62331

Религия Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В Шумере разрабатывали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий. Религиями были разработаны представления о загробной судьбе человека.

Русский

2014-06-09

19.14 KB

156 чел.

Тема 2.4. Религия Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Урок 7

Тема урока: «Религия древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций»

1 вопрос. Религия древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе.

В Шумере разрабатывали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий.

Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией. Во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное природное явление или сферу человеческой деятельности.

Религии, в которых присутствует много богов, называют политеистическими религиями, или язычеством.

Религиями были разработаны представления о загробной судьбе человека.

Развитие древневосточных обществ постепенно привело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистические религии, вызванные кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Египетский фараон Эхнатон приказал всем подданным почитать бога Солнца Атона, но единобожие в Египте не утвердилось.

Долгое время единственной монотеистической религией являлась религия древних евреев – иудаизм, но он остался национальной религией.

Религиозные верования играли огромную роль в истории Древней Индии, где произошла эволюция ведической религии древних ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения были созданы в Древнем Китае. Мудрец Конфуций (551-479 гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерархический порядок, составляющий основу жизни общества. Старший современник Конфуция Лао Цзы (VI-V вв. до н.э.) стал создателем даосизма, изложив его основы в трактате «Дао дэ Цзин» («Канон Пути и Благодати»).

В Европе: в Греции, Риме и Древней Руси было язычество, обусловленное зависимостью человека от сил природы и поклонение им. Силы природы воплощались в божеств, которым приносились жертвы, в том числе и человеческие.

2 вопрос. Становление мировых религий.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Индии в VI-V вв. до н.э. Некоторые ученые относят к мировым религиям зороастризм, появившийся у индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Христианство стало мировой религией. Оно символизировало кризис античных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства.

Отличия христианства от предшествующих религий:

1. В христианстве существует лишь один Бог, в противоположность политеизму античного мира.

2. Бог в христианстве предстает абсолютным властелином и творцом мира, в отличие от олимпийских богов, олицетворяющих отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса.  Бог в христианстве отделен от мира, являющегося лишь его творение, и наделен сверхъестественными способностями. Бог создал самого человека как вершину своего творения, создав по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способностью к творчеству.

Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивидуума от коллектива. Возрастает роль личности. Меняется мир. Время перестает быть цикличным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения богом и конец, обозреваемый в будущем как Страшный Суд. Человек стал песчинкой в этом мире, при этом самой значительной и выдающейся.

Мухаммед – араб, объединивший воевавшие друг с другом арабские племена и основавший третью, после буддизма и христианства, мировую религию – ислам или мусульманство.

3 вопрос. Культурное наследие древних цивилизаций.

Определение культуры.

Под запись.

Под культурой понимают все достижения людей, плоды их деятельности.

Повторить, что понимают под материальной и духовной культурой.

Вспомнить, когда появляется культура. С появлением человека. Различия между культурой первобытной периода и периода цивилизации. Важное отличие – наличие письменности. Шумерская и египетская система письма возникли примерно одновременно, более 5 тыс. лет назад. Они имели общие черты: письменные знаки передавали отдельные слова, слоги и звуки. Значительное влияние на развитие письменности оказал материал для письма – в Египте папирус, в Месопотамии – глина. Египетскую письменность называют иероглифической, а шумерскую – клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у других народов Передней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для письменности Японии и Кореи.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.

Первоначально записывали священные гимны, затем – сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний появилась литература. «Сказание о Гильгамеше» - повествование о подвигах царя шумерского города Урук Гильгамеше, о его дружбе с чудовищем Энкиду  и о тщетных поисках бессмертия (самое древнее литературное произведение). Древние сказания ариев – основа индийских поэм «Махабхарата» и «Рамаяна».  Были произведения, героями которых были обычные люди.

Архитектурные памятники Древнего Востока – египетские пирамиды; в Луксоре (Фивы) – громадный дворец фараона Аменхотепа III. Здесь же расположены храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Остатки архитектурных сооружений Месопотамии: ворота богини Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных. Они восстановлены и хранятся в Пергамском музее в Берлине. Сохранились скульптурные изображения богов и людей (больше всего найдено в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображают сцены загробной жизни. Египетские рельефы и скульптуры делались по определенным канонам. Лицо человека, его локти и ноги изображались в профиль, глаза и плечи – в фас (спереди). Фигуры фараонов и богов по размерам были больше фигур простых смертных. При фараоне Эхнатоне (1419-1400 гг. до н.э.) произошел отход от многих канонов. Особенности конкретных людей не только не скрывали, но и подчеркивали. Всемирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

Храмовое зодчество Шумера отличается применением высоких платформ. Храмовые башни – зиккураты – вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из 3 ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.

В древневосточных странах зарождались научные знания, связанные с хозяйственной деятельностью. Высчитывали время для посева и сбора урожая, наблюдая за небесными телами (Солнцем, Луной, планетами и звездами). Появилась астрономия – наука о небесных телах. Жрецы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. До нас дошли из древности деление суток на 24 часа и пр.

