62318

СВЯЗЬ УРОКОВ ВОСПРИЯТИЯ С УРОКАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задания развивающие графическую речь школьников имеют целью: Перевести детей в ситуацию привычную данному возрасту а именно: от словесных ответов к рисованию к деятельности; Активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования во время которого дети видят...

Русский

2014-06-06

23.71 KB

0 чел.

СВЯЗЬ УРОКОВ ВОСПРИЯТИЯ С УРОКАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В начальных классах рисование просмотренных произведений по памяти может выполняться целым классом, группой учащихся или индивидуально. Такая работа проводится не больше одного раза в четверть.

Задания, развивающие графическую речь школьников, имеют целью:

  1.  Перевести детей в ситуацию, привычную данному возрасту, а именно: от словесных ответов к рисованию, к деятельности;
  2.  Активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования, во время которого дети видят то, о чем они рассказывают, и стараются не подражать словам учителя, а передать свое впечатление от воспринятого произведения искусства.

Рисование произведения по памяти ни в коем случае не имеет целью копировать его, а дается для развития образного мышления, зрительной памяти, подвижности восприятия.

В детском рисунке по впечатлению, в отличие от рассказа о произведении, почти всегда передано состояние, эмоциональная среда, которая выявляет отношение к изображаемому и роднит детский рисунок с искусством.

Необходимость выполнить рисунок по памяти не вызывает у младших школьников удивления или недовольства. Предложение «нарисовать картину» они встречают с удовольствием («Рисовать легче, чем писать») и воспринимают как интересную игру.

Для заданий должны быть выбраны высокохудожественные, доступные, но незнакомые учащимся произведения живописи и графики, выражающие разными художественными средствами состояния и настроения природы, события жизни, близкие детям по своему содержанию, сказочные сюжеты.

Практика показывает, что младшие школьники хорошо чувствуют контраст (величин и освещения), четкость и конструктивность планов при передаче пространства, основные черты композиции, декоративность цвета, предметность изображения, настроение произведение искусства. В соответствии с этим определяется и содержание задания.

Предлагаемый нами изобразительный материал может быть одинаковым для всех участников этих заданий (I - IV классы), и подбирается он так, чтобы можно было использовать комплекс выразительных средств и в то же время выделить одно из них, необходимое для данного задания. Например, цвет и освещение - в одном случае, композиция - в другом.

В ходе работы с произведением искусства во всех начальных классах полезно задавать вопросы, касающиеся изобразительной деятельности самих детей, а также изображения художником формы, пропорций и т.п. однако обращение к произведению искусства для активизации практической работы детей не должно иметь характера прямого переноса и прямой связи между работой художника и школьника. Школьник учится изображать, лепить, конструировать, его «произведение» имеет в основном учебный характер. Ознакомление с произведением искусства, художественным образом, выразительным и доступным, развивает художественное восприятие ученика и помогает ему в практической работе.

В соответствии с выбранными средствами выразительности подбираются произведения, например: И. Левитин «Золотая осень» (состояние природы, контраст, освещение); А. Матисс «Красные рыбы» (состояние, цвет): К. Кузнецов - иллюстрации к сказке «Медведь - липовая нога» (выразительность сказочного сюжета, пропорции, пространство).

Для рисования произведений по памяти можно использовать натюрморт, пейзаж, портрет, сказочные сюжеты. Начать целесообразно с пейзажа. Предлагая для первых занятий пейзаж, учитель стремится развивать у детей способность воспринимать эмоциональное содержание произведений. С этой целью полезно обратиться прежде всего к пейзажам И. Левитана.

Первое задание можно посвятить картине И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Картина интересна тонким наблюдением теплого осеннего дня, когда дали видны сквозь розоватую дымку, горят ярко-оранжевые и золотые краски осени.

В картине изображен скромный, хорошо знакомый утолок природы: несколько домов маленькой деревушки, окруженной деревьями, сарайчики, огороды. Людей не видно. Осеннее солнце освещает золотую листву на деревьях, придавая всей картине спокойное, радостное настроение. Мягкость и звучность цвета, четкость планов, убедительность и поэтичность в передаче состояния природы обусловили выбор этой картины для работы с детьми.

Цель такого рода занятий - развитие возможностей восприятия эмоционального содержания произведения, развитие подвижности восприятия, возможности связи со словом (в процессе восприятия).

Занятие состоит из двух этапов: сначала детям предлагается внимательно рассмотреть картину (2-3 минуты) и кратко ответить на вопросы о ее содержании и образе. Затем картину убирают и дети рисуют ее по памяти - в течение 15 минут делают быстрые наброски своего впечатления о картине. О глубине восприятия ребенком произведения свидетельствует как последовательность рисования, так и характер самого рисунка: передача цвета в зависимости от содержания произведения - его насыщенность или монотонность; выразительность линий - полнота и динамичность в одном случае, вялость и прерывистость - в другом; особенности заполнения листа бумаги, выбор техники - простой или цветные карандаши, акварель, гуашь, мелок.

