкость и конструктивность планов при передаче пространства, основные черты композиции, декоративность цвета, предметность изображения, настроение произведение искусства. В соответствии с этим определяется и содержание задания.

Предлагаемый нами изобразительный материал может быть одинаковым для всех участников этих заданий (I - IV классы), и подбирается он так, чтобы можно было использовать комплекс выразительных средств и в то же время выделить одно из них, необходимое для данного задания. Например, цвет и освещение - в одном случае, композиция - в другом.

В ходе работы с произведением искусства во всех начальных классах полезно задавать вопросы, касающиеся изобразительной деятельности самих детей, а также изображения художником формы, пропорций и т.п. однако обращение к произведению искусства для активизации практической работы детей не должно иметь характера прямого переноса и прямой связи между работой художника и школьника. Школьник учится изображать, лепить, конструировать, его «произведение» имеет в основном учебный характер. Ознакомление с произведением искусства, художественным образом, выразительным и доступным, развивает художественное восприятие ученика и помогает ему в практической работе.

В соответствии с выбранными средствами выразительности подбираются произведения, например: И. Левитин «Золотая осень» (состояние природы, контраст, освещение); А. Матисс «Красные рыбы» (состояние, цвет): К. Кузнецов - иллюстрации к сказке «Медведь - липовая нога» (выразительность сказочного сюжета, пропорции, пространство).

Для рисования произведений по памяти можно использовать натюрморт, пейзаж, портрет, сказочные сюжеты. Начать целесообразно с пейзажа. Предлагая для первых занятий пейзаж, учитель стремится развивать у детей способность воспринимать эмоциональное содержание произведений. С этой целью полезно обратиться прежде всего к пейзажам И. Левитана.

Первое задание можно посвятить картине И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Картина интересна тонким наблюдением теплого осеннего дня, когда дали видны сквозь розоватую дымку, горят ярко-оранжевые и золотые краски осени.

В картине изображен скромный, хорошо знакомый утолок природы: несколько домов маленькой деревушки, окруженной деревьями, сарайчики, огороды. Людей не видно. Осеннее солнце освещает золотую листву на деревьях, придавая всей картине спокойное, радостное настроение. Мягкость и звучность цвета, четкость планов, убедительность и поэтичность в передаче состояния природы обусловили выбор этой картины для работы с детьми.

Цель такого рода занятий - развитие возможностей восприятия эмоционального содержания произведения, развитие подвижности восприятия, возможности связи со словом (в процессе восприятия).

Занятие состоит из двух этапов: сначала детям предлагается внимательно рассмотреть картину (2-3 минуты) и кратко ответить на вопросы о ее содержании и образе. Затем картину убирают и дети рисуют ее по памяти - в течение 15 минут делают быстрые наброски своего впечатления о картине. О глубине восприятия ребенком произведения свидетельствует как последовательность рисования, так и характер самого рисунка: передача цвета в зависимости от содержания произведения - его насыщенность или монотонность; выразительность линий - полнота и динамичность в одном случае, вялость и прерывистость - в другом; особенности заполнения листа бумаги, выбор техники - простой или цветные карандаши, акварель, гуашь, мелок.

На первом этапе дети отвечают на вопросы, помогающие выяснить их отношение к произведению: знаете ли вы это произведение; что здесь изображено ( сюжет, пейзаж, сказка); какое состояние природы (если это природа), время года, дня; настроение произведения (радостное, грустное); какие художественные средства использованы; что особенно нравиться в произведении.

На втором этапе в процессе работы над рисунком дети должны быть совершенно освобождены от технических указаний учителя. Они самостоятельно в течение 10-15 минут делают небольшие наброски (размером в половину или целый лист альбома), стараясь передать то, что запомнили, свое общее впечатление о произведении. Учитель напоминает, что они не должны вырисовывать детали, что надо успеть нарисовать всю картину.

Как дети отличаются по темпераменту, характеру, способностям, памяти, так, естественно, будут отличаться и их рисунки. В самых слабых набросках просто «названы», «перечислены» запомнившиеся предметы: дерево, дом, плетень, огород. Но таких рисунков обычно бывает немного. Большинство детей передают композицию картины и общее настроение, цвет, то есть эмоциональное восприятие образного содержания произведения. И хотя все учащиеся рисуют одну и ту же картину, их «произведения» получаются индивидуальными и по цвету, и по анализу предметов, и по темперамент}' исполнения.

