62323

Применение технологии «Дебаты» на уроках географии

Научная статья

Педагогика и дидактика

Технология Дебаты создана на базе международной программы Дебаты основанной в 1993 году Институтом Открытое общество. Практически сразу оформилось 2 направления развития технологии Дебаты: в учебном процессе и во внеучебной деятельности.

Русский

2014-06-06

80.5 KB

7 чел.

« Применение технологии

« Дебаты» на уроках географии».

1. Обоснование актуальности проекта.

В условиях современной России перед институтами образования встала проблема выработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созидателями демократического общества и реализовать себя в нем. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим. Технология «Дебаты» создана на базе международной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Огромный образовательный потенциал «Дебатов», а также современные процессы обновления содержания и методов школьного образования предопределили интерес к ним в нашей стране. Практически сразу оформилось 2 направления развития технологии «Дебаты»: в учебном процессе и во внеучебной деятельности.

Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие “качество образования”. В 2006 году началась активная реализация национального проекта “Образование”, основная цель которого “не только утвердить самоценность образования, но и существенно повысить качество жизни граждан России”. Определяя идеи подхода к понятию “качество начального общего образования”, следует отметить, что образование не является синонимом обучения, а есть некая мера достижения целей, поставленных школой, учителем, учеником.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания.

Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип непрерывности, минимакса и вариативности, принцип творчества (креативности), актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе.

Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески.

В 1999 году группой специалистов в области общего образования в составе членов Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России Вяземского Е.Е. и Вакуровой О.Ф. была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. В нем, в частности, говорится: «Программа «Дебаты» в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. «Дебаты» представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества...».

2. Обоснование значимости проекта.

Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Такая полифункциональность технологии дебатов, обязанная диалоговой структуре дебатов как таковых, способствует бурному личностному росту участников дебатов, стимулирует активную познавательную деятельность, значительно расширяет горизонты самопознания, развивает логико-синтетические, прогностические способности, прививает чувство автономии, ответственности, независимости личности.

3. Пояснительная записка.

Основные принципы: целостность; универсальность; вариативность; ориентация на демократизацию учебного процесса, гуманистический характер и гуманитарная направленность; личностная ориентированность; ориентация на самообразование и самообучение учащихся.

Цель проекта:

-   включить активность самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

-   организовать совместную деятельность, партнерские отношения обучающих и обучаемых, включить детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

-   обеспечить  диалогическое общение не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

В своей педагогической практике я использую технологию Дебаты - третий год. И на основе полученного опыта я предлагаю данный проект.

Сроки проекта.

В зависимости от предлагаемой темы, возрастных особенностей уч-ся, проект может быть краткосрочным, т.е. можно использовать элементы данной технологии практически на любом уроке. Так же, как например данный проект -  может быть среднесрочным ( 1 месяц), или долгосрочным (1 год).

Первый этап – теоретический – был направлен на изучение теоретической литературы по технологии «Дебаты».

Использовались следующие методы: беседа, анализ учебного материала, наблюдение, консультация.

Этап проекта

Сроки

реализации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

2ч.

Знакомит с сутью и правилами дебатов.

Осмысление технологии, принимают правила игры, Вырабатывают « Кодекс участников дебатов».

Второй этап – констатирующий - позволил спланировать работу в командах, определиться с выбором темы,  были разработаны конкретные, четкие позиционные линии, распределены полномочия в игре. ( см. Приложение 3, 4)

Этап

проекта

Сроки

реализации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 этап

1ч.

Направляет учащихся на правильную формулировку темы.

Помощь в формировании команд с учётом  интеллектуальных способностей и способностью вести полемику.

Обсуждение и осмысление   темы. Аргументация участия в той или иной команде. Выбор тайм-кипера, судейской коллегии.

Третий этап – преобразующий .

Этап

проекта

Сроки

реализации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 этап

2ч.

Координация действий, помощь, консультация, занятия кружка, индивидуальная работа с уч-ся.

Изучение сути данной проблемы, ограничение темы с помощью определений и терминов, представление и принятие определённых терминов и понятий.

Четвертый этап – заключительный. Игра.

Этап

проекта

Сроки

реализации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 ч.

Сохранение нейтральной позиции, наблюдение за ходом игры и соблюдением её правил.

