6233

Методические подходы к разработке организационной структуры предприятия

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Анализ методов и подходов к совершенствованию организационных структур Разработка и реализация процесса совершенствования организационных структур - одна из самых сложных проблем теории систем и системного анализа. В настоящее время, ког...

Русский

2012-12-30

141 KB

45 чел.

  1.  Анализ методов и подходов  к совершенствованию организационных структур

Разработка и реализация процесса совершенствования организационных структур - одна из самых сложных проблем теории систем и системного анализа. В настоящее время, когда предприятия и организации претерпевают существенные преобразования в новых условиях экономического состояния страны, значимость разрешения данной проблемы возрастает. Постоянно изменяющаяся рыночная ситуация требует регулярной корректировки организационных структур на основе изыскания и внедрения в практику предприятий методов и подходов, как средств автоматизированной поддержки принимаемых решений.

В настоящее время при проектировании (совершенствовании) организационных структур выделяют три подхода: нормативно-функциональный, функционально-технологический и системно-целевой, которые имеют ряд принципиальных особенностей.

Нормативно-технологический подход направлен на унификацию организационных форм управления в рамках отрасли. Разработка и внедрение типовых организационных структур явилась первым шагом на пути внедрения принципов их научного обоснованного построения. Однако ориентация на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений не позволяет учесть особенности конкретных предприятий и условия их деятельности, оценить влияние этих особенностей и условий на деятельность предприятия и на их оргструктуры.

Функционально-технологический подход основан на рационализации потоков информации и технологии её обработки. Он достаточно полно учитывает особенности конкретного предприятия, отличается гибкостью и универсальностью. Характеризуется высокой трудоёмкостью и использованием стабильной номенклатуры сложившихся функций управления, подчинением оргструктуры схеме документооборота.

Системно-целевой подход заключается в построении структуры целей, определении на её основе функций управления и их организационном оформлении. Преимущества подхода- учёт особенностей объекта управления и условий его деятельности, способность изменять и расширять состав функций, проектировать разнообразные организационно-правовые формы предприятий. Трудности в использовании подхода связаны с проблемой перехода от совокупности целей и функций к составу и подчинённости структурных звеньев, обеспечивающих их реализацию.

В условиях проектирования принципиально новых предприятий, при существенном изменении требований среды в новых экономических условиях и появлении новых прав, появлении необходимости выполнения системой управления принципиально новых функций системно-целевой подход предпочтительнее нормативно-функционального и функционально-технического. Реализация указанных подходов предполагает использование как методов проектирования оргструктур, так и качественных (экспертных) или ещё как их называют в [8]- методов, направленных на активизацию использования интуиции и опыта специалистов.

  •  Методы проектирования оргструктур включают: метод аналогий, основанный на использовании опыта в организации управления различных предприятий; экспертный метод, слабой стороной которого является правомерность сомнений в надежности и объективности экспертных оценок (повысить которую могут помочь методы организации сложных экспертиз); метод структуризации целей, для реализации которого имеется методики, позволяющие обеспечивать полноту анализа целей  функций; метод задач, который предполагает определение задач с помощью обследования системы управления и объединение их в более крупные комплексы на основе вводимых мер близости, вследствие чего он является более трудоемким и сложным в реализации (что связано с проблемой введения «мер близости»); метод организационного моделирования, основу которого составляет использование математических моделей, позволяющих учитывать большее число различных факторов и взаимосвязей между ними. Математические модели оргструктур подразделяются на модели, в которых критерий эффективности  оргструктуры отражает конечные результаты деятельности предприятия, и модели, основанные на использовании косвенных критериев эффективности.
  •  Методы типа «мозговой атаки» или коллективной генерации идей

 Мозговая атака основа на гипотезе, что среди большого числа идей имеется по мельше мере несколько хороших, полезных для решения проблемы, которые можно выявить. Методы этого типа известны также под названием коллективной генерации идей (КГИ), конференций, идей, метода обмена мнениями.