Дети стремятся усилить эмоционально-смысловые компоненты изображения: увеличивают по размеру предметы, которые им нравятся и знакомы по жизненному опыту. Так, например, плетень около дороги может превратиться в мостик с перилами по бокам, розовая дымка лета в дали - в причудливый декоративный орнамент, где ритмично чередуются маленькие и большие елочки одновременно. Рисунки иногда дополняются предметами, которых нет в картине, но дети хотели бы их видеть в произведении (например, горшки с цветами на окнах домов). Но несмотря на своеобразие детских рисунков, школьникам удается передать общее впечатление от воспринятого произведения, причем определяющую роль играют два компонента: цвет и особенно композиция. Она чувствуется даже в самых несовершенных работах.

Одно из таких занятий посвящено натюрморту А. Матисса «Красные рыбы» (проводится во II - III классах).

Цель занятия - развитие восприятия декоративной композиции цвета, условности художественного языка. Задание может выполняться в разных техниках: карандаш, гуашь, акварель.

Натюрморт А, Матисса в искусствоведческой литературе трактуется обычно как произведение, в котором художник сознательно избегает ясной передачи пространства и глубины. Они переданы условно. Изображен уголок сада со столиком, на котором стоит банка с рыбками. Предметы охарактеризованы условно, кроме центра композиции, где изображены стол и банка с рыбками. Цвет дан в ярко контрастных сочетаниях: красное и зеленое, черное и лиловое, розовое и голубое.

Иногда картина вызывает у детей удивление, но большинству нравится. Они воспринимают произведение в основном как декоративную композицию, посвященную цветам. Об этом говорят их рисунки. Цветы дети рисуют с большим удовольствием, увеличивают их размеры, придумывают букеты, подробно прорисовывают, конкретизируют форму: розы, астры, тюльпаны, ромашки, маки.

Рисуя стол, трактуемый художником условно, почтив обратной перспективе, некоторые дети «выпрямляют» его, переводят в обычный, реалистичный план. Другие воспринимаю его как декоративный элемент, повторяя неестественность его положения в картине.

Интересно отметить, что характер образа произведения одинаков у всех детей, рисовавших натюрморт в разных техниках. В рисунках, выполненных карандашом, обнаруживается способность детей чувствовать и передавать тонкие оттенки формы, ее движение в зависимости от содержания предметов. В технике акварели и гуаши рисунки приобретают яркий, живописный, обобщенный характер. Появляется звучность цвета и обнаруживается темперамент рисующих. «Намеки» на предметы и среду в детских рисунках приобретаю убедительную, эмоциональную трактовку. Вместе с тем, условность изображения детям может и не нравиться.

Для рисования по памяти для всех классов начальной школя в качестве изобразительного материала может быть, например, показана иллюстрация к русской народной сказке «Медведь - липовая нога». Практика показывает, что сказочные образы вызывают у детей наиболее активные словесные реакции. Ребята охотно рассказывают о сюжете иллюстрации, связывают ее с увиденным в жизни.

Перед рисованием обычно проводится беседа. Выясняется, что дети чувствуют сказочность произведения: «Медведь не может делать липовою ногу и забрести в деревню», «Медведь идет, как человек, на двух ногах», «Медведь не может опираться на палку» и др. в этой группе ответов сказочность ощущается благодаря медведю, который идет, как человек. Однако, как выявляется из речевых и графических реакций, некоторые дети не подготовлены к восприятию подобного произведения. Трудность заключается также в восприятии ночного освещения (днем окна в домах темнее, а ночью - светлее).

В ряде детских набросков переданы предметы, но отсутствуют состояние, выразительность, освещение. Елка изображена зеленой, небо голубое, а вместо луны - солнце. Предметы картины перечислены, то есть расположены в ряд друг за другом. Некоторые дети относятся к явлениям «сказочности» не только медведя, но и изменения цвета елки и других предметов ночью.