Презентация системы аргументов, защита своей точки зрения.

Ожидаемый результат.

а) Конкретные ожидаемые результаты

- развитию интеллектуальных способностей

- расширение общекультурного кругозора:

- развитие исследовательских и организационных навыков:

-  развитие творческих качеств:

- развитие коммуникативных умений:

- развитие ораторских способностей:

- формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

б) Результаты детской продуктивной деятельности.

- выпуск буклета;

- создание мультимедийной презентации;

- составление графиков, диаграмм, схем;

- публичные выступления.

Обоснование выборы данной технологии в процессе обучения географии.

1. Идти в ногу со временем

Современные процессы обновления содержания школьного образования основываются на инновационных идеях. Тенденциями развития образовательной области « естественных наук» в связи с переходом на новую структуру образования являются:

-    с одной стороны, модернизация традиционного обучения через повышение эффективности усвоения заданных образцов;

-    с другой стороны, разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской, творческой деятельности.

В реализации  той, и другой тенденций видное место занимают дидактические игры, разновидностью которых являются дебаты, функции которых в учебном процессе многообразны: обучающая, развивающая, коммуникативная, воспитательная, релаксационная и т.д. Использование методики подготовки и проведения дебатов позволяет поднять на более высокий уровень проведение деловых игр на уроках естественного цикла в условиях, когда особую актуальность приобретает развивающее–ролевая форма организации учебного процесса.

2. У учеников вырабатывается  устойчивый интерес к географии, чтобы они любили мой предмет и с удовольствием шли на урок

Использование дебатов способствует формированию устойчивой мотивации изучения географии. Нередко учащиеся, которые к обычному уроку едва осиливали параграф, готовясь к дебатам, не только осваивают основной учебный материал, но и прорабатывают массу дополнительной литературы. Во многом это обусловлено также личностной значимостью учебного материала для учащихся, что достигается путем имитации на уроке реальных жизненных ситуаций.

3. Знания географии.

Как известно, качество знаний определяется такими характеристиками, как прочность, действенность, системность знаний. Благодаря использованию методики дебатов по ходу урока можно ненавязчиво и эффективно способствовать повышению качества знаний учащихся.

Знания становятся:

-    более прочными (через овладение умением выделять главное в учебном материале, структурировать его, умением схематизировать знания при запоминании и развертывать при воспроизведении, наконец, через преимущественное использование логической памяти);

-    более действенными (учащиеся работают над правильным применением основных понятий, свободно используют знания по образцу в знакомых и новых ситуациях, самостоятельно преобразуют учебный материал и ищут новые пути решения учебных проблем);

-    более системными (поскольку учащиеся овладевают умениями сравнивать и анализировать, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, обобщать).

4. Благоприятные условия для самореализации учащихся на уроке

Использование дебатов предусматривает организацию групповой работы. учебная деятельность на таких уроках осуществляется в межличностном общении школьников, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

5. Научить учеников учиться

Использование на уроках дебатов позволяет реализовать поисковый, исследовательский тип обучения, целью которого является развитие способности к учению, углублению понимания изучаемых вопросов. Дебаты позволяют реализовать исследовательское обучение на 3-х уровнях

Проблемная формулировка темы позволяет активизировать учебный процесс, так как учащиеся изучают тему, а не абстрактные факты. На таких уроках, как правило, организуется совместное принятие учителем и учеником решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы, с выделением конкретной учебной задачи.

6. Научить учеников навыкам исследования, приемам научной организации труда, эффективной работе с источниками

Дебаты способствуют формированию научного мышления, они учат навыкам исследования: формулировать проблему анализировать ее с различных точек зрения, аргументировано, четко излагать точку зрения,  наконец, видеть разные подходы к решению проблемы и пытаться внутренне решить ее. В данной связи дебаты могут стать формой подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, то есть явиться формой презентации и осмысления результатов работы учащихся с учебной и научной литературой. По существу дебаты могут стать аналогом семинаров в высшей школе, адаптированных к условиям средней школы.

Дебаты способствуют обучению приемам научной организации труда. Подготовка к дебатам, как правило, предполагает поиск, сбор информации, ее систематизацию, хранение, актуализацию и свободное владение полученными знаниями, что неизбежно требует овладения навыками: работы в библиотеке, использования ресурсов информационных сетей, организации и систематизации информации, создания свое образного «банка данных», картотеки и т.д.