Медицина была известна египтянам. Изготовление мумий помогло в изучении строения тела человека. Предполагается, что в Египте существовали медицинские училища. Врачи Древнего Китая освоили методы иглоукалывания, диеты, лечебной гимнастики.

Особенности культуры Древней Греции.

Памятник крито-микенской (III – II тыс. до н.э.) архитектуры Кносский дворец царя Миноса. Главная достопримечательность этого дворца – фресковая живопись. Эпические произведения греков – «Илиада» и «Одиссея». Финикийский алфавит – основа греческого алфавита, в котором появились гласные. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей – строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорический.

Греческий храм считался жилищем бога, в котором находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь – храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.  

Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. Греческий театр и аттическая трагедия. Античная культура  заложила основы эстетики, представления о гармонии мировой культуры и выразив таким образом, свое отношение к миру.

Закрепление темы:

1.Назовите религии древнего мира и их основателей.

2. Объясните термин «язычество». Приведите примеры.

3. Назовите мировые религии. Каковы их особенности?

4. Дайте оценку культурного наследия древних цивилизаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53131. Федеративна Республіка Німеччина 70.5 KB
  Частина світу сторона світу країни карлики 25 держав колонізатори країни Західної Європи. Число Андрій Шевченко чудеса світу країни великий Велика сімка. Мотивація навчальної діяльності При знайомстві з регіоном Західної Європи ми зясували що країни цього регіону входять до числа розвинених країн світу а чотири з них Німеччина Італія Франція Великобританія члени Великої сімки. Інструктивна картка №1 Політологи фізико географи Загальні відомості про країну: назва; площа; форма правління; ...
53132. Свята в Німеччині та в Украіні 220.5 KB
  Guten Tag, liebe Kinder und liebe G?ste! Ich freue mich sehr, euch alle zu sehen und ich hoffe, dass ihr gute Zeit haben werdet. Feste und Br?uche spielen eine wichtige Rolle im Leben des Volkes. Und Deutsche haben Feiertage auch sehr gern. Der deutsche Dichter Joseph von Eichendorff hat?ber Feiertage ein Gedicht geschrieben...
53133. Leseverstehen. Das Märchen „Das Salz“ 52 KB
  Die dritte Tochter weinte und verließ ihren Vater. Aber bald sah man keine fröhlichen Menschen mehr. Brot ohne Salz, Fleisch ohne Salz, Gemüse ohne Salz -- das alles schmeckte den Menschen nicht. Sie hatten keinen Appetit mehr, sie wollten nicht mehr essen. Auch die Arbeit bereitete ihnen keine Freude mehr. Der König sah das alles. Das Essen schmeckte ihm auch nicht. Es gab kein Salz im Land mehr.
53135. Йоганн Вольфганг фон Гете – виразник ідей Просвітництва. Творчий і життєвий шлях письменника. Образ Фауста у літературі, музиці, малярстві 82.5 KB
  Liebe Freunde! Ich wünsche euch einen wunderschönen Guten Morgen und freue mich euch wiederzusehen. Wir werden heute über die Gestalt des Faust und den Unterstied dieser Gestalt im Werken von Goethe und Puschkin sprechen und wie diese Gestalt des Faust sich in der Musik und Malerei widergespiegelt hat.
53136. Гетьманщина наприкінці ХVІІ - у першій половині ХVІІІ ст 124.5 KB
  Підручники таблиця Іван Мазепа роздатковий матеріал. Мазепа біографія Дискусійний клуб Обери позицію: дати оцінку діяльності І. Мазепа історична постать неоднозначна таємничо загадкова і до цього часу. В літературних творах оспівано його образ...
53137. Гідросфера. Позакласний захід (КВК) з географії для 6 класу 40.5 KB
  ХІД ГРИ Ведучий: Сьогодні ми проводимо географічний КВК під час вивчення теми Гідросфера. Одиниця вимірювання солоності води проміле. На Дніпрі споруджено 6 великих водосховищ які створюють величезний запас води для більш посушливих південних і східних областей України. Значна кількість дніпровської води подається каналами і трубопроводами в південні і східні регіони України з постійним дефіцитом прісної води.
53138. РОЗРОБКА УРОКУ – ГРИ «СВИСТАТИ ВСІХ НАГОРУ!» (УЗАГАЛЬНЮЮЧИЙ УРОК З ГЕОГРАФІЇ У 7 КЛАСІ) 249 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Гідросфера»; вдосконалювати навички та вміння використовувати набуті знання на практиці у нестандартних ситуаціях; підвищити інтерес до вивчення географії за допомогою ігрової форми,
53139. Гідросфера. Узагальнення (урок – гра у 6 класі) 89.5 KB
  Якщо тему добре знаєш То мене ти відгадаєш Запитання: Про що йде мова У яких станах може перебувати вода на Землі Твердому рідкому газоподібному. Запитання: Яке явище описано у вірші Що є основною причиною утворення кругообігу води в природі Енергія Сонця. Запитання: Про які кольорові моря йде мова Жовте Чорне Червоне Біле . Запитання: Яка основна причина океанічних течій ...