При проведении мозговой атаки или сессии КГИ стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей. Для этого рекомендуется сформулировать проблему в основных терминах, выделив центральный вопрос обсуждения, высказывать и подхватывать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценки идей можно позднее), не допускать критики, не объявлять ложно и не прекращать обсуждать ни одну идею, высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы ценные реакции идей, оказывать поддержку и поощрения, необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают: прямую мозговую атаку; метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (в последнем случае создается две группы – одна вносит как можно больше предложений, а вторая старается максимально их критиковать). Мозговая атака проводится в форме деловой игры, с применением тренировочной методики «стимулирования наблюдения», в соответствии  с которой группа формирует представление о проблемной ситуации, а эксперту предлагается найти наиболее логичные способы решения проблемы. На практике подобием сессий КГИ являются совещательные органы разного роды инструктораты, директораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемые временные комиссии, комитеты «мозговые тресты», не опирающиеся на постоянный персонал.

Методы типа «сценариев». Методы подготовки  согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название сценариев. В настоящее время под сценарием понимается любо документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложение по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели, но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами.

При подготовке сценария роль специалистов по системному анализу – помочь привлекаемым ведущим специалистам соответствующих областей знаний выявить общие закономерности развития системы; проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие  формирование целей; провести анализ высказываний ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации; создать вспомогательные информационные фонды, способствующие решению соответствующей проблемы.

Методы структуризации. Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию, что само по себе можно рассматривать как некоторый метод исследования называемый иногда системно-структурным. Методы структуризации являются основой любой методики системного анализа, сложного алгоритма организации проектирования или принятия управленческого решения. В особую группу методов структуризации можно выделить методы типа «дерева целей». Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые в конкретных приложениях называют подцелями нижележащих уровней, направлениями, проблемами, а начиная с некоторого уровня – функциями.

При использовании метода «дерева целей» в качестве средства принятия решений часто применяют термин «дерево решений».

При применении метода для выявления и уточнения функций системы управления говорят о «дереве целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов – «дерево направлений развития» (прогнозирования развития) или «прогнозный граф».

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.

  •  Методы экспертных оценок. При обработке индивидуальных экспертных оценок применяется метод согласования оценок , который имеет много вариантов, различающихся способами, при помощи которых из индивидуальных оценок, получается обобщенная. При этом используются также различные методы согласования оценок (от простейших , путем получения средней вероятности , где n – число участвующих экспертов, или средневзвешенного значения вероятности , где кi  - веса, приписываемые оценке каждого эксперимента, до специальных методов оценки измерения и повышения коэффициентов согласованности или коэффициентов непротиворечивости ) мнений экспертов или методов, основанных на отборе экспертной группы с высоким коэффициентом согласованности мнений.

Выбор подходов и методов зависит от конкретных задач и условий проведения экспертизы. Однако существуют некоторые общие проблемы, которые необходимо разрешать при проведении любых экспертных опросов. Их суть состоит в следующем. Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка специалиста – эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок , где p=<p1, p2, …, pi, …, pn> - репрезентативная выборка), получаемых от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мнение является достоверным.

Однако в некоторых теоретических исследованиях это предположение подвергается сомнению. В этой связи предлагается разделить проблемы, для решения которых применяются экспертные оценки, на два класса. К первому классу  относятся проблемы, которые достаточно хорошо обеспечены информацией и для которых можно использовать принцип «хорошего измерителя», считая эксперта хранителем большого объема информации, а групповое мнение экспертов – близким к истинному. Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости названных предположений недостаточно, экспертов нельзя рассматривать как «хороших измерителей», и необходимо осторожно подходить к обработке результатов экспертного опроса, поскольку в этом случае мнение одного (единичного) эксперта, больше внимания, чем другие, уделяющего исследованию малоизученной проблемы, может оказаться наиболее значимым, а при формальной обработке оно будет утрачено. В связи с этим к задачам второго класса в основном следует применять качественную обработку результатов.