7. Помочь ученикам развить монологическую речь

Дебаты предоставляют возможность научить детей монологической речи. Это является наиболее актуальным в настоящее время, когда сложилась парадоксальная ситуация с проблемой речевой активности учащихся на уроках. Традиционно география считается устным предметом, но зачастую учителя отдают приоритет тестированию, письменным работам, что нередко негативно сказывается на развитии навыков устного ответа. Вместе с тем известно, что полное осознание вопроса происходит лишь тогда, когда и сам вопрос и способ его разрешения могут найти учащегося вербальную формулировку.

8. Необходимость в том что бы ученики давали четкие, краткие, грамотные ответы

Дебаты помогают научить детей грамотному построению ответа на вопрос, регламентации выступлений (речей) по времени.

Очень часто учащиеся дают верные по сути, но очень расплывчатые, затянутые по времени ответы, либо, выступая с сообщением или докладом, приводят массу несущественных подробностей, что «съедает время урока, снижает его эффективность. Дебаты приучают учащихся следить за регламентом – временем подготовки, временем выступления, а также решать проблему в условиях лимита времени. Особенно часто этот принцип может использоваться на уроках в процессе организации групповой работы. Ставя перед группой проблему, учитель сразу оговаривает время, которое отводится на ее решение.

9. Научить своих учеников навыкам публичного выступления

К сожалению, далеко не во всех школах имеется такой учебный предмет, как риторика. Однако каждому человеку приходится выступать перед публикой. Даже ответ ученика у доски или перед экзаменационной комиссией по существу является «публичным» выступлением. Как построить его, как держать себя перед публикой, как преодолеть волнение? На эти и многие другие вопросы учащиеся находят ответы, участвуя в дебатах. Нередко именно игровая форма позволяет преодолеть многие барьеры, освободиться от комплексов, самоутвердиться, реализовать себя.

10. Чтобы ученики были хорошо подготовлены к экзаменам и успешно их сдавали

Дебаты не просто способствуют развитию речи, но и позволяют учащимся овладеть навыками структуризации материала, что особенно важно для подготовки и успешного ответа на зачете или экзамене. Как показывает практика,  навыки организации выступления, полученные в дебатах, учащиеся используют на любом устном экзамене.

Таким образом, дебаты помогают также подготовить учащихся к экзаменам. Апробация моего метода позволила моим ученикам поступить на бюджетные места в ведущие ВУЗы не только г. Саратова,  но и др. городах России.

11. Помочь ученикам сформировать собственную позицию

Дебаты помогают учащимся формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств. Дебаты учат осмысливать, формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее и грамотно отстаивать. Важно так же, что одновременно дебаты учат слушать и слышать иное мнение, учет уважительному отношению к оппоненту.

12. Подготовить учеников к «реальной жизни»

В ходе игры воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений и навыков, глубокому осознанию социальных ролей; рассмотрение конкретных тем по социально-экономической и политической истории способствует овладению учащимися социальным опытом.

13. Чтобы мои ученики были здоровыми.

Технология дебаты позволяет максимально реализовать здоровьесберегающие технологии.

Критерии оценки.

А) Действия учителя по организации дебатов на уроке географии?

- при изучении той или иной темы, проблемы. Во-первых, не всякая тема может быть предметом дискуссии; во-вторых, тема должна быть грамотно сформулирована, и, как правило, осуществляет это именно учитель;

-    в том или ином классе. Успех проведения дебатов во многом определяется наличием доброжелательной, творческой атмосферы на уроке. Учитель должен также адекватно оценить степень овладения учащимися умениями и навыками, необходимыми для проведения разного типа дебатов;

-    на том или ином уроке. Дебаты могут использоваться в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала, контроля знаний;

-    для реализации поставленных учебных целей. Успешная реализация поставленных на уроке целей, достигаемых посредством использования дебатов, в значительной степени определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке:

-    установление доверительных взаимоотношений с учащимися;

-    четкое определение темы и объема обсуждаемого материала;

-    умение учителя и учащихся организовывать деловое общение. Следует помнить, что в ходе дебатов школьники получают невербальные сообщения по выражению ваших глаз, жестам и позе тела. Очень важными являются выбранные интонация и тон голоса.