На первом этапе дети отвечают на вопросы, помогающие выяснить их отношение к произведению: знаете ли вы это произведение; что здесь изображено ( сюжет, пейзаж, сказка); какое состояние природы (если это природа), время года, дня; настроение произведения (радостное, грустное); какие художественные средства использованы; что особенно нравиться в произведении.

На втором этапе в процессе работы над рисунком дети должны быть совершенно освобождены от технических указаний учителя. Они самостоятельно в течение 10-15 минут делают небольшие наброски (размером в половину или целый лист альбома), стараясь передать то, что запомнили, свое общее впечатление о произведении. Учитель напоминает, что они не должны вырисовывать детали, что надо успеть нарисовать всю картину.

Как дети отличаются по темпераменту, характеру, способностям, памяти, так, естественно, будут отличаться и их рисунки. В самых слабых набросках просто «названы», «перечислены» запомнившиеся предметы: дерево, дом, плетень, огород. Но таких рисунков обычно бывает немного. Большинство детей передают композицию картины и общее настроение, цвет, то есть эмоциональное восприятие образного содержания произведения. И хотя все учащиеся рисуют одну и ту же картину, их «произведения» получаются индивидуальными и по цвету, и по анализу предметов, и по темперамент}' исполнения.

Дети стремятся усилить эмоционально-смысловые компоненты изображения: увеличивают по размеру предметы, которые им нравятся и знакомы по жизненному опыту. Так, например, плетень около дороги может превратиться в мостик с перилами по бокам, розовая дымка лета в дали - в причудливый декоративный орнамент, где ритмично чередуются маленькие и большие елочки одновременно. Рисунки иногда дополняются предметами, которых нет в картине, но дети хотели бы их видеть в произведении (например, горшки с цветами на окнах домов). Но несмотря на своеобразие детских рисунков, школьникам удается передать общее впечатление от воспринятого произведения, причем определяющую роль играют два компонента: цвет и особенно композиция. Она чувствуется даже в самых несовершенных работах.

Одно из таких занятий посвящено натюрморту А. Матисса «Красные рыбы» (проводится во II - III классах).

Цель занятия - развитие восприятия декоративной композиции цвета, условности художественного языка. Задание может выполняться в разных техниках: карандаш, гуашь, акварель.

Натюрморт А, Матисса в искусствоведческой литературе трактуется обычно как произведение, в котором художник сознательно избегает ясной передачи пространства и глубины. Они переданы условно. Изображен уголок сада со столиком, на котором стоит банка с рыбками. Предметы охарактеризованы условно, кроме центра композиции, где изображены стол и банка с рыбками. Цвет дан в ярко контрастных сочетаниях: красное и зеленое, черное и лиловое, розовое и голубое.

Иногда картина вызывает у детей удивление, но большинству нравится. Они воспринимают произведение в основном как декоративную композицию, посвященную цветам. Об этом говорят их рисунки. Цветы дети рисуют с большим удовольствием, увеличивают их размеры, придумывают букеты, подробно прорисовывают, конкретизируют форму: розы, астры, тюльпаны, ромашки, маки.

Рисуя стол, трактуемый художником условно, почтив обратной перспективе, некоторые дети «выпрямляют» его, переводят в обычный, реалистичный план. Другие воспринимаю его как декоративный элемент, повторяя неестественность его положения в картине.

Интересно отметить, что характер образа произведения одинаков у всех детей, рисовавших натюрморт в разных техниках. В рисунках, выполненных карандашом, обнаруживается способность детей чувствовать и передавать тонкие оттенки формы, ее движение в зависимости от содержания предметов. В технике акварели и гуаши рисунки приобретают яркий, живописный, обобщенный характер. Появляется звучность цвета и обнаруживается темперамент рисующих. «Намеки» на предметы и среду в детских рисунках приобретаю убедительную, эмоциональную трактовку. Вместе с тем, условность изображения детям может и не нравиться.

Для рисования по памяти для всех классов начальной школя в качестве изобразительного материала может быть, например, показана иллюстрация к русской народной сказке «Медведь - липовая нога». Практика показывает, что сказочные образы вызывают у детей наиболее активные словесные реакции. Ребята охотно рассказывают о сюжете иллюстрации, связывают ее с увиденным в жизни.

Перед рисованием обычно проводится беседа. Выясняется, что дети чувствуют сказочность произведения: «Медведь не может делать липовою ногу и забрести в деревню», «Медведь идет, как человек, на двух ногах», «Медведь не может опираться на палку» и др. в этой группе ответов сказочность ощущается благодаря медведю, который идет, как человек. Однако, как выявляется из речевых и графических реакций, некоторые дети не подготовлены к восприятию подобного произведения. Трудность заключается также в восприятии ночного освещения (днем окна в домах темнее, а ночью - светлее).