Другая особенность, которую нужно иметь в виду при применении методов экспертных оценок, заключается в следующем: даже в случае решения проблем, относящихся к первому классу, нельзя забывать о том, что экспертные оценки несут в себе не только узкосубъективные черты, при оценке отдельным экспертом, но и субъективно – коллективные черты, которые не исчезают при обработке результатов опроса.

Один из способов устранения данных недостатков – более тщательное формирование экспертной группы и обработке результатов опроса, особо выделяя и учитывая редкие и противоречивые мнения, а на получаемые усредненные оценки смотреть как на некоторую «общественную точку зрения», зависящую от уровня научно-технических знаний общества относительно предмета исследования или принятия решения, которая может меняться по мере развития системы и наших представлений о ней.

  •  Методы типа «Дельфи» изначально предполагали итеративную процедуру при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при проведении заседаний и повышению объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при сравнительном анализе составляющих «деревьев целей» и при разработке «сценариев».

Основные средства повышения объективности результатов пр применении метода «Дельфи» - использование обратной связи, ознакомление экспертов с  результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов пр оценке значимости мнений экспертов.

В развитых вариантах «Дельфи» - процедура представляет собой программу последовательных индивидуальных опросов с использованием методов анкетирования. Вопросник от тура к туру уточняются. Экспедитам присваиваются  весовые коэффициенты   значимости их мнений (коэффициенты компетентности), получаемые на основе предшествующих опросов, и также уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов опроса.

Для повышения результативности опросов  активизации экспертов иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнение проекта, ли на место работника аппарата управления, руководителя подразделения системы организационного управления.

  •  Методы организации сложных экспертиз предполагает расчленение большой первоначальной неопределенности проблемы, предлагаемой эксперту для оценки, на более мелке, лучше поддающиеся осмыслению с целью повышения объективности получения оценок. Простейшим из этих методов может быть использован способ усложненной экспертной процедуры, заключающейся в выделении группы критериев оценки и вводе весовых коэффициентов критериев. Введение критериев позволяет организовать опрос экспертов более дифференцированно, а весовые коэффициенты – повышают объективность результирующих  оценок.

В качестве второго метода организации сложных экспертиз можно использовать метод решающих матриц , как средство стратифицированного представления проблемы с большой неопределенностью на подпроблемы и пошагового получения оценок. Например, при создании сложных производственных комплексов, реализации и организации решения других аналогичных проблем нужно определить влияние на проектируемый объект фундаментальных научно – исследовательских работ (ИНР), чтобы запланировать эти работы, предусмотреть их финансирование и распределить средства между ними. Получить от экспертов объективные и достоверные оценки влияния фундаментальных НИР на проектирование сложного объекта практически невозможно. Чтобы облегчить экспертам эту задачу, можно вначале спросить их – какие направления (области) исследований могут быть полезны для создания комплекса или каие подпроблемы нужно решить для реализации всей проблемы и попросить определить относительные веса этих направлений (подпролем) а1, …аna. Затем – составить план опытно – конструкторских работ (ОКР) для получения необходимых результатов по названным направлениям и оценить их вклад b1, …bnb. Далее определить перечень прикладных научных исследований и их относительные веса q1, …qnq  и оценить влияние фундаментальных НИР на прикладные d1, …dnd. Таким образом, облатсь работиы экспертов представляется в виде нескольких уровней: направления (подпроблемы)  ОКР прикладные НИР фундаментальные НИР(см.рис.4)

а1,     а2,…             аj,… , аna

 b1,     b2,…             bj,…, bnb

q1,      q2,…            qk,…, qnk

  d1,      d2,..               dy,…, dnd

рис.4

Относительные веса по всем уровням должны быть нормированы. В методе решающих матриц, для удобства опроса экспертов относительные веса определяются не в долях единицы, а в процентах, и нормируется по отношению к 100: . Непосредственно экспертами оценивается только веса направлений (подпроблем), остальные относительные веса вычисляются. Эксперты оценивают вклад каждой альтернативы (ОКР,НИР) в реализации элементов более высокого уровня, непосредственно предшествующего уровню данной альтернативы. Итак, вклад ОКР в реализацию направления (подпроблемы) оцениваются величиной Pij. Естественно для каждой ОКР относительные веса также нормированы  . Таким образом, каждая строка решающей матрицы характеризует относительный вклад i-ой ОКР в реализацию каждой из j –ых проблем. Оценив предварительно а1, …аna и используя решающую матрицу |Pij| можно получить относительные веса ОКР:

Аналогично, зная bi и оценив pki, можно получить относительные веса прикладных НИР-qk, а затем и фундаментальных НИР-dy. В результате, при использовании метода решающих матриц оценка относительной важности сложной альтернативы сводится к последовательности оценок более частных альтернатив, что обеспечивает их большую достоверность при прочих равных условиях. Т.о., большая неопределённость, имевшая место в начале решения задачи, как бы разделена на более “мелкие”, лучше поддающиеся оценке, в соответствии с одной из основных идей системного анализа. Ещё более объективный анализ можно получить с помощью подхода к организации сложных экспертиз, базирующихся на использовании методов структуризации, косвенных количественных и информационных оценок степени целесоответствия  исследуемых компонентов (факторов, средств автоматизации и т.п.), т.е. их влияния на реализацию целей предприятия. Содержание данного подхода изложено в [8].

  •  Морфологические методы. Основная идея морфологического подхода – систематически находить наибольшее число, а в пределе все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путём комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах. Отправными точками системного исследования являются :
  •  равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;
  •  ликвидация всех оценок и ограничений до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;
  •  максимально точная формулировка поставленной проблемы.

Кроме данных положений астроном Ф.Цвикки (венгр по происхождению) предложил ряд способов (методов) морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика, метод экстремальных ситуаций (МЭС), метод сопоставления совершённого с дефектным (МССД), метод обобщения (МО). Наибольшую известность получили три первых метода.

Метод систематического покрытия поля предполагает, что существует некоторое число ”опорных” знаний в любой исследуемой области. Этими пунктами могут быть теоретические положения, эмпирические факты, известные на данный момент компоненты сложной системы, открытые законы (закономерности), в соответствии с которыми протекают различные процессы. Исходя их ограниченного числа опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышления (в т.ч. различных мер близости), с помощью данных методов определяются варианты решения поставленной проблемы.

Метод отрицания и конструирования реализуется с помощью трёх этапов:

  1.  формирование ряда высказываний (положений, утверждений, аксиом и т.д.), соответствующих современному уровню развития исследуемой области знаний;
  2.  замена одного, нескольких или всех сформулированных высказываний на противоположные;
  3.  построение всевозможных следствий, вытекающих из такого отрицания и проверка непротиворечивости вновь полученных и оставшихся неизменными высказываний. МОК может быть реализован в форме одного из методов “мозговой атаки” или метода “судов”.
  4.  Метод морфологического ящика основан на формулировании и анализе морфологической таблицы – морфологического ящика. Построение и исследование морфологического ящика проводится в пять этапов:
  5.  формулировка поставленной проблемы;
  6.  определение параметров (классификационных признаков) pn, от которых зависит разрешение проблемы (процедура анализа может быть итеративной с изменением набора pn по мере уточнения представлений об исследуемом объекте или процессе принятия решений);
  7.  деление параметров pn на их значения p(формирование классификаторов по выбранным признакам pn) и представление их в виде матрицы-строк:

                                      …,

,                           

,                      ,…

,     ,…

Набор значений (по одному из каждой строки) различных параметров представляет собой возможный вариант решения моделируемой задачи, например, вариант < ,,…, >; общее число вариантов, содержащихся в морфологическом ящике, R-k1*k2*ki*…*km, где ki (I=1,2…,m)-число значений i-го параметра;

  1.  оценка всех имеющихся в МЯ вариантов;
  2.  выбор наилучшего варианта решения задачи.