Б) Оценка деятельности учащихся.

-    осознание учащимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

-    актуализация ранее полученных знаний;

-    творческое переосмысление возможностей их применения.

-    выполнение коллективной задачи;

-    согласованность в обсуждении проблемы и выработка подхода к ее решению;

-    соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности.

-    переработка сведений, информации для убедительного изложения;

-    представление своей позиции, ее аргументация;

-    выбор и взвешивание подходов к рассмотрению и решению проблемы.

Методические рекомендации.

Основные формы и типы дебатов, используемых на уроке. Условия их применения и особенности организации.

Дебаты в процессе обучения географии могут быть представлены как: форма урока (урок-дебаты) либо как элемент урока (использование элементов дебатов на различных этапах урока для реализации конкретных учебных целей и задач).

Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием дебатов как элемента урока: например, в процессе актуализации знаний, в целях систематизации, закрепления учебного материала, обеспечения «обратной связи» или как форма организации самостоятельном работы учащихся. Использование дебатов как формы урока имеет немало ограничений: требует предварительной подготовки, создает проблемы задействования всех учащихся в ходе урока и т.п. Довольно оригинальной формой реализации методики дебатов является использование дебатов как формы аттестации учащихся. В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы.

1.       «Классические» дебаты.

Это собственно формат дебатов, в которых участвует 6 человек (2 команды по 3 человека), тайм-кипер, а остальные учащиеся являются либо «рецензентами», либо судьями, либо пассивными слушателями. Очевидно, что в данном случае дебаты чаще всего выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Минимум 6 человек (либо все учащиеся) получают опережающее задание – подготовиться к дебатам. В случае если готовятся все учащиеся, перед уроком определяются те из них, которые будут выступать в качестве спикеров. Следует предусмотреть, чтобы все учащиеся перед игрой были ознакомлены с правилами.

«Классический» (в данном случае не измененный) формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационно-моделирующей игры. В этом случае учащиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ и т.п. Моделирование дает возможность воспроизведения исторических событий, общественных процессов. Собеседник оказывается «погруженным» в конкретную историческую ситуацию, в определенную эпоху Конечно, невозможно в полной мере понять, как мыслили и действовали люди в прошедшие времена, но попытаться осознать и воспроизвести логическую схему развития с точки зрения современных знаний о тех временах реально. Данный тип дебатов в связи с присущими ему ограничениями рекомендуется использовать не чаще, чем 1-2 раза в четверть.

2.       «Модифицированные» дебаты.

Это использование отдельных элементов формата дебатов или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например:

- изменяется регламент выступлений (чаще всего сокращается); увеличивается число игроков в командах;

-    допускаются вопросы из аудитории;

-    организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

-    создается «группа экспертов», которая может: либо осуществлять функции судейства; либо подводить итог игры, анализируя аргументацию команд и демонстрируя столкновения позиций, то есть фактически осуществлять функции 3 спикера, сравнивая позиции команд; либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо на уроках для реализации учебных целей;

-    осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль. Дебаты могут открыть новые точки в противоречиях между отдельными идеями и теориями прошлого, которые становятся предметом спора с позиций тех сторон, которые их в реальности оспаривали

-    изменяется (появляется) роль ведущего игры – учителя. Во время дебатов нередко происходит отклонение от темы, ученики зачастую акцентируют внимание не на ключевых, а на достаточно узких моментах, что не способствует реализации на уроке поставленных учителем целей и задач. Поэтому учитель-ведущий может направить дискуссию в нужное русло, инициировав ее каким-либо вопросом или репликой, а, возможно, и подсказав стратегию отрицания. Роль учителя-ведущего на разных этапах игры определяется в зависимости от подготовленности учеников. Так, при реализации 3 уровня исследовательского обучения роль учителя на всех этапах проведения игры(включая ориентацию и подведение итогов) будет минимальной, при реализации же 1 уровня – она должна быть более значимой. «Модифицированные» дебаты чаще всего выступают как элемент урока, либо как форма проверки знаний учащихся. Вместе с тем отнюдь не исключается возможность и целесообразность организации урока на их основе.