Более высокий уровень восприятия характеризуется попытками передать пространство и пропорции предметов: дома большие и маленькие, медведь больше дома, вдали лес. Процесс рисования осмысленный, он начинается с главного и переходит ко второму и третьему планам. В рисунках передано действие - движение медведя к домам.

Активную реакцию вызывает у детей сравнительный анализ произведения искусства (иллюстрации) и собственных набросков. Сравнение могут проводить сами дети в конце занятия. Это приучает их размышлять, сравнивать: «В моем рисунке нет домов, нет трубы с дымом. Здесь все темное, а у меня день», «Здесь медведь шагает, он в движении. А у меня движения нет».

Несмотря на несовершенство анализа, с нем чувствуется интерес к состоянию, к передаче убедительного, конкретного образа произведения.

В рисунках младших школьников, даже самых несовершенных, всегда можно узнать произведение по следующим компонентам: композиции, цвету, характеру передачи пространства, эмоциональной среде. Последнее зависит от способности воспринимать художественные особенности произведения.

Детские оценки произведения искусства зависят от интеллектуального и художественного развития школьников и от качества произведения искусства. Вместе с тем при формировании оценки словесные реакции детей менее всего показательны. Так, например, ответ «не нравится» имеет у них разный смысл: это может быть непонятное, непривычное, увиденное впервые, то, что удивляет, некрасивое.

Рисование произведений по памяти активизирует не только восприятие, но и речь учащихся, особенно, когда они все вслух размышляют об увиденном.

В процессе рисования по памяти младшие школьники обнаруживают способность к сравнительному анализу, к образному мышлению и к активной отзывчивости на красоту и поэтичность словесного образа, имеющего яркий зрительный характер. Мы это видели уже при сопоставлении картины со стихами, которое помогает детям глубже понять образ картины. Таким образом, восприятие произведений детьми - это деятельность, в процессе которой происходит сложное взаимодействие образных компонентов - зрительных, словесных и звуковых. Связь этих компонентов необходимо учитывать при подготовке уроков восприятия изобразительного искусства и при организации восприятия произведений детьми на самом уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63375. Понятие нотариата 28.55 KB
  Предмет нотариальной деятельности только бесспорные дела в отличие от судебной деятельности предметом которой по преимуществу являются споры о материальном в частности гражданском праве.
63376. ИСТОРИЯ И СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ БД 363.5 KB
  Вопросы информатизации Краткая история развития технических средств для хранения и ввода данных в ЭВМ Развитие средств хранения Развитие концепции БД Современные информационные технологии...
63377. Методология исследования и методы экономического познания. Необходимость рационального экономического познания. Обыденное и научное экономическое мышление 94.5 KB
  Методология исследования и методы экономического познания. Необходимость рационального экономического познания. Методология исследования и методы экономического познания. Необходимость рационального экономического познания.
63379. Информатика в школе 107 KB
  Цели и задачи школьного курса информатики. Базовый повышенный курсы информатики: содержание структура методические особенности. История становления школьной информатики.
63380. Системный принцип при управлении процессами разработки и эксплуатации нефтяных месторождений 240 KB
  Если рассматривается эксплуатация группы взаимовлияющих скважин то судить об эффективности того или иного мероприятия способа варианта необходимо по суммарному эффекту по всей группе который может оказаться даже отрицательным несмотря...
63381. Цветные сканеры 82.5 KB
  В настоящее время существует несколько технологий для получения цветных сканируемых изображений. Один из наиболее общих принципов работы цветного сканера заключается в следующем. Сканируемое изображение освещается уже не белым цветом...
63382. Старажытныя цывілізацыі. Этнагенез беларускага народа 64 KB
  Пры правядзенні археалагічных даследванняў легка заўважыць, як рэшткі жыццядзейнасці чалавека розняцца ў залежнасці ад тэрыторыі і часу. Больш таго, рэчавы матырыял, знойдзены археолагамі стварае на кожнай тэрыторыі свой аб’яднаны культурны комплекс з аднолькавымі і ўзаемасвязанымі...
63383. Организм и условия его обитания. Экологические факторы и их классификация. Лимитирующие факторы 197 KB
  Живые организмы используют энергию окружающей их среды для поддержания и усиления своей высокой упорядоченности. Живые организмы активно реагируют на состояние окружающей среды и происходящие в ней изменения.