Возможны следующие варианты пути выбора решений и морфологического ящика:

  •  применение одного критерия, полностью исключающего все варианты решений, кроме одного (рис.2);

  

Рис.2

  •  

последовательное применение нескольких критериев А, В, С , постепенно исключающих все варианты, кроме одного (рис.3)

                                                 Рис.3

  •  расчленение проблемы на подпроблемы (задачи) и последовательное применение нескольких критериев для выбора по одному варианту решения по каждой из подпроблем (подзадач), которые вместе взятые и составляют решение (рис.3)

 

  1.  

                                                       Рис.4

Таким образом, задача проектирования (совершенствования) оргструктуры не может быть полностью формализована, это качественно-количественная проблема, для решения которой следует сочетать методы формализованного представления систем и методы активизации интуиции и опыта специалистов, что обусловлено сложностью задачи, необходимостью учёта большого числа разнородных факторов, в числе которых много трудноформализуемых.

Для полноты учёта этих факторов целесообразно сочетать методы структуризации целей и методы организованного моделирования, которые дополняют друг друга, обеспечивая возможность анализа качественных и количественных характеристик: метод структуризации целей позволяет определить состав и содержание функций управления с учётом внешних и внутренних условий деятельности предприятия, а также обеспечить полноту анализа факторов, характеризующих эти условия и влияющих на объём работ по управлению; с помощью метода организационного моделирования можно количественно оценить степень этого влияния и перейти от структуры целей и функций к структуре органов управления.

2. Содержание обобщённой методики совершенствования организационных структур систем управления.

На основе приведённого анализа существующих подходов к проектированию (совершенствованию) оргструктур и методик, сочетающих подходы, и использующих различные методы, разработана обобщённая методик проектирования организационной структуры (рис.5), которая может быть использована с целью разработки частных методик для конкретных предприятий (организаций). В данной методике предусматривается возможность использования разных методов, моделей и их выбор с учётом конкретных условий и предпочтений ППР. В методике используется сочетание системно-целевого и функционально-технологических  подходов.

В ходе первого этапа при разработке концепции создания (развития) объекта управления и системы организационного управления должны быть решены вопросы о роли оргструктуры, выборе её формы, о принципах проведения преобразований. Основными методами здесь являются: различные формы мозговой атаки, сценарии, отражающие варианты концепции, методы организации сложных экспертиз.

Параллельно или после разработки концепции может быть проведено обследование существующей или аналогичных систем управления (этап 2). При этом используются архивный – на основе анализа документов существующей системы управления и опросный – путём анкетирования или интервьюирования  работников аппарата управления – методы. Однако данные методы связаны не только со значительными затратами труда и времени, не только с полной согласованностью результатов обследования, получаемых разными исследователями, но с тем, что результаты обследования отражают мнение работников аппарата данной организации, т.е. заинтересованных лиц. Учитывая данные недостатки пассивных методов обследования, используют активный подход к обследованию, основанный на принятой концепции, а в дальнейшем обследование может уточнятся после формирования структуры целей и функций системы управления с использованием автоматизированной процедуры, базирующейся на полученной структуре функций.

 

                                                                  Рис.5.

Третий и четвёртый этап аналогичны первому и второму этапам методики формирования и анализа структур целей и функций, но с большей детализацией функций, поскольку их  надо связывать с конкретными исполнителями. Получив множество детализированных функций целесообразно разработать модели, на основе которых можно уточнить  трудоёмкость выполнения функций, затраты на организацию их выполнения и др. характеристики, необходимые для формирования и оценки вариантов структуры, т.е. перейти к выполнению пятого этапа.

При проектировании новых предприятий наиболее предпочтительными являются имитационное динамическое моделирование и анализ организационно-технологических процедур.

При применении имитационного динамического моделирования предполагается выполнение следующих подэтапов:

  •  Анализ вербального описания (концепции) системы управления и факторов, влияющих на оргструктуру и определение на этой основе экзогенных и эндогенных переменных модели;
  •  Построение диаграмм причинно-следственных связей, и выделение среди переменных уровней и темпов;
  •  Построение на основе диаграммы причинно-следственных связей диаграммы потоков и уровней;
  •  Перевод диаграммы потоков и уровней в математическую форму, т.е. написание конечно- разностных уравнений динамики моделей;
  •  Проведение машинных экспериментов с использованием одного из языков имитационного моделирования, включая верификацию моделей;
  •  Анализ результатов моделирования.