Классификация дебатов на уроках географии

Дебаты на уроках географии можно разделить также на несколько видов:

1.  Проблемные дебаты – дебаты, предусматривающие знакомство участников с географическими концепциями. Следует отметить, что проблемных дебатов может быть немного – только по главным, ключевым, дискуссионным проблемам .

2.  Экспресс-дебаты по мини-проблемам – это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму.  Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть довольно часто и успешно использован как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.

3.  Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, то есть явиться формой презентации и осмысления результатов работы, учащихся с учебной и научной литературой.

4.  Дебаты как средство формализации дискуссии. В процессе изучения географии учащиеся нередко сталкиваются с дискуссионными проблемами, которые настолько затрагивают их личность, что не могут явиться предметом рационального обсуждения. Учащиеся часто испытывают затруднения перед ситуацией, когда необходимо предъявить классу свое мнение по таким проблемам в неформализованном обсуждении. Средством преодоления такой ситуации становится формализация дискуссии, то есть перевод ее в русло дебатов.

5.  В форме дебатов могут быть организованы повторительно-обобщающие уроки. При этом, как правило, развитие учащегося идет по направлению развития инструментария, а не приращения содержания – дебаты проходят на базе основного содержания учебного материала. Однако эту форму дебатов следует использовать с большой осторожностью, так как:

-    слишком велик объем материала для подготовки;

-    игра редко идет в соответствии с задачами, намечаемыми учителем, как правило, внимание игроков концентрируется не на узловых моментах, а на достаточно узких проблемах – где обнаружились пробелы в знаниях у оппонентов.

Особенности проведения дебатов на уроках географии

Проведение дебатов на уроках географии имеет целый ряд особенностей, связанных:

- с особенностями материала;

В отличие от других дебатов, дебаты по географии часто предлагают вероятностные ситуации, когда участники игры сталкиваются с необходимостью моделирования ;

- с особенностями организации;

Дебаты как форма урока не могут быть первым уровнем знакомства с игрой и требуют достаточно длительной фазы ориентации. Стоит заметить, что ход дебатов иногда трудно прогнозировать, поэтому при использовании дебатов как формы организации урока, с одной стороны, требуется хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога, с другой стороны, учителю важно предусмотреть возможности осторожной корректировки хода дебатов (речь идет о корректировке содержания, но не технологии дебатов). Важно помнить, что правила устанавливаются и оговариваются до начала дебатов и не могут меняться в процессе игры. Например, нельзя сказать ученику, что он говорит все неправильно и вообще не справляется со своей ролью, поэтому должен закончить свое выступление раньше отведенного ему времени;

- с особенностями учебных целей;

Дебаты на уроках географии с точки зрения содержания ближе к научным дискуссиям, поэтому как уже отмечалось выше, допустима работа синтезирующей команды. Кроме того, реализация учебных целей предполагает довольно продолжительную посткоммуникативную фазу (анализ и обсуждение игры).

Использование элементов дебатов в процессе преподавания географии

Как показывает практика, наиболее доступным и в известном смысле необходимым предварительным шагом на пути реализации дебатов на уроках является использование в процессе преподавания географии таких элементов дебатов, как:

-    работа с определениями понятий;

-    конструирование системы аргументов и контраргументов;

-    создание системы поддержки аргументов;

-    сравнение аргументов;

-    составление речей, регламентируемых по времени и другие.

Типы заданий, предусматривающих использование элементов дебатов.

Выполнение данных заданий не требует дополнительной подготовки и оборудования, доступно для учащихся с разным уровнем подготовленности. Степень сложности может варьироваться в зависимости от способностей и уровня подготовки учащихся. Большая часть представленных заданий выполняется письменно, что представляет учителю дополнительные возможности для диагностики усвоения материала.

В каких уроках могут быть применены дебаты

География : материков и океанов

География : Природа России.

География: Население и хозяйство России.

Экономическая и социальная география мира.

Примерные темы дебатов по географии.

  1.  Распад СССР негативно отразился на экономике России.
  2.  Человек живёт в гармонии с природой.
  3.  На демографическую ситуацию в стране повлияла ВОВ .
  4.  Первый тип воспроизводства населения – способ избежать перенаселение планеты.
  5.  Средиземное море омывает17 государств Европы Азии и Африки. Какие из них оставили наибольшей след в мировой культуре?
  6.  Какова роль зарубежных и русских исследователей Африки?
  7.  Какие части Атлантического океана особенно загрязнены.