В ряде детских набросков переданы предметы, но отсутствуют состояние, выразительность, освещение. Елка изображена зеленой, небо голубое, а вместо луны - солнце. Предметы картины перечислены, то есть расположены в ряд друг за другом. Некоторые дети относятся к явлениям «сказочности» не только медведя, но и изменения цвета елки и других предметов ночью.

Более высокий уровень восприятия характеризуется попытками передать пространство и пропорции предметов: дома большие и маленькие, медведь больше дома, вдали лес. Процесс рисования осмысленный, он начинается с главного и переходит ко второму и третьему планам. В рисунках передано действие - движение медведя к домам.

Активную реакцию вызывает у детей сравнительный анализ произведения искусства (иллюстрации) и собственных набросков. Сравнение могут проводить сами дети в конце занятия. Это приучает их размышлять, сравнивать: «В моем рисунке нет домов, нет трубы с дымом. Здесь все темное, а у меня день», «Здесь медведь шагает, он в движении. А у меня движения нет».

Несмотря на несовершенство анализа, с нем чувствуется интерес к состоянию, к передаче убедительного, конкретного образа произведения.

В рисунках младших школьников, даже самых несовершенных, всегда можно узнать произведение по следующим компонентам: композиции, цвету, характеру передачи пространства, эмоциональной среде. Последнее зависит от способности воспринимать художественные особенности произведения.

Детские оценки произведения искусства зависят от интеллектуального и художественного развития школьников и от качества произведения искусства. Вместе с тем при формировании оценки словесные реакции детей менее всего показательны. Так, например, ответ «не нравится» имеет у них разный смысл: это может быть непонятное, непривычное, увиденное впервые, то, что удивляет, некрасивое.

Рисование произведений по памяти активизирует не только восприятие, но и речь учащихся, особенно, когда они все вслух размышляют об увиденном.

В процессе рисования по памяти младшие школьники обнаруживают способность к сравнительному анализу, к образному мышлению и к активной отзывчивости на красоту и поэтичность словесного образа, имеющего яркий зрительный характер. Мы это видели уже при сопоставлении картины со стихами, которое помогает детям глубже понять образ картины. Таким образом, восприятие произведений детьми - это деятельность, в процессе которой происходит сложное взаимодействие образных компонентов - зрительных, словесных и звуковых. Связь этих компонентов необходимо учитывать при подготовке уроков восприятия изобразительного искусства и при организации восприятия произведений детьми на самом уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9465. Преступления против здоровья 81 KB
  Тема № 3: Преступления против здоровья. общая характеристика и виды. преступления против здоровья, сопряженные с причинением вреда определенной тяжести (ст. 111, 112, 113, 114, 115, 118 УК РФ) иные преступления против з...
9466. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека 52.5 KB
  Тема №4: Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека. Общая характеристика. Видовой объект Безопасность жизни и здоровья граждан Объективная сторона Значительная часть преступлений совершаются путем бездействия (ст.125), возможн...
9467. Преступления против свободы, чести и достоинства личности 74 KB
  Тема №5: Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Общая характеристика. Ст. 3 всеобщей декларации прав человека - каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Ст.21 и 23...
9468. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности 50.5 KB
  Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности. Общая характеристика половых преступлений. Половые преступления - предусмотренные уголовным законом общественно-опасные деяния, грубо нарушающие сложившийся в обществе уклад секс...
9469. Преступления против политических прав и свобод человека и гражданина 45 KB
  Преступления против политических прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика преступлений. Преступления против конституционных прав и свобод - это те общественно опасные посягательства, которые существенно нарушают закрепленные КР...
9470. Преступления против политических прав граждан 48 KB
  Преступления против политических прав граждан. Посягательства на избирательные права граждан Базовый НПА: ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ Объектом преступного пос...
9471. Преступления против семьи и несовершеннолетних 42 KB
  Тема №9. Преступления против семьи и несовершеннолетних. Постановление Пленума ВС РФ от 14.02.2000г. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних. Общая характеристика. Гл.20 представляет собой комплекс норм, направлен...
9472. Преступления против собственности 55 KB
  Преступления против собственности. НПА: Постановление пленума ВС СССР № 4 от 11 июля 1927 о судебной практике по делам о хищении государственного и общественного имущества Постановление пленума ВС РФ...
9473. Преступления против собственности 38.5 KB
  Преступления против собственности 1 вопрос. ст. 161 УК. Грабеж Грабеж - открытое хищение чужого имущества, т.е. открытый способ завладения имуществом. Открытое - которое совершается в присутствии собственника или иного владельца, либо на в...