Формирование и анализ организационно-технических процедур подготовки и реализации управленческих решений позволяет наиболее точно отразить процессы в существующей системе управления (или её проектные варианты) и оценить трудоёмкость их реализации, затраты и другие показатели, влияющие на выбор варианта оргструктуры. Однако данный процесс весьма трудоёмок и требует разработки автоматизированных процедур моделирования.  

Последний этап - формирование вариантов оргструктур и выбор наилучшего. При его выполнении необходимо сгруппировать функции управления таким образом , чтобы распределить их по подразделениям оргструктуры , создаваемым (или существующим) для их выполнения. В случае проектирования новых предприятий рекомендуется вводить меры связности (меры близости) функций и сформировать подразделения на основе выбранных функций связности. При оценке связности можно использовать экспертные процедуры, теорию графов , классификационный подход. В состав этапа  №6 должен входить также подэтап сравнительного анализа вариантов оргструктуры с точки зрения ее формы. Организационная структура создается для того, чтобы руководитель мог сохранять целостное представление о системе управления. Для обеспечения этого оргструктура должна обладать рядом требований:   

  •  Подразделения оргструктуры должны обеспечивать выполнение всех необходимых функций управления;
  •  Расчленение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные части логически независимыми; равномерно структурированные системы обладают большей целостностью и устойчивостью;
  •  Число уровней во всех ветвях должно быть одинаковым;
  •   Признаки декомпозиции (структуризации) в пределах одного уровня (или, по крайней мере, узла) должны быть едиными; это обеспечивает лучшую управляемость;
  •    в структуре не должно быть так называемых “вырожденных” ветвей, т.е. ветвей, которые не расчленены хотя бы на две составляющих, поскольку в противном случае подчинённые друг другу неразветвлённые ветви практически дублируют друг друга; снижая эффективность системы управления;
  •   в следствии ограниченных возможностей оперативной памяти человека число уровней иерархии и число компонентов в каждом узле должно быть k=q2, иначе трудно принимать решения.

Сравнение предлагаемых вариантов оргструктуры должно проводится с точки зрения выполнения этих требований.

Заключение

1. Разработка  реализация процесса совершенствования организационных структур в условиях рыночной экономики является одной из сложных проблем теории систем и системного анализа. Накопленный опыт позволяет выделить три подхода к разрешению этой проблемы: нормативно-функциональный, функционально-технологический, системно-целевой, которые не являются взаимоисключающими, но имеют ряд принципиальных особенностей. В условиях проектирования принципиально новых предприятий, при существенном изменении требований среды в новых экономических условиях и появлении новых прав, появлением необходимости выполнения системой управления принципиально новых функций системно-целевой подход  предпочтительнее нормативно-функционального и функционально-технологического. Однако, если соединить преимущества данных методов и применять их  на различных этапах проектирования, то получаемые методики позволяют не только обосновывать корректировку существующих оргструктур, но и разрабатывать варианты новой оргструктуры для проектируемого предприятия.

При этом целесообразно использовать методы проектирования оргструктур такие, как: метод аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей, метод задач, метод организационного моделирования.

2. Задача совершенствования (проектирования) оргструктуры не может быть полностью формализована, это – качественно-количественная проблема, для решения которой следует сочетать методы формализованного представления систем и методы активизации интуиции и опыта специалистов, что обусловлено сложностью задачи, необходимостью учёта большого числа разнородных факторов, в числе которых много трудноформализуемых. К последним следует отнести методы типа “мозговой атаки” или коллективной генерации идей, методы типа “сценариев”, методы структуризации, методы экспертных оценок, методы типа “Дельфи”, методы организации сложных экспертиз, морфологические методы. Выбор того или иного метода зависит от степени неопределённости проблемной ситуации, для исследования (проектирования) которой разрабатывается методика и модели. Поэтому при разработке целесообразно в начале обосновать, каким классом систем может быть отображена проблемная ситуация, и на этой основе решать вопрос о выборе методов моделирования.