Урок № 1.

Тема:

  Человек живёт в гармонии с природой.

Образовательные цели:

Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «Влияние человека на окружающую среду», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач

Развивающие цели:

Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов

Воспитательные цели:

Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок комплексного применения ЗУН и СУД

Тип урока:

Урок-дебаты

Основные термины и понятия:

Межпредметные связи:

Познавательные УУД:

Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем

Коммуникативные УУД:

Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Личностные УУД:

Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

 

 

 

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный этап

Самостоятельная работа учащихся с источниками информации

Подбирает тему для дискуссии (сложные и противоречивые проблемы, по которым существуют противоположные точки зрения дилеммы; задевающие привычные установки учащихся).Составляет список вопросов, сообщает их учащимся.

Вопросы :  

Раскрыть смысл.

- Человек – царь природы

- Природа – храм или среда обитания.

- Зачем жить в гармонии с природой.

- Как жить в гармонии с природой.

-Человек враг или друг природе?

Обсуждают предложенные темы для дискуссии, выбирают наиболее значимую тему, с точки зрения большинства.

Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах. Изучают список вопросов по теме, самостоятельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополнительные материалы)

Литература:

учебно-методическая

художественная

научно-популярная

справочная

Видеофильмы

Изображения

Ролики

и др.

II

Введение в дискуссию

Фронтальное обсуждение

Разделение на группы

Озвучивает обсуждаемую проблему.

Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему. В зависимости от выбранного вопроса. Ребята делятся на команды противоречий. Например команда «за» данного высказывания  и «против»

 

Видеофильмы

Изображения

Аудиозаписи

Таблицы

III

Организационный этап

Фронтальное обсуждение

Знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии. Ведущий – учитель или опытный дебатёр

Помощник ведущего – ответственный за выставление оценок

Таймкипер – 1-2 человека, ответственных за соблюдение регламента

Члены команды «Утверждения»  - 6-7 человек

Члены команды «Отрицания» - 6-7 человек

Судьи -  6 человек (3 пары)

Консультанты команд 9по 1 для каждой команды)

Эксперты – остальные учащиеся класса

Критерии оценки для судей

1.     Число аргументов

2.     Содержание аргументов

3.     Командность (все члены команды активно участвуют и выступают)

4.     Корректность (по отношению к противнику)

5.     Соблюдение регламента (сказанное после отведенного времени не засчитывается)

6.     Речь (свободная, эмоциональная, грамотная)

 

 

Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть)

Раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей

IV

Обсуждение проблемы в микрогруппах

Работа в группах

Наблюдает за поведением участников , отмечает для себя трудности, которые они испытывают . Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания

Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы

Все имеющиеся информационные ресурсы по теме

V

Дебаты

Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают

По очереди предоставляет группам слово

Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

Материалы, подготовленные участниками дебатов

VI

Рефлексия

Групповая рефлексия

Фронтальное обсуждение

Организует совместный анализ результатов дискуссии. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения

Заполняют опросник

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.

Опросник

Урок – дебаты №2.

Тема:

 Тихий и Северный ледовитый океан 7 класс.

Образовательные цели:

Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «Северный Ледовитый и Тихий океаны», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач

Развивающие цели:

Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов

Воспитательные цели:

Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок комплексного применения ЗУН и СУД

Тип урока:

Урок-дебаты

Основные термины и понятия:

Мировой океан . Особенности Тихого и Северного Ледовитого океана. Их проблемы.

Межпредметные связи:

Познавательные УУД:

Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем

Коммуникативные УУД:

Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Личностные УУД:

Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

 

 

 

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный этап

Самостоятельная работа учащихся с источниками информации

фиксация отсутствующих. Взаимное приветствие.

Подбирает тему для дискуссии (сложные и противоречивые проблемы, по которым существуют противоположные точки зрения дилеммы; задевающие привычные установки учащихся).Составляет список вопросов, сообщает их учащимся.

Вопросы для наших дебатов :

Самые глубокие места в наших океанах. История открытия( краткая) , Крупнейшие моря и того и другого океана , животный мир, актуальные экологические проблемы.