3. Обобщённая методика совершенствования организационных структур систем управления использует сочетание системно-целевого и функционально-технологического подходов, предусматривает возможность использования разных методов, моделей и выбор метода с учётом конкретных условий предпочтений лица, принимающего решение. Для сохранения целостного представления о системе управления к организационной структуре предъявлен рад требований, по которым целесообразно проводить сравнение предлагаемых систем организационного управления. Приведенные требования не всегда совместимы (что связано с особенностями конкретных организаций), и на практике нужно искать компромиссы. Однако по возможности следует стремится к их выполнению. Особое внимание следует обращать на сравнительный анализ оргструктур с точки зрения обеспечения целостности и устойчивости, с одной стороны, и представления свободы в проявлении инициатив работникам предприятия, с другой, т.е. оценке вариантов оргструктуры с точки зрения централизации – децентрализации управления.

Контрольные вопросы

  1.  Какие подходы выделяют при проектировании оргструктур? Изложите их суть и принципиальные особенности.
  2.  Дайте характеристику методов проектирования оргстуктур.
  3.  Изложите содержание методов типа «мозговой атаки» или коллективной генерации идей.
  4.  Что понимается под сценарием?
  5.  Что подразумевает термин «дерево»? Приведите примеры различных трактований данного термина.
  6.  Изложите содержание методов эксцентричных оценок.
  7.  Дайте характеристику методов организаций сложных экспертиз.
  8.  В чем идея морфологического подхода? Отправные точки системного исследования.
  9.  Назовите способы морфологического моделирования. Изложите содержание методов систематического покрытия поля, отрицания и конструирования, морфологического ящика.
  10.  Перечислите этапы методики совершенствования оргструктур систем управления. Дайте  их краткую характеристику.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47370. Основные сведения о работе с программами обработки текстов, таблиц, презентаций, макетирования и верстки 66.3 KB
  В работе специалиста по СсО и рекламе с ПК значительная доля времени расходуется на создание, редактирование и печать документов. Привычные современному пользователю программы для работы с документами редко выпускаются на рынок как отдельные продукты.
47371. Компьютерная графика. Графическое представление информации 57.87 KB
  Графическое представление информации используется во многих областях визуальной коммуникации: от произведений изобразительного искусства, которое призвано будить у человека эмоции и вызывать чувство прекрасного, до всевозможных символов, например дорожных знаков, которые предназначены только для информативных целей и у опытных водителей могут даже не достигать области осознаваемого восприятия.
47372. Системы оптического распознавания текста 25.01 KB
  Системы оптического распознавания текста (Optical Character Recognition — OCR-системы) предназначены для автоматического ввода печатных документов в компьютер.
47373. Системы машинного перевода 24.33 KB
  Традиционный перевод текстов, т.е. без применения средств автоматизации, многих перестает устраивать, поскольку требует больших затрат времени и, главное, знаний и навыков. Благодаря возможностям компьютера появилась возможность перевода текстов без знания языка и достаточно быстро.
47374. Расчет внутрицеховой сети и электрофикация участка 112.21 KB
  Электрическая энергия - самый распространенный вид энергии, который используется человеком. На протяжении истории республики Беларусь электроэнергетика была важнейшим рычагом в осуществлении структурного и технического производства в народном хозяйстве.
47375. Кинематические характеристики механизмов 843 KB
  Основным назначением механизма является выполнение им требуемых движений. Эти движения могут быть описаны посредствам его кинематических характеристик. К ним относят координаты точек и звеньев, их траектории, скорости и ускорения...
47376. Работа с аудио- и видеофайлами 48.32 KB
  При кодировании звука этот сигнал надо представить в виде последовательности нулей и единиц. На качество воспроизведения закодированного звука в основном влияют два параметра: частота дискретизации - количество измерений амплитуды за секунду в герцах и глубина кодирования звука (битрейт)...
47377. Психологическая оценка особенностей эмоциональной сферы младших школьников из неполных семей 377.5 KB
  Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания, значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.