 

Обсуждают предложенные темы для дискуссии, выбирают наиболее значимую тему, с точки зрения большинства.

Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах. Изучают список вопросов по теме, самостоятельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополнительные материалы)

Литература:

учебно-методическая

художественная

научно-популярная

справочная

Видеофильмы

Изображения

Ролики

и др.

II

Введение в дискуссию

Фронтальное обсуждение

Разделение на группы

Озвучивает обсуждаемую проблему.

Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему: Ребята,сегодня нас   миру океана. Мы станем участниками экспедиции по Тихому океану И Северно Ледовитому океану. Во время путешествия мы узнаем о его истории открытия и исследования, свойствах воды, ПК, климате. Все необходимое мы будем заносить в «судовой журнал описания океана», составлять  лоцию. Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте договоримся, что начнем мы с самого большого океана на земле. Его ещё называт « Великим». Что это за океан? Правильно – Тихий!

 

Видеофильмы

Изображения

Аудиозаписи

Таблицы

III

Организационный этап

Фронтальное обсуждение

Знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии продолжительность обсуждения в группе -8 минут, количество выступлений каждой группы-5, продолжительность- 5 минут, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих-4.  Ребята. Класс делится на две команды. Команда тихого и Северного Ледовитого океана. Каждая команда выбирает капитана. Вопросы и правила  перечислены выше.

Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть)

Раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей

IV

Обсуждение проблемы в микрогруппах

Работа в группах

Наблюдает за поведением участников , отмечает для себя трудности, которые они испытывают . Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания

Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы

Все имеющиеся информационные ресурсы по теме

V

Дебаты

Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают

По очереди предоставляет группам слово

Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

Материалы, подготовленные участниками дебатов

VI

Рефлексия

Групповая рефлексия

Фронтальное обсуждение

Организует совместный анализ результатов дискуссии. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения

Заполняют опросник

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.

Опросник


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50034. ИЗМЕРЕНИЕ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТИВОВ 315 KB
  Как следствие фокусное расстояние объектива зависит от длины световой волны и если для одной длины волны изображение хорошо сфокусировано то для других длин волн хорошей фокусировки не наблюдается. Если как это обычно бывает оправа объектива круглая то изображение светящейся точки имеет вид круглого пятна окруженного концентрическими светлыми и темными кольцами рис. Способность объектива создавать раздельные изображения близко расположенных мелких деталей называется разрешающей способностью объектива. Чем меньше угол  тем ближе...
50035. Юридическая психология. Учебно-методический комплекс 677.5 KB
  Цель дисциплины – психологическая подготовка юриста к профессиональной деятельности, формирование эффективных приемов работы с людьми и овладение методами профессионально значимого самопознания и саморазвития личности.
50036. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ВРЕДНЫХ ГАЗОВ В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 1.08 MB
  Приводятся величины предельно допустимых концентраций ПДК вредных газов выше которых следует применять средства защиты: респираторы с противогазовыми патронами если концентрация вредного газа не превышает 10 ПДК или противогазы если концентрация вредного газа в воздухе выше 10 ПДК. ИЗУЧЕНИЕ И ВЫБОР СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Цель работы: Изучить назначение устройство и область применения средств индивидуальной защиты органов дыхания СИЗОД. Порядок выбора СИЗОД их классификация и требования к применению...
50037. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЛИНЗЫ С ПОМОЩЬЮ КОЛЕЦ НЬЮТОНА 140 KB
  Кольца Ньютона. Классическим примером полос равной толщины являются кольца Ньютона. 1а видно что толщина воздушного зазора δ связана с радиусами наблюдаемых колец rk и радиусом кривизны линзы R следующим образом: 2 Учтем что δ R2 1 и пренебрегая этим слагаемым в формуле 2 получим: 3 С учетом 3 выражение 1 будет иметь вид: 4 Интерференционные максимумы светлые кольца получаются при условии если на разности хода укладывается четное число полуволн целое число длин волн: 5 где k = 0 1 2. порядок интерференции или...
50042. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 164 KB
  Цель работы: Определение момента инерции физического маятника по периоду его малых колебании и приведенной длине. такой математический маятник период колебаний которого равен периоду колебаний физического маятника. Длина такого математического маятника называется приведенной длиной физического маятника. Выведем формулу...